В целом все функции социальных конфликтов можно разбить на две группы: конструктивные (позитивные) и деструктивные (негативные). По отношению к участникам конфликта он может играть как положительную, так и отрицательную роль.
Говоря о первой группе функций , следует отметить следующее.
Конфликт устраняет полностью (или частично) противоречия, возникающие в силу несовершенства организации, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. При разрешении конфликтов в большинстве случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке.
Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.
Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.
Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение окружающих его людей. Независимо от результата конфликта это происходит чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели. Кроме того, нужно иметь в виду, что межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.
Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (инновационный конфликт). Он высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно. Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека. Он может выполнять функцию сплочения группы. Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины сотрудников, ускорением их реагирования на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.
Что касается второй группы функций , целесообразно отметить явное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние его участников. После завершения конфликта настроение в целом ухудшается и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта. Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых и других заболеваний.
Конфликт формирует негативный образ другого, который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта. Поражение в конфликте отрицательно влияет на самооценку человека.
Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием. Согласно статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта. Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек без достаточных оснований прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы.
Кроме того, конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны. Он влияет зачастую на макросреду и микросреду участников. Степень влияния конфликта на группу прямо пропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит. Она прямо пропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.
Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе. Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются. Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности. Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.
Итак, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду, что они имеют двойственный характер. Четкие критерии различий конструктивных и деструктивных конфликтов отсутствуют. Грань между ними теряет однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конфликта. Подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в отношениях конфликтующих сторон. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях. Он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники: подстрекатели, пособники, организаторы.
Вопросы и задания
1. Какая концепция социального конфликта, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывает его природу? Почему?
2. Что является предметом конфликта и его объектом? Приведите примеры.
3. Проведите анализ известных вам из истории социальных конфликтов.
4. Охарактеризуйте основные группы причин социальных конфликтов. Приведите примеры.
5. Приведите пример конфликта и охарактеризуйте его с точки зрения различных типологий социальных конфликтов.
Слово «конфликт» происходит от (латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Конфликт - явление социальное, поскольку происходит в обществе между людьми. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с конфликтами разного рода, которые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одной из форм (видов) взаимодействия людей, социальных групп, общностей и институтов, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации её целей. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон , т.е. действия, направленные друг против друга.
В основе конфликта лежат противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Необходимо иметь в виду, что противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон, социальных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиции, ценностей и взглядов.
Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность, - по мнению Р. Дарендорфа, - означает вкладываемую участниками энергию и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.
Все социальные явления, события, а также социальные общности (семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с позиций конфликта, результатом которого могут как борьба и разногласия, так и сплоченность, и солидарность людей. В этом – двойственная природа конфликта, выражающая его разрушительное и созидательное начало, и одновременно – та двоякая роль, которую он играет в развитии общества. Социальный конфликт может быть фактором разрушения общества, а может стать своеобразным двигателем его развития.
Макк Р. и Снайдер Р. выделили восемь признаков конфликта (главными они называют пять, подчеркивая, что если эти признаки отсутствуют конфликта нет):
Необходимым условием конфликта является наличие как минимум двух сторон. Причем стороны понимаются достаточно широко. Это могут быть индивиды, группы, классы, даже культура. Сам конфликт, его развитие ведет, по их мнению, к ситуации, в которой реально существует только два противника;
Конфликт возникает в связи с наличием «дефицита» двух видов: «позиционного» и «дефицита источников». Под первым понимается невозможность одновременного исполнения одной роли или функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности. Во втором случае речь идет о недостаточности каких-либо ценностей, так что два субъекта единовременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере;
Конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга. Таким образом, успех одной стороны означает неудачу другой, а само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону;
Действия конфликтующих сторон должны быть направлены на достижение не совместимых и взаимоисключающих целей (ценностей) и, следовательно, сталкиваться;
Важным аспектом конфликтных отношении является власть. При конфликте всегда речь идет о попытке достижения, изменения или сохранения общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны;
Конфликтные отношения представляет собой основу общественных процессов и играют важную социальную роль;
Конфликтный процесс представляет собой временную тенденцию к нарушению взаимоотношений между сторонами;
Конфликтные отношения не разрушает систему, а скорее способствуют изменению социальных норм и ориентации.
При обобщении ряда точек зрения на конфликт можно выделить два наиболее известных подхода.
Первый условно можно назвать структурным ; его главная идея состоит в том, что конфликт определяется через противоречие, присущее в первую очередь социальной структуре (Р. Дарендорф, Е. Бабосов, М. Руткевич, А. Дмитриев и др.). Например, Р. Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения, противоположности норм и ожидании, институтов и групп». Согласно К. Боулдингу , конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.
Второй подход называется функциональным . Наиболее известный его сторонник Л. Козер считает, что конфликт – это такое поведение сторон, которое означает их борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и дефицитные ресурсы с использованием определенной стратегии с целью нейтрализовать или уничтожить противника, т.е. акцент делается на сами действия тех или иных субъектов конфликта.
Для С. Робинса , «конфликт может быть определен как ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное поведение другой».
Крисберг Л. определяет конфликты как «сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон, и каждая сторона вовлечена одновременно также во множество конфликтов».
Английский социолог А. Гидденс под конфликтом имеет «в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».
В отечественной литературе чаще всего используется определение социального конфликта, которое дал Е.М. Бабосов : «конфликт социальный есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».
Запрудский Ю.Г. дает следующее определение: «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».
Зайцев А. определяет социальный конфликт как «силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов или социальных групп на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов».
Здравомыслов А.Г. дает собственное понимание конфликта как важнейшей стороны взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия: «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается под воздействием конфликта», или «конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов».
Для Г.И. Козырева социальный конфликт – «это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности».
В «Кратком словаре по социологии» конфликт характеризуется как высшая стадия развития противоречии в системе отношении людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которое определяется усилением противоположных тенденции и интересов социальных общностей и индивидов.
В «Социологическом словаре» утверждается, что социальный конфликт «складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Они имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты».
Таким образом, социальный конфликт обусловлен остротой имеющегося общественного противоречия. Для конфликта необходимо по меньшей мере две стороны, поскольку конфликт является формой взаимодействия. Конфликт всегда представляет собой попытку что-то достичь, изменить или сохранить с целью контроля за поведением другой стороны. Поведение сторон конфликта должно быть, как правило, осознанным, т.е. предусматривать конкретные выгоды за счет друг друга. Конфликт предполагает определенное соприкосновение и коммуникацию сторон. Участники конфликта переживают или определяют его как такой. Ощущение атмосферы конфликта в этой связи может рассматриваться для сторон желанной ценностью. Конфликт не может быть рассмотрен вне связи с своей органической противоположностью, каким является согласие (консенсус).
Структура конфликта представлена следующими элементами: субъектами (конфликтующими сторонами), предметом, конфликтным действием, средствами и методами действия, полем конфликта, конфликтной ситуацией.
Субъекты и участники конфликта . Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект - это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.
В качестве субъектов конфликта могут выступать индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества, объединенные некоторой целью.
В зависимости от уровня различаются персональные (индивидуальные) и коллективные субъекты конфликтов.
Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликта свои личные интересы. Косвенные участники могут:
А) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
Б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;
В) поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать катализатором конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором в его развитии.
Понятие «сторона конфликта » может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или «третьим участником».
Ранг предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Бородкин Ф.М. и Коряк Н.М. предложили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):
1. Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы.
2. Оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие групповые интересы.
3. Оппонент третьего ранга – структура состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.
4. Высший ранг – это государственные структуры, выступающие от имени закона.
Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает в себя всю совокупность средств и ресурсов как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных.
Окружающая среда состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и др. факторов) и социальной среды – определенных социальных условий, в которых развивается конфликт.
Отношения между субъектами конфликта определяются выбранными ими стратегиями поведения . Общепризнанной является классификация Томаса-Килмена, выделивших пять основных стратегий конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Стратегии поведения в конфликте определяются соотношением активности и конформизма. Как показывает практика, ни одну из базовых стратегий нельзя признать универсально оптимальной.
Объект конфликта – любой реально существующий элемент материального мира или социальной реальности, на который претендуют конфликтующие стороны (например, спорная территория, вакантная должность, обсуждаемый законопроект и др.). Объект непосредственно не зависит от субъекта, так как он имеет «объективную» природу. Например, К. Маркс полагал, что в основе социального (классового) конфликта лежат отношения собственности на средства производства. По мнению Л. Козера, основой конфликтов является дефицит ресурсов, с точки зрения Р. Дарендорфа – власть.
Все объекты подразделяются на основные три вида:
1. Объекты, которые не могут быть разделены на части и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого» конфликта.
Определить объект в каждом конкретном конфликте не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если адвокат докажет, что его подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта чаще всего возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства.
Предмет конфликта более «субъективное» понятие; в нем находят отражение конкретные интересы, цели, ценности субъектов. Предмет раскрывает те или иные характеристики объекта, которые стали причиной противоборства. Например, СССР в период перестройки между представителями коммунистического режима и демократическими силами велась борьба за отмену ст. 6 Конституции СССР, в которой говорилось о руководящей роли партии. Объектом в этом конфликте являлась социалистическая по своей сути Конституция, а предметом – конкретная статья, ставшая в этот период основной преградой на пути демократизации общества. Предмет конфликта – это реально существующая или воображаемая проблема, ставшая причиной противоборства. Иными словами, это материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности субъектов. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы социальной жизни.
Источник конфликта - ситуация или состояние, выражающее противоположные интересы, цели и потребности. Это субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречия мнений или конфронтация. Основание конфликта - это если не объективная, то объективированная причина. Источник конфликта проистекает из основания конфликта, но выражает собою субъективные устремления сторон устранить основания конфронтации в соответствии с тем или иным пониманием каждой стороной справедливостью, правом. Основание конфликта обычно за пределами самой конфликтной ситуации.
Зона (поле) конфликта - включает в себя предмет конфликта, но не сводится к последнему. Предмет, как отмечалось, есть источник и объект противоречия - конфликта, а поле (зона) - все, что составляет сферу конфликтных действий. Зона конфликта - это область, в которой реализуется конфликтное взаимодействие; есть предметная область, в которой источник конфликта является реальной основой превращения действии субъектов в противодействие. Иными словам, это такая зона, в которой источник конфликта может быть осмыслен как основание конфликта.
Главная линия конфликта или ядро конфликта - это сектор поля (зоны), характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиции сторон. Иными словами, это конфликтогенныи фактор, прежде всего противопоставление оппонентов. Скажем, нынешний российский политический режим и социалистическую оппозицию разделяет многое, но ядром конфликта является неприятие оппозицией проводимого курса на капитализация страны.
Если источник конфликта является субъективным или побудительным мотивом действий, то причина конфликта - это ее практический мотив. В некоторых случаях может быть и основание конфликта, и источник его, а сам он вызревает в скрытой, латентной форме и в практических действиях не выражается. Источник конфликта, становящийся мотивом противостояния, трансформируется в причину конфликта. Она тесно связана с поводом - фактом отдельного поступка спровоцировавшего ответное действие. Повод и причина могут быть разными. Повод для конфликта, как правило, переводит одну форму противостояния в другую: обычно из скрытой в открытую, из неявной в явную, острую.
Можно выделить: объективные и субъективные поводы. Объективным поводом служит некоторая форма развития событий, тот или иной факт. Субъективный повод - преднамеренное действие, которое своей целью имеет активизацию конфликта. Первый тип может быть назван непреднамеренным, а второй - преднамеренным. К числу преднамеренных поводов принадлежит провокация. Это действие, которое ставит противную сторону в условия, в которых предельно ограничен выбор ответных действии. Однако не всегда провокация - это программирование только лишь действий оппонента. Часто развитие событий принимает непредсказуемый и неуправляемый характер. В этом плане жертвами провокации могут быть и провокатор, и его жертва.
Инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Он может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектами (субъектом) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий.
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации , которая включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус; уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д. Словом, как по Ленину, одни не могут управлять по старому, а другие не хотят больше жить по-прежнему.
Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся остановкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе - это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризис в обществе может выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо является фоном,накотором развертываемся конфликт.
Бородкин Ф.М. и Коряк Н.М. выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидента по характеру их возникновения:
1. Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы обучения и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава).
2. Объективные нецеленаправленные (естественный ход развития производства приходит в противоречие с существующей организацией труда).
3. Субъективные целенаправленные (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы).
4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись) интересы двух или нескольких сторон – одна путевка в здравницу, а претендентов несколько.
Конфликтное действие, взаимодействие и поведение, средства и методы образуют сам процесс конфликта, а также составляют один из главных его структурных элементов. В литературе выделяется некоторые типы конфликтного взаимодействия: разногласие и доминирование, которые выдвигается в следующие формы конфликтного поведения: конфронтацию, соперничество, конкуренцию. Под конфликтным поведением понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм коллективного поведения:
а) активно-конфликтное поведение (вызов);
б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
в) конфликтно-компромиссное поведение;
г) компромиссное поведение.
Итак, конфликт понимается как форма противоборства субъектов, порождаемая главным образом противоречиями субъективного и объективного характера между интересами.
Функции социальных конфликтов в литературе рассматриваются в рамках двух взаимно исключающих парадигм: восприятия конфликта как диалектически-созидательного факторов (наиболее распространена) и представления о конфликте только как разрушительного явления. Первая парадигма вытекает из признания закономерного характера конфликта. Конфликты способны приводить к успешному разрешению социальных противоречий, структурированию социальных субъектов, становлению новых систем ценностей. Вторая – из восприятия его как патологии. С этой точки зрения конфликтов следует всячески избегать, а в случае их возникновения стараться как можно скорее прекратить.
Функции конфликта следует рассматривать как закономерную взаимосвязь последнего с общественным процессом. В таком ракурсе вопрос о функциях предполагает, во-первых, выяснение объективных последствий для общества; во-вторых, анализ форм выражения и взаимосвязи конфликта с характером общественных структур; в третьих, оценка конфликта всегда носит относительный характер, поскольку он имеет разные последствия для различных участников, а также может оцениваться по-разному в зависимости от точки зрения и доминирующей системы ценностей.
От типа общества, исторического этапа его развития, уровня культуры зависит характер конфликтов, масштабность и острота, способы решения, а, следовательно, и функции.
Социология и конфликтология выделяют две основные функции конфликта – позитивную и негативную.
Позитивной можно назвать такую функцию, которая уменьшает или ликвидирует существовавшие ранее общественные противоречия и напряженность. Она способствует росту эффективности взаимодействия участвующих в конфликте людей, удовлетворению их конкретных потребностей, ведет к более рациональному и справедливому распределению благ, прав или обязанностей в общественной группе.
К позитивным функциям конфликта можно отнести следующие:
1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои силы, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.
5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.
6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.
7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:
Создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);
Социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;
Создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;
Адаптация и социализация индивидов и групп;
Группообразование, установление и поддерживание нормативных и физических границ групп;
Установление и поддерживание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
Установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.
8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем.
Негативной можно назвать такую функцию, которая не устраняет и не ослабевает общественные противоречия, а скорее усиливает их. Это происходит, как правило, в результате столкновения иллюзорных интересов, стихийной разрядки враждебности и предубеждений. Характерной чертой деструктивных конфликтов является то, что они основываются на сильных эмоциях, вследствие чего часто приобретают иррациональную форму.
Конфликт несет в себе негативные функции:
Когда он ведет к беспорядку и нестабильности;
Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
Когда борьба ведется насильственными методами;
Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
Когда возникает угроза жизни и здоровью людей.
Между тем, согласно современным представлениям, конфликт имеет и интегративные эффекты: он позволяет определить проблемы и способствует их решению, укрепляет внутригрупповое единство, межгрупповое сотрудничество близких групп.
В многообразии последствий конфликтов реализуются некоторые общие их функции. Например, Запрудский Ю. разделил все функции на две группы: «материальные» и «духовные», а затем, «отвлекаясь от различий материального и духовного свойства», отметил три наиболее важные общие функции, присущие любым конфликтам: «сигнальную, дифференцирующую и динамическую».
Учитывая, что конфликт есть форма выражения противоречия, его проявления и разрешения, Д.П. Зеркин отмечает следующие общие функции конфликтов:
1. информационно-познавательную – любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет её познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов.
2. интегративную – конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе.
3. дифференцирующую – конфликт является фактором социальной дифференциации – оборотной стороны интеграции.
4. стимулирования адаптации социальной системы или её отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде.
И НЕГАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
И ИХ ПОЗИТИВНЫЕ
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
4.1. Функции социального конфликта.
4.2. Позитивные проявления функций конфликта.
4.3. Негативные проявления функций конфликта.
Что принято понимать под функцией конфликта? Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться прежде всего к понятию ʼʼфункцияʼʼ. В общественных науках функция вообще (от лат. - совершение, исполнение) - но та роль, которую определенный социальный институт или частный субъект выполняет.
Функция конфликта - выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между конфликтом и другими явлениями общественной жизни; это та роль, которую конфликт выполняет по отношению к обществу и (или) его структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам. И первом случае принимаются во внимание последствия конфликта͵ во втором - направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.
Актуален вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедеятельности не только отдельного человека или социальной группы, но и организации, и общества в целом.Большинство тех ученых, кто закладывали фундамент конфликтологии, указывали на конфликты как на средство разрешения социальных противоречий и поддержания равновесия в общественном устройстве. На современном этапе четко выделяются
как осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов, в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми в рамках конфликтного взаимодействия.
Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит персонифицированный
характер.
Размещено на реф.рф
С точки зрения одного субъекта конфликта последний может рассматриваться как положительный, другого - как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность
в оценке характера функции конфликта. Вместе с тем, один и тот же конфликт в различных отношениях и в разное время может оцениваться с противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функций конфликта.
Сказанное подтверждает вывод о том, что конфликт - функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций должно рассматриваться конкретно.
Нередко имеют в виду и некий объективный критерий
оценки функций конфликта. В случае если социальный конфликт способствует развитию более широкой социальной системы, он имеет функциональный характер, и наоборот, в случае если социальный конфликт ограничивает, тормозит развитие более широкой социальной системы, он носит дисфункциональный характер.
Размещено на реф.рф
Нередко приходится сталкиваться с функциональной противоречивостью конфликта - не все, что идет на пользу развитию более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов.
Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам, в связи с этим его функции характеризуются с учетом как позитивных, так и негативных последствий.
Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональное разнообразие конфликтов по результативной направленности, т. е. полезным и вредным последствиям.
Можно выделить ряд функций, имеющих наиболее существенное значение в рамках существования социума в целом, или организации, в частности, либо в деле управления поведением персонала.
Интегративная (объединяющая) функция- одна из основных функций конфликта͵ благодаря которой достигается интегрирующий эффект, которая влияет на устойчивость и стабильность социальной системы, формирование и консолидацию групп, соотношение индивидуальных и коллективных интересов, переналадку управленческого механизма. Интеграция выигрывает в тех конкретных ситуациях, когда конфликт приводит к объединению совместных усилий на базе согласования взаимных интересов, и проигрывает, в случае если конфликтное столкновение наносит трудно восполнимый ущерб организованности и единству коллектива. Вместе с тем, сама задача решения возникших проблем объединяет людей. В поисках ныхода из конфликта вырабатываются взаимопонимание и чувство причастности к решению общей задачи.
Функция активизации социальных связей - придание взаимодействию людей и их отношениям большей динамичности и мобильности, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно шятой организации.
Функция сигнализации об очагах социальной напряженности. Конфликтное столкновение позволяет не только обнаружить нерешенные проблемы и серьезные упущения в рамках социального процесса, но и предоставляет возможность для открытого выражения потребностей, интересов и устрем-мений людей, их неудовлетворенности или протеста.
Инновационная функция. Конфликт значим как средство инновации, содействия творческой инициативе. В конфликтных условиях люди яснее осознают как свои, так и чуждые им интересы, объективные тенденции и противоречия общественного развития, крайне важно сть преодоления препятствий на пути прогресса и достижения максимальной пользы.
Функция трансформации (преобразования) межличностных и межгрупповых отношений. Конфликт, поляризуя и сталкивая противоположные силы, одновременно содействует как деформации или разрушению старых, так и возникновению новых межличностных или межгрупповых отношений.
Информационная функция. Конфликт, как правило, расширяет возможности получения информации о состоянии организации, взаимоотношениях ее членов, занятых совместной деятельностью. Он обогащает кругозор участников конфликта и повышает уровень их осведомленности друг о друге, способен служить источником жизненного опыта͵ средством обучения и воспитания, а также зондирования настроений в том или ином коллективе.
Профилактическая функция. Конфликт способствует предотвращению более разрушительных противоборств, предупреждению столкновений с потенциально значительным материальным ущербом и нравственными потерями.
Функция социальных изменений. Конфликт может содействовать изменению или обновлению внутригрупповых или индивидуальных норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов, подгрупп или социальной системы в целом.
Адаптивная функция. Конфликт должна быть способом адекватного приспособления социальных и индивидуальных норм к изменившимся обстоятельствам.
Функция распада социальной структуры. Конфликт может нести в себе опасность распада социальной структуры в том случае, в случае если конфликтующие стороны больше не разделяют тех ценностей, на которых базировалась социальная группа, и в результате конфликта не удается консолидировать социальные группы на базе новых норм и ценностей.
Социальный конфликт (от лат.confliktus - столкновение) — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Представляет собой одну из разновидностей социального конфликта.
Слово « » (от лат.confliktus ) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы. Так, в представлении К. Маркса в классовом обществе основной социальный конфликт проявляется в виде антагонистической классовой борьбы, кульминацией которой является социальная революция. По мнению Л. Козера, конфликт является одним из видов социального взаимодействия, в ходе которого происходит «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников». В трактовке Р. Дарендорфа социальный конфликт представляет собой различные по интенсивности виды столкновений между конфликтующими группами, в которых классовая борьба является одним из видов противоборства.
Представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Однако не всякое противоречие перерастает в конфликт. Понятие противоречия по своему содержанию шире понятия конфликта. Социальные противоречия являются основными детерминирующими факторами социального развития. Они «пронизывают» все сферы социальных отношений и в большинстве своем не перерастают в конфликт. Для того чтобы объективно существующие (периодически возникающие) противоречия трансформировались в социальный конфликт, необходимо, чтобы субъекты (субъект) взаимодействия осознали, что то или иное противоречие является препятствием на пути достижения ими жизненно важных целей и интересов. По мнению К. Боулдинга, конфликт возникает, когда «созревшие» противоречия осознаются сторонами как несовместимые и каждая из сторон стремится завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны. Поэтому конфликтные противоречия носят субъективно-объективный характер.
Объективными считаются противоречия, которые реально существуют в обществе независимо от воли и желания субъектов. Например, противоречия между трудом и капиталом, между управляющими и управляемыми, противоречия «отцов» и «детей» и т. д.
Кроме объективно существующих (возникающих) противоречий в воображении субъекта могут возникнуть мнимые противоречия, когда объективных причин для конфликта нет, но субъект осознает (воспринимает) ситуацию как конфликтную. В этом случае можно говорить о субъективно-субъективных противоречиях. Возможна и иная ситуация, когда реально существуют конфликтные противоречия, но субъект считает, что достаточных причин для конфликта нет.
Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, порождают открытую борьбу сторон, противоборство.
Причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных (в том числе эмоционально-психологиче- ских) различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт но сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. с. действия субъектов, направленные друг против друга.
Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта, какие цели преследуют субъекты противоборства, какими установками «руководствуются» конфликтующие стороны и т. д.
Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:
Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.
Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.
Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние. Поэтому более полная структура социального (политического) конфликта будет рассмотрена ниже.
Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии - конфликтология. Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.
Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.
Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.
Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.
Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основными признаками конфликта являются:
Большое значение для социологического анализа социальных конфликтов имеет выделение основных типов. Существуют следующие разновидности конфликтов:
1. по количеству участников конфликтного взаимодействия:
2. по направленности конфликтного взаимодействия:
3. по источнику возникновения:
4. по своим функциям:
5. по длительности протекания:
6. по своему внутреннему содержанию:
7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:
8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семей но-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.
Анализ протекания конфликта проводят в соответствии с его тремя основными стадиями: предконфликтная ситуация, непосредственно конфликт и стадия разрешения.
Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.
Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника. Сами действия бывают двух видов:
Основным образом действий при скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление, означающее, что один из соперников через «обманные движения» пытается заставить другого человека действовать так. как выгодно ему.
Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:
Существуют различные методы разрешения конфликта:
Последствия конфликта могут быть:
1. позитивными:
2. негативными:
Разрешение конфликта может быть:
Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.
Конфликт выполняет самые разнообразные социальные функции, как положительные, так и отрицательные. Существуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта.
Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и где существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило способствует большой жизнеспособности, динамизму ивосприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой
Вот некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.
1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающиевотношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.
2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.
3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.
4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.
5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.
6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.
7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:
Создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);
Социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;
Создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;
Адаптация и социализация индивидов и групп;
Группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
Установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений,
Установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.
8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.
Конфликт несет в себе негативные функции:
Когда он ведет к беспорядку и нестабильности;
Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;
Когда борьба ведется насильственными методами;
Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;
Когда возникает угроза жизни и здоровью людей. К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов, и в частности конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.
Типы социальных конфликтов.
Внутриличностные конфликты
Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого человека, от способности и возможности жить в согласии (в гармонии) с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).
Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт, как и любой другой социальный конфликт, предполагает конфликтное взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.
Любое действие человека представляет собой и взаимодействие с Другим внутри него самого, и противодействие Другому как участнику диалога. Но конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающие тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.
Выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных стремлений:
а) конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);
б) конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);
в) конфликт социальных норм (дуэль и церковь). 7
Одним из видов внутриличностного конфликта является неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.
Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и нередко превосходство для одного означает неудачу для другого. Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство самоуважения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное взаимодействие, а христианская мораль проповедует братскую любовь людей друг, к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а реальная жизнь становиться препятствием на пути их удовлетворения. В таких условиях окружающая человека среда становится одним из основных источником внутриличностных конфликтов.
Нетрудно заметить, что в примерно одинаковых конфликтных ситуациях разные люди ведут себя далеко не одинаково. Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях: «Первый тип - агрессивное поведение, способствующее развитию конфликта; второй - поведение, свидетельствующее о склонности к компромиссу; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта». 8 В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не встречается, но большинство людей, с определенными оговорками, можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.