Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Да винчи креститель. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре

Да винчи креститель. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре

Масло/Доска (1516)

Описание


Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки...

«Иоанн Креститель» - картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще (например, «Женский портрет» Нерокко ди Ланди) и Леонардо да Винчи в частности («Мона Лиза»), целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато.
Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря», «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.

Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи, очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Интерес к личности и творчеству Леонардо да Винчи не ослабевает. Например в фильме «Тайная жизнь «Моны Лизы»» авторы утверждают, что открыли тайну Джоконды и знают, кто позировал художнику для бессмертного образа, ставшего символом европейского искусства.
Другой фильм о Леонардо да Винчи «Код да Винчи», его сюжет не имеет отношения к скандальному одноименному бестселлеру. В фильме люди, комментирующие кадры, несколько эпатирующего вида, но с учеными степенями утверждают, - и выглядядит это довольно убедительно, - что в картинах да Винчи отражена символика секты сторонников учения Иоанна Крестителя - мандеев.

В частности, говорились о некоем жесте, по которому можно определить приверженца данного гностического учения. Это указующий жест - вверх, вниз, в сторону, т.е. не имеющий фиксированной направленности - отставленный указательный палец. Жест, довольно часто встречающийся на картинах Леонардо да Винчи. Его «Иоанн Креститель» палец указывает куда-то вверх.

В другом сюжете «Мадонна в скалах» якобы зашифровано послание о том, что Иоанн является настоящим учителем Истины.
Существует две версии картины "Мадонна в скалах" одна, написанная по всем церковным канонам, находится в Национальной галерее в Лондоне. На ней рядом с Мадонной (как считают искусствоведы) изображен Иисус, которого крестит сидящий рядом с ангелом Иоанн Креститель. Причем Иоанн выглядит младше Иисуса, и держит... крест! Еще одна деталь - ангел изображен с темными крыльями, которые прикрыты ярко-алой накидкой, и более того - с когтистой лапой! Как считают искусствоведы, именно это неканоническое изображение ангела стало поводом для того, чтобы заказчики потребовали перерисовать картину.
Вторая картина "Мадонна в скалах", хранится в Лувре. Предположительно, это - первая версия картины. Здесь ангел указывает на Иоанна (искусствоведы настаивают на том, что рядом с Мадонной сидит Иоанн Креститель, а с ангелом - Иисус). Здесь Иоанн старше Иисуса. Но! Иисус крестит Иоанна, а не наоборот, что противоречит Евангелию. В отличие от лондонской версии «Мадонны», на этой картине нет нимбов.

В общем, смысл фильма сводился к тому, что практически все художественное творчество Леонардо было направлено на то, чтобы донести до потомков правду об истоках христианства.

Прежде не доводилось слышать о том, что Леонардо да Винчи был приверженцем какой-то веры. Известно о его конфликтах с церковью. При том, что его гений был безграничен, он, определенно, владел некими тайными знаниями, полученными извне.
Но откровением стало то, что Леонардо да Винчи причислили к мадееям (кстати, единственной сохранившейся гностической секте) .

Итак давайте рассмотрим все по порядку :

John the Baptist, 1513 -1516гг. Лувр.

Посмотрите внимательно на правую руку . Она не только направлена вверх - она еще изображена без безымянного пальца и мизинца (как у десницы Иоанна Крестителя) .

Madonna of the Yarnwinder. 1501. (Частная коллекция)

1. Что видят на этой картине христиане?
Богоматерь Мария и младенец Иисус

2. Что видят на этой же картине мандеи?
Богоматерь Елисавета с Иоанном Крестителем.

И для тех и для других на картине мадонна, только в пользу второй версии удлиненный крест, который держит в руках младенец - символ Иоанна Крестителя .

Основной постулат мандеев: Истинная миссия - Иоанн Креститель, Иисус и Магомед - лжепророки.

А теперь смотрим на следующие картины:

Madonna of the Rocks. 1482-1486. Лувр

Справа архангел указывает на младенца слева. Так кто из них Иоанн, кто Иисус?

Более поздняя версия:

The Virgin of the Rocks. 1506-1508. Национальная галерея. Лондон

Здесь символ Иоанна Крестителя у младенца слева, т.е. на первой картине архангел указывает на истинного пророка на Иоанна

«Мадонна в гроте» - первое из известных творений Леонардо, созданное в Милане, и стоит у истоков Ломбардской школы.
Различна интерпретация религиозной темы: в лувской версии цветы символизируют главным образом Страсти Христовы, в лондонской - чистоту и покорность Марии.

В Лондонской версии младенец Иисус (если с крестом Иисус), заметно старше младенца Иоанна. Обратите внимание на двуперстное благословение младенца справа. По идее, это жест Иисуса, поскольку мы знаем, что жест Иоанна - «указующий перст».

Это «Спаситель мира» - одна из лучших т.н. ученических версий, от которой остались собственноручные рисунки Леонардо. Рука Иисуса поднята в двуперстном жесте.

«Вакх», изначально «Святой Иоанн Креститель». Был ретуширован в 17 веке.


А. Веццози, «Леонардо»:

«Мадонна в гроте» на протяжении двадцати пяти лет будет предметом спора между Леонардо и Братством непорочного зачатия в Милане. Несмотря на открытие новых архивных документов, картина эта во многом остается загадкой.
Она стала причиной многих конфликтов с момента исчезновения первой версии (сейчас находится в Лувре). Угрозы и жалобы продолжались до тех пор, пока не было заключено соглашение о второй версии (сейчас находится в Лондоне). Приняв заказ 25 апреля 1483 года, Леонардо обязался закончить картину за семь с небольшим месяцев. Подпись же под готовой работой он смог поставить только 23 октября 1508 года.
В этой картине поражает синтез главных леонардовских тем и герметических знаков, загадочных и насыщенных аллюзиями, которые рождают бесконечное множество символических и теологических толкований: грот с водным потоком и цветами в глубине земли, окутанный мистическим лиризмом и тайной. Скалистая пещера и неприступные, теряющиеся вдали горы воплощают геологическую Вселенную в бесконечном пространстве и времени, служат сценой для таинства, связанного со священным событием, и все жесты остаются незавершенными в стремлении постичь это определяющее мгновение истории человечества.
Иконография не соответствует той, что была предусмотрена в договоре 1483 года (Мадонна с младенцем между двумя ангелами и двумя пророками, но без святого Иоанна), что заставляет думать о еретическом замысле Леонардо.

Брошь Богородицы (Брошь, изображенная в центре парижской «Мадонны в гроте», отсутствует в лондонской версии.) представляет чрезвычайный интерес для морфогенеза картины: в ней воплощен некий микрокосм, око преломленного света и глубокой тени, как на тусклом зеркале. Лицо Богородицы находится в точке пересечения нескольких диагоналей, но центром композиции является брошь с двадцатью жемчужинами.

На луврской «Мадонне в гроте» взгляд ангела обращен за пределы картины, по направлению к зрителю, который, однако, уловить его не может. Некоторые считают этого ангела двусмысленным - почти демоном из-за копей на правой ноге. Четыре персонажа лондонской версии, образуя геометрическую, пирамидальную композицию с линиями в форме креста, более свободно располагаются в пространстве. Каждый освещенный элемент обладает своей визуальной динамикой, в частности желтые складки драпировки Богородицы, которые в луврской версии кажутся чистой абстракцией, в лондонской обретают правдоподобие подкладки. Созданная Джакомо дель Майано великолепная рама позолоченного дерева исчезла бесследно, зато сохранились два боковых панно, на которых изображены всего два ангела-музыканта вместо оговоренных заранее восьми музыкантов и певцов.

Virgin and Child with St. Anne. c.1502-1516. Лувр


- это символ Иисуса, которого Иоанн Креститель призывал:

" ...На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира... " (Ин.1.29)

Весьма показательно то, что на картине "Virgin and Child with St. Anne" (композиционные схемы: пирамида и треугольник) Анна держит Марию на коленях. Можно толковать это так, что Мария является преемницей или "духовной дочерью" Анны. Так же возможно, что картина содержит намек на древний обычай усыновления. Происходило это примерно так. Суррогатная мать во время родов разрешалась от бремени, сидя на коленях приемной матери, так чтобы новорожденный оказался между ног второй. Таким образом, символические роды давали приемной матери законное право называть ребенка своим.

На это наброске жесты персонажей вполне узнаваемы. И, главное, понятно, что с указующим перстом - Анна, а никак не Мария.

Помните, конечно, знак Иоанна - ВЫТЯНУТЫЙ УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ ПРАВОЙ РУКИ... а теперь смотрите:

1. Фрагмент картины Madonna of the Yarnwinder. 1501.
2. Эскиз к картине Virgin and Child with St. Anne. 1508.

Внимательно смотрите на палец младенца.

Так кто там (на картине Virgin and Child with St. Anne) божему агнцу, принимающему на себя грех мира, голову то крутит ?

Иоанн и Иисус были родственниками:

"...Святой пророк Захария и праведная Елисавета, жена его из рода Аронова, сестра Анны, матери Пресвятой Девы Марии... "

Т.е. св. Анна - это общая их родственница

Как я говорил сюжет, когда одна женщина сидит на коленях у другой - означает "суррогатная мать".

Опять посмотрим на картину "Virgin and Child with St. Anne" с двух точек зрения:

1. Что видят христиане: на коленях "бабушки" Анны сидит "мать" Дева Мария, рядом младенец Иисус теребит голову агнца.

2. Что видят мандеи: на коленях пожилой сестры Елисаветы (мать Иоанна) (младшая сестра более подошла бы под суррогатную мать - тогда бы и название картины читалось бы более понятно "Virgin and Child with St. Anne", т.е. Virgin -девственница или нерожавшая ) сидит св. Анна, у ног которой Иоанн (обратите внимание - вытянутый палец правой руки прикрыт овечьей шерстью) и теребит голову Агнца Божего (символ Иисуса) ...

«Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц…» (Лк.1:36).

А вспомните самую знаменитую картину Леонардо "Мона Лиза", смотрите:

МONA LISA = M-ad-ON-n-A E-LISA-betta (ital.)

Если Леонардо истинным Миссией считал Иоанна то:
Мона - это сокращенная форма от Мадонна (Богоматерь),
для него Богоматерь, т.е. Мадонна - ЕЛИСАВЕТА - сокр. ЛИЗА

Если наша версия верна и Леонардо изображал Богоматерь мандеев Елисавету, то "Мона Лиза", "Мадонна с младенцем и веретеном" и "Мадонна с младенцем и св. Анна" должны иметь что-то общее... Какой-то неуловимый символ. Смотрим:

Я ещё думал, что это за полосы у них у всех на лбу похожие на сгиб картины. А потом присмотрелся - точно ТРАУРНАЯ ВУАЛЬ (слева хорошо видно).

А вот почему Елисавета изображалась с траурной вуалью:

"...XXIII. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили... "

Нечто очень интересное и на картине, которая является Российским достоянием (хранится в Эрмитаже):

В исторической науке существует очень условная дата окончания Средних веков - 1456 год. На смену им приходит период Возрождения, начавшийся прежде всего в Италии, когда появился большой интерес к античности с ее достижениями в самых различных областях культуры и общественной деятельности.

Высокое Возрождение

В Италии, раздираемой внутренними противоречиями и вдруг происходит выброс духовности - эпоха Возрождения Леонардо да Винчи. В одно и тоже время по улицам ходит мрачный Микеланджело и веселый, окруженный компанией друзей, Рафаэль. Во Флоренции одновременно получают заказ на роспись собора Микеланджело и Леонардо да Винчи, а наблюдать за ходом работ поручают молодому подающему надежды чиновнику Ну, разве это не выброс духовности? Идеалы красоты античности с ее точно выверенными математическими пропорциями статуй и зданий становятся образцом для деятелей искусства. Но они подходят к этому творчески, с большой фантазией, заимствуя только то, что считают возможным и уместным, творчески перерабатывая греко-римское наследие.

Творческое наследие Леонардо

Гений этого человека распространялся почти на все области инженерии и живописи. Он позиционировал себя в основном не как живописец, что было менее востребовано, но как инженер, умеющий создавать оружие, например, или как кулинар, привнесший на кухню новые изобретения и блюда. В Милане он был в том числе распорядителем стола герцога. Он наблюдал как за сервировкой пиршественных столов, так и за готовкой. К инженерным достижениям Леонардо да Винчи относят многочисленные чертежи, по которым можно построить аэроплан.

Человек должен летать, считал этот гений. К числу его инженерных изобретений относят парашют, телескоп с двумя линзами, легкие переносные мостки для армии и многое другое. В своих знаниях анатомии он лет на триста обогнал свое время. Живя в последние годы во Франции, Леонардо да Винчи организовывал придворные праздники, создавал план нового королевского дворца, одновременно менял русло двух рек и планировал канал между ними.

Искусство

По каким-то внутренним причинам искусство мало интересовало Леонардо да Винчи. Произведения, дошедшие до наших времен, относительно немногочисленны.

Еще надо подчеркнуть, что единственный портрет Леонардо, возможно, изображает не его. Да Винчи и работал медленно, и уделял живописи мало времени. Но его разработки в области художественной области так велики и значимы, что находятся на недосягаемой высоте вплоть до наших дней. Его размытые линии, воздушное пространство, окружающие все фигуры и предметы на изображениях, - это то, как мы видим изображаемые предметы в жизни.

Записные книжки

Он носил их постоянно и пришедшую мысль записывал тайным письмом, изобретенным, конечно, им самим. Еще никто до конца не расшифровал записи Леонардо да Винчи. За всю его жизнь собралось около ста двадцати таких книжек, в которых записаны и басни, и анекдоты. В них есть чертежи, эскизы. Главным считал Леонардо не книжные знания, а познание закономерностей и вещей. Очень велико оказалось его стремление двигать науку вперед.

Рукописи

До наших дней дошли рукописи Леонардо, которые он писал не правой, а левой рукой. Он их не печатал, хотя в последние годы жизни такие мысли приходили ему в голову. Он писал не на научной латыни, а на разговорном итальянском языке своего времени - сжато, кратко, точно. Язык его богат, ярок и выразителен.

Поэтому, кроме исторической и научной, записи имеют художественную ценность. Для наших современников по-прежнему актуален написанный им «Трактат о живописи». До нас дошли его басни и шутливые рассказы, а также пророчества и аллегории, эпиграммы.

Картина на доске

Картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи написана ореховым маслом по дереву в 1508-1513 годах. Ее размер 69 х 57 см. Надо сказать, что в те времена к материалам для живописи было совсем иное отношение. Масло стояло и выбеливалось на солнце лет пятьдесят. По шестьдесят, а то и более, лет сушились доски. А краски художник составлял сам, применяя кристаллы, истолченные в порошок.

Итак, Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель».

Молодой Иоанн вполуоборот изображен на темном фоне. Свет на него падает слева. Указательным пальцем правой руки он указывает на крест, его типичный атрибут, и на небо, как бы приглашая зрителя поразмышлять над пришествием Христа и подготовиться к его приходу. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи разговаривает со зрителем глазами, нежно улыбаясь. Его внешний вид характерен для зрелого Леонардо. Одежда отшельника - меховая шкура, в которую он не полностью укрыт. Правое плечо с правильными пропорциями так и осталось оголенным. Иоанн Креститель Леонардо да Винчи имеет длинные кудрявые волосы, которые ниспадают на плечи. Моделью, предположительно, служил его ученик Салаи. Переходы от света к теням тонки и изысканы. Это и есть знаменитое сфумато, которое мягкими и нежными переходами между светлыми и темными тонами подчеркивает пластику и округлость совершенных форм, а также отражает духовное состояние святого. На полотне просто невозможно обнаружить следов кисти.

Первые упоминания о картине "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи относятся к 1517 году. После смерти Леонардо эта работа стала собственностью его ученика Салаи, который сделал для себя ее копию, и та неплохо сохранилась. А после и его смерти родственники продали оригинал во Францию. Так эта работа оказалась в Лувре. Но позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни короля она уже оказывается в Германии, но не позднее ее выкупают агенты Людовика XIV, и она вновь появляется во Франции. И теперь находится в экспозиции Лувра.

Впервые Св.Иоанн изображён не аскетом, как во всех иллюстрациях, а с улыбкой на лице. Здесь применён свой способ нанесения краски так, что кажется, будто из темноты внезапно появляется сияющая фигура Иоанна.

Одна из последних картин мастера. Она была взята им с собой во Францию вместе с «Джокондой» и «Святой Анной с Марией и Младенцем».

В Амбуазе в усадьбе Клу, Леонардо прожил последние три года жизни, окруженный почетом и вниманием. Впервые, за долгие годы странствий он ни в чем не нуждался, мог забыть о кредиторах, сроках исполнения заказов – здесь ему предоставили полную свободу. Но угасла и творческая активность художника. Он дорабатывал и перерабатывал, привезенные с собой картины. Возможно, не купи король Франциск I «Джоконду» сразу, как Леонардо приехал к нему, она стояла бы на подрамнике художника до самой смерти, считаясь им самим неоконченной.

Местные живописцы с благоговением разглядывали работы итальянца. Но Иоанн Креститель вызвал их недоумение. Очень уж отличался образ, созданный Леонардо, от канонического. Вместо сурового аскета с длинной бородой на картине изображен цветущий молодой человек, с какой-то вызывающей двусмысленной улыбкой. Подобными утонченными чертами лица, такими же неясными улыбками, Леонардо наделял в своих последних работах и мужчин и женщин, словно стирая разницу между полами.

Приезд итальянца всколыхнул не только местных художников, но и весь королевский двор. Художник стал законодателем мод: король, придворные копировали его костюм, бороду, прическу. Без него не обходились празднества, многочисленные в Амбуазе, загородной резиденции Франциска. На какое-то время сюда переезжал из Парижа весь двор, порой король приезжал с немногочисленной свитой, чтобы уединиться со своими любовницами. Эти неофициальные праздники были еще веселей официальных: здесь играли в любовь и в карты, пили вино и музицировали. Впрочем, возраст Леонардо склонял его к другому проведению времени. Он предпочитал общество ученых, поэтов, философов, священников. Или уединялся в подаренном ему живописном поместье Клу, которое находилось недалеко от королевского замка и соединялось с ним подземным ходом. Умер Леонардо 2 июня 1519 года на руках короля. Вот как описывает его смерть Вазари:

«Будучи уже стар, Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев. Чувствуя близость кончины, он занялся исключительно истинами нашей святой католической религии. Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять. Друзья и слуги поддержали его, король, часто посещавший его по-приятельски, вошел как раз в эту минуту. Леонардо, весьма уважавший монарха, снова лег в постель и, рассказывая королю подробности своей болезни, просил прощения у Бога и людей в том, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать…»

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Александрийская колонна.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...