Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Одесский государственный литературный музей (Одесса). Литературный музей в одессе

Одесский государственный литературный музей (Одесса). Литературный музей в одессе

Одесса была основана тогда, когда литература - от публицистики до романа в стихах - прочно вошла в общекультурный обиход. Поэтому практически вся история Одессы - с конца XVIII столетия и по сегодняшний день, - нашла отражение в поэзии и прозе.

Литературная Одесса

Литературная Одесса - это не только имена писателей (свыше 500), биографически или творчески связанные с городом, но и художественный образ, обогативший мировую культуру.

По прошествии двух с лишним веков с момента основания Одессы, можно утверждать - история этого города существует дважды - в реальности, и в литературе.

Отражением этой особенности города, своеобразным зеркалом Одессы является Одесский государственный литературный музей.

Само явление - "литературный музей" нуждается в некотором объяснении. Это, и вправду, довольно нетрадиционный вид музея. Литературные музеи - явление социалистической культуры, порождение СССР. В странах, где жизнь протекала, так сказать, естественным, "нормальным" путем, есть два вида музеев, связанных с литературой. Это музеи - истории книги, созданные, как правило, на базе библиотеки, которую собирали сиятельные библиофилы на протяжении десятилетий, а также - мемориальные музеи, как правило дома или квартиры, где жили писатели. Такие музеи существуют во всем цивилизованном мире, их много и каждый хорош по-своему. Но, отчасти, они все похожи друг на друга. Инкунабулы, папирусы, глиняные таблички - если это музей книги. Прихожая, кабинет, спальня, перо, пишущая машинка, домашние тапочки - если это мемориальный музей. А "литературные" музеи - это порождение Страны Советов, характеризующее импульсивное развитие этой самой страны - сначала уничтожение культурного наследия, потом собирание его останков и остатков для того, чтобы смешать их в одном здании, в одной экспозиции. То есть это одновременно и музей истории книги, и, отчасти, мемориальный музей, где представлены личные вещи писателей, но в то же время музей истории литературы и культуры города.

Одесский государственный литературный музей, основанный в 1977г. и открытый для посетителей в 1984г. - один из крупнейших региональных литературных музеев страны.

Его экспозиция насчитывает двадцать залов. Каждый зал - это художественный образ десятилетия, которому он посвящен.

Экспозиция музея - система символов и знаков, в которую вписаны реальные документы времени: книги, рукописи, газеты, журналы, фотографии, личные вещи писателей, предметы эпохи, - создаёт своеобразный "лабиринт времени", не имеющий аналогов во всем мире.

Музей предлагает посетителям не только фактографический материал, но и возможность ощутить в полной мере атмосферу города, непрерывности исторического процесса. Дизайн музея сочетает яркое художественное решение с четким литературно-историческим наполнением. Образ каждого зала передает атмосферу жизни города в определенном отрезке времени. От гусиного пера до компьютера, от стихов А. С. Пушкина до миниатюр М.М. Жванецкого раскрывает Одесский Литературный музей тайны, легенды и реальность «жемчужины у моря».

Главным создателем оформления музея стал крупнейший украинский дизайнер, лауреат премии Т.Г.Шевченко, художник Анатолий Гайдамака. Основатель и первый директор музея – Никита Брыгин.

Музей представляет более трехсот писательских имен - от Ивана Котляревского, Александра Пушкина, Адама Мицкевича до Генриха Белля, Константина Симонова, Бориса Пастернака. Отражены как приезды авторов в Одессу, так и появление собственно одесской литературной школы. Наряду с великими создателями литературы - Гоголем, Толстым, Коцюбинским, Лесей Украинкой, Шолом-Алейхемом, Чеховым, Буниным, Франко, Ахматовой, Бабелем, Ильфом, Петровым, Катаевым, М. Кулишом, представлены многочисленные авторы так называемого «второго ряда», сыгравшие немаловажную роль в становлении отечественной культуры.

Здание, в котором расположен музей, было выстроено в середине XIX века. Дворец принадлежал представителю высших кругов русской аристократии, одному из первых граждан Одессы князю Дмитрию Ивановичу Гагарину, и его жене, Софье Петровне. Во второй половине века семья Гагариных передала дворец городу.

Архитектор Людвиг Оттон, автор проекта, расположил здание над крутым оврагом, обратив его фасадом на Восток, к морю: мощный цокольный этаж, арочная форма окон, три эркера, напоминающие башни, придают этому фасаду сходство с замком.

Интерьеры дворца поражают неожиданным сочетанием стилей, - классицизм, барокко, ампир - характерным для Юга Российской империи середины прошлого века, и названным "вольной южной эклектикой".

Парадный Золотой зал сочетает элементы ампира и барокко. Он освещается эркером с пятью арочными окнами, которые создают ощущение избытка солнечного света и воздуха. Историки утверждает, что здесь давал концерт великий венгерский композитор и пианист Ференц Лист.
Золотой зал - единственный мемориальный зал музея. Остальные воплощают ход литературной истории.

История дворца напрямую связана с культурной жизнью Одессы. С 1899 по 1903 годы здесь проходили заседания и вечера Литературно-Артистического общества, которое объединяло писателей, художников, музыкантов, актеров.

Здесь прочел впервые свой перевод "Песни о Гайавате" Генри Лонгфелло лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. Тут он читал свои стихи.
Здесь выступала великая украинская актриса Мария Заньковецкая и такие корифеи украинского театра как Старицкий, Саксаганский, Тобелевич, Карпенко-Карый.

Здесь производил огромное впечатление на публику своими выступлениями и статьями пламенный Altalena - Владимир Жаботинский, будущий идеолог создания государства Израиль.

Ворота во дворик Литературного музеяСегодня Одесский Литературный музей – “визитная карточка” города. Ежегодно Литературный музей и Сад скульптур посещают от 90 до 100 тысяч человек. Экскурсионные программы музея очень популярны среди одесситов, а понятие “литературная Одесса” является брендом, известным, без преувеличения, во все мире, и привлекающем отечественных и зарубежных туристов.

Одесский Литературный музей – крупнейший научно-исследовательский и культурный центр. Помимо постоянно действующей экспозиции, в музее регулярно проводятся выставки, посвященные юбилеям писателей, а также литературные вечера, концерты классической и джазовой музыки, презентации книг, конференции.

Парадный Золотой зал музея, с его блистательным интерьером, является местом проведения самых престижных городских мероприятий.

ПОИСК

Музеи Одессы

Литературный музей в Одессе основали в 1977 г., а официально открыли 1984 году. Экспозиция расположена на двух этажах здания и насчитывает 20 залов.

Здание построено архитектором Людвигом Оттоном в стиле классицизма, из камня-ракушечника, оштукатурено. Двухэтажное, с подвалом, план в виде трапеции с тремя полуциркульными выступами со стороны моря. Первоначальная планировка не сохранилась; перекрытия плоские, подвала – лучковые и полуциркульные своды. Фасады горизонтально расчленены поясками, завершены развитым карнизом с высоким гладким аттиком, украшены со стороны моря пилястрами коринфского ордера. Окна обрамлены наличниками, главный вход фланкирован спаренными колоннами тосканского ордера. Оконные проемы прямоугольные в парадных комнатах, со стороны моря – большие полуциркульные.

В интерьере дворца сохранилась богатая отделка в аванвестибюле, вестибюле с двусторонней мраморной лестницей, в парадном зале второго этажа и двух прилегающих комнатах. Декор стен и потолков лепной, на верхнем этаже – с позолотой.

Современный художественный образ музея создал художник Гайдамака Анатолий Васильевич. Он является автором оформления Государственного историко-культурного заповедника на о. Хортица (1977-1988), музеев Н. Островского в Шепетовке (1979), М. Коцюбинского в Чернигове (1982-1983), Т. Шевченко в Киеве (1984-1987), литературного музея в Одессе (1984-1985), филиалы Центрального музея В. И. Ленина (1980-82; сейчас - «Украинский дом») художественного решения интерьеров банка «Украина» в г. Киеве (1994), интерьеров администрации культурного центра «Россия» в Харбине (1997 , Китай), церкви Святой Троицы (1998-99, Македония), художественного оформления Национального музея «Чернобыль» в Киеве (1994-1996). Создал живописный цикл «Распятие» (1988-1990) и др..

После проведенной реставрации самостоятельным экспонатом стали и украшения интерьеров, лепка так называемых "виноградных комнат", охотничий кабинет, Золотой зал, вестибюль с парадной лестницей и т.д.. В залах с богатыми украшениями шкафы и стенды размещены по осям комнат с большим отступом от стен и украшений. Сами книги, рукописи, газеты недостаточно выигрышные экспонаты (монотонные, плоские, часто черно-белые). Поэтому художник лишал залы монотонности, насыщая их старой мебелью, фото разных размеров, пустыми рамами от картин, личными вещами писателей (книжный шкаф Мицкевича), если они были в фондах музея. Художник Гайдамака дополнил эклектичные украшения дворца стенописи, мозаиками, даже архитектурными гобеленами. Своеобразной метафорой литераторской труда и музейной экспозиции Гайдамака сделал стол писателя. Они здесь разные - от ценных образцов ампира к дешевым, но мемориально ценных.

Одесский Литературный музей galmara wrote in February 19th, 2010

Одесский литературный музей основан в 1977 году и открыт летом 1984 года.

Этот музей, пожалуй, самый интересный и информативно-насыщенный из всех, виденных мной в Одессе и Киеве.

1.ул.Ланжероновская, справа здание музея

К сожалению, практически без своих фотографий музея, нас сразу предупредили, что нельзя фотографировать. Но хуже было узнать на выходе, что официально фотографировать разрешено. А почему не разрешили конкретно нам - осталось непонятно. Возможно, не разрешали и другим, но мне от этого не легче.
Но я все же сделала три шпиЁнских кадра в холле музея, когда смотрительницы музея немного отвлеклись на вновь прибывших посетителей. К сожалению, качество снимков плохое. И нашла в интернете снимки залов и экспозиций музея, которыми проиллюстрирую свой короткий рассказ.

Но сначала цитата:"Само явление - "литературный музей" нуждается в некотором объяснении. Это, и вправду, довольно нетрадиционный вид музея. Литературные музеи - явление социалистической культуры, порождение СССР.

В странах, где жизнь протекала, так сказать, естественным, "нормальным" путем, есть два вида музеев, связанных с литературой.
Это музеи - истории книги, созданные, как правило, на базе библиотеки, которую собирали сиятельные библиофилы на протяжении десятилетий, а также - мемориальные музеи, как правило дома или квартиры, где жили писатели. Такие музеи существуют во всем цивилизованном мире, их много и каждый хорош по-своему. Но, отчасти, они все похожи друг на друга.
Инкунабулы, папирусы, глиняные таблички - если это музей книги.
Прихожая, кабинет, спальня, перо, пишущая машинка, домашние тапочки - если это мемориальный музей.

А "литературные" музеи - это порождение Страны Советов, характеризующее импульсивное развитие этой самой страны - сначала уничтожение культурного наследия, потом собирание его останков и остатков для того, чтобы смешать их в одном здании, в одной экспозиции.
То есть это одновременно и музей истории книги, и, отчасти, мемориальный музей, где представлены личные вещи писателей, но в то же время музей истории литературы и культуры города."

Вот такой,собственно, и есть Литературный музей Одессы.:)

Музей находится в довольно старом здании и производит впечатление давно не ремонтированного. Высоченные потолки, большие комнаты анфиладой, узкие высокие окна, скрипучий паркет. И огромное количество страниц литературных и исторических документов, плакатов, фотографий, картин (их мало, не художественный музей все же).

Мне приходилось бывать в подобных музеях и обычно после прочтения трех-четырех страниц текста становится невыносимо скучно и появляется желание закончить знакомство с музеем. Но здесь получилось с точностью наоборот. Каждая прочитанная страница подталкивала к прочтению следующей и так, не пропуская практически ни одного документа, мы очень медленно двигались из одного зала в другой.

Я не засекла время, даже не знаю, сколько там пробыла. Но мне было так интересно чтение этих бумаг, что оставалась бы и дольше.

Смотрительницы музея очень внимательно наблюдали за нами и, несмотря на дневной свет, включали освещение стендов и залов. Все смотрительницы довольно пожилые женщины с интересными лицами и умными глазами. Не полусонные бабульки, как обычно бывает во многих музеях.

В целом атмосфера музея понравилась. Было такое впечатление, что со времени открытия музея в глубокие советские годы совершенно ничего не изменилось. Как будто время там остановилось. Но в этом как раз и есть своя особенная привлекательность этого музея. Вкупе с хорошо подобранными материалами, музей располагает к спокойному и неторопливому знакомству с ним, с полным ощущением погружения в советские годы. Мне казалось, что в любой момент может прийти на экскурсию группа пионеров, комсомольцев или передовиков производства....:)

Конечно, уже не смогу вспомнить все, что я там читала. Биографии известных и не очень литераторов, поэтов, причем, о большинстве можно было узнать некоторые малоизвестные факты их творчества, отрывки из произведений, воспоминания...Очень интересные фотографии, настоящие старые, так много рассказывающие уже одним фактом своего существования. Разные документы, показывающие в какие непростые времена жили и творили те, кто составляет теперь литературную славу России и Украины.
Не удержалась, выписала для себя несколько цитат.
"Одесса - город европейский, вот почему русских книг здесь и не водится." А.С.Пушкин.

"Славны бубны за горами, или путешествие мое кое-куда" (название книги) И.Долгорукий. 1810.

"Угодно - пусть меня читают, противен - пусть в огонь бросают, трубы похвальной не ищу" . из книги "Бытие сердца моего". И.Долгорукий

"Крепче крепите воздушную снасть, крепче крепите советскую власть." Общество авиации и воздухоплавания Украины.

Была бы возможность фотографировать, таких цитат было бы больше.

А это мои фотографии, извиняюсь за качество, руки тряслись от волнения - не каждый день приходится делать шпиЁнские фотки.:)))

Плакаты военного времени, сделанные вручную.

У музея есть очень хороший сайт с подробным рассказом об история музея и здания, в котором он находится