Национальные лингвистические традиции - « способы представления знаний о языке, сформировавшиеся в пределах тех или иных цивилизаций <…> Отдельные национальные лингвистические традиции представляют собой первый этап развития науки о языке. На этом этапе еще не существовало единой мировой науки, и изучение языков происходило изолированно в рамках отдельных цивилизаций (что, однако, отнюдь не исключало возможных влияний одних традиций на другие), причем в большинстве случаев такое изучение было непосредственно обусловлено решением тех или иных практических задач и не отделялось от них» .
«Античная языковедческая традиция (греко-латииская традиция, средиземноморская традиция) - традиция описания и исследования языка, сложившаяся и существовавшая в греко-латинском культурном ареале в 7 в. до н. э. - 6 в. н. э. Античная языковая традиция зарождается в средиземиоморском ареале в эпоху становления древне-греческой философии. Античных ученых, с одной стороны, интересовала природа языка (связь между ‘‘именем’‘ и ‘‘вещью’‘, происхождение языка), с другой стороны, они занимались изучением письменных знаков в целях обучения чтению и письму (грамматическое искусство). Эти две области в той или иной степени определяют становление и развитие языкознания во всем древнем мире <…> основоположником А. я. т., сформировавшим ее структуру и основные направления, является Аристотель <…> Вершиной развития А. я. т. можно считать александрийскую школу. Языкознание в Древнем Риме до сер. 2 в. до н. э. ограничивалось постижением основ письменной культуры; позже начинается интенсивное изучение греческого языка, литературы, поэтики и риторики греков. В этот период многие греческие ученые-филологи начинают работать в Риме. Крупнейшие представители древнеримской филологии: Варрон, автор многочисл. трактатов о языке, Марк Туллий Цицерон, Гай Юлий Цезарь. Трактат Цезаря ‘‘Об аналогии’‘ (54 до н. э.) представляет собой попытку разработки принципов грамматического описания и нормирования языка, являясь одновременно свидетельством актуальности проблем ‘‘правильности’‘ латинской речи и государственного нормирования языка. В 4 в. создано ‘‘Грамматическое руководство’‘ Элия Доната, более тысячи лет служившее основным учебником латинского языка в Европе. По образцу грамматики Элия Доната были созданы грамматики многих других языков, как канонических, так и ‘‘вульгарных’‘ (‘‘новых’‘ европейских лит. языков на нар. основе). Само имя Элия Доната (Донату-са) на мн. века стало синонимом слова ‘‘грамматика’‘ в европейской традиции. А. я. т. после падения Рима в 476 еще продолжает свое существование и развитие в ряде сохранившихся центров греко-латинской учености, в частности в столице Вост. Римской империи - Константинополе.<…> А. я. т. возникла в процессе рассмотрения одной из основных философских проблем древнегреческого мировоззрения - проблемы соотношения между ‘‘вещью’‘, ‘‘словом’‘ и ‘‘мыслью’‘. В этот период еще нет понятия о языке как о некой сущности, отдельной от мысли. Разум и речь понимаются в единстве как единый logos. Учение о слове - ‘‘логосе’‘ является основой древнегреческого учения о языке в единстве его типологического, логического и собственно грамматического свойств. Грамматика как наука о строении языка началась с изучением письменной речи, а т. к. опорным знаком греческого письма была буква, то это учение строилось как иерархия ‘‘складывания’‘ из букв слогов, из слогов - слов, из слов - предложений. Был развит фонетический анализ звуков-букв (‘‘элемеитов’‘) <…> В отличие от древнеиндийской традиции, объявившей санскрит сакральным языком ‘‘божественного происхождения’‘, греко-латинская традиция искала источники ‘‘правильности’‘ речи в самом языке и в логике познания мира через язык. На базе этих поисков возник античный ‘‘спор об аналогии и аномалии’‘, в котором особенно отчетливо проявились расхождения между ‘‘стоическим’‘ и ‘‘александрийским’‘ направлениями. В итоге сложилась традиция описания языка как системы аналогических форм: выведение одних форм из других по аналогии в виде правил, снабжение их примерами из литературных текстов, разделение примеров на подтверждающие правила и на подтверждающие исключения (‘‘аномалии’‘). В обсуждении проблемы о «происхождении имен’‘ спор шел между сторонниками ‘‘природной’‘ связи между ‘‘именем’‘ и ‘‘вещью’‘ (т. наз. теория physei) и сторонниками связи ‘‘по положению’‘, ‘‘по установлению’‘ (т. наз. теория thesei) <…> Античная грамматическая традиция описания языка по частям речи и грамматическим категориям (‘‘акциденциям’‘) легла в основу не только европейского языкознания, но и ряда традиций средневекового Востока. Античные риторики и поэтики, в частности труды Трасимаха Халкидонского, Горгия и Сократа, трактаты Аристотеля ‘‘Поэтнка’‘ и ‘‘Риторика’‘, а позднее трактаты Дионисия Галикарнасского ‘‘О соединении слов’‘, ‘‘Письмо к Помпею’‘, Деметрия Хлора ‘‘О стиле’‘, Цицерона ‘‘Об ораторе’‘ и ‘‘Оратор’‘, ‘‘Поэтика’‘ Горация, анонимная ‘‘Риторика к Гереинию’‘, сочинения Квинтилиана и Гермогена, внесли значит, вклад в изучение синтаксиса и стилистики; разработанные в них учения о поэзии и прозе, о тропах и фигурах, о качествах речи, о сочетании слов, о типах, или стилях, речи легли в основу европ. теорий стиля. А. я. т. сложилась на материале описания двух языков - греческого и латыни, но ориентация на изучение реализации в языке логических категорий придала ей потенциально универсальный диапазон. Созданный ею концептуальный строй и понятийный аппарат науки о языке оказался в целом пригодным для описания как различных языков, так и наиболее общих свойств языка как особого явления» .
Рассмотрим подробнее римскую лингвистическую традицию.
Следует упомянуть, что латинское письмо появляется в 7 в. до н.э. под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии. Собственно латинский алфавит сложился в 4-3 вв. до н.э. Грамотность была широко распространена в римском обществе. Латинское письмо послужило источником письменностей на многих новых европейских языках (преимущественно в странах, где проводником христианской религии была римская церковь).
Рано начались опыты этимологического толкования слов (поэт Гней Невий, историк Фабий Пиктор, юрист Секст Элий).
Грамматика как самостоятельная наука возникает в Риме в середине 2 в. до н.э. в связи с назревшей необходимостью критических изданий и комментирования множества текстов художественного, юридического, исторического, религиозного характера. Значительное влияние на формирование римской грамматики оказали хорошее знакомство с греческой наукой, культурой, литературой, риторикой и философией, знание многими римлянами греческого языка, лекции и беседы теоретика пергамской школы Кратета Малосского. На рубеже 2 и 1 вв. до н.э. грамматика выдвинулась на одно из первых мест по своему общественному престижу, а также по уровню развития. Большой вклад в её развитие внесли выдающиеся грамматики Элий Стилон, Аврелий Опилл, Стаберий Эрот, Антоний Гнифон, Атей Претекстат, особенно Марк Теренций Варрон и Нигидий Фигул.
В Рим были перенесены из эллинистической Греции дискуссии об аномалии и аналогии, о происхождении языка, о "природной" или "условной" связи слов и обозначаемых ими предметов.
Особое место в римском языкознании занимает крупнейший учёный Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.). Ему принадлежат трактаты "О латинском языке", "О латинской речи", "О сходстве слов", "О пользе речи", "О происхождении латинского языка", "О древности букв", грамматический том девятитомного энциклопедического труда "Наука", лингвистические вкрапления в труды по литературе, истории, философии и даже по сельскому хозяйству. В своём главном лингвистическом труде - трактате "О латинском языке" он выражает убеждение в "трёхчастном" строении речи и необходимости её последовательного описания в трёх науках - этимологии, морфологии и синтаксисе. Изложению основ этих наук и посвящён трактат.
Варрон опирается в своих этимологических исканиях на взгляды стоиков ("природная" связь слова с предметом). Он различает четыре класса вещей и четыре класса слов, подлежащих анализу. Отмечаются изменения в составе лексики, в их звуковой оболочке и в их значениях, наличие заимствований и частые ошибки создателей слов как факторы, затрудняющие этимологический анализ. Этим мотивируются предостережения Варрона в адрес любителей этимологических фантазий. В этимологических целях он привлекает и диалектный материал.
Морфологические явления описываются с позиций участника дискуссии между аномалистами и аналогистами. Склонение (declinatio) понимается как единство словоизменения и словообразования. Варрон убеждён в необходимости и "полезности" склонения для любого языка. Он различает склонение естественное (словоизменение), опирающееся на "общее согласие" и на закон аналогии, и произвольное (словообразование), где преобладает воля отдельных людей и царит аномалия.
Впервые выделяются исходная форма имени (именительный падеж) и исходная форма глагола (первое лицо единственного числа настоящего времени в изъявительном наклонении действительного залога). Различаются слова склоняемые (изменяемые) и несклоняемые (неизменяемые). С опорой на морфологические признаки выделяются четыре части речи: имена, глаголы, причастия, наречия. Варрон делает тонкие замечания в адрес аномалистов по поводу соотношения грамматического рода и биологического пола, числа грамматического и числа предметов. Он доказывает наличие в латинском языке отложительного падежа (ablativus) и устанавливает роль его показателя в определении типа склонения существительных и прилагательных. Подчёркивается возможность определить тип спряжения глагола по окончанию второго лица единственного числа настоящего времени. Варрон настаивает на необходимости исправления аномалий в словоизменении при их санкционировании в области словообразования.
семья играла очень важную роль. Когда в семье рождался ребенок это всегда был большой праздник, однако лишь только в том случае если отец ребенка брал его на руки. В противном случае ребенка просто выбрасывали на улицу. Также выбрасывали на улицу слабых и уродливых детей .В бедных семьях иногда отказывались и от здоровых детей. В этом случае их клали в корзины и приносили на рынок.
Отец в Древнем Риме был главой семейства и обладал исключительной властью над своими родными. Он умел право даже казнить собственноручно по своему усмотрению провинившихся членов семьи. Только с приходом в Рим христианства выбрасывание детей стало считаться в городе преступлением, а казнь взрослых детей убийством.
Когда мальчику в Древнем Риме исполнялось семь лет, то он начинал под руководством своего отца постигать различные науки. Мальчиков обучали владеть оружием, ездить верхом, их также закаляли и приучали терпеть боль. В богатых и состоятельных семьях римлян мальчики также обучались грамоте. Девочки же продолжали оставаться с матерями.
По достижении определенного возраста мальчики в Древнем Риме получали взрослую тогу и их отдавали на обучение государственному чиновнику. В Древнем Риме такое образование называлось начальной школой Римского Форума . После этого уже юноши проходили военную подготовку на Марсово м поле в Риме и отправлялись в обязательном порядке на службу в армию.
Дети ремесленников росли в тесных инсулах. В отличие от детей аристократических семей они получали образование лишь только в начальных классах. Такое обучение начиналось с семилетнего возраста и продолжалось пять лет. Обучение в Риме допускало постоянные побои учеников. Летние каникулы были довольно таки продолжительными. В городе они длились до четырех месяцев, а в сельской местности до полугода.
Распорядок жизни древних римлян был один и тот же, как для простого римлянина, так и для сенатора. Вставали римляне с рассветом. Обувшись в свои сандалии, римлянин совершал свой туалет, умывая лицо и руки.
Завтрак римлянина состоял из куска хлеба, который был пропитан вином и посыпан солью. Иногда этот хлеб был намазан медом.
Все свои дела римлянин обычно завершал уже к полудню . После чего следовал второй завтрак , которые также был весьма скромным. Даже императоры не позволяли себе во время второго завтрака больших излишеств.
После второго завтрака наступал период полуденного отдыха . После этого римляне отправлялись в бани , для того чтобы пообщаться с друзьями, позаниматься в гимнастических залах и, конечно же, помыться.
Уже к вечеру вся семья римлян собиралась на ужин . Во время ужина, который, как правило, длился несколько часов, нравы римлян не были уже такими строгими. Часто ужинающих развлекали танцовщицы . За столом велся непринужденный разговор, и звучали шутки.
Кроме посещения терм у римлян были и другие развлечения. Они любили различные головоломки и загадки, играли в кости и в мяч .
После победоносных войн в Рим нескончаемым потоком начали прибывать военные трофеи и рабы . Как следствие многие знатные римляне завели себе рабов разных категорий. Среди обязательных категорий были – рабы привратники, рабы для переносок носилок, рабы сопровождающие господина в гости, раб повар.
Особо богатые римляне позволяли себе содержать у себя целые театры , где были рабы актеры и певцы. Обычно такие рабы стоили на невольничьем рынке самые большие деньги.
Все, кто смотрел фильм «Калигула» имеют представление о том, какие нравы царили в Древнем Риме. Но может быть это просто творческий вымысел сценаристов и режиссеров? Историки утверждают, что оргии и разврат, показанные в киноленте - чистая правда.
Как известно, рыба портится с головы и народ, которым управляли ненасытные к плотским утехам императоры, как, например, Калигула, лишивший невинности собственную сестру или Нейрон, который и вовсе сожительствовал с матерью, следовал их примеру и сексуальная вседозволенность стала одной из отличительных черт эпохи.
Секс и искусство. О свободе нравов можно судить в первую очередь по предметам искусства Древнего Рима. Если в наше время порнография порицаема обществом, то в те времена картины, на которых со всей откровенностью изображались сексуальные сцены считались нормой и были обязательной частью художественной коллекции состоятельных людей.
Именно картины, найденные на развалинах Помпеи и Геркуланума стали для историков источником знаний (разумеется, кроме литературного наследия) о сексуальной жизни Древнего Рима. Они свидетельствуют о том, насколько раскрепощенными и «подкованными» в вопросах секса были люди той эпохи. При всем многообразии техник и поз, довольно часто встречаются картины, где женщина изображена сверху. А вот в культурном наследии Древней Греции таких изображений не найдено вовсе.
Секс и религия. Официальная религия к сексу относилась положительно и считала его важной составляющей процветающего общества. К примеру, символом бога плодородия Приапа у римлян был преувеличенный в размерах эрегированный мужской половой орган. Многие римляне обращались к нему с просьбами и приносили жертвы не только для того, чтобы был хороший урожай, но и для улучшения своих сексуальных возможностей.
Секс и праздники. Дух эротизма витал и на многих древнеримских праздниках. Например, 15 февраля проводился ежегодный праздник плодородия - Луперкалии, который, по видимому, был предшественником современного дня Святого Валентина. Правда, тогда не принято было дарить друг другу плюшевые сердца и розовых игрушечных зайцев. Вместо этого участники праздника приносили в жертву козлов, раздевались догола, бегали по городу и хлестали прохожих кусками козлиных шкур. Те, впрочем, не возражали, особенно женщины, ведь тогда они могли рассчитывать на божественную помощь в зачатии и рождении здорового малыша.
Еще один чувственный праздник проводился в конце апреля и назывался Флоралии. В его традициях были обнаженные танцы, в которых среди прочих женщин принимали участие и жрицы любви.
Древнейшая профессия. В Древнем Риме занятия проституцией были совершенно легальны. Чтобы заниматься древнейшей профессией нужно было лишь получить «лицензию» у эдила, то есть зарегистрироваться в государственном реестре. При этом если женщина на это решалась, она оставалась проституткой до конца своих дней, даже если прекращала оказывать сексуальные услуги. К тому же она имела некоторые ограничения в правах, к примеру, не могла выступать в суде.
Обычно проститутками становились женщины из бедных слоев населения или освобожденные рабыни. Но случались и исключения. Особенно часто регистрировались как жрицы любви женщины из высшего общества после указа императора Августа, который привлекал женщин за супружескую измену к уголовной ответственности. А на проституток этот закон не распространялся.
Однополые отношения. Особой разницы между однополыми и разнополыми отношениями древние римляне не видели. В латинском языке даже нет терминов обозначающих гомо- и гетеросексуальность. Определяющее значение в эту эпоху имел социальный статус. Свободнорожденный мужчина, даже если он был женат, мог позволить себе заниматься сексом с кем и сколько угодно и влечение, в том числе, к другим мужчинам, стоящим ниже по статусу, не считалось аморальным. Но при этом занимать он мог лишь активную позицию, поскольку социум порицал любое проявление слабости со стороны мужчины, включая пассивность в сексе.
К слову, слабостью считалась и любая зависимость, в том числе и от секса. Поэтому если мужчина не мог контролировать свои порывы в этом смысле и был, как принято сейчас говорить, «сексоголиком», это крайне порицалось и считалось болезнью. Нескучной вам ночи!
А еще обязательно узнайте,
Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.
Вконтакте
Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:
Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.
Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.
Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .
Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.
Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.
В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.
Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:
Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.
Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.
Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .
Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.
Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.
В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.
Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.
Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .
Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.
Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.
Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.
Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .
Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.
Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.
Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.
Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.
Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.
Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.
Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.
Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.
Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.
Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.
Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.
Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.
Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.
Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.
Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима
Культура и история Древнего Рима кратко
Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.
Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.
Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима - волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема - потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. (21 апреля).
Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы и позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.
Хронология
В истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:
монархия - 753 - 509 гг. до н. э.;
республика - 509 - 29 гг. до н. э.;
империя - 29 г. до н. э. - 476 г. н. э.
Особенности мировоззрения
Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах - пагах , в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.
В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось до 30 - 29 г. до н. э., после чего наступает период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.
Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Воль- сона. Быстро распространилась мода на атталические (пер- гамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.
Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях иноземная образованность сочеталась со староримскими традициями и патриотическим гонором.
Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослеживается этрусское и античное греческое начало.
Вся история культурных отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое содержание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусловили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, восхищаясь мастерством греков, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла.
Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм - представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.
Социальное устройство и экономика.
Римское общество было рабовладельческим. К римлянам относились:
патриции, знать происходившая от основателей Рима. Это было городское население, сосредоточившее в своих руках всю власть;
клиенты, бедные латиняне, жившие в сельской местности и обрабатывавшие земли патрициев;
плебеи, потомки покоренных народов, самый многочисленный класс, поэтому долгое время остававшиеся бесправными;
рабы, полностью бесправные, их ряды пополнялись военнопленными.
Рим был экономически очень мощным государством, его экономика развивалась за счет нескольких отраслей:
сельское хозяйство;
промышленное производство (оружие, стекло, керамика);
торговля;
военные трофеи и дань, которую выплачивали завоеванные народы.
Религия и мифология.
Религия первоначально основывалась на смешении обрядов и верований. Мифология и религиозные представления древних римлян просты и безыскусны. Двуликий бог Янус почитался как творец мира из хаоса, создатель небесного свода. Жрецом Януса был сам царь. Главные божества: Маны - духи предков и Пенаты - покровители семьи. Покровителями общин и их земель считались Лары - божества домашнего очага. Поклонялись воде, огню, а из древнейших богов - Юпитеру, Юноне, Минерве, Марсу, Квирину, Диане, Венере. По мере сближения с греческим миром римские боги отождествлялись с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Диана - Артемида, Венера - Афродита, Виктория - Ника, Марс - Арес, Меркурий - Гермеси др. Приспосабливалисьи греческие мифы, из которых особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом. В пантеон стали включать и греческих богов, аналогов которым не было в римской мифологии: Эскулапа, Аполлонаи пр. Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские - культ Исиды, Осириса, Кибелы. В начале новой эры все большее распространение получает христианство.
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I в. н. э., которую мы отсчитываем от Рождества Христова, и вначале формировались в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящих в христианской вере смысловую основу своей жизни.
Римские власти долго преследовали первых христиан, но спустя почти четыре столетия благодаря императору Константину оно стало государственной религией Римской империи, принеся с собой в его культуру не только новое мировоззрение, но и новое искусство.
Зрелища и праздники.
Всей античной культуре присущ дух борьбы, состязания, испытания. Римляне, как и греки, обожали всякие соревнования. Не было ничего почетнее, чем стать победителем в каком-либо соревновании и получить в награду венок. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, пехоты, включались в действие шествия пленных, выступления редкостных зверей. Большую популярность имели сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора: комедии, представления в цирках, бои гладиаторов в амфитеатрах.
Научные и технические достижения
Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просвещенных домах учили не только греческому языку, но и правильной, изящной латыни.
Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное, оригинальное искусство, философия, наука, формируется свой метод творчества. Их главная черта - психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.
Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.
Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их стало значительно легче, но было утеряно нечто невосполнимое - исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древнегреческого величия.
Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили узко прикладной характер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея (оба были греками по происхождению) Были написаны труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1 600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален славился своим мастерством и сложнейшими операциями, заложил основы санитарии, вплотную подошел к открытию значения нервов для двигательных рефлексов и кровообращения.
Римляне были прекрасными строителями. Их строительная техника, позволившая создать Колизей Флавиев в Риме и другие амфитеатры, мост через Дунай при Траяне длинной 1,5 км и т. п. Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» (для граждан Рима ими в основном и были завоёванные ученые и изобретатели) каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений (в завоеванной Англии в римских домах имелось паровое отопление), особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей.
Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые изучали и комментировали греков. Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически (эклектика – смешение) сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм .
Представитель стоицизма Сенека видел смысл жизни в достижении абсолютного душевного спокойствия, преодоления страха перед смертью. Огромную часть своих усилий, считает Сенека, человек должен посвящать собственному совершенствованию.
Эпикуреизм - единственная материалистическая философия в античном Риме. Наиболее яркий ее представитель - Тит Лукреций Кар - известен своей философской поэмой «О природе вещей».
Характерным для римского менталитета явилось увлечение скептицизмом . Основоположник скептицизма Секст-эмпирик построил свое учение на критической переоценке современных знаний. Острие скептицизма было направлено против понятий философии, математики, риторики, астрономии и грамматики. Скептицизм стал специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества.
Близкие к стоическим идеалы отречения от материальных благ, жизни в согласии с природой провозглашали тогда также киники , обращавшиеся к городским низам на понятном им языке. Популярными были философские моралистические трактаты Плутарха из Херонеи. Его произведения отличались прекрасным живым языком, здравым смыслом, жизнелюбием, терпимостью.
Золотому веку римской науки присуще не столько умножение знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась целая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны и флоры, от описания стран и народов до минералогии.
Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права . Древний Рим - родина юриспруденции.
Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собрания граждан, то управление огромной Римской державой потребовало создания детально разработанной системы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.
Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал и совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно заложили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности многочисленныхбюрократических учреждений и чиновников - сената, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. не устраняли напряженности политической борьбы. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку. Лозунги и призывы различных партий и группировок на общем фоне патриотических речей, воспевающих Римскую империю и императора, формируют общественное сознание граждан и заполняют их духовный мир. На службу политическим и идеологическим целям ставятся литература, искусство, даже городское строительство и архитектура. И хотя художественное творчество и действительности далеко не полностью подчиняется этим целям, они все же весьма существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни римского общества. Отсюда вытекает одна из главных черт римской культуры - политизированность.
Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства (Гай Гракх, Цицерон, Юлий Цезарь) и логики . Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его выступления на судебных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы. Риторика оказала большое влияние и на философию, и на литературу, и на историографию. Искусство красноречия преподавалось в публичных школах, где учителя получали жалованье от государства. Квинтилиан, написавший большой трактат «Воспитание оратора» в 12 книгах.
Великий римский историк Тацит, один из лучших историков Рима, в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, состоящую в несовместимости императорской власти и свободы граждан. Ещё один известный историк - Тит Ливий.
Литература
С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской культуре.
Император Август привлекал к себе лучших писателей своего времени. Его время называют «золотым веком римской культуры». Самыми прославленными поэтами были Вергилий, Гораций , входившие в кружок Мецената - приближенного Августа - покровителя талантов, а также Овидий . Общеизвестным, знаменитым творением Вергилия стала поэма «Энеида», посвященная странствиям Энея, в которой соединились воедино любовь автора к древним преданиям, греческие философские воззрения на строение Космоса, греческие представления о мировой душе и посмертной судьбе; мысли о награде тем, кто верно служит отечеству, и о каре предавших его. «Энеида» является самым популярным памятником римской литературы.
Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин.
Овидий знаменит своими любовными элегиями, но особенно поэмой «Метаморфозы» - мифологическим эпосом, в котором повествуется о превращениях людей в растения и животных. Поэма завершается легендой о том, как Юлий Цезарь превращается в звезду.
Художественная культура
Дух борьбы и стремление к преодолению трудностей играли немаловажную роль в политической жизни общества и в его военных успехах, позволивших Юлию Цезарю и другим римским полководцам создать громадную Римскую империю. Ее географическое единство и цельность обеспечивали многочисленные поселения, города. Город («полис», «цивитас» на латыни) был в античности формой организации общества, на основе которой произошел выход за узкие рамки племенного сознания. Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города.
Многочисленные города на обширных просторах Римской империи создавались по одному плану: две крестообразно пересекающиеся магистрали - одна с севера на юг, другая - с востока на запад. На их пересечении - площадь с базиликой, рынком, Капитолийским храмом и храмом императора, вблизи от нее - место для зрелищ (амфитеатр или цирк). Вокруг города располагалась территория, где расположены земельные участки граждан. Считалось, что иначе люди жить не могут, ибо жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в городе, участвовать в общественной жизни. Именно поэтому римская архитектура изобилует сооружениями общественного характера. Центром римского искусства по праву был Рим.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения самобытного искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, которые познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, инженерные сооружения, гробницы, жилые дома, дороги и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера. С этрусской традицией связан специфический италийский тип жилого дома, композиционным центром которого являлся атриум - обширное помещение типа зала с прямоугольным отверстием в центре перекрытия. Но основным было все-таки влияние греческого искусства.
Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Греция даже в период наивысшего расцвета не представляла собой единого государства и единого географического пространства, а лишь конгломерат городов-государств. Рим эпохи расцвета был единым государством, империей, простиравшейся на тысячи километров. Отсюда - совершенно различные задачи архитектуры и масштабы строительства. Греки признавали могущество гармонии, соразмерности и красоты, римляне не признавали иного могущества, кроме могущества силы. Они создали великое и могучее государство, и весь строй римской жизни определялся этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались - социальная установка была совсем другая. Сила государства выразилась прежде всего в строительстве, а значит, в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском искусстве.
Архитектура и строительство. Основные принципы древнеримской архитектуры, как и древнеримского искусства, сформировались ко времени республики (IV-I вв. до н. э.).
Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы (бетон) и конструкции (арки, купола и др.). Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.
Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам и городским центрам. Но гуманистическое начало, благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.
Всемирную известность приобрели римские дороги, не потерявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по стоимости и степени значимости): военные или государственные, стоявшие в ведении центральной власти, малые, принадлежащие общинным магистратам, частные и полевые.
Разнообразие сооружений и масштабы строительства в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение сложнейших задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение принципиально новые конструкции - кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и - что особенно важно - ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы на плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов.
Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор (сначала в бутовой кладке), а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка - пуццолана (по названию местности, откуда он вывозился) сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор.
Древнеримским архитекторам были знакомы тонкости числовых закономерностей, они знали различные виды чертежей с применением циркуля и линейки.
По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон - храм всех богов, построенный в 118-125 гг. Патеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый храм, перекрытый чашей купола диаметром почти 43 м. Вход выполнен в виде глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола (диаметр 9 м).