Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Теории объясняющие правовую природу брака. Правовая природа, понятие и формы брака

Теории объясняющие правовую природу брака. Правовая природа, понятие и формы брака

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Семейному праву

тема: Понятие и правовая природа брака.

Порядок заключения брака

1. Понятие и правовая природа брака

2. Порядок заключения брака

Договор в его первом значении - основания для возникновения прав и обязанностей - является элементом в классификации юридических фактов. Соответственно он должен отвечать основополагающим признакам последних (имеется ввиду способность порождать права и обязанности.

С указанной точки зрения договор может быть поставлен в один ряд с односторонними сделками, деликтами, административными актами, юридическими поступками и т.д.

Наряду с гражданско-правовыми существуют договоры, которые используются за пределами указанной отрасли. Все они являются соглашениями, направленными на возникновение прав и обязанностей, которые составляют в совокупности правоотношение, порожденное соглашением.

В основах гражданского законодательства 1991 г. (п.3 ст.1) было предусмотрено, что к семейным, трудовым отношениям, представляющим товарно-денежные и иные построенные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными неимущественные отношения, гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются соответствующими отраслями (семейным, трудовым правом).

Тем самым ранее действующим законодательством был закреплен принцип субсидиарного применения гражданско-правовых норм к указанным отношениям, который нашел свое отражение и в новом гражданском законодательстве.

До последнего времени вопрос о соотношении семейного и гражданского права затрагивал весьма узкий круг вопросов, лежащих за пределами законодательства о договорах.

Однако Семейный кодекс РФ ввел институт брачного договора.

Первое упоминание о нем содержится в ст.256 ГК, которая признает собственность супругов общей, если договор между ними не устанавливает иной режим этого имущества. Данный договор представляет собой соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, которое определяет их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения (ст.40).

Общая норма о применении гражданского законодательства к семейным отношениям закрепляет принцип субсидиарности.

Это законодательство регулирует указанные отношения при наличии двух непременных условий: сели семейные отношения не урегулированы семейным законодательством и при этом применение гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений (ст.4 СК РФ). Таким образом, есть все основания для признания брачного договора разновидностью гражданских договоров.

2. Порядок заключения брака

На территории РФ действительным браком, порождающим для супругов правовые отношения, признается только тот, который зарегистрирован в органах Загса (ст.10 СК). Государственная регистрация брака производится любым органом Загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак.

Лица желающие вступить в брак, подают в отдел Загса составленное в письменной форме заявление о заключении брака между ними. В нем должно быть указано, что это решение они приняли на добровольной основе, без какого-либо вмешательства со стороны третьих лиц; об отсутствии обстоятельств, препятствующих его заключению; сведения о каждом из них и о том, какую фамилию они избирают.

Непосредственно сам порядок заключения брака регламентируется ст.11 СК, согласно которой заключение брака производится только в личном присутствии лиц вступающих в брак.

Регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления и только в присутствии лиц, вступающих в брак.

Вместе с тем при наличии уважительных причин, например, в связи с выездом на продолжительный срок по делам службы одного из супругов и т.п., по их просьбе этот срок решением руководства отдела Загса может быть изменен в сторону уменьшения или увеличения.

В этом случае заключение брака может быть совершено до истечения месяца или срок может быть увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств - беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза для жизни одной из сторон и другие особые обстоятельства - брак может быть заключен в день подачи заявления (ст.11 СК). По желанию заявителей регистрация брака может производиться в торжественной обстановке.

Тема: Брак

Институт брака является ключевым в науке семейного права, не смотря на это семейное законодательство не определяет понятие брака. Поэтому это понятие изучалось учеными в трудах.

Науки семейного права известно 3 теории брака:

Теория брака как таинства;

Как институт особого рода;

Как договор;

В религиозном смысле, брак – мистический союз, таинство. В дореволюционный период, такое понятие было вполне естественным.

Каноническое понятие брака было предложено Загоровским. Брак – это наиболее полное общение между мужем и женой, физическое, нравственное, экономическое, юридическое, религиозное.

В большинстве случаев брак понимается как институт особого рода. Понимание брака, как института особого рода возникло из разделения брака, и возникающего из него правоотношения, которые имеют иную правовую природу, нежели породивший его юридический факт. Сторонники это теории признают наличие в брачных правоотношениях договорных элементов, но отказываются рассматривать его, как договор. Так Загоровский писал: «Хотя брак в происхождении совсем содержит элементы договорного соглашения, но в содержании своем и прекращении далек от природы договора. Как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов, поэтому брачный институт вернее причислит не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода».

Также Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака и гражданского обязательства является договор, но брачные правоотношения не являются гражданским обязательством. Он признает договором юридический факт, порождающий брачные правоотношения, а отношения, возникшие на его основе, он относит к институту особого рода. Он давал такое определение, брак – это союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанные на взаимном согласии и заключенный в установленной форме.

Теория брака, как института особого рода была воспринята и учеными советского периода. Большинство авторов этого периода, в определении использовали ключевое слово «союз», чем подчеркивали несовместимость и несводимость брака к гражданскому договору. Так например Беликова и Ворожейкин, определяли брак как пожизненный, юридически оформленный, добровольно оформленный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, порождающий для них взаимные, личные и имущественные права и обязанности, и имеющие целью рождение и воспитание детей.

Концепция брака возникал еще в древнем мире.

Далее интерес к этой теории возрождается в дореволюционный период. Так например Кавелин писал, что брак по своей духовной стороне есть таинство, и как таинство подлежит введенью церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть гражданский институт. Иными словами, он считал в то части, где брак регулируется правом – это гражданско-правовые отношения, а в сфере религиозно – этической, брак может рассматриваться как таинство.


В современный период, некоторые ученые рассматриваю брак, как договор. Например, Антакольская считает, что соглашение о заключении брака, по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договорным, а этическая сторона брака и личные отношения, возникающие между супругами, лежат во внеправовой сфере, не регулируются правом.

Иванов соглашается с позицией Антакольской относительно соглашения заключения брака, но при этом отмечает, что за рамками определения брака остаются отношения, возникающими между лицами, вступившими в брак, которые не безразличны праву. Такие отношения, как любовь, уважение, не подвергаются правовому регулированию, они только подлежат учеты при принятии тех или иных решений, например при признании брака фиктивным. А имущественные отношения, отношения отцовства и материнства, воспитания детей, возникающее в результате вступления в брак, законодатель регулирует или осуществляет защиту. Указанные супружеские отношения, оставшиеся за рамками соглашения о заключении брака, Иванов называет отношениями особого рода, причем гражданско-правовыми.

Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о “самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой”Загоровский И.А. Курс семейного права (по изданию 1902 г.). М., 1998,. -- С. 5. . Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые.

Однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. Г.Ф. Шершеневич, например, считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством: “Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание” Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995. - С.78.. Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его основе, он относит к институтам особого рода.

Одним из первых современных авторов, заявивших о гражданско-правовой договорной природе брака, является М. В. Антокольская которая убедительно доказывает, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора и в той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия, является именно договором Антокольская М. В. Семейное право. - М., 1996. С. 114.. Как видно, речь идет исключительно о соглашении о заключении брака. Вне определения брака остаются отношения, возникающие между лицами, вступившими в брак, то есть состояние в браке. Статус состояния в браке означает приобретение прав и обязанностей супругов. Можно ли считать, что данные отношения являются внеправовыми или безразличны праву? Разумеется, нет, однако необходимо помнить о возможных пределах правового регулирования семейных отношений. Вне правового опосредования остаются такие ценности, как взаимная любовь и уважение, этические и моральные основы супружеских отношений, физические отношения. Хотя эти отношения и не являются юридически безразличными, но непосредственному правовому регулированию они все же не подвергаются. Они подлежат учету при принятии тех или иных решений, воспринимаясь при этом как определенная данность, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута, ни сведена к какому-либо одному знаменателю. Например, при признании брака недействительным как совершенным без намерения создать семью, суд оценивает прежде всего морально-этические факторы, поскольку ни в одном законодательном акте нет и не может быть какого-либо критерия, позволяющего достоверно установить, имели ли стороны брачного отношения намерение создать семью или нет.

Определяя правовую природу соглашения о заключении брака, необходимо также иметь в виду, что договор не является исключительно гражданско-правовым институтом, а издавна применяется и в сфере публичных отношений между государствами, и в трудовых отношениях и многих других. Собственно гражданско-правовой договор есть разновидность двусторонней сделки. Соглашение о заключении брака также можно определить как гражданско-правовую сделку.

Трактовка же соглашения о заключении брака как сделки позволяет определить роль и значение данного обстоятельства как юридического факта, порождающего отношения между супругами.

В то же время необходимо различать соглашение о заключении брака и возникающие из него отношения, которые имеют иную правовую природу, нежели породившая их сделка. Указанные отношения - отношения супружества представляют собой институт особого рода. Поскольку они существуют исключительно между двумя конкретными субъектами -- супругами, они в отличие от абсолютных правоотношений являются относительными.

Законодатель регулирует главным образом имущественные аспекты возникающих между супругами отношений, определяя правовой режим имущества супругов, а также предусматривая рад иных последствий гражданско-правового характера, возникающих из факта состояния в браке. Например, возможность наследования одним из супругов имущества, принадлежащего другому супругу, после его смерти. Нельзя, однако, утверждать, что содержание супружеского отношения полностью исчерпывается имущественными отношениями. Так, отношения материнства, отцовства, воспитания и образования детей, другие вопросы жизни семьи, которые в соответствии со ст. 31 Семейного Кодекса Российской Федерации решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов, также включаются в содержание супружеского отношения. Можно ли утверждать, что и эти неимущественные отношения полностью охватываются гражданско-правовым регулированием? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Гражданское законодательство устанавливает способы защиты неимущественных отношений в случае их нарушения, обеспечивает возможность восстановления нарушенных прав неимущественного характера. Вместе с тем непосредственное правовое регулирование неимущественных отношений гражданское законодательство не осуществляет. Неимущественные отношения, возникающие между супругами, не укладываются в рамки обычных представлений о гражданско-правовом регулировании неимущественных отношений.

Отношения супружества могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений. Так, отношения представительства, собственности, отдельные разновидности обязательственных связей присутствуют в той или иной мере и в супружеских отношениях. Однако отношения супружества ни к одному из известных видов гражданских отношений не сводимы. Отношения супружества представляют собой такую разновидность гражданских отношений, которые в своей совокупности порождают особый правовой статус их участников - статус состояния в браке. Это отношения длящиеся, сложные, обладающие емким, зачастую трудноуловимым содержанием. Последнее объясняется тем, что супружеские отношения не сводятся к осуществлению прав и исполнению обязанностей в строгом юридическом смысле слова.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором. Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как моральное обязательство, или как исключительно имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

На протяжении истории русского семейного права существовало несколько теорий, объяснявших природу брака и оценивавших влияние на нее права. В общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода.

Теория брака как договора зародилась в римском праве. Данный подход был, главным образом, связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только цивилистическая (имущественная) сфера брачных отношений, в то время как их нравственная и сакральная сферы оставались за рамками права.

В послеримской истории с усилением влияния церкви вся область семейных отношений переходит в введение церковных судов. Общая сущность церковных воззрений заключается в том, что брак не есть союз только частный, это есть таинство, устанавливающее в принципе неразрывную мистическую связь между супругами и служащее не земным целям супругов, а высшим целям религии и церкви. В связи с этим взамен простого соглашения сторон по римскому праву заключение брака по церковному праву осуществляется путем церковного венчания, вследствие чего заключение брака из акта гражданско-правового превращается в акт церковный. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой. Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и физические элементы брака.

Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ними вставали этические представления. Регламентирование семейных отношений религиозными правилами изживает себя с заменой канонических норм светскими установлениями. Понятие брака выводится из соответствия брачного союза нравственной природе человека, и брак рассматривается уже не как таинство, но не как договор, а как институт особого рода. Концепция договора неприменима к браку, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается только смертью людей, состоявших в брачном общении. Целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но и создание союза, основанного на любви, уважении и взаимопомощи.

На брак как институт особого рода указывали дореволюционные ученые (А.И. Загоровский, Г.И. Шершеневич), более глубоко эта концепция разработана в советское время (Е.М. Ворожейкин, Г.К. Матвеев, В.А. Рясенцев) и современными учеными (А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева и др.).

Таким образом, в современных условиях брак рассматривается как важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых отношений, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном законом порядке, направленный на создание семьи.

Лекция 3: «Брак в семейном праве»

3.1. Понятие брака и его правовая природа

Существует множество правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода.

Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был прежде всего вязан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

Брак - моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права, а также обязанности по воспитанию детей и взаимной поддержке друг друга.

Брак - юридическое понятие. Один из основных принципов семейного права состоит в том, что в России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (загса).

Государственная регистрация брака - это государственное признание союза мужчины и женщины в органах загса посредством составления соответствующей записи акта о гражданском состоянии, на основании которой выдается свидетельство о заключении брака.

Государственная регистрация брака:

Является единственной формой заключения брака, признаваемой государством. Браки, заключенные иным способом (по религиозным, национальным или иным обрядам):

Не признаются государством;

Не имеют правового значения;

Не порождают правовых последствий;

- порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов;

Предоставляет гражданам статус субъектов семейного права.

Государственная регистрация брака производится органами записи актов гражданского состояния (загса). Данные органы создаются органами государственной власти субъектов РФ на основании Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. от 28.07.2010).

Органы загса выполняют следующие функции:

Осуществляют контроль за соблюдением порядка и условий заключения брака;

Регистрируют возникновение союза между супругами на основании их потребности в создании семьи;

Организуют учет фактов заключения браков.

Государственная регистрация браков между гражданами РФ, проживающими за пределами территории РФ. осуществляется:

В дипломатических представительствах РФ;

Консульских учреждениях РФ;

Компетентных органах иностранных государств с соблюдением законодательства страны места заключения брака, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие его заключению (согласно ст. 14 СК).

Регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак.

Основанием для заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, которое подается в органы загса. При этом назначается день церемонии регистрации брака. В случае если кто-либо их вступающих в брак не имеет возможности явиться в органы загса для подачи заявления, основанием для заключения брака будет подача одним из лиц, вступающих в брак, раздельных заявлений, причем подпись отсутствующего заявителя должна быть нотариально удостоверена.

Регистрация брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак, т.е. регистрация брака в отсутствие одной из сторон недопустима.

Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления в орган загса лицами, вступающими в брак.

Установление месячного срока для регистрации брака преследует следующие цели:

Дать определенное время вступающим в брак для проверки серьезности своих намерений стать мужем и женой;

Предоставить возможность заинтересованным любым лицам заявить о наличии препятствий к регистрации брака между конкретными лицами;

Дать время органам загса для проверки достоверности сведений заявителей.

В теории семейного права данный срок называется отлагательным и преследует следующие цели:

Является сроком на размышление;

Позволяет выявить препятствия к заключению брака.

Орган загса вправе при наличии уважительных причин:

Сократить установленный месячный срок для заключения брака;

Увеличить его, но не более чем на месяц.

К числу уважительных причин для сокращения срока могут быть отнесены следующие обстоятельства:

Беременность невесты;

Рождение ребенка;

Призыв жениха для службы в армии;

Срочный выезд в командировку и любые аналогичные причины.

Основанием для сокращения месячного срока для заключения брака являются:

Совместное заявление самих вступающих в брак;

Документы, подтверждающие наличие уважительных обстоятельств;

Справки медицинских учреждений о беременности, рождении ребенка, болезни и т.д.;

Командировочное удостоверение;

Повестка о призыве на военную службу и т.д.

К числу уважительных причин для увеличения срока заключения брака могут быть:

Нахождение в лечебном учреждении вступающего в брак вследствие тяжелой болезни;

Убытие в командировку;

Необходимость проверки сообщений о наличии препятствий к вступлению в брак и другие обстоятельства.

При увеличении органом загса установленного срока со дня подачи заявления до дня государственной регистрации должно пройти не более 2 месяцев. Брак регистрируется:

В заранее установленный день;

В помещении органа загса;

В торжественной обстановке;

- путем осуществления записи в органе загса о вступлении лиц в брак и торжественного напутствия.

После окончания церемонии вступления в брак супругам выдается свидетельство о браке.

При государственной регистрации заключения брака супругам предоставляется право выбора фамилии:

- обшей фамилии:

Фамилии мужа (чаще всего);

Фамилии жены (значительно реже);

- двойной фамилии, состоящей из фамилий мужа и жены, написанной через дефис, при условии, что в фамилии не должно быть более двух элементов;

- добрачной фамилии каждого из супругов.

Будущие супруги имеют право обращаться в суд в случае отказа органов загса:

От государственной регистрации брака;

В сокращении или увеличении срока ожидания регистрации;

От государственной регистрации брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).