Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вера православная - страшный суд-алф.

Вера православная - страшный суд-алф.

«И приказано было саранче не убивать их,

а мучить болью в течение пяти месяцев.

И боль та была подобна боли,

которую причиняет скорпион, когда ужалит человека.

И всё это время люди будут искать смерти,

но не смогут найти её.

Они пожелают смерти, но она не придёт к ним».

(Откр. 9:5,6)

Страшного суда у нас ждет как минимум полмира… Грозясь другим, что уж их покарает на этом суде и злая и добрая сила. Но вот что кара коснется всех — и желающих гнева небесного другим и тех, кому желают — об этом мало думают верящие в Страшный суд как в самую мощную систему наказания, всем хочется лишь кары другим, но не себе.

Конечно, есть версии, что никакого страшного суда не будет, а наш мир просто некая случайная упорядоченная система в череде производных хаоса, а Конец Света наступит через 4,5 млрд лет когда кончится солнечный цикл, или от падения метеорита… Но мы все-таки предположим, хотя бы в этой статье, что итог земной жизни — это Страшный Суд. Точнее, не итог - ведь жизнь после Суда не закончится, особенно для праведников, а некая граница для перехода в иной мир и в иное состояние для всей жизни на Земле, которую не минует никто.

Если кратко — Страшный Суд рассудит всех по законам Божьим, кто как исполнял заповеди, есть версии, что те, кто не были близко знакомы с заповедями, будут судиться по законам совести, которая есть голос Бога в каждом из нас.

Прообраз Страшного Суда есть и на земле: наша судебная система, пусть и коррупционная, пусть несовершенная и основанная исключительно на земных законах, где глава суда — судья, имеющий власть над чужими судьбами, независимый в принятии решений, подчиняющийся высшим законодательным актам, и есть примитивный пример того правосудия, которое ожидает нас в Судный день.

Несоблюдение законов, или их кардинальное нарушение, совершение убийства, серии убийств и других тяжких преступлений влечет, согласно мировым кодексам, в разных странах наказание от тюремного заключения на несколько десятков лет, пожизненного заключения до смертной казни. И хоть для суда это это буковки, соответствие совершенных деяний статьям уголовных кодексов, и для работников суда самые изощренные преступления очень скоро становятся обыденным делом - все же наша система правосудия самая сильная сдерживающая животную агрессию и другие негативные черты людей сила в мире.

На земле есть система правосудия, а от сил небесных есть Высший Суд.

Попасть в тюрьму, сотворив что-то ужасное, боятся многие, а вот Суда Высшего - гораздо меньше… А зря.

Итак, нам нужно ответить на два главных вопроса, которые волнует всех, кто слышит и всерьез принимает реальность Страшного Суда — что это, как он будет происходить, и когда он будет. Попробуем ответить.

Интересно то, что картины Страшного Суда, фрески, настенные, наскальные рисунки с прообразами последнего дня землян создавались людьми еще до пришествия Христа и даже в период до нашей эры. Или в нас в подсознании заложен этот механизм, или сама идея Страшного Суда, воплощенная в Писаниях — уже есть следствие желания некого всесильного наказания и ожидания расплаты за все проступки.

Вопрос «что родилось раньше: яйцо или курица» — риторический, философский и вечный… Страшный Суд прообраз наших ожиданий или интуитивно, предчувствуя такой итог, который и будет в реальности, подсознание «слепило» картину Суда — неизвестно, это как с верой — то ли подсознание создало Бога, то ли Бог люди потому и имеют инстинкт веры, потому в них это заложено от начала Богом.

Страшный суд, Судный день - в эсхатологии авраамических религий - последний суд, совершаемый Богом над людьми с целью выявления праведников и грешников и определения награды первым и наказания последним.

Страшный Суд есть как итог земного в христианстве, так и в иудаизме, исламе. Сценарии примерно похожи, суть всех их — воздаяние всем по делам их, и один, праведники, унаследуют Жизнь Вечную, а грешники — пойдут в погибель. Мы остановимся подробнее на христианстве.

И даже мертвые будут воскрешены для Суда: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). Примечательно, что «многие» — что не означает ВСЕ. Почему одни проснуться от сна смерти, а другие нет — загадка.

Без преувеличения можно сказать, что Страшный Суд, ожидание его как воздаяния всем по делам их: верующим по добрым делам, преступникам заповедей — по злым, — есть основа христианства и других религий. Поскольку если бы не было в итоге этого Суда, то не было бы и награды за добрые дела, коими спасаются верующие, не было бы участи пребывания со святыми, утешения, спасения Жизни Вечной и не было бы надежды, греющей многих, кому пришлось пережить горе, трагедии, что их обидчиков, убийц их родных, просто злых людей ждет самое страшное наказание - Ад.

Согласно Евангелию Бог (отец) отдал весь Суд Христу (сыну), потому этот самый Страшный Суд будет совершаться с руки Христа во время второго пришествия, когда явится на землю со святыми Ангелами. Христос как сын человеческий и Божий одновременно имеет власть производить Суд, помимо себя как главы небесного правосудия Христос даст власть судить мир праведникам, апостолам, которые будет посажены на 12 престолов судить 12 колен Израилевых.

«Апостол Павел был убеждён, что все святые (христиане) будут судить мир: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1Кор. 6:2-3)».

Однако выбор того, кто будет святым и достойным судить мир — опять же загадка, поскольку мы знаем ситуацию из Нового Завета, когда Христос ответил на просьбу посадить с собой рядом на Том Свете определенных людей, что это не от него зависит, а от предназначений Бога, Его Отца.

Однако есть среди верующих (я не говорю про очевидные секты) такие заблуждения, что святые это не только те, кто есть в списке православной церкви, но и те кто своевольно внесен в него. Будет ли кто то там из списков православной церкви или иной — не нам знать, но все же очевидно, что грешные люди мир судить точно не будут, для этого однозначно нужна святость, коя для земных людей априори чужда. Тот же апостол Павел, возможно, имел ввиду как раз-таки апостолов.

Но интересный момент с судом Сына: что Бог словно устранился и отдал весь Суд Христу… При этом сам Бог есть любовь, а вот кара небесная, если что на Сыне… Это самые сложные моменты в христианстве: амбивалентность любви и добра с воздаянием страшной кары за зло, которое сами же высшие силы и допустили произвести через людей.

По христианской концепции Судный день начнется с того, что «Ангелы при кончине века соберут избранных от четырёх ветров от края небес до края их (Мф. 24:31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф. 13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф. 13:49). По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5:10), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10).

Бог-Отец через Бога-Сына будет судить иудеев и язычников (Рим. 2:9), живых и мёртвых (Деян. 10:42; 2Тим. 4:1), то есть имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1Кор. 15:51-52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд. 6; 2Пет. 2:4).

Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф. 25:35-36, 2Кор. 5:10), но и всякое праздное их слово (Мф. 12:36). Праведным Судия скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

Суд возможен не только за совершенные дела, а за помышления и пожелания. Например, кто то мог не убить врага, но всю жизнь желать ему смерти, зла, что неминуемо отражается на личности, состоянии самого зложелателя. Это отравляет его сущность, делая ее черной… лишая светлых дел, мыслей. Поэтому так важно прощение в христианстве, прощение очищает прежде всего самого прощающего, даже если на врага это никак не влияет, и враг встанет с ответом на Суде, но эгоизм истинного христианина в том, что наплевать на то, что будет с врагами и заботиться прежде всего о своей душе, прощая других в том числе.

Некоторые христианские конфессии, в частности протестантские, считают, что будут два суда: для верующих и для неверующих. Первых будут «разбирать» по косточкам относительно соответствия христианским догматам, и недостойные могут даже пойти в ад (ведь опаснее знать и не исполнить, либо совершить богохульство, попирать кровь Христа пренебрежением и постоянным грехами, чем не знать и судиться по законам совести), а неверующие будут судиться по делам, и, предположительно, если и спасутся то как «головня из огня».

А по поводу верующих, то для них возможно получение спасения уже на земле, воскрешения из мертвых в Жизнь Вечную: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Критерии «слушания Слова» отражены в притчах Христа из Евангелии, слушающий — принимающий Слово, исполняющий, воплощающий в Жизнь. Потому «слушать» в данном контексте совсем не то же, что просто понимать почитанное, услышанное, а гораздо более широкое и активное понятие — воплощение Слова в Жизнь, верующий (процесс, означающий постоянное движение в направлении постижения веры, не просто верящий, а верующий).

Но основное условие перехода в стан спасенных по христианским меркам — это признание Сына (Христа) сыном Бога, его посланником, и вера как в Отца, так и в Сына. Зачем это? Потому что до пришествия Христа существовал замкнутый порочный круг, из-за которого все люди после смерти отправлялись в ад, потому что были априори грешниками.

А через Христа Бог дал людям возможность спасения не через дела, а через веру, и Христов взял на себя все грехи и каждый обращающийся к Нему имеет возможность возможность возложить на Него свои грехи и принять спасение, но для этого нужно твердо верить, что Христос послан Богом и Его Сын. не просто хороший человек, посланец дальних планет или миссионер неясных сил, а Сын Бога.

Вот те, кто верили в Сына, приняли от Него спасение, прошли возрождение (соответственно изменились и их дела как следствие веры), можно сказать — воскресли будучи живыми, вот те будут восхищены с церковью перед вторым пришествием Христа (а второе пришествие и предполагает Судный День), избежав Суда, сразу перейдут в так называемый «Рай».

Судному дню в Новом Завете посвящена книга — «Откровение Иоанна Богослова», про Апокалипсис. 4 всадника, 7 печатей, 7 чаш гнева Божьего, падение великой блудницы Вавилона…

Эта книга самая сложная из всех посланий Библии, и те кто говорят что поняли ее - скорее всего просто не читали ее, либо даже не пытались понять ее сути. Сама книга как зашифрованное послание, как знак символичен и, возможно, иносказателен. То есть те самые 4 всадника, несущие смерть - возможно совсем не всадники, а например череда событий в начале Апокалипсиса, природных катаклизмов, войн. Между ними возможно не пара часов, дней, а несколько лет, веков… Но также может быть, что всадники - это силы зла, которыми дьяволу дано травить землю: голод, смерть, война и… Антихрист?

Есть мнения, что всадник на белом коне - Антихрист. Победоносный, с венцом на голове, захвативший чистого белого коня, с луком в руках. Есть мнения, что этот всадник зло, которое проявляется с лжепророчествами, обманом, что свойственно дьяволу - обольщать и убивать. Зло победит на земле, вместе с голодом, войной и смертью, но будет бессильно во владениях Бога. Антихрист же будет низвержен во время Страшного Суда.

Чаши гнева будут вылиты на землю, что будет причинять не покаявшимся людям страшные мучения… земля почернеет, тьма наступит везде, часть погибнет от наводнений, часть от пожара, но никто не умрет без мучений. И смерть физическая еще полбеды - далее всех ждет суд души.

Существуют предположения, что антихрист не будет сразу убит, а посажен в заточение на 3 тысячи лет, в которое святые будут царствовать на земле, а затем выпущен для сражения в битве и уже убит и низвергнут в море огненное навечно.

Все будет настолько страшно для тех, кто не покорился воле спасения, что подойдет фраза «живые позавидуют мертвым, а мертвые восстанут из ада от страха».

Когда это будет? Конечно, точного ответа нет, даже ангелы не знают об этом. Но есть признаки последних времен, правда их верующие наблюдают уже несколько веков… Беззаконие, тьма, лжепророки, катаклизмы.. все это уже происходит много веков. И как много лет назад все говорили, что завтра наступит Конец, так и сегодня говорят также. Но есть хороший совет всем ждущим: бодрствуйте! Есть притчи в Новом Завете, суть которых: нельзя расслабляться, последний день может прийти как тать ночью. И еще (хоть это и из кодекса самураев): живите каждый день как последний, словно завтра умрешь. Но гораздо реальнее для каждого из нас своя собственная смерть, ведь до Апокалипсиса не каждый доживет. Однако, если верить писаниям, — даже умершие будут возрождены для Суда.

Но вполне может быть что Суд будет проходить в виде разбирательства, кто куда пойдет, без особых спецэффектов…

Апокалипсис — это наказание за грехи человечества. Об изменении и покаянии человечеству говорилось много веков, тысячелетий, и Судный День итог для тех, кто слышал это или нет.

Кто-то может сказать, что не предупредили, не слышали..

Да нет, все много раз слышали, только воспринимали как фантастику, шутку, вымысел, легенду, считая себя царями мира, жизни (но признаться - и мы не знаем, правда это или нет). Вот например очередной раз все услышали о Судном Дне через эту статью. Поверите или нет? А то потом то поздно будет…

«…Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. » (Откр. 22:11-13)

  • митр.
  • свщ. Артемий Владимиров
  • схиархим.
  • мит. Иларион (Алфеев)
  • прот.
  • Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся (), и каждому будет определена вечная участь по его делам (, ), словам () и помышлениям.

    Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная . Тогда мы увидим, сколько раз Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к и . Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.

    В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течении жизни духовно определяется по отношению к Богу.

    Почему Страшный Суд называется Страшным?

    Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ().

    Этот День называется также и Днём гнева Божия (). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то - благоговейный, а у кого-то - сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ().

    Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.

    Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.

    В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?

    Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?

    Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
    прп.

    Считается, что каждый плохой поступок человека учитывается и он непременно понесет за него наказание. Верующие считают, что только праведная жизнь поможет избежать кары и оказаться в Раю. Решаться судьба людей будет на Страшном суде, но когда это будет - неизвестно.

    Что это значит Страшный суд?

    Суд, который коснется всех людей (живых и мертвых), называют «страшным». Произойдет он перед тем, как Иисус Христос второй раз придет на землю. Считается, что мертвые души воскреснут, а живые будут изменены. Каждый человек получит вечную участь за свои деяния, и грехи на Страшном суде выйдут на первый план. Многие ошибочно полагают, что душа предстает перед Господом на сороковый день после своей смерти, когда принимается решение, куда она попадет в . Это не суд, а просто распределение умерших, которые будут ожидать «времени икс».

    Страшный суд в христианстве

    В Ветхом Завете идея Страшного суда представлена, как «день Яхве» (одно из имен Бога в иудаизме и христианстве). В этот день будет проходить празднование победы над земными врагами. После того как начала распространяться вера в том, что мертвые могут воскреснут, «день Яхве» стали воспринимать, как Страшный суд. В Новом Завете указано, что Страшный суд – это событие, когда Сын Божий спустится на землю, сядет на престол и пред ним предстанут все народы. Все люди будут разделены, и оправданные встанут по правую руку, а осужденные по левую.

    1. Часть своих полномочий Иисус поручит праведникам, например, апостолам.
    2. Людей будут судить не только за хорошие и злые поступки, но и за всякое праздное слово.
    3. Святые Отцы о Страшном суде говорили, что есть «память сердца», в которой отпечатывается вся жизнь, причем не только внешняя, но и внутренняя.

    Почему у христиан Божий суд называется «страшным»?

    Есть несколько названий этого события, например, великий Господний день или день гнева Божия. Страшный суд после смерти называется так не от того, что Бог предстанет перед людьми в ужасающем обличии, он, наоборот, будет окружен блеском своей славы и величия, что у многих вызовет страх.

    1. Название «страшный» связано с тем, что в этот день грешники будут трепетать из-за того, что все их грехи будут обнародованы и за них придется отвечать.
    2. Пугает и то, что судить всех будут публично перед лицом всего мира, поэтому увильнуть от правды не получится.
    3. Страх возникает и из-за того, что свое наказание грешник получит не на какое-то время, а навечно.

    Где находятся души умерших до Страшного суда?

    Поскольку еще никому не удавалось вернуться с того света, вся информация, касающаяся загробной жизни является предположением. Посмертные мытарства души, и Страшный суд Божий представлены во многих церковных писаниях. Считается, что в течение 40 дней после смерти душа находится на земле, проживая разные периоды, подготавливаясь тем самым к встрече с Господом. Выясняя, где находятся души до Страшного суда, стоит сказать о том, что Бог, просматривая прожитую жизнь каждого умершего человека, определяет, где тот будет находиться в Раю или в Аду.

    Как выглядит Страшный суд?

    Святым, которые писали священные книги со слов Господа, не была передана подробная информация о Страшном суде. Всевышний показал только суть того, что будет происходить. Описание Страшного суда можно получить из одноименной иконы. Изображение сформировалось в Византии в восьмом веке и его признали каноническим. Сюжет был взят из Евангелия, Апокалипсиса и разных древних книг. Большое значение имели откровения Иоанна Богослова и пророка Даниила. Икона «Страшный суд» имеет три регистра и у каждого свое место.

    1. Традиционно в верхней части образа представлен Иисус, который с обеих сторон окружен апостолами и они принимают в процессе непосредственное участие.
    2. Под ним находится престол – судейский трон, на котором находится копье, трость, губка и Евангелие.
    3. Внизу находятся трубящие ангелы, которые так созывают всех на событие.
    4. Нижняя часть иконы показывает о том, что будет происходить с людьми, которые были праведниками и грешниками.
    5. С правой стороны находятся люди, которые совершали хорошие поступки и они попадут в Рай, а еще Богородица, ангелы и Рай.
    6. В другой стороны представлен Ад с грешниками, бесами и .

    В разных источниках, описываются другие детали Страшного суда. Каждый человек будет видеть свою жизнь в мельчайших подробностях, причем не, только с собственной стороны, но и глазами окружающих людей. Он поймет, какие поступки были хорошими, а какие плохими. Оценка будет проходить при помощи весов, так на одну чашу будут положены добрые дела, а на другую – злые.

    Кто присутствует на Страшном суде?

    Во время принятие решения человек не будет находиться с Господом наедине, поскольку действо будет открытым и мировым. Страшный суд будет проводить вся Пресвятая Троица, но она будет развернута только ипостасью Божьего Сына в лице Христа. Что касается Отца и Святого духа, но они будут принимать участие в процессе, но с пассивной стороны. Когда наступит день Страшного суда Божия, каждый будет нести ответственность вместе со своими и близкими умершими и живыми родственниками.


    Что будет с грешниками после Страшного суда?

    Слово Божие изображает несколько видов мучений, которым будут подвержены люди, ведущие грешную жизнь.

    1. Грешники будут удалены от Господа и прокляты им, что и будет страшным наказанием. В результате они будут мучиться от жажды своей души приблизиться к Богу.
    2. Выясняя, что ждет людей после Страшного суда, стоит указать, что грешники будут лишены всех благ царства небесного.
    3. Люди, которые совершали плохие поступки, будут отправлены в бездну – место, которое боятся демоны.
    4. Грешники будут постоянно терзаться от воспоминаний о своей жизни, которую они погубили собственными словами. Их будет мучить совесть и сожаления о том, что нельзя ничего изменить.
    5. В святом Писании представлены описания внешних мучений в виде червя, который не умирает, и неугасающего огня. Грешников ждет плачь, скрежет зубов и отчаяние.

    Притча о Страшном суде

    Иисус Христос говорил верующим о Страшном суде, чтобы те знали, что их ожидает, если отступить от праведного пути.

    1. Когда Божий Сын придет на землю со святыми ангелами, он сядет на престол собственной славы. Соберутся перед ним все народы и Иисус проведет отделение хороших людей от плохих.
    2. В ночь Страшного суда Сын Божий спросит за каждый поступок, утверждая, что все плохие действия, совершенные по отношению к другим людям, были сделаны ему.
    3. После этого судья поинтересуется, почему они не помогли нуждающимся, когда те, требовали поддержки, и грешники будут наказаны.
    4. Хорошие люди, которые вели праведную жизнь, будут отправлены в Рай.

    Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

    Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

    Как проходит Божий суд после смерти?

    Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

    Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по : лжи, лености, гнева и прочих.

    Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

    В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

    События, предшествующие Страшному суду

    О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

    Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ ).

    В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

    Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

    Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

    Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

    При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

    Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

    Как пройдет Страшный Суд?

    Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

    Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.

    Как спастись человеку до Страшного суда?

    В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

    Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

    Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

    Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

    Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

    На Страшный Суд воскреснут все живые люди, начиная от Адама до самой кончины мира. Об этом говорит Священное Писание: все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия (Ин. 5. 28); тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25. 31–32).

    Если все мертвые воскреснут, то как следует понимать слова псалмопевца: Потому не устоят нечестивые на суде (в славянском переводе: Сего ради не воскреснут…) (Пс. 1. 5)? Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? (Пс. 87. 11). Псалмопевец Давид под этими словами, очевидно, подразумевал двоякое воскресение: одно в жизнь, а другое – в смерть вечную. Значит, он хотел сказать, что нечестивые не воскреснут на суд воскресением в жизнь, но в смерть. Это подтверждает сам же пророк Давид, так как прибавляет: Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных (Пс. 1.5). Об этом же говорит Господь Иисус Христос: мертвые услышат глас Сына Божия… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5. 25, 29).

    Всем ли следует умереть перед Страшным Судом?

    Святые Иоанн Златоуст, Феодорит и Феофилакт учат, что умрут не все, но некоторых Страшный Суд застанет живыми.

    В первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: (IKop. 15. 51). Святитель Иоанн Златоуст так толкует эти слова: Итак, все не умрем, все же изменимся. Изменятся и не умершие, ибо смертны и они.

    Из слов Священного Писания можно заключить, что тело, в земной жизни страдавшее или наслаждавшееся, будет причастно и к вечной славе, и к бесконечным мучениям.

    Подобает и оным телам не умирающим измениться и прейти в нетление.

    Что перед Страшным Судом будут и живые, это: а) подтверждает и Символ веры, седьмой член которого читается так: И паки грядущего со славою судити живым и мертвым… 6) Свидетельствует апостол Павел словами: мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищеиы будем на облаках в сретение Господу (1Фес. 4. 16–17).

    Почему же апостол говорит: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ? (IKop. 15. 22). Все, оставшиеся в живых до дня пришествия Господа, умрут и оживут, изменившись, но не пав и восстав: не все мы умрем, но все изменимся (IKop. 15. 51). (IKop. 15. 53). Святитель Иоанн Златоуст, толкуя эти слова, говорит: тленное тело есть и мертвенное. Мертвость же и тление погибают, когда на них найдет нетление и бессмертие.

    Некоторые церковные учители утверждали, что все перед Страшным Судом должны умереть. Так как весь человеческий род согрешил в лице Адама, поэтому и все люди осуждены на смерть. Наконец, не может совершиться воскресение, если его не предварит смерть. Из этих двух мнений мы верим тому, которое проповедовал Светильник Восточной Церкви – святитель Иоанн Златоуст.

    Прежние будут тела у воскресших или другие?

    Ответ на этот вопрос можно найти: а) у псалмопевца Давида: Он хранит все кости его [праведного]; ни одна из них не сокрушится (Пс. 33. 21): 6) у апостола п авла: (2Кор. 5. 10); тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (IKop. 15.53).

    Из этих слов Священного Писания можно заключить, что тело, в земной жизни страдавшее или наслаждавшееся, будет причастно и к вечной славе, и к бесконечным мучениям.

    Зерно, прорастая, изменяется, так не обретут ли и воскресшие новую плоть? И не об этом ли говорит апостол: когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело (IKop. 15.36–38).

    Апостол говорит о внешнем виде зерна, а не о его сущности, потому что суть твердого зерна и зерна проросшего остается неизменной: если мы посеем пшеничное зерно, то оно прорастет в колос пшеничный, а не ячменный. Так и человеческие тела при воскресении не потеряют своих особых свойств и изменятся только внешне: сеется в тление, восстанет в нетлении. Прямым подтверждением этому служит воскресшее тело Христа Спасителя, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Фил. 3. 21).

    Неисчислимы случаи, когда прах человеческого тела был полностью уничтожен и развеян ветром, рассыпан при раскопках, сожжен огнем и превращен в дым; также люди пожираются зверями, птицами и рыбами. Каким образом тела таких людей восстановятся и примут первоначальный вид?

    Как и ранее, скажем, что это дело веры, а не любопытства, человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19. 26). Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих (Пс. 142, 5), – говорил о себе псалмопевец Давид. Размышляя о всемогуществе Божием, он непоколебимо верил тому, что небо, воздух, море и все, что в них, сотворены из ничего одним глаголом «да будет»: ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32. 9). Если Бог из небытия возвел целый мир и создал человека из земного праха, то, конечно же, Он может обновить человеческое тело, даже если оно было развеяно по всей поднебесной. Крайне удивлялся святой Иоанн Дамаскин тем, кто спрашивал: каким образом восстанут мертвые? Безумец! – восклицал он. – Если слепота не позволяет верить словам Божиим, то верь делам!

    Мужской и женский пол у воскресших

    Бог сотворил пол мужской и женский, и после воскресения мужчины останутся мужчинами, женщины – женщинами . Господь упоминает об обоих полах, когда говорит, что в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22. 30). Все мы не в мужских телах воскреснем, но придем в мужа совершенна , то есть воспримем мужескую силу и твердость, чтобы, как говорит апостол, мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения (Ефес. 4. 14); будем подобны Ангелам не уничтожением пола, но отсутствием женитьбы и плотской похоти.

    Тела воскресших не потребуют ли пищи и питья?

    Воскресшие тела не будут нуждаться в физической пище и питье, которые необходимы для поддержания ослабевающего тленного тела. Для чего же тогда ел Господь Иисус Христос по Своем Воскресении? (Лк. 24. 43). Он ел и пил для того, чтобы в Его Воскресение поверили ученики, вначале принявшие Его за духа, а также для свидетельства об изменившемся теле.

    Какие свойства будут иметь тела воскресших святых?

    Тела воскресших святых будут:

    A) бесстрастными, нетленными и бессмертными: сеется в тлении, восстает в нетлении (IKop. 15. 42); сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых… умереть уже не могут (Лк. 20. 35, 36);

    Б) духовными. Они сделаются подобными бесплотным духам в крепости, скорости, нетлении и тонкости: они явятся тонкими и легкими, как воскресшее тело Христово, которое не знало никаких пределов и преград: сеется тело душевное, восстает тело духовное (IKop. 15.44).

    B) светлыми, как сказал Спаситель: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13. 43). По свидетельству Апостола, Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Фил. 3. 21); сеется в уничижении, восстает в славе (IKop. 15. 43).

    Какие свойства будут иметь тела осужденных грешников?

    1) Тела осужденных грешников также будут нетленными и бессмертными. Об этом свидетельствует Господь Иисус Христос, говоря: И пойдут сии в муку вечную (Мф. 25. 46). В те дни, говорит Тайновидец, люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр. 9. б). Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (IKop. 15.53), – объясняет апостол Павел.

    2) Тела будут страдать, испытывая страшные мучения в пламени, который пребудет вовеки.

    Глава 14. Страшный Суд

    О Страшном Суде скажем следующее:

    1. На Суде явится знамение Сына Человеческого – Святой Животворящий Крест Господень. Явится он как для утешения поклоняющихся Распятому Господу и сораспинающихся Ему, так и для посрамления нечестивых, распявших на Кресте Господа.

    2. Обнаружатся дела и сокровенные помышления каждого. Святой Андрей говорит: отверзнушся книги всех деяний и совести и придут в явление всем.

    3. Сам Господь Иисус Христос будет полновластным Судиею, ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5. 22). Хотя на Суде будут все три Лица Божественной и Нераздельной Троицы, но судить будет только Сын, так как Он претерпел за нас вольные страдания. Судимый неправедно, будет судить всех нелицеприятным судом.

    Священное Писание говорит, что кроме Господа Иисуса Христа будут и другие судьи: когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах , – говорит Господь ученикам, – судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 28). Разве не знаете, что святые будут судить мир?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?.. (IKop. б. 2, 3; ср. Мф. 12. 4, 42). Апостолы и некоторые святые будут судить судом не самовластным и самостоятельным, но сообщительным и соизволительным. Восхвалив праведный суд Христов, праведники будут судить не только людей, но и демонов.

    Суд Христов будет отличаться от человеческого суда, так как на нем не все обличится словами, но многое – мыслью.

    4. Суд Христов будет отличаться от человеческого суда, так как на нем не все обличится словами, но многое – мыслью. Во всеуслышание Судия скажет тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25. 34, 41, 46).

    Таково учение Священного Писания о Страшном Суде, и мы должны постигать его верою, а не суемудрым исследованием. Ибо где вера, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – там нет места испытанию; где нечего испытывать, там лишни исследования. Проверять нужно человеческое слово, а слово Божие нужно слышать и верить ему; если не поверим словам, то не поверим и тому, что есть Бог. Первым основанием веры в Бога служит доверие Его учению.

    Заключение

    Рассуждение об антихристе и кончине мира мы хотим завершить словами первоверховного апостола Петра: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия… мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. (2Петр. 1. 16, 19–20). Отвергнув все лжеучения, мы старались рассказать о признаках пришествия антихриста, опираясь на послания апостолов и пророков, на мнение отцов и учителей Церкви.

    Возможно, кто‑нибудь спросит: не указывают ли на то, что последнее время уже наступило и дни существования мира сочтены, всеобщие человеческие бедствия? Не об этом ли говорится в следующих словах апостола: Дети! последнее время (1Ин. 2. 18): когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного) (Гал. 4. 4); Все это… описано в наставление нам, достигшим последних веков. (IKop. 10. 11). На этот вопрос ответим так: 1) В настоящее время мир терпит множество бедствий: опустошительные войны и катастрофы прерывают тысячи человеческих жизней, пожары, землетрясения и наводнения разрушают города и деревни. Но, глядя на эти скорби, вспомним, сколько неповинной крови было пролито Нероном, Максимианом, Диоклетианом и другими мучителями и преследователями христиан, какие притеснения и гонения пережила Православная Церковь во времена иконоборческой ереси и в последующие века. Если те события не послужили знамением кончины мира, то тем более бедствия настоящего времени не являются признаком скорого явления антихриста: мировые потрясения, свойственные всем периодам человеческой истории, не могут указывать на то, что принадлежит одному определенному времени. Также услышите о войнах и о военных слухах, – говорит Спаситель. – Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец (Мф. 24. б).

    2) Если понимать буквально вышеприведенные апостольские слова, то кончина мира должна была настать тотчас по явлении Спасителя, когда Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (Гал. 4. 4). Еще в те великие времена апостол Иоанн писал: Дети! последнее время (1Ин. 2. 18). Последними названы и апостольские времена в словах: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2, 17). Вот где начало последних времен. Поэтому, встретив подобное свидетельство в Священном Писании, не стоит думать, что нам указано определенное время кончины мира. В таких словах и изречениях говорится о времени, конец которого сокрыт. Всем, например, известно, что престарелому человеку жить осталось недолго, но сколько именно дней или лет, определить никто, даже приблизительно, не может. Так же следует понимать и здесь. Последняя година настала с Рождества Христова, о конце же никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец (Мф. 24. 36). Апостол Павел писал фессалоникийцам, ожидающим кончины мира: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак (2Фес. 2. 1–3). Весь мир, начиная с Адама и до нынешнего времени, подобен человеческой жизни; как человек – малый мир – имеет три главных возрастных периода, так и у великого мира есть три периода или три закона. Первый – от Адама до Моисея – юность мира, от Моисея до Христа – период второй – зрелость; наконец, третий – Евангельский, или благодатный, период – это старость и последняя година, о которой говорит апостол Иоанн: Дети! последнее время.

    Также можно сказать, что человеческая жизнь имеет семь степеней: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость и престарелость. Им соответствуют разные периоды бытия мира: а) от сотворения мира до Всемирного потопа – младенчество: 6) от потопа до Вавилонского столпотворения – детство; в) от разделения языков и рождения Авраама до рождения пророка Моисея – отрочество; г) все время Судей от пророка Моисея до царей – юношество; д) правление царей Израильских и Иудейских до Вавилонского плена – зрелость; е) период князей и священников Иудейских до Христа – старость; и ж) время от Христа до Страшного Суда – престарелость или последнее время, о котором и говорится в Священном Писании.

    Если понимать буквальноапостольские слова, то кончина мира должна была настать тотчас по явлении спасителя, когда Бог послал Сына Своего (Единородного), который родился от жены.

    Кто же может знать предел безграничного? Кому открылась тайна, сокрытая от века?

    О дне же том и часе никто не знает, – говорит Господь, – ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого… Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. (Мф. 24. 36–39, 42–44).

    Итак, Господь Иисус Христос, повелевая нам быть готовыми ко дню Своего пришествия, запрещает открывать хранимую от всех тайну. О пытающихся дерзко проникнуть в сокровенное апостол Павел говорит: осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1. 22).

    Святитель Иоанн Златоуст сравнивает разум со скачущей лошадью: как упрямая горячая лошадь не слушается всадника и давит прохожих, если ее не взнуздать, так и разум, отвергающий догматы Церкви и учение святых отцов, порождает многочисленные ереси и расколы.

    Бессмертные души

    Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века

    (Символ веры)

    Что ни говори сердцу, а ему свойственно горевать о потере близких нам людей. Как ни удерживай слезы, но они невольно струятся над могилой, в которой лежит родственный, драгоценный нам прах. Правда, слезами не возвратить того, кто взят могилой, но потому‑то и слезы струятся ручьем.

    Человек к чему только не прибегает, чтобы облегчить сердечную скорбь! Но, увы! Все напрасно! Только в слезах он находит для себя некоторое утешение, и только они несколько облегчают тяжесть его сердца, потому что с ними капля по капле вытекает вся жгучесть душевной скорби, весь яд сердечной болезни.

    Он слышит отовсюду: «Не плачь, не будь малодушен!» Но кто скажет, что Авраам был малодушен, но и он рыдал по своей жене, Сарре, прожившей 127 лет. Малодушен ли был Иосиф? Но и он плакал о своем отце Иакове: Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его (Быт. 50, 1). Кто скажет, что малодушен был царь Давид? А послушайте, как горько он рыдает при вести о смерти своего сына: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! (2 Цар. 18, 33).

    Каждая могила достойного человека орошается горькими слезами утраты. И что говорить о людях, когда Сам Спаситель, до конца претерпевший невыносимые страдания на Кресте, над прахом Своего друга Лазаря возмутился духом и прослезился: Иисус… Сам восскорбел духом и возмутился (Ин. 11, 33). Он плакал, Владыка живота и смерти, плакал в то время, когда пришел ко гробу Лазаря, Своего друга, с той целью, чтобы воскресить его из мертвых! И как нам, немощным людям, удержать слезы при разлуке с дорогими сердцу, как нам остановить вздохи в сжатой от скорби груди? Нет, это невозможно, это противно нашей природе… Надо иметь каменное сердце, чтобы не скорбеть о тяжелой утрате.

    Только в слезах человек находит для себя некоторое утешение, и только они несколько облегчают тяжесть его сердца, потому что с ними капля по капле вытекает вся жгучесть душевной скорби, весь яд сердечной болезни.

    Все это правда. И я не могу, не смею осуждать ваши слезы, я даже готов смешать свои слезы с вашими, потому что хорошо понимаю, что где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. б, 21). Я по собственному опыту знаю, как невыразимо тяжело поднять руку, чтобы бросить на прощанье горсть земли в могилу близкого, родного. Плачу и рыдаю, когда думаю о смерти и вижу лежащего в гробе, созданного по образу Божию, а теперь бесславного, обезображенного смертью. Но хотя и естественно для нас плакать о близких нам усопших, однако эта наша скорбь должна иметь свою меру. Иное дело язычники: они плачут, и часто безутешно, потому что не имеют надежды. Но христианин не язычник, ему и стыдно, и грешно плакать об умерших без всякой отрады и утешения.

    Не хочу же оставишь вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4, 13), – говорит апостол всем христианам. Что же может облегчить эту скорбь христианина? Где для него этот источник отрады и утешения? Рассмотрим причины, которые заставляют нас лить слезы над прахом близких, и Бог поможет нам найти для себя этот источник. Итак, о чем же мы плачем при разлуке с близкими и дорогими нашему сердцу? Больше всего о том, что они перестали жить с нами на этом свете. Да, их больше нет с нами на земле. Но посмотрите беспристрастно на нашу земную жизнь и рассудите, что она собой представляет…

    Давно премудрый сказал: суета сует… все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (Еккл. 1, 2, 3). Кто же это так неблагозвучно отозвался о нашей жизни? Уж не заключенный ли какой, который, сидя в душной темнице, не видит почти ничего, кроме тяжких цепей, сковавших его тело? Не он ли оглашает своды темницы таким безотрадным воплем: «Суета сует, все суета сует!»? Нет, не он. Так, может быть, это богач, который по непредвиденным обстоятельствам впал в нищету, или бедняк, который при всех трудах и усилиях, может быть, умирает от холода и голода? Нет, и не такой человек. А может, это обманутый честолюбец, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы подняться в обществе на несколько ступеней выше? О нет, и не такой это человек. Кто же этот несчастный, имеющий такой мрачный взгляд на жизнь? Это царь Соломон, и какой царь! Чего ему недоставало для счастливой жизни? Мудрости? Но кто был мудрее того, кому были известны и состав земли, и действия стихий, и течение времени, и расположение звезд, и свойства животных? Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего (Прем. 7, 21). Может, ему недоставало богатства? Но кто мог быть богаче того, кому целый свет приносил все лучшие сокровища, у кого было и золото, и серебро, и имения царей и стран? И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме (Еккл. 2, 9). А может, ему не хватало славы или величия? Но какое имя было громче имени израильского царя, обладавшего миллионами подданных? Тогда, наверное, ему не хватало наслаждения благами жизни? Но вот что сам он говорит о себе: Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих (Еккл. 2, 10). Кому бы, казалось, могла надоесть такая счастливая, привольная жизнь, но тем не менее человек, обладавший всеми благами земными, испытавший различные земные наслаждения, сделал наконец такое заключение о жизни: «Все суета сует!»

    Вспомним другого царя – пророка Давида. Престол его сиял золотом, а он среди этого блеска и великолепия взывал: сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами (Пс. 101, 5, 10). Царское одеяние его сияло драгоценными камнями, а из груди его, покрытой блеском славы и величия, исторгался вопль: Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей (Пс. 21, 15). Его прекрасный дворец был сделан из кедра и кипариса, но для грусти и туда открылись двери. Из глубины богатых чертогов слышатся вздохи: каждую ночь омываю ложе мое слезами моими (Пс. б, 7).

    Так вздыхали о тяжести жизни самые счастливейшие из людей, что же сказать о тех, которым досталось нести тяжкий крест испытаний? Терпелив был пророк Иеремия среди гонений и обид, которые испытывал за обличение лжи и нечестия, но были такие моменты, когда и этот терпеливый страдалец взывал: Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня (Иер. 15, 10). А многострадальный Иов, этот дивный пример твердости и великодушия в самых страшных испытаниях! Невольно изумляешься, когда слышишь, как он благословляет Господа в тот самый день, когда лишается всего своего богатства, теряет детей. Какое несчастье и какое великодушие! Но для Иова как будто еще мало этого, он заболевает проказой, с головы до ног тело его покрыто ранами. В этот момент к нему приходит жена, подруга жизни, и учит его отчаянию, затем появляются его друзья, как будто только для того, чтобы еще больше раздражать его… Боже мой, Боже мой, сколько стрел в одну цель, сколько бед на одного человека! А Иов все равно продолжает благословлять Господа! Какая необычайная сила духа, какое изумительное терпение! Но человек – не камень, были минуты, когда Иов, покрытый язвами, горько взывал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? (Иов 3, 3, 11). Вот и мы, если посмотрим беспристрастно на свои дни, не скажем ли иной раз с тем же Иовом: «Не искушение ли жизнь человека на земле?» Когда человек рождается, то сразу начинает плакать, как будто пророчествует о своих будущих страданиях на земле, вот приближается он к смерти, и что опять? Тяжким стоном изнеможения прощается он с землей, как будто укоряя ее за минувшие бедствия… Кто жил и не скорбел, кто жил и не проливал слез?

    Один теряет близких сердцу, второй имеет много врагов и завистников, третий стонет от болезни, другой вздыхает от расстройства домашних обстоятельств, этот оплакивает свою бедность… Обойдите всю землю, но где вы найдете человека, который был бы вполне счастлив, во всех отношениях?! Если бы и нашелся такой человек, но все равно он будет сомневаться, как бы со временем не изменилась его жизнь к худшему, и эти мысли отравляют его радостную, беззаботную жизнь. А страх смерти, которая рано или поздно, но непременно пресечет его земное счастье? А совесть, а внутренняя борьба со страстями?

    Вот наша жизнь на земле! Здесь нет радости без скорби, нет счастья без бед. И это потому, что земля – это не ад, где слышны лишь вопли отчаяния, но и не рай, где царствует лишь радость и блаженство праведных. Что же такое наша жизнь на земле? Это теперь место изгнания, где с нами вся тварь совокупно стенает и жучится доныне (Рим. 8, 22). Говорите душе своей: «Ешь, пей, веселись!» – но придет пора, и исполнятся на деле слова Божии: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3, 17). Сейчас вы сеете вокруг себя розы счастья, а наступит время, и появятся подле вас колючие тернии. Наслаждаетесь свежестью своих сил, любуетесь цветущим здоровьем и мечтаете, что проживете долгую, спокойную жизнь? Но ударит час, и вы, обманутые сладкими мечтами, со скорбью услышите голос: в сию ночь душу твою возьмут у тебя… возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Лк. 12, 20; Быт. 3, 19).

    Что такое наша жизнь на земле?

    Вот наша жизнь на земле! Здесь нет радости без скорби, нет счастья без бед. И это потому, что земля – это не ад, где слышны лишь вопли отчаяния, но и не рай, где царствует лишь радость и блаженство праведных.

    Это училище, где мы воспитываемся для Неба. Весело иногда бывает вспомнить о школьной жизни, выйдя из училища, а всегда ли весело было то время, когда мы там воспитывались? Заботы, труды, огорчения – кто не помнит вас? И кто, живя в училище, не думал и не мечтал: «Ах, скоро ли окончатся мои занятия, скоро ли выйду я на свободу?»

    Что такое наша жизнь на земле? Это поприще для беспрестанной войны со врагами, и с какими врагами! Один другого лютее и хитрее! То мир нас преследует с хитростью коварного друга или злобой свирепого врага, то плоть восстает на дух, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти (Гал. 5, 17), то диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5, 8). А пока идет война, тогда не может быть мира. Что такое жизнь на земле? Это путь на нашу Родину, и какой путь! Есть и широкие, и гладкие пути, но не дай Бог вступить и идти этими путями! Они опасны, они ведут в погибель. Нет, не такой путь проложен для христианина от земли на Небо, это путь узкий, тернистый, ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (ПМф. 7, 14). Тут не раз добрый путник вздохнет от сердца, не раз обольется потом и слезами… Что такое наша жизнь на земле? Это море, и какое море! Не тихое и светлое, на которое так приятно смотреть и любоваться, нет, это море грозное и шумное. Это море, на котором маленькой ладье – нашей душе – непрестанно угрожают опасности, то от вихрей страстей, то от стремительных волн клеветы и нападений. И что было бы с ней, если бы у нее не было с собою руля веры и якоря надежды?!

    Вот что значит наша жизнь на земле! Рассудите же теперь беспристрастно, о чем мы так безутешно плачем при разлуке с человеком, близким нашему сердцу? О том, что он перестал жить на этом свете… А это значит, что человек отошел от земной суеты, оставил все беды и огорчения, которые для нас еще остаются. Этот странник уже миновал земное поприще, этот воспитанник уже окончил годы учения, этот путник достиг уже берега, он уже проплыл бурное море и вошел в тихую пристань… Почил от суеты, трудов, огорчений. Вот мысль, на которой останавливались при разлуке с близкими многие язычники – люди, не имеющие упования, люди, которые верили и верят, что случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух (Прем. 2, 2, 3). Так верят язычники и по своей вере весело празднуют на курганах родных и друзей. Благодарение Господу, мы не язычники и поэтому, взирая на смерть как на окончание всех бедствий и горестей жизни, с благоговением и радостью можем повторить то, что сказал апостол Иоанн: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 13). Но смерть – это не только конец нашей суетной жизни, она также и начало новой, несравненно лучшей жизни. Смерть есть начало бессмертия, и вот новый для нас источник утешения при разлуке с близкими и родными, источник, из которого и Сам Спаситель почерпнул утешение для Марфы, оплакивавшей смерть брата своего, Лазаря, когда сказал: воскреснет брат твой (Ин. 11, 23). Не будем здесь подробно доказывать истину бессмертия нашей души и воскресения тела, ведь каждый христианин исповедует священный догмат: чаю воскресения мертвых! Для человека, который потерял кого‑либо из близких сердцу, большой отрадой может быть убеждение, что человек, которого он оплакивает, не умер, а жив душой, что будет время, когда он воскреснет не только с душой, но и с телом. А эту столь отрадную истину каждый легко может увидеть и в природе видимой, и в собственной душе, и в Слове Божием, и в истории.

    Посмотрите на солнце: утром оно, как младенец, появляется на небосклоне, в полдень оно сияет с полной силой, а вечером, как умирающий старец, заходит за горизонт. Но меркнет ли оно в то время, когда наша земля, простившись с ним, покрывается ночным мраком? Нет, конечно, оно светит по‑прежнему, только по другую сторону земли. Не ясный ли это образ того, что и наша душа (светильник нашего тела) не гаснет, когда тело, разлучившись с ней, скрывается во мраке могилы, а горит, как и прежде, только на другой стороне – на небе?

    Вот и земля проповедует ту же отрадную истину. Весной она является во всей красоте, летом приносит плоды, осенью теряет силы, а зимой, будто саваном умершего, покрывается снегом. Но уничтожается ли внутренняя жизнь земли, когда ее поверхность мертвеет от холода? Нет, конечно, для нее снова наступит весна, и тогда она снова явится во всей красоте, с новыми свежими силами. Это образ того, что и душа, эта жизненная сила человека, не гибнет, когда мертвеет ее бренная оболочка, что и для умершего наступит прекрасная весна воскресения, когда он не только с душой, но и с телом восстанет для новой жизни.

    Душа, эта жизненная сила человека, не гибнет, когда мертвеет ее бренная оболочка, и для умершего наступит прекрасная весна воскресения, когда он не только с душой, но и с телом восстанет для новой жизни.

    Но что говорить о солнце, земле, когда и самые прекрасные цветы, небрежно нами попираемые, только на время теряют свое бытие, чтобы потом опять явиться в такой красоте, что и сам царь Соломон не одевался так, как каждый из них? Словом, в природе все умирает, но ничто не погибает. Разве возможно, чтобы только одна душа человеческая, для которой все земное было создано, со смертью тела навсегда прекратила свое бытие?! Конечно же, нет!

    Милостивый Бог единственно по Своей благости сотворил человека, украсив его Своим образом и подобием, славою и честью увенчал его (Пс. 8, б). Но в чем бы отразилась Его благость, если бы человек прожил на земле пятьдесят, сто лет, часто в борьбе с лишениями, скорбями, испытаниями, а потом со смертью потерял бы навсегда свое бытие?! Для того ли только Он украсил нас богоподобными совершенствами и от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия (2 Петр. 1, 3), чтобы это прекрасное создание после нескольких десятков лет вдруг уничтожить?! Бог правосуден, а на земле Его что происходит? Как часто путь нечестивых успешен, а добродетель стонет от горя, и порок ликует от радости. Но настанет, несомненно, настанет время праведного суда и воздаяния, когда всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10).

    Жив Бог, жива душа моя! Эту отрадную истину с полной силой раскрывает Слово Божие и подтверждает история. Пророк Даниил говорит: многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12, 2). Вот Исаия взывает: оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! (Ис. 26, 19). И Иов размышляет: когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена (Иов 14, 14). А вот и дивное свидетельство пророка Иезекииля, которому суждено было даже увидеть образ сего воскресения. Он видел поле, усеянное сухими человеческими костями. Вдруг, по Слову Божьему, эти кости пришли в движение и стали приближаться одна к другой, каждая к своему составу, потом на них появились жилы и выросла плоть, они покрылись кожей, потом вошел в них дух жизни, и они ожили. Вслушайтесь еще в слова доблестной матери Маккавеев, измучившейся из‑за ужасных страданий ее сыновей‑мучеников, в слова, сказанные ею последнему, самому младшему, сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, будь достоин братьев твоих и прими смерть, чтобы я, по милости Божией, опять приобрела тебя с братьями твоими!» Эта дивная мать, после мученической кончины ее семи сыновей сама потерпевшая ту же кончину, только тем и утешалась, что после своей смерти опять будет неразлучно вместе со своими сыновьями‑мучениками. Эта утешительная истина, столь ясно открытая в Ветхом Завете, уже в полном свете является в Новом Завете. Ибо что может быть яснее слов апостола: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15, 22, 23). Или что может быть яснее слов Спасителя: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25). Подобных мест в Священном Писании так много и все они так ясны, что не будем здесь их перечислять. И Кто же это говорит? Это Сын Божий, слова и обетования Которого так верны, что доколе не прейдет небо и земля, ни одна… черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18). Это Всемогущий Господь, Который во время Своей земной жизни не только исцелял больных, укрощал бури и ветры, изгонял бесов, но и воскрешал мертвых. Это величайший Пророк, Который что ни предсказал, все исполнилось в свое время со всей точностью и полнотой!