«Мы встретились случайно, на углу…» Иван Бунин
Мы встретились случайно, на углу.
Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.На ней был креп,- прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком свете глаз
Я уловил былое оживленье.И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом… Была весна…
Она меня простила — и забыла.
Сюжет встречи и разлуки влюбленной пары - сквозной для бунинской лирики. Первое событие почти неизбежно влечет за собой другое: любовь восхитительна, но краткосрочна. Она уходит, подчиняясь неведомой воле высших сил, и оставляет лишь воспоминания - светлые, волнующие, но печальные.
«Мы встретились случайно…» не содержит внешнего активного и напряженного действия. Сюжет неуловим: создается иллюзия, что ничего не произошло. Лирический герой, стремительно шагавший по весенней вечерней улице, вдруг встретил даму, которую когда-то любил. Узнав его, она кивнула в знак приветствия, затем завернула за угол и скрылась из вида.
Бедность сюжета идет в контраст с богатством душевных переживаний и воспоминаний героя. Серую гамму сумерек неожиданно «прорезал» знакомый взгляд, который метафорически уподобляется «свету зарницы» Этот свет прерывает быстрый шаг героя: память о любимой настолько жива, что воспоминания пронзают душу одновременно со случайным взглядом.
Показательны сравнения и эпитеты, которые отбирает автор для характеристики взгляда любимой женщины. Кроме упомянутого «света зарницы» встречаются «черные лучистые ресницы», «яркий свет». Вокруг лирической героини аккумулируется лексика с коннотацией света, идеализирующая и ее образ, и воспоминания о высоком искреннем чувстве, возвышающие лирического героя. Такой прием характерен для бунинской лирики: в произведении «Печаль ресниц, сияющих и черных…» герою снятся «небесные глаза» любимой женщины, обрамленные «сияющими ресницами».
В образах бывших влюбленных по-разному отражается мотив памяти. Если для героя прошедшая любовь столь актуальна, что не требует времени для воспоминания, то в случай с героиней - иной. Она «простила - и забыла»: для припоминания потребовалось несколько секунд вглядывания в потрясенное лицо героя. О его душевном смятении, мощном и внезапном, не говорится прямо, но оно передается лексикой, сигнализирующей о контрасте, - между движением и резкой остановкой, сумерками и светом глаз.
«Былое оживленье», появившееся на женском лице, и ласковый кивок свидетельствуют о том, что героине была приятна случайная встреча. Время излечило душевные раны, подарив возлюбленной забвение, а ее избраннику - высокую печаль светлых воспоминаний.
В небольшом стихотворении прекрасно проявились основные слагаемые лаконичного бунинского стиля - глубокий психологизм, простота поэтической манеры и яркость деталей.
Мы встретились случайно, на углу.
Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.
На ней был креп,- прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком свете глаз
Я уловил былое оживленье.
И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом… Была весна…
Она меня простила — и забыла.
(No Ratings Yet)
И ласково кивнула мне она, Слегка лицо от ветра наклонила И скрылась за углом… Была весна Она меня простила и забыла. И.А.Бунин
1 год назад
Она меня простила и забыла. Иван Бунин
Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально. Коко Шанель
Она была похожа на стакан холодного молока, который обнаруживаешь на столе солнечным летним утром; впрочем, и на само летнее утро она тоже была похожа.
Макс Фрай
Я посмотрел на неё с притворной суровостью.
- Ты всегда приводишь меня туда, куда идти не следует, - сказал я.
Она кивнула с довольным видом.
- В этом моя обязанность - делать твою жизнь увлекательной.
Ричард Мэтисон "Куда приводят мечты"
Шодерло де Лакло
Она указывает мне все мои недостатки, а это значит, что она меня крепко любит.
Шодерло де Лакло
Она была человеком исключительно добрым, но те кому она не позволяла садиться себе на голову, считали её злой.
Я была так поглощена вопросом, нравлюсь ли ему я, что напрочь забыла спросить себя, нравится ли мне он. И.Кюрти "Тариф на лунный свет"
Если женщина уже простила мужчину, она не должна напоминать ему о его грехах за завтраком.
Марлен Дитрих
Она указывает мне все мои недостатки, а это значит, что она меня крепко любит. Шодерло де Лакло "Опасные связи"
Она верила в божью благодать, святость брака и изначальную доброту каждого человека. Во всех прочих отношениях она была такой же идиоткой.
Джонатан Коу "Случайная женщина"
Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
Лев Толстой
Ты опять принимаешься грозить мне утратой твоей любви? Если ее так легко уничтожить, значит, она никогда не была настоящей. Э.Бронте
Когда была она, мне не нужно было никакого Бога. Януш Вишневский "Любовница"
Когда была она, мне не нужно было никакого Бога.
Януш Вишневский "Любовница"
Ты опять принимаешься грозить мне утратой твоей любви? Если ее так легко уничтожить, значит, она никогда не была настоящей.
Эмили Бронте
В ней была какая-то утонченность, не то что в других, даже очень хорошеньких. Она была – для знатока. Для тех, кто понимает.
Джон Фаулз
Не грусти, жизнь - она такая. Высокие мгновения полной близости - а потом порывы ледяного ветра.
Маргарет Мадзантини
Женщина выбирает, а не мужчина. - Ну, хорошо, пусть так. А как понять, что она меня выбрала? - Она захочет от тебя детей.
Любовь никогда не умирает естественной смертью. Она умирает, потому что мы не знаем, как пополнять ее источник. Она умирает из-за безрассудства, из-за ошибок, из-за измен. Она умирает от болезней и ран, она умирает от утомления, от увядания, от потускнения.
Анаис Нин
Если она подарила тебе свое сердце, то будь благодарен, береги его, а не разрывай в клочья и не смейся ей в лицо, потому что она не может отобрать его у тебя.
Энн Бронте "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла"