Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему на памятнике карамзину стоит женщина. Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» - Стихотворение в бронзе

Почему на памятнике карамзину стоит женщина. Ульяновский литературно-краеведческий журнал «Мономах» - Стихотворение в бронзе

Источник: "Управление персоналом"

Рабочая сила - это совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду. В условиях рыночной экономики - это товар, однако в отличие от других видов товара рабочей силе присущи следующие признаки:

1. товар создает стоимость, причем большую, чем он сам стоит (или, точнее сказать,чем оценивает его работодатель);

2. ни одно производство невозможно без привлечения данного вида товара;

3. от рабочей силы зависит степень (эффективность) использования основных и оборотных производственных фондов, экономика хозяйственной структуры в целом.

Стоимостный критерий рабочей силы зависит от многих факторов, таких как соотношение уровня безработицы и занятости, степени развитости социального партнерства, региона, отраслевой принадлежности предприятия и многих других.

Оценка рабочей силы исполнителя - это заключение о выполнении работником его трудовой функции. Она выражается в официальной и систематической оценке руководителем своих подчиненных. В большинстве случаев строится на субъективном восприятии, зависящем от "рекомендационных отзывов" конкурирующих работников или "полезных" партнеров. В результате стоимость высококвалифицированной рабочей силы снижается, а затем компетентные кадры вообще вытесняются с рынка труда, заменяясь менее компетентными и менее квалифицированными, но "удобными" работниками. Особенно часто процесс попрания интеллектуального потенциала наблюдается в научной сфере, где наиболее существенное значение при расстановке кадров имеют родственные и свойственные связи.

Такое положение вещей вызывает, по меньшей мере, недоумение, т. к. в теории достаточно подробно и широко разработана методология оценки рабочей силы.

Например, используются приемы:

1. ранжирования (менеджер ранжирует своих подчиненных в зависимости от их заслуг);

2. балльная оценка (балльная или нецифровая: плохо, ниже среднего, среднее, выше среднего, очень хорошо);

3. шкала (обычно с пятью баллами) для оформления персональных характеристик;

4. система сильных и слабых сторон, позволяющих руководителю отмечать стороны работы своих подчиненных;

5. беседы, в ходе которых подчиненный рассказывает о своих успехах и неудачах за обследуемый период, в процессе которых разрешаются сложные проблемы использования рабочей силы и совместно с ее носителем производится стоимостная оценка.

Цель оценки работника:

Повышение качества исполнения трудового задания;

Сбор информации для принятия решения об уровне квалификации работника;

Соблюдение стандартов труда;

Создание основы для дифференцированной оплаты труда;

Сбор фактов для минимализации субъективности заключения о качестве рабочей силы;

Получение информации о необходимости обучения и переподготовки кадрового персонала;

Сбор данных для создания образцового образа будущего исполнителя;

Стимулирование отдельных лиц и групп в целом к соблюдению трудовых стандартов;

Усиление морального фактора производства;

Обеспечение основы для формирования новых стандартов и целей исполнения.

Проведение сбалансированной кадровой политики в организации должно быть основано на строгом учете работающих по найму.

Списочный состав работников организации представляет собой всех принятых на постоянную и временную работу, связанную с основной и неосновной деятельностью организации, на срок - один день и более.

Списочный состав включает: фактически работающих, находящихся в простое и отсутствующих по каким - либо причинам (служебные командировки, ежегодные отпуска, отсутствующие по разрешению администрации или по болезни, выполняющие государственные и общественные обязанности, привлеченные к сельскохозяйственным работам, находящиеся в декретном отпуске, учащиеся колледжей и училищ, находящихся на балансе предприятия, работающие неполный рабочий день или неделю, надомники), если за ними сохраняется рабочее место и заработная плата.

Справедливо встает вопрос: находятся ли в списочном составе лица, отсутствующие на работе без разрешения администрации и по неуважительной причине? Очевидно, что пока лицо состоит в трудовых отношениях, то оно включается в штат работников организации и в списочный состав.

Списочный состав предприятия может включать в себя как промышленно - производственный персонал, так и персонал непромышленных подразделений.

Промышленно - производственный персонал (ППП) - это занятые непосредственно в производственной деятельности и обслуживании производства: работники основных и вспомогательных цехов, аппарата заводоуправления, лабораторий, научно - исследовательских и опытно - конструкторских отделов, вычислительных центров и т. д.

Промышленно - производственный персонал подразделяется на следующие категории рабочей силы:

А. Рабочие - это работники, непосредственно участвующие в производстве продукции, а также ремонте и уходе за оборудованием, перемещении предметов труда и готовой продукции, кроме того, в эту группу входит МОП и охрана организации;

Б. Специалисты - это работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (например, статисты, агенты и проч.);

В. Руководители - это работники, занятые на руководящих должностях различного уровня (мастер, начальник цеха, менеджер, директор, управляющий).

К персоналу непромышленных подразделений относятся работники, занятые в жилищном, коммунальном и подсобном хозяйстве, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях и т. п.

Очевидно, что критерии оценки для работников промышленного и непромышленного сектора должны быть различны. Следует также дифференцированно подходить к вопросу оценки работников различных рангов служебной лестницы. С этой целью в организации внутри кадровой структуры следует создать сектор кадрового рейтинга, состоящий из высококвалифицированных специалистов различной специализации: психологов, социологов, юристов и других узких специалистов по вопросам отдельных групп работающих, как то: молодежи, пожилых, женщин, ветеранов. При таком комплексном решении вопроса субъективность оценки работающих будет сведена до минимума. Эта же кадровая группа может составлять основу аттестационной комиссии, работа которой, при данной постановке вопроса, будет носить не периодический характер (один раз в два - четыре года), а постоянный.

В качестве одной из функциональных обязанностей рейтинговой группы может быть определение преимущественного права на оставление на работе в соответствии со ст. 34 КЗоТ РФ при сокращении численности или штата, а также решения вопроса трудоустройства внутри организации, как обязательная мера, предшествующая увольнению работника, а также контроль за текучестью кадров в организации.

Текучесть кадров определяется по индексу текучести рабочей силы (выражается число уволенных в процентах к среднему числу занятых в течение года). Чистая текучесть рабочей силы определяется по формуле: отношение разности общего числа уволенных за рассматриваемый период и неизбежно уволенных к среднему числу занятых, умноженное на 100 %.

На текучесть кадров влияет множество причин, и одна из них - оценка стоимости рабочей силы в организации. Женская текучесть в значительной степени превышает мужскую. В настоящее время это вызвано даже не повышенными гарантиями (женщины, чтобы удержаться на работе, "закрывают глаза" на прямое нарушение трудового законодательства, добровольно отказываются от предоставленных им государством льгот и гарантий в связи с материнством), но откровенной дискриминацией, например, произвольно урезается зарплата: в ведомости указывается одна сумма, а на руки выдается меньшая.

Высокая текучесть рабочей силы - это результат неумелого руководства организацией и неудачной кадровой политики. Существует ряд превентивных мер текучести кадров как экономического и организационного, так и морального характера:

Использование эффективных процедур кадрового отбора;

Применение аналитических способов оценки работы наемных работников;

Введение способов и приемов сбалансированной кадровой политики;

Максимально широкое использование способностей работников;

Совершенствование системы обучения без отрыва от производства и прежде всего на самом производстве;

Совершенствование системы коммуникаций;

Улучшение условий труда;

Внедрение групповых и индивидуальных принципов морали;

Усиление эффекта получения удовлетворения от работы путем моральной и материальной мотивации труда.

Рабочая сила - это самый ценный товар на рынке труда. И пока предприниматель не осознает этого, экономика России будет в прорухе. Затягивание процесса обнищания рабочей силы неизбежно приведет к необратимому результату - ее деградации.

В 1845 году в Симбирске был воздвигнут памятник Н.М. Карамзину. Воплощенные в бронзе основные идеи памятника, созданного по проекту С.И. Гальберга, обрели также словесную форму под пером поэтов, воспевших карамзинский монумент. В стихотворениях русских поэтов воскресает поэтика горацианской оды.

Известно, что Самуил Иванович Гальберг был одним из талантливейших русских скульпторов. После смерти Пушкина в 1837 году Гальберг, по им же снятой маске с лица только что почившего поэта, изваял его скульптурный портрет, поразивший современников «сходством, правдой, простотой и отделкой бюста». Незадолго до этого, в 1835 году, в содружестве с профессором А. Тоном, Гальберг завершил работу над памятником Державину в Казани (установлен в 1847 году). Поэт изображен, согласно «Спутнику по Казани» Н.П. Загоскина, «сидящим на табурете, с непокрытою головою, облеченный в тогу и обутый в неизбежные при этом сандалии. Поэт приподнял вооруженную стилем правую руку, левою рукою поддерживает лиру. Глаза Державина обращены к небу: он воспевает свою знаменитую оду Богу. Четырехугольный чугунный постамент, на котором водружена статуя поэта, с трех сторон украшен горельефами».

В 1836 году Гальберг представил в Совет Академии художеств рисунки эскизов и описание проекта памятника Карамзину. «Так как всякий памятник Славы определяется, пишет он, исключительно для увековечения великих и полезных деяний, то эта первоначальная или основная мысль должна указывать потомству те подвиги или труды, коими поэт или герой стяжал себе право на монумент… Прилично и согласно с требованиями изящного было бы поставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».

Затем Гальберг описывает содержание барельефов, которыми украсятся боковые стены пьедестала. На одном – Карамзин, читающий в 1811 году Александру I «О славных опасностях и подвигах его предка Дмитрия Иоанновича Донского», на другом – Карамзин на смертном одре, окруженный друзьями и родственниками, держит в руках рескрипт, слова которого «Русский народ достоин знать свою историю. История, вами написанная, достойна русского народа», должны быть ясно видны», подчеркивает Гальберг.

Был предложен также второй проект, где предполагалось представить статую самого Карамзина, который «стоит, оперши скрижали своей истории на колонну эмблему несокрушимости».

Скульптурный образ Н.М. Карамзина в принципе мог быть решен и иначе, в соответствии с пушкинским определением: «Первый историк и последний летописец» предположим, в облике Нестора. Однако в восприятии своих первых читателей он чаще соотносился с именами античных историков: Тацит, Ливий, Геродот. Поэтому не так уж нелеп был проект Гальберга, подвергшийся критике Н.М. Языкова (он, как известно, писал за границу Н.В. Гоголю в 1844 году: «Не нахожу слов выразить тебе мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу!» и Ф.М. Достоевского, отметившего в 1875-76 гг.: «...В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10».

Дело в том, что общая композиция памятника Карамзину, созданного по первому проекту Гальберга, принципиально соотносится с тематической композицией стихотворных текстов, объединенных идеей памятника «К Мельпомене» Горация, «Памятник» Державина). Сама «пространственная композиция» скульптурного творения воплощает тот же самый мотивный комплекс, который образует стихотворные произведения: помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, опирающейся на скрижали «Истории государства Российского» и держащей в руке трубу славы, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах. Все необходимые компоненты мотивного комплекса, восходящего к античности: бессмертие, его обоснование (заслуги), обращение к музе и вывод о заслуженной славе представлены в памятнике.

В стихотворениях Горация и Державина обозначена, кроме того, еще и «территория славы», очерченная руслами рек и морями: Ауфид, Давн у Горация, Волга, Дон, Нева, Урал, Белые и Черные воды у Державина. Образ реки символизирует поток времени. Волга, неподалеку от которой поставлен памятник Карамзину, тоже может восприниматься как элемент пространственной композиции, как «река времени в своем стремленье».

По наблюдению Н. Рамазанова в «Русском вестнике», «некоторые из опытных художников осуждали Гальберга, зачем он поставил на пьедестал Клио, а не самого Карамзина», однако такое решение было в высшей степени знаменательным, поскольку оно, невзирая на свои античные формы,отходило от горацианско-державинской традиции личной славы и приближалось к пушкинско-гоголевской оценке Карамзина, к идее высокого служения и самоотвержения. Вознесенная на пьедестал величественная и прекрасная статуя Клио оказывается выше главою (и в прямом, и в символическом смысле) не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

На северном горельефе Карамзин читает страницы «Истории государства Российского» императору Александру во время его пребывания в Твери в 1811 году (17 марта). Но хорошо известно, что вечером того же дня Александр познакомился с карамзинским трактатом «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (известен под названием «Записка о древней и новой России»). Это был обзор русской истории, где Карамзин подчеркнул излишне насильственный характер реформ Петра I, осудил Екатерину II за аморализм, возведенный в ранг государственной политики, назвал правление Павла «жалкими заблуждениями» и, дав беспощадный анализ современности, заключил исключительно острой критикой всей внешней и внутренней политики Александра I. Проявив личную смелость и благородство, Карамзин оценил его реформаторские планы более реалистично, чем многие либеральные историки последующих эпох: он видел в них «не ответы на коренные вопросы русской жизни, а кабинетное административно-бюрократическое творчество, которое удовлетворяет лишь честолюбие бюрократов» из биографического словаря «Русские писатели».

На южном горельефе Карамзин, лежащий уже на смертном одре, рукою отклоняет щедрые дары, сыплющиеся из рога изобилия, все оставляя потомству.

Узнав о пожаловании ему и его семейству «царского» пенсиона Николаем I (50 тыс. руб.), он промолвил: «Это уж слишком много». Всегда опасаясь зависимости, он в учтивой форме благодарил императора, но выразил ту же мысль: «Благодеяние чрезмерно: никогда скромные желания мои так далеко не простирались». И охлаждение, и награды Карамзин всегда воспринимал с стоическим спокойствием. Вспоминая свое выступление в Российской Академии наук, Карамзин писал П.А. Вяземскому: «Когда добрый Шишков вручил мне золотую медаль и лучшая российская публика, по собственному внутреннему движению, встала при громе рукоплескания, противного академическому уставу, я был холоден: нужно ли объяснение? Неприятели и друзья! Вы не сделаете меня ни хуже, ни лучше – ни менее ни более. Если это не смирение, то и не гордость, а любовь к независимости, которую люблю любить…».

В русской литературе существует немало стихотворных текстов, посвященных Карамзину. Когда же поэты обращались не непосредственно к Карамзину, а к его монументу, в их произведениях начинали звучать мотивы державинского «Памятника», восходящего к античному источнику (ода Горация «К Мельпомене»), а само стихотворение приобретало стилевые черты торжественной оды соединение повествовательного и лирического начал, гражданственность содержания, трехчастное строение, исторические примеры, мифологические персонажи, образы природы, приемы ораторской речи, восклицания, высокая лексика, ямбические ритмы.

***

Представляет интерес проблема «памятника» в наследии Карамзина. По мнению Карамзина, монументы обладают способностью пробуждать в потомках высокие чувства и склонять их к героическим деяниям. Не случайно Д.П. Ознобишин при открытии памятника Карамзину в Симбирске прочитал свое стихотворение, в котором выразил надежду, что...

...русский юноша, теперь идущий мимо,

Взглянув на этот лик, сияющий в меди,

Любовь к отечеству, сей огнь неугасимый

Восчувствует в груди.

Стихи прозвучали дважды: на площади в момент открытия памятника и по просьбе присутствующих в зале гимназии после выступления М.П. Погодина. В построении произведений просматриваются основные логические части оды: посылка, рассуждение, заключение, повторяющие ключевые моменты горацианской оды «К Мельпомене». В стихотворениях явно присутствуют приметы одического стиля: церковнославянизмы, восклицания, риторические приемы.

Ознобишинское «Памяти Карамзина» прямо не соотносится с жанром оды, однако признаки жанра присутствуют в стихотворении. Закономерно появляется и тема реки как организующего момента художественного пространства и в то же время как конкретно-биографического образа:

А ты, на чьих брегах замолкнул звук булата,

Два царства u1087 падшие омывшая волной,

Ты, мирно льющая обилие и злато,

Ликуй: он пестун твой!

Да, Волга, он твой сын!

Образ русской реки приобретает концептуальное значение в свете последних трех строф, где представлен еще один необходимый компонент рассматриваемого мотивного комплекса: заслуги. Карамзин – это тот,

«Кто время Грозного, бесстрастный и свободный,

Деянья темные потомству передал:

Впервые нам раскрыл язык простонародный;

Русь миру указал!

Кто щедро взысканный, мечтал и дней в закате

О славе родины, когда язык немел!

Над кем монарх скорбел, и в сделанной утрате

С Россией сиротел».

Здесь мотиву заслуг придается сильное патриотическое звучание, но наряду с этим встает тема независимости, свободы писателя (историка) от земных владетелей. Обратимся к стихотворению Н.М. Языкова «Стихи на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину» (1845). Н.М. Языков процитировал Державина, в первых же строчках открыто заявляя о своей принадлежности к горацианско-державинской традиции:

Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Достойный праведных похвал,

И краше, чем кумир иль столб каменосечный,

И тверже, чем литой металл!

Тот славный памятник, отчизну украшая,

О нем потомству говорит

И будет говорить, покуда Русь святая

Самой себе не изменит.

***

Академик М.П. Алексеев пишет в своей книге «Пушкин и мировая литература», что после 1850-х годов в поэзии исчезает самое представление о «Памятнике» «в его реальном и переносном смысле – как добрая память о деяниях человека; это представление становится теперь уже чуждым поэтике». Однако это не совсем справедливо.

Ознобишинские «Стихи, произнесенные на 100-летнем юбилее российского историографа Николая Михайловича Карамзина в Симбирске, 1 декабря 1866 года» как будто бы не обращены собственно к памятнику, они посвящены 100-летию писателя и историографа, однако и здесь легко обнаружить те же мотивы, которые создают тематическую композицию бронзовых и стихотворных памятников. И по заглавию, и по своим жанрово-стилевым особенностям оно вполне соотносится с одой.

Стихотворение и начинается с упоминания торжественного события открытия памятника Карамзину (одновременно обозначено и традиционное «пространство славы» с характерным ориентиром рекой):

Торжественно приволжская страна

Свой памятник в Симбирске открывала,

России дар в хвалу Карамзина!

Далее звучит тема бессмертия в народной памяти. Устанавливая связь между двумя событиями – открытием памятника историографу и наступившим юбилеем, поэт говорит о непрерывности традиций, о неувядающей любви народа к Карамзину. Воскрешая историка силой художественного воображения, Д.П. Ознобишин пытается взглянуть на недавнее прошлое (отмена крепостного права) и на свою современность (покушение на императора и др.), на случившиеся симбирские события (пожар) взглядом Карамзина.

Говоря о Карамзине как историке-патриоте, Ознобишин воплощает тему заслуг и, в соответствии не только с тематикой, но и с архитектоникой оды («ибо»), заключает итоговой мыслью о достойной деяний бессмертной славе, указывая также на временные ее пределы, точнее, ее беспредельность:

Народной славе он сочувствовал сердечно

И вознесет его прославленный народ,

И будет имя жить его в России вечно,

Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!

В рукописном отделе Пушкинского дома хранится другой вариант рассматриваемого стихотворения, значительно отличающийся от опубликованного. Однако выделенные мотивы зримо прослеживаются и здесь, причем даже более четко, вероятно, вследствие краткости и упорядоченности текста, поделенного на строфы (четыре восьмистишия). Эти четыре строфы подобны граням пьедестала, на котором легко вообразить музу истории.

В первой строфе говорится о недавнем событии торжественном открытии памятника Карамзину. Согласно традиции и в соответствии с одическим стилем упоминается нисхождение одной из «горних муз», очерчивается пространство славы Россия. Вторая посвящена идее бессмертия, нетленной памяти в народах, преодолению смерти. Третья строфа касается современных событий покушения на жизнь императора и скорби Поэта, «когда б рассказ повел о злодеянье». В заключительной четвертой строфе, в полном соответствии с традицией, делается заключение о заслуженном неувядаемом венце из лавров, о вечной жизни «в устах народа» и, подтверждая ожидание, является образ реки как символ пространства и времени. Таким образом, симбирский памятник Карамзину поистине можно назвать стихотворением в бронзе.

Созданный на почве авторитетной и впечатляющей традиции (Гораций, Державин), памятник Карамзину в своем идейно-композиционном решении во многом предваряет пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Карамзин, не страшась обиды, не требуя венца, хвалу и клевету приемля равнодушно, предстает как служитель музы, послушной лишь веленью Божию, как собрат поэта.

Любовь Сапченко

Одна из достопримечательностей Ульяновской области – Карамзинский сквер , являющийся своеобразным зеленым уголком старого Симбирска. Сам сквер представляет собой памятник знаменитому историку и литературному деятелю Н.М.Карамзину, окруженный насаждениями, часть которых относится ко второй половине XIX века, и занимающий площадь немногим более одного гектара.


В 1836 году, согласно указу царя Николая I, в Симбирске была заложена городская площадь, а годом позже было решено установить в центре новой площади памятник Н.М.Карамзину . Проект памятника разработали скульптор С.И.Гальберг и архитектор А.А.Тон. Основная часть памятника и скульптурное изображение музы истории Клипсо отливались в Петербурге в мастерских Академии художеств под кураторством знаменитого зодчего П.К.Клодта. Летом 1844 года памятник и статуя Клипсо были доставлены из Петербурга в Симбирск. Работы по подготовке фундамента и установке монумента закончились в 1845 году. 23 августа состоялось торжественное открытие памятника, а площадь с тех пор стала именоваться Карамзинской.


В 1864 году в Симбирске случился крупный пожар, нанесший ощутимый ущерб всем зеленым насаждениям города. После окончания основных работ по ликвидации последствий пожара, стала очевидной необходимость в городских садах и скверах. И весной 1866 года на Карамзинской площади по проекту симбирского архитектора Н.А.Любимова начались работы по созданию городского сквера, основная часть которых была успешно завершена в том же году. О том, как выглядел Карамзинский сквер в первый год открытия можно судить по сохранившимся фотографиям того времени, на которых можно увидеть около 40 деревьев, среди которых преобладают береза, вяз и липа, а также живую желтую изгородь из акации по периметру сквера.


На следующий год после закладки сквера Н.А.Любимов разработал и проект оградительной решетки, которая была изготовлена в мастерских ремесленника И.В.Голубкова. В 1868 году чугунная ограда была установлена на цоколь из мелового камня, добытого под Оренбургом и известного как «ташлинский камень». Таким образом, к 1869 году создание Карамзинского сквера было закончено. В последующие годы здесь осуществлялись только посадки отдельных деревьев.


Основным элементом установленного в Карамзинском сквере памятника является статуя покровительницы истории музы Клипсо, выполненная из красного гранита. На передней части постамента в округлой нише располагается бюст Н.М.Карамзина . Чуть ниже нанесена позолоченная надпись: «Н.М.Карамзину, историку Российского государства, повелением императора Николая I-го 1844 год». Вокруг памятника в 1854 году снохой великого историка – Авророй, была установлена решетка. По бокам постамента располагаются два горельефа. На правом – изображен Карамзин на смертном одре, окруженный членами своей семьи. На левом – Карамзин, читающий свою «Историю» царю Николаю I. Высота всего памятника составляет больше 10 с половиной метров.


В настоящее время в Карамзинском сквере произрастает порядка 300 деревьев и кустарников 17 видов. Наверное, половину всех насаждений представляет сирень обыкновенная – любимый кустарник Карамзина. Дорожки сквера асфальтированы, а в центральной части покрыты красной крошкой, что придает садику дополнительное своеобразие. Сегодняшний Карамзинский сквер – одно из любимых мест в городе для прогулок и отдыха жителей и гостей Ульяновска.


Фотографии Карамзинского сквера в Ульяновске

История создания монумента


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Памятник Н. К. Рериху в Санкт-Петербурге
  • Памятник Никитину

Смотреть что такое "Памятник Н. М. Карамзину (Ульяновск)" в других словарях:

    Памятник Н.М. Карамзину (Ульяновск) - Памятник Н.М. Карамзину Памятник Н.М. Карамзину монумент, установленный в Симбирске в 1845 году в честь уроженца Симбирской губернии русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Автором проекта памятника является скульптор Самуил… … Википедия

    Ульяновск - город, ц. Ульяновской обл. В 1648 г. при строительстве Синбирской засечной черты основан гор. Синбирск как ее начальный пункт. Название черты и города по расположению в местности Синбирские горы, получившей название от Синбирского городища (20 км … Географическая энциклопедия

    УЛЬЯНОВСК - (б. Симбирск, до 1780 Синбирск) обл. центр РСФСР. Родина В. И. Ульянова Ленина, переим. в его честь 9 мая 1924. Расположен на берегах pp. Волги и Свияги. На 1 янв. 1972 382 т. ж. (в 1897 42 т. ж., в 1923 67 т. ж., в 1939 98 т. ж., в 1959 206 т.ж … Советская историческая энциклопедия

    Ульяновск - (до 1780 – Синбирск, до 1924 – Симбирск) город, центр Ульяновской области РСФСР. Расположен на берегах Волги и Свияги. Транспортный узел: ж. д. линии на Москву, Казань, Уфу, Саратов; речной порт (см. Волжского бассейна речные порты),… … Большая советская энциклопедия

    Памятник букве Ё (Ульяновск) - История создания памятника Памятник букве Ё. Автор А.Зинин Памятник в день открытия … Википедия

    Гальберг, Самуил Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гальберг. Гальберг Самуил Иванович Род деятельности: Скульптор Дата рождения: 13 декабря 1787(1787 12 13) … Википедия

170 лет назад, 23 августа 1845 года, в Симбирске состоялось открытие первого в стране памятника Николаю Михайловичу Карамзину, Историку Государства Российского. О значительности этого события в истории отечественной культуры свидетельствуют его организаторы, создатели и участники.

«Он очистил Русский язык, освободил его из-под классического влияния, указал ему настоящее течение, обработал слог, обогатил Словесность, представил сочинения во всех родах: письма, новости, рассуждения, похвальные слова, разговоры; возбудил участие к сочинениям знаменитых писателей, познакомил с иностранными литераторами, перевел множество образцовых произведений со всех новых языков, привел в движение Словесность, распространил охоту к чтению, умел возбудить любовь к знаниям, коснулся до всех современных вопросов, учил рассуждать политически, наконец, начал возбуждать участие к Русской старине и познакомил с древними иностранными путешественниками», - так начал «Историческое похвальное слово Карамзину» академик Михаил Петрович Погодин. Профессор Императорского Московского университета, историк, литератор, издатель журнала «Москвитянин» прибыл в Симбирск для участия в торжествах по настоятельному приглашению братьев Языковых.

Его двухчасовое «Похвальное слово» - глубокий анализ творческого наследия Карамзина: «Он рассмотрел и исследовал все известные до него исторические источники, и множество новых, им самим открытых; ни одного списка летописи не осталось не прочтенного, не пересмотренного, и на всех сияют следы его руки… Пусть памятник, теперь здесь поставленный, одушевляет ваших детей и все следующие поколения в благородном стремлении к высокой цели Карамзина! Пусть он останется навсегда идеалом Русского писателя, Русского гражданина, Русского человека».

Первоначально открытие намечалось на 22 августа - было приурочено к годовщине коронации императора Александра I. Но по ряду причин начали на день позже. Утром 23 августа в кафедральном соборе состоялось богослужение. Присутствовали первые лица губернии, дворянство, купечество, учащиеся гимназии и духовной семинарии, собор окружали множество горожан. Архиепископ Феодосий служил заупокойную литию. После панихиды все присутствующие прошествовали к площади, где и был открыт памятник. Сначала сняли завесу с бюста Карамзина и горельефов. Преосвященный Феодосий окропил святою водою монумент. Пропели многолетие императору и царствующему дому. Диакон провозгласил «вечную память Историографу Николаю Михайловичу Карамзину», а также «многая лета симбирскому дворянству и всем почитателям памяти Историографа».

Известный поэт, переводчик, общественный деятель Симбирской губернии Дмитрий Петрович Ознобишин прочел стихотворение «Памяти Карамзина»:

Так Русский юноша,

теперь идущий мимо,

Взглянув на этот лик,

сияющий в меди,

Любовь к Отечеству, -

сей огнь неугасимый,

Восчувствует в груди.

Торжества продолжились в гимназии. День завершился торжественным обедом в зале Дворянского собрания. Там прозвучало пожелание Погодина: «Да процветает Симбирск и да являются отсюда беспрерывно,
к славе Отечества, преемники Карамзиных, Тургеневых, Языковых!».

Открытие памятника Историографу - знаковое событие в истории и литературе России XIX века. Для симбирян в особенности: весь XIX век прожит с Карамзиным.

Из хроники

1797. 23 декабря**. Думаю, что вы уже возвращались в Симбирск к нашим родным. Часто мне бывает очень жаль, что я живу далеко от вас…

1798. 28 генваря. Читая ваше письмо,
я мысленно представляю себе заволжские вьюги и метели…

1809. 21 апреля. Для клуба симбирского я подписался еще на два журнала:
на Сенатские Ведомости и на Петербургский журнал Астафьева…

Это строки из писем Николая Михайловича Карамзина брату Василию. Связи с Симбирском он не прерывал никогда. 3 ноября 1836 года Александр Тургенев сообщал Петру Вяземскому: «Знаешь ли ты, что я теперь читаю? 19 связок писем оригинальных Н.М.Карамзина к брату его В.М. Письма начинаются с конца XVIII столетия и продолжаются до его кончины. Сколько знакомых имен встретишь! Как он нежно любил своих. Через руки Языкова прошли эти письма».

1833. 25 апреля. Н.М. Языков сообщает академику М.П. Погодину о намерении симбирских дворян увековечить память Карамзина. Просит содействия в сборе средств: «силою Вашего слова действовать на публику».

1833. 13 июня. Губернатор А.М. Загряжский отослал в столицу прошение 38 симбирских дворян с целью получить высочайшее разрешение на открытие общеимперской подписки с целью сбора средств на памятник Карамзину.

1833. 6 июля. Согласие императора получено. Губернатору предложено создать в Симбирске комитет для сбора средств. Инициаторами сооружения памятника и первыми пожертвователями были Александр и Петр Языковы, генерал П. Ивашев, П. Бестужев,
А. Валуев.

1833. 21 июля. Сообщение в журнале «Северная Пчела»: на обеде в честь поэта-баснописца И.И. Дмитриева, друга Карамзина. Литераторы, среди которых были А.С. Пушкин, И.А. Крылов, Д.В. Давыдов,
П.А. Плетнев, собрали по подписке
4523 рубля.

1833. Разработан проект архитектора
И.И. Лизогуба. Предлагается создание комплекса зданий, включающих библиотеку, учебные классы, жилые дома для персонала. В последующие годы было рассмотрено много вариантов мест установки памятника.

1836. 22 августа. В Симбирск прибыл Николай I. В числе предписанных им реконструкций и перестроек центральной части Симбирска были распоряжения: «Выстроить новый дом Дворянского собрания и, освободив от частных строений, устроить площадь, примыкающую с запада к Губернаторскому дому».
В центре новой площади и решено было установить памятник Карамзину.

1838. 1 июня. Высочайшее распоряжение заключить с профессором Академии Художеств Самуилом Гальбергом «контракт на сделание в течение трех лет по означенному проекту памятника с барельефами».

1839-1843. По эскизам и рисункам Гальберга его ученики А. Иванов, П. Ставассер, Н. Рамазанов, К. Климченко завершили работу над памятником. Статуя музы Клио, бюст Карамзина и горельефы отлиты в мастерской Петра Клодта. Барон Клодт не только скульптор, но и выдающийся мастер-литейщик. Статуя и горельефы были по Волге доставлены в Симбирск.

1844. В Симбирск доставлены пьедестал из красного финляндского гранита и бронзовый бюст Н.М. Карамзина.

1845. 23 августа. Состоялось торжество открытия памятника. Но стало оно не финалом, а началом следующего, не менее значительного утверждения карамзинских традиций.

1848. 18 апреля. «Происходило в Симбирске открытие Карамзинской общественной библиотеки. Торжество столь же достопамятное в истории города, как и день открытия памятника российскому историографу Н.М. Карамзину. Оно положило начало постоянному чтению для всех сословий города…» («Московские ведомости»).

Как видим, рациональное решение, принятое в 1836 году Николаем I, имевшим хорошее инженерное образование, позволило реализовать оба варианта увековечения памяти историка - и монумент, и библиотеку.

1855. Установлена малая ограда. Отлита на Нижнетагильском заводе по рисункам симбирского архитектора Н.А. Любимова. Это - дар Авроры Карловны Карамзиной в память о муже и сыне историка Андрее, геройски погибшем 16 мая 1854 года на Крымской войне.

1866. 100 лет со дня рождения
Н.М. Карамзина.Память «Русского писателя, гражданина, человека, одушевляющего все следующие поколения к высокой цели» отмечала вся Россия. Торжества проводились в 18 городах. Симбирск, жестоко пострадавший от пожара
1864 года, отметил юбилей великого земляка. Весной начались работы по облагораживанию Карамзинской площади.

1867. Архитектор Н.А. Любимов разработал проект решетки наружного ограждения сквера. Чугунная ограда отлита
в мастерских И.В. Голубкова. Установлена на парапет из ташлинского камня по всему периметру к концу 1868 года. Еще через год завершены все работы по благоустройству сквера.

Так в историческом месте Симбирска завершилось создание единого архитектурного ансамбля, включающего четыре памятника. Главный - монумент на пьедестале. Второй - малая ограда. Третий -
наружная ограда. Четвертый - сам сквер.

1898. Симбирску 250 лет. Карамзинской библиотеке ровно полвека. Обе знаменательных даты достойно отмечались симбирянами.

2014. 12 апреля. Современное состояние исторического места стало предметом рассмотрения участников круглого стола ВООПИК «Карамзинский сквер: история, сохранение, восстановление». По итогам обсуждения разработан «План мероприятий (дорожная карта) на 2014-16 годы».