Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иван константинович айвазовский биография и картины. Иван Айвазовский — картины, полная биография

Иван константинович айвазовский биография и картины. Иван Айвазовский — картины, полная биография

  • Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 29 (17) июля 1817 года в Феодосии.
  • Отец художника, Константин (Геворг) Гайвазовский, был разорившимся после чумы 1812 года коммерсантом. Ему удалось привить всем своим детям любовь и уважение в армянской культуре и традициям.
  • Мать Айвазовского звали Рипсиме. Она воспитала трех дочерей и трех сыновей. Весь город знал ее как искусную вышивальщицу.
  • Талант будущего художника проявился рано. Айвазовский постоянно рисовал корабли и море, причем не только карандашом на бумаге, но и с помощью подручных средств – например, углем на стенах. Иван к тому же играл на скрипке, проявляя хорошие музыкальные способности.
  • 1831 год – губернатор Тавриды А.И. Казначеев, давно заметивший юного художника, помогает родителям определить его в Таврическую гимназию.
  • 1833 год – Иван Айвазовский принят в Академию художеств в Петербурге. За годы учебы ему удается войти в круг известных всей России деятелей искусств. Среди его знакомых Александр Пушкин , Василий Жуковский , Карл Брюллов, Михаил Глинка.
  • Одним из учителей художника-мариниста был приглашенный в Академию из Франции Филипп Танер. Он научил его писать воду. Впрочем, через несколько лет Айвазовский оставит метод Танера и найдет собственный.
  • 1835 год – Айвазовский пишет «Этюд воздуха над морем», за который получает от Академии большую серебряную медаль. Это событие окончательно определяет выбор: художник Айвазовский будет работать исключительно с морскими пейзажами.
  • 1837 год – Айвазовский оканчивает Академию с большой золотой медалью, дающей ему право на поездку за границу за счет учебного заведения. Однако первые два года художник проводит в Крыму, на своей малой родине. Это было задание Академии – писать морские пейзажи и приморские города (Керчь, Ялту, Севастополь, родную Феодосию). Двадцатилетний художник попадает на русские военные корабли, знакомится с адмиралами, мастерами военно-морского дела, много работает и в итоге превращается в признанного и широко известного мастера-мариниста.
  • 1840 год – написаны картины «Высадка десанта в доме Субания», «Вид Севастополя». Оба произведения тут же выкуплены российским императорским домом.
  • Этот же год – поездка за границу (Италия, Испания, Португалия, Франция, Швейцария, Германия, Голландия, Англия). Буквально за несколько месяцев об Иване Айвазовском и о его великолепных пейзажах узнают во всей Европе. Академии художеств Рима и Амстердама принимают его в свои члены. За границей художник встречается со своими знаменитыми соотечественниками: Николаем Гоголем , Александром Ивановым.
  • 1843 год – на выставке в Париже представлены полотна «Лодка черкесских пиратов», «Остров Капри», «Тишь на Средиземном море». Работы получают высокие награды, а их автор – почетное звание академика Парижской Академии художеств.
  • 1844 год – возвращение в Россию. Через короткое время Айвазовского избирают академиком Петербургской Академии художеств. Особым царским указом Иван Константинович причислен к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства.
  • 1845 год – переезд в Феодосию. Здесь Айвазовский приступает к строительству дома для себя и своей семьи. Дом строится по собственным чертежам художника, в итальянском стиле. Здесь же устраивается большая мастерская.
  • С этого времени Иван Айвазовский постоянно живет в Феодосии, однако часто посещает Петербург и Москву, устраивает собственные выставки в России и в Европе, участвует в международных (сначала в Европе, а к концу века – и в США). В его доме бывают Илья Репин , Иван Шишкин , известный меценат и коллекционер Павел Третьяков, Антон Чехов .
  • 1847 год – Айвазовский избран профессором Петербургской Академии художеств за картины «Виды Черного моря» и «Монастырь св. Георгия». В свои члены принимают его академии Штутгарта и Флоренции.
  • 1848 год – Айвазовский пишет «Чесменский бой».
  • 1850 год – написана картина «Девятый вал».
  • 1857 год – на выставке в Париже Айвазовский выставляет свое произведение «Четыре богатства России». За эту картину он (первым из иностранных художников) удостаивается ордена Почетного легиона.
  • 1861 год – Федор Достоевский пишет статью «Выставки 1860-1961 гг. в Академии искусств», в которой называет творчество Ивана Айвазовского «сказочным».
  • 1868 год – Айвазовский исполняет свою давнюю мечту и отправляется в путешествие по местам, где родились и жили его предки – по Закавказью. Среди произведений, написанных во время и после путешествия, известна картина «Сошествие Ноя с Арарата».
  • 1870-е годы – вся Европа продолжает восхищаться искусством Айвазовского. Однако на родине в его адрес все чаще звучит критика. В России развивается и набирает силу движение художников-передвижников, которые в своих произведениях пропагандируют реализм. «Сказки о море» смотрятся на этом фоне по меньшей мере странно. Критика начинает обвинять художника в том, что он «стоит в стороне от общего развития русской пейзажной школы».
  • 1874 год – во Флоренции с большим успехом проходит персональная выставка Ивана Айвазовского.
  • 1880 год – Айвазовский открывает в Феодосии картинную галерею. Это был третий по счету музей, открытый в Российской империи. По завещанию художника после его смерти галерея была передана в собственность города. Теперь здесь – самое полное собрание произведений Ивана Айвазовского.
  • Этот же год – художник пишет полотно на тему армянской культуры «Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции». Сейчас эта работа находится в Картинной галерее Армении в Ереване.
  • 1881 год – художник полностью за свой счет открывает в родном городе археологический музей. Горожане и власти избирают его Почетным гражданином Феодосии (первым в городе).
  • Этот же год – написана картина «Черное море».
  • 1882 год – женитьба на армянке Анне Бурназян. Это был второй брак Айвазовского и он, по собственным словам художника, еще больше приблизил его к армянскому народу.
  • 1887 год – в соавторстве с Ильей Репиным Айвазовский создает картину «Пушкин на берегу моря». Пейзаж пишет Иван Константинович, а фигуру великого поэта – Репин .
  • 26 сентября этого же года – мир изобразительного искусства широко празднует пятидесятилетие служения Айвазовского искусству. Художник дарит Петербургской Академии «Пушкина…».
  • 1888 год – Айвазовский делает еще один подарок Феодосии: выступает одним из организаторов (и спонсоров) строительства городского водопровода.
  • 1890-е годы – турецкий султан Абдул-Гамид устраивает в Константинополе резню, в которой погибают сотни тысяч армян. Те, кому удалось спастись, бежали в Россию, некоторые останавливались в Феодосии. Иван Айвазовский глубоко переживает трагедию родного ему народа. Он делает все, чтобы обеспечить беженцев жильем. Награды, пожалованные ему Османской империей, демонстративно швыряет в море. О чувствах художника ясно говорят его произведения этого периода: «Армян живыми бросают в море», «Погром армян в Трапезунде» и другие. Эта серия картин выставляется в Москве и Одессе.
  • Всего за всю свою творческую жизнь художник создет около 6 тысяч картин. При этом большинство из них он демонстрирует только на персональных выставках.
  • 19 (2) апреля 1900 года – Иван Константинович Айвазовский умирает в Феодосии. В этот день художник начинает картину «Взрыв турецкого корабля». Похоронен в Феодосии. На его памятнике выбита надпись: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».

Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.

Происхождение рода Айвазовских

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в.. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова , однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.

Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского

Биография

Детство и учёба

Отец художника-Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I , и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

. «17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский»

  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский.»
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887. Стр. 18
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1962. «Искусство». стр. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось. »
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счел нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению.»
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он знал в совершенстве языки: турецкий, армянский, венгерский, немецкий, еврейский, цыганский и почти все наречия нынешних дунайских княжеств…. »Цит. по: Барсамов. Иван Константинович Айвазовский. 1962. Искусство. стр. 8.
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника. "Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца. была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».

  • Один из моих любимых художников — Айвазовский Иван Константинович. Всемирно известный художник маринист-романтик.

    Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив, благодаря популярности своих работ, немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города. Но первостепенно все-таки остается искусство…и это было самое главное в жизни Ивана Константиновича Айвазовского!

    Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Настоящее имя — Ованес Айвазян. Его отец был торговцем, который в результате начавшейся чумы в 1812, был разорен, но зная несколько языков Константин Айвозян стал заниматься переводами судебных исков и жалоб. Мать была рукодельницей, в трудные для семьи времена ее вышивание не раз спасало их. Иван был младшим пятым ребенком. И уже с 10 лет ему приходилось работать в городской кофейне. Его отец с матерью переехали из Польши в Феодосию, поэтому свою фамилию писали на польский лад. И сам Ованес в последствии писал фамилию также.

    Дом их стоял на окраине Феодосии, на возвышенности, откуда было видно море. Наверно это и определило судьбу будущего художника. Море, такое разное — то спокойное, то непокорное, манило к себе. Юный Ованес часто наблюдал за ним. И однажды он взял кусок самоварного угля и нарисовал корабль на белой стене дома. Отец не стал его ругать, а дал ему лист бумаги и карандаш. И юный Ованес начал с увлечением рисовать, в ход шло все на чем можно рисовать и даже на страницах книг, за что он, конечно же, получал от родителей. В возрасте 12 лет он охотно изображал сражения за освобождение Греции, а также турецких крепостей.

    Градоправитель Феодосии А. И. Казначеев прослышал о талантливом мальчишке от архитектора Коха, который не раз спасал Ованеса от наказания за «испорченные» углем стены домов и каменных заборов и дал ему несколько ценных уроков. Однажды Александр Иванович приехал в армянскую слободку посмотреть, правду ли говорят о чудо-ребенке. Словно подгадав к приезду градоначальника, Ованес изобразил стоящего в карауле солдата в полной амуниции, да еще и в натуральную величину, благо, что размер стены дома это позволял. Казначеев не остался равнодушным к судьбе юного таланта: первым делом он подарил Ованесу пачку настоящей рисовальной бумаги и ящик с первыми в его жизни акварельными красками, а затем предложил брать уроки рисования вместе со своими детьми у архитектора Коха. Так настенный рисунок изменил весь ход жизни армянского мальчика.

    По очередной счастливой случайности, когда в 1830 году мальчик окончил армянскую приходскую школу, Казначеев был назначен губернатором Тавриды и, отбывая в Симферополь, взял его с собой и добился принятия в Симферопольскую гимназию. Понятно, что без такого надежного покровителя у Гайвазовского было бы мало надежды получить дальнейшее образование.

    Три года, которые Иван прожил в семье Казначеева, не прошли для него напрасно. Он много читал, но еще больше времени уделял рисованию – писал с натуры и копировал с гравюр. Вскоре успехи молодого художника стали столь заметны, что на него обратили внимание представители высших городских кругов. Так Гайвазовский получил право пользоваться великолепной библиотекой в доме Н. Ф. Нарышкиной и делать копии с понравившихся иллюстраций. Наталья Федоровна была настолько уверена в исключительном даровании мальчика, что, обладая большими связями, начала ходатайствовать не только о приеме Ивана в Петербургскую Академию художеств, но и доказывала необходимость отправить его для обучения живописи в Рим. Через своего знакомого архитектора Сальваторе Тончи она хлопотала об определении Гайвазовского в Императорскую Академию художеств на казенный счет.

    При содействии влиятельных столичных чинов Нарышкиной удалось добиться желаемого результата, несмотря на то, что мальчик еще не достиг приемного возраста. Приняли его в академию на казенный счет, а также на казенный счет привезли его из Крыма в Петербург.

    Даже став знаменитым на весь мир художником, Иван Константинович будет с благодарностью вспоминать всех хороших людей, которые помогли в становлении его как личности, и сам будет следовать их примеру, творя добрые дела.

    Склонность к изображению моря проявилась у него очень рано. Он копировал морские пейзажи голландских маринистов.

    В начале 1835 года по приглашению Николая I в Петербург приехал французский маринист Филипп Таннер. Ученик Айвазовский был определен ему в помощь. Он быстро освоил технику исполнения, но не желая копировать, стремясь к собственному творчеству, написал к академической выставке картину «Этюд воздуха над морем».

    Картина вызвала всеобщее одобрение и восхищение мастерством молодого художника. Он получил за нее от академии художеств серебряную медаль, но, оскобленный поведением своего помощника, Таннер пожаловался императору, и тот повелел все картины Айвазовского с выставки снять (а их было 6). Айвазовскому грозило отчисление, но профессора академии заступились за него и вскоре конфликт был улажен. Потом и отвергнутый Таннер покинул Россию.

    В марте 1837 года по высочайшему повелению Гайвазовского причислили к классу батальной живописи Зауервейда. Для занятий морской военной живописью в академии ему была предоставлена мастерская. А в апреле художник был официально прикомандирован в качестве художника на корабли Балтийского флота и отправился в свое первое плавание по Финскому заливу и Балтийскому морю. Это путешествие очень обогатило знания Айвазовского об изменчивой морской стихии. Гайвазовский делал стремительные успехи в овладении тайнами мастерства. В классе батальной живописи профессора А. И. Зауервейда на мольберте Ивана почти ежедневно сменялись холсты. Он работал ошеломляюще быстро и поражал всех не только «своей плодовитостью». Как писал Ф. Ф. Львов: «Уже тогда не было пределов воображению Гайвазовского».

    Море стало единственной и главной темой его творчества.

    В 1837 году Айвазовский получил золотую медаль по окончанию академии, дающую право на 6 лет уехать за границу. Сначала Айвазовский уехал в Феодосию, где не был 5 лет, и пробыл там в течении 2х лет, не переставая рисовать море.

    Первые работы, выполненные с 1835 по 1840 года.

    Вид на взморье в окрестностях Петербурга. 1835

    Большой рейд в Крондштадте. 1836

    Берег моря ночью у маяка. 1837

    Вид на большой каскад и большой Петергофский дворец. 1837

    Ветряная мельница на берегу моря. 1837

    Фрегат под парусом. 1838

    Десант Раевского у Субаши. 1839

    Старая Феодосия. 1839

    Кронштадтский рейд. 1840

    Морской берег. 1840

    Одесса. 1840

    Летом 1840 года Айвазовский двинулся в путь в Италию. Венеция покорила красотой и очарованием. Его брат был монахом, поэтому Айвазовский некоторое время жил в монастыре. Он посвятил монастырю одну из своих картин.

    Лазоревый грот. Неаполь. 1841

    Айвазовский побывал во Флоренции, затем объехал все неаполитанское побережье. За несколько месяцев пребывания в Италии в 1940 году написал 13 больших картин. В следующем году 7 и еще через год 12. В их число не входят работы небольших размеров. Айвазовский постоянно делала наброски, где бы он не находился. Здесь сложился окончательный метод работы Айвазовского.

    Картины, написанные в Италии в период с 1840 по 1845

    Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий. 1840

    Вид на Венецианскую лагуну. 1841

    Побережье в Альмафи. 1841

    Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842

    Неаполитанский маяк. 1842

    Берег моря. Штиль. 1843

    Гондольер на море ночью. 1843

    Мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция. 1843

    Порт Ла Валетта. 1844

    Морской вид с часовней на берегу. 1845

    Его работы всегда очень быстро раскупались. О нем восторженно писали римские газеты, профессионалы художники, знатоки и ценители искусства.

    Каждый раз приступая к работе он искал новые оттенки освещения морской воды и облаков, пробовал разные темы пейзажей, изображал море в различное время суток — то при рассеянном свете дня, то под светом луны.

    Папа Григорий XVI приобрел его картину «Хаос. Сотворение мира» для Ватикана и наградил художника золотой медалью.

    Хаос. Сотворение мира. 1841

    На каждой выставке ему сопутствовал успех. В Берлинских газетах в отзывах написали, что он возможно глухонемой — только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.

    За выставленные в Лувре картины он получил золотую медаль. Мечты Айвазовского-художника сбылись – ведь если обычно академические пенсионеры привозили из заграничных командировок свежие впечатления, новые картины и отточенное мастерство, Иван Константинович вез в Россию всемирное признание и славу.

    Вскоре он вернулся в Петербург. Его удостоили звания академика. Айвазовский стал живописцем главного морского штаба, с правом носить мундир морского министерства. Начал получать первые официальные заказы — написать виды приморских городов и российских портов. Его картины получались не только высокохудожественными, но и топографически точными.

    Впоследствии Айвазовский неоднократно был награжден различными российскими и иностранными орденами.

    Возвращаясь из плавания, Айвазовский на короткое время задержался в Севастополе, а вернувшись в Феодосию, сразу приступил к строительству собственного дома в стиле итальянских ренессансных вилл, по своему проекту украсив его слепками с античных скульптур и большой мастерской, примыкающей к жилым комнатам. В 1845 году он приобрел участок земли на окраине города, у самого берега моря, и уже в ходе строительства предвкушал, как ему здесь будет комфортно жить и работать. Иван Константинович достиг славы и такого материального благополучия, что мог позволить себе жить в любом уголке мира, но он выбрал город детства. Его не привлекала возможность стать салонным или придворным художником, выполняя всю жизнь волю именитых заказчиков. Никто не хотел верить, что молодой, жизнерадостный Айвазовский, окруженный громкой славой, любящий театр, общество просвещенных людей, добровольно покидает столицу и поселяется в каком-то заштатном городишке на южной окраине России.

    Зиму 1847/48 года Айвазовский провел в Петербурге и в Москве, где тоже организовал персональные выставки, которые лишь упрочили его славу. Но и в столице художник не отступал от привычного образа жизни: первую половину дня он работал в мастерской, а вечерами посещал театр или бывал у знакомых. Богатый академик живописи, 30-летний профессор академии, он теперь считался завидным женихом. Ивана Константиновича даже начали тяготить эти «смотрины» девушек на выданье из приличных домов. Однажды Одоевский пригласил его в дом, пообещав, что там они обязательно встретят Глинку. Хозяйка дома тут же распорядилась позвать в гостиную младших детей, чтобы и те могли послушать игру композитора. Детей привела гувернантка-англичанка. Девушка была очень хороша собой, а строгое темное платье и просто причесанные волосы выгодно выделяли ее из толпы разодетых и жеманных дам и девиц. С того вечера художник зачастил в этот дом, напрочь забросив работу. Обмен короткими фразами по вопросам искусства показал, что девушка достаточно образованна, может высказать свое мнение, а главное, скромна и обаятельна в общении, и, казалось, лишена меркантильности. Иван Константинович безоглядно влюбился, спустя две недели признался в своих чувствах и предложил Юлии стать его женой. Через несколько дней Петербург облетело известие, что знаменитый художник женится на обычной гувернантке. Высший свет не одобрил выбор Айвазовского, а двери некоторых домов даже закрылись перед ним – многие вдруг вспомнили о его плебейском происхождении.

    В семье Айвазовских через год после свадьбы родилась первая дочь Елена, а вслед за нею еще три – Мария (1851 г.), Александра (1852 г.) и Иоанна (Жанна, 1858 г.) А на 12-м году совместной жизни, сославшись на необходимость дать дочерям образование, Юлия Яковлевна вместе с детьми поехала в Одессу, да так оттуда и не вернулась. О муже она вспоминала, только когда ей были нужны деньги. Дальнейшие их отношения складывались очень тяжело: Юлия Яковлевна всячески препятствовала общению отца с дочерьми. Только время от времени она позволяла им его навещать. В 1877 году с разрешения Эчмиадзинского синода брак был расторгнут. Юлия Яковлевна жила в Одессе с четырьмя дочерьми, к которым до конца жизни художник проявлял любовь, внимание и заботу, перешедшую позже и на внуков, трое из которых также стали художниками-маринистами.

    Вторую жену Анну Никитичну Саркисову — Бурназян он увидел на похоронах ее мужа. Они поженились спустя год.

    Портрет жены художника Анны Бурназян. 1882.

    1840–1860-е годы были для Айвазовского счастливой творческой порой.

    Лучшими романтическими произведениями Айвазовского этого периода являются картины:

    Буря на Черном море. 1849

    Георгиевский монастырь. 1846

    Вечер в Крыму. Ялта. 1848

    Венеция. 1842

    Вход в Севастопольскую бухту. 1852

    Морской берег. Прощание. 1868

    Суда на рейде. 1851

    Севастопольский рейд. 1852

    Лунная ночь в Крыму. 1859

    Буря на Северном море. 1865

    Вот, казалось, каким счастливым был для Ивана Константиновича 1850 год: слава, благосостояние, прекрасный дом и мастерская, молодая жена (с ней пока никаких размолвок), рождение первой дочери, любовь земляков… Но эмоции художника не подвластны даже ему самому. В один из дней на Айвазовского нахлынуло чувство глубокой потери. Уже ушли из жизни те, кто верил в подающего надежды академиста, – Оленин, Зауервейд, Крылов, в Италии угас веселый друг юности Василий Штернберг, скончался В. Белинский… Из Рима сообщили, что его итальянский друг Векки стал адъютантом Джузеппе Гарибальди. Мир изменился, он вдруг перестал быть безмятежным, а значит, и его искусство художника должно, как говорил Белинский, волновать и потрясать.

    Эти мысли были столь несвойственны Айвазовскому, что он несколько дней даже не мог взяться за кисти. Сидел в мастерской, вспоминал и размышлял и наконец пришел к выводу, что какие бы препятствия не ставила перед человеком судьба, он стремится к победе из последних сил, превозмогает все боли и страхи, чтобы еще раз увидеть, как на следующее утро пробьется первый луч солнца. Художник решил, что лучше всего передать это можно в борьбе со стихией. так появился на свет пронзенный духом эпической героики «Девятый вал» – вершина первого, романтического периода в его творчестве. И хотя полотно полностью написано по наблюдениям и по воображению, оно является одним из самых впечатляющих произведений русской пейзажной живописи. Глядя на картину, зритель сразу же может представить себе, какая страшная минула ночь, какое бедствие потерпел корабль, как гибли моряки. Но даже изображая трагический конфликт между людьми и природой, Айвазовский остается верен себе: главную роль в картине играет море, и все внимание художника сосредоточено на его неукротимой силе. Живописец нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Могучим усилием воображения и творческой памяти Айвазовский создал правдивый и впечатляющий образ разгневанной природы. С поразительной точностью им переданы мотивы движения. Все в картине охвачено стремительным порывом – и несущиеся облака, и вспененные воды, и судорожно прижавшиеся к мачте фигуры людей. Это единство движения придает произведению особую законченность и цельность.

    Девятый вал. 1850

    Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана солнцем, что придает ей оптимистический характер. В значительной степени этому способствует цветовая гамма полотна, выдержанная в самых ярких красках палитры. Это было смелым и новаторским решением.

    Сразу после показа картину приобрел Николай I, а в настоящее время она находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

    Бури и кораблекрушения, борьба и победа человека над стихией становятся излюбленными темами Айвазовского. К ним он обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Вслед за «Девятым валом» целая серия «бурь» рождается на его полотнах:

    Бурное море ночью. 1853

    Овцы, загоняемые бурею в море. 1855

    Буря у скалистых берегов. 1875

    Буря у мыса Айя. 1875

    Буря под Евпаторией. 1861

    До конца дней художник был поглощен идеей создания образа взволнованной морской стихии. Из-под его кисти вышел еще целый цикл картин, изображающих бурное море:

    Волна. 1889

    Буря на море ночью. 1895

    Они близки не только по замыслу и композиции, но и по цветовому решению. На всех написан бурный прибой зимним ветреным днем. Цикл этих картин обладал не меньшими достоинствами, чем «голубые марины» Айвазовского.

    Естественно, живописец не мог обойти вниманием фигуру зачинателя русского флота – Петра I, деятельность которого обеспечила России выход к берегам Балтики. Победам русского флота в Северной войне Айвазовский посвятил ряд своих картин. В 1846 году он пишет батальные полотна «Морское сражение при Ревеле 9 мая 1790 года», «Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года».

    Петр I при красной горке, зажигающий костер. 1846

    Блестящее живописное мастерство, виртуозная техника и скрупулезное отражение деталей очень ярко отразились в одной из знаменитых батальных картин Айвазовского «Чесменский бой» (1848 г.), посвященной выдающемуся морскому сражению 1770 года во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов.

    Значительное место в творчестве Айвазовского занимают героические победы русского флота, которые происходили непосредственно при жизни художника. Он имел возможность поговорить с участниками морских сражений и даже побывать на местах боевых действий. Художник запечатлел эпизоды морских сражений: битву у Гангута, Чесменский, Наваринский, Синопский бои, Севастопольскую оборону.

    В октябре 1853 года Турция объявила войну России, а в марте 1854 года на ее стороне выступили английский и французский флот. В том же месяце в Севастополе Айвазовский открыл выставку своих батальных полотен в Севастопольском морском собрании. К его картинам невозможно было пробиться. В центре внимания были несколько полотен. «Наваринский бой» изображал кровопролитное морское сражение 20 октября 1827 года, во время которого покрыл себя неувядаемой славой экипаж «Азова», под командованием адмирала Лазарева потопивший три турецких корабля, посадивший на мель линкор и уничтоживший турецкий адмиральский фрегат. И это при том, что корабль получил 153 пробоины. Среди его героев были лейтенант Нахимов и мичман Корнилов, которые теперь считались мозгом и сердцем флота. В центре композиции картины представлен эпизод боя «Азова» с главным турецким кораблем. Самим строем композиции, умелым показом наступательного движения русского корабля художник не оставил никаких сомнений в исходе боя.

    Наваринский бой. 1846

    Вторая картина – «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой» прославляла события 1829 года. Об этом сражении Айвазовский помнил с детских лет. Легендарный бриг был полностью разбит, паруса разорваны, возник пожар, в пробоины стала проникать вода, но русские моряки удачными выстрелами нанесли такие значительные повреждения обоим мощным турецким кораблям, что те были вынуждены прекратить преследование. На этом полотне Айвазовского изображена безветренная лунная ночь, легкая зыбь чуть рябит на море, а над ним плывут светлые облака. Непокоренный «Меркурий» возвращается в родной Севастополь после героической победы над врагом.

    «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречаются с русской эскадрой.» 1848

    Этой битве также посвящена картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». Произведение весьма лаконично в композиционном и колористическом плане. Развернутое по диагонали движение кораблей позволяет сразу охватить глазом все поле битвы. Айвазовский нашел великолепное сочетание сине-голубых тонов моря с серо-жемчужными оттенками неба, на которых четко выделяются серебристо-белые паруса боевых кораблей, а вкрапления красного цвета (турецкие флаги с полумесяцами) оживляют несколько холодноватый колорит произведения. Из-за того, что на небе нет солнца, теней от кораблей не видно.

    «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

    Парные картины «Синопский бой днем» и «Синопский бой ночью», представленные на выставке, прославляли современную победу Черноморского флота в сражении 18 ноября 1853 года, когда русская эскадра под командованием адмирала Нахимова разгромила турецкую эскадру в бухте города Синопа. Эти полотна были для севастопольцев не просто картинами – это была жизнь, полная опасностей и героизма. Выставку посетил сам Нахимов. Высоко оценив работы Айвазовского, особенно ночной бой, он сказал: «Картина чрезвычайно верно сделана». Эти произведения стали неотъемлемым дополнением к историческим документам. Как уже упоминалось, морские сражения парусных кораблей художник писал со знанием не только конструкции кораблей, но и всех деталей оснастки и вооружения.

    Синопский бой. 1853

    С болью в сердце смотрел живописец на виднеющиеся в море верхушки мачт затопленных кораблей Черноморского флота, преградивших своими корпусами вход в Севастопольскую бухту вражескому флоту. Он узнал мачту линейного корабля «Силистрия», на котором провел незабываемые дни во время десанта в Субаши. Этот вид он запечатлел в картине «Осада Севастополя» (1859 г.)

    Осада Севастополя. 1859

    События Крымской войны будоражили ум и сердце Айвазовского до последних дней его жизни. Внутреннему взору художника все чаще представлялся Малахов курган, ждущий своего живописного воплощения. Эта картина должна была явиться данью памяти другу и великому соотечественнику В. А. Корнилову. И только в 1892 году сюжет «Малахова кургана» («Малахов курган – место, где был смертельно ранен адмирал Корнилов») окончательно сложился в воображении Айвазовского.

    Малахов курган. 1893

    Множество своих работ Айвазовский посвятил мирным событиям из истории российского флота, однако выдающиеся по своему значению картина «Ледяные горы в Антарктиде» была написана к 50-летию беспримерного по трудности перехода и открытию Антарктиды экспедицией под командованием выдающегося мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена. Это событие произошло 16 января 1820 года, и участвовали в нем два парусных шлюпа – «Восток» и «Мирный». Об этой экспедиции Айвазовский слышал от адмирала М. П. Лазарева, и с только ему присущим умением он сумел силой воображения создать произведение, захватывающее своей убедительностью. «Удаление от местности, мной изображаемой, заставляет только явственнее и живее выступать в памяти все подробности в моем воображении. Бурю, виденную мною в Италии, я переношу на какую-нибудь область Крыма или Кавказа; лучом луны, отражавшимся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя. Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят в область минувшего. Таково свойство моей натуры», – признавался художник.

    Ледяные горы в Антарктиде. 1870

    До последних дней своей жизни Айвазовский служил флоту, прославляя его славные победы и героизм русских моряков:

    Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мессина» на Черном море 13 декабря 1877 года

    В творчестве Айвазовского 70-х годов XIX века появляется ряд картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего веселую зыбь на море, а серебряное крыло парусника, пенящего прозрачную изумрудную волну, невольно будит в памяти поэтический образ, созданный Лермонтовым: «Белеет парус одинокий…» Все очарование подобных картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Недаром этот цикл картин принято называть «голубыми Айвазовскими». Неповторимы и ночные марины художника.

    Лунная ночь на Капри. 1841

    Неаполитанский залив в лунном свете. 1842

    Лунная ночь. 1849

    Лунная ночь в Крыму. 1859

    Лунная ночь в Константинополе. 1862

    Восход луны в Феодосии. 1892

    Эта тема проходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну, окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванные ветром тучи, он умел изображать с иллюзорной точностью. Образы ночной природы Айвазовского – одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Они часто вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.

    Айвазовский не повторял выгодный живописный штамп – просто он открыл единственно возможный способ писать живое море, и этот способ ни разу его не подвел. А экспериментов в его творчестве хватало. Взять хотя бы длинное, во всю торцовую стену галереи, полотно «От штиля к урагану» (1895 г.; 212х708 см). На нем предстают различные состояния морской стихии – штиль, надвигающаяся буря и ураган, которые абсолютно естественно перетекают друг в друга, тем самым усиливая эффект чудесной фантасмагории.

    От штиля к урагану. 1895

    В течении жизни у Айвазовского было более 120 персональных выставок. В 1870 году его привлекали библейские темы, он искал мягких полутонов, возникли целые серии картин.

    19 апреля 1900 года Айвазовский в своей мастерской писал картину «Взрыв турецкого корабля», но она так и осталась незаконченной, живописец умер во сне.

    Взрыв турецкого корабля. 1900

    За 60 лет творческой деятельности Айвазовский создал около 6000 полотен, которые разлетелись по всему миру. До сих пор нет возможности составить единого перечня работ великого мариниста, который не только продавал картины галерейщикам и коллекционерам, но и просто дарил. Созданные им произведения принесли маринисту громкую славу при жизни, обрели необычайно широкую популярность в наши дни. Большая часть картин Айвазовского хранится в лучших музеях и галереях мира. Самое большое собрание, естественно, представлено в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского – 417 единиц хранения. Много знаменитых полотен в Третьяковской галерее, Эрмитаже, музеях Киева (городу передали свои уникальные собрания произведений искусства сахарозаводчики Терещенко и Харитоненко), Харькова, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

    И я, конечно же, не могу обойти стороной и другие работы Ивана Айвазовского. На них можно заметить, как кисть мастера становилась смелее, а картины становились глубже и проникновеннее.

    Картины периода 1840-1860 гг.

    Кораблекрушение. 1843

    Бухта. Золотой рог. Турция. 1845

    Вид Константинополя при лунном освещении. 1846

    Вид Одессы в лунную ночь. 1846

    Лунная ночь у взморья. 1847

    Петербургская биржа. 1847

    Берега Далмации. 1848

    Утро на море. 1849

    Смольный монастырь. 1849

    Буря на море. 1850

    Гавань. 1850

    Сигнал бури. 1851

    Двадцати шести — пушечный корабль. 1852

    Набережная восточного города. 1852

    Рыбаки на берегу моря. 1852

    Севастопольский рейд. 1852

    Аю-Даг в туманный день. 1853

    Бурное море ночью. 1853

    Лунная ночь. Купальня в Феодосии. 1853

    Малага. Морской пейзаж. 1854

    Взятие Севастополя. 1855

    Восход солнца в Феодосии. 1855

    Лунная ночь на черном море. 1855

    Закат солнца у крымских берегов. 1856

    Море перед бурей. 1856

    Гибель корабля Лефорт. Аллегорическое изображение. 1858

    Парусник у берегов Крыма в лунную ночь. 1858

    Русский и французские фрегаты. 1858

    Башни на скале у Босфора. 1859

    Картины периода 1860-1880 гг.

    Море ночью. 1861

    Ночь в Венеции. 1861

    Дарьяльское ущелье. 1862

    Буря на Ледовитом океане. 1864

    Вид моря с гор. Крым. 1864

    Всемирный потоп. 1864

    Кораблекрушение. 1864

    Сотворение мира. 1864

    У берегов Ялты. 1864

    Кораблекрушение. 1865

    Заход солнца на море. 1866

    Корабли на бушующем море. 1866

    Взрыв Аркадиоского монастыря на Крите в 1866 году. 1867

    Морской вид. 1867

    Бурное море. 1868

    Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869

    Прощание. 1869

    Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе. 1869

    Венеция. 1870

    Кораблекрушение у скал. 1870

    Сошествие Ноя с горы Арарат. 1870

    Караван в оазисе. Египет. 1871

    Лунная ночь. Разбитый корабль. 1871

    В бурю. 1872

    Золотой рог. 1872

    Золотой рог. Босфор. 1872

    Лед на Днепре. 1872

    Спасающиеся от бури. 1872

    Буря на море. 1873

    Буря на черном море. 1873

    Неаполитанский залив в туманное утро. 1874

    Буря у мыса Айя. 1875

    Кораблекрушение в Северном море. 1875

    Облако над тихим морем. 1877

    Взрыв трехмачтового парохода в Сулине 27.09.1877 (1878)

    Купание овец. 1878

    Ночь на черном море. 1879

    Картины периода 1880-1900 гг.

    А.С. Пушкин в Крыму у гурзуфских скал. 1880

    Взятие русскими матросами турецкой лодки и освобождение пленных кавказских женщин. 1880

    Сцены из Каирской жизни. 1881

    Черное море. Начинает разыгрываться буря. 1881

    Афинский акрополь. 1883

    Кораблекрушение. 1884

    Венчание поэта в Древней Греции. 1886

    Смотр черноморского флота в 1849 г. (1886)

    Волга у жигулевских гор. 1887

    Пушкин на берегу черного моря. 1887

    Корабли в ночной тишине. 1888

    Утро после бури. 1888

    Хождение по водам. 1888

    Волна. 1889

    Гибель Помпеи. 1889

    Облака над морем. Штиль. 1889

    Контрабандисты. 1890

    Флот в виду Севастополя. 1890

    Хождение по водам. 1890

    Черноморский флот в Феодосии. 1890

    Переход евреев через Красное море. 1891

    Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892

    Ниагарский водопад. 1892

    Буря на море. 1893

    Конец бури на море. 1893

    Прибой. 1893

    Путешествие Посейдона по морю. 1894

    Океан. 1896

    Наполеон на острове Св. Елены. 1897

    Пушкин на берегу Черного моря. 1897

    Среди волн. 1898

    В бурю. 1899

    Лунная ночь. 1899

    Фотография И. К. Айвазовского

    Морская стихия…такая непокорная, величественная и могучая. Во многих картинах отражена вся суть природы — как неподвластна нам она. Также на полотнах очень много воздуха, что очень хорошо передает масштабы человека и природы. Человек мал и ничтожен по сравнению с природной стихией и все что он может — это бороться за свою жизнь…

    Иван Айвазовский (2000 г.)

    Гении и злодеи. Иван Айвазовский (2006 г.)

    Моря пламенный поэт. Иван Айвазовский (2007 г.)

    Айвазовский Иван Константинович, часть1 (1817 - 1900)

    И.Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще».
    П.М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».
    В живописи Айвазовский был, прежде всего, поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».
    За свою долгую жизнь он написал до 6000 произведений. Лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира

    Портрет художника Ивана Константиновича Айвазовского
    1841
    Холст, масло 72 x 54,2

    Москва

    Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. После постигшей Феодосию эпидемии чумы в 1812 году, семье Гайвазовских жилось нелегко. Содержать семью, в которой были две дочери и три сына, помогала жена Константина Рипсиме, искусная вышивальщица.

    Начальное образование Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию, в которую его помог определить городской архитектор Кох. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева Айвазовский отправился в Петербург, и по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева. Затем учился в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.

    Уже в 1835 году за “Этюд воздуха над морем” ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину “Штиль” ему присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины “Лунная ночь в Гурзуфе” (1839), “Буря”, “Морской берег” (1840).


    Айвазовский И.К. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф.
    1839
    Сумский художественный музей


    «Морской берег»
    1840
    Холст, масло. 42.8 x 61.5 см
    Государственная Третьяковская галерея


    Ветряная мельница на берегу моря»
    1837
    Холст, масло 67 х 96

    Санкт-Петербург


    Берег моря ночью
    1837
    47 х 66 см
    Холст, масло
    Романтизм, реализм
    Россия
    Феодосия. Феодосийская картинная галерея им. И. К.


    Керчь
    1839

    В 1839 году Айвазовский принял участие как художник в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту корабля он знакомится с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым, получает возможность изучить конструкции военных кораблей. Создает первое батальное полотно — “Высадка десанта у Субаши”.


    «Десант Н.Н. Раевского у Субаши»
    1839
    Холст, масло. 66 x 97 см
    Самарский художественный музей
    Там же он познакомился с разжалованными в рядовые декабристами М. М. Нарышкиным, А. И. Одоевским, Н. Н. Лорером, которые принимали участие в деле при Субаши. Крымские работы художника успешно экспонировались на выставке в Академии художеств, и в качестве поощрения И. К. Айвазовскому была предоставлена командировка в Италию.


    «Морское сражение при Наварине (2 октября 1827)»
    1846
    Холст, масло 222 х 234

    Санкт-Петербург


    «Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года»
    1846
    Холст, масло. 222 x 335 см
    Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского


    «Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790)»
    1846
    Холст, масло 222 х 335
    Военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского
    Санкт-Петербург
    Россия

    В 1840 году Айвазовский отправляется в Италию. Там он знакомится с яркими деятелями русской литературы, искусства, науки — Гоголем, Александром Ивановым, Боткиным, Панаевым. В это же время, в 1841 году, фамилию Гайвазовский художник изменил на Айвазовский.


    Лазоревый грот. Неаполь
    1841
    74 х 100 см
    Холст, масло
    Романтизм, реализм
    Россия
    Донецк. Донецкий художественный музей,


    Вид на Венецианскую лагуну
    1841 76х118

    Деятельность художника в Риме начинается с изучения и копирования произведений мастеров прошлого, он много работает над натурными этюдами. В одном из писем Айвазовский говорил: “Я, как пчела, собираю мед из цветника”. На протяжении всей жизни он возвращался к пейзажам Италии, гармоничное сосуществование человека и моря в этой стране запечатлелось в его памяти как образец красоты. Айвазовский создал в Италии около пятидесяти крупных картин. Успех художнику принесли романтические морские пейзажи “Буря”, “Хаос”, “Неаполитанский залив лунной ночью” (1839) и другие. Его картину “Хаос” приобрел Ватиканский музей. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. Талант художника признают ценители искусства и коллеги. А. Иванов отмечает способности Айвазовского в изображении моря, гравер Ф. Иордан утверждает, что Айвазовский — первооткрыватель жанра морской живописи в Риме.


    «Хаос. Сотворение мира»
    1841
    Холст, масло 106 х 75
    Музей армянской конгрегации мхитаристов
    Венеция. Остров св. Лазаря


    «Неаполитанский залив»
    1841
    Холст, масло 73 х 108


    Вид Константинополя при вечернем освещении
    1846 120х189,5


    «Вид Константинополя при лунном освещении»
    1846
    Холст, масло 124 х 192
    Государственный Русский музей
    Санкт-Петербург
    Россия



    1850
    Холст, масло 121 х 190

    Феодосия


    «Неаполитанский залив в лунную ночь»
    1892
    Холст, масло 45 х 73
    Собрание А. Шагиняна
    Нью-Йорк

    В 1843 году начинается путешествие художника с выставкой картин по Европе. “Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями”, — вспоминал Айвазовский. Одно из них — звание академика, присужденное Академией художеств Амстердама. Как единственный представитель русского искусства, он участвовал в международной выставке, организованной в Лувре. Десять лет спустя он первым из иностранных художников стал кавалером ордена Почетного легиона.


    «Кораблекрушение»
    1843
    Холст, масло 116 х 189
    Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
    Феодосия
    Россия

    В 1844 году, на два года раньше намеченного срока, Айвазовский вернулся в Россию. По возвращении на родину Петербургская Академия художеств удостаивает его звания академика. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира и поручило “обширный и сложный заказ” — написать все русские военные порты на Балтийском море. В течение зимних месяцев 1844 — 1845 гг. Айвазовский выполнил правительственный заказ и создал еще ряд прекрасных марин.


    «Русская эскадра на Севастопольском рейде»
    1846
    Холст, масло. 121 x 191 см
    Государственный Русский музей

    В 1845 году вместе с экспедицией Ф. П. Литке Айвазовский побывал у берегов Турции и Малой Азии. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин, которые он всегда писал в мастерской. Возвратившись из экспедиции, Айвазовский уезжает в Феодосию. “Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, — писал художник, — но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю”.


    Вид Феодосии
    1845
    70 х 96 см
    Холст, масло
    Романтизм, реализм
    Россия
    Ереван. Государственная картинная галерея Армении


    Феодосия. Восход солнца
    1852 60х90

    В Феодосии художник построил на берегу моря дом-студию и окончательно обосновался здесь. Зимой он обычно бывал со своими выставками в Петербурге и других городах России, иногда выезжал за границу. В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и других европейских городах, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в 1898 году, совершил путешествие в Америку. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Художник говорил о своем творческом методе: “Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий — неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта...”.


    Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива 1842 58х85
    «Встреча рыбаков»
    Холст, масло. 58 x 85 см
    Государственная Третьяковская галерея


    «Гондельер на море ночью»
    1843
    Холст, масло 73 х 112
    Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
    Казань
    Россия


    «Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джоржо»
    1844
    Дерево, масло. 22.5 x 34.5 см
    Государственная Третьяковская галерея


    Мельница на берегу моря 1851 50х57


    «Восход солнца в Феодосии»
    1855
    Холст, масло 82 х 117

    Ереван


    «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»
    1846
    Холст, масло 122,5 х 192,5
    Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
    Феодосия



    Вид Одессы в лунную ночь
    1846
    122 х 190 см
    Холст, масло
    Романтизм, реализм
    Россия


    «Вид Одессы с моря»
    1865
    Холст, масло 45 х 58
    Государственная картинная галерея Армении
    Ереван

    Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Брюллова, сказавшихся на живописном мастерстве художника. Подобно Брюллову, он стремится к созданию грандиозных красочных полотен. Очень ярко это отразилось в батальной картине “Чесменский бой”, написанной им в 1848 году, посвященной выдающемуся морскому сражению. Бой изображен в ночное время. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них — в момент взрыва. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в пылающий костер. На переднем плане, темным силуэтом высится флагман русского флота, к которому, салютуя, подходит шлюпка с командой лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецкой флотилии. На воде можно различить обломки турецких судов с группами матросов, взывающих о помощи, и другие детали.


    «Чесменский бой 25-26 июня 1770 года»
    1848
    Холст, масло 220 х 188
    Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
    Феодосия


    Смотр Черноморского флота в 1849 г.
    1886 131х249


    «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»
    1892
    Холст, масло


    «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами, встречается с русской эскадрой»
    1848
    Холст, масло 123 х 190
    Государственный Русский музей
    Санкт-Петербург



    «Буря на море ночью»
    1849
    Холст, масло 89 х 106
    Дворцы-музеи и парки Петродворца
    Петергоф, Ленинградская область

    Вклад Айвазовского в батальную живопись значителен. Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к героическим подвигам русского военно-морского флота: “Каждая победа наших войск на суше или на море, — писал художник, — радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне...”.


    «Буря»
    1850
    Холст, масло 82 х 117
    Государственная картинная галерея Армении
    Ереван

    Айвазовский был последним и самым ярким представителем романтического направления в русской живописи. Его лучшими романтическими произведениями второй половины 40 — 50-х годов являются: “Буря на Черном море” (1845), “Георгиевский монастырь” (1846), “Вход в Севастопольскую бухту” (1851).


    Вход в Севастопольскую бухту 1852


    Вид Константинополя при лунном освещении
    1846
    124 х 192 см
    Холст, масло
    Романтизм, реализм
    Россия
    Санкт-Петербург. Государственный Русский музей


    Вид Леандровой башни в Константинополе
    1848
    Холст, масло
    58 х 45,3
    Третьяковская галерея

    Крупнейший маринист в русской живописи XIX века И.К.Айвазовский много путешествовал и часто включал в свои морские пейзажи изображения известных архитектурных сооружений. Запечатленная на картине Леандрова (Девичья) башня была построена в XII веке на небольшой скале у входа в пролив Стамбульской гавани и издавна служила маяком и местом швартовки кораблей. В качестве маяка она используется и поныне. Башня возвышается на фоне золотистого неба, лучи заходящего солнца окрашивают поверхность морской воды в перламутровые тона, а вдали проступают силуэты построек древнего города. Мягкий солнечный свет романтизирует созданный художником пейзаж.


    «Лунная ночь»
    1849
    Холст, масло 123 х 192
    Государственный Русский музей
    Санкт-Петербург


    Закат на море
    1856
    121,5х188


    «Ночь в Крыму. Вид на Аюдаг»
    1859
    Холст, масло 63 х 83
    Одесский художественный музей
    Одесса


    Буря
    1857
    100х49

    Пятидесятые годы связаны с Крымской войной 1853 — 1856 годов. Как только до Айвазовского дошла молва о Синопской битве, он сейчас же поехал в Севастополь, расспросил участников сражения обо всех обстоятельствах дела. Вскоре в Севастополе были выставлены две картины Айвазовского, изображающие Синопский бой ночью и днем. Адмирал Нахимов, высоко оценив труд Айвазовского, особенно ночной бой, сказал: “Картина чрезвычайно верно сделана”.

    «Синопский бой (дневной вариант)»
    1853
    Холст, масло


    «Синопский бой 18 ноября 1853 года (ночь после боя)»
    1853
    Холст, масло. 220 x 331 см
    Центральный военно-морской музей


    Захват пароходом «Россия» турецкого военного транспорта «Мессина» на Чёрном море 13 декабря 1877 года


    Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Чёрном море 11 июля 1877 года

    В творчестве Айвазовского можно встретить картины на самые разнообразные темы, например, изображения природы Украины. Он любил беспредельные украинские степи и вдохновенно изображал их в своих произведениях (“Чумацкий обоз” (1868), “Украинский пейзаж” (1868)), близко подойдя при этом к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В этой привязанности к Украине сыграла свою роль близость Айвазовского к Гоголю, Шевченко, Штернбергу.


    Чумаки на отдыхе
    1885


    Обоз в степи


    «Украинский пейзаж с чумаками при луне»
    1869
    Холст, масло. 60 x 82 см
    Государственная Третьяковская галерея


    Ветряные мельницы в украинскойСтепи при закате солнца
    1862 51х60


    «Отара овец в бурю»
    1861
    Холст, масло 76 х 125
    Собрание А. Шагиняна
    Нью-Йорк


    Окрестности Ялты ночью
    1866


    Окрестности Ялты
    1863
    20,2х28


    Буря на Северном море
    1865 269х195


    Заход солнца на море
    1866


    Лунная ночь на Босфоре
    1894 49,7х75,8


    После бури. Восход луны
    1894 41х58


    «Вид моря с гор при закате солнца»
    1864
    Холст, масло 122 х 170
    Государственный Русский музей
    Санкт-Петербург


    «Всемирный потоп»
    1864
    Холст, масло 246,5 х 369
    Государственный Русский музей
    Санкт-Петербург


    «Гибель Помпеи»
    1889
    Холст, масло 128 х 218
    Ростовский областной музей изобразительных искусств
    Ростов
    продолжение следует...

    Http://gallerix.ru/album/aivazovsky
    http://www.artsait.ru/art/a/aivazovsky/main.htm