Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Большой российский биографический словарь - говоруха-отрок юрий николаевич.

Большой российский биографический словарь - говоруха-отрок юрий николаевич.

Юрий Говоруха-Отрок
Имя при рождении:

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок

Псевдонимы:

Ю. Николаев, Юрко, Ю. Елагин.

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок (29 января , с. Таврово, Курская губерния - 8 августа 1896, Москва) - русский писатель и публицист, литературный критик.

Биография

Родился в дворянской семье, ведущей своё происхождение от запорожских казаков . Детство его прошло в имении отца. После смерти отца Юрий переехал в Харьков , поступил там во вторую гимназию. Учась в гимназии, Говоруха-Отрок находился под влиянием революционной публицистики, идей Чернышевского , Писарева , Добролюбова и других. Окончив пять классов гимназии, он жил частными уроками и готовился к экзаменам в Императорский Харьковский университет . В 18 лет женился на 16-летней дочери уездного врача Софье Фёдоровне Поповой, которая также как и он увлекалась театром, литературой и революционными идеями. Говоруха-Отрок не умел вести хозяйство и вскоре впал в бедственное материальное положение, однажды даже думал стать актёром, и при содействии своего дальнего родственника актёра Стружкина вступил в странствующую труппу, сыграв в нескольких спектаклях в провинции.

В апреле 1874 года Говоруха-Отрок познакомился с одним из инициаторов «хождения в народ » Коваликом и некоторыми другими вольнодумцами. Он вступил в революционный кружок, посетил три сходки, но вскоре вышел из кружка и не стал заниматься революционной деятельностью. В декабре этого же года он поехал в Петербург , где познакомился с Н. К. Михайловским , но 18 декабря был там арестован и посажен в Петропавловскую крепость . В 1877 году его осудили по «Делу о пропаганде в Империи (Процесс 193-х) » и приговорили к ссылке в Тобольскую губернию на год и три месяца. Но ему был учтён срок, который он уже отсидел в тюрьме, и в мае 1878 его выпустили на свободу.

Несколько месяцев Говоруха-Отрок прожил в Петербурге, при помощи Михайловского анонимно печатался в «Отечественных записках ». Затем выслан в Харьков, работал там помощником библиотекаря Харьковского университета и в газете «Харьков ». В сентябре 1879 к нему приезжал Желябов . В 1880-х годах его проза печаталась петербургскими журналами «Слово » и «Вестник Европы », и в харьковском журнале «Мир ». К тому времени Говоруха-Отрок пересмотрел свой взгляд на жизнь, и в его произведениях встречалась критика народовольческого движения. В 1881 году он стал сотрудником харьковской газеты «Южный край », найдя себя в публицистике и литературной критике. В то время на него большое влияние оказали труды Аполлона Григорьева .

Рассказы «Fatum» и «Развязка» вызвали резкую реакцию Михайловского, который назвал их героев «гамлетизированными поросятами», а позднее написал памфлет «Карьера Оладушкина», где одним из прототипов героя-ренегата должен был служить Говоруха-Отрок.

В 1889 году Говоруха-Отрок был замечен московскими издателями, и был приглашён литературным обозревателем в «Московские ведомости ». Там он познакомился с выдающимися консервативными литераторами - Н. Н. Страховым , К. Н. Леонтьевым , Л. А. Тихомировым , П. Е. Астафьевым , В. В. Розановым и другими. К этому периоду Говоруха-Отрок окончательно отошёл от идей «шестидесятников», которых он называл «не отпетыми мертвецами». Лев Тихомиров охарактеризовал его как православного до мозга костей, убеждённого, искреннего монархиста. Он не был славянофилом , но в то же время выступал с опровержениями критики славянофилов, проводимой либеральными публицистами во главе с Владимиром Соловьёвым . Главной заслугой славянофилов он считал выявление значения православия для России.

Большое признание Говоруха-Отрок получил как литературный критик. Его выдающееся дарование на этом поприще отмечали Василий Розанов, Николай Страхов, Лев Тихомиров. В 1890 годах он печатался в «Русском обозрении » и «Русском вестнике ».

Сочинения

  • Последнее произведение графа Л. Н. Толстого: Критический этюд. - М., 1890.
  • Очерки современной беллетристики. В. Г. Короленко: Критический этюд. - М., 1893.
  • Тургенев: Критические этюд. - М., 1894.
  • Заметки о прогрессе и цивилизации. - М., 1897.

Напишите отзыв о статье "Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич"

Литература

  • Иванова Е. В. Литературный гёз (О судьбе Ю. Н. Говорухи-Отрока) // Контекст 2008. Историко-литературные и теоретические исследования. - М .: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 167-202 . - ISBN 978-5-9208-0327-6.

Ссылки

  • Николаев, Ю. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1897. - Т. XXI. - С. 112-113.
  • Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. - Т. Ia, доп. - С. 587.
  • .
  • Село Таврово. Дворянский род Говорухо-Отроков.
  • З. Т. Прокопенко, профессор БелГУ. Дворянский род Говорухо-Отроков из слободы Таврово.

Отрывок, характеризующий Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич

Но ударить мы так и не успели, потому что паук в тот момент резко остановился и мы, почувствовав сильный толчок, со всего маху шлёпнулись на землю... Видимо, он притащил нас к себе домой намного раньше, чем мы предполагали...
Мы очутились в очень странном помещении (если конечно это можно было так назвать). Внутри было темно, и царила полная тишина... Сильно пахло плесенью, дымом и корой какого-то необычного дерева. И только время от времени слышались какие-то слабые звуки, похожие на стоны. Как будто бы у «страдавших» уже совсем не оставалось сил…
– Ты не можешь это как-то осветить? – я тихо спросила Стеллу.
– Я уже попробовала, но почему-то не получается... – так же шёпотом ответила малышка.
И сразу же прямо перед нами загорелся малюсенький огонёк.
– Это всё, что я здесь могу. – Огорчённо вздохнула девчушка
При таком тусклом, скупом освещении она выглядела очень усталой и как бы повзрослевшей. Я всё время забывала, что этому изумительному чудо-ребёнку было всего-то ничего – пять лет!.. Наверное, её такой временами серьёзный, недетский разговор или её взрослое отношение к жизни, или всё это вместе взятое, заставляло забывать, что в реальности она ещё совсем малюсенькая девочка, которой в данный момент должно было быть до ужаса страшно. Но она мужественно всё переносила, и даже ещё собиралась воевать...
– Смотри, кто это здесь? – прошептала малышка.
И вглядевшись в темноту, я увидела странные «полочки», на которых, как в сушилке, лежали люди.
– Мама?.. Это ты, мама??? – тихонько прошептал удивлённый тоненький голосок. – Как же ты нас нашла?
Я сначала не поняла, что ребёнок обращался ко мне. Начисто позабыв, для чего мы сюда пришли, я только тогда поняла, что спрашивают именно меня, когда Стелла сильно толкнула меня кулачком в бок.
– А мы же не знаем, как их зовут!.. – прошептала я.
– Лия, а ты что здесь делаешь? – прозвучал уже мужской голос.
– Тебя ищу, папочка. – Голоском Лии мысленно ответила Стелла.
– А как вы сюда попали? – спросила я.
– Наверняка, так же, как и вы... – был тихий ответ. – Мы гуляли по берегу озера, и не видели, что там был какой-то «провал»... Вот мы туда и провалились. А там ждал вот этот зверь... Что же будем делать?
– Уходить. – Постаралась ответить как можно спокойнее я.
– А остальных? Ты хочешь их всех оставить?!. – прошептала Стелла.
– Нет, конечно же, не хочу! Но как ты собираешься их отсюда забирать?..
Тут открылся какой-то странный, круглый лаз и вязкий, красный свет ослепил глаза. Голову сдавило клещами и смертельно захотелось спать...
– Держись! Только не спи! – крикнула Стелла. И я поняла, что это пошло на нас какое-то сильное действие, Видимо, этому жуткому существу мы нужны были совершенно безвольными, чтобы он свободно мог совершать какой то свой «ритуал».
– Ничего мы не сможем... – сама себе бурчала Стелла. – Ну, почему же не получается?..
И я подумала, что она абсолютно права. Мы обе были всего лишь детьми, которые, не подумав, пустились в очень опасные для жизни путешествия, и теперь не знали, как из этого всего выбраться.
Вдруг Стелла сняла наши наложенные «образы» и мы опять стали сами собой.
– Ой, а где же мама? Ты кто?... Что ты сделала с мамой?! – возмущённо прошипел мальчик. – А ну немедленно верни её обратно!
Мне очень понравился его бойцовский дух, имея в виду всю безнадёжность нашей ситуации.
– Дело в том, что здесь не было твоей мамы, – тихо прошептала Стелла. – Мы встретили твою маму там, откуда вы «провалились» сюда. Они за вас очень переживают, потому что не могут вас найти, вот мы и предложили помочь. Но, как видишь, мы оказались недостаточно осторожными, и вляпались в ту же самую жуткую ситуацию...
– А как давно вы здесь? Вы знаете, что с нами будут делать? – стараясь говорить уверенно, тихо спросила я.
– Мы недавно... Он всё время приносит новых людей, а иногда и маленьких зверей, и потом они пропадают, а он приносит новых.
Я с ужасом посмотрела на Стеллу:
– Это самый настоящий, реальный мир, и совершенно реальная опасность!.. Это уже не та невинная красота, которую мы создавали!.. Что будем делать?
– Уходить. – Опять упорно повторила малышка.
– Мы ведь можем попробовать, правда? Да и бабушка нас не оставит, если уж будет по-настоящему опасно. Видимо пока мы ещё можем выбраться сами, если она не приходит. Ты не беспокойся, она нас не бросит.
Мне бы её уверенность!.. Хотя обычно я была далеко не из пугливых, но эта ситуация заставляла меня очень сильно нервничать, так как здесь находились не только мы, но и те, за кем мы пришли в эту жуть. А как из данного кошмара выкарабкиваться – я, к сожалению, не знала.
– Здесь нету времени, но он приходит обычно через одинаковый промежуток, примерно как были сутки на земле. – Вдруг ответил на мои мысли мальчик.
– А сегодня уже был? – явно обрадованная, спросила Стелла.
Мальчонка кивнул.
– Ну что – пошли? – она внимательно смотрела на меня и я поняла, что она просит «надеть» на них мою «защиту».
Стелла первая высунула свою рыжую головку наружу...
– Никого! – обрадовалась она. – Ух ты, какой же это ужас!..
Я, конечно, не вытерпела и полезла за ней. Там и правда был настоящий «ночной кошмар»!.. Рядом с нашим странным «местом заточения», совершенно непонятным способом, повешенные «пучками» вниз головой, висели человеческие сущности... Они были подвешены за ноги, и создавали как бы перевёрнутый букет.
Мы подошли ближе – ни один из людей не показывал признаков жизни...
– Они же полностью «откачаны»! – ужаснулась Стелла. – У них не осталось даже капельки жизненной силы!.. Всё, давайте удирать!!!
Мы понеслись, что было сил, куда-то в сторону, абсолютно не зная – куда бежим, просто подальше бы от всей этой, замораживающей кровь, жути... Даже не думая о том, что можем снова вляпаться в такую же, или же ещё худшую, жуть...


I.

Говоруха-Отрок, Юрий Николаевич

(умер 27 июля 1896 года в Петровско-Разумовском) -- критик, публицист.

Некролог

С глубокой печалью сообщаем нашим читателям, что сегодня, 27 июля, скончался на даче в Разумовском, после краткой болезни, наш дорогой товарищ Юрий Николаевич Говоруха-Отрок. Тяжелый литературный труд, требующий от журналиста чрезвычайного напряжения умственных сил и расшатывающий нервную систему, преждевременно подорвал и без того не особенно крепкое здоровье покойного. Вчера, 26 июля, около двух часов пополудни у больного случилось кровоизлияние в мозгу, и паралич поразил почти весь организм. Все усилия врачей привести его в сознание оставались тщетными, и если временами в нем проявлялось сознание, то он мог с большим трудом сделать свои желания понятными для окружавших его. В одиннадцать часов утра, сложив пальцы правой руки для осенения себя крестным знамением, он этим, очевидно, показал, что желал бы приобщиться Святым Таинствам. Прибывший священник из села Владыкина, в один из светлых моментов для больного, причастил его. Положение больного в течение дня становилось все труднее, и было очевидно, что надежды на сохранение жизни нет никакой. Вечером, в десять часов и двадцать пять минут, больной тихо скончался. В течение нескольких лет Ю. Н. Говоруха-Отрок заведовал в Редакции "Московских Ведомостей" отделом литературной и театральной хроники. Замечательно начитанный, отличный знаток русской литературы и искусства, одаренный способностью верно и правильно оценивать предмет, подлежавший его суду, покойный твердо и неуклонно шел тем путем, который начертал себе с самого начала. Он верил и учил, что литература и искусство заключают в себе самих столько возвышенного и святого, что никакая тенденция, вносимая в них под влиянием течения времени, не в состоянии унизить их, но что для этого литература должна покоиться на тех началах христианства, которые легли в основание нынешнего общественного и государственного устройства. Здесь не место делать подробную оценку литературной деятельности почившего. Наши читатели, имевшие возможность следить за этой деятельностью в течение стольких лет, сумеют и без этого понять великую потерю, какую понесла редакция в этом прекрасном товарище и даровитом писателе, который среди бурь житейских сумел сохранить чистое, доброе сердце, незлобивый ум и ничем не нарушавшуюся любовь к ближнему.

("Московские Ведомости", 1896, No 205).

Библиография

I . "Из неоконченного романа" ("Слово", 1880, кн. II). "Fatum", рассказ ("Полярная Звезда", 1881). "Развязка", "Отвязка", рассказы ("Вестник Европы", 1882). "Поэзия Фета" ("Московские Ведомости", 1892, No 328). "A. A. Григорьев" ("Московские Ведомости", 1894, No 268). "Тюрьма и крепость", из посмертных записок подследственного арестанта, отрывок первый ("Русское Обозрение", 1894, кн. 1). "Несколько мыслей о религиозной живописи" ("Русское Обозрение", 1894. кн. 2). "Федор Павлович", святочный рассказ ("Русское Обозрение", 1895, кн. 1). "Заметки о прогрессе и цивилизации", из посмертных бумаг ("Русское Обозрение", 1897, кн. 1 и 2).

II . О нем:

"Вестник Европы", 1896, кн. 9, с. 421--422. "Русский Вестник", 1896, кн. 9, с. 210--217. "Русское Слово", 1896, No 202, 203, 204; 1897, No 200. "Московские Ведомости", 1896, No 206, 207, 209, 210, 226, 273; 1897, No 27; 1898, No 208; 1899, No 204, 205; 1901, No 204; 1909, No 172. "Биржевые Ведомости", 1896, No 210. "Новое Время", 1896, No 7335, 7476. "Русское Обозрение", 1896, кн. 8, с. 863; кн. 9, с. 341--422; кн. II, с. 490--493. "Памяти Ю. Н. Говорухи-Отрока", сборник статей ("Русское Обозрение", М.,1896). "Свет", 1897, No 23. Розанов В. В. "Литературные изгнанники". СПб., 1913, том первый.

Говоруха-Отрок , Юрий Николаевич , дворянин Курск. губ. Род. в 1852 г. Учился в Харьк. гимназии, потом в Харьк. ун-те. В апр. 1874 г. вместе с студентом Крутиковым был участником и руководителем харьк. револ. кружка, организованного С. Коваликом и имевшего целью пропаганду среди семинаристов. Принимал деятельн. участие в сходках, происходивших у него на квартире. Вскоре отошел от кружка. Арестован в т. г. в Екатеринославе и с 24 дек. 1874 г. содержался в Петроп. крепости; 13 дек. 1875 г. переведен в Дом предвар. заключения. 5 мая 1877 г. предан суду ос. прис. Сената по обвинению в участии в противозакон. сообщ-ве и в распростр. преступн. сочинений (проц. 193-х). 4 ноября 1877 г. удален из залы заседания за отказ отвечать суду. 23 янв. 1878 г. признан виновным во вступлении в противозакон. сообщ-во со знанием о его преступных целях и в имении запрещ. книг. Приговорен к лиш. всех особ., лично и по сост. присв. прав и преим. и к ссылке на житье в Тобольск. губ., при чем суд ходатайствовал о вменении ему в наказание предвар. содержания под стражей. По выс. пов. 11 мая 1878 г. ходатайство суда удовлетворено с отдачею его под надзор полиции. Впоследствии сотрудничал в реакционной газете "Южный Край", а с 1889 г. стал заведующим литературным и театральным отделами в "Моск. Ведомостях" (псевдонимы: Ю. Николаев , Юрко , Елагин ); сотрудничал также в "Русск. Обозрении". Умер 27 июля 1896 г. Справки (А. Калюжный , Лукашевич , М. Перцов , Титов , М. Спесивцев , М. Федоровский ). -- Справ. листок. -- Список 1852--1879 г.г., л. 38. -- Бурцев , За сто лет, II, 91. -- Госуд. преступления, III, 97--101 (88--91), 105 (95), 262 (239), 265 (241), 313 (285), 318 (289), 321 (292), 324 (294), 326 (297), 330 (300). -- Венгеров , Источники. -- Венгеров , Список. -- Бурцев , Календарь (Ук.). -- Нов. энцикл. словарь. Стенограф. отчет, 216--218, 220--223, 226--231, 239, 249--250, 258--260, 264--265, 279--284. -- Л. Тихомиров , Воспоминания (Ук.). -- "Историч. Вестник" 1896, IX, 826 (Некролог). -- С. Синегуб , "Был." 1906, X, 55 сл. (Воспоминания чайковца). -- Старик [Ковалик ], "Был." 1906, X, 15; XI, 41 сл. (Движение 70-х г.г. по Большому процессу). -- С. Чудновский , "Мин. Годы" 1908, V--VI, 373 (Из дальних лет). -- А. Якимова , "Кат. и Сс." 1927, VIII (37), 16 (Большой процесс). Источник текста: Словарь "Деятели революционного движения в России".

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок родился 29 января 1852 г. в с. Таврово Белгородского уезда Курской губернии в дворянской семье. Когда Юрий был еще младенцем - внезапно умер отец. Осиротевшая семья со временем вынуждена была продать имение на погашение долгов и переехать в Харьков. Но память о летах младенчества в отчем доме хранила и согревала Юрия Николаевича всю оставшуюся жизнь. В автобиографическом рассказе «Светлый праздник», в котором говорится о незабываемых переживаниях семилетнего мальчика в пасхальные дни, почти с топографической точностью описано село Таврово .

Мать Юрия - Елизавета Семеновна, урожденная Елагина, впоследствии вышла замуж за уездного доктора Прожанского, и семья переселилась в Волчанский уезд Харьковской губернии. Юрий воспитывался дома под руководством матери, которая и готовила его к поступлению в гимназию, особое внимание уделяя французскому языку. Обучала сына и игре на фортепиано. Кроме того, Юрий много читал, любимыми его писателями с детства были Пушкин, а потом Гоголь и Шекспир.

Юрий был принят во вторую харьковскую гимназию, которую отличали в ысокий уровень преподавания литературы, искусств, особенно изобразительного, в чем была заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у К. Брюллова.

Неудивительно, что эту гимназию окончило немало ставших впоследствии известными людей, таких как художник Г.И. Семирадский, композитор Н.В. Лысенко, правовед А.Д. Градовский, биолог И.И. Мечников, филолог-славист А.А. Потебня и др. Вместе с Ю.Н. Говорухой-Отроком (но двумя-тремя классами моложе) здесь учился будущий теоретик монархизма, талантливый публицист, литературный, музыкальный, театральный критик Н.И. Черняев, который после смерти своего друга оставил интересные и важные воспоминания о нем .

Учась в гимназии, Юрий, - по свидетельству Н.И. Черняева, - жил «пансионером у различных содержателей ученических квартир, претерпевая, конечно, немало невзгод и разделяя в этом отношении участь своих товарищей, живших вместе с ним, вне семейного надзора. Домой, в деревню, он приезжал только на время Рождественских праздников и летних каникул».

С первых лет учёбы его любимыми предметами стали русский язык и литература. Ученические сочинения Юрия отличались глубиной мысли и прекрасным стилем изложения. Одновременно у него развилась любовь к театру, не покидавшая его до последних дней жизни.

Окончив пять классов гимназии, он, по состоянию здоровья (так как проживал зачастую в холодном и сыром жилье), вынужден был оставить учёбу, жил частными уроками и готовился к экзаменам в Императорский Харьковский университет . Однако из-за продолжительной болезни поступление пришлось отложить. При содействии своего дальнего родственника актёра Стружкина Юрий даже вступил в странствующую труппу, сыграв в нескольких спектаклях в провинции.

В 18 лет он женился на 16-летней дочери уездного врача Софье Поповой, которая так же, как и её молодой супруг, увлекалась театром, литературой и модными тогда революционными идеями.

Хорошо знавший их Н.И. Черняев вспоминал: «У Юрия Николаевича была страстная, нервная и общительная натура. Он легко сближался с людьми, имел много приятелей и знакомых, любил оживленную беседу и готов был спорить до петухов о "проклятых вопросах". У Софьи Федоровны была сосредоточенная и замкнутая натура; она больше слушала, чем говорила, и редко высказывала свои мысли. Она производила впечатление изящной, доброй и милой, но несколько холодной женщины с ироническим складом ума. Ее любимой мечтою было приносить пользу » .

Молодая семья не очень хорошо умела вести хозяйство и вскоре впала в бедственное материальное положение. И если бы не мать Софьи, помогавшая им по хозяйству, то дело было бы совсем плохо.


Учась в Харьковском университете, в котором была хорошая библиотека, Юрий много читал, и в первую очередь - периодические издания. Не удивительно, что он не прошел мимо дарвинизма, испытал немалое влияние революционной публицистики, идей А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского и их единомышленников. Ценил он и народника Н.К. Михайловского.

По воспоминаниям Н.И. Черняева: «Время было тревожное. Почва для агитации благоприятная. Из десяти студентов пятеро или шестеро повторяли с чужого голоса революционные фразы и видели спасение России в немедленном присвоении и применении к делу отрицательных и разрушительных доктрин <...>. При таких условиях мудрено было не влететь в «революцию» даже таким юношам, которые по своим наклонностям не могли и не должны были попасть в её сети. Дух товарищества, мимолетные увлечения, случайные знакомства и т.д. - все это имело решающее значение». В апреле 1874 года Ю.Н. Говоруха-Отрок познакомился с одним из инициаторов «хождения в народ » С.Ф. Коваликом , приехавшим в Харьков, и некоторыми другими вольнодумцами. Он посетил три сходки, но вскоре вышел из кружка, обратившись к литературному труду.

Подготовив несколько рассказов и повестей, в декабре 1874 г. он поехал в Петербург, чтобы лично познакомиться с авторитетным для него в то время Н.К. Михайловским и при его содействии опубликовать их в «Отечественных записках». Михайловский высоко оценил литературный талант начинающего писателя и его политические взгляды. Однако сотрудничеству их не суждено было состояться. 18 декабря 1874 г. к Юрию в гостиничный номер пришли и объявили, что он уже месяц находится в розыске в связи с начавшимися арестами его харьковских знакомых. Хотя, по воспоминаниям самого потерпевшего, все его ««политическое преступление», состояло, в сущности, в болтовне на разные революционные темы - в болтовне, которая тогда была в ходу между молодежью» .

Первоначально его отправили в Александро-Невскую часть, где он провел первые сутки своего заключения.

Именно здесь Ю.Н. Говоруха-Отрок пережил настоящее потрясение, повлиявшее на всю его дальнейшую жизнь. Услышав утром тихое пение в коридоре, он подошел к дверному окошку и увидел группу арестантов, которые стояли перед висевшей в углу иконой и стройно пели «Отче наш». Он, «тогда довольно равнодушно относившийся к религии, хотя не лишенный, если не религиозного, то эстетического чувства, невольно перекрестился» . И действительно, никакое торжественное служение не производило на него «такого странного, полумистического, полухудожественного впечатления, как это тихое и стройное пение арестантов» .

С 24 декабря 1874 г. по 13 декабря 1875 г. Ю.Н. Говоруха-Отрок находился в одиночной камере Петропавловской крепости,

Свое пребывание здесь арестант описывал так: «Камера была просторная и, как я потом убедился, прекрасно устроенная в гигиеническом отношении: сухая и теплая; но видом она напоминала склеп, с сводчатыми стенами, с высоко, к потолку почти поднятым решетчатым окном. Тут была железная кровать, стол и табуретка. В двери маленькое стеклянное окошко, куда время от времени, заглядывал кто-нибудь; ниже в той же двери четырехугольное окошко, запертое на замок, куда подавали обед, чай. На столике я заметил маленькую книжку в черном переплете - это было Евангелие» .

Именно оно изменило внутренний мир начинающего писателя, не раз писавшего об этом: «В первое время (в продолжение целого года), пока длилось дознание, книг «с воли» получать было нельзя. Единственная книга, которую я имел, было Евангелие: я нашел его в камере, на своем столе. Потом мне разрешили купить Библию. С полгода я только и имел лишь Библию и Евангелие» .

«Кормили в крепости и содержали хорошо, - вспоминал он, - давали два раза, утром и вечером, чай с хлебом, хороший обед из трех блюд. Так кормятся только достаточные студенты, бедные - хуже. В праздники пища еще улучшалась, а на Рождество и на Светлый Праздник - и очень. На Светлый праздник - давали кулич, крашенные яйца, ветчину и т. д. Давали даже казенные папиросы. Кроме того, те из арестованных, у кого были свои деньги, могли покупать для себя что угодно через смотрителя: табак, сигары, съедобное, сласти, даже вино, с разрешения доктора, в котором, впрочем, никому не отказывалось. Только заключение было уже вполне и абсолютно одиночное» .

Последнее и стало для общительного Юрия самым тяжелым испытанием. Даже прислуга из солдат выполняла свои обязанности, сохраняя при этом полное молчание. Не выдержав, подследственный предпринял попытку самоубийства. И только Евангелие удержало его от смерти и укрепило дух.

Когда арестанту разрешили брать книги из библиотеки крепости, то среди них оказалось несколько журнальных книжек «Эпохи» и «Времени» (которые издавали братья Ф.М. и М.М. Достоевские) со статьями Аполлона Григорьева, которые заметно повлияли на формирование мировоззренческих и идейно-эстетических позиций молодого писателя, явившись для него «как бы новым откровением». В этих статьях на Юрия производили сильное впечатление «искренность и та безграничная любовь к литературе, которые светятся в каждой строчке, написанной Григорьевым», который стал для Ю.Н. Говорухи-Отрока «новым открытием» и учителем в художественной критике.

Впоследствии, когда Юрия освободили из заключения, он достал первый том сочинений А.А. Григорьева, изданный Н.Н. Страховым, где было собрано всё самое существенное - и опять - «впечатление было неотразимое».

В декабре 1875 г. Ю.Н. Говоруху-Отрока переводят в Дом предварительного заключения, где он остается в течение двух с половиной лет. Здесь происходит его основательное знакомство с сочинениями славянофилов. Но особенно сильно в это время повлияли на него «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, а также сочинения Н.Н. Страхова, которые подвигнули к коренному переосмыслению многих его идеологических, политических, эстетических, литературных воззрений.

Суд над участниками «хождения в народ» - так называемый «большой процесс» («процесс 193-х», «о пропаганде в Империи») - проходил в Особом Присутствии Сената с 18 октября по 4 ноября 1877 г. Говоруха-Отрок был удален из залы заседания за отказ отвечать суду. Дело его разбиралось в последний день.

23 января 1878 г. он был признан виновным во вступлении в противозаконное сообщество со знанием о его преступных целях и в имении запрещенных книг. Его приговорили к ссылке в Тобольскую губернию с «лишением всех особенных прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на один год и три месяца» . Но по ходатайству суда, не обнаружившего ничего особенно серьезного в деле Говорухи-Отрока, был учтен срок его предварительного заключения, и 11 мая 1878 г. он был освобожден, а местом жительства под надзором полиции ему был назначен Харьков.

Но Юрий, не имея ни профессии, ни средств к существованию, решил на некоторое время еще остаться в столице, пытаясь найти литературный заработок.

Н.К. Михайловский, не забывший начинающего писателя и посещавший его в Доме предварительного заключения, помог ему напечататься анонимно в петербургских журналах «Отечественные записки» и «Дело», а также газете «Голос». Но идейного сближения между ними не произошло, что вскоре стало очевидным. Юрий вышел на свободу практически другим - освобождаясь от народовольческих увлечений, он всё более и более становился русским верующим человеком с твердыми православно-монархическими убеждениями.

Л.А. Тихомиров впоследствии замечал: «Умственные интересы его пошли далеко в сторону от «революции». Говоруха интересовался эстетикой, религией, философией. Разумеется, нелегко ему было разбираться в этом новом мире; однако, он скоро выдержал испытание, показавшее, что уже начинал находить какие-то очень крепкие основы, с которых его не могли сбить влияния и посильнее революционных».

В Харьков Юрий вернулся без паспорта в конце лета 1878 года , где получил по ходатайству знавшего его еще студентом профессора физики А.П. Шимкова место сверхштатного помощника университетского библиотекаря .

Вскоре его статьи стали появляться в открывшейся годом ранее частной газете «Харьков», которая сразу привлекла к себе внимание. Однако её редактор Сталинский, по свидетельству Н.И. Черняева, «не имел ни денег, ни имени», он «едва сводил концы с концами и туго расплачивался с сотрудниками», и в 1880 г. газета прекратила свое существование.

Ю.Н. Говоруха-Отрок поместил в этой газете несколько фельетонов, представляющих собой критический обзор различных журнальных книжек. Однако «критический отдел для такой газеты, как «Харьков», был совершенно ненужной роскошью, - полагал Н.И. Черняев. - Бойкие литературные заметки Юрия Николаевича резко выделялись из того литературного хлама, которым наполнялся «Харьков»...».

Здесь Ю.Н. Говоруха-Отрок установил тесные и дружественные отношения с В.М. Гаршиным. «Довольно долго мы были с В.М. очень дружны и очень откровенны, - вспоминал он в 1888 году. - Познакомились мы <...> - ровно десять лет назад. Были мы почти одних лет, имели одинаковую склонность - к литературе, оба только что пережили ряд тяжелых впечатлений, хотя и разного характера: когда мы познакомились, В.М. только что, раненный, вернулся с войны, а я только что был выпущен на свободу после трехгодичного заключения по политическому делу. Очень много было у нас общих мыслей и общих отвлеченных интересов, и мы сразу сошлись...»

Благодаря Гаршину Юрий дебютирует как прозаик: в 1880 г. он публикует в петербургском журнале «Слово» рассказ «Эпизод из ненаписанного романа» .

В 1881 г. Н.И. Черняев становится постоянным сотрудником новой харьковской газеты «Южный край» , а затем и идейным руководителем редакции, печатая множество статей по самым разным проблемам. Одним из талантливейших его сотрудников (с августа 1881 г.) становится его друг с гимназических лет - Ю.Н. Говоруха-Отрок,

Начал он с «Литературных заметок» и «Заметок о театре». Но затем он обращает внимание и на другие сферы жизни. «Религия, философия, политика, социальные проблемы, наука, искусство, общественная жизнь - все интересовало Юрия Николаевича», - отмечал в своих воспоминаниях Н.И. Черняев . В течение первых пяти месяцев для газеты «Южный край» он написал более 30 статей.

С октября 1881 г. профессор А.П. Шимков начал издавать ежемесячный журнал «Мир», просуществовавший всего пять месяцев (по февраль 1882 г.). Заведующим беллетристическим отделом он пригласил Ю.Н. Говоруху-Отрока, который поместил уже в первой, октябрьской, книжке комедию «В болоте», затем - рассказ «Юнкер Дубяга» и в последнем номере - повесть «До горького конца (несколько глав из пролога)». Все они были подписаны псевдонимом «Г. Юрко».

Революционеры-народники не оставляли надежду вернуть «отступника» в свои ряды. В сентябре 1879 г. в Харьков к нему приезжает А.И. Желябов. Однако Ю.Н. Говоруха-Отрок видел свой путь иначе. Вскоре после казни главных фигурантов покушения на Государя Императора Александра А. Желябова и С. Перовской (3 апреля 1881 г.) Юрий пишет и под псевдонимом «Г. Юрко» публикует в петербургском журнале «Полярная звезда» рассказ «Fatum» , где выступает против героизации террора.

Герои его прозы этого времени - замешавшиеся в политику молодые люди, не умеющие выбраться из непростых обстоятельств. Неудивительно, что всё более заметным становится охлаждение к нему народнической журналистики. Юрий Николаевич отказывается от революционно-демократической идеологии, становится последователем «органической критики» Ап. Григорьева в искусстве, из современников в это время ему ближе всех Н.Н. Страхов и Н.Я. Данилевский.

И народнический, и либеральный, и революционный лагерь увидели в Говорухе-Отроке «вероотступника». Чашу их терпения переполнил его саркастический фельетон «Повесть о том, как Сенечка и Веточка в народ ходили», который был помещен в новогодних номерах газеты «Южный край» . Из-за студенческих беспорядков и по сути революционно-либерального террора в его адрес в начале 1882 г. Юрий Николаевич вынужден был покинуть Харьков и почти на полгода прервать сотрудничество с «Южным краем».

Но он продолжает плодотворно работать, и его проза появляется спустя несколько месяцев в «Вестнике Европы » . Рассказы «Fatum» и «Развязка» вызвали резкую реакцию Н.Н. Михайловского, который назвал их героев «гамлетизированными поросятами», а позднее написал памфлет «Карьера Оладушкина» , где одним из прототипов героя-ренегата должен был служить Говоруха-Отрок.

Возвратившись в Харьков, он вновь активно приступил к журналистской деятельности. После освобождения из заключения, православие становится основой его убеждений и мировоззрения. Именно в православии он видел основу национального культурного идеала. Он часто посещал Троицкий Ахтырский монастырь , изучал отцов Церкви (В.В. Розанов впоследствии оставит воспоминания, в том числе и о московской квартире своего товарища, где «особенно выделялись громадные фолианты отцов Церкви, в кожаных переплетах, с белыми серебряными надписями на корешках и красным обрезом»). На протяжении всей своей публицистической деятельности в газете «Южный край» Юрий Николаевич неизменно обращается к религиозной тематике, чему были посвящены сотни его статей, такие как «Светлый праздник», «По поводу киевского торжества 900-летия крещения Руси» и др.

Впоследствии В.П. Мещерский напишет: «Этот Говоруха-Отрок замечателен тем, что он из Савла превратился в Павла, и от самых либеральных увлечений перешел после внутренней борьбы к твердому и убежденному консерватизму, но перешел без шума, без рекламы, без тех практических приемов, к которым на моих глазах прибегали некоторые обращенные с целью похвалиться обращением и снискать себе в оплату всякие земные выгоды <...>

Обращение Говорухи-Отрока тем и ценно было, что оно совершилось совсем бескорыстно и совсем искренно» .

Основополагающими принципами российской государственности он считает православие, самодержавие и народность, а монархию - высшей формой государственной власти. Он становится убежденным православным идеологом, сторонником самобытного развития России. Этой теме посвящено немало статей: «Правление партий», «Споры о «властях»» и др.

Но не следует думать, что Юрий Николаевич стал записным идеологом власти. Л.А. Тихомиров так охарактеризовал положение Говорухи-Отрока, человека и гражданина: «С точки зрения правительства - он был человек неблагонамеренный, местная полиция записала его как «осужденного государственного преступника». В то же время этот «государственный преступник» насмехался над революционерами и давно окончательно разорвал с ними. Оттолкнул он от себя также и либеральные сферы. Вообще остался один одинешенек, ища своей правды и единогласно отрицаемый всеми представителями тогдашних направлений».

Он неоднократно выступал в защиту славянофильства и с критикой западничества. Во многих своих статьях он выступает и как единомышленник Ф.М. Достоевского. Он окончательно отошёл от идей «шестидесятников», которых называл «не отпетыми мертвецами».

Со второй половины 1880-х гг. Ю.Н. Говоруха-Отрок постоянно писал о К.Н. Леонтьеве и в своих поли-тических высказываниях часто почти дословно повторял его мнения: «Во-сточный вопрос не столько вопрос национальный, сколько вопрос рели-гиозный». Как и Леонтьев, критик подчеркивал опасность «"племенного" характера политики на Востоке взамен "вероисповедного"» .

К.Н. Леонтьев в примечаниях к ста-тьям о себе, которые он незадолго до смерти подготовил для В. В. Розанова, сделал такую за-пись: «Говоруха-Отрок - пришедши ко мне прошлой весной в Москве с Грингмутом, с первых слов рекомендовался: "Я ваш ученик!" А потом рассказывал, как еще живя в Харькове - он выпи-сал себе "Византизм и Славянство" и как много он этому моему труду обя-зан». Сохранилось письмо Говорухи-Отрока, где он выражал на-мерение посетить его в Оптиной пус-тыни и спрашивал об условиях проживания в монастыре .

На протяжении восьми лет работы Юрия Николаевича в «Южном крае», которая продолжалась до ноября 1889 г., газета регулярно выходила с его передовыми статьями, подписанными криптонимами Г., Г.О., Ю.Г., Ю.Г.-О, Ю.Н., и псевдонимами «Никто», «Скромный летописец», «Старый литератор», «Ненужный человек». Причем он использовал их в определенном порядке, подписывая различные циклы статей, такие как «Литературные заметки», «Заметки о театре», «Пестрые заметки», «Беседа», «Между делом», «Из впечатлений и наблюдений ненужного человека» .

Примечательно и жанровое разнообразие его статей: очерк-размышление, доверительная беседа, острополемический диалог, фельетон.

Со временем на сочинения Ю.Н. Говорухи-Отрока обратили внимание в столицах, в том числе и знаменитый М.Н. Катков, издатель и главный редактор (с 1851 по 1887 г.) газеты «Московские ведомости», занимавшей ведущее место в общественно-политической жизни России. Выходила она ежедневно многотысячными тиражами и насчитывала от 10 до 14-ти страниц.

Преемник М.Н. Каткова - С.А. Петровский, хороший знакомый Ю.Н. Говорухи-Отрока, высоко оценивая его талант, решил пригласить его на место литературного, а затем и театрального обозревателя.

В феврале 1889 г. к Юрию Николаевичу в Харь-ков с предложением о сотрудничестве газеты «Мос-ковские ведомости» приезжает Л.А. Тихомиров, идейный путь которого во многом был похож на путь Ю.Н. Говорухи-Отрока: они вместе судились по «Процессу 193-х», вместе сидели в Доме предварительного заключения, о чем Тихо-миров оставил воспоминания .

Но, в отличие от Ю.Н. Говорухи-От-рока, Л.А. Тихомиров в молодости был настоящим революционером, эмигри-ровал в 1882 г., вместе с П.Л. Лавровым издавал за границей «Вестник На-родной воли», который нелегально ввозился в Россию. О том, как он раскаял-ся в своих заблуждениях, Л.А. Тихомиров рассказал в изданной за рубе-жом книге «Почему я перестал быть революционером?» (1888 г.). Л.А. Тихоми-ров обратился к правительству с просьбой о разрешении ему вернуться в Россию, и такое разрешение было получено.

Язвительные отклики на книгу Л.А. Тихомирова появились рань-ше, чем она попала в Россию. Так в газете «Новости» появился материал на ее заграничное издание - «Запоздалое раскаяние» . Ю.Н. Говоруха-Отрок нашел необходимым поддержать Л.А. Тихомирова, сразу три фельетона он посвятил объяснению причин, по кото-рым нравственно не окрепшая молодежь легко попадала в сети революционеров .

Первоначально в России были опубликованы пространные извлечения из книги Л.А. Тихомирова. На эту публикацию Юрий Николаевич также откликнулся, отметив, что видит в этой книге сви-детельство перелома в русских умах, происшедшего за последнее десятилетие. «Я много раз старался доказать, - писал Говоруха-Отрок, - что русский нигилизм есть явление психологическое, а не политическое, и конечно, только с этой точки зрения понятны случаи такого покаяния, как покаяние г. Тихомирова - покаяния, не вызванного никакими расчетами и являющегося только делом совести, и больше ничем...» .

Ко времени приезда Л.А. Тихомирова в Харьков Юрий Николаевич пережил много личного горя: умерли его жена, сестра, мать. Он согласился сотрудничать с «Московскими ведомостями». 1889 год оказался одним из самых плодотворных в его жизни. В «Южном крае» с 1-го января по 19 ноября появилось 168 его статей и заметок. В то же время, с 11 апреля того же года он начинает публиковаться и в «Московских ведомостях», поместив там 17 различных сочинений, сразу же завоевавших внимание читателей.

Ю.Н. Говоруха-Отрок лично знакомится со многими выдающимися писателями того времени: Н.Н. Страховым, К.Н. Леонтьевым, П.Е. Астафьевым, о. Иосифом Фуделем, В.В. Розановым и некоторыми другими.

Особенно сблизился он с Н.Н. Страховым, о котором Юрий Николаевич вспоминал с нескрываемой симпатией: «Мы постоянно переписывались, довольно часто виделись лично, проводя время в нескончаемых беседах - конечно, о литературе и об искусстве» .

В отличие от публицистики в «Южном крае», охватывающем практически все сферы общественной жизни, на страницах «Московских ведомостей» Ю.Н. Говоруха-Отрок прежде всего сосредоточивает внимание на литературе (он вел рубрику «Литературные заметки») и театре.

Но, благодаря общению со Н.Н. Страховым, особенно много времени он посвящает философии, становится членом Московского Психологического Общества и принимает в нем деятельное участие.

С августа 1892 г., по воскресеньям (кроме Великого поста и летнего отпуска) Юрий Николаевич стал вести «Театральную хронику». Всего для «Московских ведомостей» он написал 537 статей, из них: 320 посвящены литературе, 102 - театральной критике , более 80 различной общественно-политической, социальной тематике.

Около семи лет (с 1889 по 1996 гг.) читающая и неравнодушная Россия имела возможность не реже раза в неделю (а то и чаще) знакомиться с глубокомысленными, неподдельно-искренними статьями талантливейшего сотрудника «Московских ведомостей». Все свои статьи, как и в Южном крае», Юрий Николаевич подписывает криптонимами и псевдонимами: театральные обозрения - «Ю.Н.», «маленькие заметки» - «Vox» или - «а-ъ», иногда - «Старый литератор». Но чаще всего под литературными и иными статьями значилось: «Ю. Николаев».

Он приветствовал выход первого номера «Русского обозрения», который стал лучшим консервативным журналом 1890-х гг. Здесь он печатает немало своих работ, в том числе: «Тюрьма и крепость. Из посмертных записок подследственного арестанта. Отрывок первый» (1894, №1), «Несколько мыслей о религиозной живописи» (1894, №2), «Федор Павлович. Святочный рассказ» (1895, №1). Печатал свои статьи он и в журнале «Русский вестник» и газете «Русское слово».

Ю.Н. Говоруха-Отрок представлял поколение русских мыслителей, которое развивало философию русского самосознания в традициях и вслед за славянофилами. Девяностые годы XIX столетия в русской публицистике стали годами ожесточенных споров правых и левых изданий о славянофилах. В 1890-х либеральные журналы и либеральные публицисты во главе с Вл. Соловьевым повели целое наступление на славянофилов, отказывая этому учению в жизнеспособности и желая раз и навсегда опровергнув его - похоронить.

Одним из активнейших участников этих споров был Ю.Н. Говоруха-Отрок. Он писал: «<...> чтобы показать несостоятельность самой сущности славянофильства, надо доказать, во-первых, что православие не есть учение вселенское, каким оно было при Христе и Апостолах; во-вторых, что основу исторической жизни Русского народа составляет не православие, а что-нибудь иное; в-третьих, что культурное развитие народов не имеет вообще в основе своей начала религиозного - и, наконец, что в учении Церкви Православной не примиряются все противоречия, раздирающие европейский мир: противоречия Церкви и государства, нации, философии и религии, социализма и свободы, что в православии нет той великой объединяющей мысли, того великого объединяющего чувства, в которых может разрешиться трагическая коллизия, созданная ходом европейской истории и отчасти перенесенная на нашу почву» .

Для Ю.Н. Говоруха-Отрока главнейшим русским началом являлось Православие, и в выяснении его значения для России он видел главнейшую заслугу славянофильского движения: «Лишь в лоне Церкви возможно правильное развитие общества» .

Ю.Н. Говоруха-Отрок неоднократно писал, что он является последователем теории культурно-исторических типов Н. Я. Дани-левского, обогащенной идеями К. Леонтьева, который «твердо и отчетливо указал, что православная идея, еще не совсем опре-деленная у первых славянофилов, заключается в идее Церкви. Церковный взгляд - это и есть православный взгляд. С этой точки зрения, то есть с церковной, Леонтьев рассматривал и Рос-сию, и Европу» .

Ю.Н. Говоруха-Отрок поддерживал мысль о противосто-янии России и Европы того времени как противостоянии двух цивилизаций, каждая из которых имеет свои задачи. Комментируя ход развития евро-пейской мысли, Говоруха-Отрок соглашался с П.Е. Астафьевым, автором книги «Из итогов века»: «<...> идеал со-временной Европы заключается в том, чтоб "устроиться без Бо-га"» .

При всех публицистических талантах Ю.Н. Говоруха-Отрока многие современники все же считали, что истинным предназначением его стала художественная критика. В.В. Розанов писал о Ю.Н. Говоруха-Отроке, что он был «лучший критик 90-х годов» XIX века .

Такие же оценки высказывал и Н.Н. Страхов, друживший с Юрием Николаевичем и не раз гостивший у него: «<...> я его тоже постоянно читаю, и только радуюсь, что у нас теперь явились такие критики, каких давно не слыхать было» .

«Настоящую область, - писал Л.А. Тихомиров, - его творчества, где он был на верху своей силы, составляла художественная критика. Здесь все его способности сливались удивительно удачно, чтобы создать первоклассного писателя, который, конечно, войдет в историю литературы. Здесь он был у себя дома, все чуял, все понимал, все умел выразить» .

Поразительная работоспособность позволяла Юрию Николаевичу откликаться, по сути, на все заметные явления литературной, театральной, общественной жизни. Но это сказывалось и на здоровье писателя. Кроме того, в московский период последовала череда утрат: уходят из жизни К.Н. Леонтьев (1891), П.Е. Астафьев (1893), Н.Н. Страхов (1896) ...

Весной 1896 г. у Юрия Николаевича случилось воспаление легких. По совету докторов он побывал на лечении в Крыму. Вернулся поздоровевший и веселый. Строил планы на летний отпуск: собирался с редактором журнала «Русское обозрение» А.А. Александровым и Л.А. Тихомировым ехать на Волгу. 25 июля он приезжал в редакцию «Московских ведомостей»...

А на следующий день здесь был помещен некролог, где «с глубокой печалью» сообщалось: «<...> сегодня, 27 июля, скончался на даче в Разумовском, после краткой болезни, наш дорогой товарищ Юрий Николаевич Говоруха-Отрок. Тяжелый литературный труд, требующий от журналиста чрезвычайного напряжения умственных сил и расшатывающий нервную систему, преждевременно подорвал и без того не особенно крепкое здоровье покойного. Вчера, 26 июля, около двух часов пополудни у больного случилось кровоизлияние в мозгу, и паралич поразил почти весь организм. Все усилия врачей привести его в сознание оставались тщетными, и если временами в нем проявлялось сознание, то он мог с большим трудом сделать свои желания понятными для окружавших его. В одиннадцать часов утра, сложив пальцы правой руки для осенения себя крестным знамением, он этим, очевидно, показал, что желал бы приобщиться Святым Таинствам. Прибывший священник из села Владыкина, в один из светлых моментов для больного, причастил его. Положение больного в течение дня становилось все труднее, и было очевидно, что надежды на сохранение жизни нет никакой. Вечером, в десять часов и двадцать пять минут, больной тихо скончался» .

На кончину откликнулись практически все крупные периодические российские издания: «Новое Время», «Русский Вестник», «Русское слово», «Русские ведомости» и мн. др., а также некоторые зарубежные: «Figaro», «LaVerité».

Особенно переживали о великой утрате своего «прекрасного товарища и даровитого писателя, который среди бурь житейских сумел сохранить чистое, доброе сердце, незлобивый ум и ничем не нарушавшуюся любовь к ближнему» сотрудники из «Московских ведомостей» и «Русского обозрения» .

В.П. Мещерский в «Гражданине» поместил обстоятельную статью, где в частности подчеркивал: «<...> скончался один из главных, если не ошибаюсь, самый даровитый сотрудник «Московских ведомостей» <...> как критик, он, по-моему, не имел себе равного в русской печати...»

Даже либеральный «Вестник Европы» подчеркивал: «Расходясь с ним почти во всем, часто восставая против его мнений, мы всегда видели в нем крупную умственную силу и искренне сожалеем, что ему не удалось высказаться до конца, не удалось исполнить занимавшие его широкие планы...»

Биография

Родился в дворянской семье, ведущей своё происхождение от запорожских казаков . Детство его прошло в имении отца. После смерти отца Юрий переехал в Харьков , поступил там во вторую гимназию. Учась в гимназии, Говоруха-Отрок находился под влиянием революционной публицистики, идей Чернышевского , Писарева , Добролюбова и других. Окончив пять классов гимназии, он жил частными уроками и готовился к экзаменам в Императорский Харьковский университет . В 18 лет женился на 16-летней дочери уездного врача Софье Фёдоровне Поповой, которая также как и он увлекалась театром, литературой и революционными идеями. Говоруха-Отрок не умел вести хозяйство и вскоре впал в бедственное материальное положение, однажды даже думал стать актёром, и при содействии своего дальнего родственника актёра Стружкина вступил в странствующую труппу, сыграв в нескольких спектаклях в провинции.

В апреле 1874 года Говоруха-Отрок познакомился с одним из инициаторов «хождения в народ » Коваликом и некоторыми другими вольнодумцами. Он вступил в революционный кружок, посетил три сходки, но вскоре вышел из кружка и не стал заниматься революционной деятельностью. В декабре этого же года он поехал в Петербург , где познакомился с Н. К. Михайловским , но 18 декабря был там арестован и посажен в Петропавловскую крепость . В 1877 году его осудили по «Делу о пропаганде в Империи (Процесс 193-х) » и приговорили к ссылке в Тобольскую губернию на год и три месяца. Но ему был учтён срок, который он уже отсидел в тюрьме, и в мае 1878 его выпустили на свободу.

Несколько месяцев Говоруха-Отрок прожил в Петербурге, при помощи Михайловского анонимно печатался в «Отечественных записках ». Затем выслан в Харьков, работал там помощником библиотекаря Харьковского университета и в газете «Харьков». В сентябре 1879 к нему приезжал Желябов . В 1880-х годах его проза печаталась петербургскими журналами «Слово» и «Вестник Европы », и в харьковском журнале «Мир». К тому времени Говоруха-Отрок пересмотрел свой взгляд на жизнь, и в его произведениях встречалась критика народовольческого движения. В 1881 году он стал сотрудником харьковской газеты «Южный край », найдя себя в публицистике и литературной критике. В то время на него большое влияние оказали труды Аполлона Григорьева .

Рассказы «Fatum» и «Развязка» вызвали резкую реакцию Михайловского, который назвал их героев «гамлетизированными поросятами», а позднее написал памфлет «Карьера Оладушкина», где одним из прототипов героя-ренегата должен был служить Говоруха-Отрок.

В 1889 году Говоруха-Отрок был замечен московскими издателями, и был приглашён литературным обозревателем в «Московские ведомости ». Там он познакомился с выдающимися консервативными литераторами - Н. Н. Страховым , К. Н. Леонтьевым , Л. А. Тихомировым , П. Е. Астафьевым , В. В. Розановым и другими. К этому периоду Говоруха-Отрок окончательно отошёл от идей «шестидесятников», которых он называл «не отпетыми мертвецами». Лев Тихомиров охарактеризовал его как православного до мозга костей, убеждённого, искреннего монархиста. Он не был славянофилом , но в то же время выступал с опровержениями критики славянофилов, проводимой либеральными публицистами во главе с Владимиром Соловьёвым . Главной заслугой славянофилов он считал выявление значения православия для России.

Большое признание Говоруха-Отрок получил как литературный критик. Его выдающееся дарование на этом поприще отмечали Василий Розанов, Николай Страхов, Лев Тихомиров. В 1890 годах он печатался в «Русском обозрении » и «Русском вестнике ».

Сочинения

  • Последнее произведение графа Л. Н. Толстого. Критический этюд. М., 1890.
  • Очерки современной беллетристики. В. Г. Короленко. Критический этюд. М., 1893.
  • Тургенев. Критические этюд. М., 1894.
  • Заметки о прогрессе и цивилизации. М., 1897.

Литература

  • Иванова Е. В. Литературный гёз (О судьбе Ю. Н. Говорухи-Отрока) // Контекст 2008. Историко-литературные и теоретические исследования . - М .: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 167-202. -

Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил.


Говоруха-Отрок Юрий Николаевич - критик, писавший под псевдонимом Николаев, Ю. Родился в середине 1850-х годов на юге России в состоятельной дворянской семье, учился в одной из харьковских гимназий, но курса не кончил. В 1874 г. примкнул в Харькове к революционному кружку, ходил "в народ" и судился

впоследствии по так называемому "процессу 193". Просидев в заключении несколько лет, зачтенных ему в отбытие наказания, Говоруха-Отрок в 1882 г. снова поселился в Харькове и принял деятельное участие в только что возникших тогда харьковских изданиях: журнал "Мир" и газете "Южный Край". К этому време

ни он разочаровался в революционной деятельности, а многие воззрения 60-х годов, в особенности отношение к искусству, ему начали казаться узкими. Окончательно он, однако, еще не разрывал с прежним настроением; литературные дебюты его (под псевдонимом Юрко) - рассказ "Из неоконченного романа" ("Слово

", 1880, № 11) и, в особенности, "Fatum" ("Полярная Звезда", гр. Сальяса, 1881) - был апофеозом героев революционного движения. Появление в печати "Fatum"a" было отчасти цензурным недосмотром, и когда "Русская Мысль" (ст. С. Венгерова), давая отчет о литературных явлениях 1881 г., привела, без всяк

их комментариев, несколько отрывков из рассказа, то отчет не увидел света. В "Вестнике Европы" 1882 г. появились два рассказа Говорухи-Отрока: "Развязка" и "Отъезд". Статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" носили уже следы нового настроения. Прежним его знакомым они показались оппортунизмом, и это пов

ело к враждебному по отношению к Говорухе-Отроку инциденту на одном из студенческих вечеров, имевшему известную связь с возникшими тогда в Харьковском университете беспорядками. С тех пор все статьи Говорухи-Отрока в "Южном Крае" представляют собою неустанную, ожесточенную борьбу с идеями 60-х годов

С "петербургским" либерализмом, с деятелями "Отечественных Записок", из которых он особенно нападал на недавнего личного друга своего, Н.К. Михайловского. Рядом с этим он ведет пропаганду новых своих политических и религиозных идеалов. В 1889 г. Говоруха-Отрок был приглашен редакцией "Московских

Ведомостей" вести литературный фельетон и театральный отдел. Оба отдела он вел до самой смерти своей в июле 1896 г.; писал также критические статьи в "Русском Обозрении" и "Русском Вестнике" (под псевдонимом Ю. Елагин). Часть их вышла отдельными книжками: "В.Г. Короленко" (1893), "Последние произвед

ения графа Л.Н. Толстого" (1894), "Тургенев" (1894). Статьи московского периода деятельности Говорухи-Отрока гораздо выше статей, появившихся в "Южном Крае". К тому времени личное раздражение значительно улеглось в нем, и борьба его с "петербургскими" журналами носит по преимуществу принципиальный х

арактер. С большим увлечением писал он театральные отчеты свои, выказывая в них много вкуса и предъявляя к репертуару и игре актеров строгие художественные требования. Как литературный критик, Говоруха-Отрок был человек несомненного таланта, живого эстетического чутья и хорошего литературного образо

вания, но всегда писал с предвзятой целью - показать пустоту движения 60-х годов, пользуясь для этого и произведениями писателей другого лагеря, почему-либо ему симпатичными. Такой характер носит, например, его этюд о В.Г. Короленко. В этюде о Тургеневе полемист совершенно вытеснил вдумчивого крит

ика. Во всем творчестве Тургенева Говоруха-Отрок видит подчинение модным влияниям; по его мнению, только образ ушедшей в монастырь Лизы из "Дворянского гнезда" действительно "свободно" сложился в душе Тургенева. Говоруха-Отрок вообще часто становился на религиозную точку зрения, утверждая, что русск

ую литературу губит неверие и отсутствие связи с главной святыней народа - православием. В сфере государственности Говоруха-Отрок считал себя последователем славянофильства, но совершенно оставлял в стороне такие кардинальные стороны славянофильского миросозерцания, как свобода мысли и слова и участ

ие общественного мнения в ходе государственной жизни. В литературных взглядах своих Говоруха-Отрок любил выставлять себя последователем Аполлона Григорьева, но и его понимал односторонне, заимствуя из широкого и свободного литературно-общественного мировоззрения Григорьева только его полемические в

ыходки против западничества и крайностей журнальной литературы начала 60-х годов. Ближе всего Говоруха-Отрок примыкает к направлению Н.Н. Страхова в последние годы его жизни. - Ср. ст. Розанова ("Русское Обозрение", 1896, № 8 и 9 и "Отечественные Записки", 1883); Михайловский "Сочинения"; Венгеров