Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чувство сопричастности к судьбам родной страны в лирике А. Т

Чувство сопричастности к судьбам родной страны в лирике А. Т

Один день. Это много или мало? Каждый задает режим себе сам. Но только не в тоталитарном государстве. Можно перечитать массу исторических книг, энциклопедий и просто учебников, чтобы узнать, как жили люди в авторитарной стране. Но чтобы прочувствовать это, нужно прочитать произведение А.

И. Солженицына. Правду нельзя выдумать. Ее можно списать с действительности. И все остальные лагерные произведения меркнут перед творением автора, пережившего этот ужас.

Всегда лагерная литература отличается глубоким переживанием социальных потрясений, она никогда не бывает единоличной. Не стала она таковой и в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича", несмотря на то, что описывается там вроде бы фрагментарный кусочек жизни "обычного" зека. Нет, те зеки не "обычные", они все имеют не номера на выцветших фуфайках, а свою частную жизнь и модель поведения, личную жизнь до зоны и одинаковую на всех мечту: вернуться домой. Как же смог Солженицын так сдержанно, но не зажимая рта, описать историю одного зека (себя?

) и всех остальных, однако с болью и сдавленным стоном души? Солженицын, обучаясь на четвертом курсе физико-математического факультета Ростовского университета, параллельно поступил в МИФЛИ на заочное отделение. Он в это время серьезно увлекался литературой и к тому же учился на курсах английского языка. В 1941 году он, как и все, был мобилизован и позже в 42-м попал на фронт. Со своей батареей, подавлявшей вражескую артиллерию, он прошел от Орла до восточной Пруссии. А потом в феврале 1945 года цензура обнаружила в переписке Солженицына резко критические отзывы о личности Сталина, за что писатель и был арестован и получил срок 8 лет. Начались скитания: Калужская застава, НИИ ("шарашка"), общие работы в лагерях Казахстана.

После освобождения он жил около трех лет на юге Казахстана, затем переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе. Этот автобиографический момент представлен в рассказе "Матренин двор". И 1962 году журнал "Новый мир", редактором которого был на тот период времени А. Т. Твардовский, опубликовал повесть "Один день Ивана Денисовича". В последние годы также публиковались повести и рассказы Солженицына. Фигура этого писателя заметно выделяется на фоне литературы XX века в целом.

Солженицын занял особое место не только в литературе современной России, но и в ее духовной культуре. Судьба Солженицына, воплощенная в судьбах героев его произведений, слившаяся - с болью и обидой за страну, достойна почитания в гражданском сознании общества. Солженицын сам по себе стал воплощением нравственного авторитета и совести нации. В сознании рядового читателя имя Солженицына ассоциируется обычно с отражением и разработкой лагерной темы с характеристиками и критериями настоящей, подлинной "правдивости", "разоблачения тоталитарного насилия", "исторической достоверности". Все это верно. Но повестью "Один день Ивана Денисовича" он открыл для читателей новый мир и оказал беспрецедентное воздействие на умы и души современников.

Лагерная тема под его пером не ограничивается страданиями на зоне. Произведения должны были донести до читателя не столько бытописание лагерной жизни, сколько преподнести литературный урок. Государственная машина корежила судьбы, перекраивала карты, переселяла целые нации, истребляла мыслящую интеллигенцию, уничтожала науку(например, генетику). Что же могла значить для нее судьба отдельного человека? Так, главной темой повести является тема судьбы России. Шухов Иван Денисович - обыкновенный советский человек, деревенский мужик. Жил, воевал на фронте, попал в окружение и, как следствие, в плен - чудом удалось сбежать.

За плен его обвинили в измене родине и шпионаже в пользу фашистской Германии. Хочешь жить - клевещи на себя, а надоело - так отстаивай свою, никому не нужную правду... Лагерная, но жизнь... Теперь он просто номер. Несмотря на это, Шухов наделен автором "нормальностью", не броскостью поведения, стойкостью, и главное - неистребимым внутренним достоинством. Он никогда "себя не роняет".

Шухов представляет собой народный характер - он не умеет и не хочет жаловаться на тяготы, а, напротив, способен устроиться в заведомо неблагоприятной обстановке. Он сноровист: успел завести свой мастерок, прячет куски алюминиевой проволоки, имеет складной ножичек. Шухов выживает на зоне как личность. Рядом с Иваном Денисовичем есть Алеша - баптист, который получил 25 лет срока за свою веру. Живут и работают два эстонца, тоже имеющих по 25 лет за то, что один - рыбак с побережья, а второй был вывезен еще ребенком в Швецию, но вернулся на родину и был тут же взят как иностранный агент.

А еще есть Цезарь Маркович, бригадир Тюрин - отличник боевой и политической подготовки, но сын кулака, Ю-81, который "по лагерям да тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит", и "шавка Фетюков". Солженицын описывает только один день политического заключенного, но мы наблюдаем столько поломанных судеб и загубленных, ни в чем неповинных человеческих жизней. Сотнями тысяч исчисляются заключенные, которые в подавляющем своем большинстве и вовсе не были виноваты в том, в чем их обвиняла советская власть, которой они служили и на свободе, и в лагере. А в лагере царил произвол и безнаказанность. В этих условиях сильный, как Шухов, выживал, был уважаем, а слабый, как правило, погибал.

Солженицын замыкает круг в художественной топографии повести, то есть произведение имеет кольцевую композицию, что придает ему символическое значение. Обзор заключенного: обнесенная колючей проволокой окружность; сверху слепят прожектора, лишая воздуха, неба, горизонта, утром они уходят на точку - места работы, и к вечеру возвращаются назад в бараки. И так каждый день, как по замкнутому и проклятому кругу. В итоге у заключенных нет нормального круга жизни.

Но есть у них свой внутренний мир, пространство памяти, в котором возникают образы деревни, мира... Солженицын, употребляя ряд пословиц и народных поверий, воздерживается от громких слов и проявлений эмоций. Он не допускает экспрессии: хватит того, чтобы читатель ощутил эти чувства в своей собственной душе. А это цель писателя, которая достигнута и гарантированна всем повествованием. Солженицын, пережив самостоятельно этот кошмар, который тянулся не только восемь лагерных лет, но и 70 лет коммунистического тоталитарного времени, поведал читателям о рабстве заключенных, об унижениях человеческого достоинства, что в тоталитарном государстве человек не может быть свободным. А значит, и счастливым.

Лагерь - слепок с действительности. А вся советская действительность была одним большим лагерем. И люди в ней все были равны - все заключены в жестокие рамки авторитаризма и культа личности.

Понравилась статья - Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» ?

Вы прочитали материал на тему: Отражение трагических конфликтов истории в судьбе героев повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

31 Май 2015 Опубликовано в разделе:

Comments are closed.

Новости

  • Новые публикации

      О том, что нужно создавать накопления, написано, уже не мало. С тем, что накопления у семьи должны Жизнь не стоит на месте, наши заработки постоянно растут, но, как, ни странно, денег не становится 1.Планирование расходов. Составлять план расходов на месяц. Не совершать покупок, если они отсутствуют Экономия нынче в моде, об Экономии говорит с трибуны президент страны, о том, что необходимо Экономить Трапляється, що фермер володіє відразу декількома ділянками землі, але вони маленькі й розрізнені.
  • На вопрос, не каждый ответит

      Тисячі років тому Земля була населена тваринами й рослинами, мало чим схожими на сучасні. Вони вимерли, але їхні сліди іноді можна зустріти у вигляді відбитків, кістяків, зліпків... Ці скам"янілості (або копалини залишки організмів) допомагають визначати відносний вік земних товщ і вивчати умови життя зниклих видів Зрештою, У Всесвіті є зірки, які перебувають так далеко від нас, що в нас навіть немає можливості довідатися відстань до них або встановити їхню кількість. Але як далека від Землі найближча зірка? Відстань від Землі до Сонця 150 000 000 кілометрів. Тому що світло рухається зі Всі рослини, що оточують нас на суші й під водою, становлять флору Землі. Це й дерева-велетні, і хирляві маленькі билини, і навіть мікроскопічні морські водорості. Ботаніка - дуже захоплююча наука Адже вона займається класифікацією нескінченно різноманітного рослинного миру. Невеликі рослини можна засушити й скласти з них Навіть у відкритому морі, далеко від землі, моряк може визначити місцезнаходження свого корабля. Але для цього йому необхідні секстант, годинник і карта. Астрономи точно визначили положення Сонця й зірок для кожної години доби й для всіх крапок земної кулі. За допомогою секстанта моряки (або льотчики) Жінка, виявляючись у цікавому положенні, починає замислюватися, Що можна вагітним? Адже одні говорять, що можна практично всі, інші ж розповідають про протилежний. І що ж робити, як підтримувати жіночу красу, якщо не зрозуміло, що можна робити, а що не можна? У цій статті ми Добре прожеванная й м"яка від слини їжа спускається долілиць по стравоходу в шлунок. Там вона змішується із травними хімічними речовинами й перетворюється в густий суп. М"яза проштовхують його в тонку кишку, де корисні шматочки їжі, називані живильними речовинами, виділяються й надходять у кров, щоб харчувати Усім відомий вовчок - іграшка, що при обертанні дуже довго не змінює свого положення. Крутится й крутится, поки сила тертя осі вовчка об підлогу або ІНШУ поверхню не сповільнить і не припинить обертання. Наукова назва вовчка гіроскоп. Він також швидко обертається, і його вісь теж

Герой поэзии Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора.



Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели. Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоз­ зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.



Великая Отечественная война В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­ тия. Стихи военной поры объединены в сборники «Возмездие» и «Фронтовая хроника».



Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов. Основные темы непокоренная Родина («Партизанам Смоленщины»), высокое мужество и патриотизм советского солдата («Когда пройдешь путем колонн…», «Граница», «Новогоднее слово»), священная месть («Возмездие»).







Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства («Нет, жизнь меня не обделила…», «Признание»), о чести человека, о связи человека с природой («Разговор с Падуном», «Снега потемнеют синие…»). К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил: …вольно или невольно Было, вышло не то, не так.



Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, «как бы ни была горька». Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни.







Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через неё биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления «жестокой судьбы»: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, Речь не о том, но все же, все же, все же…



Обобщающие темы позднего творчества я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле «Памяти матери» поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам её жизни и всего наро­да. Мотив связи времён организует весь цикл и сливается с мо­ тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе.



В стихотворениях «Как неприютно этим соснам в пар­ке…», «Газон с утра из-под машинки…», «Береза» память при­роды это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства. Поэт обострённо чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, умеренность срока жизни. Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти.



Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни («Прощаемся мы с матерями…», «Время, скорое на расправу»). От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день

Ивана Денисовича"

Изучение "Одного дня…" позволяет показать, какова роль художественной литературы

в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Цели и задачи урока:

познакомить с историей создания рассказа "Один день Ивана Денисовича", его

жанровыми и композиционными особенностями, художественно- выразительными

средствами, героем произведения;

отметить особенности художественного мастерства писателя;

рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Ход урока

Анализ рассказа "Один день Ивана Денисовича"

Историческая справка:жертвами террора с 1947 -1953 годы (данные во всех

источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от5,5 до

6,5 млн. человек.

1. История создания и публикации, жанр произведения.

1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как "Щ - 854 (Один день одного зека)" (щ -

854 - лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился

предложить что- то в открытую печать, выбрал "Новый мир" А.Твардовского. Добиться

"Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки

с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир - одним днём.

Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в

одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного

человека с утра до вечера. И будет всё.

сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую- ка я написать

один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в

тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить,

я невероятно быстро написал "Один день:"

Образ Ивана Денисовичасложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в

советско- германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и

Жанррассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много

поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой,

потому что в ней можно "оттачивать грани с большим наслаждением для себя".

Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» воспринималась как Событие.

2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

истории, это книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию.

3. Главный герой рассказа.

1. Предлагерная биография. Коротко опишите её.

Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась

Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок

второго года на Северо- Западном окружили их армию всю... И так их помалу немцы

по ле сам ловили и брали... Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а

его обвинили в измене Родине - и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой

разведки. «Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и

оставили просто - задание».

2. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

«Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть по живешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого се бя. Хоть лагерную, мучительную

и трудную, но все- таки жизнь.

3. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за

лагерной действительностью.

Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь.

Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных

вагонок, спало двести чело век»...

Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время

лагернику - июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время -

июль: крапиву в котел се кут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что

холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только

желтая, под вид пшена... Каша не каша, а идет за кашу...»

На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой и

Шухов) собираетсяна работу... Бесконечные про верки и досмотры.

Иван Денисович Шухов - мастер на все руки. Он и камен щик, и резчик толя, и

печник. Работает с азартом, не чувствуя моро за. Вот как автор описывает

заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор... Раствора

бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок

(но с осторожкою хватает - не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И

еще раствор мастерком разровняв, - шлеп туда шлако блок... И уж он схвачен,

примерз...

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и

Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к

себе. Не доносит на солагерников, не унижается из- за табака, не вылизывает чужие

тарелки... Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.

4. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его

характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие,

человеческое достоинство.

Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность,

обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из

них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излавливали». Даже в

Бухенвальде «чудом смерть обминул, теперь отбы вает срок тихо».

Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факуль тета...

Баптист Алешка...

Бригадир Тюрин...

Капитан Буйновский...

Кинорежиссер Цезарь Маркович...

Шестнадцатилетний юноша Гопчик...

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой

Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного поимени. Всего

полстраницы занимает рассказ о«высоком молчаливо м старике». Сидел он потюрьмам

и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не

потерял. «Лицо его вымотано было, но не дослабости фитиля- инвалида, а докамня

тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не

много выпало ему завсе годы отсиживаться придурком».

«Придурки» - лагерные «аристократы» - лакеи: дневальные по бараку, десятник

Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один изКВЧ -«первые

сволочи, сидевшие взоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

сильно выражен нравственный аспект.Он особенно заметен в сценах -

столкновениях: Буйновский-Волковой, бригадир-Тюрин-десятник Дэр. Важное

значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотношения зеков:

Шухов - Цезарь, Шухов - Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно

отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе.

5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и

Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно,

лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания.

Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного -

внутреннего мира: мысли, совести, памяти."Здешняя жизнь трепала его от

подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню

Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов".

Лагерный закон: "Подохни ты сегодня - я завтра" Это общее "руководство жизнью"

ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты

хочешь называться Человеком - вот задача Шухова.

6. Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной

вольной жизни.

2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: "Работу он правил

лихо, но вовсе не думая:"). Иван Денисович вернул и себе, и другим - пусть ненадолго!

раскрепощения человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

(Восемь лет (а дали Шухову десять) мыкается Иван Денисович по лагерям, но

сохраняет своё человеческое достоинство, даже в не в человеческих условиях «себя не

роняет»:

не унижается из- за сигареты;

из- за пайки;

не вылизывает тарелки;

не доносит на товарищей ради улучшения своей участи.

Шухов, как любой трудолюбивый крестьянин, уважает хлеб (носит его в специальном

карманчике, в чистой тряпочке). Когда ест –снимает шапку. Он всегда всё

зарабатывает честным трудом, поэтому он не в состоянии понять, как можно брать

большие деньги за халтуру (это мы узнаём из письма, присланного ему из дома).

Почему он запрещает жене собирать ему в лагерь посылки?

Потому что, уже мы можем сделать вывод, совестливость, нежелание жить за чужой

счёт, причинить кому- то неудобство –вот характерные черты этого человека. Иван

Денисович живёт по закону человеческому, даже находясь в Особом лагере: «На чужое

добро брюха не распяливай». Шухов никогда не симулирует болезни, а заболев всерьёз,

чувствует себя виноватым: «Вот что… Николай Семёнович…я вроде это…болен». Иван

Денисович привык к труду, как все крестьяне, он и каменщик, и печник, и сапожник,

и резчик толя: «Кто два дела руками знает, тот ещё и десять подхватит». Он очень

бережлив, запаслив. В условиях неволи бережёт и прячет мастерок, в его руках

обломок полотна пилы превращается в сапожный нож.

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков : О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова.

Раздел 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов.

Смерть И.В. Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым...»

А.А. Ахматова.

Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.



Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Демонстрации. Портреты А. А. Ахматовой кисти К. С. Петрова-Водкина, Ю. П. Анненкова, А. Модильяни. И.В. Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В. Добужинского к книге «Подорожник».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А. Ахматовой. Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Б.Л. Пастернак.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

Повторение. Тема интеллигенции и революции в литературе XX века (А. А. Блок. Поэма «Двенадцать», статья «Интеллигенция и революция»; М.А. Булгаков. «Белая гвардия»; А. А. Фадеев. «Разгром»).

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лирический цикл. Роман.

Демонстрации. Видеофильм «Борис Пастернак». А. Скрябин. 1-я и 2-я сонаты; Ф. Шопен. Этюды; И. Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б.Л. Пастернак. «Прелюдия». М.Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О. Пастернака. Диктант по тексту, подготовленному учащимися, на уроке русского языка.

Творческое задание. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов - в чем разница?». Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся)

А.Т. Твардовский.

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям». Поэма «По праву памяти».Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей

Поэма «По праву памяти»* – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX-XX веков. Образы дома и дороги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма.

Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А. Твардовского.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX-XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского». Наизусть Два-три стихотворения (по выбору студентов).

В.М. Шукшин.

Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

А.И. Солженицын.

Сведения из биографии.

«Матренин двор». «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

Повторение. Проза В. Шаламова. Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А. И. Солженицына.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».

Творчество поэтов в 1950 - 1980-е годы .

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Творческие задания. Исследование и подготовка докладов о поэте (на выбор).