Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Слепой ведет незрячего. "притча о слепых" - диагноз брейгеля духовному состоянию общества

Слепой ведет незрячего. "притча о слепых" - диагноз брейгеля духовному состоянию общества

Многие, хотя бы краем уха, слышали, что был такой голландский художник Брейгель. Но на самом деле была целая художественная династия. Её основателя Питера Брейгеля именуют Мужицким, а продолжателей - его детей - Питера и Яна - называют Адским и Бархатным.

Отец одним из первых в мире обратился к народной теме и раскрыл ее наиболее ярко. Наблюдая происходящее будто с высоты птичьего полета и разделяя композицию на отдельные эпизоды, он показал безумие мира. Его полотна напоминают прямо-таки броуновское движение.

В числе самых странных работ, созданных с использованием такого приема, является картина «Нидерландские пословицы» . На ней - почти 100 сцен, лихо высмеивающих лицемерие, жадность, тщеславие и многие другие пороки.

Всё полотно довольно небольшое - всего 117х164 сантиметров, но чтобы рассмотреть всё понадобится много времени. Тем более, что там ещё есть и броские подписи. Это напоминает современные книги-гляделки, комиксы и виммельбухи, которые очень нравятся не только детям.

Порой миниатюры сложно расшифровать, некоторые сценки многозначны, какие-то выражения просто исчезли из языка... Хотя несомненно, что его современникам всё там было предельно ясно и, говоря нынешним языком, по приколу.

Большинство же составляющих понятно и нам сейчас. Эти пословицы используются до сих пор почти по всему миру. Ведь пороки, увы, остаются и даже часто усиливаются...

Есть на полотне совсем маленькие фигурки, например, трое людей с длинными палками, бредущих у берега моря на заднем плане. Пословица, изображенная на этой сценке, взята из Евангелия от Матфея.

Фарисеи считали, что человек бессилен перед лицом рока. Иисус Христос сказал про них: «...всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они - слепые вожди слепых ; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Известную притчу часто включали в различные собрания назидательных историй, популярных в ту эпоху. Произошедшая он неё пословица обличала глупость и незнание, которые приводят к плачевным результатам.

К сожалению, глупость человеческая неискоренима и вечна, а слепые и калеки тогда постоянно ходили по дорогам, просили милостыню по всем городам, деревням и прочим весям.

В связи с популярностью и узнаваемостью сюжета через девять лет Питер Брейгель Старший создал на ту же тему было полноценное полотно, ставшее, пожалуй, самым наиболее известным и значительным его творений - «Притча о слепых» или просто - «Слепые».

К сожалению, оригинал дошел до нас далеко не лучшем виде, но зато существует сразу несколько более поздних копий, позволяющих понять первоначальный замысел художника.

На картине - шесть слепых, опираясь на посохи и держась друг за друга, гуськом спускаются вниз. Движутся они слева направо по нисходящей. Именно это направление движения становится важным ключом к пониманию смысла.

Обращает на себя внимание также находящаяся по центру невдалеке устремленная в небо церковь. Она противопоставляется слепцам. «Притча о слепых» - диагноз Брейгеля Старшего духовному состоянию общества.

Первый из слепых оступился и уже упал в воду - в нелепой позе он выглядит совершенно беспомощно. Второй, запнувшись, тоже летит вниз следом за ним, увлекая за собой третьего, который все больше наклоняется вперед.

Все остальные, идущие цепочкой за поводырем, пока даже совершенно ничего не подозревают о случившемся, но они уже также неизбежно обречены . Это - просто дело нескольких секунд... В данном случае.

При следовании же за уже давно павшими духовными слепцами, душевное падение последователей может растянуться на годы и даже на всю жизнь, но оно также неизбежно.

Жестокое отношение к слепым в Нидерландах в то время характеризуется потехой, когда слепым выдавали крепкие палки, с помощью которых они должны были до смерти забить поросенка. Часто они ошибались, осыпая ударами друг друга, что вызывало у публики неимоверное веселье.

Драматизм подчеркивается достоверностью деталей: игрой на лютне, которую нес упавший поводырь, они зарабатывали себе на жизнь. Изображения слепых также очень реалистичны. Об этом свидетельствуют авторитетные офтальмологи.

Например, французский доктор Антуан Торрильон пишет: «У одного... роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, - явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».

Он ехидно рассказывает, как воспринимали ухудшение зрения нидерландские медики XVI века: считалось, что человек хуже видел из-за "ядовитых паров, подымавшихся из желудка и оседавших в мозгу", поэтому надо было, "освежив дыхание гвоздикой или сладким укропом, подуть в глаз страждущему..."

Человек, невидящие глаза которого обращены на зрителя, скорее всего, ранее был зряч, но потом потерял зрение в драке или был наказан за преступление (за воровство могли отрубить кисть руки и/ или выколоть глаза).

В целом же, запечатленное на картине растянутое падение слепых, представляет собой не только наглядный пример глупости, но и общую душевно-духовную слепоту мира. Эту работу сравнивают с пляской смерти. Ведь на полотне - бренность и хрупкость человеческой жизни.

Катерина Маслова

Слепой ведет слепого

Слепой ведет слепого
Из Библии. Новый Завет (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 14), слова Иисуса Христа: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Иносказательно: о плохих руководителях, вождях и покорной им невежественной толпе, которые стоят друг друга (ирон., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Слепой ведет слепого" в других словарях:

    - (тот и другой не знает, куда бредет) Слепой слепому (зрячему) не указчик. Слепой (иноск.) ослепленный безрассудством, страстью Ср. Cæcus monstrat viam. Ср. Ut si caecus iter monstrare velit. Если б слепой хотел показать дорогу. Horat. Ep. 1, 17,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Слепой. Слепой Жанр детектив / боевик Создатель Андрей Воронин Елена Караваешникова В главных ролях Сергей Маховиков Мария Порошина … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

    Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Ис.42:19 Иер.5:31 Лук.6:39 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ПРЯМАЯ КИШКА - ПРЯМАЯ КИШКА. Содержание: I. Анатомия..................... 590 II. Методы исследования заднего прохода и п. к. 5 98 III. Патология П. к.................. 599 I. Анатомия. Прямая кишка (rectum) представляет собой конечный отдел кишечника; она… …

    КИШЕЧНИК - КИШЕЧНИК. Сравнительно анатомические данные. Кишечник (enteron) представляет собой б. или м. длинную трубку, начинающуюся ротовым отверстием на переднем конце тела (обычно с брюшной стороны) и кончающуюся у большинства животных особым, анальным… … Большая медицинская энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Возвращение в Панджруд , Волос Андрей , Длинна дорога от Бухары до Панджруда, особенно если идти по ней предстоит слепому старику. Счастье, что его ведет мальчик-поводырь - где найти лучшего провожатого? Шаг за шагом преодолевают… Категория: Современная отечественная проза Издатель: ОГИ ,
  • Дети подземелья. Слепой музыкант , Короленко Владимир Галактионович , В книгу вошли два хрестоматийных произведения В. Г. Короленко. `Дети подземелья` - повесть о неожиданной дружбе сына судьи и бездомного мальчишки. Недолгие, но очень искренние отношения не… Категория: Для детей Серия: Книги на все времена Издатель: Энас-книга , Производитель:

Которые цепочкой движутся вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой падает на него. Третий, связанный со вторым посохом , последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чём не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. В шести фигурах представлено шесть различных фаз падения. Искусствоведы также обращают внимание на то, что двое (второй и четвёртый) в цепочке не просто слепые - они были ослеплены насильственно.

Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых (Матф. ): «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Вот как описал впечатление от этого произведения австрийский историк искусства Макс Дворжак в книге «История искусства как история духа»:

С возвышения, которое подчёркнуто острыми крышами двух крестьянских домов в верхнем левом углу картины, спускаются по плотине слепые. Последние из них движутся еще в привычном темпе, вертикально, медленно, шаг за шагом, как автоматы. Они ещё не знают, что случилось впереди. Плотина делает поворот, вожак этого не замечает и падает через откос в углубление, которое в правом нижнем углу образует контрапост подымающимся крышам домов в левом углу. Между этими двумя полюсами и развёртывается теперь трагическая судьба. Слепые, связанные друг с другом руками, положенными на плечи, и шестами, образуют цепь, которая внезапно, благодаря тому, что вожак оступился, натягивается с большою силою. Следствием является жуткое, быстрое нарастание падающего движения. Обе средние фигуры уже готовы упасть, и механическое шагание вперед превращается у них в неуверенное спотыкание; слепой сзади вожака падает, а там, дальше, пропасть поглощает уже и вожака. В соответствии с этим наблюдается превращение фигурного мотива от прочного, как глыба, стояния к податливому сдаванию и, наконец, к массе, статически и органически не контролируемой; начиная с управляемого или полууправляемого тела вплоть до катящегося камня, или, в духовном выражении, «в этих жутко индивидуализированных удивительных головах, - как говорит Ромдаль, - видно ступенчатое нарастание страха», и всё это делается ещё более страшным и захватывающим в связи с тупой безвыразительностью, свойственной слепым. Так строится на подвижном контрапостном действии барочной пространственной диагонали грандиозная по трагизму тема. Подобно тому, как композиционная диагональ резко и словно безжалостно противопоставлена красивому течению линий и гармоническому распределению масс в пейзаже, так, с другой стороны, безмятежность и неподвижный покой этого пейзажа резко контрастируют с разыгрывающейся на его фоне катастрофой. Кроме охваченных ею, нигде не видно ни одного человека, - только корова спокойно пасётся на берегу пруда, в который падают слепые. Природа безучастна, и даже покажись она теснее связанной с индивидуальной человеческой судьбой, то это слияние лишь однократно; судьба человека - ничто в сравнении с всеобщностью природы и её непреложными законами. Гибель слепых - чередование моментов вторжения природы в индивидуальную судьбу, моментов, следующих друг за другом так быстро, что художник мог изобразить их как одно страшное мгновение, однако природа непреходяща, и она пребывает по ту сторону от человеческих масштабов, с которыми связано жалкое человеческое существование.

Фигуры старой притчи приобретают у художника всеобщую глубокую человеческую значительность. «У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы», - говорит Ромдаль, который сравнивает - со стороны полнейшей законченности в овладении темой - картину Брейгеля с «Тайной вечерей » Леонардо… «Брейгель изображает маленький, потрясающий, но по своему значению повседневный эпизод. Где-то несколько бедных слепых сделалось жертвами несчастного случая. Никто не обратит на это внимания, вряд ли даже, что один или другой их родственник прольёт по ним слезу; жизнь в природе и жизнь людей идёт своим чередом дальше, как будто только лист упал с дерева. Но в том-то и заключается новое, что такой незначительный факт, с такими незначительными героями поставлен в центр мировосприятия. То, что кажется, случаем, единичным, временно и местно ограниченным, то, что представляется исторически незначительным событием, воплощает судьбу, которой никто не может избежать и которой человечество в своей всеобщности слепо подчинено. Вечные незыблемые законы и силы природы и жизни господствуют над волей, страданием и ощущением; они безжалостно определяют жизнь отдельного человека, и там, где мы думаем вести, нас, оказывается, ведёт скрытое для нашего понимания назначение, словно незрячих в пропасть».

Некоторые искусствоведы идентифицируют изображённую Брейгелем церковь как церковь св. Анны в бельгийском Дильбеке .

Примечания

Литература

  • Rose-Marie und Rainer Hagen: Meisterwerke im Detail Band 2, Taschen Verlag Köln 2003. ISBN 3-8228-1371-0
  • Sudhoff, Heinke: Ikonographische Untersuchungen zur "Blindenheilung" und zum "Blindensturz". Ein Beitrag zu Pieter Bruegels Neapler Gemälde von 1568. Bonn 1981.
  • MAX DVOŘÁK, Kunstgeschichte als Geistesgeschichte Studien zur Abendländischen Kunstentwicklung, München (1924)
  • Дворжак M. История искусства как история духа / Пер. с немецкого А. А. Сидорова, В. С. Сидоровой, А. К. Лепорка, под общей ред. А. К. Лепорка. - СПб. : Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001. - 336 с. - (Мир искусств).
  • Львов С. Л. Питер Брейгель старший. - М. : Искусство, 1971. - 204 с. - (Жизнь в искусстве).

Питер Брейгель Старший

История не сохранила точной даты рождения Питера Брейгеля Старшего. Считается, что он родился между 1525 и 1530 годами, в небольшой деревушке к востоку от славного торгового города Антверпена. Почти пять столетий, миновавшие с тех пор, стерли в памяти людей подробности его жизни, пощадив лишь немногие из созданных им картин. Они и являются бесспорными свидетелями яркой судьбы их создателя.

Споры вокруг личности и творческого наследия Брейгеля Старшего не умолкают до сих пор. Какие взгляды исповедовал, чьим приверженцем и выразителем был этот один из самых независимых умов в истории человечества? Для одних исследователей он - философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью. Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения. Третьи - что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище «Мужицкий». И все искусствоведы отмечают на его картинах пейзаж. Это относится не только к знаменитой серии «Времена года», но и к другим полотнам Питера Брейгеля Старшего. Брейгель открывает зрителю цепи вздымающихся гор, безбрежные морские просторы, вереницы плывущих в небе туч. Их роль в ландшафтной живописи была огромной уже в то время, а выражение духа природы поражает зрителя и до сих пор. Но художник не просто пишет пейзаж, он создает через него свою картину мира, в которой его интересуют не конкретные явления природы, а сама природа в своем вечном круговороте и место человека в ней. Для Брейгеля человек и все созданное его руками не существуют вне природы, человек живет в ней и ей же противостоит.

Творчество Брейгеля как бы сменило своего субъекта - вместо человека им стал мир, природа, а человек уменьшился до микроскопических размеров, затерялся среди великих просторов Земли. Отчасти в этом сказался кризис былой веры в человека, но вместе с тем (в результате великих географических открытий) и беспредельное расширение мира и кругозора. Это была принципиально новая концепция эстетической ценности природы, которая (возвеличивая природу) вместе с тем подчеркивала, что человек - величина бесконечно малая и незначительная.

В некоторых ранних картинах Брейгеля человек просто незаметен, а в ряде случаев он изображается как будто только затем, чтобы оттенить величие природы. Это относится и к его картине «Битва Поста и Карнавала», на которой веселятся маленькие, суетные фигурки гуляк, ряженых, монахов, торговок, музыкантов, зрителей, игроков, пьяниц. Они водят хороводы, устраивают шествия, покупают рыбу, плюют, играют в кости, кричат, дудят на волынках, строят всякие штуки, глазеют по сторонам. На этой картине нет ничего неподвижного: люди снуют между домами, выглядывают из дверей и окон, что-то несут, держат или просто размахивают руками. Даже вещи сдвигаются со своих мест и проникают друг в друга: нож втыкается в хлеб, из превращенного в барабан кувшина торчит пестик, из мисок вылезают поварешки или куриные лапы. Но весь этот веселящийся Вавилон занятен столь же, сколь и ничтожен. Между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Брейгель с пристальным вниманием продолжает вглядываться в людей, он даже находит в их копошащемся муравейнике красоту, и все равно герои его остаются когда забавными, а когда гротескными и даже зловещими.

Только в двух картинах Брейгеля - «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба» - впервые в качестве героя на Олимп искусства взошел простой мужик, причем не в качестве второстепенного персонажа: зритель получил возможность разглядеть его с близкого расстояния. Пусть эти герои грубые и бесшабашные, но зато они смелые и сильные люди, которые умеют постоять за себя в реальной жизни.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.

В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. В основу «Слепых» легла библейская притча о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. Пережитые события словно заставили Брейгеля вспомнить кальвинистское учение о трагической слепоте всего человечества, не ведающего своей судьбы и покорного воле предначертанного зрелища. Шесть фигур, пересекая холст по диагонали, идут, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг. И хотя зрелище это облечено в бытовую сцену, ее внутренний человеческий смысл поднимается до трагедии вселенского масштаба.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника. И, наконец, самый последний нищий - падающий. «Взгляд» его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Еще ужасней и глубже бездна, в которую человека часто увлекает его собственная глупость. Пороки лишают его жизнь красоты и гармонии, превращая в слепца, для которого навсегда закрыта радость созерцания божественной природы. На картине, словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц. От тупого и животно-плотоядного последнего слепца через других - все более алчных, все более хитрых и злобных - стремительно нарастает осмысленность, а вместе с нею и отвратительное духовное уродство обезображенных лиц. И чем дальше, тем осмысленнее становится соединение порока, все очевиднее духовная слепота берет верх над физической, и порок (как проказа) разъедает их лица, духовные язвы приобретают на картине общечеловеческий характер. Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно.

Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это люди, однако перед зрителем предстают не символ и не аллегория, перед ними только реальный факт, но доведенный в существе своем до предела, до трагедии невиданной силы. Только один из слепцов, уже падающий, обращает к зрителю свое лицо. И «взгляд» его завершает путь остальных - жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными. Единство человека и природы, отчасти присутствовавшее во «Временах года», здесь распалось окончательно. Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Из книги Книга лидера в афоризмах автора

ПИТЕР Лоуренс Питер (1919–1990) – канадский педагог, ставший американским теоретиком менеджмента и писателем. Человек не знает, что он знает, пока он не узнает, чего именно он не знает. Займитесь кротовыми кочками, а горы сами о себе позаботятся. Самое трудное в жизни – это

Из книги История искусства как история духа автора Дворжак Макс

Из книги Пинакотека 2001 01-02 автора

Хендрик Ван Бален и Ян Брейгель Старший сотрудничают с мастером музыкальных инструментов Вадим Садков Хендрик ван Бален (1575-1632) Ян Брейгель Старший (1568-1625) Состязание Аполлона и Пана Около 1610 Дубовая парке тированная доска, масло. 48,5 х 114,5 Частное собрание, МоскваНесмотря

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Брейгель, Питер О Питере Брейгеле можно иметь, к сожалению, далеко не полное понятие по копии, исполненной его сыном с картины “Проповедь св. Иоанна Крестителя”, являющейся не чем иным, как изображением современных художнику паломничеств, если не политических митингов.

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

Ост, Якоб ван Старший Какой-то стиль Людовика XIV сказывается и в прекрасной картине ван Оста (1600 - 1661), изображающей двух престарелых супругов, поклоняющихся Мадонне и Младенцу Христу. Ост, вроде Ромбутса, был в первой половине своей деятельности убежденным караваджистом

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Брейгель, Ян Сын великого Питера Брейгеля, Ян, прозванный “бархатным”, один из наиболее типичных мастеров для того момента культуры, в которой он жил. Это художник для “кабинета редкостей”, для кунсткамеры. Не то чтобы он был лишен подлинного декоративного дара или

Из книги Бескорыстие автора Богат Евгений

Стенвейк, Хендрик Старший Врис был один из главных северных представителей Ренессанса, но лучший ученик его Стэнвейк (принужденный бежать во время религиозных смут и умерший во Франкфурте - городе Эльсгеймера) специализировался на готических церквах, в которых он любил

Из книги автора

Кваст, Питер Янс Портрет разнузданной девицы (вероятно, “военной куртизанки”) и смешной “Хирург” Кваста принадлежат к самым красочным картинам в этой группе, и наконец, баталии Паламедеса полны огня и изящны по

Из книги автора

Гоох, Питер де Прекраснейшими иллюстраторами “светского быта”, наряду с Терборхом и Метсю, были Вермер Делфтский и Питер де Гоох. Первый, сформировавшийся на образцах Рембрандта и Фабрициуса, принадлежит вообще к величайшим мастерам живописи в тесном смысле слова и к

Из книги автора

Босх, Питер ван ден Редкого мастера П. ван ден Босха (1613 - 1660?) мы имеем прелестную в тоне картинку “Чтение Библии” (В наст. время - “Старуха за чтением”).

Из книги автора

Лар, Питер ван Начинают эту категорию два художника: гарлемец Питер ван Лар, прозванный Бамбоччо (1590 - 1674), и его двойник, фламандец Ян Миль (1599 - 1664). Искусство Лара отличается от искусства таких “итальянских голландцев”, как Пуленбург, тем, что он определеннее примкнул к

Из книги автора

Клас, Питер О характере живописи этой группы художников дает понятие лишь монохромная картина Питера Класа, помеченная 1647 годом и изображающая в зеленовато-желтой приятной и “аппетитной” гамме обычный сбор предметов: бокал рейнвейна, ветчину, хлеб и несколько

Из книги автора

Из книги автора

Питер Лоуренс Питер (1919–1990) – канадский педагог, ставший американским теоретиком менеджмента и писателем. Человек не знает, что он знает, пока он не узнает, чего именно он не знает. Займитесь кротовыми кочками, а горы сами о себе позаботятся. Самое трудное в жизни

Из книги автора

Холмс Старший Оливер Уэнделл Холмс (1809–1894) – американский врач и писатель. Главное в нашей жизни не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся. Чтобы достичь заветной цели, мы должны куда-то плыть – иногда по ветру, иногда против ветра, но плыть, а не дрейфовать

По «дороге жизни» шагает старик в монашеском одеянии и низко надвинутом на лицо капюшоне. Из-за краев капюшона выступают длинный крючковатый нос старика и остроконечная седая борода; видны также кисти его рук, сложенные в молитвенном жесте. Старик благочестив? Скорее лицемерен, о чем свидетельствует высовывающийся из-под монашеского одеяния красный, имеющий форму сердца, туго набитый кошелек. В связи с этим вспоминается восходящая к Евангельскому тексту сентенция: «Где кошелек, там и сердце». Кошелек этот срезает ножом подкравшийся сзади оборванец-воришка, тело которого заключено в прозрачный шар, символизирующий собой мир.

Перед стариком на том месте дороги, куда он направляет свои шаги, лежат металлические колючки, словно нарочно подброшенные ему под ноги. Колючки выполняют роль, подобную несущим в себе опасность ямам, канавам и прочему. Еще шаг — и старик будет наказан.

Питер Брейгель Старший. «Мизантроп». 1568. Национальный музей, Неаполь. Внизу круга размещены слова: «Так как мир столь коварен,
я иду в траурных одеждах». Два персонажа: мрачный монах-отшельник
и злобный карлик, крадущий кошелек

Вдали на равнине виднеется маленькая фигурка Доброго пастыря с окружающим его стадом белых и черных овец, а у горизонта – ветряная мельница: частый мотив у .

Многие считают, своей картиной «Мизантроп » мастер задал зрителю не столь сложную загадку, как обычно. Они сводят смысл картины к начертанным на фламандском языке словам: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах». Если бы монах был добродетелен, он бы, действительно, мог стать символом оплакивания пороков, свойственных людям. Так как монах — мизантроп (человеконенавистник), смысл картины, на мой взгляд, становится другим…

ПО ДОРОГАМ БРЕДЕТ ЛИЦЕМЕРИЕ, ВСЕ ОБОРАЧИВАЮЩЕЕ
НАИЗНАНКУ: ДОБРО ЗЛОМ, СВЕТ ТЬМОЮ, ПРАВДУ ЛОЖЬЮ.
ЛИЦЕМЕРИЕ НЕ МЕНЕЕ СТРАШНО, ЧЕМ ДРУГИЕ ПОРОКИ: ДУШЕГУБСТВО, ВОРОВСТВО, ПЬЯНСТВО, ЛЕНОСТЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ…


Питер Брейгель Старший. «Калеки». 1568