Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чем смысл немой сцены. Смысл и роль немой сцены в комедии «Ревизор» (Гоголь Н

Чем смысл немой сцены. Смысл и роль немой сцены в комедии «Ревизор» (Гоголь Н

Сущность «немой сцены»

Нахлынувшие на чиновников грезы о Петербурге и всеобщая зачарованность «именитым гостем» вмиг рассеиваются после известия, потрясшего всех и особенно городничего, уже видевшего себя петербургским вельможей, о произошедшей ошибке. Подобно грому прозвучали слова почтмейстера: «Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор». Однако настоящий гром обрушился на головы присутствующих в доме градоначальника в момент появления жандарма, сообщившего о приезде настоящего ревизора. Причем он предстал перед ними как будто страшный призрак, ибо все мертвеют при его появлении.

Сама фигура жандарма в финале пьесы далеко не случайна. По мысли Гоголя (об этом речь шла в черновой редакции «Театрального разъезда»), немая сцена выражает идею закона, при наступлении которого «все побледнело и потряслось». И в окончательном тексте «Театрального разъезда» «второй любитель искусств», наиболее близкий автору по своим взглядам, говорит, что развязка должна напомнить о законе, о защите правительством справедливости. Здесь Гоголь был вполне искренним. Однако, -- отмечает И. Винницкий, -- «мысль о торжестве законности в «Ревизоре» давалась как намек, как идея должного и желаемого, но не реального и осуществленного»

В немой сцене действующие лица поражены единым чувством страха, обрушившегося на них с известием о прибытии настоящего ревизора. Но, исходя из «Развязки «Ревизора», тот в конечном итоге выступает у Гоголя не воплощением государственной законности, а как некая надмирная сила, величие которой заставляет все живое окаменеть. Поэтому на физиономиях и в позах каждого персонажа лежит печать особого -- высшего -- страха, а «живая картина» всеобщего окаменения вызывает ассоциацию со Страшным судом, «переживаемым, по замечанию С. Шульца, совсем по средневековому, -- в миг здешней, земной жизни -- заочно, но в священном ужасе от вдруг наступившего сопряжения времен, сопряжения своего «здесь» и своего «там». Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Творческий путь. - М., 1983. - С.13

Вместе с тем с появлением настоящего ревизора каждый из персонажей оказывается лицом к лицу и со своей совестью, являющей им их истинный облик. Таким образом, по мысли автора, личная совесть становится ревизором жизни человека. Из всего вышесказанного отчетливо видно, что комедия «Ревизор» переходит в плоскость морально-религиозных размышлений ее творца, которые начнут с течением времени занимать все большее место в сознании Гоголя.

Немая сцена вызвала в литературе о Гоголе самые разнообразные суждения. Белинский, не входя в подробный разбор сцены, подчеркнул ее органичность для общего замысла: она «превосходно замыкает собою целость пьесы».

В академическом литературоведении акцент делался на политическом подтексте немой сцены. Для Н. Котляревского, например, это «апология правительственной бдительной власти». «Унтер, который заставляет начальника города и всех высших чиновников окаменеть и превратиться в истуканов,-- наглядный показатель благомыслия автора».

По мнению В. Гиппиуса, немая сцена также выражает идею власти и закона, но своеобразно трактованную: «Реалистически-типизированным образам местных властей... он [Гоголь] противопоставил голую абстрактную идею власти, невольно приводившую к еще большему обобщению, к идее возмездия».

A. Воронений, опираясь на выводы Андрея Белого (в книге «Мастерство Гоголя») о постепенном «умерщвлении жеста» гоголевских героев, считает немую сцену символическим выражением этого умерщвления: «Произошло всё это потому, что живые люди «Вечеров», веселые парубки, дивчины... уступили место манекенам и марионеткам, «живым трупам».

По мнению М. Храпченко, появление жандарма и немая сцена представляют собою «внешнюю развязку». «Подлинная развязка комедии заключена в монологе городничего, в его гневных высказываниях по своему адресу, по адресу щелкоперов, бумагомарателей, в его саркастических словах: «Чему смеетесь? над собою смеетесь!..»

B. Ермилов, напротив, убежден в органичности финала комедии. «Психологическая» причина остолбенения действующих лиц в финале комедии понятна: пережив столько волнений и хлопот, надо все опять начинать сначала, а ведь новый ревизор как раз и может оказаться особоуполномоченным лицом; и наверняка ему станет известна скандальная история со лжеревизором. Но не в этом, конечно, значение изумительного финала. Перед нами парад высеченной подлости и пошлости, застывшей в изумлении перед потрясшей ее самое бездной собственной глупости».

Можно было бы увеличить сводку различных высказываний о немой сцене. Но в основном все они сводятся к названным выше точкам зрения.

А как трактовал немую сцену сам Гоголь? Нам неизвестно, что говорил он по этому поводу до представления «Ревизора». После же представления писатель много раз подчеркивал, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». В «Театральном разъезде» «второй любитель искусств», наиболее близкий Гоголю по своим взглядам (ему, например, принадлежат высказывания об Аристофане, об «общественной комедии»), говорит, что развязка пьесы должна напомнить о справедливости, о долге правительства: «Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое -- быть представителем провиденья на земле...».

У нас нет никаких оснований сомневаться в искренности Гоголя, то есть в том, что мысль о законе, о защите правительством справедливости, на самом деле связывалась им с финалом комедии. Г. А. Гуковский неточен, полагая, что авторский комментарий к немой сцене возник в 40-е годы, когда писатель «скатился... в реакцию». Набросок «Театрального разъезда» сделан весной 1836 года, вскоре после премьеры комедии, а между тем гоголевское толкование финала в основном выражено уже здесь. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. - М.: Сов. писатель, 1965. - С. 83

Но все дело в том, что это не больше чем понятийное оформление одной идеи. Это так называемый «ключ», которым обычно хотят заменить цельное прочтение художественной вещи. Но Гоголь во второй редакции «Развязки Ревизора» вкладывает в уста первого комика такое замечание: «Автор не давал мне ключа... Комедия тогда бы сбилась на аллегорию» (134). Немая сцена -- не аллегория. Это элемент образной мысли «Ревизора», и как таковая она дает выход сложному и целостному художественному мироощущению писателя. Словом, задача состоит в том, чтобы прочесть финал «Ревизора» эстетически.

Некоторые штрихи такого прочтения намечены в приведенных выше объяснениях немой сцены. Справедливо замечание Гиппиуса, что «идея власти» выражена в финале абстрактно, в противовес полнокровной конкретности -- бытовой, психологической, общественной -- всей пьесы. Точнее говоря, Гоголь намечает некоторую конкретность, но доводит ее до определенного рубежа. Работа писателя над заключительной репликой жандарма подчинена задаче уточнения. В первой черновой редакции: «Приехавший чиновник требует городничего и всех чиновников к себе». В окончательной редакции: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе». Черты некоторой таинственности в новом ревизоре снимаются, пославшие его инстанции определены четко: Петербург и царь. Дается намек на срочность дела и, возможно, разгневанность прибывшего ревизора. Но далее Гоголь не идет. О том, что предпримет ревизор и что грозит чиновникам, ничего не сообщается. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Творческий путь. - М., 1983. - С. 23

Такого рода недоговоренность -- характерная примета художественной мысли Гоголя. «Изобразите нам нашего честного, прямого человека»,-- призывал Гоголь в «Петербургской сцене» и сам не раз покушался на эту задачу. Но до второго тома «Мертвых душ» он изображал «нашего честного, прямого человека» (в современности) только на пороге -- на пороге ли честного дела, подобно некоему «очень скромно одетому человеку» в «Театральном разъезде», или даже на пороге сознательной жизни: «Она теперь как дитя,-- думает Чичиков о губернаторской дочке...-- Из нее все можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь и выйдет дрянь!». На полуслове прервана Гоголем и мысль о торжестве законности в «Ревизоре». Она дана как намек, как идея должного и желаемого, но не реального и осуществленного.

Но главное все же не в этом. Я уже говорил, что русскую комедию до Гоголя отличало не столько торжество справедливости в финале, сколько неоднородность двух миров: обличаемого и того, который подразумевался за сценой. Счастливая развязка вытекала из существования «большого мира». Ее могло и не быть в пределах сценического действия (например, в «Ябеде» наказание порока неполное: Праволов схвачен и заключен в тюрьму; чиновники же еще не осуждены), но все равно зрителю внушалась вера в то, что она наступит.

У Гоголя нет идеально-подразумеваемого мира. Вмешательство высшей, справедливой, карающей силы не вытекает из разнородности миров. Оно приходит извне, вдруг и разом настигает всех персонажей.

Присмотримся к главным подробностям немой сцены.

В «Замечаниях...» Гоголь обращает внимание на цельность и мгновенность действий персонажей в немой сцене. «Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг. Звук изумленья должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект» (10).

Заметим дальше, что круг действующих лиц расширяется в конце пьесы до предела. К Городничему собралось множество народа,-- чрезвычайные события, увенчавшиеся «сватовством» Хлестакова, подняли, наверно, со своих мест и таких, которых, используя выражение из «Мертвых душ», давно уже «нельзя было выманить из дому...». И вот всех их поразила страшная весть о прибытии настоящего ревизора.

Однако, как ни велика группа персонажей в заключительных сценах, тут нет «купечества» и «гражданства». Реальная мотивировка этому проста: они не ровня Городничему. Собрались только высшие круги города. В графическом начертании немой сцены (которое до деталей продумано Гоголем) также есть «иерархический оттенок»: в середине Городничий, рядом с ним, справа, его семейство; затем по обеим сторонам -- чиновники и почетные лица в городе; «прочие гости» -- у самого края сцены и на заднем плане.

Словом, немая сцена графически представляет верхушку пирамиды «сборного города». Удар пришелся по ее высшей точке, и, теряя несколько в своей силе, распространился на более низкие «слои пирамиды». Поза каждого персонажа в немой сцене пластически передает степень потрясения, силу полученного удара. Тут множество оттенков -- от застывшего «в виде столпа с распростертыми руками и закинутою назад головою» Городничего до прочих гостей, которые «остаются просто столбами». (Характер персонажа и поведение во время действия также отразились в его позе; естественно, например, что Бобчинский и Добчинский застыли «с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами».)

Но вот на лицах трех дам, гостий, отразилось только «самое сатирическое выражение лица» по адресу «семейства городничего». Каково-то вам теперь будет, голубчики? -- словно говорит их поза. Вообще среди гостей, стремящихся (в немой сцене) «заглянуть в лицо городничего», наверняка находились и такие, которым лично бояться было нечего. Но и они застыли при страшном известии.

Тут мы подходим к важнейшей «краске» заключительной сцены, к тому, что она выражает окаменение, причем всеобщее окаменение. В «Отрывке из письма...» Гоголь писал: «...последняя сцена не будет иметь успеха до тех пор, пока не поймут, что это просто немая картина, что все это должно представлять одну окаменевшую группу, что здесь оканчивается драма и сменяет ее онемевшая мимика.., что совершиться все это должно в тех же условиях, каких требуют так называемые живые картины». Окаменение имело в поэтике Гоголя давнее, более или менее устойчивое значение. В «Сорочинской ярмарке», при появлении в окне «страшной свиной рожи», «ужас оковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень; глаза его выпучились, как будто хотели выстрелить...» -- т. е. следует самый ранний набросок немой сцены. В «Ночи перед Рождеством» когда в мешке вместо ожидаемых паляницы, колбасы и т. д. обнаружился дьяк, «кумова жена, остолбенев, выпустила из руки ногу, за которую начала было тянуть дьяка из мешка». В обоих случаях окаменение выражает особую, высшую форму страха, вызванного каким-то странным, непостижимым событием.

В «Портрете» (редакция «Арабесок») Гоголь так определил это ощущение: «Какое-то дикое чувство, не страх, но то неизъяснимое ощущение, которое мы чувствуем при появлении странности, представляющей беспорядок природы, или, лучше сказать, какое-то сумасшествие природы...» . Наряду с основным значением «окаменения» существуют и дополнительные (например, «немая сцена» при ссоре двух Иванов), но с явной, иногда пародийной зависимостью от первого.

Итак, окаменение и страх (в его особой, высшей форме) связаны в художественном мышлении Гоголя. Это проливает свет на генезис немой сцены «Ревизора».

Вполне возможно, что немой сценой драматург хотел подвести к идее возмездия, торжества государственной справедливости. За это говорит не только авторский комментарий к финалу, но известная конкретизация самого образа настоящего ревизора. Но выразил он эту идею, так сказать, средствами страха и окаменения.

Нет, немая сцена -- не дополнительная развязка, не привесок к комедии. Это последний аккорд произведения, завершающий развитие его темы.

В немой сцене всеобщность переживаний героев получает пластическое выражение. Различна степень потрясения,-- она возрастает вместе с «виной» персонажей, то есть их положением на иерархической лестнице. Разнообразны их позы,-- они передают всевозможные оттенки характеров и личных свойств. Но единое чувство оковало всех. Это чувство -- страх. Подобно тому, как в ходе действия пьесы страх окрашивал самые различные переживания героев, так и теперь печать нового, высшего страха легла на физиономии и позы каждого персонажа, независимо от того, был ли он отягощен личной «виной» или же имел возможность смотреть «сатирически» на Городничего, то есть на дела и проступки другого. Гус М.С. Гоголь и николаевская Россия. - М.: Гослитиздат, 1987. - С. 76

Потому что, при всей раздробленности и разъединении людей, человечество, считает Гоголь, объединено единой судьбой, единым «ликом времени».

И тут я должен вновь обратить внимание на те строки, с которых мы начали разбор «Ревизора»,-- на отзыв Гоголя о «Последнем дне Помпеи». Говоря о том, что картина Брюллова «выбирает сильные кризисы, чувствуемые целою массою», писатель поясняет: «Эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств... -- все это у него так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего». Но не так ли и немая сцена «Ревизора» запечатлела «всю группу» ее героев, «остановившуюся в минуту удара»? Не является ли это окаменение (как, по Гоголю, и окаменение героев Брюллова -- своеобразный вариант немой сцены) пластическим выражением «сильного кризиса», чувствуемого современным человечеством?

Гоголь чутко улавливал подземные толчки, сотрясавшие девятнадцатый век. Он ощущал алогизм, призрачность, «миражность» современной ему жизни, делавшей существование человечества неустойчивым, подверженным внезапным кризисам и катастрофам. И немая сцена оформила и сконденсировала в себе эти ощущения.

Какая страшная ирония скрыта в немой сцене! Гоголь дал ее в тот момент, когда даже та общность людей, которую вызвала «ситуация ревизора», грозила распасться. Последним усилием она должна была удержать эту общность -- и удержала, но вместо людей в ее власти оказались бездыханные трупы.

Гоголь дал немую сцену как намек на торжество справедливости, установление гармонии. А в результате -- ощущение дисгармонии, тревоги, страха от этой сцены многократно возрастало. В «Развязке Ревизора» Гоголь констатирует: «Самое это появленье жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях, это окамененье, которое наводят на всех его слова, возвещающие о приезде настоящего ревизора, который должен всех их истребить, стереть с лица земли, уничтожить вконец,-- все это как-то необъяснимо страшно!» .

Можно ли было ожидать, что пьеса, которая началась комическими подробностями вроде рассказа Городничего о двух крысах «неестественной величины», закончится всеобщим оцепенением?.. Немая сцена порывала с давними, освященными авторитетом Аристотеля традициями построения комедии: она завершила комедийное действие трагическим аккордом.

В литературе о «Ревизоре» часто ставится вопрос: что предпримут Городничий и другие с появлением нового ревизора? Говорится, что с приходом жандарма все стало на свои места и вернулось к исходной позиции, что Городничий проведет прибывшего ревизора, как он проводил их и раньше, и что все останется неизменным.

В этих замечаниях верно то, что итог комедии Гоголя -- не идеализация, а разоблачение основ общественной жизни и что, следовательно, новая ревизия (как и прежние) ничего бы не изменила. Но все же художественная мысль Гоголя глубже. Нет сомнения, что Городничий обманул бы, если бы сохранил способность к обману. Но финал не отбрасывает героев к исходным позициям, а -- проведя их через цепь потрясений -- ввергает в новое психологическое состояние. Слишком очевидно, что в финале они окончательно выбиты из колеи привычной жизни, поражены навечно, и длительность немой сцены: «почти полторы минуты», на которых настаивает Гоголь (в «Отрывке из письма» даже «две-три минуты»),-- символично выражает эту окончательность. О персонажах комедии уже больше нечего сказать; они исчерпали себя в «миражной жизни», и в тот момент, когда это становится предельно ясным, над всею застывшей, бездыханной группой падает занавес.

Форма проведения: комбинированный урок обобщения изученного.

Цели урока: показать учащимся актуальность гоголевской комедии в наши дни и зависимость правильного понимания идеи драматического произведения от умения анализировать его ключевые эпизоды.

  1. Продолжить знакомство учащихся с особенностями анализа эпизода драматического произведения на примере анализа явления VIII из пятого действия комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”; повторить элементы композиции: завязку, развязку, развитие действия и кульминацию.
  2. Формировать у учащихся навык анализа эпизода драматического произведения, характеристики персонажей; развивать речь учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся честность и принципиальность, уважительное отношение к закону, непримиримое отношение к лицемерию, беспринципности и продажности, различного рода злоупотреблениям.

Оформление доски.

2. Тема урока.

3. Эпиграфы к уроку:

Тексты … внешне даже самые ясные и податливые говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать. Марк Бок

Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех! Николай I

Почему, смотря “Ревизора”, невольно думаешь об истерзанной и несуразной России? К.С. Станиславский

4. Литературоведческие термины (на интерактивной доске):

Завязка, кульминация, развитие действия, развязка.

5. Домашнее задание: анализ другого эпизода комедии.

6. Домашнее задание закрыто тканью наподобие кулисы.

7. Тумба, напоминающая театральную, на которой наклеены репродукции картин, иллюстрирующих “немую сцену”, фотографии со спектаклей, театральные афиши к спектаклю “Ревизор”.

Ход урока

1. Организация учащихся к уроку. Сообщение учащимся темы и целей урока

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.Сегодня на уроке мы с вами снова обратимся к тексту бессмертной комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, вы проанализируете один эпизод комедии. Вам предстоит понять, в чем заключаются особенности анализа эпизода драматического произведения, выяснить его значение для понимания идеи произведения.

– Научившись анализировать эпизод, вы сможете в будущем понимать суть любого другого текста, документа, произведения или печатной статьи.

2. Актуализация знаний. Выяснение особенностей драматических произведений, в том числе, композиционных (фронтальная беседа)

– Какое произведение называется драматическим? Что является его эпизодом? (Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, эпизоды в нем – сцены или явления)

– Кому и зачем может понадобиться анализ драматического произведения?(Это необходимо режиссеру спектакля, актерам, работникам театра, принимающим участие в постановке спектакля; зрителям, чтобы они правильно понимали суть происходящего на сцене; критикам, которые должны дать верную оценку литературному произведению и театральной постановке)

3. Определение элементов композиции произведения

– В каждом произведении обязательно есть определенные элементы композиции. Расставьте их на доске в порядке следования в произведении.(Завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка)

– Раз уж мы говорим сегодня об эпизоде из комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, то эпизоды из этого произведения и соотнесем с композиционными элементами, которые вы расставили на доске.

(1). Сообщение городничим чиновникам города известия о предстоящем приезде ревизора (завязка) ; (2). Рассказ Бобчинского и Добчинского о странном молодом человеке, проживающем в трактире (завязка ); рассказ Хлестакова о своей жизни в Петербурге и мнимом величии (кульминация) ; чтение письма Хлестакова чиновниками и городничим (развязка) ; сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора и “немая сцена” (развязка) .

– Мы сегодня проанализируем “немую” сцену.

4. Определение критериев анализа эпизода (составление плана)

– Что значит анализировать эпизод (сцену, явление)? (Проанализировать сцену – значит, определить, какое место занимает эпизод в композиции произведения, какие персонажи принимают участие в этом эпизоде, как изобразил персонажей автор, как этот эпизод помогает понять идею произведения).

– Ваши ответы перекликаются с планом анализа эпизода, по которому мы сегодня будем работать. (Учащимся выдается план анализа эпизода, текст эпизода).

5. Анализ “немой сцены” из пятого действия комедии

1) Определение места и роли явления в произведении, его связь с проблематикой.

– Вы уже знаете, каким композиционным элементом является “немая сцена” в произведении. (Развязка)

– Но почему Н.В. Гоголь настаивал, чтобы “немая” сцена длилась именно 1,5 минуты? Чего он хотел этим добиться? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим, что мы присутствуем на представлении комедии в театре.

2) Основные герои.

– Кто же участвует в последних сценах комедии? (Практически все чиновники, должностные лица, весь “цвет” города) К.С. Станиславский перед постановкой комедии в театре предлагал актерам, играющим те или иные роли, поставить себя на место своего персонажа, представить, о чем он думает, чего хочет, чтобы лучше понять характер, привычки, взгляды своих героев и вжиться в образ. Я предлагаю некоторым из вас тоже “вжиться” в образы отдельных персонажей. Для этого мы разделимся на “актеров”, “зрителей” и “критиков”. И “актеры”, и“зрители”, и “критики” получат вопросы и после просмотра сцены из спектакля московского театра Сатиры по комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” “актеры” ответят на них, используя клише, от лица своего персонажа, “зрители” поделятся собственными впечатлениями, а “критики” оценят значение “немой сцены” для понимания идейного смысла комедии. (“Актеры” и “зрители” отвечают на вопросы от 1-го или от 3-го лица. Актерам все аплодируют)

– Почему все-таки “немая сцена” длилась 1,5 минуты? (Это своего рода гротеск, который не просто показывает замешательство героев, но преувеличивает его неимоверно, делает абсурдным)

– Почему в ней нет реплик героев? (Именно столько времени понадобилось актерам, чтобы сыграть те чувства, которые испытывали их персонажи, а зрителям, чтобы увидеть эти чувства, обдумать увиденное и предположить, что произойдет с ними дальше. Слова не нужны. Каждый делает свои выводы)

– Действительно, молчание персонажей в последнем явлении не менее красноречиво, чем многие другие сцены комедии. Мы не можем дать речевые характеристики персонажам, так как, кроме реплики жандарма, слов в эпизоде нет. Но мы можем оценить характеры и мысли городничего и его гостей по тем позам, в которых их изобразил автор. Что нового вы узнали о персонажах? (Учащиеся отвечают)

3) Идейная роль эпизода. (Определение важности эпизода для понимания идеи произведения)

– Итак, “немая сцена” – окончательная развязка конфликта и конец действия комедии. А как вы думаете, что произошло бы с чиновниками, если бы Н.В. Гоголь продолжил действие комедии? (Существует 2 варианта развития событий: 1) ревизора опять подкупят, и он уедет из города, оставив чиновников и городничего без наказания, и все будет по-старому; 2) ревизор обнаружит злоупотребления чиновников и накажет их, а царь назначит на их место других. Через какое-то время они обживутся, тоже начнут брать взятки и использовать служебное положение)

6. Сопоставление чиновников из комедии и Николаевской России с современными чиновниками

– ИмператорНиколай I, который тоже был зрителем на премьерной постановке “Ревизора”, сделал свои выводы об идее комедии, сказав: Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!Почему?Подтвердите или опровергните его слова,используясвои материалы исторической справки (Слайд) . (Николай I прекрасно понимал, что такая проблема в стране существует, но опасался что-то менять: слишком уж высокие чины были вовлечены в коррупционную деятельность)

– К.С. Станиславский, живший уже в 20 веке, написал: “Почему, смотря “Ревизора”, невольно думаешь об истерзанной и несуразной России?” Почему он так написал о России? (Время идет, а проблема коррупции остается в стране)

– Как вы думаете, существует ли проблема злоупотреблений чиновников в современной России? (Да, нет). Познакомьтесь с выдержками из современных печатных материалов.

– Неужели ничего так и не изменилось в чиновничьей среде со времен Н.В. Гоголя? Что же делать? Как бороться с произволом чиновников? (Чтобы чиновники не могли взять взятки, не надо их давать. Нужно самим соблюдать закон и требовать того же от чиновников. Нужно примерно наказывать виновных и предавать такие дела широкой огласке, чтобы не повадно было другим)

– Вы предложили способы решения этой проблемы. Когда вы получите специальность и начнете работать, вы станете или чиновниками, или теми, кто от них зависит. И от вас теперь зависит, удастся ли когда-нибудь в России решить проблему продажности и самоуправства чиновников.

7. Подведение итогов урока

– Мы анализировали один эпизод комедии “Ревизор”. Что помогла нам узнать и понять работа с эпизодом произведения? О чем предупредил нас Н.В. Гоголь своей “немой сценой”? (Правильное понимание каждого эпизода помогает правильно понять основную мысль всего произведения, его идею. Гоголь своим молчанием подтолкнул каждого к пониманию страшной проблемы, существующей в России до сих пор, и заставил всех, кто любит свою страну, искать пути ее решения)

8. Выбор эпиграфа

– Наша работа подходит к концу, а мы до сих пор не подобрали эпиграф к уроку. Как вы считаете, какое из записанных на доске высказываний больше подойдет в качестве эпиграфа? (Все эпиграфы имеют отношение к комедии, однако, только высказывание Марка Бока содержит мысль о работе с текстами, а мы сегодня анализировали эпизод драматического произведения. Несмотря на то, что там почти нет слов героев, мы смогли, благодаря анализу сцены, лучше понять не только ее смысл, но и идею всего произведения в целом)

9. Рефлексия

– Сегодня на уроке вы были внимательны к слову, активны и заинтересованы, поэтому научились “спрашивать текст”, то есть анализировать его. А что вас взволновало или показалось интересным? О чем вы задумались? (Учащиеся отвечают)

– Спасибо вам за работу!

10. Комментарии к домашнему заданию

– Дома я предлагаю вам по плану проанализировать другое явление комедии по вашему выбору.

Литература

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд. испр. и доп.– М.: ВАКО, 2005.
  3. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  4. Читаем. Думаем. Спорим… Дидактические материалы по литературе: 8 класс. / Автор-составитель Г.И. Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение, 2000.

/ / / Значение немой сцены в комедии Гоголя «Ревизор»

Увлекательная комедия Н.В. Гоголя « » впервые открывает и оголяет общественные проблемы, совершенно не затрагивая любовных отношений. При помощи комедийных приемов, автор смеется над окружающими чиновниками и людьми, которые просто погрузли от страха понести наказание и потерять свои чины. Но, этот смех настолько горький, ведь открывает читателю правду жизни тех дней.

Главного героя – , жители города N приняли за ревизора. Но, в конце комедии, когда наступило прояснение всех обстоятельств, мы знакомимся с эпизодом немой сценой.

Новости о фальшивом ревизоре встряхнули и взбудоражили всех жителей города N. На фоне этих событий, все герои совершенно забыли о том, что должен ведь приехать и настоящий ревизор. И вот, это событие случилось. От этой новости, герои просто каменеют и превращаются в безмолвные столбы. Их охватывает чувство непередаваемого ужаса не только от проверки, а и от того, что все эти действа нужно пережить заново, с новым ревизором. Жители города совершенно не готовы к встрече проверяющего.

В центре неожиданных событий – городничий, ведь именно он был главным мошенником и вором в городе. Он запрокинул голову вверх и словно обращался к небу с вопросами: «За что все это свалилось на его плечи?».

Эпизод немой сцены очень важен, ведь именно в нем мы можем ознакомиться с истинными характерами главных героев. Без реплик и словесных выражений, читатель наблюдает за поведением чиновников и жителей города. Лукич Лука выглядел просто потерянным, Землянкин пытался склонить свою голову на бок. Он хотел расслышать хоть одну идею о том, как выпутаться из этой ситуации. Ляпкин–Тяпкин – главный судья города присел поближе к земле. Он был очень испуган, ведь за его плечами немало грехов. Персоны Добчинского и Бобчинского достаточно смешно и нелепо изобразил Н.В. Гоголь. Они разинули рты, и выпучили свои глазенки. Их фигуры замерли от ужаса от такого известия. У каждого из героев комедии «Ревизор» были свои грехи, и они боялись раскрывать их на всеобщее обозрение.

Именно немая сцена позволяет нам, читателям, понять, в какой ужас впали персонажи города N. В самом конце комедии, дает каждому из нас возможность закончить произведение по своим домыслам, ведь о результатах проверки ничего не известно. Возможно, все воры и злодеи получаю свое заслуженное наказание, а может, ревизия пройдет тихо и гладко. Об этом, автор ничего не пишет. Я считаю, что уже сама та мысль о наказании, которая так взбудоражила город, является хорошей встряской для всех героев.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя

«Ревизор». Анализ «немой» сцены комедии.

МКОУ «Родниковская СОШ»

Челябинская обл., Троицкого р-она

Учитель русского языка и литературы

Безносова Надежда Александровна.

Цели урока:

1. Обучающая: помочь учащимся осознать философ ское значение не только финала, но и всей коме дии в целом через всестороннее рассмотрение этой сцены.

2. Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.

3. Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.

Вид: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Технологии: методы проблемного обучения, метод работы под руководством учителя, репродуктивный.

Подготовка учащихся к уроку:

1. Должны знать содержание произведения Н. В. Го голя «Ревизор».

Оборудование: компьютер, проекционное устройство, репродукция картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», афиша «Ревизора», репродукции картин к комедии «Ревизор».

Ход урока:

I. Оргмомент. Начало урока.

II. Актуализация темы урока.

Слайд 1(портрет Н.В.Гоголя).

  1. Слово учителя: Идея завершения пьесы («немая сцена») родилась у Гоголя сразу после начала его работы над «Ревизором» и в процессе создания ко медии более уже не изменялась. Гоголь считал, что эта сцена должна произвести сильное впечатление на зрителей, и настаивал, чтобы «немая сцена» дли лась не менее 2-3 минут. Лишь по настоянию ре жиссера и актеров Александринского театра, кото рые на репетициях «Ревизора» к концу действия пьесы были так измучены и обессилены, что не могли выдержать напряжения последней сцены и падали в обморок, продолжительность ее была со кращена до полутора минут.

Вывод: Таким образом, видим, что для Гоголя финаль ная сцена была не менее важна, чем все предше ствующие действия комедии.

Зачем Гоголь настаивал на том, чтобы эта сцена была столь продолжительной? (Учащиеся высказы вают разные предположения.)

Приходят к выводу:

Писатель добивался эффекта всеобщего понимания: зритель (читатель) должен понять, что кто-то из стоящих на сцене героев - это в какой-то мере он сам.

«Немая сцена» - это как бы застывшая в окаменев ших фигурах персонажей фраза городничего: «Чему сме етесь? - Над собой смеетесь!...»

Основной вопрос анализа текста - это вопрос о ком позиционной и смысловой целесообразности «немой сцены».

Зачем Гоголь вводит эту сцену, ведь с приходом жандарма комедию можно считать оконченной и опустить занавес? Но Гоголь не просто решает так завершить комедию, но и детально расписывает положение каждого героя на сцене и настаивает именно на таком композиционном построении финала (последнее явление - «немая сцена»).

При прочтении (просмотре в театре) «Ревизора» учащиеся чувствуют, как начиная с IV действия по степенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического; трагизм достигает своего апогея именно в финальной «немой сцене».

(Сообщение делает подготовленный учащийся.)

Воспоминания современников о премьере «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге :

1. «Смех по временам еще перелетал из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший, ап лодисментов почти совсем не было; зато напряженное внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватыва ло сердца зрителей».

2. Самое напряжение финала, вызванное появлением на сцене жандарма и переданное через статическое, картин но застывшее положение персонажей, по мысли Гоголя, должно вызывать у зрителей единственное, но очень сильное чувство - страх, ужас.

«Несмотря на... комичес кое положение многих лиц... в итоге остается... что-то чудовищно мрачное, какой-то страх беспорядков наших. Самое это появление жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях... все это как-то необъяснимо страшно!».

  1. Роль афиши(проецирование афиши).

Слайд 2.

Назовите характерные особенности афиши «Реви зора» (анализу афиши было уделено время на пер вом уроке). /

Ответы учащихся: Во-первых, в афише представлен весь город (в комедии выведены представители бюрокра тической системы любого российского города), а в более широком понимании - и вся Россия (не случайно пос ле премьеры «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» К тому же конфликт самой комедии социальный; на это указывает не только социальное положение героев, но и само название коме дии - «Ревизор» - государственный чиновник); во-вто рых, единственное лицо, действующее в комедии, но не указанное в афише, - жандарм.

Не делает ли это обстоятельство персонаж значимым и не выделяет ли его в системе образов комедии?

Подумайте, почему жандарм оказывается не заяв ленным в афише.

Сообщения учащихся:

  1. Жандарм - представитель государственной власти, которая стремится карать пороки той социальной бюро кратической структуры, которую сама и создала (на это указывают и основной конфликт, и интрига комедии).

«Не смешно то, что пьеса никак не может кончиться без правительства. Оно непременно явится, точно неиз бежный рок в трагедиях у древних. - ... Что ж? Тут нет ничего дурного, дай Бог, чтобы правительство всегда и „ везде слышало призвание свое быть представителем Про видения на земле и чтоб мы верили в него, как древние веровали в рок, настигший преступление» (Н. В. Гоголь «Театральный разъезд»).

  1. Жандарм - посланник Провидения, высшей силы, бо лее могущественной, чем высшие чины государственной системы. Именно это производит такое сильное впечатление на героев комедии и рождает в них (и зрителях) ужас и страх. Гоголь в «Развязке» «Ревизора» писал: «Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба».

Учитель :

В сознании автора «Ревизора» жандарм - фигура не сколько мистическая: он появляется неожиданно и ниот куда, а слова, им произнесенные, «поражают как громом всех; так что, вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении». И настоящий ревизор, прислав ший жандарма с известием о своем приезде, становится лицом мистическим; это ощущение мистичности усили вается еще и тем обстоятельством, что ревизор не появ ляется на сцене: лишь одно известие о нем повергает дей ствующих лиц комедии в ужас, который передается в зрительный зал

Слайд 3(проецирование фотографии «немой» сцены):

Обратите внимание на расположение героев на сцене: городничий и почтмейстер, так как осталь ные действующие лица представляют собой «деталь в картине, которая очерчивается одним взмахом кисти и покрывается одним колоритом» (Гоголь): они лишь фон, они так или иначе вновь и вновь концентрируют внимание зрителя на фигурах (го родничий и почтмейстер).

Учащиеся отмечают необычность поз, в которых они застыли.

Обратимся к описанию положения героев. «Город ничий посередине в виде столба, с распростерты ми руками и запрокинутою назад головою».

Учащиеся отмечают, что городничий занимает цент ральное место.

Не напоминает ли фигура городничего крест, рас пятие?

Вывод: «немая сцена» вводит в комедию, во-первых, библейские мотивы, а во-вторых, мотив смерти (сравните «ревизор, который ждет нас у дверей гроба»).

Так социальный конфликт комедии получает философ скую трактовку : истоки пороков общества коренятся в духовной организации человека, а не в самой системе.

Определим место расположения почтмейстера на сцене.

Этот персонаж, «превратившийся в вопросительный знак», обращенный к зрителям, стоит за городничим.

Сформулируйте вопрос, который Гоголь обращает к зрителям и который получает такое аллегоричес кое воплощение на сцене. (« Чему сме етесь?»)

Обращение к размышлениям Гоголя о картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».

Слайд 4 (проецирование репродукции).

Сообщение учащегося: картина написана Брюлловым в 1833 г. в Италии, затем в 1834 г. была привезена в Петер бург и выставлена для обозрения в Эрмитаже с 12 по 17 августа. Она произвела на Гоголя столь сильное впе чатление, что под ее влиянием он написал статью «По следний день Помпеи (картина Брюллова)».

Обратите внимание на пейзаж, выполняющий функ цию фона, и на расположение человеческих фигур.

Назовите особенности изобразительной манеры художника (небо и земля, между которыми нет гра ниц, выдержаны в коричнево-красной гамме; ху дожник мастерски передает ужас и страх людей перед хаосом последнего дня). Мысль о тленности земной красоты и прозреваемый в этом «страшном явлении» грядущий «конец мира» в целом опреде лили оценку Гоголем картины К. П. Брюллова. Писатель был восхищен гением художника, кото рый ужас перед «концом мира» сумел передать че рез изображение окаменевших фигур: «Мы чувству ем, - пишет Гоголь, - только страшное положение всей толпы, «но не видим человека, в лице которо го был бы весь ужас им самим зримого разруше ния» (Н. В. Гоголь «Последний день Помпеи (кар тина Брюллова)».

Вывод: Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится писателем на после днюю страницу «Ревизора»; герои застыли, окаменели, но в этой окаменелости есть движение - не внешнее, а внутреннее - духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки - некая проекция недостатков ду ховного мира человека. Следовательно, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться. В «немой сце не» Гоголя, также как и на картине Брюллова, небеса и грешный земной мир вдруг, в одну минуту, сливаются, смешиваются. Смещение пространства «верха» и «низа» воплощается в образе жандарма.

Слайд 5(репродукция картины).

Вновь прошу сформулировать тот вопрос, который Гоголь адресует зрителю в «зашифрованном» виде - в аллегорических образах городничего и почт мейстера.

«Чему сме етесь? - Над собой смеетесь!...».

(Учащиеся предлагают свои варианты вопросов.)

Выбираем один, наиболее точно, на наш взгляд, отра жающий смысл финальной сцены: «Каким ты, зритель (читатель), встретишь судный день?»

Похож ли настоящий ревизор на Хлестакова или он представляет собой полную противоположность этому «чиновнику из Петербурга»?

Кто такой ревизор, приславший жандарма, - Хле стаков № 2 или высшая сила, провидение?

III. Подведение итогов урока.

Слово учителя:

Однозначного ответа нет. Эта неоднозначность обус ловлена, во-первых, тем, что сам ревизор на сцене не появляется, во-вторых, тем, что жандарм - посланец ре визора - не заявлен в афише, в-третьих, что финал ко медии открытый. Предлагаю провести эксперимент:

Попробуем вывести на сцену настоящего ревизора и предположим, как будет развиваться действие пьесы после «немой сцены», если ревизор будет копией Хлестакова и если он будет его полной про тивоположностью.

Допустим, что настоящий ревизор похож на Хлеста кова, Тогда после «немой сцены» действие комедии по вторится сначала, с той лишь разницей, что вместо Хле стакова будет действовать настоящий ревизор.

Если же ревизор будет самим провидением (на что указывает анализ «немой сцены»), то развитие пьесы пос ле «немой сцены» непредсказуемо, и финал, таким обра зом, становится символом последнего - судного - дня жизни города.

В случае, если за верную принимается первая трактов ка образа ревизора, комедия теряет свою сатирическую значимость; пороки нельзя искоренить, они лишь видо изменяются. «Немая сцена» теряет свою актуальность, ею можно пренебречь без ущерба для общей структуры и идеи «Ревизора».

IV. Домашнее задание: письменное задание, ответить: « Какая трактовка образа ревизора оказывается значимой для Гоголя?» Обоснуйте свое мнение.

Р.8. (необходимые замечания к уроку)

Основная дидактическая цель урока - формирование определенных умений. Наиболее общая структура урока закрепления изученного такова:

Проверка домашнего задания, уточнение направле ний актуализации изученного материала;

Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

Подведение итогов урока;

Постановка домашнего задания.


Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в свое время стала одним из наиболее новаторских произведений драматургического искусства. Множество приемов, использованных автором, ранее никогда не применялись драматургами и не были воплощены на театральной сцене. К таким новаторским приемам относится и вышеупомянутая «немая сцена» , которой заканчивается финальная часть комедии «Ревизор» . Чего же хотел добиться автор, завершая произведение немой сценой? Какого эффекта ожидал? Считается, что немая сцена, завершающая комедию «Ревизор» , была введена в произведение писателем под впечатлением от известной картины русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» . Именно эта картина поражает человека, рассматривающего ее, силой и выразительностью застывшей эмоции. Изображение неподвижно, статично, но в то же время лица людей, изображенных на картине, их фигуры, позы, которые они принимают, свидетельствуют об их внутреннем состоянии лучше всяких слов. Красноречивость статичных сцен, их выразительность - именно эти свойства были тонко подмечены Н. В. Гоголем и позже с успехом использовались писателем. Ведь «Ревизор» - далеко не единственное произведение писателя, в котором есть «немая сцена» (в другом чрезвычайно популярном произведении - повести «Вий» - автор также применяет этот прием) . Если рассмотреть художественные приемы, используемые Н. В. Гоголем, более подробно, можно заметить определенную закономерность: прием «омертвения» , своеобразного «окаменения» закладывается в основу изображения многих характерных гоголевских персонажей (например, тех же помещиков в «Мертвых душах») . В «Ревизоре» же немая сцена - это кульминационный момент, и он должен быть наиболее красноречивым. Замирание в выразительной позе (при этом позы всех персонажей отличаются, что подчеркивает их индивидуальные личностные качества) - это настоящая пантомима. Городничий, члены его семьи, почтмейстер, Земляника, Лука Лукич - все они становятся на какое-то время мимами, актерами в «театре мимики и жеста» . И слова здесь не нужны, может быть даже излишни. Поза, выражение лица могут выразить несравнимо больший всплеск эмоций, чем слова. Тем более что немая сцена в «Ревизоре» является еще и массовой - все стоят, как громом пораженные, а это обстоятельство лишний раз подчеркивает, насколько шокирующим и ошеломляющим стало для всех персонажей известие о том, что «…приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе» . Гоголь стал первым русским драматургом, использовавшим прием паузы, который после него успешно применяли многие режиссеры, сценаристы и писатели. Сегодня прием паузы - это один из наиболее часто используемых драматических приемов.