Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мистика в произведениях гоголя проект. Место мистики в мире художественной литературы

Мистика в произведениях гоголя проект. Место мистики в мире художественной литературы

Творчество многих писателей пронизано фантастикой и мистикой. Но самое удивительное, что мистика часто врывается и в жизнь самих сочинителей. Вещие сны, видения, предсказания - чего только не случается с «инженерами человеческих душ»!

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЕ НАТУРЫ

Известный драматург Александр Сергеевич Грибоедов был живым, восприимчивым человеком.

Близкий друг писателя, историк Степан Никитич Бегичев, рассказывал о Грибоедове следующее: «В апреле 1823 года был он у меня на свадьбе шафером и стоял рядом со мной. Перед началом службы священнику вздумалось сказать нам речь.

Остроумный Грибоедов с обыкновенной в молодости веселостью прокомментировал на ухо мне эту речь, и я насилу удержался от смеха. Потом он замолчал, но, когда держал венец надо мной, я заметил, что руки его трясутся, и я, оглянувшись, увидел его бледным со слезами на глазах.

По окончании службы на мой вопрос: «Что с тобой случилось?» - он отвечал: «Глупость, мне вообразилось, что меня отпевают и хоронят». И перед своей последней поездкой в Тегеран он был необыкновенно грустен и говорил, будто чувствует, что оттуда он более не вернется. Так и получилось.

Все отмечали меланхоличность, мечтательность и повышенную нервную возбудимость Николая Васильевича Гоголя. Однажды он шел по Никитскому бульвару в направлении Тверской. Еще издали заметил шедшего навстречу ему человека. Гоголю показалось, что он его где-то видел, но не мог вспомнить, кто он, как зовут, когда и где с ним познакомился.

Незнакомец ему обрадовался, сердечно поздоровался и повел к себе домой. За обедом завязался разговор. Гоголь почувствовал, что давно не испытывал такого душевного покоя. Незнакомец взял его за руку и подвел к иконе: «Давай помолимся вместе. Во имя Отца и Сына и Святого Духа...»

Вдруг Гоголь отчетливо услышал, как кто-то позвал его отца по имени: «Василий Афанасьевич...» Но кто это произнес?..

Потом они сидели рядом, молились перед иконой Божией Матери и плакали. Незнакомец проводил Гоголя до дверей и взял с него обещание вернуться на следующий день.

Гоголь не помнил, как очутился дома. Там к нему и пришло озарение, что этот незнакомец послан ему от давно умершего отца и вряд ли когда-нибудь еще окажется у него в доме, хотя бы потому, что в хитросплетении переулков и улочек Москвы не отыщет его.

С тех пор образ этого человека не давал Гоголю покоя, он часто говорил о том, что долго не проживет, потому что за ним «приходили».




ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ

Известный поэт Петр Андреевич Вяземский был в молодости человеком неверующим и постоянно изощрялся в насмешках над религией.

Но один случай заставил его переменить свои убеждения. Это было примерно в 1823 году. Поздним вечером Вяземский возвращался в свою квартиру на Невском проспекте, у Аничкова моста.

К своему удивлению, поэт заметил, что окна его кабинета ярко освещены. Взбежав наверх, он спросил у камердинера, кто находится в кабинете. Тот ответил, что кабинет он запер на ключ и передал его князю.

Отворив дверь, Петр Андреевич увидел, что в глубине комнаты спиной к нему сидит какой-то человек и, склонившись над письменным столом, что-то пишет. Вяземский подошел к нему и из-за его плеча прочел написанное. Что там было, навеки осталось тайной, но только Вяземский громко вскрикнул, схватился за грудь и упал без чувств.

Когда он очнулся, незнакомец уже исчез, а свечи были потушены. Поэт всем рассказывал, что видел самого себя, только не признавался, что именно прочитал. С тех пор Вяземский стал глубоко верующим человеком.

БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК

После окончания лицея Пушкин обратился к своей сестре Ольге с просьбой погадать по ладони (она увлекалась хиромантией).

Ольга заупрямилась, не желая ворожить брату. А когда уступила его просьбе, то вдруг залилась слезами и сказала: «Зачем, Александр, принуждаешь меня сказать то, что и молвить боюсь? Грозит тебе смерть насильственная, и еще не в пожилые годы».

Будучи в Одессе, поэт встретился с известным предсказателем из Греции, который повез его в лунную ночь в поле. Там, произнеся заклинание, он сделал страшное пророчество, что Александр умрет от лошади или беловолосого человека в белом на белой лошади.

Впоследствии Пушкин признавался друзьям, что после этой встречи с греческим магом он каждый раз с отвращением ставил ногу в стремя. Грек не ошибся: убийца Пушкина Дантес был белокур, носил белый мундир и ездил на белой лошади...

Преждевременная смерть как будто была уготована ему судьбой. Известная на всю Европу немка-гадалка Кирхгоф зимой 1817 года приехала в Петербург, и к ней отправились выяснять свою судьбу столичные ловеласы. Среди них и Пушкин, которому она гадала последним. Увидев Пушкина, Кирхгоф воскликнула, что он станет знаменитым. Также ведунья предупредила его, что он дважды подвергнется ссылке.

Последнее же пророчество звучало так: «Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году берегись белой лошади, белой головы или белого человека». Следовательно, Пушкина могла ждать иная судьба, послушай он прорицателей и прояви осторожность.

Пушкин, однако, всеми силами пытался избежать злой участи. Вступив в масоны и узнав о причастности к ложе человека, чье имя в переводе означает «белая голова», он отошел от них.

Также он отказался от поездки в Польшу в качестве военного, когда услышал, что один из руководителей восстания, с которым ему придется воевать, носит имя Вейскопф («белая голова»). Но от одного несчастья ему удалось уберечься. Александр Сергеевич находился в ссылке в селе Михайловском, когда до него дошло известие о кончине императора Александра I.

Он решил немедленно ехать в Петербург и остановиться у друга - поэта Рылеева. Пушкин приказал готовить коляску в дорогу и пошел проститься с соседями. Но тут путь ему пересек заяц, а на обратной дороге еще один (в те времена это был плохой знак). На этом зловещие знаки не закончились. Слуга внезапно свалился в горячке, а когда запряженная повозка наконец-то тронулась от крыльца, то дорогу ей преградил священник.

Внезапная встреча со служителем церкви также считалась плохой приметой. И вот тогда суеверный Пушкин решил отменить поездку. И будто в воду глядел! В доме, куда он собирался поехать, собрались те, кого впоследствии назовут декабристами. Многих из них после восстания на Сенатской площади повесят, а других сошлют в Сибирь за попытку уничтожить царя.

ПИСЬМО ИЗ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Писатель Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка», имел странное и редкое хобби: коллекционировал конверты от своих же писем. Он писал письмо в какую-нибудь страну по вымышленному адресу, а через некоторое время письмо возвращалось к нему с кучей разных штемпелей и указанием: «Адресат не найден».

В апреле 1939-го Петров решил послать письмо в Новую Зеландию в вымышленный город Хайдбердвилл, на вымышленную улицу Райтбич, дом 7, на имя Мерилла Оджина Уэйзли.

Его письмо гласило: «Дорогой Мерилл! Прими искренние соболезнования в связи с кончиной дяди Пита. Крепись, старина. Прости, что долго не писал. Надеюсь, что с Ингрид все в порядке. Целуй дочку от меня. Она, наверное, уже совсем большая. Твой Евгений».

Прошло два месяца, но письмо с соответствующей пометкой не возвращалось. Писатель решил, что оно затерялось, и начал забывать о нем, как вдруг получил... ответ. На конверте значилось: «Новая Зеландия, Хайдбердвилл, Райтбич, 7, Мерилл Оджин Уэйзли».

Неизвестный ему человек писал: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования. Нелепая смерть дяди Пита выбила нас из колеи на полгода. Надеюсь, ты простишь за задержку письма. Мы с Ингрид часто вспоминаем те два дня, что ты был с нами. Глория совсем большая и осенью пойдет во 2-й класс. Она до сих пор хранит мишку, которого ты ей привез из России».

Петров никогда не ездил в Новую Зеландию и не был знаком ни с одним новозеландцем. А со снимка на него смотрел мужчина крепкого сложения. На обратной стороне фото стояла дата: 9 октября 1938 года.

С тех пор писатель забросил свое хобби, стал замкнутым и невеселым. Он хотел отправить в Новую Зеландию ответное письмо, но началась Вторая мировая война, Петров стал работать военным корреспондентом. В 1942 году сатирик летел на самолете из Севастополя в Москву, в Ростовской области самолет сбили немцы.

В тот же день домой к писателю пришло письмо из Новой Зеландии. В нем Мерилл Уэйзли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Среди прочего в письме были вот такие строчки: «Помнишь, Евгений, я испугался, когда ты стал купаться в озере. Вода была очень холодной. Но ты сказал, что тебе суждено разбиться на самолете, а не утонуть. Прошу тебя, будь аккуратнее - летай по возможности меньше».





Метки:

Среди гениев русской литературы встречаются такие, чьи имена у всех читателей ассоциируются с чем-то потусторонним и необъяснимым, приводящим в трепет обычного человека. К таким писателям, бесспорно, относится Н. В. Гоголь, история жизни которого, несомненно, интригует. Это уникальная личность; в наследие от него человечеством получен бесценный дар произведений, где он предстает то тонким сатириком, вскрывающим язвы современности, то мистиком, заставляющим бегать по коже мурашки. Гоголь - это загадка русской литературы, так до конца никем и не разгаданная. Мистика Гоголя продолжает интриговать своих читателей и в настоящее время.

Много загадочного связано как с творчеством, так и с жизнью великого писателя. Нашим современникам, филологам и историкам, пытающимся дать ответы на многочисленные вопросы, связанные с его судьбой, остается лишь догадываться о том, как все было на самом деле, и строить многочисленные теории.

Гоголь: история жизни

Появлению семьи Николая Васильевича предшествовала довольно интересная история. Известно, что его отец, будучи мальчиком, увидел сон, в котором Матерь Божья показала ему его нареченную. Спустя некоторое время он узнал в соседской дочке черты предназначенной ему невесты. Девочке на тот момент было всего семь месяцев. Через тринадцать лет Василий Афанасьевич сделал девушке предложение, и состоялась свадьба.

Много недоразумений и слухов связано с датой рождения Гоголя. Точная дата стала известна широкой публике лишь после похорон писателя.

Отец его был нерешительным и довольно мнительным, но несомненно одаренным человеком. Он пробовал свои силы в написании стихотворений, комедий, принимал участие в постановке домашних спектаклей.

Матушка Николая Васильевича, Мария Ивановна, была глубоко религиозным человеком, но при этом интересовалась различными предсказаниями и приметами. Она сумела привить своему сыну богобоязненность и веру в предчувствия. Это повлияло на ребенка, и он рос, с детства испытывая интерес ко всему таинственному и необъяснимому. Эти увлечения в полной мере нашли свое воплощение в его творчестве. Возможно, поэтому у многих суеверных исследователей жизни писателя возникали сомнения, не была ли мать Гоголя ведьмой.

Таким образом, впитав в себя черты обоих своих родителей, Гоголь был тихим и задумчивым ребенком с неуемной страстью ко всему потустороннему и богатым воображением, которое подчас играло с ним злые шутки.

История с черной кошкой

Так, известен случай с черной кошкой, который потряс его до глубины души. Родители оставили его дома одного, мальчик занимался своими делами и вдруг заметил черную кошку, которая подкрадывалась к нему. На него напал необъяснимый ужас, но он переборол свой страх, схватил ее и бросил в пруд. После этого его не покидало ощущение, что кошка эта была обратившимся человеком. Эта история нашла свое воплощение в повести «Майская ночь, или Утопленница», где ведьма обладала даром перевоплощаться в черную кошку и творить в таком обличии зло.

Сожжение «Ганса Кюхельгартена»

Во время обучения в гимназии Гоголь просто бредил Петербургом, он мечтал жить в этом городе и заниматься великими делами на благо человечества. Но переезд в Петербург не оправдал его ожиданий. Город был сер, уныл и жесток к чиновничьему классу. Николай Васильевич создает поэму «Ганс Кюхельгартен», но выпускает ее в печать под псевдонимом. Поэма разгромлена критиками, и писатель, не выдержав этого разочарования, выкупает весь тираж книги и предает ее огню.

Мистические «Вечера на хуторе близ Диканьки»

После первой неудачи Гоголь обращается к близкой ему теме. Он решает создать цикл повестей о родной Украине. Петербург давит на него, его психическое состояние усугубляется нищетой, которой, кажется, нет конца. Николай пишет письма матери, в которых просит ее подробно рассказать о поверьях, обычаях украинцев, некоторые строки этих посланий размыты его слезами. Он приступает к работе, получив сведения от матушки. Итогом длительной работы стал цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это произведение просто дышит мистикой Гоголя, в большинстве повестей этого цикла люди сталкиваются с нечистой силой. Удивляет, насколько красочным и живым получилось у автора описание различной нечисти, мистика и потусторонние силы правят здесь свой бал. Все вплоть до мелочей заставляет читателя почувствовать себя причастным к происходящему на страницах. Этот сборник приносит популярность Гоголю, мистика в произведениях притягивает к себе читателей.

«Вий»

Одним из самых известных произведений Гоголя является повесть «Вий», которая вошла в состав сборника «Миргород», изданного Гоголем в 1835 году. Произведения, вошедшие в него, были восторженно приняты критикой. В качестве основы для повести «Вий» Гоголь берет старинные народные предания об ужасающем и могущественном предводителе нечисти. Удивляет то, что исследователям его творчества до сих пор не удалось обнаружить ни одного предания, схожего с сюжетом «Вия» Гоголя. Сюжет повести прост. Трое бурсаков отправляются на подработку репетиторством, но, заплутав, просятся на постой к старухе. Та нехотя пускает их. Ночью она прокрадывается к одному из парней, Хоме Бруту, и, оседлав его, начинает подниматься с ним в воздух. Хома начинает молиться, и это помогает. Ведьма слабеет, и герой начинает бить ее поленом, но вдруг замечает, что перед ним лежит уже не старуха, а молодая и прекрасная девушка. Он, охваченный, невыразимым ужасом, убегает в Киев. Но руки ведьмы дотягиваются и туда. За Хомой приезжают, чтобы отвезти его на отпевание погибшей дочери сотника. Оказывается, что это и есть та ведьма, которую он убил. И теперь бурсак должен провести в храме перед ее гробом три ночи, читая отходную.

Первая ночь заставила Брута поседеть, так как панночка встала и пыталась поймать его, но он очертил себя кругом, и ей это не удалось. Ведьма летала вокруг него в своем гробу. На вторую ночь парень пытался сбежать, но его поймали и снова привели в храм. Эта ночь стала роковой. Панночка призвала на помощь всю нечисть и потребовала привести Вия. Когда философ увидел повелителя гномов, он вздрогнул от ужаса. А после того как Вию подняли веки его прислужники, он увидел Хому и указал на него упырям и вурдалакам, несчастный Хома Брут умер на месте от страха.

В этой повести Гоголь изобразил столкновение религии и нечисти, но, в отличие от «Вечеров», здесь победу одержали демонические силы.

По мотивам этой повести снят одноименный фильм. Его негласно относят к списку так называемых «проклятых» кинолент. Мистика Гоголя и его произведения унесли с собой многих людей, которые принимали участие в создании этого кинофильма.

Одиночество Гоголя

Несмотря на свою большую популярность, Николай Васильевич не был счастлив в сердечных делах. Он так и не нашел спутницу жизни. Случались периодические влюбленности, которые редко перерастали во что-то серьезное. Ходили слухи, что однажды он просил руки графини Вильегорской. Но ему было отказано по причине социального неравенства.

Гоголь решил, что вся его жизнь будет посвящена литературе, а романтические увлечения со временем и вовсе сошли на нет.

Гений или сумасшедший?

1839 год Гоголь проводит в путешествиях. Во время посещения Рима с ним случилась беда, он подхватил тяжелую болезнь, которая носила название «болотная лихорадка». Недуг протекал очень тяжело и грозил писателю смертью. Он сумел выжить, но болезнь затронула его мозг. Следствием этого стало душевное и физическое расстройство. Частые обмороки, голоса и видения, посещавшие воспаленное энцефалитом сознание Николая Васильевича, терзали его. Он стремился где-нибудь найти успокоение своей мятущейся душе. Гоголю хотелось получить истинное благословение. В 1841 году его мечта сбылась, произошла встреча с проповедником Иннокентием, о которой он давно мечтал. Проповедник подарил Гоголю образок Спасителя и благословил его на путешествие в Иерусалим. Но поездка не принесла ему желанного успокоения. Ухудшение здоровья прогрессирует, творческое вдохновение исчерпывает себя. Работа дается писателю все сложнее. Все чаще он говорит о том, что нечистая сила влияет на него. Мистика в жизни Гоголя всегда занимала свое место.

Смерть близкой подруги, Е. М. Хомяковой, подкосила писателя окончательно. Он видит в этом страшное предзнаменование для себя. Гоголю все чаще кажется, что его смерть близка, и он очень ее боится. Усугубляет его состояние священник Матвей Константиновский, который пугает Николая Васильевича страшными загробными муками. Он ставит ему в вину его творчество и образ жизни, доводя и без того расшатанную психику до срыва.

Фобии писателя невероятно обостряются. Известно, что более всего на свете он боялся впасть в летаргический сон и быть похороненным заживо. Чтобы избежать этого, в своем завещании он попросил похоронить его лишь после того, как очевидными станут все признаки смерти и начнется разложение. Он настолько боялся этого, что спал исключительно сидя в креслах. Страх таинственной смерти постоянно преследовал его.

Смерть как сон

В ночь с 11 на произошло событие, которое до сих пор тревожит умы многих биографов Гоголя. Находясь в гостях у графа А. Толстого, в эту ночь Николай Васильевич чувствовал себя крайне обеспокоенно. Он не находил себе места. И вот, словно решившись на что-то, достал из портфеля пачку листов и бросил ее в огонь. По некоторым версиям, это был второй том «Мертвых душ», но также есть мнение, что рукопись уцелела, а сожжены были другие бумаги. С этого момента недуг Гоголя прогрессировал с неумолимой быстротой. Все чаще его преследовали видения и голоса, он отказался от еды. Врачи, призванные его друзьями, пытались лечить его, но все было напрасно.

Гоголь оставил этот мир 21 февраля 1852 года. Врач Тарасенков констатировал смерть Николая Васильевича. Ему было всего 43 года. То, во сколько лет умер Гоголь, стало большим потрясением для его родных и близких. Русская культура потеряла великого человека. Была какая-то мистика в смерти Гоголя, в ее внезапности и стремительности.

Похороны писателя прошли при огромном скоплении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, было воздвигнуто массивное надгробие из цельного куска черного гранита. Хотелось бы думать, что он обрел там вечный покой, но судьба распорядилась совершенно иначе.

Посмертная «жизнь» и мистика Гоголя

Свято-Даниловское кладбище не стало последним местом упокоения Н. В. Гоголя. Спустя 79 лет после его захоронения было принято решение о ликвидации монастыря и размещении на его территории приемника для беспризорных детей. На пути у стремительно развивающейся советской Москвы встала могила великого писателя. Было решено произвести перезахоронение Гоголя на Новодевичьем кладбище. Но все произошло совершенно в духе мистики Гоголя.

Для проведения эксгумации была приглашена целая комиссия, которой был составлен соответствующий акт. Странно, что в нем не было указано практически никаких деталей, только информация о том, что тело писателя было извлечено из могилы 31 мая 1931 года. Отсутствовала информация о положении тела и заключение медицинской экспертизы.

Но на этом странности не заканчиваются. Когда стали копать, то выяснилось, что могила гораздо глубже, чем принято, а гроб помещен в кирпичный склеп. Останки писателя извлекли, когда наступили сумерки. И тут дух Гоголя сыграл своеобразную шутку над участниками этого мероприятия. На эксгумации присутствовало около 30 человек, включая именитых писателей того времени. Как выяснилось позже, воспоминания большинства из них очень сильно противоречили друг другу.

Некоторые утверждали, что в могиле не было останков, она оказалась пуста. Другие уверяли, что писатель лежал на боку с вытянутыми руками, что свидетельствовало в пользу версии о летаргическом сне. Но большинство присутствующих утверждали, что тело лежало в обычной позе, но отсутствовала голова.

Такие разные показания и сама фигура Гоголя, располагающая к фантастическим вымыслам, породили множество слухов о таинственной смерти Гоголя, расцарапанной крышке гроба.

То, что происходило дальше, трудно назвать эксгумацией. Это больше напоминало кощунственное разграбление могилы великого писателя. Присутствующие решили взять себе на память «сувениры от Гоголя». Кто-то взял ребро, кто-то кусочек фольги из гроба, а директор кладбища Аракчеев стянул с покойного сапоги. Это кощунство не осталось безнаказанным. Все участники жестоко поплатились за свои поступки. Практически каждый из них в течение недолгого времени присоединился к писателю, покинув мир живых людей. Аракчеева же преследовали в которых являлся к нему Гоголь и требовал отдать сапоги. Находясь на грани сумасшествия, несчастный директор кладбища послушал совета старой бабки-вещуньи и закопал сапоги возле новой После этого видения прекратились, но ясное сознание так и не вернулось к нему.

Загадка пропавшего черепа

Интересные мистические факты про Гоголя включают в себя неразгаданную до сих пор тайну его пропавшей головы. Существует версия, что ее выкрали для известного коллекционера редкостей и уникальных вещей, А. Бахрушина. Произошло это при реставрации могилы, приуроченной к вековому юбилею писателя.

Этот человек собирал самую необычную и жуткую коллекцию. Существует теория, что он возил украденный череп с собой в чемоданчике с медицинскими инструментами. Позже правительство Советского Союза в лице Ленина В. И. предложило Бахрушину открыть свой музей. Это место существует до сих пор и насчитывает тысячи самых необычных экспонатов. Среди них также есть три черепа. Но доподлинно неизвестно, кому они принадлежали.

Обстоятельства смерти Гоголя, расцарапанная крышка гроба, похищенный череп - все это дало огромный толчок человеческому воображению и фантазии. Так, появилась невероятная версия про череп Николая Васильевича и таинственный экспресс. В ней высказывается предположение, что после Бахрушина череп попал в руки к внучатому племяннику Гоголя, который решил передать его русскому консулу в Италии, для того чтобы часть Гоголя покоилась в земле его второй Родины. Но череп попал в руки молодого человека, сына капитана дальнего плавания. Тот решил попугать и повеселить своих друзей и взял череп с собой в путешествие на поезде. После того как экспресс, на котором ехали молодые люди, въехал в тоннель, он исчез, никто не мог объяснить, куда пропал огромный состав с пассажирами. И до сих пор ходят слухи о том, что иногда разные люди в разных частях света видят этот поезд-призрак, который возит череп Гоголя через границы миров. Версия фантастическая, но имеющая право на существование.

Николай Васильевич был гениальным человеком. Как писатель он полностью состоялся, но как человек своего счастья не обрел. Даже небольшой круг близких друзей не смог разгадать его душу и проникнуть в мысли. Так вышло, что история жизни Гоголя сложилась не слишком радостно, она наполнена одиночеством и страхами.

Он оставил свой след, один из самых ярких, в истории мировой литературы. Подобные таланты появляются очень редко. Мистика в жизни Гоголя была своеобразной сестрой его таланта. Но, к сожалению, великий писатель оставил нам, своим потомкам, больше вопросов, чем ответов. Читая самые известные произведения Гоголя, каждый находит что-то важное для себя. Он, как хороший учитель, продолжает преподавать нам свои уроки сквозь века.

Николай Гоголь (1821-1852)

Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.

Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. "Вечера на хуторе близ Диканьки" просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака - на страницах повести "Вий", в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию - чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.

Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.

Федор Достоевский (1821-1881)

Федор Михайлович наряду с Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков XIX века. Однако основа его мистицизма совершенно иной природы и носит другой характер - в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия. Ряд исследователей связывает наличие "потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся у древних "священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить "окном” в иную реальность, где Достоевский и черпал свои откровения.

Некоторые герои Достоевского также "одержимы” - они страдают от схожих болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова. Но и персонажи другие произведений терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе божественного начала. Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в комнате с пауками. Вершиной же религиозно-философского антропологического откровения Достоевский достигает в "Легенде о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым. Эта история, по мнению Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией путей, пройденных человеком в "Преступлении и наказании”, "Идиоте”, "Бесах” и "Подростке”. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.

Леонид Андреев (1871-1919)


Андреев творил на рубеже XIX-XX веков, в период Серебряного века. Его произведения близки по духу символистам, а его самого часто называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому-либо кружку писателей и поэтов.

Формирование Андреева как писателя несомненно проходило под влиянием модных модернистских веяний (и социальных тенденций - революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль. Творчество Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики (писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах - "Жизнь Василия Фивейского”, "Иуда Искариот”, "Воскресение всех мертвых”, "Дневник Сатаны”.

Так в "Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца - в безумие героя Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие. Другая сторона мистики Андреева заметна в "Рассказе о семерых повешенных” - начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.

Кстати, по стопам отца пошли и дети - трое из его сыновей и дочь стали литераторами. Причем Даниил Леонидович Андреев стал писателем-мистиком уже в годы СССР, самым значительным произведением его стал роман "Роза мира”, который он сам называл религиозно-философским учением. Андрееву удалось в одной книге объединить искусство и религию, объяснить существование нескольких земных измерений, метаистории России и значения ее для творчества, а также дать прогнозы на историческую перспективу.

Михаил Булгаков (1891-1940)


В творчестве Михаила Афансьевича оккультного не меньше, чем фантастического и мифологического. Исследователь В.И. Лосев назвал Булгакова самым загадочным писателем XX века, который был способен "проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Его персонажи вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая разделяющую их грань. Подобно Гоголю Михаил Афансьевич соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.

Религиозно-философский подтекст у Булгакова прослеживается уже в 1920-х годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы. Персонажи "Дьяволиады”, "Роковых яиц”, "Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в мир двери для потустороннего - изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.

Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман Булагоква - "Мастер и Маргарита”. Стоит ли пересказывать сюжет о пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой и о том, что произошло дальше? Миры как будто смещаются, реальности меняются местами и по улицам разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны… Кроме того, в книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).

Борис Пастернак (1890-1960)


Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника "Близнец в тучах” Пастернак назвал себя "профессиональным литератором”.

Апофеозом творчества Пастернака стал роман "Доктор Живаго” - грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало - в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.

Несмотря на весь реализм, "Доктор Живаго" пронизан религиозной мистикой и христианской философией - и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева - человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи - совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.

Владимир Орлов (р. 1936 г.)

Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.

Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она выражена в романе, положившем начало цикла "Останкинские истории”, "Альтист Данилов". Книга вышла в начале 80-х годов прошлого века и рассказывает о демоне на договоре. Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью. Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется очень много внимания - и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.

Виктор Пелевин (р. 1962 г.)


Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно. Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью. Но в любом случае, даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают по силе и глубине романам писателя.

Восточным мистицизмом и дзен-буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником журнала "Наука и религия". Эзотерической литературой Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды. Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.

Увлечения писателя нашли отражение в его работах - яркие тому примеры "Омон Ра", "Колдун Игнат и люди", "Чапаев и Пустота", "Священная книга оборотня", "Нижняя тундра" и другие. Реальность в книгах Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами, и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель. При этом часто Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году он пресек пересуды на эту тему.

Текст: Владимир Болотин

Российская газета

Научно-исследовательская работа

« Мистические образы в произведениях русских и зарубежных писателей и их влияние на сознание подростков»

I. Введение……………………………………………………………………………………3

II. Основная часть…………………………………………………………………………….4

1. Что такое страх?……………………………………………………………………………4

2. Мистические образы в произведениях русских писателей……………………………..6

3. Мистические произведения современной русской литературы и зарубежных

писателей………………………………………………………………………………………9

III. Заключение……………………………………………………………………………….12

IV. Литература………………………………………………………………………………..13

V. Приложение ……………………………………………………………………………….14

I. Введение

Человеку свойственны различные эмоциональные чувства: испуг, опасение, радость, печаль, страх и другие, проявление которых зачастую зависит от влияния внешних факторов. Эти чувства являются неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, они сопровождают нас в течение всей жизни. Одним из распространенных и вызывающих наибольший интерес является страх. Человек пытается преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх различными способами. Некоторые люди стараются не думать о своих страхах, заменяя их проявлениями положительных эмоций. Другие, наоборот, стремятся узнать о страхе больше, обращаясь к чтению литературы и просмотру фильмов.

Страх – это эмоциональное проявление человеческих чувств, которое изучается в психологии на достаточно глубоком уровне. Мистические страхи - одни из распространенных, но малоизученных типов страха. К мистическим страхам относят страх темноты, боязнь оставаться одному, страх несуществующих чудовищ, инопланетян, сглаза, и т. п.

В истории психологии исследования «мистических» страхов обычно проводились с детьми или подростками. В своем исследовании мы обратились к поиску взаимосвязи уровня выраженности мистических страхов и общего творческого потенциала современных подростков, а также уровня развития их воображения.

Целью нашего исследования - определить влияние мистических образов произведений русской и зарубежной литературы на подростков.

Задачи:

· представить описание эмоции страха по данным словарей русского языка ;

· выявить литературные средства создания мистических образов в произведениях и определить, как они влияют на сознание подростков.

Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы – наблюдения, анализ, сравнение, метод анкетирования.

Гипотеза исследования: по нашему мнению, мистические образы оказывают различное влияние на подростков в зависимости от особенностей литературного произведения и их интересов.

Объект исследования : мистические образы из произведений русской и зарубежной литературы разных периодов.

II . Основная часть

1. Что такое страх?

Каждое живое существо испытывает страх. Как говорил Эдмунд Берк, «ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх». Но что такое страх?

Страх - чисто негативная эмоция, однако у нее есть и некоторые положительные аспекты: страх - психологическая основа выживания, страх - стимул жить и одновременно умереть, от страха иногда умирают, а иногда только благодаря нему спасаются, страх мобилизует все физические и умственные силы, чтобы выжить. Поэтому чрезвычайно важно "взглянуть страху в лицо", понять его влияние на человека и освободиться от устаревших стереотипов. Обращение к различного рода словарям позволяет выявить семантические компоненты понятия страх.

Этимологический словарь русского языка дает следующее объяснение происхождения слова страх:

Страх - общеславянское, имеющее соответствие в германском и балтийском языках (средне-литовское stregti коченеть, каменеть и немецкое strecken вытягивать) Первоначально страх означало оцепенение, остолбенение .

В таком случае, можно предположить, что слово страх со временем претерпело изменения в лексическом значении: в современном русском языке страх обозначает меньшую степень боязни, нежели обозначал раньше, а очень сильный испуг обозначается словом ужас, тогда как изначально оно обозначало очень сильный ужас, кошмар, от которого кровь стынет в жилах, а волосы на голове встают дыбом.

Теперь обратимся к определению слова страх в толковом словаре :

Страх - страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия .

В этом определении слово «страх» толкуется через синонимы страсть, боязнь, робость, сильное опасение. Прилагательное «сильный» указывает на интенсивность проявления эмоции.

Толковый словарь русского языка дает следующее толкование лексического значения страха:

Страх - очень сильный испуг, сильная боязнь .

В энциклопедическом словаре «Общая психология» под редакцией мы находим следующее определение: «Страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности» .

Подводя итог, можно сказать, что страх – это тревожное состояние человека, сила проявления которого связана с уровнем развития воображения.

В ходе своего исследования мы сделали вывод, что 70% респондентов готовы испытывать страх, обращаясь к литературным произведениям с целью пробуждения новых ощущений, повышения уровня адреналина и создания необычных картин собственного воображения.

Давайте вспомним наших родителей, сидящих вечером у костра в пионерском лагере или в темной комнате и рассказывающих друг другу так называемые «страшные истории» о Гробе на колесиках, Черной Руке или Черном Пианино. Сколько эмоций и напряжения они вызывали! Но до сих пор живы в памяти у старшего поколения.

Итак, исходя из результатов нашего исследования, мы доказали, что мистические образы оказывают различное влияние на подростков в зависимости от особенностей литературного произведения и их интересов. Таким образом, гипотеза доказана.

В заключение хотелось бы отметить, что популярность мистической литературы с годами лишь увеличивается. Из мистики вышла современная литература ужаса, направление в кинематографе, культурная эстетика. Огромное количество людей по всему миру следуют за сказочным миром мистической литературы, ища красоту во мраке и таинстве.

IV. Литература

1. Головин практического психолога.- Минск: Харвест, 1998-800с.

2. Даль словарь живого великорусского языка. – Изд. «РООССА», Тверь, 2010 – 1000с.

3. , Шведова словарь живого русского языка/Российская академия наук. Институт русского язка им. .- 4-е изд., дополненное.-М.: Азбуковник, 1999 – 944с.

4. Пальцев, Н. Страшные сказки Стивена Кинга. Фантазии и реальность [Текст] / Н. Пальцев. - http://kingclub. narod. ru/wdove/WIN1251/terror. htm1. Боулби, 1973. – В кн.: Изард человека. – МГУ, М., 1980.

5. Петровский лексикон. – М.: ПЭР СЭ, 2005 – 250с.

6. King Stephen Danse Maccabre. – Warner Books, London, 1993.

7. Шанский этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ , . - 7-е изд., М.: Просвещение, 2000, 995с.

8. Неелова современной литературы на детей. Режим доступа: www. imago. spb. ru/soulbody/articles/article8.htm.

9. Психологические курсы, психологические тренинги, консультации. Режим доступа: www. imago. spb. ru/soulbody/articles/article8.htm

Приложение

Результаты исследования

Мы провели исследование, объектами которого стали учащиеся 9-11 классов нашего учебного заведения, и им были предложены различные анкеты. Вот его результаты.

Анкета №1

1) Привлекают ли вас книги (фильмы), в которых присутствуют мистические картины или картины страха?

Да-73%, нет – 15%, еще не читал 12%

2) Испытываете ли вы после прочтения неприятные чувства, ощущения?

Да – 52 %, нет – 48 %

Анкета № 2

1. Вызвало ли у вас интерес чтение произведений, ?

Да – 74%, нет – 26%

2. Испытывали ли вы чувство страха при прочтении данных произведений?

Да – 4%, нет – 96%.

Анкета №3

Читаете ли вы мистические произведения?

4. Испытывали ли вы чувство страха при прочтении данных произведений?

Да – 68%, нет –32%.

Какие чувства и ощущения вы испытываете после прочтения данных произведений? (см. стр.11.) Хотелось бы вам снова перечитать данные произведения?

Да - 54%, нет - 46%.

7. Какое, по вашему мнению, влияние оказывает произведения мистического жанра

на подростков?

Положительное – 66%, отрицательное – 25%, затрудняюсь ответить – 9%.

Презентация по внеурочной деятельности для любого класса

Просмотр содержимого документа

Пятнадцатый век

Первые литературные произведения, которые содержали элементы ужасного и мистического, появились ещё в XV веке. К таким относится древнерусская повесть « Сказание о Дракуле воеводе», увидевшая свет в 80-е годы данного века. Как отмечал Я. С. Лурье : легенда о Дракуле -вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской « Повести о Дракуле » (80-е годы XV века)

Картинка

«Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему -Дьявол. Так жесток и мудр был, что, каково имя, такова была и жизнь его.»
«Сказание о Дракуле воеводе»

Сейчас жанр литературы, связанный с мистикой, называется хоррор.

Девятнадцатый век

Антония Погорельского «Лафертовская маковница » написана в 1825 году была достаточно самобытна. В её основе лежали народные верования о связях людей с потусторонними силами, которые дают богатство и власть, но ведут к гибели человека. Однако к демонологическим верованиям автор относится иронически.

-

-

А. Погорельский, «Лафертовская Маковница».

картинка

Немаловажное значение в развитии жанра приобрёл сборник произведений Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки », вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает жанр ужасов произведение «Майская ночь, или утопленница ».

картинка

картинка

В 1835 выходит вторая книга того же автора «Миргород », особое место в котором заслуживает повесть «Вий », которая не раз была экранизирована , в том числе легла в основу фильма итальянского кинорежиссёра Марио Бавы «Маска Сатаны » 1960 года.

Н.В.Гоголь «Вий»

«Гробовщик»

картинка

А.С.Пушкин «Гробовщик

В 1841 году выходит отдельной книгой готическая повесть «Упырь » Алексея Константиновича Толстого . Повесть ввела в русскую литературу образ вампира .

картинка

- Да, она точно была Сугробина несколько лет тому назад, но теперь она не что иное, как самый гнусный упырь, который только ждет случая, чтобы насытиться человеческою кровью. Смотрите, как она глядит на эту бедную девушку; это ее родная внучка. Послушайте, что говорит старуха: она ее расхваливает и уговаривает приехать недели на две к ней на дачу, на ту самую дачу, про которую вы говорите; но я вас уверяю, что не пройдет трех дней, как бедняжка умрет. Доктора скажут, что это горячка или воспаление в легких; но вы им не верьте!

А.К.Толстой «Упырь»

«Семья вурдалака

картинка

-

А.К.Толстой «Семья вурдалака»

«Призраки»

картинка

И.С.Тургенев «Призраки»

Советская эпоха

Нормативная поэтика соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и первые нарушения этого запрета относятся уже к 60-м годам, когда канон начал размываться. Тогда же был впервые опубликован «Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова . Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике.

«Ма́стер и Маргари́та»

картинка

Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

Вывод

Просмотр содержимого презентации


Первые литературные произведения, которые содержали элементы ужасного и мистического, появились ещё в XV веке. К таким относится древнерусская повесть «Повесть о Дракуле» , увидевшая свет в 80-е годы данного века.



«Сказание о Дракуле воеводе»

«Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему -Дьявол. Так жесток и мудр был, что, каково имя, такова была и жизнь его.» «Сказание о Дракуле воеводе»


В литературе жанр связан со сверхъестественным в прямом смысле слова; имеет ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.



Антоний Погорельский

Первая в русской литературе фантастическая повесть

А.Погорельского

«Лафертовская

маковница» написана в 1825 году.



- Батюшка! это бабушкин чёрный кот, - отвечала Маша, забывшись и указывая на гостя, который странным образом повертывал головою и умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза.

- С ума ты сошла! - вскричал Онуфрич с досадою. - Какой кот? Это господин титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который делает тебе честь и просит твоей руки.

А. Погорельский, «Лафертовская маковница».


Николай Васильевич Гоголь

Немаловажное значение в развитии жанра приобрёл сборник произведений Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает жанр ужасов произведение «Майская ночь, или утопленница».



«- Ведьма? Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце; и сотникова дочка сделалась над ними главною. В одну ночь увидела она мачеху свою возле пруда, напала на нее и с криком утащила в воду. Но ведьма и тут нашлась: оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из зеленого тростника, которою хотели ее бить утопленницы. Верь бабам! Рассказывают еще, что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо, стараясь узнать, которая из них ведьма; но до сих пор не узнала. »

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»



«Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма... много еще дряни встречали они.»

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»




«Вдруг... среди тишины... с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа.»

Н.В.Гоголь «Вий»


Александр Сергеевич Пушкин

«Гробовщик» - повесть А.С.Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году. Читая эту повесть мы можем убедиться, что и Пушкину мистика была не чужда.



«Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы... Адриян с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах.»

А.С.Пушкин «Гробовщик


Алексей Константинович Толстой

В 1841 году выходит отдельной книгой готическая повесть «Упырь» А.К.Толстого. Повесть ввела в русскую литературу образ вампира.



Да, она точно была Сугробина несколько лет тому назад, но теперь она не что иное, как самый гнусный упырь, который только ждет случая, чтобы насытиться человеческою кровью. Смотрите, как она глядит на эту бедную девушку; это ее родная внучка. Послушайте, что говорит старуха: она ее расхваливает и уговаривает приехать недели на две к ней на дачу, на ту самую дачу, про которую вы говорите; но я вас уверяю, что не пройдет трех дней, как бедняжка умрет. Доктора скажут, что это горячка или воспаление в легких; но вы им не верьте!

А.К.Толстой «Упырь»


« Семья вурдалака » - готическая новелла 21-летнего графа А.К.Толстого, написанная им в 1839 году на французском языке, также носит мистический характер. На русском языке впервые издана в 1884 году в журнале «Русский вестник». Повесть имеет подзаголовок: «Неизданный отрывок из записок неизвестного».



- Вурдалаки - это как зараза, - продолжал отшельник и перекрестился, - сколько уж семей в деревне пострадало, сколько их вымерло до последнего человека, и вы меня послушайтесь и переночуйте в монастыре, а не то, даже коли вас в деревне не съедят вурдалаки, вы от них всё равно такого страху натерпитесь, что поседеете прежде, чем я прозвоню к заутрене. Я, - продолжал он, - всего лишь бедный монах, но путешественники сами от щедрот своих дают столько, что и я могу позаботиться о них. Есть у меня отменный сыр, изюм такой, что посмотреть на него - слюнки потекут, да несколько бутылок токайского - не хуже того, что изволит пить сам святейший патриарх.

А.К.Толстой «Семья вурдалака»


Иван Сергеевич Тургенев

«Призраки» - повесть И.С.Тургенева, задуманная писателем в 1855 году, законченная в 1863-м и опубликованная в 1864.



«Да, это была она, моя ночная гостья. Когда я приблизился к ней, месяц засиял снова. Она казалась вся как бы соткана из полупрозрачного, молочного тумана -- сквозь ее лицо мне виднелась ветка, тихо колеблемая ветром,-- только волосы да глаза чуть-чуть чернели, да на одном из пальцев сложенных рук блистало бледным золотом узкое кольцо. Я остановился перед нею и хотел заговорить; но голос замер у меня в груди, хотя собственно страха я уже не ощущал. Ее глаза обратились на меня: взгляд их выражал не скорбь и не радость, а какое-то безжизненное внимание. Я ждал, не произнесет ли она слова, но она оставалась неподвижной и безмолвной и всё глядела на меня своим мертвенно-пристальным взглядом. Мне опять стало жутко.»

И.С.Тургенев «Призраки»


Советская эпоха

Нормативная поэтика соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и первые нарушения этого запрета относятся уже к 60-м годам, когда канон начал размываться. Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике.


Михаил Афанасьевич Булгаков

«Ма́стер и Маргари́та» - роман М.А.Булгакова, работа над которым началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1969 году.



«Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!»

М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».


Окунитесь в интересный мир книги, на её страницах вы можете столкнуться со странным, неизведанным, мистическим и даже ужасным, но захватывающем дух. Откройте для себя эти произведения, расширьте список авторов и произведений, которые заинтересовали вас мистицизмом.