Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Общество любителей российской словесности. Создано общество русской словесности

Общество любителей российской словесности. Создано общество русской словесности

ОЛРС возникло в 1811 г. на повороте русской литературы к новому направлению, к новым формам в меняющемся общем культурном процессе. Оно видело свою цель в создании “здравой” словесности. Для этого оно приступило к изучению наследия русской литературы от Ломоносова, так как считало, что современная русская культура началась именно с него. Оно занималось проблемами русского языка, собирало материалы для различных словарей.
В споре о русском языке, который в это время сыграл большую роль в развитии культуры, Общество не выступало ни на стороне А.С.Шишкова, ни на стороне Н.М.Карамзина, так как видело истину где-то посередине. С первых лет своего существования до последних оно никогда не выступало с резкой критикой творчества того или иного писателя. Оно признавало талант своих современников, но окончательную оценку оставляло на потом, выбирало своими членами противников Шишкова и Карамзина, классицистов и романтиков. Общество не раз упрекали, за то, что оно не оценило по достоинству творчество Пушкина при жизни, что “оно не поспело за быстрым ходом русской литературы”. Но оно и не стремилось к этому. Лишь по прошествии нескольких десятилетий, после открытия памятника Пушкину в Москве в 1880 г. Общество начало кампанию по канонизации Пушкина. Один из основателей Общества, главный его идеолог А.Ф.Мерзляков плакал над сочинениями Пушкина, чувствовал, как это прекрасно, но дать им трезвую оценку, подвести их под известные ему правила, он не мог...
В 1836 г., когда Обществу исполнилось 25 лет, жизнь его замерла, хотя казалось бы всё должно было быть наоборот. Русская литература в это время имела уже Батюшкова, Жуковского, почти всего Пушкина, Гоголя, кончая “Ревизором”. А на заседаниях по-прежнему читались приложения псалмов, невинные стихотворные упражнения членов. Общество делало попытки оживить свою деятельность, пошедшую на спад после восстания декабристов. Н.И.Надеждин даже составил план, по которому опять же нужно было все начинать с М.В.Ломоносова, но публикация Надеждиным “Философического письма” П.Я.Чаадаева в 1837 г. остановила эти попытки. Не пользовалось Общество поддержкой и у руководства университета. А.Е.Грузинский, оценивая в 1911 г. деятельность Общества за первый период, говорил: “Самыми крупными литературными новинками, прочитанными за 25 лет, были отрывки из Илиады Гнедича, ряд басен Крылова, сцены из Юрия Милославского Загоскина. В ряду авторов среди огромного количества Шатровых, Саларёвых, Смирновых, Филипповых крупными кажутся Кокошкин, Мерзляков и В.Л.Пушкин, и совсем великими залетными гостями блестят на программах заседаний три лицейских стихотворения Пушкина-племянника, прочитанные дядей Василием Львовичем, две-три вещи Жуковского из менее значительных, и ранние переводы из Горация Ф.И.Тютчева 1816-1819 гг. ... За 25 лет оно ни на шаг не подвинулось вперёд. Мимо него прошёл весь расцвет нашей художественной литературы. Приковавшись на 25 лет к заветной мечте издать оды Ломоносова, оно не заметило ни Пушкина, ни Гоголя. Можно быть уверенным, что это не одобрил бы сам Ломоносов”. Но значение Общества в этот период заключалось в другом. Оно начало систематическое изучение русской литературы, её языка, оно создавало ту среду, ту почву, на которой произрастали таланты. Воспитанники пансиона, студенты университета вовлекались в работу Общества, принимались туда сотрудниками. Среди них был воспитанник Университетского благородного пансиона Ф.И.Тютчев и студент А.И.Полежаев.
Во второй период своей деятельности (1858-1877), как в предыдущий, так и в последующие, Общество видело главное своё назначение в изучении прошлого. Оно опять мечтало об издании сочинений Ломоносова, но из-за отстутствия средств свою мечту так и не осуществило. В это время Общество возглавляли славянофилы или близкие к ним по воззрениям лица, что наложило свой отпечаток на его деятельность. Литературное движение, развернувшееся в 60-х годах позапрошлого века в Петербурге, не нашло отражения в деятельности Общества. Оно сознательно от него отстранялось. В результате, как в первый период, так и во второй, Общество не смогло создать ничего значительного в критике, которую оно хотело видеть “здравой и безобидной”. Общество взяло на себя такую важную задачу в славянофильском течении, как изучение народа, а именно его фольклора, его языка. Результатом этого стало издание десяти выпусков песен, собранных П.В.Киреевским, словаря В.И.Даля. С помощью Общества в это время выходит ещё несколько фольклорных сборников. Общество не замкнулось в одном славянофильском направлении. В его члены были приняты все известные литераторы: А.Н.Островский, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.А.Фет, Я.П.Полонский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский. Общество привечало А.Ф.Писемского, изгнанного из Петербурга. Общество хранило свои литературные традиции, воспитывая в уважении к ним многочисленных посетителей своих публичных собраний. Свой второй период Общество начало с борьбы за свободу слова, ради служения которому оно и возникло. Ради того, чтобы свободно говорить, не подвергаясь цензуре, оно даже отказалось от издания своих трудов, которые по новому цензурному уставу должны были цензуроваться.
Вехой в жизни Общества стал спор о литературе в 1858 г. между Л.Н.Толстым и председателем Общества А.С.Хомяковым о значении художественного элемента в литературе. В 1911 г. речь Толстого была ещё не найдена, и литературовед А.Е.Грузинский в своём обзоре деятельности ОЛРС об этом сожалеет. Потом, в 1920-х годах, работая над собранием сочинений Л.Н.Толстого, А.Е.Грузинский найдет её в архиве и аккуратно перепишет. Второй период, по мнению Грузинского, был ближе к современной литературе: “Москва впервые услышала в этих заседаниях ряд стихотворений К. Аксакова... Фета, Плещеева, Майкова, А.Толстого, новые вещи Островского, сцены из всех новых романов и драм Писемского, начиная с “Взбаламученного моря”, из нескольких произведений Л.Толстого”2. Грузинский отметил и “блестящие” обзоры литературы Хомякова, М.Н.Лонгинова, Котляревского, Буслаева. Но и в этот период своей деятельности Общество находилось не на переднем плане литературной борьбы. Оно как бы со стороны наблюдало за современным литературным процессом, а само было устремлено в прошлое, в изучение архивов, в их собирание, в изучение фольклора. На заседаниях Общества постоянно говорилось о важности сбора материалов о своих современниках, об их значении для дальнейшего изучения русской культуры. С первых лет своего существования до последних Общество никогда не выступало с резкой критикой творчества того или иного писателя. Оно признавало талант своих современников, но окончательную оценку оставляло на потом.
Третий период (1878-1910) отличался качественно иным характером деятельности Общества. Его можно озаглавить “От памятника Пушкину к памятнику Гоголю”. Открытие памятника Пушкину в 1880 г. и открытие памятника Гоголю в 1909 г. – это два пика в жизни Общества. В 1880 г. Общество провело большую работу по созыву на праздник всех литераторов России, пригласило гостей из-за рубежа. Праздник удался на славу. Речи известных литераторов, особенно Достоевского и Тургенева, чувство свободы одухотворили праздник, заставили говорить о нём, запомнить его навсегда. Здесь многое было сделано впервые. Впервые заговорили о единении литераторов. Это был практически первый их съезд. Здесь началась канонизация Пушкина. Для многих, впервые говоривших о Пушкине, эта тема стала постоянной. Впервые организованная Обществом выставка, посвящённая поэту, породила многие другие выставки, что способствовало сохранению большого количества меморильных вещей, архивов. Издание альбомов и каталогов этих выставок закрепляло, собранные нередко впервые и часто до этого совершенно неизвестные, материалы. На этом празднике Пушкин был поставлен первым в ряду русских писателей. И сразу же начался выстраиваться ряд великих русских писателей, кому необходимо поставить памятник, кого требуется канонизировать. Первым было названо имя Гоголя. На празднике Пушкина было решено собрать средства на памятник Гоголю. И Общество взяло на себя эту миссию. Праздник открытия памятника Гоголю в 1909 г. по количеству приглашённых гостей, как российских, так и зарубежных был намного масштабнее, чем пушкинский. Русская литература получила международное признание. Эти два праздника, организованные Обществом, обратили на себя внимание всей мыслящей России, заставили осознать, каких высот достигла русская литература, русская культура.
В конце 19 – начале 20 века Общество чувствовало себя уверенно. В ряд к Пушкину и Гоголю оно выстраивало Лермонтова, Жуковского, Грибоедова и многих других. Помимо научных заседаний оно начало устраивать платные литературно-музыкальные вечера, привлекало к своей работе артистов. Нараставшие революционные события оказали влияние на выбор Обществом изучаемых проблем. На первый план выносилось изучение роли литератры в освободительном движении. Общество отошло от славянофильского направления, хотя изучение фольклора продолжалось, правда, не так масштабно, как в 60-70-е годы.
В 1890-е годы стало окончательно ясно, что Белинский вошёл в сознание большей части образованной России. ОЛРС ставило его на первое место в критике, отмечая в 1898 г. 50-летие со дня его смерти. Общество сожалело, что эти торжества не стали всероссийскими из-за отказа правительства их поддержать. Общество не в силах было отгородиться от революционных событий. Оно поддерживало студенческие волнения, протестовало против ареста писателей. Его председателя вызывали в полицию по поводу выступлений некоторых его членов, оно должно было уведомлять полицию о программах своих заседаний, на его заседания присылались жандармы. Обществу не разрешали проводить некоторые публичные заседания, и оно вынуждено было делать их закрытыми с гостями, то есть без приглашения студентов. Тем не менее, Обществу удалось пройти сквозь все эти перепитии без больших потерь.
Главным для Общества в конце позапрошлого века была популяризация великих русских писателей. Его заседания посещались всеми слоями населения. Для низших слоёв устраивались специальные чтения. Общество добивалось того, чтобы имя Пушкина было известно всему народу, именно тогда он будет истинно народен. Специально для широких слоёв населения были изданы три сочинения Пушкина – “Борис Годунов”, “Евгений Онегин”, “Полтава”. Популяризировалось творчество писателей и с помощью литературно-музыкальных вечеров, устраиваемых Обществом. Его членами были многие современные писатели, чьи произведения не раз звучали на его заседаниях, например, Л.Толстой, И.А.Бунин. А.П.Чехов был даже выбран временным председателем.
В четвёртый период своей деятельности (1910-1930) Общество вступило в апогей своей славы. Оно пользовалось авторитетом и в России, и за рубежом. На 100-летнем своём юбилее оно подвело итоги пройденного пути. Оно вполне собою довольно. Общество сумело пройти и сквозь революционные бури. Председатель Общества с 1921 года П.Н.Сакулин говорил, что Общество увидело в революции необходимый этап исторического развития страны, открывающий широкие перспективы для деятелей науки и литературы, что Общество живёт в период, когда происходит бурная смена течений в литературе, критический пересмотр основных вопросов в науке и литературе, и от Общества требуется сознательное и твёрдое самоопределение. Сакулин и многие оставшиеся члены Общества поверили, что революция открыла путь к реализации тех идеалов, которые издавна лелеяла русская литература, “свободолюбивая и народолюбивая русская литература”.
Рядом с ОЛРС, объединявшем многих видных писателей и учёных, и являвшемся центром литературной жизни, растут как грибы многочисленные литературные организации. Общество со многими из них поддерживало контакты. Его члены являлись часто и их членами. В дореволюционный и послереволюционный период в царившей сумятице стилей, направлений Общество нашло свой путь. Оно не отказывалось от наследия прошлого и не спешило клеймить течения, которые ему почему-то не нравились, не устраивали. Оно выслушивало многих, при этом старалось придерживаться историко-культурной школы. В разнообразии литературных течений оно видело богатство литературы. Общество, умудрённое опытом, снисходительно смотрело на заявления молодых “кинуть” старую литературу с парохода современности. Столетний юбилей Общества совпал со временем первых выступлений Маяковского. Общество чувствовало себя уверенно, оно было в гуще современных событий, его интерес к прошлому не противоречил современному ходу литературного процесса. Но Общество волей неволей попадало в то “старьё”, которое крушил Маяковский. Он был убеждён, что для новой жизни нужны новые формы и новое содержание в искусстве. Но войны не получилось. Председатель Общества П.Н.Сакулин, были случаи, выступал на стороне Маяковского, защищал его. Приход Маяковского в июне 1924 г. на заседание Общества, на котором оно приветствовало Вяч. Иванова, сделал заседание более динамичным, члены Общества слушали стихи Маяковского, в результате все остались довольны друг другом.
Период с 1910 по 1930 год насыщен революционными событиями. Это время, когда в России произошёл коренной перелом в самой жизни, в сознании народа. Русская культура, литература, филологическая наука характерезуются необыкновенным подъёмом и спадом к 30-м годам, ко времени прекращения деятельности Общества. К 1930 г. из искусства, из литературы практически было изгнано всё, что не отвечало изображению исторической действительности в революционном развитии, представлению об искусстве, служащем рабочему классу, помогающем ему строить социализм, а потом коммунизм. На этом пути не нужны были ни “сочувствующие”, ни “перековывающиеся”, всё, что не отвечало большевистским требованиям. Не нужны были ни ярый защитник новой жизни, но не вписывающийся в отведённые ему рамки, Маяковский, ни подлаживающееся к новым обстоятельствам Общество любителей русской словесности. Процесс просеивания литературы шёл так быстро, что бывший член Общества Н.К.Гудзий через двадцать семь лет после прекращения его деятельности с недоумением спрашивал: “Мы признаём, что дооктябрьская академическая наука в области точных, естественноисторических дисциплин, а также техники создала большие ценности, которыми мы можем гордиться, а когда речь заходит об академической гуманитарной науке, мы большей частью ничего не говорим в её пользу. Как же получилось, что мы оказались столь немощными на одном из важнейших участков нашей культуры? Не поступаемся ли мы в таком случае нашей национальной гордостью?”
Общество любителей русской словесности не бежало впереди литературы, оно неспешно следовало за ней, собирая материалы, архивы, систематизируя, расставляя всё по своим местам. Путь Общества – это один из путей познания становления русской литературы, русской культуры, общественной мысли.
(Р.Н. Клеймёнова)

25–26 мая 2016 года в Москве прошел первый съезд Общества русской словесности, возглавляемого Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Общество призвано объединить профессионалов и экспертов, учителей и родителей в деле сохранения лучших традиций русского языка и литературы.

1 /

9 марта 2016 года было создано Общество русской словесности, председателем которого стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 25–26 мая в Москве прошел первый съезд этой организации, которая призвана объединить профессионалов и экспертов, учителей и родителей, деятелей культуры.

Президент поставил задачи

Выступая на пленарном заседании съезда, которое состоялось в Колонном зале Дома Союзов, президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что «сбережение русского языка, литературы и нашей культуры – это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире».

По мнению главы государства, Общество русской словесности должно «стать площадкой для выработки консолидированных подходов по вопросам продвижения русского языка, популяризации отечественной литературы, помощи молодым и талантливым писателям и, конечно, решения проблем филологического образования».

Как пояснил Владимир Путин, речь идет «не только об обеспечении общественной и экспертной оценки учебных и учебно-методических материалов, но и об участии в доработке федеральных государственных образовательных стандартов в части русского языка и литературы, в подготовке профильных программ обучения и списка литературных произведений, которые обязательно должны знать подрастающие поколения».

«Мы должны сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество», – подчеркнул президент.

Реально ли решить эти задачи? Патриарх Кирилл смотрит в будущее с оптимизмом. По его словам, мнение о том, что «молодежь мало читает – факт весьма спорный». Во-первых, глава РПЦ констатировал, что не все молодые люди читают мало, во-вторых, неразрешимой эта проблема не является, если рядом находится умный наставник, педагог, способный привить вкус к чтению и стремление извлекать важные для жизни уроки.

Поэтому, по убеждению Патриарха, «педвузы должны стать интеллектуальными и культурными центрами», нельзя принимать туда абитуриентов по остаточному принципу, а престиж педагогов должен быть сравним с престижем ученых и спортсменов.

Затронул Его Святейшество и такие насущные проблемы, как вариативность школьных и вузовских программ. По его мнению, вариативности не надо бояться – следует говорить об интеллектуальном и духовном наполнении программ школьного обучения, о разумном балансе обязательного и вариативного компонентов. То же самое касается и списка литературы, предназначенной для чтения учащимися: должен быть некий «золотой канон», который включает проверенные временем произведения русской классики, из которых учитель-словесник мог бы выбрать лучшие, на его взгляд, книги.

Не обошел вниманием Патриарх Кирилл и вечно актуальную тему ЕГЭ, подвергнув критике тестовую часть с выбором ответов. Правда, президент РАО Людмила Вербицкая поправила его, что теперь уже такие задания исключены из ЕГЭ по русскому языку и литературе и даже поделилась любопытной новостью: в 2017 году планируется ввести устную часть в контрольно-измерительные материалы по этим предметам.

Выступление министра образования и науки Дмитрия Ливанова впечатления на участников съезда не произвело. Причина в том, что он говорил о достижениях и успехах (об увеличении часов на изучение русского языка и литературы; о росте числа детей, принимающих участие в конкурсах сочинений; о предстоящем обновлении фондов школьных библиотек), в то время как люди собрались для анализа накопившихся проблем, требующих неотложного решения.

Учителя приняли решение

Об этом свидетельствовали дискуссии, развернувшиеся на заседаниях рабочих секций, состоявшихся накануне пленарного заседания.

Самые бурные обсуждения прошли на секции, посвященной преподаванию русского языка и литературы в школе.

Модератор секции, абсолютный победитель конкурса «Учитель года» (2012), директор «Гимназии №1520 им. Капцовых» г. МосквыВита Кириченко с самого начала задала тон обсуждению, поставив вопрос «ребром»: как относиться к недавно разработанным документам – Концепции преподавания русского языка и литературы и Примерной основной образовательной программе для старшей школы по этим дисциплинам?

На выбор ведущая секции предложила три варианта: 1. Эти документы – данность, которую надо принять. 2. Расценивать эти документы как временные, в которые педагоги вправе вносить изменения по своему усмотрению. 3. Эти документы не окажут существенного влияния на жизнь школы, их можно игнорировать в своей повседневной деятельности.

Собравшиеся приняли за основу второй вариант. Как выяснилось, многих не устраивает концепция преподавания русского языка и литературы: причина в том, что, несмотря на длительное профессиональное и общественное обсуждение, в окончательной версии были учтены не все мнения учителей. Но поскольку документ рамочный, в него еще можно вносить коррективы, и на данном этапе важно включиться в обсуждение плана мероприятий по реализации концепции.

Что же касается Примерной основной образовательной программы для старшей школы, то участники секции приняли решение отложить ее одобрение ввиду необходимости доработки.

Кроме того, специалисты намерены провести экспертизу всех учебников по русскому языку и литературе, входящих в Федеральный перечень.

Наконец, всеобщую поддержку получила идея организовать съезд учителей-словесников в 2017 году.

Родители захотели вернуться в прошлое

Не менее бурное обсуждение состоялось на заседании секции «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», на которой собрались представители Национальной родительской ассоциации из 48 регионов. В ходе дискуссии можно было услышать самые разные предложения. Например, о необходимости возвращения в современную школу единых учебников и программ; о введении курса русской словесности вместо двух отдельных предметов – русского языка и литературы. Кто-то из родителей предложил учить детей в начальной школе писать перьевыми ручками с чернилами – дескать, только так можно выработать каллиграфический почерк...

Подводя итоги работы секции, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных традиций» Алексей Гусев отметил: опрос более 1000 родителей показал, что подавляющее большинство недовольно качеством преподавания и учебников. Выход многие видят в возвращении модели советской школы, традиционных принципов обучения.

Как с сожалением констатировал Алексей Гусев, родители не имеют достаточной компетентности для мотивации детей к изучению русского языка и литературы, для экспертизы учебников, поэтому просвещение родителей – одна из приоритетных задач Общества русской словесности на ближайшее время.

Предварительные итоги

Кстати, учителя в кулуарах съезда жаловались на то, что родители в последнее время воспринимают образование как сферу услуг, оказывают давление на педагогов, требуя высоких результатов в плане текущей успеваемости и итоговой аттестации.

Как рассказала нам учитель русского языка и литературы московской школы №825 Юлия Уварова, ЕГЭ из инструмента, проверяющего уровень знаний, превратился в самоцель обучения. При нехватке часов на полноценное изучение русского языка и литературы колоссальное количество времени тратится не на развитие и воспитание детей, а на всевозможные диагностики и мониторинги, измерение метапредметных результатов, пробные экзамены, составление отчетов.

Бюрократический вал пожирает школу: неслучайно участники секции «Русский язык и литература в школе» обратились к Министерству образования и науки с требованием взять под свой контроль целесообразность сбора данных от учителей различными организациями.

Кроме того, по мнению педагогов, неоправданная погоня за высокими баллами, на основе которых составляются рейтинги школ, приводит к еще большему расслоению и неравенству в системе образования, увеличивая разрыв между массовыми и элитными школами.

Наконец, как считают педагоги, при подготовке таких мероприятий, как съезд Общества русской словесности, следует оставлять больше времени для живых дискуссий – как в реальном, так и виртуальном пространстве. У многих в ходе напряженных заседаний не было возможности высказать свое мнение, а организация форума в Сети могла бы значительно расширить круг участников.

По мнению директора филологического центра объединённой издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» и кандидата филологических наук Ларисы Савчук, на съезде были заявлены очень важные и актуальные проблемы – такие, например, как падение речевой культуры в обществе или создание специальных программ и учебников для обучения русскому языку мигрантов; повышение роли русского языка в межнациональном общении; поддержка русистов и русскоязычных граждан ближайшего зарубежья, но при этом остается открытым вопрос, каким образом все это будет реализовано на практике, какие полномочия и финансовые ресурсы получит на эти цели Общество русской словесности.

Что касается решений, принятых участниками съезда, то не все они могут быть оценены однозначно, полагает Лариса Савчук. Например, намерение специалистов отложить одобрение Примерной основной образовательной программы для старшей школы может обернуться большой проблемой как для авторов учебников, так и для издательств, которые уже к сентябрю этого года должны подготовить учебники для нового Федерального перечня.

Если же говорить о Концепции преподавания русского языка и литературы, то, по мнению Л. Савчук, критика не совсем правомерна: по её словам, это довольно взвешенный документ, в котором представлено разумное сочетание обязательной и вариативной частей, соблюден баланс научного и практического компонентов.

Как она пояснила, оппонентов не устраивает то, что разработчики сделали акцент на коммуникативном аспекте изучения русского языка, на формировании практических навыков (умении говорить, писать тексты в разных жанрах и стилях), якобы приуменьшив значимость принципов научности и системности. Но следует учесть, что хороший уровень коммуникативной компетенции на сегодня является требованием времени и одним из главных запросов общества, нашедших отражение в школьных стандартах. При этом от квалификации авторов учебников и учителей зависит соблюдение баланса между знанием теории языка и развитием умения его использовать в своей речевой практике.

«Учебники по русскому пишут известные ученые-лингвисты и филологи, в этой сфере отмечается преемственность и сохранение лучших традиций, – констатирует Лариса Савчук. – Единственное, о чем действительно стоит сожалеть, это утрата такой важной процедуры, как апробация новых учебников. Но в нашем издательстве мы постоянно поддерживаем обратную связь с учительским сообществом и оперативно реагируем на их замечания и рекомендации в процессе переиздания учебников».

Обновление мира начинается в школе

В целом первый съезд Общества русской словесности прошел успешно. Он продемонстрировал гражданскую активность профессионального сообщества, его заинтересованность в решении насущных проблем изучения русского языка и литературы. Это вселяет надежду на то, что Общество русской словесности станет такой же авторитетной организацией, как уже действующие Российское историческое и Русское географическое общества, как Королевское литературное общество Великобритании, немецкий Институт Гёте и китайский Институт Конфуция. Все они играют существенную роль в популяризации науки и обновлении образования.

И как тут не вспомнить слова выдающегося ученого Дмитрия Менделеева о том, что «обновление мира начинается в школе» ...

Ольга Дашковская

Фото: информационный портал фонда «Русский мир»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл стал главой учрежденного Общества русской словесности, которое будет новой дискуссионной площадкой для обсуждения вопросов преподавания русского языка и литературы.

"Вы все хорошо знаете, какие общественные дискуссии проходят в стране. Как разделилось общественное мнение и мнение экспертного сообщества по целому ряду вопросов связанных с преподаванием литературы, русского языка с точки зрения отношения к проводимой реформы образования. Масштаб этой реформы, ее острота, целеполагание, может быть, даже политические и культурные последствия могут быть таковы, что эта дискуссия не может быть ограничена только рамками ведомств и экспертных сообществ", - сказал предстоятель РПЦ в среду на заседании учредительного собрания Общества русской словесности.

По его словам, возглавить Общество русской словесности ему предложил президент Владимир Путин.

Кроме того, в ходе заседания патриарх выразил обеспокоенность результатами по русскому языку и литературе, которые российские школьники демонстрируют в последние годы на Едином государственном экзамене. По его мнению, подобное говорит "о низком уровне развития общества". "То, что допустимо в слаборазвитых странах, не может быть допустимо в стране Пушкина, Лермонтова, Достоевского, в стране, где в самое тяжелое время была преодолена безграмотность, в стране, которая достигла очень высокого уровня образования", - убежден предстоятель Русской православной церкви.

В состав Общества русской словесности вошли профессора и преподаватели Института языкознания РАН, Института русского языка имени А.С. Пушкина, МГУ им. М.В.Ломоносова, ВШЭ, Литературного института, директор ВГТРК Олег Добродеев, писатели Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Юрий Поляков, поэт Юрий Кублановский, кинематографисты Никита Михалков и Станислав Говорухин, а также многие общественные и культурные деятели, ученые.

Комментирует событие Александр Проханов:

С интересом и глубокой симпатией узнал о создании Общества русской словесности. Интересно и то, что это делается под эгидой Церкви, под эгидой разрастающегося православного миросозерцания, которое всё больше вытесняет нигилизм, депрессивное сознание, умышленную порчу русского языка. Эта инициатива крайне необходима на фоне очень мощной когорты, которая занимается не просто литературой, филологией, но является огромным идеологическим комбинатом, стремящимся мобилизовать в России либеральный проект. Этот проект в последнее время отступает, открывая место государственному, имперскому миросознанию. Но это влияние ещё весьма скромное, а либеральная толпа, нет-нет, да и демонстрирует свою способность контролировать культурное пространство России. Чего стоит недавнее заявление ПЕН-клуба в защиту Савченко, напоминающее мощнейшее идеологическое вторжение, угрожающее самому существованию государства Российского. Поэтому создание этого Общества – явление государственной важности.

Но как у художника, как у человека, искушённого во всех перипетиях литературных процессов на протяжении последних тридцати-сорока лет, есть и у меня и опасения. Русская литература несёт в себе множество фракций, замесов, тенденций, которые и превратили нашу литературу в явление, вместившее в себя сложность мироздания, в нём одновременно сверкают замыслы Господа и вьются силы дьявольской тьмы. Я боюсь, чтобы церковная опека над современной литературой не вылилась бы в жёсткую цензуру, ведь многие христианские постулаты весьма далеки от скрытых и сложных лабораторий, в которых рождаются романы или поэмы.

Мне интересно знать, как Общество обойдётся с Толстым, который по-прежнему, несмотря на истекшие времена и сроки, является нелюбимым и нежеланным писателем для современной церковной элиты. Как Общество будет воспринимать грандиозную культуру Серебряного века, в которой для церкви хватает богопротивного. Культура русского Серебряного века – это драгоценная, уникальная «Инония» Есенина, творения символистов, которые во многом могут истолковываться как куртуазные, эротические, что противоречит представлениям Церкви.

Мне кажется, что Общество русской словесности не должно превратиться в фабрику цензурируемых текстов. Есть огромная проблема – найти язык, соединяющий Церковь с молодёжью, часто растленной, сбитой с толку, говорящей на сленге. Наши приходские священники в своих проповедях, как правило, достойных и глубоко канонических, часто не находят доступ к сердцам молодых экзальтированных людей. Поэтому создание этого Общества само по себе благотворно. Мне кажется, что Общество должно влиться в более широкое движение русских писателей, самых разных направлений, взглядов, которое противостоит чудовищному натиску либерального нигилизма. И если одной из целей Общества является противодействие агрессивной, едкой, кислотной либеральной энергии, то оно должно быть адекватным. На либеральные яды должны быть найдены антидоты. Против тьмы должно быть выставлено остриё, наполненное светом, как копьё Пересвета. И это движение должно быть остро социальным и, если угодно, окровавленным, потому что русская словесность после 1991 года была исколота либеральной ненавистью.

Меня также удивляет состав ассамблеи. Конечно, Никита Михалков, который полемизировал с Патриархом – светоч нашей культуры. Но Никита Сергеевич – режиссёр, а не романист или филолог. Я не понимаю, почему в этот ансамбль не попал, например, Владимир Личутин, настоящий творец сегодняшнего и завтрашнего русского языка, перед которым снимают шляпу даже недруги. И я, грешный, наверное, не имею никакого отношения к литературе, не умею выражать свои мысли, не написал ни одного романа. Мы, русские писатели, три десятка лет сражавшиеся за русскую словесность, испытываем разочарование от того, что Церковь сегодня подключилась к этому движению, а ветераны сражений, сумевшие отстоять наши ценности, вдруг оказываются в стороне от Общества.

Первый Съезд Общества русской словесности открылся 25 мая, в День филолога, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Делегатами и гостями съезда стали видные ученые, члены Российской академии наук и Российской академии образования, политические деятели, преподаватели ведущих российских вузов, школьные учителя из регионов России, писатели и деятели культуры, представители родительского сообщества, общественных организаций, студенчества и духовенства.

26 мая года в Колонном зале Дома Союзов пленарное заседание съезда возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с президентом РАО, президентом МАПРЯЛ и РОПРЯЛ Л. А. Вербицкой.

Заседание посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин. Говоря о русском языке и литературе, Президент подчеркнул, «что речь идет о сохранении - ни больше, ни меньше - национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими».

На съезде была представительная делегация от МПГУ: проректор, директор Института филологии и иностранных языков Л.А. Трубина, зав. кафедрой русского языка Н.А. Николина, зав. кафедрой методики преподавания литературы В.Ф. Чертов, зав. кафедрой общего и прикладного языкознания О.Е. Дроздова, зав. кафедрой довузовского преподавания РКИ Е.А. Хамраева, профессора А.Д. Дейкина, С.А. Зинин, Е.Г. Чернышова, К.П. Смолина, Е.В. Гетманская, В.Н. Базылев, доценты Е.Л. Ерохина, Л.Ю. Комиссарова, М.В. Сарапас, Л.Г. Латфуллина, Н.А. Попова.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

27 / 05 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет




13 / 03 / 2019

В начале марта профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии МПГУ Янина Викторовна Солдаткина приняла участие в передаче «Гик Zona» на радио Теос, активно сотрудничающем с МПГУ в вопросах...

12 / 03 / 2019

6 марта 2019 года на базе Института филологии МПГУ прошел международный онлайн вебинар на тему “Признанный миром Абай”, посвященный Абаю Кунанбаеву (1845-1904) – великому поэту казахского народа, философу-гуманисту, композитору,...

11 / 03 / 2019

Центром русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии в рамках Программы обмена Культурно-образовательного проекта «Россия – Италия» (ПРИЯ) Департамента образования г. Москвы был проведен ставший уже традиционным круглый...

05 / 03 / 2019

2 марта в Центре русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева состоялся круглый стол, посвященный 120-летию со дня рождения Юрия Карловича Олеши. В живой беседе участвовали преподаватели Института филологии...

05 / 03 / 2019

22 февраля в Главном корпусе МПГУ состоялся круглый стол, посвящённый столетию со дня рождения американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера (1 января 1919 – 27 января 2010), в котором приняли участие...

04 / 03 / 2019

28 февраля – 1 марта студенты и магистранты Института филологии Московского педагогического государственного университета провели вместе с профессором кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков Ириной Георгиевной Минераловой в Брестском государственном университете...

04 / 03 / 2019

28 февраля – 1 марта 2019 г. состоялась XXIII Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех» на тему «Серьезное и занимательное в языке разных сфер жизни». Участниками конференции стали более 150...

04 / 03 / 2019

27 февраля 2019 года в Национальном Евразийском университете им. Л.Н. Гумилева (Астана, Республика Казахстан) открылась международная конференция молодых ученых, которая проходила в режиме видеоконференции. Московский педагогической государственный университет, Институт филологии,...

28 / 02 / 2019

27 февраля 2019 года в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), в Доме И.С. Остроухова в Трубниках в рамках выставочно-исследовательского проекта “Литературные войны 1920-1930-х годов:...

28 / 02 / 2019

В конце февраля состоялся рабочий визит делегации Института филологии в Университет Яна Кохановского в г. Кельце (Польша). В составе делегации – директор института, зав кафедрой русской классической литературы доктор филологических наук Е.Г. Чернышева...

27 / 02 / 2019

Видеоканал МПГУ поставил очередной рекорд – количество его подписчиков превысило 30 000 человек! Таким образом, наш YouTube-канал вошел в тройку лидеров среди официальных видеоканалов вузов России.

25 / 02 / 2019

Центр русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии организовал и провел интерактивные площадки в рамках празднования Дня родного языка. По доброй традиции 21 февраля в Московском педагогическом государственном университете...


25 / 02 / 2019

В сборнике собраны статьи участников IV научно-практической конференции молодых ученых «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы», прошедшей в Московском педагогическом государственном университете 12 мая 2018 года.

25 / 02 / 2019

17 февраля 2019 года доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания МПГУ, специалист Центра русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева Андрей Владимирович Григорьев в эфире радио «Маяк» рассказал о...

22 / 02 / 2019

Отмечать Международный день родного языка ярко и широко стало в Московском педагогическом государственном университете доброй традицией. Как и во многих странах мира, 21 февраля в главном педагогическом вузе России говорят...

21 / 02 / 2019

16 февраля в Институте филологии состоялась встреча с прозаиком Татьяной Меньщиковой, приуроченная к выходу ее книги “Мой отец зажигал звезды” в издательстве “КомпасГид”. Дебютная повесть молодой талантливой писательницы адресована подросткам...

21 / 02 / 2019

21 февраля весь мир отмечает День родного языка. Студенты Подготовительного факультета РКИ поучаствовали в общеуниверситетском празднике и провели одну из площадок – «Мы говорим на разных языках, но планета у...

21 / 02 / 2019

20 февраля в Институте филологии прошла IV студенческая научно-практическая конференция «Педагог XXI столетия», организованная кафедрой методики преподавания литературы. В работе конференции приняло участие более 200 студентов 2-5 курсов бакалавриата и...

21 / 02 / 2019

21 февраля 2019 года в рамках празднования Дня родного языка в МПГУ (Корпус гуманитарных факультетов) студенты университета участвовали во многих культурно-просветительских мероприятиях. Большой интерес вызвала интерактивная лингвистическая игра-викторина «Словарный запас»,...

19 / 02 / 2019

16 февраля в Институте филологии состоялась лекция-форум “Фонвизин – Грибоедов – Гоголь: драматурги – наши современники” Участники лекции-форума под руководством Минераловой Ирины Георгиевны, доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы...

18 / 02 / 2019

15–16 февраля 2019 г. в МПГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного», организованная кафедрой русского языка как иностранного в профессиональном обучении Института филологии...

16 / 02 / 2019

Профессор Института филологии МПГУ Ирина Георгиевна Минералова на канале "Красная линия" в программе «Телесоскоб. Мориц и Бушин - глыбы, "Архипелаг ГУЛАГ" - плохая книга».

13 / 02 / 2019

9 февраля в рамках мероприятий Всероссийской школы поэзии в институте филологии состоялось третье заседание научно-творческого семинара ОПОЯЗ-2, возобновившего свою деятельность после почти 20-летнего перерыва. Заседание в форме Полудня Рождественской поэзии...


12 / 02 / 2019

9 февраля 2019 г. в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ Отдел краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ провел для студентов московских вузов и школьников образовательный квест «Лабиринт эпох»....

11 / 02 / 2019

9 февраля в Институте филологии состоялась лекция “Современная детская литература: имена, традиции, тенденции” Богатырёва Наталья Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии, на лекции, посвященной...

11 / 02 / 2019

5 февраля 2019 г. специалист отдела краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ Э.Р. Полатханова вместе со студентами Института истории и политики, Института Филологии и Института Детства провели...

07 / 02 / 2019

Кафедра риторики и культуры речи в полном составе прошла обучение в Библиотеке МПГУ по составлению списка литературы к рабочей программе дисциплин. Заведующая справочно-библиографическим отделом Мария Николаевна Свирина научила преподавателей эффективно...

06 / 02 / 2019

Литература Древней Руси: материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева; Эпическая традиция в русской литературе ХХ–ХХI веков: материалы XXIII Шешуковских чтений.

04 / 02 / 2019

31.01.2019 – 02.02.2019 в Новосибирском государственном университете прошла VII Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке», в которой приняли участие профессор кафедры русского языка Института филологии...

04 / 02 / 2019

1 февраля 2019 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Мифологическое и историческое в русской литературе XX-XXI веков. XXIV Шешуковские чтения».

02 / 02 / 2019

Московский педагогический государственный университет был представлен на Международной научной конференции «Диалог культур X» в Чехии 15–16 января 2019 г. В работе конференции, проходившей в Университете Градец Кралове, приняли участие преподаватели...


01 / 02 / 2019

Русский центр в Берлине при поддержке фонда «Русский мир» провел с 28 по 30 января 2019 года Международную конференцию по работе с русскоязычными детьми «Формула счастливых каникул», в которой приняли...

30 / 01 / 2019

Международная научно-практическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях», под патронатом которой проходит раз в 2 года международный форум в МПГУ и совместный с Крымским федеральным университетом им. В.И....

23 / 01 / 2019

21 января 2019 года Центр русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии МПГУ провел вебинар, посвященный подведению итогов Всероссийской универсиады «Великий, могучий», в организации дистанционного тура которой принимал...


17 / 01 / 2019

Ректор МПГУ, профессор Алексей Владимирович Лубков на канале «Россия 1» в программе “Утро России”.

17 / 01 / 2019

15 января в Центре русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии МПГУ состоялось совещание по вопросам, связанным с открытием Центров русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева в...

15 / 01 / 2019

27 декабря 2018 года на кафедре русского языка как иностранного в профессиональном обучении прошёл новогодний вечер, направленный на изучение традиций празднования Нового года в России. В нём приняли участие студенты...

14 / 01 / 2019

Подготовительный факультет РКИ Института филологии поздравляет всех со старым Новым годом! И вспоминает новогодний праздник для иностранных студентов факультета. Он состоялся 27 декабря в холле корпуса гуманитарных факультетов. Настоящие Дед...

10 / 01 / 2019

27 декабря в фойе Главного корпуса МПГУ прошла Новогодняя елка для детей преподавателей, организованная Лабораторией студенческих инициатив Института филологии и студенческим советом филфака при поддержке Первичной профсоюзной организации МПГУ. Каждый...

09 / 01 / 2019

В рамках разрабатываемого Институтом мировой литературы им. М. Горького (ИМЛИ РАН) проекта «РУССКАЯ УСАДЬБА В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ» 26 декабря 2018 года в бывшей усадьбе кн. Трубецких «Узкое» (ныне ФНКЦ РР...

09 / 01 / 2019

Ютюбовский канал МПГУ, который все больше набирает активных и неравнодушных сторонников, преодолел новый важный психологический рубеж: количество его подписчиков превысило 25.000 человек, а число просмотров канала составило более 4 млн. 100 тыс. посещений.

28 / 12 / 2018

Заканчивается 2018 год. Он был наполнен напряжённой учёбой, интересными встречами и событиями. Среди них знакомство и общение с сотрудниками Московского литературного Музея-Центра К. Г. Паустовского. Его директор Анжелика Игоревна Дормидонтова предоставила...

27 / 12 / 2018

20 и 24 декабря в Институте филологии состоялись телемосты с преподавателями Московского института искусств Вэйнаньского педагогического университета в Китае. Обсуждали формат зимней сессии для студентов. Экзамен по русскому языку как...

27 / 12 / 2018

13 декабря 2018 года кафедра методики преподавания литературы Института филологии провела V студенческую олимпиаду «Золотые страницы отечественной методики» (председатель оргкомитета – проф. А. М. Антипова). В этом году она была посвящена...

25 мая 2016 года на I съезде Общества русской словесности состоялось заседание секции «Преподавание русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве». Организаторами и модераторами секции выступили доктор филологических наук, профессор, проректор МГУ имени М.В.Ломоносова Т.В. Кортава и доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета РГПУ имени А.И. Герцена Н.Л. Шубина.

В заседании секции «Преподавание русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве» приняли участие 72 человека из 53 образовательных, научных и общественных организаций.

Среди них члены Совета по русскому языку при Президенте РФ, Федерального учебно-методического объединения по языкознанию и литературоведению, возглавляемых академиком РАО Л.А. Вербицкой, представители МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ, шести федеральных университетов (Северо-Кавказского, Крымского, Дальневосточного, Южного, Балтийского, Северо-Восточного) , ведущих национально-исследовательских и классических университетов (Высшая школа экономики, Московский педагогический государственный университет, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Воронежский государственный университет, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Марийский государственный университет, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, Московский государственный лингвистический университет, Всероссийский государственный университет юстиции, Пермский государственный университет, Орловский государственный университет, Академия гражданской защиты МЧС России, Московский городской открытый университет, Башкирский государственный университет, Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Российский университет дружбы народов, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена и другие).

На заседании секции прозвучало 20 докладов, в том числе доклад ректора Северо-Кавказского федерального университета А.А. Левитской и ректора Северо-Осетинского государственного педагогического института Л.А. Кучиевой.

26 мая 2016 года в Колонном зале Дома Союзов с участием Президента РФ В.В. Путина состоялось пленарное заседание I съезда «Общества русской словесности» под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

С приветственным словом выступили спикер Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкин и министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов.

На пленарном заседании был избран президиум Общества русской словесности в составе 75 членов. Среди них ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова академик В.А. Садовничий, ректор Санкт-Петербургского государственного университета профессор Н.М. Кропачев, ректор Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел академик А.В. Торкунов, ректор Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова профессор К.В. Антипов, и. о. ректора Литературного института имени А.М. Горького профессор А.Н. Варламов, и. о. ректора Московского государственного лингвистического университета И.В. Манохин.

Состав бюро Общества русской словесности составляет 13 человек, в число которых вошел академик А.В. Торкунов.