Мария Мочалова
Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Старший дошкольный возраст (часть 1)
Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)
1. А. К. Толстой «Колокольчики».
2. В. Катаев «Цветик-семицветик».
3. Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха».
4. Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».
5. Н. Сладков «Любитель цветов».
6. Ю. Мориц «Цветок».
7. М. Познананская «Одуванчик»
8. Е. Трутнева «Колокольчик».
Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)
1. И Токмакова «Деревья», «Дуб», «Разговор старой ивы с дождем»
2. К. Ушинский «Спор деревьев», «Четыре желания», «Рассказы и сказки Осень»
3. А. Плещеев «Ель», «Осень наступила».
4. А. Фет «Осень».
5. Г. Скребицкий «Осень».
6. А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало».
7. А. Толстой «Осень».
8. А. Н. Майков «Осень».
9. С. Есенин «Нивы сжаты…».
10. Е. Трутнева «Осень»
11. В. Бианки «Синичкин календарь»
12. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…
13. М. Исаковский «Вишня».
14. Л. Н. Толстой «Дуб и орешник».
15. Туве Янсон "В конце ноября" - о приключениях Мими-Тролля и его друзе
16. И. С. Соколов-Микитов "Осень", "Листопадничек", "Лес осенью", "Осень в лесу", "Пролетело жаркое лето", "Осень в Чуне".
17. К. Г. Паустовский "Желтый свет", "Рассказ про осень", "Подарок", "Барсучий нос", "Прощание с летом","Словарь родной природы".
18. К. В. Лукашевич "Осень"
19. И. С. Тургенев "Осенний день в березовой роще"
20. И. А. Бунин "Антоновские яблоки"
21. "Осенние сказки" - сборник сказок народов мира
22. М. М. Пришвин "Поэтические миниатюры об осени", «Кладовая солнца»
23. С. Топелиус "Солнечный луч в ноябре"
24. Юрий Коваль "Листобой"
25. М. Демиденко "Как Наташа папу искала"
26. Г. Снегирев "Как птицы и звери к зиме готовятся", "Черничное варенье"
27. Д. Н. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
28. В. А. Сухомлинский Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», «Осенний наряд», Как начинается осень», «Осенние дожди», «Как муравей перелез через ручеек», «Осенний клен», «Ива – будто девушка золотокосая», «Осень принесла золотые ленты», «Коростель и крот», «Ласточки прощаются с родной стороной», «Рыжие белочки», «Стыдно перед соловушкой», «Солнышко и божья коровка», «Пчелиная музыка»
29. Е. Пермяк «В школу»
30. Сказка «Кот – воркот, Котофеевич»
31. В. Сладков «Осень на пороге»
32. К. Твардовский «Лес осенью»
33. В. Строков «Насекомые осенью»
34. Р. н. с. «Пых»
35. Б. Заходер «Винни – Пух и все-все-все»
36. П. Ершов «Конек – горбунек»
37. А. Барто «Мы не заметили жука»
38. Крылов «Стрекоза и муравей»
Тема: Хлеб
1. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
2. Ю. Круторогов «дождь из семян».
3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).
4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».
5. М. Глинская «Хлеб»
6. Укр. н. с. «Колосок».
7. Я. Тайц «Все здесь».
8. В. А. Схомлинский ««Кк из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд», «Пряник и колосок»
9. «Легкий хлеб» белорусская сказка
10. А. Митяев «Мешок овсянки»
11. В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел»
Тема: Овощи, фрукты
1. Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
2. А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
3. М. Исаковский «Вишня»
4. Ю. Тувим «Овощи»
5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
7. Б. Житков «Что я видел».
8. М. Соколов-Микитов «Листопадничек,
9. В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»
10. «Хроменькая уточка» (украинская сказка, «Мужик и медведь» - р. н. с.
11. «Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»
Тема: Грибы, ягоды
1. Е. Трутнева «Грибы»
2. В. Катаев «Грибы»
3. А. Прокофьев «Боровик»
4. Я. Тайц «Про ягоды», «Про грибы»
5. В. Г. Сутеев «Под грибом»
Тема: Перелетные и водоплавающие птицы
1. Р. н. с. «Гуси-лебеди»
2. В. Бианки «Лсные домишки», «Грачи», «Прощальная песенка»
4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
5. Л. Н. Толстой «Лебеди»
6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
7. А. Н. Толстой «Желтухин».
8. К. Д. Ушинский «Ласточка».
9. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
10. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой», «Улетают лебеди», «Девочка и синичка», «Коростель и крот»
11. М. Пришвин «Ребята и утята».
12. Укр. н. с. «Хроменькая уточка».
13. Л. Н. Толстой «Птичка».
14. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
15. П. Воронько «Журавли».
16. И. Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной»
17. И. Токмакова «Птичка летает»
Тема: Наш город. Моя улица.
1. З. Александрова «Родина»
2. С. Михалков «Моя улица».
3. Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…»
4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».
Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы
1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
2. З. Александрова «Сарафанчик».
3. С. Михалков «А что у вас?».
4. Бр. Гримм «Храбрый портняжка».
5. С. Маршак «Вот какой рассеянный».
6. Н. Носов «Живая шляпа», «Заплатка».
7. В. Д. Берестов «Картинки в лужах».
8. «Как братец Кролик перехитрил Братца лиса»,обраб. М. Гершензона.
9. В. Орлов «Федя одевается»
10. «Неряха»
Тема: Домашние животные и их детёныши.
1. Е. Чарушин «Что за зверь?»
2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».
3. Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
4. Бр. Гримм «Бременские музыканты».
5. Р. н. с. «Волк и семеро козлят».
6. С. Я. Маршак «Пудель».
Тема: Дикие животные и их детёныши.
1. А. К. Толстой «Белка и волк».
2. Р. н. с. «Заюшкина избушка»
3. Г. Снегирев «След оленя»
4. р. н. с. «Заяц-хваста»
5. И. Соколов – Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи».
6. Р. н. с. «Зимовье».
7. В. Осеева «Ежинка»
8. Г. Скребицкий «на лесной полянке».
9. В. Бианки «Купание медвежат», «Готовятся к зиме», «Прячутся»
10. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко, «Морж».
11. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Отчаянный заяц».
12. Р. н. с. «Хвосты»
13. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»
14. Пришвин. «Жил – был медведь»
15. А. Барков «Голубой зверек»
16. В. И. Мирясов «Зайка»
17. Р. н. с. «Два медвежонка»
18. Ю. Кушак «Почтовая история»
19. А. Барков «Белка»
Тема: Поздняя осень. Предзимье
1. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зима. Крестьянин торжествуя…»
2. Д. М. Сибиряк «Серая шейка»
3. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
4. С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».
5. И. С. Никитин «Встреча зимы»
6. В. В. Коноваленко «Как готовятся к зиме звери и птицы»
7. Сказка «Бабушка Метелица» перевод Г. Еременко
8. Сказка про начало зимы.
9. В. Архангельский Сказка «Снежинка –пушинка»
10. Г. Скребицкий «Первый снег»
11. А. Блок «Снег да снег»
12. С. Козлов «Зимняя сказка»
13. Р. н. с. «Мороз, Солнце и Ветер»
14. Сказка «Горячие блины для Зимушки зимы»
15. Е. Л Малиованова. «Как звери и птицы к зиме подготовились»
16. И. З. Суриков «Зима»
17. И. Бунин «Первый снег»
Тема: Зима. Зимующие птицы
1. Н. Носов «На горке»
2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы»
3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
4. В. Бианки «Синичкин календарь».
5. В. Даль «Старик – годовик».
6. М. Горький «Воробьишко»
7. Л. Н. Толстой «Птичка»
8. Ненецкая народная сказка «Кукушка»
9. С. Михалков «Зяблик».
10. И. С. Тургенев «Воробей».
11. И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева».
12. А. А. Блок «Снег да снег кругом».
13. И. З. Суриков «Зима»
14. Н. А. Некрасов «мороз – воевода».
15. В. В. Бианки «Сова»
16. Г. Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?»
17. В. А. Сухомлинский «Птичья кладовая», «Любопытный дятел», «Девочка и синичка», «Елочка для воробьишек»
18. Р. Снегирёв «Ночлег зимой»
19. О. Чусовитина «Трудно птичкам зимовать».
20. С. Маршак «Где обедал, воробей?»
21. В. Берестов «Сказка про выходной день»
22. В. Жуковский «Птичка»
23. Н. Петрова «Птичья елка»
24. Г. Сапгир «Дятел»
25. М. Пришвин «Дятел»
Тема: Библиотека. Книги.
1. С. Маршак «Как печатали книгу?»
3. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.
1. С. Я. Маршак «Багаж».
2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».
3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».
4. Н. Саконская «песенка о метро»
5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
7. А. Матутис Кораблик», «Моряк»
8. В. Степанов, «Самолёт», «Ракета и Я», «Снежинка и троллейбус»
9. Э. Мошковская «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился», «К нам бегут автобусы»
10. И. Токмакова «Кда в машинах везут снег»
11. Братья Гримм «Двенадцать братьев»
12. В. Волина «Теплоход»
Тема: Новый год. Зимние развлечения.
1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».
2. Круглый год (декабрь)
3. Р. н. с. «Снегурочка»
4. Е. Трутнева «С Новым годом!».
5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».
6. Н. Носов «Фантазёры», «На горке».
7. Ф. Губин «Горка».
8. И. З. Суриков «Детство».
9. А. А. Блок «Ветхая избушка».
10. С. Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».
11. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках», «На коньках», «Зимние забавы».
12. Р. н. с. «Два Мороза».
13. Р. н. с. «В гостях у дедушки Мороза».
14. Р. н. с. «Морозко».
15. Л. Квитко «На катке»
16. В. Лившиц «Снеговик»
17. Т. Эгнер «Приключение в лесу елки – на горке»
18. Н. Калинина «Про снежный колобок»
19. Т. Золотухина «Метель».
20. И. Сладков «Песенки подо льдом».
21. Е. Благинина «Прогулка»
22. Н. Павлов «Первый снег»
23. Н. А. Некрасов «Мороз – Воевода»
24. Н. Асеев «Мороз»
25. А. Барто «Елка в Москве» «В защиту деда Мороза»
26. З. Александрова «Дед Мороз»
27. Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках».
28. В. Даль «Девочка снегурочка»
29. М. Клокова «Дед Мороз»
30. В. Одоевский «Мороз Иванович»
31. В. Чаплина «Метель»
32. Е. Л. Малиованова «Новый год»
33. С. Д. Дрожжин Дедушка Мороз
Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература - это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного
В старшей группе список задач расширяется:
Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие
К задачам подготовительной группы относятся:
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать.
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее:
Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения
Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их.
Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы (например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната), объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов
Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!» или назвать, какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям:
Вопросы на выявление ключевого смысла произведения:
Вопросы на обнаружение мотива:
Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).
С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека
Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.
Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы.
Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи (девочка, медведь) и ключевые моменты повествования (лес, избушка, пирожки, короб) Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения
Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями (пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица») или же разделены на отдельные главы («Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него (рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету). При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент.
И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям
Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части:
Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками:
Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.
В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок (стихотворение В. Берестова «Котёнок»), забавный жёлтый цыплёнок (сказка К. Чуковского «Цыплёнок»), кукла Маша (русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка).
Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова
Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).
Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель.
Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками
В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют (чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. д.). Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н. Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы.
Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку
Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью» (или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу).
Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.
После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца
Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении.
После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям
Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк.
С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь:
В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр.
Многие сказки для детей можно включать в какие-либо режимные моменты (например, переход к дневному сну)
Стихотворение Хорола про зайчика - очень ритмичное, что позволяет использовать его для двигательных упражнений
Заклички и потешки могут стать основой для физкультминутки или пальчиковой гимнастики
Это стихотворение полезно для работы с плаксивыми детьми, но не допускайте, чтобы такого ребёнка начали дразнить остальные
Стихи и сказки учат ребёнка доброте, уважению к окружающим, поддерживают любознательность
Многие сюжеты русской литературы прошли через года, их знали ещё бабушки и дедушки нынешних малышей
Сказка «У страха глаза велики» - по сути психологическая
В детском саду очень часто практикуется кружковая работа по чтению художественной литературы. Это направление очень актуально: у детской литературы сегодня много «соперников» - мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. Они не требуют от ребят размышлений, в отличие от художественного произведения. Наблюдается и такой парадокс: в книжных магазинах представлен огромный ассортимент красочных, познавательных и интересных изданий, однако чтение вместе с ребёнком требует сил, внимания и времени, которого многим родителям не хватает. В этих случаях задача приобщения дошкольников к книге ложится на плечи воспитателя. И хорошо, если помимо произведений, заданных образовательной программой детского сада, он знакомит ребят с другими замечательными сказками, рассказами, былинами, стихотворениями, а также пословицами и поговорками.
Сегодня у книг есть множество «конкурентов» в борьбе за внимание ребёнка
Что касается тематики литературного кружка, то она может охватывать:
Занятие в кружке проводятся обычно один раз в неделю во второй половине дня.
В качестве примера можно рассмотреть рабочую программу и перспективный план работы кружка «В гости к книжке» (рассчитан на три года обучения) воспитателя Е. В. Назаровой. Его особенность в том, что чтение литературы сочетается с проведением русских народных игр схожей тематики.
Елизавета Васильевна указывает следующие задачи кружка:
Цель - углублённо знакомить детей с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Одна из важных форм работы по чтению - открытые занятия, в ходе которых педагог демонстрирует коллегам свой новаторский опыт. Новизна может затрагивать различные аспекты:
Занятия с использованием ИКТ всегда смотрится выигрышно
Интересная идея - подключить к мероприятию музыкального руководителя либо использовать аудиозаписи. Например, в той же самой сказке «Маша и медведь» музыка передаст, как девочка собирает в лесу грибы и ягоды, а мишка тяжёлой поступью идёт по лесу. Дети будут просто в восторге от такого глубокого погружения в произведение.
Финал открытого занятия также можно интересно обыграть. Например, дети дарят гостям закладки для книг, которые они сделали своими руками.
Открытый просмотр нельзя заранее репетировать с группой, например, заучивать стихи или прорабатывать ответы на вопросы. Это всегда видно со стороны: дети не будут так заинтригованы, как если бы они воспринимали произведение в первый раз.
Воспитанию интереса к книге способствуют и различные праздничные мероприятия: литературные досуги, развлечения, вечера, викторины. Их тематикой может стать творчество конкретного писателя, поэта (например, А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто), особенно если связать это с его предстоящим юбилеем.
Литературное мероприятие можно приурочить к празднику, например, Дню матери, Дню птиц, 9 Мая. Для этого подбираются разножанровые произведения (стихотворения, небольшие рассказы, эпизоды из сказок, пословицы, поговорки), которые оригинально обыгрываются.
Праздничную атмосферу всегда создаёт объединение различных видов искусства - литературы, театра, танца, музыки, изо. Также в подобный досуг можно включать спортивные элементы.
Структура литературного праздника сходна с построением утренника:
Объединяют части мероприятия, кроме ведущего, игровые персонажи. Они не дают ослабевать детскому вниманию.
Декламация стихов - неотъемлемая часть литературного праздника
Старшие дошкольники могут устроить для воспитанников младшего возраста мини-концерт с чтением знакомых малышам потешек, песенок, стихов. При этом желательно использовать наглядные материалы - игрушки, картинки, различные предметы.
Пример конспекта литературного мероприятия по произведениям С. Я. Маршака (автор А. Г. Чирикова).
Знакомство с художественной литературой часто превращается в маленькое представление, на котором выступают сами дети.
https://youtube.com/watch?v=3qsyf-eUekI Video can’t be loaded: Отрывок занятия во второй младшей группе по ознако (https://youtube.com/watch?v=3qsyf-eUekI)
https://youtube.com/watch?v=206SR1AfGZI Video can’t be loaded: НООД по художественной литературе во второй младшей группе по сказке «Теремок» (https://youtube.com/watch?v=206SR1AfGZI)
Video can’t be loaded: Открытое занятие на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» (https://youtube.com/watch?v=4Xu1mx2qkgk)
https://youtube.com/watch?v=yy4HWjo0ZaQ Video can’t be loaded: Интегрированное занятие-путешествие по сказке «Гуси - лебеди» (https://youtube.com/watch?v=yy4HWjo0ZaQ)
Приобщать ребёнка к чтению нужно начинать с самого раннего возраста. Помимо родителей, ключевую роль в этом играет детский сад - первый социальный институт ребёнка. Конечно, дошкольники - скорее слушатели, чем читатели. Содержание художественного произведения до них доносит педагог, он же раскрывает идею, помогает детям проникнуться переживаниями за героев. Именно поэтому воспитатель должен уметь заинтересовать малышей книгой, будучи компетентным в сфере детской литературы и в высокой степени владея навыками выразительного чтения.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.
дипломная работа , добавлен 25.05.2010
Развитие связной речи в онтогенезе. Описание детей с общим недоразвитием речи. Литературные произведения, рекомендуемые для детей дошкольного возраста. Особенности работы по коррекции нарушений связной речи средствами детской художественной литературы.
дипломная работа , добавлен 14.10.2017
Нравственное воспитание в психолого-педагогической литературе. Определение роль детской художественной литературы в процессе воспитания нравственности. Методика формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами художественной литературы.
курсовая работа , добавлен 13.05.2012
Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.
курсовая работа , добавлен 24.06.2004
Особенности художественно-эстетического развития ребенка. Основные функции детской литературы в воспитании детей. Основополагающие идеи Л. Выготского для детских писателей. "Охранительная" педагогика и литература-защита детей от жестокой реальности.
курсовая работа , добавлен 09.10.2016
Чтение как вид речевой деятельности. Лингвистические особенности художественных текстов. Принципы отбора материала художественной литературы. Методика работы с текстами французской современной художественной литературы. Подготовительные упражнения.
дипломная работа , добавлен 16.06.2013
Народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников, роль художественной литературы на примере пословиц, поговорок, сказок. Разработка педагогических условий нравственного воспитания в процессе деятельности по развитию речи в ДОУ.
курсовая работа , добавлен 14.02.2012
Художественная литература - бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка. Художественное слово питает эмоции малыша, стимулирует воображение, развивает образное мировосприятие, воспитывает речевую культуру. Чтение рассказов и сказок пробуждает искренний интерес к чувствам и переживаниям главных героев, учит понимать мотивы их поступков, воспринимать сюжетную фабулу. Совместные усилия родителей и педагогов помогут открыть малышам старшей группы волшебный мир литературных приключений и сказочных чудес.
Старшие дошкольники в силу накопленного жизненного опыта способны тоньше воспринимать образную речь автора, более глубоко осознавать смысл произведения, анализировать характеры главных персонажей. Всё это пробуждает подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты.
Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…
Джон Хершел
У старших дошкольников пробуждается подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты
Цели занятий чтением в старшей группе:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Дети учатся слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения
При обучении чтением используются наглядные, словесные и игровые приёмы. Среди наглядных наиболее популярны:
Словесные приёмы разнообразны и рассчитаны как на работу со всем текстом, так и его частями и даже отдельными словами. Сюда входит:
Как игровые приёмы используются всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения):
На занятиях по чтению художественной литературы активно используется приём театрализованной игры
Викторина «Узнай сказку» с использованием мультимедийной презентации (картинка появляется на экране, если дети правильно ответили на вопросы и назвали сказку).
Слайд к сказке «Репка»
Слайд к сказке «Колобок»
Слайд к сказке «Теремок»
Слайд к сказке «Заюшкина избушка»
Слайд к сказке «Волк и семеро козлят»
Слайд к сказке «Гуси-лебеди»
Слайд к сказке «Снегурочка»
Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:
Уголок художественной литературы, как правило, присутствует во всех группах детского сада. Основная цель - усилить интерес к книге, создать особое уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой, с удовольствием полистать её страницы, внимательно рассмотреть иллюстрации, вспомнить волнительные эпизоды, «прожить» вместе с полюбившимися героями их историю.
Основная цель книжного уголка - усилить интерес к книге, создать особоё уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой
Правила оформления уголка книги:
Диапазон интересов старших дошкольников расширяется, поэтому книжная выставка может включать десять-двенадцать книг, предоставляя возможность каждому ребёнку индивидуально подобрать интересующую его книгу. Обязательно нужно ознакомить детей с правилами:
Тематические выставки книг обычно посвящаются вопросам, вызывающим познавательный интерес у детей, а также юбилеям писателей или праздничным датам. Тема должна быть значимой, продолжительностью не более недели, поскольку заинтересованность и внимание детей в дальнейшем к демонстрируемым книгам будут снижаться.
Тематические книжные выставки обычно посвящаются вопросам, вызывающим интерес ребят
Пробудить познавательный интерес детей к литературным произведениям - первоочередная задача воспитателя. Вдумчивый подход к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят работоспособность и эмоциональную отдачу детей.
Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе вопросы, стихотворения, загадки, мультимедийную презентацию
Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать увлекательную беседу, стихотворения, загадки, дидактические игры, элементы костюмированного представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Задание на установление правильной последовательности событий Правильная последовательность Вопросы на знание текста Выбери подходящюю последовательность Необходимо правильно соединить слова и картинки
Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льёт бедняжка. (Снегурочка) Летела стрела и попала в болото, Посадил её дед в поле Все загадки отгадали и героев всех назвали. Ах ты, Петя, простота, Нет ни речки, ни пруда, Возле леса, на опушке |
В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) Всех на свете он добрей Бабушка девочку очень любила. На сметане мешен. У отца был мальчик странный, Скорей бы приблизился вечер, По тропе шагая бодро, Носик круглый, пятачком, |
Продолжительность занятия увеличивается по сравнению со средней группой на пять минут и теперь составляет 25 минут.
Занятия традиционно проводится один раз в неделю, однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Ежедневное свободное чтение, игровые литературные ситуации и беседы во время прогулки или спонтанные творческие игры вне организованных занятий помогут приобщить детей к миру художественной литературы.
Структура занятия:
Виды занятий:
Выбор произведения осуществляется в соответствии с такими критериями:
Чтение может предварять краткая вводная беседа ознакомительного характера, включающая небольшой рассказ о личности писателя, упоминание других произведений этого автора, с которыми дети познакомились ранее. Далее необходимо озвучить жанр произведения. Заинтересованность и эмоциональную вовлечённость детей в работу усилит удачно подобранные загадка, стихотворение, иллюстрация, фрагмент музыкального произведения или проведённая накануне экскурсия в музей.
Во время чтения важно поддерживать близкий эмоциональный контакт с детьми. Чтение должно быть цельным, интонационно и образно-выразительным, не прерываться вопросами и замечаниями в адрес детей.
Важно бережно относиться к непосредственной детской реакции, первым впечатлениям и переживаниям от прослушанного произведения, что позволит ребятам в полной мере испытать удовлетворение от общения с книгой, наполнить свой внутренний мир новыми чувствами и мыслями. Серьёзную аналитическую беседу целесообразнее предложить при повторном чтении.
Детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры литературной направленности.
Жанровое разнообразие литературы для чтения в старшей группе:
В. Драгунский «Заколдованная буква» |
Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь фразеологизмами |
Любимые стихи. рассказы, сказки об осени. Бианки «Сентябрь» Пушкин «Уж небо осенью дышало» |
Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе. бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами. |
Заучивание. Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад» | Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов. |
Чтение сказки И.Телешова «Крупеничка» | Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас. Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки. |
Чтение рассказа Драгунского «Друг детства» |
Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер главного героя Дениски. |
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря океаны» |
Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, развивать умение чувствовать напевность языка |
«Царевна-лягушка» рассказывание |
Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки. |
А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» (главы) | Учить понимать характеры сказочных героев; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора. |
И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание) Песни и потешки о природе. | Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе. |
«Заяц хвастун» чтение |
Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки |
Н.Носов «Живая шляпа» (чтение) |
Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. |
Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. |
С.Маршак«Тает месяц молодой» (заучивание) |
Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». |
П.Бажов«Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце» |
С.Георгиев «Я спас Деда Мороза» чтение |
Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. |
А.Фет «Кот поёт, глаза прищурил…» |
Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной. |
А.Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение) | Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним. |
Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода» | Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. |
О.Чусовитина «Стихи про маму» |
Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений. |
Чтение отрывка из произведения К.Паустовского «Кот –ворюга» | Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным. |
Чтение произведения Н.Лешкевича «Светофор» | Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения. |
Зучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» | Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе |
«Расскажи сказку правильно» | Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка. Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился. Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал. А Шурочка вернулся живой и здоровый. |
«Измени сюжет сказки» | Ребятам предлагается изменить сказку о колобке так, чтобы его не съела лиса. |
«Книжный базар» | Перед детьми набор из пяти книг, из них все, кроме одной авторские литературные сказки. Ребятам нужно определить лишнюю (народную) сказку и объяснить свой выбор. |
«Литературное лото» | Наглядный материал: карточки с изображением сказочных и литературных героев. Дети поочерёдно берут карточки и называют характеристики нарисованного персонажа, например, волк - серый, страшный; колобок - круглый, румяный, вкусный и т. д. |
«Побери слова к игрушке» | Дети становятся в круг, в центре на полу сидит мягкая игрушка. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Это Чебурашка. Он какой? Назови его друзей. Кому они помогли? И т. д.». Дети по очереди перечисляет характеристики сказочного героя, отвечают на вопросы и возвращают мяч воспитателю. |
«Докажи» | Работа по развитию речи (развитие навыков рассуждения). Воспитатель: - Ребята, я думаю, что медведь - это птица. Не согласны? Тогда докажите, а свою мысль начинаете формулировать со слов: если бы… (медведь был птицей, то у него был бы клюв и он умел клевать). |
«Объясни значение слов» (Сказка К. И. Чуковского «Муха Цокотуха») | Цокотуха - издавать необычные звуки со слогом «цо». Злодей - тот, кто способен совершит злые, нехорошие дела. Именинница - главная героиня празднует день своих именин, приглашает гостей. |
«Придумай свою сказку» (с элементами драматизации) | Дети придумывают свой сказочный сюжет на примере русской народной сказки «Волк и семеро козлят», затем показывают свои истории за специально приготовленным столом, на котором стоят макет и вырезанные фигурки сказочных персонажей. |
«Сказочная телеграмма» | Воспитатель зачитывает тексты телеграмм, которые отправили герои сказок, а дети отгадывают их авторов, говорят название сказок: Злой и хитрый волк съел шестерых моих братцев. Пожалуйста, помогите! Мою лубяную избушку заняла обманщица лиса. Верните мне мой домик! Дорогой Иа, поздравляем тебя с днём рождения, желаем счастья в личной жизни! Меня заперла в комнате «домомучительница» Фрекен Бок. Помогите! Моего братца похитила страшная Баба-Яга. Помогите мне его спасти! Я потеряла хрустальную туфельку! Помогите найти! Очень люблю зимнюю рыбалку, но мой хвост остался в проруби! Спокойствие, только спокойствие! У меня закончились все баночки с вареньем и сладкие пироги! |
«Цветик-семицветик» | На демонстрационной доске модель волшебного цветка с недостающими лепестками: Первый - жёлтый Второй - красный Третий - синий Четвёртый - зелёный Пятый – Шестой – Седьмой - Вопросы воспитателя: - Почему цветок волшебный? Каких лепестков не хватает? Какие желания исполняли лепестки? Почему исполнение желаний не принесло девочке радость? Какое желание было самым ценным? |
«Волшебный экран» | Игра закрепляет понимание отличия авторской сказки от народной. Один ребёнок показывает книгу, а дети называют писателя или поэта, написавшего её. |
«Найди тень» | Задание выполняется индивидуально. Ребёнок соединяет изображение персонажа с его силуэтом и называет имя героя и его сказку. |
«Отгадай сказку» | Карлсон очень любит эту книжку, он так часто её читает, что зачитал почти до дыр, некоторые буквы исчезли. Я буду зачитывать оставшиеся буквы, а вы попытайтесь узнать сказку: «Кол.. полеж.., полеж.., вз.. да и покат.. - с окн.. на лав.., с лав.. на пол, по пол… к две.., пр.. чер.. пор.. - да в сен.., из сен.. на крил.., с крил.. на дв.., со дв.. за вор.., дал.. и дал…» |
«Перепутанные картинки» | Дети справляются с заданием в небольших подгруппах. Картинки нужно разложить в правильной логической последовательности развития сюжета сказки. Например, из литературной сказки о приключениях Буратино: книга-азбука, кот и лиса, полено, деревянная кукла мальчика, золотые монеты, волшебный ключик. |
«Злые и добрые герои» | На столе перемешанные карточки с изображением сказочных персонажей. Дети выбирают героя и объясняют, почему они определили его как доброго или злого. |
«Исправь ошибки» | «Волк и семеро котят (козлят)», «Саша (Маша) и медведь», «Петушок (курочка) Ряба», «Мальчик с ножку (пальчик)», «Гуси-курицы (лебеди)», «Мишкина (заюшкина) избушка», «Царевна-Индюшка (лягушка)». |
«Василиса-премудрая» - игра с мячом | Ребёнок, поймавший мяч, должен продолжить имя персонажа или название волшебного предмета: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Иван Царевич, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, мышка-норушка, мальчик с пальчик, Змей Горыныч. |
(Дети поочерёдно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, (энергично сжимать и разжимать пальцы) Будем сказки называть. Рукавичка, Теремок, (Дети поочерёдно загибают пальчики) Колобок - румяный бок. Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк - Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши) |
Мы славная семья козлят, Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте). Мы любим, бегать и играться, Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки») |
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте) Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеими руками) Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте) Прямо в тёплую кровать. (руки складываем под щеку) Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза) Пусть красивым будет он! (встаём прямо, руки в стороны, вверх). |
Мышка быстренько бежала (бег на месте). Мышка хвостиком виляла (имитация движения). Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»). Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках). |
Этап НОД | Содержание этапа |
Организационная часть | Введение игрового момента. Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие со мной? Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чём мы отправимся в путешествие.
Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю. Ребята, скажите, кто командует на пароходе? (капитан) Какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (сильные, честные, отважные). |
Основная часть | Чтение рассказа. Беседа по его содержанию:
Физминутка «Море волнуется»
Словарная работа
|
Грамотно проведённая итоговая беседа по произведению не менее полезна, чем вступительная. Она позволяет детям закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе чтения, развивает память, умение выделить главное из услышанного.
Иногда после прочтения произведения достаточно нескольких вопросов, но они должны быть содержательными и направлять детей на выделение главной мысли. Так, итоговые вопросы к рассказу Н. Н. Носова «Фантазёры» могут быть примерно такими:
Также можно провести итоговую часть в форме беседы-повтора, помогающей вспомнить и закрепить представления о структуре сказки Например, беседа по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» может быть такого содержания.
Звучит фрагмент музыкального произведения. Воспитатель задаёт вопросы:
Поскольку занятия чтением проводятся не единственно ради выработки навыка слушать и запоминать текст, а по большей части в воспитательных целях, основное внимание следует уделять морально-этической стороне произведений и формированию у детей положительных качеств и моделей поведения. Воспитатель должен высказывать и собственную оценку произведения и происходящих в нём событий, своё отношение к персонажам и их поступкам, давая тем самым детям нравственные ориентиры.
Предлагаем вам ознакомиться с подборкой видеоматериалов о чтении в детском саду.
https://youtube.com/watch?v=xGjedw8UAOA Video can’t be loaded: Инсценировка сказки «Колобок на новый лад» МАДОУ детский сад «Росинка» (https://youtube.com/watch?v=xGjedw8UAOA)
https://youtube.com/watch?v=gxZ0Uasr99s Video can’t be loaded: Чтение художественной литературы (https://youtube.com/watch?v=gxZ0Uasr99s)
https://youtube.com/watch?v=JpWUeH2gzO8 Video can’t be loaded: Пушкинские чтения в детском саду (https://youtube.com/watch?v=JpWUeH2gzO8)
https://youtube.com/watch?v=WT9Q5mzfaS4 Video can’t be loaded: Занятие Путешествие в страну сказок. Макуха Наталья Валентиновна (https://youtube.com/watch?v=WT9Q5mzfaS4)
Дошкольника можно назвать читателем условно, он скорее внимательный и активный слушатель. Его знакомство с миром книги целиком зависит от литературного вкуса и предпочтений взрослого, будь то родителя или воспитателя. Именно окружающие малыша взрослые определяют круг художественных произведений, помогают истолковать сложные тексты, пробуждают интерес к восприятию книги. Во многом от воспитателей будет зависеть и то, станет ли малыш в будущем грамотным, глубоко мыслящим и чувствующим ценителем книги, или его знакомство с миром литературы останется поверхностным, проходным эпизодом его жизни. Увлечённый своим делом педагог сможет подарить ребёнку праздник общения с книгой, откроет для него богатый мир, в котором он никогда не почувствует себя одиноким.
Поделитесь с друзьями!