Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бунин нобелевская. Литературная бунинская премия

Бунин нобелевская. Литературная бунинская премия

17 октября 2017 г. состоялось заседание Жюри Бунинской премии под председательством члена Президиума Союза писателей России, лауреата литературных премий Бориса Николаевича Тарасова . Подведены итоги конкурса, который в 2017 г. проводился в номинации «поэзия». 24 октября в актовом зале Московского гуманитарного университета состоится торжественная церемония, на которой Председатель Попечительского совета Бунинской премии, член Союза писателей России, ректор университета профессор вместе с членами Жюри вручит заслуженные премии новым лауреатам.

Лауреатами Международной Бунинской премии 2017 года стали:

  • Игорь Волгин - за книгу стихов «Персональные данные» и поэтический цикл в журнале «Знамя»;
  • Николай Зиновьев - за книги стихов «Дождаться Воскресенья», «На Родине», «Стена»;
  • Тимур Зульфикаров - за книгу стихов «Золотые письма любви»;
  • о. Леонид (Сафронов) - за книги стихов «Лесниковая дочь», «Затаилась Русь Святая», «Ходит белый жеребенок».

Дипломы Международной Бунинской премии присуждены:

  • Тамаре Потемкиной - за книгу стихов «Полеты ангелов»;
  • Елене Буевич - за поэтическое мастерство и сохранение русского языка в Украине;
  • Алексею Гречуку - за поэтическое мастерство и популяризацию русской литературы в Литве и других республиках Прибалтики.

Решением Попечительского совета за возвращение имени русского писателя в Россию Бунинская премия присуждена талантливому писателю Дмитрию Бакину за книгу «Про падение пропадом» (посмертно).

Дипломы Попечительского совета Бунинской премии присуждены:

  • заместителю председателя Бунинского общества России Дмитрию Минаеву - за просветительскую деятельность и заботу о сохранении бунинских мест;
  • руководителю литературно-краеведческого музея И. А. Бунина, учителю русского языка и литературы гимназии № 1 г. Липецка Елене Кочетковой - за высококвалифицированное руководство школьным музеем;
  • редактору-составителю, автору научных комментариев к собранию сочинений омского писателя, человека яркой судьбы Б. Г. Пантелеймонова, друга и современника И. А. Бунина, Ирине Махнановой - за сбережение исторической памяти.

О Международной Бунинской премии

Московский гуманитарный университет вместе с Национальным институтом бизнеса, Институтом современного искусства, Национальным союзом негосударственных вузов, Обществом любителей российской словесности учредили Бунинскую премию, посвященную памяти Ивана Алексеевича Бунина - выдающегося русского поэта и писателя, академика Российской академии наук, Нобелевского лауреата. Это единственная негосударственная литературная премия, присуждаемая ежегодно выдающимся художникам слова, пишущим на русском языке.

Попечительский совет, учреждая в 2004 году Бунинскую премию, руководствовался высокими целями поддержания русской словесности, возрождения лучших традиций отечественной литературы. Председателем Попечительского Совета является Игорь Михайлович Ильинский - ректор Московского гуманитарного университета, профессор, член Союза писателей России, действительный член Академии российской словесности

Лауреатами премии, которая вручается ежегодно с 2005 года, стали Андрей Битов, Лариса Васильева, Глеб Горбовский, Даниил Гранин, Андрей Дементьев, Николай Добронравов, Борис Евсеев, Сергей Есин, Фазиль Искандер, Александр Кабаков, Тимур Кибиров, Инна Лиснянская, Альберт Лиханов, Виктор Лихоносов, Владимир Личутин, Людмила Петрушевская, Юрий Поляков, Александр Проханов и другие выдающиеся российские прозаики и поэты. В прошлом году специальной (внеконкурсной) премии Попечительского совета Бунинской премии был удостоен выдающийся итальянский журналист, писатель и общественный деятель Джульетто Кьеза (Giulietto Chiesa).

Присылаемые на конкурс работы проходят двойную экспертизу, к которой привлечены специалисты ведущих вузов и научных учреждений Российской академии наук. Решение о лауреатах принимает Жюри конкурса, в которое входят крупные литературоведы страны. Бунинская премия признается сегодня одной из престижных наград в области современной литературы.

В течение восьми лет председателем Жюри Бунинской премии был народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ С. И. Бэлза . Ныне Жюри возглавляет известный писатель, лауреат Государственной премии РФ Б. Н. Тарасов .

« Девятого ноября, в далёкой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме телефон известил меня о решении Шведской академии», - такими словами в 1933 году начал свою Нобелевскую речь русский писатель Иван Бунин. Самую престижную литературную награду он получил далеко от родного дома, поскольку выступал против большевицкого режима и эмигрировал за границу. После вручения Нобеля к нему мгновенно пришла слава. Из практически мало кому известного изгнанника он стал мировой знаменитостью.

Весной 1920 года Иван Бунин вместе с женой покидает большевистскую Россию и переезжает жить в Париж. К тому времени он уже был автором нескольких повестей и рассказов, но самые свои серьезные вещи: «Солнечный удар», «Жизнь Арсеньева» и «Темные аллеи» - написал в эмиграции. Там он находит друзей и общается с другими мастерами пера.

В 1922 году писатель Ромен Роллан, восхищенный прозой изгнанника, решает выдвинуть русского коллегу на Нобелевскую премию. Комитет рассматривает его кандидатуру, но присуждает награду другому. Несмотря на это, ни сам Бунин, ни его окружение не впадают в отчаяние. Литератору премия была нужна из одного простого соображения - не столько ради признания, сколько из-за солидной денежной суммы, которую вручали победителю. Он жил с семьей в предместье Парижа, содержал дом и постоянно страдал от безденежья. Нобелевская премия считалась чуть ли не единственным выходом из ситуации.

Этот день наступает только десятого ноября 1933 года. Нобелевский комитет публикует официальное сообщение, в котором говорится: «Решением Шведской академии Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

Фактически он получил ее за роман «Жизнь Арсеньева», который многие читатели расценивают как биографию самого писателя.

На торжества Иван Бунин едет под ажиотаж русской эмиграции. Беглецы из большевистской России приветствуют его и расценивают вручение Нобеля как свою собственную победу. Фотографии писателя появляются в каждой газете, в витринах большинства книжных магазинов. Бунина узнавали даже случайные прохожие на улице, которые перешептывались и оглядывались на него. От такого чрезмерного внимания лауреат несколько терялся и ворчал: «Встречают как тенора…»

В самой же России известие о Нобелевской премии восприняли неоднозначно. Причиной для этого стали бескомпромиссные публикации Бунина в прессе и его знаменитый роман «Окаянные дни», пронизанный ненавистью к большевикам. Поэтому местные газеты новость подавали сухо, без всяких снимков автора. Бунина называли не иначе как «матерый волк контрреволюции». Тогда же «Литературная газета» напишет:

«По последним сообщениям, Нобелевская премия по литературе за 1933 год присуждена белогвардейцу-эмигранту И. Бунину. Белогвардейский Олимп выдвинул и всячески отстаивал кандидатуру матёрого волка контрреволюции Бунина, чьё творчество, особенно последнего времени, насыщенное мотивами смерти, распада, обречённости, в обстановке катастрофического мирового кризиса пришлось, очевидно, ко двору шведских академических старцев».

Прохладно встретила это известие и русская литературная элита, большая часть которой считала, что премию должен был получить Горький. Так, Марина Цветаева скажет: «…буду сидеть на эстраде и чествовать Бунина. Уклониться - изъявить протест. Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина - и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее - Горький. Горький - эпоха, а Бунин – конец эпохи».

А что сам Бунин? Разумеется, на нападки завистников он обращал мало внимания. Радовался, ведь его самая заветная мечта все-таки воплотилась в жизнь. Вместе с Нобелевской премией на какое-то время к нему пришел успех и материальный достаток. Он получил 170 331 крону, или около 715 000 франков, и это дало ему возможность хоть ненадолго забыть о бедности. Но полученными деньгами писатель распорядился совсем не меркантильно. Большую часть этой суммы он раздал нуждающимся. Для этого даже создал специальную комиссию, которая занималась распределением средств. Позднее сам вспоминал, что после того, как он получил премию, ему пришло около двух тысяч писем с просьбой помочь финансово.

Неудивительно, что премиальные быстро закончились, и писатель снова едва сводил концы с концами. В 1942 году он напишет в своем дневнике: «Нищета, дикое одиночество, безвыходность, голод, холод, грязь - вот последние дни моей жизни. И что впереди? Сколько мне осталось?»

Он умрет 8 ноября 1953 года и будет похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, близ Парижа.

Российские писатели–лауреаты Нобелевской премии по литературе:

Борис Пастернак (1890-1960), российский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1958 года. Удостоен премии «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы».

Михаил Шолохов (1905-1984), советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1965 года. Премия вручена «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Александр Солженицын (1918-2008), российский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 года. Удостоен премии «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Иосиф Бродский (1940-1996), поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года. Премия присуждена «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью».

10 ноября 1933 года парижские газеты вышли с огромными заголовками: «Бунин - нобелевский лауреат». Впервые за все время существования этой премии ее вручили русскому писателю. Практически все выходцы из России , кто находился в эмиграции, испытывали тогда чувство национальности гордости.

ВРАЖДЕБНОСТИ К БОЛЬШЕВИКАМ НЕ СКРЫВАЛ

На родине лауреата, в СССР , известие встретили, мягко говоря, без энтузиазма. В советских газетах решение Нобелевского комитета называли «происками империализма». Что неудивительно: покинувший в 1920 году советскую Россию Иван Бунин никогда не скрывал своего враждебного отношения к большевикам.

Проникнутое пронзительной любовью к родине творчество Бунина воспевало ее такой, какой новое общество не принимало, - прежней, корнями связанной с традициями, глубоко духовной, - сказала корреспонденту «Комсомолки» член Союза писателей России Ирина Измайлова . - Революционные идеи знаменитый писатель воспринимал как разрушительные, нанесшие русской культуре и духовности непоправимый вред. Поэтому советская власть не хотела, да и не могла принять Бунина.

По словам Измайловой, то, что Россия двигается к духовной трагедии, писатель почувствовал задолго до Октябрьской революции. Он еще в начале ХХ века всем сердцем ощущал, как размываются духовные скрепы.

Происходивший из старинного дворянского рода, но выросший в обедневшей семье Иван Алексеевич воочию наблюдал за оскудением дворянских гнезд, крушением усадеб, постепенным вырождением дворянского сословия. И это нашло отражение даже в его ранних произведениях.

Впрочем, крах старого мира предсказывали многие, но мало кто понимал, что замены ему нет и его уход будет знаменовать для России крах.

КОНФЛИКТ ДВУХ ГЕНИЕВ

Интересно в этом смысле проследить отношения между Буниным и «буревестником революции» Максимом Горьким . Они познакомились в Ялте в самом конце ХIХ века. Начали общаться, обсуждать происходящие события. Горький не хуже Бунина понимал, что крушение прежних устоев неизбежно, но, в отличие от него, желал этого крушения.

Многие литературоведы полагают, что разница во взглядах вызвана тем, что один писатель - дворянин, а другой - выходец из народных масс. Но это было бы слишком простое объяснение, которое к тому же не подтверждается жизнью. Например, представитель высшего сословия Александр Блок сочувствовал революционным идеям, а Иван Шмелев , крестьянское происхождение которого сомнений не вызывает, их не принимал.

Бунина и Горького долгое время считали близкими друзьями, но вот что писал позднее Иван Алексеевич: «Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким… относится к 1899 году. А конец - к 1917-му. Тут случилось, что человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, вдруг оказался для меня врагом, вызывавшим во мне ужас, негодование».

После того как свершилась революция, Бунин до последнего не желал расставаться с Россией. Оказавшись на юге страны, надеялся, что Крым не станет «красным». Но пришлось эмигрировать. После нескольких лет скитаний он с семьей поселился в Париже .

ГЛАВНЫМ КОНКУРЕНТОМ БЫЛ МЕРЕЖКОВСКИЙ

Впервые кандидатуру Ивана Бунина на Нобелевскую премию выдвинули еще в 1922 году. Инициатором был Ромен Роллан. После этого предпринималось еще несколько попыток. В 1933-м конкурентами Бунина стали Дмитрий Мережковский , Иван Шмелев и… Максим Горький.

В Нобелевском комитете пришли к выводу, что присуждение премии морально поддержит русскую эмиграцию, - говорит историк Александр Колпакиди. - Поэтому шансы Горького на успех оценивались невысоко.

Наиболее реальными претендентами на премию были Бунин и Мережковский, - считает другой известный историк Лев Лурье. - Оба долгое время проживали во Франции . Но Бунин пользовался большим авторитетом в глазах французских литераторов. Нельзя исключать, что именно это обстоятельство повлияло на членов Нобелевского комитета.

Однако большинство литературоведов - как в тридцатые годы, так и сейчас - считают решение Нобелевского комитета справедливым.

Премию по литературе присуждали люди, для которых существовало понятие европейской христианской культуры, воплощенной в лучших произведениях всех больших писателей, не утративших христианских корней. Творчество Бунина было наглядным доказательством этой неутраченной взаимосвязи, - говорит Ирина Измайлова. - И еще… Мы постоянно рассуждаем о том, что для Запада всегда существовала и по сей день существует так называемая загадка русской души. И, наверное, великий русский эмигрант оказался тем проводником, который приближал к разрешению этой загадки.

Любопытно, что Нобелевская премия не сделала Бунина очень богатым человеком. Значительную часть суммы он отдал в различные благотворительные фонды.

Как только я получил премию, мне пришлось раздать примерно 120 тысяч франков, - говорил писатель в одном из интервью. - Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За короткий срок прошло две тысячи таких писем.

КСТАТИ

Несостоявшаяся дорога домой

Во время оккупации Франции гитлеровцами Бунины жили на юге страны. Нет документальных подтверждений, получал ли нобелевский лауреат какие-либо предложения от нацистов. Но точно известно, что он не сотрудничал с врагами своей родины, всей душой желал победы Красной армии.

В 1946 году в Советском Союзе приняли законодательные акты о восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи. Эмигранты получили возможность вернуться на родину.

Во время и сразу после завершения Великой Отечественной войны в белой эмиграции были сильны просоветские настроения, которые подогревались проникшими в эту среду агентами НКВД , - утверждает Лев Лурье. - Вот такой факт. В начале 1945 года целая группа покинувших Россию много лет назад известных деятелей побывала на приеме в советском посольстве в Париже. Поднимались тосты за приближающуюся победу, за здоровье Сталина .

Советские власти очень хотели, чтобы единственный в мире русскоязычный лауреат Нобелевской премии вернулся в СССР. Для этого в Париже с писателем несколько раз встречался его коллега Константин Симонов. По имеющимся свидетельствам, и сам Иван Алексеевич задумывался о возвращении.

Трудно сказать, что его остановило. Вероятно, он сомневался, что в СССР партийные идеологи простят ему «Окаянные дни» и очень резкую статью «Миссия русской эмиграции», которую он написал в 1924 году.

А тут еще подоспело недоброй памяти постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград », оскорбившее и унизившее Анну Ахматову и Михаила Зощенко .

И Иван Алексеевич понял: несмотря на частичное возвращение к дореволюционным ценностям - возрождение Русской православной церкви, более уважительное отношение к прошлому страны, - по сути, мало что изменилось. А потому возвращаться нельзя.

ДОСЛОВНО

«Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».

(Официальное решение о присуждении Ивану Алексеевичу Бунину Нобелевской премии.)

КОНКРЕТНО

Российские писатели - лауреаты Нобелевской премии

Иван Бунин - 1933 год

Борис Пастернак - 1958 год

Михаил Шолохов - 1965 год

Александр Солженицын - 1970 год

Иосиф Бродский - 1987 год

Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953)
поэт, прозаик, переводчик, публицист

Родился 10 (22) октября 1870 года в Воронеже,
в старинной обедневшей дворянской семье.
Детство проводит на хуторе Бутырки Орловской губернии.
1887 – первое напечатанное стихотворение («Над могилой Надсона»).
1891 – в Орле выходит сборник «Стихотворения 1887-1891 гг.».
В 1892-94 гг. – стихотворения и рассказы Бунина начинают
печататься в столичных журналах.
1901 – выходит сборник «Листопад», получивший Пушкинскую премию.
1909 – Академия наук Российской империи избирает
Бунина почетным академиком.
1920 – враждебно встретив Октябрьскую революцию,
Бунин эмигрирует во Францию.
1933 – Бунину присуждена Нобелевская премия «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной
прозе типичный русский характер»
.

К концу 30-х годов Бунин всё больше ощущает драматизм разрыва с Родиной, избегает прямых политических высказываний о СССР. Фашизм в Германии и Италии резко им осуждается. Годы войны Бунин проводит в Грасе, некоторое время и под немецкой оккупацией, остро и с болью переживая события в России. Победу встречает с огромной радостью. Последние годы живет в большом безденежье, голодая.

Основные произведения

Сборник стихотворений «Листопад» (1901);

Рассказы, повести, романы, новеллы:
«Антоновские яблоки» (1900)
«Сны» (1904)
«Деревня» (1910)
«Суходол» (1912)
«Чаша жизни» (1913)
«Господин из Сан-Франциско» (1915)
«Легкое дыхание» (1916)
«Петлистые уши» (1917)
«Сны Чанга» (1916, опубл. 1918)
«Митина любовь» (1924)
«Жизнь Арсеньева» (1927 – 1933)
«Освобождение Толстого» (1937)
«Темные аллеи» (1943)

Место Бунина в истории русской литературы очень значительно. Выдающаяся чистота языка, отчетливость внутреннего рисунка в образах и совершенная цельность построения – все эти черты мастерства, присущие Бунину как ярчайшему представителю классического периода русского реализма, делают произведения Бунина законченными литературными образцами.

Учитывая огромный вклад Ивана Алексеевича Бунина в русскую литературу, группа российских ученых и общественных деятелей в октябре 2004 года решила учредить Бунинскую премию.

Учредителями премии являются Московский гуманитарный университет, Общество любителей российской словесности, Национальный союз негосударственных вузов, Национальный институт бизнеса, Институт современного искусства.

Премия является регулярной негосударственной наградой за крупный вклад в русскую словесность и присуждается ежегодно. Она носит персональный характер и присуждается одному соискателю – автору романов, повестей, сборников стихов и рассказов.

В Попечительский Совет Премии входят учредители, а также представители других организаций, деятели литературы, искусства, науки и бизнеса. Попечительский Совет избирает председателя, создает денежный фонд Премии, формирует жюри, назначает его председателя, определяет сроки и порядок награждения.

Председателем Попечительского Совета является Игорь Михайлович Ильинский – ректор Московского гуманитарного университета, президент Национального союза негосударственных вузов, профессор, действительный член Академии российской словесности.

Жюри премии состоит из видных писателей, деятелей культуры и ученых. Один раз в два года состав жюри обновляется не менее чем на два человека. Председателем Жюри является Тарасов Борис Николаевич – известный литературовед и писатель, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой Литературного института им. А. М. Горького, член Правления Союза писателей России. Лауреат Международной литературной премии им. Ф. М. Достоевского, Всероссийской литературной премии им. Ф. И. Тютчева, Всероссийской премии им. А. С. Хомякова.

Правом выдвижения на конкурс обладают издательства, литературные журналы, российские и зарубежные организации, изучающие русский язык, вузы, в которых имеются кафедры по изучению русского языка и литературы, известные литературные обозреватели и ученые, лауреаты Бунинской премии.

Экспертиза и рецензирование выдвинутых работ проводятся учеными-литературоведами, а также философами и историками.

По итогам экспертизы Жюри определяет «длинный» и «короткий» список – финалистов и Лауреата.

Попечительский Совет рассматривает предложения Жюри и принимает окончательное решение за 10 дней до вручения наград.

Бунинская премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, медали Лауреата и Финалиста и удостоверения к ней.

Награды вручают Председатель Попечительского Совета и Председатель Жюри Бунинской премии в торжественной обстановке.

На соискание Бунинской премии 2005 и 2006 гг. в список номинантов из общего количества представленных на конкурс в общей сложности были включены 112 авторов.

В выдвижении работ на конкурс принимали участие литературно-художественные журналы «Новый мир», «Дружба народов», «Нева», «Вестник Европы», «Москва» и др.; издательства «Терра – Книжный клуб», «Олма-Пресс», «Радуга», «Алетейя» и др., 21 университет, а также известные литературные обозреватели и ученые.

Лауреатом Бунинской премии 2005 года стал Вадим Месяц за книгу «Вок-вок», рассказы. М.: Новое литературное обозрение, 2004, который получил денежную премию в размере 20000 евро, Диплом лауреата, Золотую медаль с изображением И. А. Бунина и удостоверение к ней.

Финалистами конкурса 2005 года стали Борис Екимов . Рассказы «Ралли», «Теленок», «Хука», «За окном», «Не надо плакать» // Новый мир, 2004. №№ 3, 8, 11); Николай Конусов . Сборник рассказов, рукопись; Афанасий Мамедов . Сборник рассказов «Слон». М. Время, 2004 и Сергей Соловьев . Повесть «Прана» // Дружба народов, 2004. № 10-11. Им были вручены премии в размере 1000 евро, Серебряные медали и Дипломы.

Лауреатом Бунинской премии 2006 года стал Андрей Георгиевич Битов за книгу «Дворец без царя». (Издательство Чистый лист, Санкт-Петербург, 2005), который получил денежную премию в размере 20 тысяч евро, Диплом лауреата, Золотую медаль и удостоверение к ней. Финалистам вручены денежные премии по 1000 евро, Дипломы и Серебряные медали.

Финалистами Бунинской премии 2006 года стали: Иличевский Александр . Бутылка Клейна. М.: Наука, серия «Русский Гулливер», Центр современной литературы Вадима Месяца, 2005, Кабаков Александр . Московские сказки. М.: Вагриус, 2005, Кучерская Майя . Современный патерик. Чтение для впавших в уныние. М.: Время, 2005, Шишкин Михаил . Венерин волос. Роман. М.: Вагриус, 2005.

Орел - город юности Ивана Бунина, - готовится отметить 80-летие со дня вручения писателю Нобелевской премии.

"Один я был в полночном мире…"

Вероятно, немногие знают или помнят, что 10 декабря 1933 года шведский король Густав V торжественно вручил Нобелевскую премию в области литературы Ивану Бунину - первому из русских писателей, удостоенных этой награды. В Орле в музее писателя бережно хранят вырезки из газет того времени. Эмиграция ему рукоплескала (Бунин в то время жил во Франции). "Вне сомнения, И.А. Бунин - за последние годы, - самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии", - писала парижская газета "Новое русское слово". А в Советской России к известию отнеслись едко.

"В противовес кандидатуре Горького, которую никто никогда и не выдвигал, да и не мог в буржуазных условиях выдвинуть, белогвардейский Олимп выдвинул и всячески отстаивал кандидатуру матерого волка контрреволюции Бунина, чье творчество, особенно последнего времени, насыщенное мотивами смерти, распада, обреченности в обстановке катастрофического мирового кризиса, пришлось, очевидно, ко двору шведских академических старцев", - писала тогда "Литературная газета".

А что же Бунин? Он, конечно, переживал. Но 10 декабря 1933 года, как написала западная пресса, "король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху". Вечером в Гранд-отеле в честь нобелевских лауреатов был дан банкет, где писатель выступил с речью. С особой горечью он произнес слово "изгнанник", вызвавшее у публики "легкий трепет". Нобелевская премия составила 170331 крону или около 715000 франков.

Значительную часть ее Бунин раздал нуждающимся, а распределением денег занималась специальная комиссия. В интервью корреспонденту газеты "Сегодня" он рассказал: "Как только я получил премию, мне пришлось раздать около 120000 франков… Знаете ли вы, сколько писем я получил о всепомоществовании? За самый короткий срок около двух тысяч таких посланий". И писатель никому не отказал.

Премиальные деньги скоро закончились, и Бунин жил все тяжелее. В 1942 году он записал в своем дневнике: "Нищета, дикое одиночество, безвыходность, голод, холод, грязь - вот последние дни моей жизни. И что впереди? Сколько мне осталось?"…

"Наш дар бессмертный - речь"

Два года назад музей Бунина в Орле скромно отпраздновал свое 20-летие. На юбилей пришли неслучайные и неравнодушные люди, очарованные бунинским умением толкования жизни, его взглядом на устройство мира, принципиальностью к человеческим поступкам и великой способностью воспевать любовь, одинаково тонко чувствуя ее волнующую силу и роковое коварство. Кстати, музей был открыт 10 декабря 1991 года, и дату выбрали не случайно - приурочили к годовщине вручения Нобелевской премии.

В его фондах среди прочих уникальных экспонатов хранятся серебряные поднос и солонка. Говорят, что именно на них писателю, когда он приехал в Швецию, эмигранты поднесли хлеб-соль. На обороте подноса выгравирована надпись: "Ивану Алексеевичу Бунину от русских в Стокгольме в память 10.12.1933 г.". А на солонке стоит монограмма "И.Б." и написано "От русских в Стокгольме в память 10.12.1933 г.". Известно, что Бунина несколько раз выдвигали на соискание Нобелевской премии. Впервые это произошло в 1922 году по инициативе Ромена Роллана.

Повторные попытки были предприняты в 1926, 1930 и 1931 годах. Но Нобелевскую премию писатель получил лишь в 1933 году. Фактически он получил ее за роман "Жизнь Арсеньева", которую многие до сих пор воспринимают как биографию самого писателя. Однако Иван Алексеевич от этого открещивался. Создатель и заведующая музеем писателя Инна Костомарова, великий труженик и исследователь творчества и жизни Бунина, рассказала, что английский перевод романа вышел в Лондоне в марте 1933 года.

А 9 ноября того же года Шведская академия решила присудить премию "Ивану Бунину за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер". Характер, надо сказать, непростой. Ведь даже судьба музея писателя сложна, как жизнь самого Бунина. Воспетый им Орел, которому писатель не раз признавался в любви в своих произведениях, до середины 1950-х годов даже имя Ивана Алексеевича если и произносил, то шепотом.

"И все ж придет, придет пора…"

Много лет Бунин в Советском Союзе был под запретом. И только после его смерти, в изгнании, во Франции, в СССР начали издавать его произведения, выборочно, с цензурой, клоками вырывая абзацы и выцарапывая неугодные строки. Так Бунин, до последних дней мечтавший вернуться на Родину, вернулся своими творениями. "Возвращение литературного наследия Ивана Бунина в Россию началось с издания в 1956 году его пятитомного собрания сочинений", - считает Инна Костомарова.

А отправной точкой увековечивания памяти писателя в нашей стране стало открытие в Орле в 1957 году зала, посвященного жизни и творчеству Бунина. Его создали в музее писателей-орловцев. С того дня коллекция бунинских меморий начала пополняться. Многие, знавшие писателя и хранившие у себя его вещи, бывало, сами выходили на связь или же их находили музейные работники. Коллекция росла, и скоро стало ясно, что в одном зале Бунину будет тесно.

В распоряжении музейных работников оказался, например, дореволюционный литературный архив писателя, переданный им на хранение перед эмиграцией старшему брату Юлию. После его смерти, в 1921 году архив достался племяннику писателя - Николаю Пушешникову. В 1960-1970-е годы вдова Пушешникова - Клавдия Петровна, - по частям передала большую часть архива в Орловский государственный литературный музей Ивана Тургенева - ведь собственного музея у Бунина еще не было. Да и сейчас он входит в структуру объединенного тургеневского литмузея.

По словам Инны Костомаровой, еще сложнее оказалась судьба парижского архива Бунина. Его унаследовал писатель Леонид Зуров, друживший с семьей Буниных В 1961 году он вступил в переписку с директором Орловского литературного музея о продаже через Минкультуры СССР всей обстановки парижской квартиры писателя. Он считал, что именно в Орле должен быть создан музей Бунина. Переписка продолжалась до 1964 года.

Несмотря на невысокую назначенную цену, Зуров получил отказ по причине "малоценности бунинского архива". И тогда его предложение приняла профессор Эдинбургского университета Милица Грин. Так парижский архив оказался в Великобритании, где хранится до сих пор. Некоторые предметы из него все-таки добрались до Орла - в конце 1980-х годов Милица Грин передала их сюда, в том числе те самые серебряные поднос с солонкой.

"У птицы есть гнездо, у зверя есть нора"…

Есть в музее и другие потрясающие экспонаты, которые обязательно надо видеть и от которых буквально захватывает дух, - книги, фотографии и портреты с автографами писателя и других известных людей: Федор Шаляпин, Антон Чехов, Максим Горький и другие, другие, другие. Есть тут даже пробковый шлем писателя - сувенир, привезенный из многих странствий по свету. А чего стоит хрустальная яхта работы Карла Фаберже, подаренная Бунину в день 25-летия его творческой деятельности! Шедевр, не иначе.

Еще большей, несомненно, ценностью обладают подлинные бунинские рукописи, среди которых есть неопубликованные. Прочитать их можно только в музее. Вот, под стеклом в одном из залов, состарившиеся листы из ученической тетради. Аккуратным почерком выведены стихи. Их автор - Ваня Бунин, ему всего 13 лет. Он только начинает искать себя в литературе и не скрывает, что подражает Пушкину, которому и посвятил первые работы. И рядом - его взрослые рассказы, исчерканные оттачиваемым пером строки.

К началу 1990-х годов орловская бунинская коллекция разрослась до крупнейшей в мире. И встал вопрос - где это богатство хранить, где показывать его людям? Сначала энтузиасты доказывали, что стране нужен музей Бунина, потом искали помещение. В Орле Бунин часто менял адреса из-за материальной нужды, и многие дома той поры не сохранились. Подходящий дом нашла Инна Костомарова - старинный дворянский особняк в "литературном квартале", где жили и работали многие известные литераторы.

"Ледяная ночь. Мистраль…"

Парадокс - в эмиграции имя Бунина стало известным всему миру, но жил он все-таки бедно. Печатался в эмигрантских издательствах, в разных странах, и, к счастью, нашелся человек, собравший коллекцию тех изданий - американский профессор Сергей Крыжицкий, один из крупнейших исследователей творчества Бунина за рубежом. Свой личный архив и более семисот произведений русских писателей, изданных за границей, он подарил орловскому музею.

Одна из комнат ныне напоминает читальный зал библиотеки. Такова была воля Сергея Крыжицкого, пожелавшего, чтобы переданные им книги были доступны для желающих. Но "сердцем музея" является не "читальный зал", а парижский кабинет Бунина. Он выделяется среди экспонатов. Много сил было приложено к тому, чтобы перевезти из Парижа личные вещи писателя. По сохранившимся фотографиям в точности и воссоздали бунинский кабинет.

Здесь стоит его простенькая кровать и два рабочих стола, на одном из которых, тоже простеньком, печатная машинка. Физическое ощущение присутствия Бунина в кабинете невероятно велико. Но оно возрастает в сто крат, когда комнату заполняет яркий голос писателя, вдохновлено читающего свое стихотворение "Одиночество". Век назад автор записал его на грампластинке, и запись каким-то чудом дошла до наших дней. Слушая ее, волнуясь, понимаешь, за что современники считали Бунина одним из лучших чтецов в стране…

"Сердце музея" охраняется бережно, с особой любовью и пристрастием, с почитанием, и, может, потому оно не переставало биться даже в самые трудные времена, питая надеждой на лучшее и самих музейных работников, буквально выстрадавших право Бунина на новую орловскую жизнь. Несколько лет из-за плохого технического состояния здания музей для посетителей был закрыт. В нем протекала крыша, а для музея это страшно. Но сейчас эти проблемы позади.

Помогли областные власти и меценаты, выделившие деньги для музея Бунина. Здание отремонтировали и создали экспозицию, над проектом которой много лет трудилась Инна Костомарова. Музей теперь открыт для посещений, он пережил трудные времена, "окаянные дни", но донес до нас то, что хранило время и близкие Бунину люди. А что же Бунин? Писатель больше не одинок, ибо он, как и мечтал, вернулся на Родину.