Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Жизненный путь гоголя кратко. Жизнь и творчество Гоголя Н В

Жизненный путь гоголя кратко. Жизнь и творчество Гоголя Н В

Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года - Гоголь-Яновский). Родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах Полтавской губернии - умер 21 февраля (4 марта) 1852 года в Москве. Русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл, на границе Полтавского и Миргородского уездов (Полтавская губерния). Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святителя Николая.

Согласно семейному преданию, он происходил из старинного казацкого рода и предположительно был потомком Остапа Гоголя - гетмана Правобережного Войска Запорожского Речи Посполитой. Некоторые из его предков приставали и к шляхетству, и ещё дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский (1738-1805), писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации», хотя большинство биографов склонны считать, что он всё же был «малороссом».

Ряд исследователей, чьё мнение сформулировал В. В. Вересаев, считают, что происхождение от Остапа Гоголя могло быть сфальсифицировано Афанасием Демьяновичем для получения им дворянства, так как священническая родословная была непреодолимым препятствием для приобретения дворянского титула.

Прапрадед Ян (Иван) Яковлевич, воспитанник Киевской духовной академии, «вышедши в российскую сторону», поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание «Яновских». (По другой версии они были Яновскими, так как жили в местности Янове). Получив дворянскую грамоту в 1792 году, Афанасий Демьянович сменил фамилию «Яновский» на «Гоголь-Яновский». Сам Гоголь, будучи крещёным «Яновский», по-видимому, не знал о настоящем происхождении фамилии и впоследствии отбросил её, говоря, что её поляки выдумали.

Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), умер, когда сыну было 15 лет. Полагают, что сценическая деятельность отца, который был замечательным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра, определила интересы будущего писателя - у Гоголя рано проявился интерес к театру.

Мать Гоголя, Мария Ивановна (1791-1868), рожд. Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет в 1805 году. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше неё.

Помимо Николая в семье было ещё одиннадцать детей. Всего было шесть мальчиков и шесть девочек. Первые два мальчика родились мёртвыми. Гоголь был третьим ребёнком. Четвёртым сыном был рано умерший Иван (1810-1819). Затем родилась дочь Мария (1811-1844). Все средние дети также умерли в младенчестве. Последними родились дочери Анна (1821-1893), Елизавета (1823-1864) и Ольга (1825-1907).

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке малороссийского быта, как панского, так и крестьянского. Впоследствии эти впечатления легли в основу малороссийских повестей Гоголя, послужили причиной его исторических и этнографических интересов; позднее из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности и мистицизма, к концу жизни овладевшими всем существом Гоголя.

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для подготовки к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828). Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

В плохом обучении была, по-видимому, отчасти виновата и сама гимназия высших наук, в первые годы своего существования не слишком хорошо организованная; например, история преподавалась методом зубрёжки, преподаватель словесности Никольский превозносил значение русской литературы XVIII века и не одобрял современной ему поэзии Пушкина и Жуковского, что, впрочем, лишь усиливало интерес гимназистов к романтической литературе. Уроки нравственного воспитания дополнялись розгой. Доставалось и Гоголю.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в кружке товарищей, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Герасим Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; Александр Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Николай Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился).

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. В то время он писал элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму и повесть, а также сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым ревностным участником (ещё со второго года пребывания в Нежине). Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики - не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского.

Смерть отца была тяжёлым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он даёт советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе.

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей.

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, стать чиновником, отдаться литературе.

В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родному краю, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Но до этого он издал под псевдонимом В. Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен» (1829), которая была написана ещё в Нежине (он сам пометил её 1827 годом) и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению.

В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек, но через месяц вернулся опять в Петербург (сентябрь 1829) - и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. «Его тянуло в какую-то фантастическую страну счастья и разумного производительного труда», - говорит его биограф; такой страной представлялась ему Америка. На деле вместо Америки он попал на службу в III Отделение благодаря протекции Фаддея Булгарина. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов (апрель 1830), где он оставался до 1832 года.

В 1830 году завязываются первые литературные знакомства: Орест Сомов, барон Дельвиг, Пётр Плетнёв. В 1831 году происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность.

Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из малорусского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы. Он уже́ принимал некоторое участие в изданиях того времени: в начале 1830 года в «Отечественных записках» Свиньина был напечатан (с правками редакции) «Вечер накануне Ивана Купала»; в то же время (1829) были начаты или написаны «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь».

Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига «Литературная газета» и «Северные цветы», где была помещена глава из исторического романа «Гетьман». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, склонной к мистицизму, - после они сблизились очень тесно.

Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, - но на поприще не служебном, а литературном.

В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы: его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято.

Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот.

У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти (впоследствии Смирновой). Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни.

Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями (в первой были помещены «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Пропавшая грамота»; во второй - «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть, старинная быль», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место»).

Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором, произвели большое впечатление на . Следующими сборниками были сначала «Арабески», потом «Миргород», оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830-1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной.

Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным, Михаилом Максимовичем, Михаилом Щепкиным, Сергеем Аксаковым.

Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы».

Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы.

С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины, где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории.

Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья.

В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» (две части, СПб., 1835), где было помещено несколько статей популярно-научного содержания по истории и искусству («Скульптура, живопись и музыка»; «Несколько слов о Пушкине»; «Об архитектуре»; «О преподавании всеобщей истории»; «Взгляд на составление Малороссии»; «О малороссийских песнях» и пр.), но вместе с тем и новые повести «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».

Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» (две части, СПб., 1835). Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Впоследствии (1842) «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа - крестьянско-казацкие восстания 1637-1638 годов, предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий - войскового капеллана Симона Окольского.

К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина (1836) и Плетнёва (1842) и в первом собрании сочинений (1842); к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина (1842).

К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы.

Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.

«Ревизор» вызвал бесконечную работу определения плана и деталей исполнения; существует целый ряд набросков, в целом и частями, и первая печатная форма комедии явилась в 1836 году. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая.

«Ревизор» имел необычайное действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало всё то общество, которое почувствовало, что дело идёт о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само оно пребывает.

Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест.

Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой - высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды.

Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина (1836), остальные - в первом собрании его сочинений (1842).

В том же собрании явились в первый раз «Женитьба», наброски которой относятся к тому же 1833 году, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу.

В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение - «Мёртвые души», но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему.

За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее.

В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей.

Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил.

Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву, где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».

Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.

Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Она вышла в свет в Москве («Похождения Чичикова или Мёртвые души, поэма Н. Гоголь», М., 1842).

В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке своих ближайших друзей - Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше.

Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации - он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого посланничества.

Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца.

Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ».

В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями» (СПб., 1847).

Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. 1840-е годы - пора формирования и размежевания двух различных идеологий в современном ему русском образованном обществе. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий - западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья-Аксаковы отвернулись от него.

Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе - Серафим Саровский, Игнатий (Брянчанинов) и др.

Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя «натуральной школы», было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме из Зальцбрунна.

Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. О. Смирнова и П. А. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами партий и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд.

В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мертвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории, и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных... Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С. Т. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё».

В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. «Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорит он. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия».

Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены А. С. Хомякова - Екатерины Михайловны, которая была сестрой его друга Н. М. Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт.

С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их (ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной»).

Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест. 10 февраля он вручил графу А. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях.

Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11-12 (23-24) февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.

20 февраля врачебный консилиум (профессор А. Е. Эвениус, профессор С. И. Клименков, доктор К. И. Сокологорский, доктор А. Т. Тарасенков, профессор И. В. Варвинский, профессор А. А. Альфонский, профессор А. И. Овер) решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг скончался.

Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. П. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя.

По инициативе профессора МГУ Тимофея Грановского похороны проводились как общественные; вопреки первоначальному желанию друзей Гоголя, по настоянию начальства, писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля (7 марта) 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии, 20, 8). По преданию, И. С. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму (гранильщики называли его «черноморский гранит»).

В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Туда же была перенесена и Голгофа.

Официальный акт экспертизы, составленный сотрудниками НКВД и ныне хранящийся в РГАЛИ (ф. 139, № 61), оспаривает малодостоверные и взаимоисключающие друг друга воспоминания участника и свидетеля эксгумации писателя Владимира Лидина. Согласно одним его воспоминаниям («Перенесение праха Н. В. Гоголя»), написанным спустя пятнадцать лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Г. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. В. Алёхин. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. А. Бахрушина. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями (и самим Лидиным) при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Г. Лидина.

В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского, на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».

Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её с уже соскобленной надписью обнаружила Е. С. Булгакова, подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа, . Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гоголя Николая Васильевича

Николай Васильевич Гоголь – известный русский прозаик, драматург, поэт, публицист, критик, один из величайших классиков русской литературы.

Детство и юность

Николай Васильевич родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в селе Сорочинцы, Полтавская губерния. Имя свое получил в честь Святого Николая. При рождении получил фамилию Яновский, чуть позже – Гоголь-Яновский. Впоследствии от второй части фамилии отказался.

Отец Николая – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский – родился в 1777 году, умер в 1825 году, когда сыну было всего 15 лет. Василий Афанасьевич увлекался сценической деятельностью, создавал пьесы для домашнего театра. Существует версия, что именно эти его увлечения и повлияли на склонность Николая Васильевича к искусству.

Мать Николая – Мария Ивановна Косяровская – родилась в 1791 году, умерла в 1868 году. Современники утверждают, что это была женщина неземной красоты. Помимо Николая, у нее было еще 11 детей. Не все из них, увы, смогли вырасти, некоторые из них родились мертвыми, некоторые умерли в раннем детстве.

Когда Николаю Васильевичу исполнилось 10 лет, он отправился в Полтаву к местному учителю для подготовки к обучению в гимназии. Спустя некоторое время он, Николай, начал обучение в Гимназии высших наук в городе Нежин, где проучился с мая 1821 года до июня 1828 года. Старательным учеником его назвать нельзя, но благодаря феноменальной памяти никогда не терпел фиаско на экзаменах. Особенно хорошо ему давались русская словесность и рисование.

В гимназии Николай встретил единомышленников, разделявших его страсть к литературе – Герасима Высоцкого, Александра Данилевского и других. Вместе они выписывали журналы и даже создали свой рукописный журнал, в котором Николай Васильевич публиковал свои стихи.

В возрасте 15 лет, когда не стало отца Гоголя, Николай берет на себя заботы о матери, которая, считая своего сына гениальным, помогает ему материально в его обучении. Понимая, насколько тяжело его образование дается родным людям, Николай Васильевич отвечает ей искренней любовью. А впоследствии отказом от наследства в пользу сестер.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Творческий путь

В декабре 1828 года Гоголь уехал в город Санкт-Петербург. Здесь его встречают и тяготы, и горести жизни большого города, бедность и отчаяние. Но, несмотря на это, именно здесь появились его первые публикации в таких именитых изданиях, как «Сын Отечества» и «Северный Архив». Спустя некоторое время отдельными книгами вышли в свет его произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ревизор».

Через год после прибытия в Петербург Николай получил место в Департаменте государственного хозяйства и общественных зданий, спустя еще год – в Департаменте уделов. После этого он преподавал историю в Патриотическом институте и был адъюнкт-профессора в Петербургском университете на кафедре всеобщей истории. Двигаясь по служебной лестнице в течение 6-ти лет, Гоголь завязал множество полезных знакомств, а также сделал себе неплохое имя. В 1834 году Гоголь Николай Васильевич был принят в Общество любителей российской словесности при Московском университете, в то же время ему был пожалован бриллиантовый перстень от Императрицы за труды в Патриотическом институте. В феврале 1845 года Гоголю присвоили звание почетного члена Московского университета.

В 1836 году Николай отправился за границу, где пробыл около 10-ти лет. С перерывами он жил в, Швейцарии, Франции, Швейцарии, Риме, Германии, Иерусалиме. В Париже Гоголь познакомился с графом Толстым. Они быстро подружились на почве общих религиозных и нравственных убеждений. Об этом свидетельствуют несколько писем «Выбранных мест из переписки с друзьями», которые были адресованы графу Толстому от Гоголя.

С 1835 по 1852 годы Николай Васильевич неустанно работает над своим самым главным произведением - поэмой «Мертвые души». Первый том «Мертвых душ» был завершен летом 1841 года. И уже в сентябре Гоголь отправился в Россию, чтобы издать свою книгу. Изначально книгу было решено запретить, но благодаря помощь влиятельных друзей Гоголя была допущена к печати лишь с незначительными изменениями. Второй том так и не был увиден публикой. Автор сжег его «под влиянием злого духа» в феврале 1852 года.

Смерть

Через несколько дней после того, как исчез второй том «Мертвых душ», Николай Васильевич перестал есть. Ему пытались помочь, но безуспешно – Гоголь сам был готов к смерти и терпеливо ждал ее. Принудительное лечение лишь ухудшило состояние писателя. Не прожив еще и суток, Гоголь скончался от истощения.

Николай Васильевич Гоголь прожил короткую, но насыщенную событиями, жизнь. О нём и по сей день много говорят, на его произведениях выросло не одно поколение, они пользуются спросом в школах, на их основе создаются художественные картины. Имя этого писателя, безусловно, оставило значительный след в истории.

Детство

В 1809 году, весной 20 марта, в семье простого помещика Гоголя родился мальчик, которого стали величать Николаем, по отчеству - Васильевичем. Его семья проживала в небольшом местечке Полтавской губернии. Тогда оно называлось Великие Сорочинцы.

Детство будущего писателя проходило недалеко от села Диканька, там у его родителей было собственное имение. Творческую натуру в маленьком Гоголе раскрыл его отец, который являлся поклонником искусства и театра, сочинителем комедий и стихов. Образование мальчик получал в стенах дома.

Юность

По окончании домашнего обучения, Гоголь 2 года провёл в уездном училище Полтавской губернии, после чего благополучно поступил в гимназию г. Нежин. Это учреждение было создано для обучения провинциальных дворянских детей.

Юный Гоголь здесь научился рисовать, играть на сцене и на скрипке. В своём будущем он видел себя юристом, мечтая вершить правосудие. Но литература взяла верх над его мечтами.

Несмотря на неудачные пробы, которые он провалил в декабре, после окончания гимназии (1828 год), его отношение к литературе и стремлению развиваться в этом направлении не угасло.

В 1829 году он стал мелким чиновником. Его однообразную скучную жизнь скрашивала живопись, которой он занимался в Академии художеств, и литература.

Творчество

В 1830 году Гоголь написал свой первый труд. Им стала повесть «Басаврюк», которая позже была переработана в «Вечер накануне И. Купала» .

В своих кругах общения у молодого Гоголя было немало известных людей: Пушкин , Вяземский, Брюллов и многие другие. Такие знакомства расширяли его кругозор, помогая в развитии его деятельности. С Пушкиным он дружил.

Литературно известным Николай Васильевич стал после выхода в свет книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», на создание которой он посвятил 1831-32 годы своей жизни. В ее состав входит знаменитая повесть «Сорочинская ярмарка» .

В последующем году Гоголь решил связать свою деятельность с научно-педагогической практикой, и уже в 1834 году его назначили адъюнкт-профессором в университете Санкт Петербурга (кафедра всеобщей истории). Этот опыт и изучение украинской истории послужили созданию его нового произведения «Тарас Бульба».

Через год после своего назначения Гоголь покинул кафедру и полностью поглотился литературной работой, написав такие произведения, как: «Вий» , «Тарас Бульба», «Ревизор» и сборники повестей «Миргород» и «Арабески» ...

Наиболее значимым произведением, посвящённым Петербургу, стала повесть «Шинель» . Над этим трудом Николай Васильевич работал около 7 лет, закончив лишь в 1842 году, хотя черновой вариант было готов уже в 1836. В это же время он работал и над другими произведениями. В 1841 году он написал «Мёртвые души» , первый том которых был напечатан спустя год. С момента создания этого произведения у писателя начали появляться приступы нервных расстройств.

С 1837 по 39 год Гоголь странствовал, а уехал он после неудачной постановки «Ревизора». Он побывал в Швейцарии, Париже и Риме. После он вернулся, снова покинул Россию (более года пробыл в Вене), потом опять оказался на родине.

Работа над вторым томом «Мёртвых душ» совпала с кризисом писателя. Его произведения критиковали, Белинский осудил религиозность и мистицизм писателя. Всё это влияло на душевное состояние писателя, доводило до отчаяния.

В 1852 году писатель стал общаться с протоиереем Матвеем Константиновским, который являлся мистиком и фанатиком. В этом же году, в состоянии тяжёлого душевного срыва, писатель сжёг свои труды второго тома поэмы о мёртвых душах.

Умер Гоголь в 1852 году, спустя 10 дней после уничтожения второго тома поэмы. 21 февраля писателя не стало.

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1апреля) 1809 года в Полтавской губернии, местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда.

Николай Васильевич появился на свет в семье помещика среднего достатка. С отцовской стороны предки его были священниками, но дед писателя стал первым, кто ушёл в гражданскую службу. Именно он прибавил к своей потомственной фамилии Яновский более известную нам теперь - Гоголь.

Отец Гоголя работал при почтамте. На матери писателя, первой красавице тех мест, он женился, когда ей было всего 14 лет. За годы брака у них родилось 6 детей.

Детство будущий писатель провёл в основном в четырёх имениях: в Васильевке (Яновщине), которое принадлежало их семье, Диканьке - где хозяйствовал министр внутренних дел В.Кочубей, Обуховке - вотчине писателя В.Капниста и Кибинцах, где проживал родственник со стороны матери.

Первыми сильными впечатлениями Гоголя стали переживания от рассказываемых матерью пророчеств о Страшном суде, которые он запомнил на всю жизнь. В Кибинцах Николай впервые познакомился с обширной библиотекой родственника и увидел игру домашних актёров.

Начало учёбы и переезд в Петербург

В 1818-1819 годах Гоголь учится в Полтавском уездном училище, затем берёт уроки у одного из частных учителей. В 1821 году поступает в Нежинскую гимназию. Учится там посредственно, но много времени отдаёт гимназическому театру, играя в спектаклях и занимаясь созданием декораций. Здесь Гоголь впервые пробует писать. Но больше его на то время привлекает карьера государственного служащего.

После окончания гимназии Николай Васильевич едет в Петербург с надеждой на трудоустройство. Но здесь его поджидают первые жизненные разочарования. Место получить не удаётся, первая изданная поэма полностью громится критикой, любовные влечения оканчиваются ничем. Гоголь ненадолго уезжает в Германию, но возвращается на родину в этом же году.

На службу, наконец, удаётся устроиться, хотя работа чиновника не приносит Гоголю никакого удовольствия. Положительным в этой работе было только то, что она дала писателю множество новых впечатлений и характеров, которые он позднее показал в своих произведениях.

В этот период выходит повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», которая впервые обращает на Гоголя внимание всей литературной общественности. В конце 1829 года он уже знаком с лучшими литераторами Петербурга. П.А.Плетнёв знакомит Гоголя с А.С.Пушкиным, который сыграет значительную роль в творчестве Николая Васильевича.

Творческий взлёт

Успех «Вечера накануне Ивана Купала» окрылил Гоголя. В этом же году выходит первая часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» с большим восторгом встреченная Пушкиным. В следующем году выходит вторая часть этого произведения. Гоголь взлетает на вершину известности.

В 1832 году он посещает Москву, где также знакомится с известными писателями и театральными деятелями. С 1835 - Гоголь оставляет преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургском университете и полностью начинает заниматься литературной деятельностью. В этом же году выходят сборники «Арабески» и «Миргород», практически закончена комедия «Ревизор», пишется первая редакция комедии «Женитьба». Гоголь начинает работу над поэмой «Мёртвые души». В этих произведениях обозначается новое художественное направление в творчестве писателя. Вместо сильных и ярких характеров появляются пошлые обыватели и тревожный мир большого города.

Трагедия «Мёртвых душ»

Летом 1836 года Гоголь уезжает за границу более чем на 12 лет. За это время он дважды наведывается в Россию, но ненадолго. В эти годы он работает над своим главным литературным трудом - поэмой «Мёртвые души». Сюжет её, как и «Ревизора», был подсказан Гоголю Пушкиным, но многогранно развёрнут самим Николаев Васильевичем. В 1842 году благодаря Белинскому Гоголь издаёт I том в России. Произведение высоко оценивается передовыми писателями того времени.

Работа над вторым томом идёт мучительно. В это время писателя настигает душевный кризис. Он сомневается в том, что литература может что-либо изменить в жизни общества к лучшему. Находясь в тяжёлом душевном состоянии, Гоголь сжигает рукопись уже готового произведения. Чтобы как-то оправдать свой поступок Николай Васильевич публикует «Выбранные места из переписки с друзьями», где пытается объяснить причину своих действий. Здесь же он пишет о первостепенном значении христианского воспитания общества, без которого улучшения в жизни просто невозможны. В этот же период написаны труды теологического характера, самый весомый из которых - «Размышления о Божественной литургии».

После паломничества в Святую землю в апреле 1848 года Гоголь навсегда возвращается в Россию. Он путешествует из Одессы в Малороссию, из Петербурга в Москву, посещает Оптину пустынь. В первые месяцы 1852 года окончательно остаётся на жительство в Москве. К этому времени готова новая редакция второго тома «Мёртвых душ», которую Гоголь читает своим друзьям и получает их полное одобрение. Но душу писателя наполняют мистические и религиозные мысли, своё недовольство произведением высказывает протоирей отец Матвей (Константиновский), которые в последние годы находится рядом с Гоголем. В это же время Николай Васильевич безуспешно пытается устроить свою личную жизнь. Под властью глубокого душевного смятения в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года писатель сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ» уже готовую к печати. Жить ему остаётся совсем недолго. 21февраля (4 марта) 1852 года в Москве, на Никитском бульваре Гоголь оканчивает свой земной путь.

Первоначально писателя провожают в последний путь на кладбище Свято-Данилова монастыря, в советское время его останки перезахоранивают на Новодевичьем кладбище.

Это интересно:

Имя Николая Гоголь получил в честь иконы Святого Николая, которая хранилась в местной церкви.

Гоголь с удовольствием занимался рукоделием: вязал на спицах, шил платья и шейные платки.

20 марта (1 апреля) 1809г в Полтавской губернии миргородского уезда родился Николай Васильевич Гоголь. Мальчика назвали в честь Святого Николая. Его семья имела старинный украинский казацкий род.

Детство

Своё детство Николай провёл в деревне, в имении своих родителей, что недалеко от села Диканька. Край этот полон легенд и приданий, который оставил много впечатлений в его душе.

Он любил слушать рассказы бабушки о подвигах казаков Запорожской Сечи. Отличался глубокой религиозностью, верил в Бога, свои убеждения он потом воплотит в своё творчество.

В 10 лет Николая отвезли в Полтаву к учителю, который должен был подготовить мальчика к гимназии. В 1821 году он поступил в Гимназию высших наук в городе Нежине, где проучился до 1828 года.

Он был стеснительный, но самолюбивый. Хорошо разбирался в людях, любил их разыгрывать. У него была отличная память, он хорошо познавал русскую словесность, неплохо рисовал, а вот иностранные языки давались слабо. Мальчик узнал и полюбил театр, стал много читать.

Биография. Творчество

В 1828г в декабре, Николай Гоголь приехал в Санкт-Петербург. В большом городе ему пришлось нелегко. Он пробовал поступить в театр на актёра, но его не взяли, служба в чиновниках ему не нравилась, а вот литература всё больше привлекала.

Выпустив под псевдонимом В. Алов книгу «Ганц Кюхельгартен» (1829г), получил ушат негативной критики. Скупив тираж, Гоголь уничтожил их. В 1830 году, он познакомился с П. Плетнёвым. А в 1831 году, уже общается в кругу Жуковского и Пушкина.

Произвёл огромное впечатление на Н. Гоголя, он буквально боготворил поэта, слушал и восхищался его словом. Имя Гоголя стало широко известно после выхода в свет его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832г). Обычная жизнь становится сказочной и фантастичной, в хатах происходят чудесные приключения. В этом произведении Николай Васильевич описал силу народа, человечность и богатство языка.

Работая в университете Санкт - Петербурга на кафедре истории, он задумал написать . У автора была возможность чтения исторических документов, да и детские познания от бабушки и странствующих кобзарей способствовали написанию повести. Запорожцы в книге - былинные богатыри, которые героически сражаются за свою свободу.

Пьесу гоголь написал с подсказки А. Пушкина (1835г). А уже 19 апреля 1836 года в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера «Ревизора», которая имела широкий успех. Вот только чиновникам она не нравилась, и отзывы были не самые лестные. Может, поэтому автор уехал за границу, где продолжал работу над «Мёртвыми душами».

Весной 1838 года находился в Риме. Польские священники пытались обратить Гоголя в католичество, но писатель был верен христианству, при этом признавал и другие веры. Приехав в в 1842 году, напечатал первый том «Мертвых душ» и полностью ушёл в работу над второй частью. Писать было тяжело, слишком самокритично автор относился к своей работе, ему казалось, что он уходит от темы.

Испытывая тяжелое душевное состояние, Гоголь сжег почти законченную рукопись. На некоторое время, он отложил работу, и написал несколько статей в форме писем по переписке с друзьями. В 1848 году Гоголь решил осуществить мечту - поездку по России. Он был в своих родных местах, ездил в Подмосковье, Петербург.

Оптину пустыню посетил три раза, где общался с высокими духовными лицами и просил у них благословение на продолжение работы над «Мертвыми душами». Работа эта шла долго, потому что задумка у автора была не простая. Он хотел восстановить душу и сделать эту идею действенной и непререкаемой. Чтобы утвердить высоту идеала, но при этом отвергнуть идеализацию, избежать навязчивости и нравоучения.

Смерть писателя

В 1852 году, Николай Гоголь впадает в депрессию, предчувствует скорую смерть. После встречи в конце января с протоиреем Матвеем Константиновским и разговором с ним уничтожил второй том «Мертвых душ». Гоголь перестал есть, 7 февраля причастился. А 21 февраля умер. Русское общество было потрясено смертью писателя. Много людей пришло проститься с Николаем Гоголем. Похоронили его в Свято-Даниловом монастыре, а в 1931 году останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище.

Книги Николая Васильевича Гоголя грустные и весёлые, серьёзные и очень глубокие - актуальны сегодня и всегда.

Недавно сделал себе загран паспорт и собрался лететь в Европу. Долго думал куда. Мой выбор пал на Бельгию. Достопримечательности Бельгии поражают своими красотами. Убедитесь сами.