Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как выглядит древний. Древние кельты

Как выглядит древний. Древние кельты

Миф № 1: У неандертальцев были очень большие глаза

Это один из свежих, но уже успевших распространиться околонаучных мифов. Посмотрите на череп неандертальца: у него же огромные глазницы! А это значит - большущие глаза. Быть может, неандертальцы вели сумеречный или даже ночной образ жизни? Представьте себе приземистое существо с глазами-фарами, как у совы, днем прячущееся в пещерах, но стоит скрыться солнцу - бесшумно выползающее на большую дорогу, подкрадывающееся к безмятежно спящему мамонту. Откуда же взялись разговоры об огромных глазах? Весной 2013 года в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences была опубликована статья английских антропологов, которые выдвинули оригинальную гипотезу: неандертальцы долгое время жили на севере, где «солнца меньше, чем в тропиках». Их зрительная система адаптировалась к сумраку, и глаза увеличились в размерах. Соответственно, возросла и площадь зрительной коры головного мозга, в ущерб мышлению и способности к коммуникации. Исследователи решили проверить свою гипотезу: высчитали средний размер глазниц неандертальцев и древних сапиенсов, и у неандертальцев они действительно оказались в среднем крупнее - на 6 мм в высоту и почти на 3 мм в ширину. Дальше эта новость попадает в средства массовой информации, а оттуда - в наши головы. Но как вам такой факт: среди современных рас самые высокие глазницы… у монголоидов! И у них же - самые маленькие глаза. Предположение, что северные жители должны иметь большие глаза, чтобы лучше видеть в постоянных сумерках, также не проходит эмпирическую проверку. По такой логике самые маленькие глазки должны быть у экваториалов, а самые большие - у жителей Крайнего Севера. По факту - строго наоборот. Кроме того, ряд исследований современных приматов показал, что прямой зависимости между размером их глазниц и размером глаз… не выявлено. Поэтому мы по-прежнему будем доверять классическим реконструкциям, на которых неандертальцы - обладатели пусть и печальных, но вполне человеческих глаз.

Резюме: У неандертальцев были не большие глаза, а крупные глазницы. Исследования не выявили у человекообразных прямой зависимости между размерами глазниц и глаз. Современные жители Севера - обладатели крупных глазниц - вовсе не отличаются большими глазами.

Миф № 2: Древние люди ходили замотанные в шкуры и с дубиной в руке

Косматый дикарь в шкуре и с зажатой в лапе увесистой дубиной - классический образ массовой культуры, возможно никогда не существовавший в природе. Палками пользуются человекообразные обезьяны - значит, скорее всего, и австралопитеку вполне хватало мозгов, чтобы размахивать палкой для устрашения и защиты. Однако находки доисторических «дубин» археологам неизвестны. И даже если бы что-то подобное было обнаружено, то как отличить дубину от обычного обломка ветви или ствола? Древнейшее бесспорное деревянное орудие - это копье. Деревянные орудия, которыми пользуются ныне племена Африки или Австралии, совсем не похожи на те эффектные сучковатые чудища, которыми неизменно вооружают наших предков на классических иллюстрациях. Разумеется, нет и находок «накидок из шкур», в которые заворачивались наши пращуры, хотя, вероятно, что-то подобное древние люди носили. Здесь важно другое. Судя по всему, источник, из которого авторы популярных картинок и описаний доисторической жизни черпали свое вдохновение, - не археологические находки и не научные факты, а популярные издания и кинематограф. Растиражированный «пещерный человек» стал своего рода брендом, героем рекламных роликов и даже комедийных мультсериалов («Флинстоуны», 1960 год).

Александр Соколов. «Мифы об эволюции человека»

Людей каменного века художники изображали, руководствуясь своими представлениями о том, каким должен быть настоящий дикарь: могучим, мохнатым и безжалостным. Однако корни образа «пещерного человека с дубиной» можно найти в гораздо более глубоком прошлом. Оказывается, дикий человек (wildman) был популярным персонажем еще в Средневековье. Его образ всплывает в европейской литературе и декоративном искусстве, на гобеленах, барельефах и даже на монетах, украшает гербы. «Дикий человек» изображался сплошь покрытым волосами, а в руках, как вы уже догадались, он сжимал дубину. Из глубины веков, из недр человеческого подсознания дошел до нас образ «дикого человека» во всей своей первобытной красе.

Резюме: «Пещерный человек» - очень устойчивый архетип, живущий в человеческой культуре более 2 тысяч лет. В последней четверти XIX века образ «дикого человека» прекрасно вписался в новомодную идею происхождения человека от животного. И - под маской не то неандертальца, не то кроманьонца - наш обновленный герой вернулся в массовую культуру. Так незаметно смешались естествознание и фольклор. «Дикий человек» - продукт не научных изысканий, а фольклора и массовой культуры.

Миф № 3: Древние люди были очень волосатыми

Попросите любого знакомого описать первобытного человека. Скорее всего, слово «волосатый» будет в первой тройке эпитетов. Косматые, покрытые шерстью - такими мы их помним по иллюстрациям в популярных книгах, где акцент делался на звериной сущности, обезьяноподобности предка. Но что мы знаем на самом деле об их волосяном покрове, и в какой момент он исчез? Происходило ли это постепенно, или шерсть выпала сразу и напрочь? Даже если так, то потеря волосяного покрова должна была сопровождаться параллельной перестройкой многих систем: увеличилось количество потовых желез, утолщилась жировая прослойка, поменялся весь механизм терморегуляции. Рост волос на голове, напротив, усилился, а у мужчин вдобавок выросла внушительная борода. Палеонтология нам не поможет: в ископаемом виде сохраняются кости, но не волосы. Да, из вечной мерзлоты извлекают порой туши мамонтов, но мумий неандертальцев никто не находил. И все же неандертальцы по строению скелета и по образу жизни не принципиально отличались от нас: жили они не в лесах, а на открытой местности, пользовались огнем и орудиями, ходили на охоту. Мы вряд ли ошибемся, если предположим, что и по степени волосатости радикальной разницы между нами и ними не было. В 2004 году специалисты изучили вариации гена, отвечающего за цвет кожи у африканцев, и пришли к выводу: кожа человека стала темной не менее 1,2 млн лет назад. У человекообразных обезьян под шерстью кожа светлая, так как защищена от ультрафиолета волосяным покровом. Потемнеть она должна была уже после того, как наши предки лишились шерсти. А значит, уже больше миллиона лет назад люди не были «косматыми троглодитами». Почему же наша шерсть поредела? Вот возможное объяснение. После того как наши предки слезли с деревьев и вышли в саванну, под палящее солнце, им понадобилась более эффективная система терморегуляции. Возросло количество желез, выделяющих пот, который, испаряясь, понижал температуру тела. В такой ситуации волосяной покров был скорее помехой: испарение эффективнее происходит с открытой поверхности кожи. Поэтому шерсть исчезла. Обратите внимание, что на голове, подставленной солнечным лучам, сохранилась шапка волос, выполняющая функцию термозащиты. Вы спросите: а почему древние люди снова не обросли шерстью, когда ушли на север, в холода? Можно ответить так: вместо того чтобы ждать милости у эволюции, человек изобрел одежду и очаг. Исчезнувшую шерсть заменила теплая шкура, снятая с убитого животного. От дождя и ветра защитили стены пещеры или хижины, а огонь позволил пережить суровую зиму.

Резюме: Считается, что древние люди были очень волосатыми. В отличие от костей, волосы быстро разлагаются, поэтому о степени волосатости наших предков можно только гадать. Однако очень вероятно, что волосяной покров исчез уже на ранних стадиях эволюции человека.

Миф № 4: У древних людей руки были до колен, ноги короткие и кривые, и ходили они сгорбившись

Низкорослый, несуразный, с по-обезьяньи длинными руками, неандерталец трусливо жмется ко входу в пещеру… Важную роль в создании столь отталкивающего образа сыграл французский антрополог Марселин Буль. В 1911 году в книге, посвященной скелету неандертальского старика из Ля Шапель-о-Сен, Буль описал неандертальца как сутулого недочеловека, с вытянутой вперед шеей, передвигавшегося на полусогнутых ногах. А художник Франтишек Купка под руководством Буля воплотил образ, созданный антропологом, на бумаге. Получилось крайне непривлекательное существо, что-то вроде персонажа фильма ужасов. Спустя десятилетия выяснилось, что те признаки, которые Буль принял за характерные для неандертальцев, на самом деле были следствием пожилого возраста: старичка скрючил артрит. В молодости же он вполне мог быть статным красавцем с гордо поднятой головой. Однако эталон был задан. И пошло-поехало. Волосатый и страшный, с большим, подобным маске, лицом, массивными надбровьями и без малейшего намека на лоб, сжимающий огромный камень и двигающийся, как бабуин. Таким древний человек и вошел в массовое сознание. Как вы понимаете, находка комплектного скелета, включавшего бы и верхние, и нижние конечности, чтобы можно было оценить пропорции и осанку, - это редкая удача. Долгое время антропологам приходилось довольствоваться фрагментами, а остальное домысливать. Рассуждали так: раз эволюция - процесс плавный и равномерный, то все части человеческого тела «очеловечивались» постепенно и синхронно. Примитивной голове должно соответствовать обезьяноподобное тело (хотя уже первые находки питекантропа противоречили этому: к архаичному черепу прилагалась практически современная бедренная кость). Казалось логичным, что неандертальцы, а тем более питекантропы, еще вчера с деревьев слезли и не успели толком освоить хождение на двух ногах. Стереотип оказался живучим. Cейчас известно, что наши предки стали прямоходящими за несколько миллионов лет до появления питекантропа: этого времени более чем достаточно, чтобы достигнуть в хождении и беге на своих двоих высокого мастерства. Судя по строению ног, таза и позвоночника, уже австралопитеки шагали легко и непринужденно, и им совершенно ни к чему было сутулиться.

Резюме: Образ сгорбившихся, кривых и несуразных древних людей возник в начале прошлого века на основании ранних представлений об этапах эволюции человека. Формированию стереотипа способствовало исследование скелета неандертальского старика: возрастные изменения ученые неверно трактовали как присущие всему виду. Сейчас мы знаем, что почти современные пропорции и строение тела (кроме черепа) сложились у древних людей уже 1,5 млн лет назад. Мы вполне можем гордиться осанкой наших предков.

Миф № 5: В древности люди были великанами

Какой эпос обходился без великанов, титанов, гигантов или циклопов? Конечно, соблазнительно думать, что у мифических персонажей был реальный прототип - некая древняя раса, строители исполинских каменных сооружений, воздвигнуть которые не под силу обычному человеку. Что же сторонники реальности древних гигантов приводят в качестве доказательств? Во-первых, эффектные фотографии скелетов огромных размеров и идеальной сохранности, во-вторых, свидетельства очевидцев - например, крестьян, некогда находивших огромные кости прямо у себя на огороде. Правда, потом эти кости обычно куда-то исчезали. В-третьих, мегалитические постройки - например, знаменитый Стоунхендж. Люди нашей с вами комплекции при тогдашних технологиях не способны были тащить многотонные камни на десятки, а то и сотни километров, на это способны только великаны! В-четвертых, цитаты из летописей, дневников средневековых путешественников, описывавших встречи с великанами на экзотическом острове, в Патагонии, в снежных Гималаях или еще где-нибудь на краю света. И наконец, истории о найденных уже в XX веке останках гигантопитеков и мегантропов. Что ж, грамотно упакованный, такой набор аргументов производит на неподготовленного читателя сильное впечатление. Но если говорить серьезно, то легко убедиться в том, что фотографии «огромных скелетов» - банальный фотомонтаж, причем в ряде случаев известен даже автор фальшивок. Рассказы очевидцев - увы, не доказательства. Честные глаза очевидца не могут заменить главного - самих находок. Мегантропы и гигантопитеки давно нашли свое место на эволюционном древе, но не имеют ни малейшего отношения к легендарным «великанам» и точно не строили Стоунхендж (гигантопитеки - это родственники орангутанов, а мегантропов сейчас относят к яванскому человеку прямоходящему). Строители мегалитов также давно известны, описаны, и в ряде случаев экспериментально проверены технологии, позволяющие возвести Стоунхендж без помощи великанов или инопланетян. Кроме того, при знакомстве с биомеханикой и законами физики становится очевидным, что человек, таинственным образом выросший до нескольких метров, не смог бы нормально передвигаться. Его ноги сломались бы, раздавленные весом собственного тела. Взгляните на реальных животных-великанов - слонов или хотя бы горилл, на форму их тела, на толщину их конечностей. Примат, вымахавший до размеров слона, да еще и прямоходящий, обладал бы совершенно нечеловеческими пропорциями. А что говорит о росте наших предков палеоантропология? Несмотря на трудности, связанные с реконструкцией ископаемого существа, современной наукой накоплена немалая статистика размеров тела древних людей. И можно с уверенностью сказать, что в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался.

Резюме: Науке неизвестны ни находки останков гигантских людей, ни какие-либо косвенные свидетельства их существования в прошлом. Судя по данным палеоантропологов, в процессе эволюции рост наших предков не уменьшался, а увеличивался. По сравнению с австралопитеками мы с вами - настоящие великаны.

3D-технологии позволили воссоздать внешность людей, живших давным-давно, по их останкам. Недавно ученые восстановили облики перуанской королевы забытого царства Моче, древнегреческого воина-«грифона», средневековых шотландских горцев, древнеегипетского аристократа и еще одной древней египтянки, а также жертвы Везувия. Издание «Моя Планета» рассказало об этих реконструкциях.

Сеньора де Као — правительница людей моче.

Ученым в Перу с помощью 3D-печати удалось восстановить лицо могущественной древней правительницы, известной как сеньора де Као. У женщины, как удалось установить, было овальное лицо с высокими скулами — вид, характерный для многих современных перуанцев.

Она была представительницей знати людей культуры Моче и жила в северной части Перу 1700 лет назад. Татуированную мумию «сеньоры» обнаружили в 2006 году в руинах пирамиды Уака-Као-Вьеха недалеко от города Трухильо. Ее ноги и лицо были татуированы магическими символами змей и пауков.

Исследователям ранее удалось установить, что женщина умерла в возрасте 20 лет — возможно, в родах или в результате осложнений во время беременности. Богатое убранство могилы позволило предположить, что сеньора де Као была могущественной жрицей или даже политическим лидером.

«Воин-грифон», погибший 3500 лет назад.

Ученые из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге (ЮАР) с помощью компьютерного моделирования восстановили облик «воина-грифона», погибшего в 1500 году до н. э.


Читайте также

Захоронение воина было найдено в Греции в 2015 году при раскопках древнего города Пилоса возле руин легендарного дворца Нестора, который возглавлял контингент греческих военных сил в «Илиаде» Гомера. Особое внимание из найденных вещей привлекла табличка из слоновой кости с изображением грифона. В связи с этим археологи назвали найденного человека воином-грифоном.

Восстановление облика воина было нелегкой задачей, в итоге специалисты увидели мужчину 30−35 лет с широким красивым лицом, «квадратной» челюстью и мощной шеей.

Найденные в гробнице предметы позволяют предположить, что захороненный принадлежал к элите.

Древнеегипетский чиновник.

Международная команда исследователей реконструировала лицо и мозг 3500-летней египетской мумии, попутно обнаружив уникальную технику бальзамирования.

Перед тем как «воскресить» мумию, ученые , что когда-то она была египетским сановником Небири, который жил во время правления Тутмоса III (1479−1425 годы до н. э.). Небири «прославился» два года назад, когда ему поставили необычный диагноз — старейший случай хронической сердечной недостаточности. В жизни он был человеком с выдающимся носом, широкой челюстью, прямыми бровями и умеренно полными губами.

Молодая, но древняя египтянка.

Ученые из Мельбурнского университета (Австралия) реконструировали облик девушки по голове мумии, хранившейся в коллекции музея Мельбурнского университета.

Девушка получила имя Меритамон, означающее «возлюбленная бога Амона». Ученые полагают, что она умерла в возрасте от 18 до 25 лет. Рост египтянки составлял около 162 см: она была довольно высокой для женщин тех времен.

Зубы Меритамон оказались сильно разрушены при жизни, что позволяет предположить, что жила она, когда сахар стал популярен в Египте. Однако не исключено, что в плачевном состоянии зубов виноват мед. Тело девушки было завернуто в льняные бинты, что предполагает высокий статус ее семьи.

Помимо проблем с зубами Меритамон страдала и от других болезней, которые и загнали ее в гроб, если можно так сказать о древних египтянах. Ученые обнаружили признаки анемии, предположительно вызванной возбудителями малярии, которой были подвержены жители дельты Нила в древние времена.

В настоящее время ученые не исключают, что египетской красавице может быть около 3500 лет.

Погибший при извержении Везувия.

Ученые воссоздали лицо 50-летнего жителя Геркуланума (что неподалеку от Помпеев), погибшего в результате извержения вулкана Везувия. Для восстановления лица понадобилось более 150 раз сфотографировать череп с помощью 3D-камеры с разных ракурсов. Отсутствие у черепа зубов серьезно осложнило дело, ученые использовали снимки зубных протезов виртуального донора-добровольца с похожими данными черепа.

Средневековые воины из шотландского склепа.

Ученые восстановили внешность четырех шотландцев, живших в средние века в деревне на острове Крамонд близ Эдинбурга. Тела были захоронены в одном склепе. Исследователи полагают, что все четверо были родственниками и имели благородное происхождение.

Был восстановлен внешний облик пока четырех человек: двух мужчин и двух женщин.

Согласно анализу, люди жили еще в VI веке. Также анализ ДНК показал, что в склепе были похоронены представители разных поколений одной семьи.

Исследователи склоняются к тому, что все умершие были воинами. Одна из женщин погибла в результате серьезных травм головы, двое мужчин также скончались от ран. Судя по месту и способу захоронения, погибшие были благородного происхождения.

Также известны уже несколько реконструкций внешности известных исторических деятелей.

Тамерлан

22 июня 1941 года экспедиция российского антрополога Михаила Герасимова (1907−1970) вскрыла могилу самаркандского завоевателя Тамерлана, после чего началось длительное исследование. Суеверные люди считают этот факт варварством и причиной Великой Отечественной войны, но сам Герасимов видел в этом удачу, а саму реконструкцию образа Тамерлана считал своей лучшей работой.

Клеопатра

В массовом сознании египетская царица Клеопатра — красивая женщина европеоидной расы. Однако египтолог из Кембриджского университета Салли Энн Эштон утверждает, что к моменту прихода к власти семья Клеопатры жила в Египте уже 300 лет, а значит, египетская и греческая кровь в ней перемешалась, и оттенок кожи был смуглым. Основой для трехмерной реконструкции послужили сохранившиеся древние изображения египетской царицы и анализ ее родословной. Полученное с помощью компьютера изображение смуглой дружелюбной женщины не слишком вяжется с образом роковой красавицы, которая была возлюбленной Юлия Цезаря и Марка Антония.

Николай Чудотворец

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон, профессор Университета Данди, воссоздала внешность святого Николая, который почитается в России как Николай Чудотворец, а на Западе считается прототипом Санта-Клауса.

Прежде чем узнать, как выглядели жители Древнего Рима, нужно четко осознать, что население Римской империи – ни один народ, ни два – это сотни различных этносов, у которых была своя культура и мода на одежду. Также следует понять, что все люди в Риме не принадлежали к одному социальному слою. Римское общество разделялось как минимум – на свободных людей (граждан Римской империи), и рабов. Среди граждан же были: патриции и плебеи, воины и торговцы и многие другие. Каждый из этих слоев отличался способом жизни, у них отличалось жилье, рацион и, конечно же, внешний вид – то есть одежда.

Люди Древнего Рима: внешний вид

Верхняя одежда:
Свободные люди Рима носили тогу, чужеземцы и рабы не располагали правом носить это одеяние. Тогу могли позволить себе зажиточные люди, в основном патриции. За частую тогу одевали на особые случаи, вроде праздников, политических мероприятий.
Большинство граждан из шерсти и льна. Существовали мужские так и женские туники. Такое одеяние доходило у мужчин до самых колен, солдаты же, например, носили более короткие туники, а у женщин их длинна доходила до щиколоток.
Палудаментум носили солдаты, это одеяние – разновидность плаща, его длинна доходила до лодыжек.

Нижнее белье:
в империи носили две туники, одна из которых служила нижним бельем. Женщины также носили нагрудные повязки, которые служили им ничем иным как бюстгальтером. Мужчины надевали набедренные повязки, однако в скорее тоже стали использовать две туники.
Ноги обвязывали повязками из шерсти и льна. Брюки тогда не носили, это было варварским обычаем.
Одежда рабов:
Рабы также носили тунику с короткими рукавами, ее качество было значительно хуже, чем у граждан Рима. Обуви за частую рабы не носили, исключения – северные регионы Римской империи.
Внешний вид солдат:
Солдаты легиона были одеты иначе, чем все остальные, поверх туник они носили пластичный доспех, также были кожаные доспехи, обшитые стальными пластинами, тяжеловооруженные носили панцирь. На голове был стальной шлем, на ногах носили крепкие сандали – калиги.
По мимо доспехов солдаты постоянно носили оружие: меч – гладиус, щит – скутум, кинжал – пугио. Всего вес снаряжение воина достигал около 30 кг!
Таким образом, можно произвести вывод, что люди Древнего Рима выглядели по-разному, всему причиной социальный статус жителя и род его деятельности.

В древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.

Как выглядели восточные славяне, невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели древние славяне, влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи - скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против стрижки волос на голове и бритья бороды.
Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

Внешний вид славянских женщин

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи - распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

Девочкам необходимо было По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб - это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.

В основе миропонимания древних греков лежала красота. Они считали себя красивым народом и без стеснения доказывали это соседям, которые чаще всего верили эллинам и со временем, порой не без борьбы, перенимали их представления о прекрасном. Поэты классического периода, начиная с Гомера и Еврипида, рисуют героев высокими и светловолосыми. Но то был идеал. Кроме того, что в понимании человека того времени высокий рост? Какие локоны считались золотыми? Рыжие, каштановые, русые? На все эти вопросы нелегко найти ответы.

Когда географ Дикеарх из Мессены в ГУ в. до н. э. восхищался светловолосыми фиванцами и восхвалял мужество белокурых спартанцев, он лишь подчёркивал редкость светловолосых и светлокожих людей . С многочисленных изображений воинов на керамике или стенной росписи из Пилоса и Микен на зрителя смотрят бородатые мужчины с чёрными вьющимися волосами. Также тёмные волосы у жриц и придворных дам на дворцовых фресках Тиринфа. На египетских росписях там, где изображены народы, живущие «на островах Великой Зелени», предстают люди небольшого роста, стройные, с кожей более светлой, чем у египтян, с большими, широко открытыми тёмными глазами, с тонкими носами, тонкими губами и чёрными вьющимися волосами.

Это древний средиземноморский тип, который до сих пор встречается в данном регионе. Золотые маски из Микен показывают некоторые лица малоазийского типа - широкие, с близко посаженными глазами, мясистыми носами и сходящимися у переносицы бровями. При раскопках встречаются и костяки воинов балканского типа - с удлинённым торсом, круглой головой и крупными глазами. Все эти типы перемещались по территории Эллады и смешивались друг с другом, пока, наконец, не сложился тот образ эллина, который зафиксировал римский писатель Полемон во II в. н. э: «Те, кто сумел сохранить ионийскую расу во всей её чистоте, - мужчины довольно рослые и широкоплечие, статные и довольно светло-кожие. Волосы у них не совсем светлые, относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня глаза».

Изучение скелетов позволяет сказать, что средний рост эллинских мужчин составлял 1,67-1,82 м, а женщин 1,50-1,57 м. Зубы почти у всех погребённых прекрасно сохранились, что не должно удивлять, поскольку в тс времена люди питались «экологически чистой» пищей и умирали сравнительно молодыми, редко перешагивая за 40-летний юбилей.

Психологически эллины представляли собой довольно любопытный тип. Помимо черт, присущих всем средиземноморским народам: индивидуализма, вспыльчивости, любви к спорам, состязаниям и зрелищам, греки были наделены любознательностью, гибким умом, страстью к приключениям. Их отличали вкус к риску и тяга к путешествиям. Они пускались в дорогу ради неё самой. Гостеприимность, общительность и драчливость также были их свойствами. Однако это лишь яркий эмоциональный покров, скрывающий глубокую внутреннюю неудовлетворённость и пессимизм, присущий эллинам.

Раздвоение греческой души давно отмечено историками искусства и религии. Тяга к веселью, стремление вкусить жизнь во всей её полноте и скоротечности призваны были лишь заглушить тоску и пустоту, разверзавшиеся в груди у эллина при мысли о нематериальном мире. Ужас от понимания, что земная жизнь - лучшее, что ожидает человека, был неосознанно велик. Дальше путь человека лежал в Тартар, где иссушенные жаждой тени скитаются по полям и лишь на мгновение обретают подобие речи и разума, когда родные приносят поминальные гекатомбы, изливая жертвенную кровь. Но и в солнечном мире, где человек ещё мог наслаждаться, пока ходил по земле, его ожидали тяжкий труд, эпидемии, войны, скитания, тоска по родным местам и потери близких. Обретённая с годами борений мудрость говорила эллину, что вечное блаженство вкушают только боги, они же заранее распоряжаются судьбой смертных, их приговор не изменить, как ни старайся. Таков вывод из популярнейшего, наделённого философским значением мифа об Эдипе.

Эдипу было предсказано, что он убьёт родного отца и женится на своей матери. Разлучённый с семьёй, юноша вернулся на родину через много лет и по незнанию совершил оба преступления. Ни его благочестие перед богами, ни справедливое правление в качестве царя Фив не отменили предопределения. Настал роковой час, и всё начертанное судьбой исполнилось. Эдип выколол себе глаза в знак слепоты, на которую человек обречён бессмертными богами, и отправился скитаться.

Ничего нельзя сделать, а потому радуйся, пока можешь, и вкушай полноту жизни, которая утекает между пальцами, - таков внутренний пафос греческого мироощущения. Эллины в полной мере осознавали себя участниками огромной трагедии, разворачивавшейся на подмостках мира. Гражданские свободы полисов не компенсировали душе отсутствие свободы от предопределения.

Итак, эллин - смеющийся пессимист. Ему становится тоскливо на весёлом пиру, он может в порыве минутного помрачения убить товарища или близкого или по воле бессмертных отправиться в странствие, не ожидая за совершённые подвиги ничего, кроме каверз небожителей. Если же человеку повезло пожить у родного-очага с милой семьёй, он станет таить счастье, не выставляя напоказ, ибо боги завистливы.