Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Примеры проявления патриотизма в наши дни. Примеры патриотизма и воспитание школьников

Примеры проявления патриотизма в наши дни. Примеры патриотизма и воспитание школьников

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

  • Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
  • Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
  • Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
  • Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни

  • Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации.
  • Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.
  • Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.
  • Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.
  • Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Как развить в себе патриотизм

  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.
  • Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.
  • Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.
  • Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Золотая середина

Космополитизм

Патриотизм

Национализм, ксенофобия, шовинизм

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. - Джон Кеннеди - Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. - Патриарх Алексий II - Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский - Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! - Александр Пушкин - Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. - Теодор Рузвельт - А. С. Ципко / Ценности и борьба сознательного патриотизма Автор поднимает вопрос о природе и чертах русского патриотизма. Опираясь на точку зрения философов Бердяева и Франка, он противопоставляет «квасному патриотизму» патриотизм сознательный, в основе которого – не миф, но историческая правда. Патриотизм - духовный стержень народов России Книга посвящена патриотизму – чувству, которое неразрывно связано с российской историей и которому во многом Российское государство обязано своим становлением и существованием.

Транскрипт

1 ПАТРИОТИЗМ И ЕГО ПРИМЕРЫ В ИСТОРИИ РОССИИ Иоффе Андрей Наумович, доктор педагогических наук, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва. Идея занятия. Данное занятие может быть проведено на итоговых уроках истории, на обществознании при рассмотрении вопросов патриотизма, в рамках электива по политологии или внеклассной воспитательной работы, а также в системе дополнительного образования (клубах, кружках и т. п.). Занятие построено на межпредметных связях (в первую очередь истории и обществознания с потенциалом привлечения знаний по литературе). Предлагаемые способы деятельности учащихся на занятии также помогут школьникам успешно подготовиться к выполнению заданий в рамках ЕГЭ и ГИА (в большей степени в части В и С, частично в части А). Преподавание построено на сочетании различных стратегий с акцентом на интерактивное взаимодействие. Организационный блок. Для проведения занятия потребуются следующие раздаточные материалы: - листки с заданиями для формирования групп (Приложение 1); - дополнительная информация об исторических деятелях для работы в группах; - таблица для заполнения; - список афоризмов; -документ для анализа (Приложение 2). Техническое сопровождение - компьютер, проектор и экран (или электронная доска), возможна электронная презентация. Должны быть созданы комфортные условия для работы в 4-х группах. Ожидаемые результаты. В результате проведения занятия участники смогут: - давать собственное определение патриотизма на основе понимания разных подходов к его трактовке; называть исторические события и приводить примеры личностей в истории России, связанные с патриотизмом; - формулировать вопросы и анализировать высказывания; - занимать собственную позицию по поводу патриотизма и его проявлений. Мотивационный блок Первый вариант. Преподаватель задает группе достаточно личный вопрос: «Являетесь ли вы патриотами России или нет?» с просьбой помочь в поиске ответа на него («Как вы думаете?»). Такой вариант создает личностную окраску и способствует вовлечению учащихся в разговор. Учащиеся могут задавать вопросы, высказать свою точку зрения. Второй вариант. Характеристики понятия «патриотизм». Что это такое? Индивидуальное и коллективное в патриотизме. Примеры патриотизма в истории. Что основное в

2 патриотизме, на чем он базируется? Всегда ли патриотизм требует наличия врага? В чем может проявляться патриотизм? Третий вариант. Что значит слово «патриотизм» для каждого? Что является символом патриотизма? По результатам обсуждения на доске или ватмане записываются основные подходы к пониманию патриотизма и его проявления (они же являются и критериями определения патриотизма человека): - возвышенные чувства (гордость, уважение, благоговение) по отношению к символам страны (не только официальным политическим, но и неофициальным, в том числе и к достижениям спортсменов, победам на соревнованиях); - готовность пожертвовать жизнью ради защиты Отечества (военно-патриотическое направление, в том числе касательно и воинской службы); - знание истории и культуры своей страны (показывает уважение к предкам и их достижениям); - любовь к малой родине (забота о месте, где человек родился и вырос); - забота об окружающей среде, охране природы; - деятельность на благо своей страны и ее граждан (профессиональная, общественная, добровольная, благотворительная, творческая и т. п.); - доброжелательное отношение к окружающим людям и забота о ближних; - конструктивная критика недостатков; - мировоззрение и ценности, основанные на любви к стране. Участники на основе этих подходов формулируют в тетрадях собственное определение понятия «патриотизм». Следует обратить внимание, что патриотизм может быть подлинным и мнимым, негативным (отрицающим) и позитивным (доброжелательным), квасным (ритуальным) и глубинным (ценностным), чувственным и разумным, спокойным и воинственным, инстинктивным и осознанным. Квасной патриотизм (справка) Патриотизм, основанный на признании традиционных форм русского быта (одежды, обычаев и т. д.) в качестве безусловных ценностей. И.И.Панаев считал первым квасным патриотом С.Н.Глинку - редактора журнала «Русский вестник». Одним из первых это выражение употребил А.Н.Муханов («Дневник» за июль 1832 г.). Квас, имевший с древних времен самое широкое распространение в русском обществе и считавшийся народным напитком, к концу XIX в. в интеллигентских и аристократических кругах, где правила мода на все западное, стал считаться чуть ли не реакционным. «Демократы» быстро нашли квасу замену: мужчины пили пиво, женщины - лимонад. В кругах консерваторов и поборников традиций, полемизировавших с «западничеством», это встретило сопротивление. Например, знаменитый русский химик Д.И. Менделеев в 1892 г. призывал к возрождению народного опыта приготовления кваса: «Русский квас с его кислотностью и его здоровым сытным вкусом нужен теперь, когда искусство домашней заготовки кваса начало исчезать». Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», истинное славянство, отечестволюбие и восторженный патриотизм. Именно этаком контексте читались строки одного из рассказов И.С.Тургенева: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной». Настоящие патриоты гордятся своей Родиной, но не закрывают глаза на ее проблемы, а пытаются их решить. Однако есть и такие люди, которые считают себя патриотами только потому, что без разбора восхваляют

3 все «свое» и отвергают «чужое». Они не замечают настоящего величия своей страны, а гордятся всевозможными мелочами, такими как покрой одежды или пристрастие к блюдам национальной кухни. Сохранение этих, в сущности, пустяков представляется им первым делом патриота. Настоящий русский человек в их представлении должен есть щи да кашу, вытирая рот бородой и, конечно, запивая кушанья квасом. Именно таких ограниченных и недалеких людей, порицающих все иностранное, известный поэт П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, называл «квасными патриотами». «Многие, - писал он, - почитают за патриотизм похвалу всему, что свое. Французский государственный деятель Тюрго называл это лакейским патриотизмом... У нас можно его назвать квасным патриотизмом». Из эпиграммы В.А. Жуковского: «Наевшись щей, напившись кваса, их разобрал патриотизм». Информационный блок Чтобы лучше понять суть патриотизма и посмотреть, какие примеры патриотизма можно найти в истории России, следует окунуться в ее прошлое. Для примера может быть выбрано 4 исторических периода (века) или больше, а также 4 личности в каждом веке (они могут быть и другими). В данном занятии выбраны: XIII в. (Александр Невский), XVII в. (К.Минин), XIX в. (П.Чаадаев), XX в. (П.Столыпин). Сознательно были взяты противоречивые фигуры п противоречивые эпохи. Если занятие проводится со взрослыми в системе повышения квалификации, то можно сделать его по модели «Аквариум», когда есть внешние наблюдатели-экперты, которых в данном случае следует разделить на 4 группы: «Методисты» - определяют методы, формы и приемы, которые использовались в занятии, результативность и т. п. «Критики» - стараются увидеть недостатки, должны предложить конструктивные изменения, которые можно внести в данное занятие для его улучшения. «Позитивы» - выделяют наиболее удачное и положительное, что вызвало наибольший интерес, было оригинальным и т. п. «Любознайки» - формулируют вопросы по ходу занятия к преподавателю или участникам. На столах лежат листы с указанием веков (4 стола). Каждый участник получает листок с утверждением (краткой характеристикой исторической личности). Ему надо определить, к какой личности и какому веку относится утверждение, и сесть за соответствующий стол. Фактически в данном случае решается тест с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный. Возможные задания даются в Приложении 1. Они должны соответствовать следующим вопросам: кто (имя исторической личности)? Чем занимался (должность, профессия, положение в обществе)? Как проявил свой патриотизм (в действиях или творчестве)? Что сохранило историческую память о нем (произведения, памятники, афоризмы, обороты речи и т. п.)? Отвечая на эти вопросы, участники как бы собирают картину из кусочков мозаики (пазл). Они по ходу могут обмениваться мнениями и определять свою группу. Затем каждая группа получает дополнительную информацию о своем герое (составляется преподавателем самостоятельно с учетом уровня подготовки учеников). Дается 5 мин на чтение и 10 мин на обсуждение по следующим вопросам: - почему данную историческую личность можно назвать патриотом? В чем проявился патриотизм? - были ли примеры патриотизма среди других исторических героев данного типа? В ходе обсуждения и ответов на вопросы заполняется таблица (в правой колонке приведены примерные ответы, но список, разумеется, может быть расширен).

4 Табл. Типы исторических личностей - патриотов Тип исторической личности Проявления патриотизма Другие примеры данного типа Правитель (военачальник): Александр Невский Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Иван III, Петр I, А. В. Суворов, Г.К. Жуков Реформатор (чиновник): П. А. Столыпин И. И. Бецкой, М.М. Сперанский, А.Н. Косыгин, Е.Т. Гайдар Народный лидер: К.Минин Богдан Хмельницкий, Деятель культуры (просветитель): П. Я. Чаадаев Н.И. Махно Сергий Радонежский, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, А. И. Солженицын Аналитический блок Вариант 1. Ученики получают список высказываний (афоризмов) по теме патриотизма: «Где хорошо, там и родина» (Аристофан). «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все» (М. Робеспьер). «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» (Д. Байрон). «Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, - только бы ее не обманывать» (П.Я. Чаадаев). «Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни» (А.Н. Островский). «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» (В.Г. Белинский). «У всех две родины: одна по рождению, другая по гражданству» (Цицерон). «Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество» (Г.Р. Державин). «Любовь к родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон). Каждый ученик должен выбрать высказывания последующим позициям: - самое удачное высказывание; - самое спорное высказывание; - самое непонятное высказывание; - наиболее яркое высказывание по отношению к своему герою. Также группам предлагается придумать собственное высказывание о патриотизме. Преподаватель может на примере одного высказывания продемонстрировать требования к работе. Это может быть сделано на примере высказывания Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи»: положительно - акцент на конкретность и ближайший круг действия, отрицательно - опасность превращения семейного и кровно-родственного патриотизма в корпоративный патриотизм, непонятное - что подразумевается под семьей, с героем - связать со Столыпиным (заботясь о семье, не хотел быть премьером - но настоял император). Вариант 2. Работа с фрагментом текста (Приложение 2; полностью текст статьи, размещенный по адресу может быть дан для самостоятельного чтения и размышления, возможно - в качестве домашнего задания с вопросами). Вопросы по документу: - какова основная мысль фрагмента? - какие вопросы можно сформулировать к тексту?

5 - каким может быть короткий план выступления по проблеме, затронутой в документе? Оценочно-рефлексивный блок Возвращение к ожидаемым результатам занятия. Проблемные вопросы для общего обсуждения или индивидуальных размышлений: - что общего и в чем различия между патриотизмом и гражданственностью? - какие поступки в своей собственной жизни могли бы вы отнести к проявлениям патриотизма? Другим вариантом завершения занятия могут стать ассоциации по каждой букве в слове «патриотизм». Задание на дом - привести примеры патриотической тематики в литературных произведениях, скульптуре, живописи, кино и театре, музыке. Приложение 1. Задания для разделения на группы Александр Ярославич (Невский) Князь в Новгороде Великом, Киеве и Владимире. Руководил войском во время Ледового побоища. Его именем названа лавра в Санкт-Петербурге. Ему приписываегся высказывание «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Его подвиг был отражен в художественном фильме, который во время Великой Отечественной войны поднимал дух бойцов нашей армии. Сражался со шведами в Невской битве. Памятник ему поставлен в Пскове, ко торый он освободил от врагов. Был назван именем России по опросу и голосованию, проведенному в 2009 г. Кузьма Минин Был одним из руководителей народного ополчения. Возглавлял освобождение Москвы от интервентов. Ему и князю Д. Пожарскому поставлен памятник на Красной площади в Москве. Ранее предполагалось, что он прозывался Сухоруком или Сухоруким. Был земским старостой и возглавил сбор средств на организацию ополчения. Входил в Совет всея земли, а затем стал членом Боярской думы. На памятнике в честь освобождения Москвы от захватчиков его именуют гражданином. Похоронен в Нижнем Новгороде, где его подвигу посвящен обелиск. Петр Яковлевич Чаадаев Писатель, публицист, философ, воин (участник Бородинского сражения). Написал «Философические письма», где открыто и смело высказал свои мысли по поводу общественного развития России. А.С. Пушкин посвятил ему несколько своих стихотворений (в том числе знаменитое стихотворное послание). Всю Отечественную войну прошел бок о бок со своим другом Якушкиным - будущим декабристом. Был объявлен сумасшедшим. Считается прототипом главного героя пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

6 За публикацию его произведения цензора уволили со службы, журнал закрыли, а редактора сослали. Петр Аркадьевич Столыпин Занимал должность министра внутренних дел, а затем премьер-министра. Проводил аграрную реформу, в результате которой была ослаблена община и стала развиваться частная собственность. Долгое время его именем назывались вагоны-теплушки, так как в них многие переселенцы отправлялись в Сибирь. Сыграл значительную роль в подавлении Первой российской революции. Способствовал принятию закона о военно-полевых судах, который ужесточая наказание за совершение тяжких преступлений (получил прозвище «вешатель»). Его высказывание «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стало крылатой фразой. Был убит революционером и одновременно агентом полиции. Приложение 2. Документ для анализа. Из статьи «Патриотизм у россиян - в прошлом» («Московский комсомолец», 5 июля 2010 г. автор В. Федоров) Подавляющее большинство россиян - 84 % - считают себя патриотами. Это значит, что они любят свою страну, ведь именно так мы сегодня расшифровываем понятие «патриотизм». Реагируя на просьбу как-то ответить на вопрос «кто вы такой?», 58 % определяют себя как граждан России. Все другие варианты ответа - «просто человек», «москвич», «русский», «европеец», «отец» и проч. - резко уступают гражданской самоидентификации. Интересно, однако, что главным предметом, основанием гордости за свою страну для абсолютного большинства выступает не ее драматическое настоящее или, тем более, светлое будущее, а прошлое - исторические события, память о великих предках. Истинным же проявлением патриотизма мы считаем не работу на благо страны, а уважение к отечественным традициям, укрепление собственной семьи и воспитание детей. Новый российский патриотизм имеет довольно необычное лицо, сильно отличающееся и от классически-советского, и от перестроечно-реформаторского образцов. С одной стороны, все последние двадцать лет в нем росла составляющая «любить Родину» и падала - «работать во благо страны». С другой - снижается доля тех, кто настроен при любой погоде «рубить правду-матку» о своей стране, наслаждаясь морально-политическим стриптизом, и тем более - отдавать всего себя коренной переделке страны, забывая о собственных профессиональных, семейных и прочих обязанностях. Сегодня готов поработать на Россию только каждый четвертый, а десять лет назад декларировал такую готовность каждый третий. Источник: Преподавание истории в школе С


Самоидентификация россиян МОСКВА, 2011 год Параметры исследования Самоидентификация россиян Патриотизм: гражданский? Этнический? Конфессиональный? Источник всероссийские опросы ВЦИОМ 2005-2011 гг. Личное

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Липовская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Т.Гришина» Творческий проект Создание видеофильма «Герои среди нас» Разработали: Амелин А.П.

ГКУПК СОН ЦПД г. Перми ПРОЕКТ «Славься Отечество!» Календарь воинской славы России 2016 Составили воспитатели: Верещагина Н.А., Шарапова Т.П., Волкова Е.А.. АКТУАЛЬНОСТЬ Еще в XIX веке видный военный деятель

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Макарова» Согласовано ШМО учителей гуманитарного цикла Председатель ШМО И.В.Воробьева Протокол 1 от 15 августа

Даты и события, обязательные для запоминания 988 г. принятие христианства на Руси. 1812 г. война России против Наполеона (Отечественная война). 1825 г. восстание декабристов. 1861 г. отмена крепостного

МОУДОД «Жарковский Дом детского творчества» Конспект мероприятия на тему «Я гражданин России» посвященного Дню народного единства (1 класс) Педагог дополнительного образования: Макарова Н.Г. п.жарковский,

ГКОУ ЛО «Киришская школа-интернат» Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса Киришской школы-интерната на 2016 2017 учебный год Составитель: учитель Давыдкина Л.В. 2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 49» Конспект занятия по внеурочной деятельности Кружок «Я гражданин России» (духовно - нравственное направление)

Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания. Преподаватель: Чубарова Н. В. Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности. Формирование

ИСТОРИЯ РОССИИ. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ РАЗДЕЛ I. История Руси - России(IХ ХVII века) Тема 1. Древняя Русь (IХ ХIII века) 1. На какой территории было создано Древнерусское государство? 2. Кем было создано Древнерусское

Сценарный план проведения урока по курсу ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в 4 «Д» классе. Урок 30 «Любовь и уважение к Отечеству». Учитель: Сергунина Ольга Семеновна Это открытый метапредметный урок

Рассказу о героической битве народов Руси и ее выдающихся представителей Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому против иноземных захватчиков 1612 года посвящена виртуальная выставка «Сыны Отечества». «Сыны

Название тем Всего часов самостоятельной работы. Структура курса. Особенности ГИА по истории России. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э Восточные славяне: расселение, соседи,

Пояснительная записка Рабочая программа спецкурса по истории «Личность и история России» составлена на основе: ФГОС ООО; примерной программы по истории, авторской программы А.А. Данилова «История России»

Государственное бюджетное учреждение средняя образовательная школа 541 Курортного района г. Санкт-Петербурга План-конспект урока по литературному чтению в 4 «б» классе Тема: «Они защищали Родину» Учитель:

УТВЕРЖДАЮ ПОЛОЖЕНИЕ о проведении серии интеллектуальных игр «Живая история» в рамках проекта «Доброму городу добрые дела» Директор МУК «ЦБС» С.И. Чехова 2012 года Общие положения Настоящее Положение определяет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

Урок 30. 25.04.2017 г. Учителя ОРСЭ: Давыдова Маргарита Анатольевна, Сергеева Наталья Васильевна Тема урока: Любовь и уважение к Отечеству Цель урока: Повысить интерес к истории и культуре своей страны,

День воинской славы России 18 апреля День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (5 апреля 1242 г.) «На земле прекрасней я не знаю Русской заповедной стороны!

Название Урок истории в 6 классе по теме «Русь и Золотая орда» Аннотация Представлена разработка с использованием компьютерных технологий, ее можно использовать в качестве демонстрационного материала к

Краткая аннотация к программе «История» История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала Программа предусматривает

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 1 имени А.А.Мезенцева» Проект по патриотическому воспитанию Составитель: заместитель директора по ВР Спицына Т.Д. 2017 г. Пояснительная записка. Актуальность

Консультация для родителей Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Подготовила воспитатель: Демченко Ольга Геннадьевна В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается,

ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 4 1. Основные даты и события 1682-1725 - царствование Петра I. 1700-1721 - Северная война (война России со Швецией). 1703 - основание Санкт-Петербурга. 1725 - создание Академии

МОУ «Мордвесская СОШ имени В.Ф.Романова» Венёвский район Тульская область Конспект урока по теме: «Дни воинской славы России» Урок подготовили: Кочеткова Н.А., учитель информатики Кочетков А.В., преподаватель

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа 84» г. Нижнего Новгорода Утверждено приказом от 24.06.2016 272 Рабочая программа по предмету «История России» (7-9 классы) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Беседа, обзор книжной выставки: «Слава тебе, победитель солдат» (23 февраля День защитника Отечества). Цель: познакомить обучающихся с историей происхождения праздника Задачи: воспитывать уважительное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Земцовская средняя общеобразовательная школа Работу выполнил ученик 7 класса Земцовской школы Бочаров Антон. Руководитель Хозяинова Альвина Борисовна,

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный Центр» Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа 15 им. Н.И. Дементьева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 52 Проект «ПОДВИГУ ЖИТЬ В ВЕКАХ!» В рамках месячника оборонно-массовой и

ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ ГБОУ СОШ 904 «Утверждаю» Директор школы 904 Е.А. Тишкова «02» сентября 2013 г. ПРОГРАММА ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Педагог-организатор

ГКОУ ЛО «Киришская специальная школа-интернат» «Рассмотрена» на МС школы «Утверждена» распоряжением Протокол от 20 г от 20 г. Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса специальной

БИБЛИОТЕКА Волгоградской государственной академии физической культуры ПРЕДСТАВЛЯЕТ виртуальную выставку «Позови меня, Отчизна!» (ко Дню воинской славы России) 23 февраля - день воинской славы России, которую

Календарный план-график выполнения социального проекта «России верные сыны» Псковской областной общественной организации «Собрание высшего офицерского состава» («Клуб генералов и адмиралов») п/п Наименование

УТВЕРЖДАЮ Директор школы МОАУ СОШ 18 С.Р.Шадрина 1 сентября 2012 г. План работы кадетского корпуса МОАУ СОШ 18 г. Кирова на 2012-2013 учебный год г. Киров В МОАУ СОШ 18 г. Кирова на 2012-2013 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кесовогорская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза А.В.Алелюхина» Конспект урока по обществознанию в 5 классе «Одноклассники,

Опрос «ФОМнибус» июня. населенных пунктов, 43 субъекта РФ, респондентов. Уроки истории Когда Вы учились в школе, Вам нравилась или не нравилась история как учебный предмет? 8 4 Какие исторические периоды,

Гражданское становление личности Иоффе А.Н. Высказывания «В общих делах мы помогаем друг другу, а в частных не мешаем» (Перикл) «Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Программа гражданско патриотического воспитания «Я - Россиянин» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Законом

23 Патриотизм Опрос «ФОМнибус» 4 марта. 14 населенных пункта, 3 субъекта РФ, 1 респондентов. Патриоты в России Вы считаете или не считаете себя патриотом? 4 3 2 1 1 12 1 3 декабря 1 декабря 12 13 апреля

Программа учебного предмета «Основы военной службы» 10 класс Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей программы явились: - Федеральный компонент государственного стандарта общего

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности: п/п Дата Факт Наименование разделов, тем Планируемые результаты (УДД) Формы контроля 1 Вводный урок Знать значение, использование

МБОУ «Западнодвинская СОШ 1» Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Пояснительная записка Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная

Приложение к основной образовательной программе ООО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СЕРЕБРЯНОМУ ПОЯСУ РОССИИ 5 КЛАССЫ Составитель: Караваева Н.Н., учитель музыки Пояснительная записка Недельная нагрузка: 0,5 часа

Пояснительная записка Направленность данной программы: Патриотическое воспитание Актуальность Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека,

13 марта 1995 года N 32-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДНЯХ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ И ПАМЯТНЫХ ДАТАХ РОССИИ Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004

Учитель:Жидкова Инга Евгеньевна Предмет литература Класс 7 Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по истории (школьный этап) 2016-2017 учебный год 5 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1 академический

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ОТ «_7» НОЯБРЯ 04 ГОДА Учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ 7 ШИПИЛОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Предметная тема: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Памятник Минину и Пожарскому 195 лет со дня открытия на Красной Площади Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев Кузьма (Козьма)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ СОВЕТА ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ К.К.РОКОССОВСКОГО -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тематика занятий Количество часов Тема. Вводное занятие 2 Занятие -2. Цели, задачи деятельности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6» Принято на заседании методического совета протокол 1 От «29» 08. 2014 г «Утверждаю» Директор МОСШ 6 А.П. Сущая Приказ

1 Пояснительная записка Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи.

Пояснительная записка Рабочая программа «Исторические личности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Внеурочная

Перечень значимых мероприятий системы образования Департамента города Москвы на 2015-2016 учебный год, в которых планируется участие кадетских классов ГБОУ Школа 1212: Московские кадетские военно-спортивные

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы общеобразовательных учреждений «История.

Аналитическая справка о проведении анкетирования «Быть патриотом, что это значит?» в период военно-патриотической смены «Отечество» 204 год В рамках тематике смены с участниками берегового лагеря было

Ефремова О.В., учитель начальных классов МБОУ Школа 36 г.о. Самара ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Трансформации, которые произошли

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 1 имени А.А.Мезенцева» Социальный проект Срок реализации октябрь 2016 Участники проекта ученики, педагоги, родители Составитель: Спицына Т.Д., заместитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературное краеведение» (далее Программа) реализуется в составе комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Пояснительная записка Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения

  • Патриотизм может быть как истинным, так и ложным
  • Настоящий патриот не посмеет предать Родину даже под угрозой смерти
  • Патриотизм проявляется в желании сделать родную страну лучше, чище, защитить ее от врага
  • Огромное количество ярких примеров проявления патриотизма можно найти в военное время
  • Патриот готов даже на самый безрассудный поступок, который хоть немного может приблизить людей к спасению страны
  • Истинный патриот верен присяге и собственным моральным принципам

Аргументы

М. Шолохов “Судьба человека”. За время войны Андрей Соколов не раз доказывал, что он достоин называться патриотом своей страны. Патриотизм проявился в огромной силе воли и героя. Даже под угрозой смерти на допросе у Мюллера он решает сохранить свое русское достоинство и показать немцу качества настоящего русского солдата. Отказ Андрея Соколова пить за победу немецкого оружия, несмотря на голод – прямое доказательство того, что он является патриотом. Поведение Андрея Соколова как бы обобщает силу духа и непоколебимость советского солдата, по-настоящему любящего свою Родину.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. В романе-эпопее читатель сталкивается с понятием истинного и ложного патриотизма. Истинными патриотами можно назвать всех представителей семьи Болконских и Ростовых, а также Пьера Безухова. Эти люди готовы в любую минуту встать на защиту Родины. Князь Андрей даже после ранения отправляется на войну, уже не мечтая о славе, а просто защищая Родину. Пьер Безухов, ничего толком не смыслящий в военных действиях, как истинный патриот остается в захваченной неприятелем Москве, чтобы убить Наполеона. Николай и Петя Ростовы воюют, а Наташа не жалеет подводы и отдает их для перевозки раненых. Все говорит о том, что эти люди – достойные дети своей страны. Этого нельзя сказать о Курагиных, которые являются патриотами лишь на словах, но не подкрепляют слова поступками. Они говорят о патриотизме лишь для своей выгоды. Следовательно, не каждого, от кого мы слышим о патриотизме, нельзя назвать настоящим патриотом.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Петр Гринев не может допустить и мысли о том, чтобы присягнуть самозванцу Пугачеву, хотя это грозит ему смертью. Он – человек чести, верный присяге и своему слову, настоящий солдат. Хотя Пугачев добр к Петру Гриневу, молодой солдат не стремится ему угодить или дать обещание не трогать его людей. В самых сложных ситуациях Петр Гринев противостоит захватчикам. И хотя герой не раз обращается к Пугачеву за помощью, его нельзя обвинить в предательстве, потому что это все он делает ради спасения Маши Мироновой. Петр Гринев – настоящий патриот, готовый отдать жизнь за Родину, что и доказывают его поступки. Обвинения в предательстве, которые предъявляют ему на суде, ложны, поэтому в итоге и побеждает справедливость.

В. Кондратьев “Сашка”. Сашка является человеком, воюющим самоотверженно, в полную силу. И хотя он с ненавистью бьет врага, чувство справедливости заставляет героя не убивать пленного немца, его ровесника, неожиданно для себя самого оказавшегося на войне. Это, конечно, не предательство. Мысли Сашки при виде Москвы, не захваченной врагом, подтверждают, что он является настоящим патриотом. При виде города, в котором кипит почти прежняя жизнь, герой осознает, насколько важно то, что он делал на передовой. Сашка готов защищать свою родную страну, ведь он понимает, насколько это важно.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Для казаков защита родной земли является основой существования. Не даром в произведении говорится, что трудно противостоять силе разозлившихся запорожцев. Старый Тарас Бульба – истинный патриот, не терпящий предательства. Он даже убивает своего младшего сына Андрия, перешедшего на сторону врага из-за любви в красавице-полячке. Тарас Бульба не считается с собственным ребенком, потому что его моральные установки незыблемы: предательство Родины не может быть ничем оправдано. Все это подтверждает то, что Тарасу Бульбе свойственно чувство патриотизма, как и другим настоящим казакам, в том числе и Остапу, его старшему сыну.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Образ Василия Теркина служит идеальным воплощением простого советского солдата, готового в любую минуту совершить подвиг ради приближения победы над врагом. Ничего не стоит Теркину переплыть ледяную реку, подернутую льдом, чтобы передать на другой берег необходимые указания. Сам он не видит в этом подвига. И подобные поступки солдат на протяжении произведения совершает не раз. Без сомнения, его можно назвать настоящим патриотом, сражающимся за светлое будущее своей страны.

"При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей".

В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.

Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём - яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма, т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.

Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.

Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.

Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:

Два дивных чувства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
На них всегда, от века к веку,
По воле Бога самого
Самостоянье Человека,
Залог величия его!

По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.

Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Ведь. Не зря говорят: "От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа" (Локк)

"Россия начиналась не с меча"

Россия начиналась не с меча.
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча.
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И стрелами звенящие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Не даром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне,
В руках веселых, только от труда,
По добродушью, иногда не сразу,
Возмездие вздымалось, это да!
Но жажды крови не было ни разу.
Но только подлость, радовалась зря,
С богатырем, не долговечны шутки!
Да, можно, обмакнуть богатыря,
Но победить, вот это уже дудки.
Ведь это было так же бы смешно,
Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
Тому порукой озеро, Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев и Батыя
Нашли конец на Родине моей!
То нынешняя, гордая Россия!
В 100 крат еще прекрасней и милей!
И в битве с самой лютою войной
Она и ад сумела превозмочь
Тому порукой города - герои
В огнях салюта в праздничную ночь.
И вечно тем горда моя страна!
Что никого, нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, сем война,
Как бескорыстье действеннее - жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так во веки нерушимо
Россия начиналась не с меча,
И потому. Она непобедима.

Список литературы

  1. Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
  2. Э.Асадов "Не проходите мимо любви" М.2001г.

Доклад на Всероссийской научно-общественной конференции " ", состоявшейся 28 марта 2014 г. в Москве.

«Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического существования» (Г.П.Федотов)

Русского историка и религиозного философа Георгия Петровича Федотова (1886–1951), четверть века прожившего в эмиграции, трудно заподозрить в любви к сталинскому режиму. В статье «Защита России», опубликованной в 4-м номере парижской «Новой России» за 1936 г., мыслитель не берется оценивать «силу и живучесть нового русского патриотизма», носителем которого является «новая знать», управляющая Россией. Более того, он сомневается в силе патриотического чувства рабочих и крестьян, «на спинах которых строится сталинский трон». То есть для Федотова было очевидно различие между патриотизмом, как идеологическим конструктом, и патриотическим чувством, носителем которого является народ.

Но эта двойственность патриотизма - внешняя, т.к. по своей природе он представляет собой взаимосвязь двух принципов - социально-политического и нравственного (рис. 1), двух измерений - малой и большой Родины и двух проявлений - чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества.

Рис. 1. Сущность патриотизма

По своей глубинной сути патриотизм выступает основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности личности и социума. В его основе лежат два архетипических образа: Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, символизирующего государство.

Так что же такое патриотизм: «последнее прибежище негодяя» (по определению автора знаменитого «Словаря английского языка» Самуэля Джонсона), «орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей» (в понимании Л.Н.Толстого) или «добродетель» и «любовь ко благу и славе Отечества» (по убеждению Н.М.Карамзина и В.С.Соловьева)? Где грань между национализмом, настоящим и ложным патриотизмом? Совместим ли патриотизм с общечеловеческими ценностями?

Проблема патриотизма представляла и представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. Не удивительно, что только за время существования новой российской государственности отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось и продолжает варьироваться от полного неприятия до безусловной поддержки. Сегодня в России о патриотизме заговорили все - от монархистов до коммунистов, от державников до интернационалистов.

Мало кто будет спорить с тем, что почти две трети истории нашего народа представляет собой борьбу за независимость. Неудивительно, что в таких этих условиях патриотизм стал краеугольным камнем государственной идеологии. Надо учитывать и то, что формирование патриотической идеи, совпавшее по времени с возникновением Русского государства, с самого начала оказалось связанным с выполнением ратного (воинского) долга. Как идея объединения русских земель в борьбе с врагами он отчетливо звучит в «Повести временных лет» и проповедях Сергия Радонежского, в «Слове о полку Игореве» и «Слове о законе и благодати» Иллариона.

Но при этом, обращает на себя внимание отсутствие в русских былинах единого типа воина-героя. Но всех их (Микулу Селяниновича и Илью Муромца, Садко и Никиту Кожемяки) объединяет любовь к «отеческим гробам» и стремление «постоять за землю Русскую».

Показательно, что термин «патриот» получил хождение в России только в XVIII ст. в связи с Северной войной. В своем труде, посвященном этой войне, вице-канцлер барон П.П.Шафиров впервые применил его со значением «сын Отечества». Именно для петровского времени характерен рост национального самосознания в целом и государственного начала в нем, в частности. Можно считать, что при первом российском императоре патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество». Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий подчеркивал, что сражаются они за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», - все эти и иные законы петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина. Позже великий русский полководец А.В.Суворов использовал в этом же значении термин «отечественник». И это не случайно. Ведь своим происхождением слово «патриотизм» обязано греческому «соотечественник», берущему свое начало от древнегреческого «патра», что означало род. Вспомним, что древние мыслители считали отношение к Отечеству самым благородным помышлением. Для античности патриотизм выступал главной нравственной обязанностью члена полиса, вкладывая в это понятие не только военную защиту города-государства, но и активное участие в управлении полисом. К сожалению, в российской истории (в том числе по ряду объективных причин) патриотизм как чувство Гражданина своего Отечества получило гораздо меньшее развитие, нежели его военная составляющая.

Как идеология патриотизм представляет собой идеологическую основу эффективного функционирования социальных и государственных институтов, один из механизмов легитимности власти и инструмент формирования социально-политической и психологической идентификации народа. Для всей российской истории центральной составляющей патриотизма была державность, понимаемая как характеристика политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире, а также способность оказывать влияние на международные отношения. Но державность всегда была и некоторым недостижимым идеалом государственного устройства, приобретавшего иногда весьма неожиданные черты, как например, самодержавная республика у К.Д.Кавелина.

Очевидно, что характер патриотизма обусловлен исторической эпохой и спецификой государственности. В царской России, например, долг перед Отечеством, преданность царю, ответственность перед обществом развивались из поколения в поколение. Для императорской России, с ее попытками культивирования общегосударственного патриотизма, основным содержанием «теории официальной народности» стали идеи державности и народности как опоры на собственные традиции. Не случайно, именно история рассматривалась в качестве главного предмета в воспитании гражданственности и патриотизма подданных Российской империи.

В свою очередь, истоки советской державности лежат в идее «строительства социализма в одной, отдельно взятой стране». Усиление государственно-патриотических начал оказалось связано с понятием «новой социалистической Родины». Заметим, что формирование советского патриотизма шло под лозунгом «вобрать в себя лучшие традиции русской истории» и при обращении к идее славянского единства. В основание нового патриотизма было положено сочетание любви к Родине (патриотизм в традиционном понимании) и идеи строительства коммунизма и интернационализма. Необходимость защиты социалистического Отечества подкреплялась убеждением в превосходстве социализма над капитализмом и обосновывалась учением о справедливых и несправедливых войнах. То есть речь шла о защите более прогрессивного общественного строя, который служил образцом для остальных народов мира («Все мы знаем, что Земля начинается с Кремля»).

Впрочем, активное обращение к традиционным национальным ценностям произошло лишь во время Великой Отечественной войны, когда встал вопрос о выживании не только советской власти, но и нации, как таковой. Именно этим было обусловлено обращение коммунистической власти к русской православной церкви и воспроизведение в массовой пропаганде образов таких национальных героев, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Федор Ушаков и др.

Но содержание и направленность патриотизма определяются, в том числе, духовным и нравственным климатом общества. О патриотических качествах русского народа писали вольнодумец А.Н.Радищев и декабристы Н.П.Муравьев и С.Пестель, революционеры-демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский, русские философы В.С.Соловьев, И.А.Ильин, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев и др. Показательно, что у них под патриотизмом понимались не только готовность к защите Отечества, но и гражданское достоинство. На волне преобразований Александра II, реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, патриотизм все больше воспринимался в российском обществе как некая школа воспитания гражданственности и ответственности за судьбу своего Отечества.

Так, согласно И.А.Ильину, сама идея Родины предполагает в человеке начало духовности, отражающей особенности людей разных национальностей. Говоря о патриотизме, А.И.Солженицын видел в нем «цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкой несправедливых ее притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них». О величайшем патриотизме, поднимавшем людей на подвиг в дни битвы за Москву, писал в своих воспоминаниях Г.К.Жуков. Другими словами, патриотизм - это не только идеологическая конструкция, но и ценность, позиционируемая в общей системе индивидуальных и общественных ценностей. Прежде всего, он относится к высшим ценностям, т.к. разделяется более чем половиной социальных групп страны. Патриотизм является и общепринятой ценностью, в силу того, что поддерживается более чем 3⁄4 населения (или, по крайней мере, доминирующей ценностью, разделяемой более чем половиной граждан). Патриотизм, несомненно, ценность, интегрирующая общество, и активная, т.к. предполагает осознанное и эмоционально нагруженное действие. И, наконец, в силу своей двойственной природы, он относится к терминальным (целевым) ценностям и, одновременно, к ценностям инструментальным, служащим средством по отношению к целям.

Как нравственный феномен, патриотизм предполагает практические действия по преодолению национальной ограниченности, уважение к личности и преобразующую человеческое сообщество деятельность. Роль патриотизма возрастает на крутых изломах истории, требующих резкого повышения напряжения сил граждан, и, прежде всего, во время войн и нашествий, социальных конфликтов и политических кризисов, стихийных бедствий и т.п. Именно в кризисных условиях патриотизм выступает как атрибут жизнеспособности и даже, нередко, просто выживаемости социума. Сегодняшнюю ситуацию, связанную с попытками изоляции России, вполне можно рассматривать как форс-мажорную, всегда в истории нашей страны приводившую к консолидации населения, его сближению с властью и усилению государственно-патриотических начал.

Впрочем, это не значит, что в остальные периоды истории, патриотизм не функционален. Он представляет собой одно из основных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов, а также источник духовных и нравственных сил и здоровья общества. Если французские просветители XVIII в. отмечали зависимость патриотических чувств от государства и его законов, то Гегель связывал патриотизм, прежде всего, с чувством доверия граждан к государству.

К сожалению, уже во второй половине 1980-х гг. у «прорабов перестройки» сложился взгляд на патриотизм как отжившую ценность, мешающую строить новое демократическое общество. Более того, абсолютизируя внутреннюю связь идеологии и политики, постсоветская элита, сама того не подозревая, вслед за К.Марксом, увидела в идеологии вообще и в патриотизме, в частности, ложную форму сознания. Неудивительно, что в 1990-е гг. исследователи нередко подчеркивали «неустойчивый, аморфный, неопределенный характер» российского патриотизма.

Свои позитивные плоды дала только «реабилитация» патриотизма накануне 50-летия Победы над фашизмом. В начале 2000-х гг., если судить по данным опроса РосБизнесКонсалтинга, патриотами себя считали 42% россиян, и только 8% к таковым себя не относили. Руководство страны созрело к признанию, что новая государственность должна опираться не только на уважение к закону, но и на чувство гражданского долга, высшим проявлением которого является патриотизм. Не менее важным моментом стало осознание, что без четко сформулированной идеи защиты интересов России невозможно выработать суверенную внешнюю политику.

Дефицит (или даже системный кризис) патриотизма в современной России связан с ревизией самого понятия «патриотизм» в связи с разрушением идеологической оболочки социализма. Это привело к дискредитации любых идеологических механизмов легитимации власти, - именно этим объясняется сохранение конституционного запрета на государственную идеологию в современной России. Отчасти «дискриминация» государственной идеологии вызвана непониманием того, что идеи представляет собой не только порождение интересов определенных социальных слоев, но и ценности, укорененные в народном сознании.

Думается, что спор по этому поводу неокантианцев и марксистов давно потерял свою актуальность. На практике разрушение патриотизма в России привело не только к ослаблению постсоветской государственности, но и к размыванию социальных и духовных основ российского общества. Не удивительно, что даже понятие Родины девальвировалось и потеряло свое сущностное содержание.

Но идеология является неустранимым элементом общественной жизни и формой включения людей в общественную связь. Трудно согласится с И.Валлерстайном и его последователями, что только наличие врага придает идеологии (в том числе патриотизму) жизненную силу и интегрирующий характер. Конечно, вне морали и права любая идеология потенциально опасна для общества. Но в том и состоит особенность патриотизма, как уже указывалось, что именно любовь к Родине, вне зависимости от наличия врага, выводит патриотическое чувство за рамки политического эгоизма и создает защиту от идеологических манипуляций.

В сегодняшней России возрождение патриотизма властями напрямую связывается только с идеей восстановления статуса великой державы. Это понятно, т.к. только гордость своей страной, народом и его историей может стать конструктивной основой патриотического чувства. Но при этом не принимается во внимание, что в отечественной истории державность всегда сочеталась с другими ценностными компонентами: православной верой в дореволюционной России или интернационализмом в СССР (рис. 2). Можно утверждать, что в формировании идей державности и величии России, патриотизма и преданности Отечеству, особого пути России и т.п., составляющих важнейшие компоненты политического сознания россиян, немаловажную роль сыграла именно православная вера. Но очевидно, что патриотическая формула дореволюционной России «За веру, царя и отечество!» никак не встраивается в современное российское общество.

Рис. 2. Составляющие патриотической идеи

Думается, сегодня патриотизм как механизм идентичности народа, которая является базовой потребностью человека, и легитимизации власти также невозможен без второй ценностной составляющей - принципа социальной справедливости. Вспомним, что в архетипах российского сознания закон и право лишь тогда выступают ценностью, когда к ним добавлено прилагательное «справедливый». Справедливость всегда была не просто сохранением в российской жизни традиционно-общинных форм социальной регуляции, но и своеобразной нравственной самозащитой личности в внеправовом государстве.

При таком подходе патриотические настроения выступают существенным фактором мобилизации и социально-политической активности. Другими словами, патриотизм подразумевает коллективную национальную идентичность. Без сформированного позитивного образа страны, в котором присутствует идея державности, граждане современной России не смогут закрепить свою национальную идентичность.

Следует учитывать, что патриотизм является важной составной частью национальной идеи, поисками которой российская власть озабочена с конца 1990-х гг., и которая должна способствовать самоидентификации России в мировом сообществе. В свою очередь, идеология патриотизма, как основа стратегии успешного развития страны, в силу своей понятности может быть воспринята большей частью российского общества в качестве инструментария выхода из духовного кризиса и пути обретения настоящего суверенитета. И здесь потребуется усилие над собой, а не насилие над другими. Кроме того, никакое внешнее освобождение не будет эффективным без освобождения внутреннего. Давайте прислушаемся к словам А.И.Герцена о консерватизме не только трона и амвона, но и самого народа. Или к рассуждениям С.Л.Франка о сознательном патриотизме как осознании ценности национального бытия и его организации в лице государственности. Сегодня, как никогда, важен и «перевод» идеи патриотизма с языка этнического на язык общенациональный.

ПРИМЕЧАНИЯ

Федотов Г.П. Защита России // Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т. 2. М.: Изд-во «София», 1992. С. 125.

См., например: Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 411; Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.: Т. 2. М.: Большая рос. энцикл., 1999. С. 409; Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 538.

См., например: Государственная идеология и общенациональная идея. М.: Клуб «Реалисты», 1997; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис... д-ра филос. наук. М., 1998; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Триада-фарм, 2003.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке (Очерки). М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1958. С. 147; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М.: ВУ, 1997. С. 48–52; Пушкарев Л.Н. Менталитет и политическая история России: переломные этапы. // Менталитет и политическое развитие России. Тезисы докладов научной конференции. Москва, 29–31 окт. 1996 г. М.: ИРИ РАН, 1996. С. 6.

См., например: Цицерон. Диалоги «О государстве», «О законах». М.: Наука, 1966. С. 87.

Форсова Н.К. Духовный поворот в Советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия // Великий подвиг. К 55-летию Победы. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. С. 35–36.

Белинский В.Г. Сочинения. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 489; Восстание декабристов: в 8 т. Т. 7. М.: Госполитиздат, 1927. С. 86; Ильин И. Мы были правы // О грядущем России / Под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. С. 333–334. и др.

Солженицын А. Публицистика. В 3 т. Т. 1. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни. Ярославль; Верхневолжское кн. изд-во, 1995. С. 65.

Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории // Роман-газета. 1994. No 18. С. 101.

Классификацию ценностей см.: Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. No 4; Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1994.

Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М.: Мысль, 1971. С. 70.

Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1995. С. 16.

Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль. 2002. No 42. С. 4.

Идентичность является одним из наиболее эффективных механизмов мобилизации населения, а критерии идентификации, в свою очередь, выстраиваются с помощью идеологии как совокупности идей и идеалов.

Подробнее о механизме формирования и активизации идентичностей см.: Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ad Imperio. 2002. No 3. С. 61–116.