Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему гоголь назвал свое прозаическое произведение поэмой. Поэма- это повествование об исторических событиях

Почему гоголь назвал свое прозаическое произведение поэмой. Поэма- это повествование об исторических событиях

Произведение «Мертвые души», которое написал Гоголь, на сегодня остается одним из самых гениальных творений не только этого писателя, но и вообще в русской литературе. Данную работу смело можно назвать вершиной таланта Николая Васильевича, который сумел очень точно изобразить современную ему Россию, показать жизнь всех слоев населения, несостоятельность бюрократического аппарата и убожество В гениальности произведения никто не сомневается, только вот уже на протяжении многих десятилетий как поклонники творчества, так и критики не могут понять, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?

По признанию самого писателя, идею написать это творение подал ему Пушкин, который все время восхищался манерой написания произведений Гоголя и его умением с помощью описания всего нескольких черт характера оживить своих героев. У Александра Сергеевича самого была задумка написать похожую поэму, но он решил отдать ее своему другу. Многие считают, что из этого и выплывает ответ на вопрос о том, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, ведь изначально работа задумывалась именно в таком виде.

Николай Васильевич взял у Пушкина лишь идею, потому что при написании работы он начал углубляться и более детально описывать не только характер героев, но и их судьбу, жизнь всей страны того времени. В разные периоды писатель именовал свое творение романом, сочинением, повестью, но почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, остановившись именно на этом жанре, остается загадкой. Есть предположение, что он так поступил, увидев всю насыщенность и широту лирических элементов.

Поэма построена очень четко и ясно, главный герой Чичиков путешествует по всей России, чтобы стать обладателем крупных средств, скупая мертвые души. Манилов, Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин - это не просто фамилии помещиков, которых он навещал, это образ жизни, мышление и чувства людей этого сословия. Николай Васильевич желал написать не один том, а три, которые вывели бы героев на другой уровень, где они смогли бы морально возродиться.

Поэма Гоголя «Мертвые души» должна занимать почетное место рядом с такими мировыми произведениями, как «Одиссея» Гомера и «Божественная комедия» Данте. В первой работе описывается жизнь древних греков, во второй средневековый феодализм, а Гоголь описал жизнь в России первой половины 19 века. Он также хотел, чтобы его герои прошли ад, чистилище и рай, показать нравственное падение общества, волнующие но чтобы среди всего этого беспорядка и гнили был и просвет - путь к духовному возрождению.

После знакомства с этим произведением становится ясно, что оно написано в нетрадиционной форме и не имеет аналогов во всем мире. Возможно, именно в этом и кроется ответ на вопрос, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. В структуре произведения значимая роль отводится лирическим отступлениям, что характерно для этого жанра. Именно в отступлениях прослеживаются мысли писателя, который делится с читателем своими переживаниями по поводу ситуации в родной для него стране. Свой первый том Гоголь завершил, оставив предположение, что государство ждет возрождение и просветление душ всего народа. Писатель хотел воссоздать идеальный мир, поэтому назвал свое творение лиро-эпической поэмой.

Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?

I. Вступление

Под поэмой обыкновенно понимается стихотворное про­изведение лиро-эпического характера (см. Словарик). Ясно, что Гоголь имел в виду что-то другое.

II. Главная часть

  1. Для Гоголя поэма — это «малый род эпопеи», а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом.
  2. Именно поэтому «Мертвые души» нельзя назвать рома­ном или повестью. Хотя через все произведение проходит Чи­чиков как центральный персонаж, для Гоголя все-таки важен не он сам по себе, его нельзя назвать главным героем. Чичи­кову Гоголь уделяет не больше, а может быть, и меньше вни­мания, чем Манилову, Собакевичу, прокурору, полицмейстеру и др. Именно поэтому предысторию Чичикова Гоголь поме­щает и последней главе I тома.
  3. Стремление изобразить и осмыслить жизнь всей нации, всего государства ведет к воспроизведению в поэме многих характеров, к появлению многих персонажей, которые на пер­вый взгляд кажутся эпизодическими, а на самом деле чрезвы­чайно важны для понимания русской жизни. В частности, Гоголь широко представил в поэме три основных сословия: помещиков, чиновников (председатель па­латы, прокурор, Иван Антонович Кувшинное Рыло, чиновни­ки, с которыми служил Чичиков, и др.), народ (Селифан, Петрушка, Степан Пробка, Максим Телятников, безымянные мужики, которых встречает по дороге Чичиков и др.).
  4. Той же цели служат и многочисленные описания и от­ступления, характеризующие общий уклад русской жизни (интерьеры домов, зарисовки городской жизни и жизни в име­ниях у помещиков, отступления о «толстых и тонких», об умении обращаться, описания быта и нравов в чиновной, по­мещичьей и крестьянской среде и т.п.).
  5. Важное свойство поэмы в литературе XIX-XX ве­ков — это лиро-эпический характер, то есть сочетание изо­бражения объективной действительности с прямыми субъ­ективными высказываниями автора (лирического героя). (Подробнее см. Словарик, ст. Роды литературные и Лиро-эпические произведения.) «Мертвые души» — произведе­ние скорее эпическое, чем лиро-эпическое, но в нем важ­ную роль играют авторские высказывания (лирические от­ступления, см. Словарик), в которых Гоголь выражает свои переживания и размышления (о свойствах русского нацио­нального характера, о русском слове, об участи писателя и т.п.). Это обстоятельство также позволяет считать «Мерт­вые души» поэмой.

III. Заключение

В «Мертвых душах» Гоголь создал картину жизни России, образ нации, в котором индивидуальные судьбы людей зани­мают подчиненное место. Именно это и характерно для поэмы и гоголевском понимании.

По школьной программе каждый из нас должен прочитать одно из величайших произведений мировой литературы – «Мертвые души» Гоголя. И при этом учителя всегда акцентируют внимание на том, что оно принадлежит к жанру поэмы. Как такое может быть? Почему «Мертвые души» не считаются, к примеру, романом или повестью? Ведь оно написано в прозе, а все известные поэмы созданы в стихотворной форме… На этот вопрос мы сегодня вам ответим.

Мнение самого автора

Согласно литературной традиции, «Мертвые души» необходимо отнести к социально-сатирической повести. Но общеизвестно, что сам Гоголь определял свое «детище» как поэму, и у него были на это свои соображения.

Николай Васильевич в качестве высшей литературной мысли возносил эпический жанр, но в то же время замечал, что есть промежуточный вид между эпосом и романом – так называемый «менее эпический вид». Этот термин лучше всего описывает жанровые и смысловые особенности «Мертвых душ», но такое длинное название слишком сложно для восприятия, поэтому Гоголь использует термин «поэма». Этот термин также позволил автору помимо эпического начала использовать в повествовании лирические элементы.

Особенности поэмы как жанра

Поэма – это жанр, которые гармонично вобрал в себя элементы эпоса и лирики. В традиционном понимании такие произведения должны иметь стихотворную форму, но в литературной практике известны также прозаические поэмы – помимо «Мертвых душ», следует в этой связи упомянуть «Москва-Петушки» В. Ерофеева, а также «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Л. Стерна. Таким образом, действительно поэма может быть написана в прозе, если выполняются следующие условия:

  • наличие объемных лирических отступлений на форе эпичного изображения действительности;
  • наличие героев и/или антигероев;
  • особый прозаический язык повествования (близкий к стихотворному по мелодичности, ритмике, широкому набору выразительных средств лексики и пр.).

Все эти признаки можно найти в «Мертвых душах» Гоголя.

Сочетание лирики и эпоса

Поэтика Гоголя является поэтикой контрастов, противоречий. Данный писатель стал мастером сложного и горького гротеска, который подчеркивался резкими скачками от комического к серьезному, от смеха к пафосу. В этом и состоит сочетание лирики и эпоса.

В авторском повествовании очень четко прослеживаются два контрастных стиля, которые соответствуют двум совершенно иным жанрам: поэтика возвышенности (что характерно для лирики) и поэтика тривиальности, реализма (что характерно для эпоса). Первый из них воплотился в лирических отступлениях, которые можно с уверенностью назвать полноценными стихотворениями в прозе.

Эпическая составляющая реализована в основной сюжетной линии «Мертвых душ», где автор описывает пошлость и уродство российской реальности той эпохи.

Итак, мы видим, что произведение сочетает в себе эпическое и лирическое начала, что вполне соответствует поэме как жанру.

Наличие героев и/или антигероев

В «Мертвых душах» изображена целая линейка антигероев (включая главного персонажа Чичикова). В поисках своих «мертвых крепостных» Чичиков объезжает помещичьи усадьбы неподалеку от города Н., где встречается с негативными характерами.

Так, Манилов, несмотря на свою внешнюю симпатичность, является излишне сентиментальным и слащавым персонажем, воплощением розового оптимизма и глупой мечтательности. Он не имеет ни характера, ни собственной воли. Остальных помещиков также нельзя назвать иначе, как «антигерои»: это и ограниченная узким мышлением Коробочка, и авантюрист Ноздрев, и хитрый «кулак» Собакевич, и, конечно же, жадный и полностью деградирующий Плюшкин. Итак, второй признак жанра поэмы также налицо.

Особый язык повествования

Гоголевские сравнения – это один из самых знаменитых трюков в поэтике автора. Сравнение людей и животных, иронические метафоры, многогранные аллюзии помогают писателю достичь потрясающих эффектов. Гоголь играет на контрасте основных эпических форм с ритмическими конструкциями и комическим содержанием.

Необычная образность всех персонажей достигается за счет преувеличения некоторых их характеристик, что не характерно для жанра повести или романа. Гоголь не проникает в психику героев, а с помощью описания отличительных жестов, мимики и позы дает читателю возможность самостоятельно составить правильный образ.

Многочисленные лирические отступления, вставные элементы, возвышенные размышления и искренние переживания автора за судьбу своей родины выводят «Мертвые души» за рамки эпического жанра. Особенно показателен в этом плане финал, в котором Гоголь дает живописный портрет “птицы-тройки” – большое обобщение мыслей писателя о людях и России.

Итоги

Резюмируя все вышесказанное, произведение «Мертвые души» можно действительно отнести к жанру поэмы. Причем, к уникальной поэме, которой нет аналогов в мировой литературе. Благодаря простым формам, жесткой сатире и искренним авторским эмоциям «Мертвые души» признаны острым и очень емким портретом крепостной России.

Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий этап своего существования…
Где-то в далеком губернском городке течет размеренная жизнь, законы которой установились, пожалуй, полвека назад. Губернатор – сиятельный отец народа, полицеймейстер – добрейший покровитель купцов, прокурор – благонамереннейший страж законности… Этот список можно продолжить. В городе чрезвычайно уютно. Общественная жизнь здесь просто кипит. Замечательный город, не так ли? И вот в губернский город NN въезжает бричка, в которой обычно ездят те, кого называют господами средней руки… Так начинается действие романа “Мертвые души”.
Гоголь не соотносит начало повествования “Мертвых душ” с определенным годом, однако исследователи в один голос утверждают, что это приблизительно 1816 -1820 год. Послевоенная жизнь уже прочно устоялась, а точнее, Отечественная война, по-видимому, мало затронула этот тихий уголок Руси. Здесь ничто не нарушает заведенного течения дел, а основные занятия помещиков и чиновников – накопление капитала, игра, балы и приемы. “До чего грустна наша Россия!” – помните это пушкинское восклицание?
Гоголь мастерски создает образ мертвящей российской действительности. Деталь цепляется за деталь, подробность следует за подробностью, и перед читателем возникает обобщенная и довольно неприглядная картина провинциального существования первых десятилетий 19 века.
Главная достопримечательность города NN – чиновники. Главная достопримечательность его окрестностей – помещики. И те, и другие живут за счет труда других людей. Это трутни. Лица их усадьб – это их лица, а их деревни – точное отражение хозяйственных устремлений хозяев.
Русская природа небогата красками, ей не присущи мгновенные изменения. На этом скупом фоне Гоголь рисует мир, который окружает губернский город, питает и одновременно отравляет его.
Андрей Донатович Синявский, талантливый исследователь творчества Гоголя, заметил, что образы помещиков напоминают манекены, фигуры из паноптикума, настолько они мертвы и безжизненны. Нельзя, конечно, сказать, что жизнь в них никак не проявляется. Например, Собакевич много заботится о благосостоянии своих крестьян, ведь это его личное благосостояние. Коробочка чрезвычайно богомольна, и даже простое упоминание черта пугает ее до смерти. Ноздрев обожает собак и лошадей – гораздо меньше он ценит своих крепостных. Но подобные качества только подчеркивают душевную пустоту гоголевских помещиков. Если присмотреться, то каждый персонаж поэмы напоминает куклу, которая хоть и способна двигаться, но все же остается пустой и мертвой внутри. На безжизненность гоголевских персонажей указывали многие исследователи. Так, писатель-символист Дмитрий Мережковский находил в “Мертвых душах” модернистские тенденции, в частности при изображении помещиков.
Работая над своей поэмой, Гоголь не стремился произвести внешний эффект, однако так называемый “мир вещей” его произведения рельефен, ярок и незабываем. Изображение “мертвых” помещиков напоминает о принципах классицистской комедии: “человек-страсть”, персонаж, одержимый одной идеей, одним желанием.
Мир поэмы состоит из “мертвых” и “спящих”. Народ, творческая сила которого могла бы составить контраст инертности помещиков-крепостников, изображен здесь в довольно неприглядном виде. Крестьяне неразвиты, слуги развращены. Пьянство, лень, дикость, – все эти черты “русского национального характера” очень верно схвачены Гоголем. “Тяжкий сон”, овладевший “черной Россией”, то есть народом, готов превратиться в кошмар.
Одна только “Русь” – художественная условность, обобщение, абстракция, изобретенная Гоголем специально для “Мертвых душ” и не раз возникающая в позднейших его произведениях, – кажется в поэме живой и подвижной. Но лирические отступления, которые нарушают пугающе-подробное описание “мертвой России”, звучат лишь в сознании писателя…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Свое произведение “Мертвые души” Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл “Мертвые души” романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему? Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, Read More ......
  2. Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержание: от определения “роман” мы ждем описания Read More ......
  3. Во 2-6 главах “Мертвых душ” Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением Чичикова купить “мертвые души”. Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, Read More ......
  4. Образ Татьяны – один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она – духовный предшественняк поэтичных, самобытных, самоотверженных “тургеневских женщин”. А. С. Пушкин вложил в этот образ свои Read More ......
  5. Переплетение судеб героев составляет сюжет романа Пушкина “Евгений Онегин”. Столь различные образы – Онегина, Ленского, Татьяны, автора – все же столь похожи в своем одиночестве… Онегин не находит отклика у окружающих и превращается в циника. Ленский, восторженный юноша, любит всех. Read More ......
  6. В основе поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество. Чичиков скупил у помещиков мертвые крестьянские души, Read More ......
  7. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души Мы нисколько не берем на себя важного труда отдать отчет в этом новом великом произведении Гоголя, уже ставшего высоко предыдущими созданиями; мы считаем нужным сказать несколько слов, чтобы указать на Read More ......
  8. Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. Крепостни­ческий гнет, неограниченная власть над крестьянами коробочек и Плюш­киных калечит живую душу народа, обрекая его на невежество и нищету. Однако Гоголь видит и показывает и светлые стороны народной жиз­ни. Крепостные крестьяне трудолюбивы. Любая работа Read More ......
Почему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души” Великий классик, создавая «Мертвые души», ставил цель охватить разные образы помещичьей Руси. По размаху автору хотелось представить всю широту характеров огромной страны. Уже в самом начале Н.В.Гоголь начал сомневаться в жанре своего творения. Идея и то, что ложилось на листы, не подходило под привычные формы. Это был ни рассказ, ни повесть и ни роман.

Поэма – это стихотворное произведение крупное по размерам. Организация текста строится по повествовательному сюжету. В поэме сливаются в единое целое эпос и лирика. А.С.Пушкин, по источникам литературоведов, предложил классику создать прозаическую поэму. А.Пушкин сам мечтал о таком творении, но не находи темы. Н.В.Гоголь реализовал идею, развил ее и создал прозаическую поэму «Мертвые души».

Признаки поэмы

Произведение схоже с обычным восприятием поэм. Какие признаки делают текст бесспорно поэмой:
  • Эпичность. Для каждого персонажа отводится отдельная глава. В ней читатель узнает, как жил герой, формирование характера. Все описания проходят на фоне исторических событий, передающих реальность времени.
  • Обобщение. Все персонажи отличаются друг от друга. Но они типичные представители помещичьей России, яркие представители людей того времени. Каждый образ обобщает огромное количество людей. Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Манилов находят в любой губернии, они живут в столице и ее округе.
  • Лирические отступления. Автор насыщает текст размышлениями, они так гармонично проникают в текст, что иногда становится непонятно, чьи мысли представлены автором.
Лирические отступления помогают понять переживания за будущее России. Они подчеркивают широту текста поэмы. Самые яркие отступления: о метком русском слове, о юности и впечатлениях юных лет жизни. Со стихами схожи отступления о Руси, ее далях и красоте. Как песня читаются строки, посвященные дорогам и быстрой езде. Образы отступлений настолько лиричны и реалистичны, что становятся отдельными произведениями, вырываются из контекста поэмы.

Сходство с другими формами

Классик говорил, что создал особый вид литературного текста. Он ставил его между романом и эпопеей. Что сближает «Мертвые души» с жанром романа:
  • Строгая композиция. Главный герой едет по стране, он придумал способ наживы и пытается его реализовать. Чичиков скупает мертвые души крестьян, мужиков, которые уже ушли в мир иной, но еще числились по бумагам в числе живых. Павел Иванович встречается с помещиками, продавцами душ, разными по взглядам и характерам, но одинаковыми по своей нравственности, вернее ее отсутствия.
  • Полная линия жизни героев. Автор хотел дать читателю возможность увидеть жизнь персонажа от рождения до смерти. Задуманы были 3 тома поэмы, но сил хватило на один.
Неизвестно, кого из героев Гоголь хотел возродить, изменить. Возможно, при написании он понял, как глубоко пали люди и потерял свою мечту б их очищении.

Поэма «Мертвые души» уникально по жанру. Ее нестандартная форма, сюжет и речь не встречаются больше в русской литературе. Недосказанность позволила оставить за читателем возможность самому поразмышлять над проблемами, поднятыми в книге.