Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » На каком расстоянии рассматривать картины. С какого расстояния следует рассматривать фотографии? Развешиваем картины на стене: основные правила

На каком расстоянии рассматривать картины. С какого расстояния следует рассматривать фотографии? Развешиваем картины на стене: основные правила

С какого расстояния следует рассматривать фотографии?
___________________________________________________________

В текстах посвященных зрительному восприятию можно встретить два противоположных мнения насчет того, с какого расстояния следует рассматривать фотографии и картины.

1. Борис Раушенбах в своей работе «Общая теория перспективы» пишет: «… геометрический размер картины играет (в рассматриваемых вопросах <естественного восприятия>) второстепенную роль. Всем хорошо известно, что в альбоме репродукций картины даются, как правило, в уменьшенном размере, и это не слишком расстраивает владельца альбома. Точно также известно, что с одного и того же негатива можно напечатать отпечатки разных размеров, и все они будут восприниматься как в основном одинаковые изображения». (с.36)

Такая позиция представляется мне верной лишь отчасти. Действительно, часто мозг корректирует восприятие, ориентируясь только на относительные угловые размеры изображенных объектов. Но успешно справиться с такой коррекцией он может далеко не всегда. Во всяком случае, я по-разному воспринимаю многие альбомные репродукции и соответствующие оригиналы, причем именно из-за необходимости смотреть на них под разными углами зрения.

Дело в том, что альбомные варианты сами по себе рассчитаны на просмотр с расстояния 25 – 40 см. Приблизить глаз ближе к изображению не дает физиология (если, конечно, смотрящий не близорук). Удаляться от альбома на расстояние более метра тоже вряд ли кто-то будет. В результате, зритель часто вынужден рассматривать репродукции под крайне неестественными углами зрения, что не может не приносить огорчений.

2. С мнением Раушенбаха явно не согласился бы Яков Перельман. В своей классической «Занимательной физике» (книга 1, глава девятая) он написал: «Столь же важно … правило – держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. … Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив фотоаппарата «видел» снимаемые предметы».

Перельман последний раз редактировал свою книгу в 1936 году, когда о тонких механизмах зрительного восприятия было известно крайне мало. Поэтому и его мнение не следует разделять безоговорочно.

Как обычно, истина лежит где-то посередине. Мне представляется разумным такой подход: следует придерживаться рекомендации Перельмана, но в тоже время и не забывать, что в известных пределах мозг способен скорректировать ошибки восприятия.

Каковы же расстояния наилучшего просмотра фотоотпечатков типовых размеров? Ответ на этот вопрос применительно к узкоформатной фотографии дает Таблица 1. Пользуясь ей, легко найти расстояние наилучшего просмотра в сантиметрах по фокусному расстоянию использовавшегося при съемке объектива и размеру отпечатка.

Таблица 1. Расстояния наилучшего просмотра фотографий (в см)

Красным цветом в таблице выделены значения расстояний, которые трудно использовать на практике.

Зеленым цветом выделены наиболее удобные дистанции. Для их соблюдения не нужно выпускать фотографию из рук.

Значения расстояний, отмеченные голубым цветом, соблюсти можно, однако для этого потребуется поместить фотографию на стену, так как это, скорей, выставочные дистанции.

Следует обратить внимание, что только для объектива 50 мм вся строчка имеет зеленую маркировку. Для фотографий, снятых «полтинником», подобрать оптимальное расстояние просмотра наиболее просто, каких бы размеров не был конечный отпечаток (в рассматриваемых пределах). Не в этом ли кроется еще один секрет популярности объектива с таким фокусным расстоянием?

Приведенная таблица позволяет объяснить и еще один факт. Как известно, многие пейзажисты, снимающие широкоугольными объективами, предпочитают изготавливать слайды, которые затем можно проецировать с большим увеличением на экран. Как показывает таблица, широкоугольные изображения могут попасть в «зеленую» и «голубую» зоны только при довольно большом увеличении.

Какими должны быть изображения для размещения на Web

Средний пользователь смотрит на экран монитора с расстояния примерно 50 см. Опираясь на этот факт, можно легко получить размеры изображений для Web, которые будут оптимальными в рамках используемого подхода. Соответствующие результаты приведены в Таблице 2.

Таблица 2. Оптимальные размеры изображения для публикации на Web

Здесь опять-таки стоит обратить внимание на тот факт, что лучше всего делать фотографии для Web с помощью объективов с фокусными расстояниями от 50 до 100 мм.

Зная оптимальный размер картинки и экранное разрешение, можно легко пересчитать приведенные в Таблице 2 размеры в пиксели.

Некоторые другие проблемы естественного зрительного восприятия рассмотрены в

Предмет перспективы мы определили как центральную проекцию, ограниченную возможностями зрительного восприятия. И действительно, с некоторым приближением можно считать, что глаз человека работает по принципу центрального проецирования. Оптический центр хрусталика является центром проецирования, сетчатка – плоскостью проекций (рис. 19). Отраженные от рассматриваемых предметов лучи (проецирующие прямые), попадая в глаз, вызывают на сетчатке перевернутое изображение в виде раздражения светочувствительных клеток. Эти раздражения по глазному нерву передаются в головной мозг, который и синтезирует в нашем сознании образ предмета.

Рисунок 19

Расположение светочувствительных клеток, образующих желтое пятно, неравномерно по всей сетчатке. Наибольшее их количество находится напротив зрачка. Поэтому наиболее отчетливо мы видим те предметы, которые находятся вдоль оптической оси глаза. При удалении предметов от глаза размеры изображения на сетчатке уменьшаются и потому мы видим их уменьшенными.

Световые лучи, отраженные от предметов, образуют в точке зрения (хрусталике) вершину конуса зрения. Этот конус бесконечен в глубину, но ограничен для двух глаз крайними образующими по ширине до 140º и по высоте 110º. Если конус зрения пересечь плоскостью картины перпендикулярно к оптической оси, то в сечении получим фигуру овоидной формы, называемой полем зрения (рис. 20). В пределах поля зрения четко мы видим лишь небольшую его часть в виде круга с центром в точке пересечения главного луча с картиной. Этот круг называется полем ясного зрения .

Рисунок 20

Физиологические возможности глаза позволяют в неподвижном положении достаточно четко видеть предметы при угле зрения около 7º. Поэтому при чтении книги с расстояния 25-30 см четко мы видим лишь 3-4 буквы. Но наш глаз не неподвижен. Его оптическая ось совершает «ощупывающее» движение по рассматриваемому предмету, и поскольку зрительное восприятие является психическим процессом, то благодаря таким его свойствам, как константность и целостность, в нашем сознании формируется образ рассматриваемого предмета при значительно большем угле зрения.

Исследованиями и практикой изобразительного искусства установлено, что четко воспринимать зрительный образ предметов человек способен при угле зрения 28-37º, а умеренно – при угле до 53º. Очевидно, чем больше угол зрения, тем меньшее зрительное расстояние необходимо как при изображении тех или иных событий, так и при восприятии получаемого изображения. Художник, пишущий картину с близкого расстояния, и зритель, рассматривающий ее, становятся как бы участниками изображенного события. Вот почему абсолютное большинство жанровых картин известных мастеров изобразительного искусства написаны с минимально допустимого зрительного расстояния , соответствующего углу зрения 45-55º. Минимально допустимое зрительное расстояние дает художнику возможность наилучшим образом передать характеры персонажей и детали предметов. При угле зрения 28-37º зрительное расстояние до изображаемых предметов увеличивается, художник изображает данное событие как бы со стороны, не являясь его непосредственным участником.

Таким образом, изображения в перспективе ограничиваются пределом удаления точки зрения от картины, и, чтобы получить изображение, близкое нашему зрительному восприятию, нужно исходить из возможности нашего зрения отчетливо видеть и предметы, и их изображения. Поэтому следует выбирать такое зрительное расстояние , при котором вся картина и изображаемые на ней предметы находились бы в поле ясного или умеренного зрения.

Лучи, проведенные на окружность поля ясного зрения, образуют конус ясного зрения , который характеризуется углом зрения а, образованным при его вершине двумя противоположными образующими, зрительным расстоянием d и радиусом круга поля ясного зрения R (рис. 21). Радиус круга поля ясного зрения, зрительное расстояние и угол зрения связаны между собой зависимостью R:d = tg (a/2) .

Рисунок 21

За единицу зрительного расстояния удобно брать радиус круга поля ясного зрения. Из формулы d = R: tg (a/2) следует (рис. 22): если точка зрения удалена от картины на величину одного радиуса поля ясного зрения, угол зрения равен 90º; если же на величину двух радиусов – 28º; пяти радиусов – 22º и т.д.

Рисунок 22

При среднем нормальном зрении углом поля ясного зрения принято считать 28-37º, а углом допустимого умеренного видения – угол до 53º. Поэтому зрительное расстояние целесообразно выбирать в пределах 2-4 радиусов круга поля ясного зрения. Перспектива экстерьера с разных зрительных расстояний построена на рис. 23. Зрительное расстояние на рис. 23, а равно одному радиусу круга поля ясного зрения, что соответствует углу зрения 90º.

Рисунок 23, а

Пунктирная окружность определяет границу поля ясного зрения. Заштрихованная часть круга входит в зону неясного зрения. Малое зрительное расстояние привело к искаженному изображению квадратных плит и триумфальной арки.

Рис. 23, б , в построены соответственно с двух и четырех радиусов круга поля ясного зрения.

Рисунок 23, б

Рисунок 23, в

На рис. 23, г зрительное расстояние равно шести радиусам, угол зрения – 18º. Слишком большое зрительное расстояние привело к тому, что изображение арки слилось с окружающими предметами.

Рисунок 24, г

Умелый выбор зрительного расстояния – необходимое условие для выполнения перспективного рисунка. Выбирая зрительное расстояние , нужно исходить из того, чтобы вся картина находилась в поле ясного или умеренного зрения. В тематических картинах, как правило, зрительное расстояние принимают минимально допустимым, т. е. близким двум радиусам круга поля ясного зрения. Этого достигают следующим образом:

1) если линия горизонта проходит посередине картины, минимальное зрительное расстояние равно диагонали картины, т. е. 2R (рис. 24, а );

Рисунок 24, а

2) если линия горизонта проходит выше или ниже середины картины, минимальное зрительное расстояние равно диаметру такого круга, радиус R которого равен расстоянию от главной точки Р до наиболее удаленного угла картины (рис. 24, б ).

Рисунок 24, б

Практически, выбирая зрительное расстояние , нужно: в соответствии с замыслом провести линию горизонта h и наметить положение главной точки картины Р (рис. 24, в ).

Рисунок 24, в

Измерив расстояние от точки Р до наиболее удаленного угла картины, получить радиус R круга поля ясного зрения. Отложив от главной точки Р два радиуса на перпендикуляре к линии горизонта, получить положение совмещенной точки зрения Z и зрительное расстояние d=2R .

Следует иметь в виду, что зрительное расстояние , равное двум радиусам круга поля ясного зрения, соответствует максимально допустимому углу зрения 53º, поэтому при построении перспективного изображения возможны искажения. Особенно заметны в этом случае искажения на переднем плане при изображении предметов, имеющих правильные геометрические формы (паркет, ковер, стол и пр.). Поэтому при построении перспектив с минимального зрительного расстояния необходимо или избегать изображения на переднем плане предметов правильных геометрических форм, или сознательно «закрывать» их (хотя бы частично) бесформенными предметами (скатертью или ковром со складками, наброшенным куском материи и пр.).

Чтобы получить перспективное изображение без недопустимых искажений, зрительное расстояние нужно брать в пределах трех-четырех радиусов, что соответствует углу зрения 37-28º.

Итак, выбирая зрительное расстояние, руководствуются следующими правилами:

1) зрительное расстояние при выполнении рисунка с натуры и при работе над композицией нужно брать равным не менее, чем двум радиусам круга поля ясного зрения;

2) при рисовании с натуры рисующий должен находиться от изображаемого предмета на расстоянии не менее двух его наибольших размеров. В практике обучения рисунку с натуры наилучшим зрительным расстоянием считается удаление от изображаемого предмета, равное трем его наибольшим размерам;

3) при рассматривании картины нужно стремиться определить удаление точки зрения. Если это окажется затруднительным, то зритель должен находиться от картины на расстоянии не меньшем двух радиусов поля ясного зрения или одной диагонали картины.

Когда вы обставили комнату основной мебелью, самое время подобрать оригинальные аксессуары и другие декоративные элементы. Одними из самых популярных деталей, делающих интерьер стильным, являются постеры и фотографии. Как правило, они хранят изображения самых приятных и значимых моментов в жизни их владельцев. Но как бы ни были прекрасными снимки или другие иллюстрации, без грамотного расположения на стене они могут нарушить гармонию всего интерьера.

Развешиваем картины на стене: основные правила

Комната с грамотно развешенными картинами сразу обретает индивидуальность и свой собственный неповторимый стиль. А разместить их совсем несложно – главное выучить несколько законов пропорции и симметрии.

Выбор местоположения картины

Когда вы соберётесь повесить картину или группу картин на стену, нужно будет заранее определить, на каком расстоянии от потолка, стен и пола они будут висеть. Дизайнеры советуют разместить картину на уровне вашего естественного взгляда – на высоко повешенные полотна неудобно смотреть, а низко расположенные изображения создают эффект тяжеловесности. Если вы планируете повесить только одну рамку над каким-либо предметом мебели, желательно, чтобы её ширина не превышала 75 – 90% от ширины дивана, кровати или письменного стола.

Симметрия

Те, кто хочет повесить на стену не одно полотно, а несколько иллюстраций, должны придерживаться простых правил симметрии. Для этого необходимо подобрать несколько картин или фотографий одинаковых не только по размеру, но и по расположению изображения – горизонтального или вертикального. Большим плюсом будут рамки идентичных параметров – они придадут композиции стилистическое единство и ощущение завершённости. В зависимости от того, какое количество рамок вы будете развешивать – чётное или нечётное – определяются точки отсчёта развешивания. Для нечётного числа картин на стене отмеривается середина – именно по ней должен пройти центр исходного полотна. Остальные размещаются от него на равных расстояниях. При чётном числе полотен также находится середина стены – по обе стороны от неё развешиваются два первых образца – остальные располагаются параллельно им через тот же промежуток.

Как развесить картины одинакового размера?

Идентичные по параметрам квадратные и прямоугольные изображения – это всегда беспроигрышный вариант для размещения на стене. Здесь главное – точно определиться с центром стены. А от него уже вы сможете задать любое направление – повесить картины в одну горизонтальную линию, разместить их квадратом – например 2х2 или 3х3 (в зависимости от чётности рамок). Картины одинакового размера дают широкое поле для творчества. Здесь можно экспериментировать и даже размещать полотна на разных уровнях.

Центральный объект

Проще всего повесить картины, когда они одинакового размера. А что делать, если все постеры или фотографии имеют различный масштаб? Для того чтобы справиться с этой задачей, необходимо выбрать самую большую иллюстрацию. Она и станет главным элементом композиции. Её можно разместить как в непосредственном центре на стене, так и сбоку. Остальные полотна – меньшего размера – развешиваются вокруг центрального. Наиболее эффектно картины в такой композиции смотрятся в том случае, если подобрать для них рамки схожего размера и дизайна.

Круглая картина

Если для художников круглая картина именуется «тондо», то для любителей домашнего дизайна она может назваться «испытанием». Потому что требуется хороший глазомер и знание законов симметрии, чтобы грамотно включить круглую раму в общую настенную композицию. В случае если нужно разместить на стене несколько объектов в круглой раме, выбираем, как и в предыдущем случае, самое крупное изображение. Это правило действует и тогда, когда в вашем арсенале есть картины или фотографии как в круглых, так и в прямоугольных рамах.

Нестандартное размещение

Для любителей всего оригинального традиционные приёмы расположения картин могут показаться слишком банальными. Таким любителям прекрасного можно попробовать разместить изображения на стене в нестандартных формах – например, в форме сердца, дерева, облака – количество вариантов для творческих личностей может быть неисчерпаемо. Такая композиция сразу станет ярким акцентом в общем интерьере и подчеркнёт его индивидуальность.

Если жалко стены

Очень часто владельцы квартир не желают нарушать целостность стен для их декорирования их постерами и фотографиями. В этом случае прекрасной альтернативой станут небольшие настенные полки. На них можно будет разместить желаемые изображения. Чтобы они смотрелись особенно выигрышно, сперва нужно расставить самые крупные изображения, затем перед ними расставить фотографии поменьше. Главное, чтобы иллюстрации не перекрывали друг друга и были хорошо видны с разных точек обзора.

Картины вдоль лестницы

Одно из самых эффектных решений по украшению интерьера комнаты картинами – размещение их вдоль лестницы. В случае, если вы решите украсить пространство комнаты таким образом, можно выбрать популярный способ компоновки. Согласно ему, первая картина или фотография должна располагаться у самой высокой точки лестницы, а каждое последующее изображение нужно размещать чуть ниже предыдущего. В идеале должна получиться линия, идущая параллельно лестничным перилам. В этом случае также можно использовать правила, описанные выше – определять центр, выбирать самую крупную картину или же подбирать одинаковые по размеру и форме постеры или фотографии.

Следуя этим советам, вы сможете создать по-настоящему стильный и уютный элемент в интерьере вашего дома. Прежде чем вешать картины или фотографии на стены, попробуйте разложить их в указанных выше композициях на полу и сфотографировать. Фотографии помогут более объективно оценить наиболее выигрышный вариант размещения изображений в вашей комнате.

А купить красивые картины для вашего интерьера советуем в нашем интернет-магазине !

Наталия Петровская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста
и нажмите левый Ctrl+Enter .

Столь же важно и второе правило – держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. Каково же должно быть это расстояние? Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив аппарата «видел» изображение на матовом стекле камеры, или, что то же самое, под каким он «видел» снимаемые предметы (рис. 121). Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусной длине объектива.

Если мы примем во внимание, что в большинстве любительских аппаратов фокусное расстояние равно 12–15 см, [В последующем тексте автор имеет в виду фотоаппараты таких типов, которые были распространены в период создания «Занимательной физики». Прим. ред. ] то поймем, что мы никогда не рассматриваем таких снимков на правильном расстоянии от глаза: расстояние лучшего зрения для нормального глаза (25 см) почти вдвое более указанного. Плоскими кажутся и фотографии, висящие на стене, – их рассматривают с еще большего расстояния.

Только близорукие люди, с коротким расстоянием лучшего зрения (а также дети, способные видеть на близком расстоянии), могут доставить себе удовольствие любоваться тем эффектом, который дает обыкновенный снимок при правильном рассматривании (одним глазом). Держа фотографию на расстоянии 12–15 см от глаза, они видят перед собой не плоскую картину, а рельефный образ, в котором передний план отделяется от заднего почти как в стереоскопе.

Рис. 121. В фотографическом аппарате угол 1 равен углу 2.

Читатель, надеюсь, согласится теперь, что в большинстве случаев мы только по собственному неведению не получаем от фотографических снимков в полной мере того удовольствия, какое они могут доставить, и часто напрасно жалуемся на их безжизненность. Все дело в том, что мы не помещаем своего глаза в надлежащей точке относительно снимка и смотрим двумя глазами на изображение, предназначенное только для одного.



Странное действие увеличительного стекла

Близорукие люди, как мы сейчас объяснили, легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображений очень близко к глазу, но им поможет здесь увеличительное стекло. Смотря на снимок через чечевицу с увеличением в два раза, такие люди легко могут приобрести указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут видеть, как фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между получаемым при этом впечатлением и тем, что мы видим, глядя на фотографию двумя глазами с большого расстояния, – огромна. Такой способ рассматривать обыкновенные фотографии почти заменяет эффекты стереоскопа.

Теперь становится понятным, почему фотоснимки часто приобретают рельефность, если смотреть на них одним глазом в увеличительное стекло. Факт этот общеизвестен. Но правильное объяснение явления приходится слышать редко.

Один из рецензентов «Занимательной физики» писал мне по этому поводу:

«В следующем издании рассмотрите вопрос: отчего в обыкновенную лупу фотография кажется рельефной? Мое мнение, что все сложное объяснение стереоскопа не выдерживает критики. Попробуйте смотреть в стереоскоп одним глазом: рельефность сохраняется вопреки теории».

Читателям, конечно, ясно теперь, что теория стереоскопа нисколько этим фактом не колеблется.

На том же основан любопытный эффект так называемых «панорам», продающихся в игрушечных магазинах. В этих маленьких приборах обыкновенный снимок ландшафта или группы рассматривается через увеличительное стекло одним глазом. Этого уже достаточно для получения рельефа; иллюзию обыкновенно усиливают еще тем, что некоторые предметы переднего плана вырезаются отдельно и помещаются впереди фотографии; глаз наш очень чувствителен к рельефности ближайших предметов и не столь восприимчив к более далеким рельефам.

Увеличение фотографий

Нельзя ли изготовлять фотографии так, чтобы нормальный глаз мог правильно рассматривать их, не прибегая к стеклам? Вполне возможно, – для этого достаточно только пользоваться камерами с длиннофокусными объективами. После сказанного раньше понятно, что снимок, полученный при помощи объектива с 25 – 30‑сантиметровым фокусным расстоянием, можно рассматривать (одним глазом) на обычном расстоянии – он покажется достаточно рельефным.

Можно получать и такие снимки, которые не будут казаться плоскими при рассматривании даже двумя глазами с большого расстояния. Мы уже говорили, что когда оба глаза получают от какого‑либо предмета два тождественных изображения, сознание сливает их в одну плоскую картину. Но эта склонность быстро ослабевает с увеличением расстояния. Практика показывает, что снимки, полученные с помощью объектива с 70‑сантиметровым фокусным расстоянием, могут быть непосредственно рассматриваемы обоими глазами, не утрачивая перспективности.

Необходимость располагать длиннофокусным объективом опять‑таки представляет неудобство. Поэтому укажем и другой способ: он состоит в том, что увеличивают снимок, полученный обыкновенным аппаратом. При таком увеличении соответственно удлиняется и правильное расстояние, с какого нужно снимок рассматривать. Если фотографию, снятую 15‑сантиметровым объективом, увеличить в 4 или 5 раз, то этого уже достаточно для получения желаемого эффекта: увеличенную фотографию можно рассматривать обоими глазами с расстояния 60–75 см. Некоторая неясность снимка не мешает впечатлению, так как с большого расстояния она малозаметна. В смысле же рельефности и перспективности снимок несомненно выигрывает.

Выбирая для рисования с натуры наиболее удачную точку зрения, следует помнить, что изображаемые объекты выглядят по-разному, в зависимости от того, с какого расстояния на них смотреть. Полезно понаблюдать и зарисовать группу из нескольких предметов на относительно близком расстоянии, а затем на удаленном. Сравнивая эти два рисунка, ясно видим разницу в их перспективных изображениях. Начинающие художники часто допускают ошибку, когда, рисуя с натуры или компонуя, выбирают слишком близкую точку зрения, что ведет к искаженному изображению предметов.

На ил. 85 помещены изображения одной и той же комнаты, когда точки зрения были взяты на одной высоте, но на различном удалении. Первый рисунок показывает комнату, видимую с близкого расстояния, равного величине половины диагонали картинной плоскости. На втором - та же комната с расстояния, равного величине диагонали картины. На третьем рисунке расстояние от зрителя до картины было увеличено до двух, а на четвертом до трех диагоналей. Сравнивая эти рисунки, мы замечаем, что одна и та же комната на первом рисунке кажется гораздо более глубокой, чем на втором и третьем, а в особенности на четвертом. На очень близком расстоянии получаются значительные перспективные искажения, особенно у краев изображения. Это аналогично тем фотографиям, которые сняты на слишком близком расстоянии и поэтому имеют уродливо вытянутые пропорции предметов. Так, например, боковые стены на первом рисунке кажутся чересчур длинными, первопланная фигура гораздо крупнее других. Ниже рисунка комнаты помещен ее план и показано расстояние до точки зрения. Смотря на план, мы видим, что глубина комнаты имеет всего четыре метра, но зрительное впечатление совсем иное, то есть на рисунке получается ложная глубина. Особенно это заметно, когда мы сравним первый рисунок со вторым, где показана комната с расстояния, равного диагонали картины. Стена в глубине на этом рисунке кажется значительно более крупной по сравнению с тем, как она изображена на предыдущем. Перспективные уменьшения фигур по мере их удаления не так заметны. Из этого можно сделать вывод, что чем ближе точка зрения, тем резче перспективные сокращения.

Удаляясь от картинной плоскости, мы получаем на рисунке меньшую разницу масштабов между предметами на разной глубине.

Если отойти на расстояние, равное двум диагоналям картины, то та же комната получит совсем иной вид. Площадь пола на третьем рисунке кажется гораздо уже, чем на втором и в особенности на первом. Стена, параллельная картинной плоскости, кажется значительно большей по площади.

На четвертом рисунке расстояние от зрителя до картинной плоскости равно трем диагоналям картины. Мы видим, что при таком большом удалении глубина помещения мало выражена. Боковые стены кажутся чрезмерно узкими, а стена в глубине - почти неудаленной, фигуры людей, расположенные на разном расстоянии, имеют одинаковый рост, и все изображение кажется плоским.

Такое впечатление возникает, если художник находится далеко от натуры; в этих случаях мы плохо воспринимаем объемность предметов, их расположение в пространстве.
Все четыре рисунка имеют одинаковые размеры, изображают комнату, у которой пол имеет 5 м в ширину и 4 м в глубину, не изменены и положения фигур людей, но впечатление от этих рисунков мы получаем совсем различное.

На этом примере видно, что следует избегать выбора слишком близкой или слишком далекой точки зрения. Первый и четвертый рисунки вызывают сомнения в правильности изображения комнаты, хотя там перспективное построение было сделано по всем правилам.

Чаще всего художники изображают натуру, находясь на расстоянии, равном полутора или двум диагоналям картинной плоскости, то есть угол зрения избирают равным 28° или 37°. Близкая точка зрения дает резкие перспективные искажения. Так, например, если рисовать лежащую в перспективном ракурсе фигуру человека с очень близкого расстояния, то ступни ног будут казаться в несколько раз больше головы, а у протянутой по направлению к зрителю руки пальцы будут значительно крупнее, чем у другой руки, отодвинутой в глубину картины.
Пользуясь вышеизложенными правилами перспективы, сделайте по представлению и с натуры рисунки части комнаты с простейшими предметами меблировки, видимой во фронтальном положении, а также под любым углом к картинной плоскости. Советуем исполнить ряд рисунков с нанесением линии горизонта и точек схода, изображающих простейшие архитектурные сооружения или их фрагменты (сарай, крыльцо, угол дома, полуоткрытую дверь, окно с закрытой и открытой створкой и т. д.).

Из сказанного выше мы узнали, что формы окружающих нас предметов и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния от зрителя. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые изложены в курсе линейной перспективы. Знание законов линейной перспективы помогает художнику при рисовании с натуры, по представлению и по памяти; оно необходимо также при работе над композициями. В настоящей статье изложены только некоторые первоначальные сведения по линейной перспективе, основываясь на которых надо выполнять учебные рисунки. Предметы мы рисуем так, как их видим и на основании знаний о них. Правила перспективного построения позволяют там, где это необходимо, не считаться с некоторыми зрительными искажениями. Так, например, высокие вертикальные линии могут зрительно казаться направленными в точку схода к зениту, что в рисунке не учитывается; сфотографированная вытянутая по горизонтали и видимая во фронтальном положении постройка получится с выгнутой линией горизонтального карниза, но художники этого не изображают.