Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Хачкары. Хачкары Армении — Сокровища культуры Уничтожение Армянских Хачкаров(в Джульфе)

Хачкары. Хачкары Армении — Сокровища культуры Уничтожение Армянских Хачкаров(в Джульфе)

Чудо это или нет, но аналогов не найти в реальном мире архитектуры.

Высоким достижением и уникальным произведением искусства являются хачкары (крест-камни). Самые ценные из них относятся к 12-13 вв.. Это беспрецедентные образцы мастерства каменной резьбы. Большие размеры, богатая орнаментация, сверхтонкая резьба, гениальные пропорции и расчеты, потрясающая гармоничность…

В переводе с армянского, слово “хачкар” означает “крест-камень”. Это прямоугольная каменная плита, на одной стороне которой высечен крест. Неотъемлемой частью хачкара является обильная резьба и смысловая нагрузка в виде символических и сюжетных изображений.

На территории исторической Армении сохранилось несколько сот тысяч хачкаров, причем каждый из них уникален и неповторим.

История

С момента принятия христианства как государственную религию (301 г., впервые в мире), начинает развиваться искусство хачкаров. Каждый зодчий старался вырезать такой хачкар, который еще не делали ни он, ни другие мастера. Стремление выделиться было вызвано с одной стороны национальным характером с другой стороны – вкладом души в каждую работу. Памятники модернизировались с каждым годом, нововведения не давали себе ждать.

В XII в. рождается новая эра хачкарного дела. Вооружившись опытом предков и особым даром, творцы призывают себя достичь наивысшей степени каменного искусства, бросив вызов всем сложностям этой работы. В отсутствии даже нормальной линейки, карандаша или хорошо наточенных инструментов, в неуютных средневековых условиях, зодчие начинают творить чудеса. Они обладали нечеловеческим терпением, так как малейший скол, чуть неосторожное движение руки может повредить хачкар, над которым трудишься уже несколько лет.

Работали мастера непрерывно несколько часов в свехнапряжении, не отвлекаясь ни на секунду от камня и зубилы. Самым сложным было ударять сильно, но осторожно. Особо мучительной была ювелирная работа под конец дела. Чем внимательней посмотреть, тем тоньше узоров можно заметить.

Местные ученные обучали зодчих математики, философии, искусствоведению, накачивали национальной и религиозной идеологией. Например, архитектор монастыря Нораванк – Момик (14 в.), был выпускником Гладзорского университета – одного из первых ВУЗ-ов мира (1280 г.).

В Армении, культура каменных плит как духовных символов известна с незапамятных времен. Еще с V тыс. до Р.Х., в горах у истоков рек, возле поселений и дорог устанавливались стелы покрытые резьбой с изображением голов баранов, рыб и прочей символики. Назывались эти стелы “вишапакар”, что означает “камень дракон”. Эти памятники по праву можно считать прародителями хачкаров. Многие хачкары хранят на себе элементы, унаследованные с доисторической культуры предков, например — свастика.

Нельзя не упомянуть горькие события 2005 г., когда азербайджанские вандалы уничтожили 18000 хачкаров. Все они стояли на большом армянском кладбище, возле Нахичеванского города Джуга. Армяне тех краев были очень богаты и каждый нанимал зодчего, чтобы надгробный хачкар своего близкого был самым лучшим. Таким образом, хачкары один лучше другого, превратили кладбище в огромный музей бесподобных работ.

Ныне это кладбище сравняли с землей и превратили в полигон. Из-за большого количества хачкаров, для их уничтожения были использованы тракторы и грузовики. Лишь некоторые работы, привезенные в Армению до этих событий были спасены и сегодня стоят в армянских музеях.

Это не первое уничтожение армянских религиозных символов мусульманами. Так же, персидские и арабские завоеватели уничтожили большинство хачкаров раннего средневековья. Турками была уничтожена основная часть церквей и хачкаров Западной Армении (ныне в Турции).

Но несмотря на это, на территории нынешней Армении (РА, НКР) сохранилось множество хачкаров, в числе которых и самые лучшие экземпляры. Стоят они возле монастырей, в музеях, а так же, высоко в горах и в глухих лесах. Часто путешествуя по отдаленным краям, мы приятно удивляемся, встретив на лоне дикой природы аккуратный, роскошный хачкар.






Армению часто называют страной камней. Действительно, природа Армении богата различными каменными породами. Такие камни, как туф, базальт, травертин и обсидиан хорошо известны и популярны, как строительные и облицовочные материалы. Но есть в Армении особенные камни. Камни, которым нет аналогов ни у одного из народов мира и которые являются одним из национальных символов армянской культуры. Это хачкары.

Хачкар дословно переводится с армянского, как «крест-камень». Предшественниками хачкаров считаются каменные стелы — вишапы, которые устанавливались в древние времена в горах и около дорог для разметки территорий.
История возникновения хачкаров уводит нас во времена принятия христианства в Армении. Тогда в начале IV века на месте памятников языческого культа воздвигались деревянные кресты, но, поскольку в ту эпоху деревянные памятники сжигались противниками новой религии, христиане стали заменять их каменными.
Искусство «крест-камня» достигло таких высот, что справедливо его сравнивать с ювелирным. Мастер вырезал пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой.
Чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Хачкары также устанавливались в память о знаменательных событиях, таких, как победа в бою или возведение нового храма.
Расцвет искусства хачкаров приходится на XII – XIII вв. Такие Мастера или, как их называют в Армении — Варпеты, как Тимот, Мхитар, Момик, Аракел, Меликсет, Исраэл, оставили ярчайший след в национальной культуре. Их искусство и традиции востребованы и поныне.
На территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый из которых, несмотря на общий стиль, отличается своим неповторимым узором. Стоят они возле монастырей, в музеях, а также высоко в горах и в глухих лесах. Самое большое кладбище хачкаров в Армении находится в селе Норадуз, насчитывающем более 900 уникальных и неповторимых экземпляров.

Много красивых хачкаров в монастырском комплексе Гегард

Как и часть самого комплекса Гегард, хачкары также выбиты прямо в скале

Хачкары в Нораванке

Два очень красивых хачкара можете встретить на территории Кафедрального собора в Эчмиадзине. Также там установлен хачкар в память о жертвах Геноцида армян

Поле хачкаров в селе Ардви

Пожалуй, самые красивые хачкары Армении. Хачкар мастера Погоса в Гошаванке, хачкар в Бжни и два хачкара в колокольне монастыря Дадиванк в Нагорном Карабахе.

Хачкары Макараванка

И хачкар в виде креста на фоне ярких осенних красок

Хачкары Агарцина

Два шедевра из Ахпата и один хачкар, находящийся у монастыря Матосаванк в Дилижане

Хачкары на территории церкви в Ванадзоре

Хачкар возле села Одзун в Алаверди

Хачкары в Арени и Макраванке

И очень красивые экземпляры в Норадузе и Гандзасаре

Конечно здесь представлены не все образцы этих уникальных памятников архитектуры, ведь мастера продолжают работать и по сей день, создавая шедевры, которые через многие столетия будут иметь такую же историческую значимость, как и работы великих Погоса и Момика.

Хач» - это крест, и «кар» - камень. Но хачкар не просто каменный крест, а художественный символ армян. В нем отражается тонкое чувство красоты и история народа. Хачкар – явление чисто армянское. История возникновения крест-камня хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда в 301г армяне приняли христианство. На месте памятников языческого культа воздвигались деревянные кресты в человеческий рост, но поскольку в ту эпоху деревянные памятники сжигались противниками не окрепшей еще, юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами. Обычно хачкар имеет около метра в основании и полтора метра в высоту. Но это необязательно, размеры разнообразны. Есть хачкары большие и маленькие. С помощью большого зубца камень крепится на могильной плите в нишах скал, в стенах церквей, хотя хачкары можно встретить везде - у храмов, часовен, памятных мест, напоминая о важном событии, дате или просто для украшения. Искусство крест-камня достигло таких высот, что справедливо сравнивалось с ювелирным: камнерез заполнял пространство таким мелким ажуром, что резец порой заменялся иглой. В центре хачкара высекается крест, а вокруг - травы, цветы, плоды, люди, звери, птицы, разные орнаменты и мотивы. Есть хачкары с изображением воинов на конях с копьями, крестьян в повседневной одежде, священников, женщин и младенцев. Есть хачкары с изображением распятия и евангелистов, с ангелами и святыми. Есть хачкары, посвященные историческим событиям, сражениям и битвам. Существуют камни, на которых изображены музыканты с музыкальными инструментами, бытовые сцены. Все зависит от мастерства и желания художника. Греческий ученый Мицос Александропулос был поражен: “Они берут большой камень и превращают его в кружево, ковер, сад, песню”. Таких садов и песен в Армении очень много, наверное, десятки тысяч, и каждый из хачкаров неповторим. Каждый год в Армении появляется все больше талантливых мальчишек, желающих стать варпетами, - так в чудесной каменной стране называют великих мастеров. Чтобы стать мастером - варпетом, нужно учиться с детства. Только любовь к искусству и кропотливый труд позволяют подарить радость людям. Тысячелетия проходят, но творения великих варпетов не перестают вызывать в человеке самое доброе, что только может вызвать настоящее искусство. О создании лучших хачкаров отечественные историографы сообщали как о событии не менее значительном, чем, скажем, строительство церкви. Чаще всего хачкар служил мемориальным памятником. Вот почему он, как правило, обращен на запад, к закату. Народ приписывал некоторым хачкарам способность исцелять недуги и называл их «Аменапркич» (Всеспаситель). Одним из лучших образцов такого хачкара является памятник работы мастера Ваграма, стоящий в монастыре Ахпат. К таким хачкарам совершали паломничества, им давали названия, даже воспринимали как силу, способную обуздать стихийное бедствие. Знаменитый хачкар «Цасум» («Ярость») наделялся умением отвращать или умерять землетрясение, засуху, град. Необыкновенной популярностью пользовались хачкары, связанные с преданиями о погибших героях, об умерших в разлуке влюбленных. В далекие времена, рассказывают, жил богатый человек, имевший красивую дочь. Влюбившись в нее, двое юношей отправили к отцу девушки сватов. Отец призадумался и сказал: – Есть у меня два пшеничных поля. Кто из вас быстрее пожнет пшеницу, за того и выдам дочь. Когда юноша, которого любила девушка, уже почти заканчивал жатву, к нему подошла злая старуха и солгала: – Несчастный, твой соперник уже закончил жатву и увел девушку в свой дом. Услышав это, юноша упал замертво. Узнав о гибели любимого, девушка умерла от горя. Их похоронили в одной могиле на краю того самого пшеничного поля, а их надгробие народ называет Ахчик-тги кар («Камень девушки и юноши»). В Армении есть места, где хачкары собраны вместе сотнями и даже тысячами, - настоящий лес! Только вместо деревьев каменные шедевры. Такие шедевры находились в Старой Джульфе (Старой Джуге), где были установлены порядка 10 тысяч армянских хачкаров (крест-камней). Но в Азербайджане окончательно решили вопрос армянского исторического наследия в Нахиджеване. В декабре 2005 года азербайджанские вооруженные формирования, проникнув на армянское кладбище в районе Старой Джульфы (Нахичевань) на берегу реки Аракс стали громить и разбивать с помощью кувалд, лопат и тяжелой техники армянские хачкары, и, перевозя хачкары на машинах, свалили в Аракс. Это преступление было заснято с иранского берега и распространено по всему миру. 16 февраля Европарламент принял резолюцию, осуждающую уничтожение армянских памятников в Нахичевани. За резолюцию проголосовало 85 депутатов Европарламента, против – 5. В ходе обсуждения документа парламентарии отметили неприемлемость уничтожения со стороны Азербайджана имеющих мировую ценность армянских хачкаров (каменных крестов).

Хачкары в Армении везде. И если рассматривать и фотографировать каждый - далеко не уйдешь. Поэтому я сразу рещила для себя уделять больше внимания хачкарам с фигурами - они относительно редкие.
Но для начала немного информации - для тех, кто "не в теме". Цитата из поста о выставке в Москве 2016 года.
https://vladimirdar.livejournal.com/76935.html

"История возникновения хачкаров (от арм. хач - крест, кар - камень) уходит корнями в ранний период христианской истории Армении и берет свое начало от крестов-монументов, которые в IV веке водружались (изображались ?)на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Широкое распространение хачкары получили с IX века, вытеснив другую форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII веках, - стелы с изображениями сакральных сцен. Сначала стелы с крестами устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, как символы защиты и покровительства. В XI веке и позднее, когда сформировалась классическая композиция хачкаров (!) , они были наделены разнообразными функциями. Благодаря нанесенным на них надписям выявлено около сорока различных назначений хачкаров. Часто они служили надгробными памятниками - их устанавливали в изножье у надгробных плит.
Нередко на них наносили надписи, в которых указывались не только имена заказчика и мастера-изготовителя, но также даты и даже повод, по которому был создан хачкар. Традиционно хачкары вырезали из туфа различных цветов и оттенков, базальта и других местных пород. Их высота составляла от 20 сантиметров до 5 метров.
Особую роль в сложении искусства хачкара сыграл национальный орнамент. Узоры постепенно усложнялись, совершенствовались, часто напоминали кружево, становились многослойными, заполняя всю его поверхность. Важнейшими и традиционными элементами декоративного убранства хачкаров являются изображения виноградной лозы и плодов граната - символов семьи и плодородия, а также листьев финиковой пальмы, голубей или павлинов - символов Святого Духа и Воскресения." Из всего перечисленного чисто армянские только гранаты, все остальное часто используется в раннехристианском искусстве. В геометрическом орнаменте тоже много византийского, но со временем орнамент приобретает все большее своеобразие. В.Ф.

Добавлено читателем (см.комментарии) "Учитывая обилие стелл-вишапов (каменные змеи-драконы), сохранившихся с дохристианской эпохи в наиболее труднодоступных местах Армянского Нагорья, феномен появления и становления хачкаров у армян как этнотрадиции объясняется довольно просто: с принятием христианства, армяне переделали свои стеллы-вишапы в кресты."

Посмотрим сначала несколько хачкаров из разных мест - с человеческими фигурами.
Фигуры как правило очень условны и стилизованы под орнамент, так, что иногда их трудно заметить. По стилю они напоминают раннее романское искусство, хотя могли быть сделаны в XVII веке. Стилистика на удивление сохраняется многие века, возможно благодаря изолированности страны.

Хачкар из Эчмиадзина, XVI в.




Фрагменты первого хачкара.


Самый потрясающий хачкар (XVII в.) с фигурами мы сняли в Севанаванке, у меня отдельный пост о нем.


Несколько восхитительных хачкаров можно увидеть в Нораванке.


Замечательный образец с выставки в Москве 2016 года. Восточная Армения. XII-XIII вв.
Розовый туф придает армянской архитектуре и скульптуре совершенно особый колорит.


Еще один хачкар из эчмиадзина, но на этот раз это скорее всего копия.


Христос в окружении символов Евангелистов и четырех ангелов с дарами (!).


Третий хачкар - оттуда же, и тоже копия. В центре нижнего круга - Армянский символ вечности.

В Ереване на одном из центральных бульваров устроена выставка под открытым небом востановленных известных и часто уничтоженных хачкаров. Следующий хачкар будет с этой экспозиции.

Обратите внимание на стилизованные руки, держащие боковые кресты. Этот прием мы уже видели у церкви Гаяне




Информация о хачкаре с распятием.


Подлинники все-таки куда симпатичней смотрятся. :-) https://www.flickr.com/photos/517design/3113017244/in/album-72157607841941446/


И вот здесь еще маленький всадник.

Посмотрим еще несколько копий хачкаров с Ереванского бульвара.


Самый старый из показанных здесь и, возможно, один из самых древних в Армении. Выглядит не очень привычно.

Остальные хачкары гораздо моложе - с XIII по XVIII вв.

Вот немного похожий на предыдущий, но был сделан на 3 века позже.

Птички - типичный раннехристианский мотив - довольно часто встречаются на хачкарах.


Довольно грубая копия. А внизу круг - чисто византийский.


А эти птички стоят около церкви Гаянэ



Два хачкара из музея Матенадарана. Первый даже с фигурками.




Хачкары с гранатами и виноградом - около церкви Гаянэ


Хачкар из церкви Св. Рипсимэ

И в заключение пара слов о происхождении одного из самых распространенных мотивов на хачкарах - мотива процветшего креста, более известного под именем крест виноградная лоза.


Возможно один из самых ранних прототипов подобного мотива можно видеть на раннехристианском саркофаге в Равенне.

В более оформившемся виде такие кресты нередко встречаются в византийском искусстве - вот два примера рельефов из Афин и Фессалоник.


Рельеф из крипты Базилики Св. Димитрия в Фессалониках


Крест на дверях собора в Амальфи, Италия


Мозаика Базилики Сан-Клементе, Рим.

Эта тема обсуждалась уже в моем сообществе 7 лет назад, мне интересно было вернуться к ней на новом материале.

Армения - страна густо усыпанная хачкарами , и они являются достаточно важным элементом армянской культуры, . Если у нас кресты устанавливают, преимущественно, на кладбищах и религиозных объектах, типа церквей, в последнее время - на въездах в населенные пункты, то в Армении хачкары ставятся в самых разных местах, хотя, конечно, ближе к церквям и монастырям их концентрация заметно возрастает.



Аллея хачкаров возле разрушенного землетрясением храма, Гюмри

Как нам объяснил Миша из «Цахкадзор Тревел», хачкар - это такая материальная форма общения человека с Богом . Если у кого-то случилось что-то хорошее, то в качестве благодарности высшим силам он может установить хачкар. Если кто-то очень просит о чем-то Бога - тоже хороший повод закрепить свою просьбу красивым хачкаром. В общем-то, хачкары ставили по поводу и без повода. На границах обжитых земель - для ограждения от нечистой силы. Правители изгалялись в установке хачкаров пошикарнее, дабы все видели, как они круты и боголюбивы.




О происхождении слова.


Хачкар состоит из двух частей, хач - крест, кар - камень.


Англоговорящим гражданам может прийтись по душе вариант hach-car (гашишмобиль) или hatch-car (люк-машина), но эти толкования ошибочны, хотя, конечно, гораздо смешнее.




Типичный хачкар (по определению из Я ндекс.словарей) представляет собой каменную стелу с изображением креста, либо в форме креста. Хачкары появились в конце VIII - начале IX в. вместо более ранних вотивных стел и колонн. Каменные плиты из туфа или базальта устанавливали лицевой поверхностью к западу (стране мертвых), группировали по два и три.





Покрывали витиеватой резьбой, как правило включавшей изображение креста. Большие хачкары (2-3 м в высоту) иногда имеют карниз от дождя; малые — вмуровывали в стены храмов или высекали в массиве стены. В XIII-XIV вв. хачкары с особенно изысканным орнаментом устанавливали в честь памятных событий, исторических дат. Рисунки орнаментов не повторяют друг друга. И действительно, посмотрите на приведенные фото поближе.





В общем, хачкар - хороший проверенный веками способ приложения креативных позывов. Не знаешь, что сотворить? Сделай хачкар, лишним не будет: богоугодно, красиво, и есть все шансы, что он переживет своего творца на многие сотни лет.