Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иероним босх сад земных наслаждений. Странные прозрачные и непрозрачные сосуды

Иероним босх сад земных наслаждений. Странные прозрачные и непрозрачные сосуды

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков
Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, исповедовавшей "свободную любовь". Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображен Бог, представляющий Еву ошеломленному Адаму в безмятежном и мирном Раю.

В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие – торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстраненность, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Федерико Дзери:"Сад земных наслаждений – это изображение Рая, где упразднен естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей".

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнаженными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и – прежде всего – окрыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всем их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнаженные девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

Может показаться, что на картине изображено "детство человечества", "золотой век", когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем – как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием.

Введение

Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей.

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю . В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями , адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие - торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Сад земных наслаждений - это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.

Федерико Дзери

Центральная часть

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и - прежде всего - открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом , отсутствием теней , ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента , вдохновившего художника.

Главная цель художника - показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло - как они недолговечны»

Шарль де Тольнай

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем - как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений - мир, растленный любострастием.

Босх абсолютно верен библейским текстам в других своих работах, мы с уверенностью можем предположить, что центральная панель также основана на библейских мотивах. Такие тексты действительно можно найти в Библии. До Босха ни один художник не осмелился вдохновиться ими, и на то есть веская причина. Тем более, что они расходятся с общепринятыми правилами библейской иконографии, где возможно только описание уже случившегося или того, что произойдет в будущем согласно Откровению.

Левая створка

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль , украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии , пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского . Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем .

На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена »), а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.

Правая створка («Музыкальный Ад»)

Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом - монстром с рыбьей мордой.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке - кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, - это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча - охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала » (см. ссылку внизу), изданное в Хертогенбосе в г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.

На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа.

Дьявольский механизм - вычлененный из тела орган слуха - составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо - слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста , которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. судя по всему, обжора - безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, приклеплённом к ягодицам другого, зелёного демона, - таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Внешние створки

Внешние створки

Глядя на гризайлевые изображения с внешней стороны, зритель ещё не ведает, какое буйство цвета и образов скрывается внутри. В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9), на правой - «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5).

Литература

  • Баттилотти, Д. Босх. М., 2000
  • Бозинг, В. Иероним Босх: Между Адом и Раем. М., 2001
  • Дзери, Ф. Босх. Сад земных наслаждений. М., 2004
  • Зорилья, Х. Босх. Aldeasa, 2001
  • Игумнова, Е. Босх. М., 2005
  • Коплстоун, Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. М., 1998
  • Мандер, К ван. Книга о художниках. М., 2007
  • Марейниссен, Р. Х., Рейфеларе, П. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
  • Мартин, Г. Босх. М., 1992
  • Никулин, Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1999
  • Тольнай, Ш. Босх. М., 1992
  • Фомин, Г. И. Иероним Босх. М., 1974. 160с. Belting, Hans. Hieronymus Bosch: Garden of Earthly Delights. Munich, 2005
  • Dixon, Laurinda. Bosch A&I (Art & Ideas). NY, 2003
  • Gibson, Walter S. Hieronymus Bosch. New York; Toronto: Oxford univ. press, 1972
  • Harris, Lynda. The Secret Heresy of Hieronymus Bosch. Edinburgh, 1996
  • Snyder, James. Bosch in perspective. New Jersey, 1973.

Ссылки

  • Живопись из музея Прадо в высочайшем разрешении на Google Earth
  • «Сад земных наслаждений» в базе данных Музея Прадо (исп.)


Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели



В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл


Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье


О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл


Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»


До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, - самая загадочная из всех незнакомок.

Иероним Босх – один из самых великих и загадочных художников Северного Возрождения. И речь идет не только о жизни мастера, ведь о ней известно очень мало. Его картины неоднозначны и изобилуют скрытыми посланиями. Искусствоведы не устают изучать их и открывать в творчестве художника новые грани.

Биография Иеронима Босха

История жизнеописания мастера лаконична, поскольку до наших дней дошло совсем немного документально подтвержденных фактов. Иероним Босх – псевдоним живописца. Его настоящее имя – Иерон ван Акен. В переводе с голландского на русский слово «босх» означает «лес». Почему был выбран этот псевдоним? Вряд ли мы получим ответ на этот вопрос. Но эта деталь характеризует личность художника очень ярко.

Точная дата рождения Иерона ван Акена неизвестна. Историки склонны считать, что это произошло около 1460 года в небольшом голландском городке Хертогенбос. Здесь живописец провел почти всю жизнь. Семья Иерона происходила из немецкого города Аахен. Его дед и отец были художниками. Именно они передали Босху азы мастерства. Но юноша несколько лет путешествовал по Голландии и оттачивал свой стиль под руководством известнейших живописцев того времени.

В 1480 году Иерон возвращается в Хертогенбос. Уже в тот период он признан очень перспективным мастером и пользуется популярностью. В 1481 году Иерон женился на Алейд ван де Мервенне – девушке из аристократической и очень богатой семьи. Это обстоятельство имело огромное значение для его творчества. Художнику не нужно было хвататься за любые заказы, чтобы прокормить семью. Он получил возможность развивать свое творчество.

Довольно быстро слава Иеронима Босха распространилась далеко за пределы Голландии. Ему поступает очень много заказов от знати и богатейших людей Европы, в том числе, королевских домов Испании и Франции. Картины мастера не имеют дат. Поэтому историки искусства ориентируются лишь на приблизительные периоды жизни живописца.

Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди.
Умер художник в 1516 году. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.

Альтернативная версия жизнеописания Босха

Речь идет о версиях, которые не имеют 100% подтверждения в документальных источниках. Но историки искусства не склонны отбрасывать их. Эти сведения о художнике многое объясняют в его творчестве и достойны тщательного изучения.

Существует теория, что Босх страдал от шизофрении. Эта болезнь проявилась не сразу. Некоторые учены считают, что именно она привела художника к ранней смерти. Но мы уже не сможем узнать, соответствует ли эта версия действительности. Большего доверия заслуживает история о тайных убеждениях Босха.


Несмотря на благочестие и участие в религиозном обществе, художник принадлежал к секте адамитов, считавшейся в те времена еретической. Если бы современники Босха узнали об этом, его бы сожгли на костре. Впервые эта гипотеза прозвучала на рубеже XVI–XVII веков. С ней согласен известный искусствовед Вильгельм Френгер. Современная исследовательница творчества художника Линда Харрис уверена, что Босх был приверженцем «катарской ереси».

О принципах этого течения необходимо рассказать подробнее, поскольку символы, зашифрованные в картинах мастера, подтверждают версию Линды Харрис. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Они считали все материальное проявлением зла. Согласно этому учению Иегова обманул ангелов, в результате чего те упали на землю из высшего духовного пространства. Часть из них стала демонами. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.

«Катарская ересь» отвергала основные постулаты католической веры. Церковь жестоко преследовала сторонников этого учения, и к началу XVІ века течение исчезло.

Триптих «Сад земных наслаждений»

Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Она является любимым произведением Леонардо Ди Каприо, и упоминается в его документальном фильме .

Линда Харрис уверена, что Босх намеренно исказил канонический сюжет. Художник написал триптих по заказу короля Испании и оставил будущим поколениям тайное послание, в котором рассказал о своих истинных убеждениях.

Символы, зашифрованные в триптихе «Сад земных наслаждений»

Левая створка – Эдем в период создания первых людей

Именно тогда ангелы пали, а их души попали в ловушку материальной плоти. На левой створке зашифровано несколько важных символов, повествующих о верованиях катаров.

1. Источник жизни. Сооружение, украшенное затейливой резьбой, расположено в центре композиции. Его окружают фантастические животные. Этот элемент соответствует представлению того времени об Индии, в которой, согласно верованиям катаров, спрятан источник жизни.

2. Сова, которая выглядывает из сферы в источнике. Хищная птица стала воплощением Князя Тьмы. Он внимательно наблюдает за происходящим и за тем, как ангелы снова и снова попадают в ловушку земных соблазнов.

3. Иисус. Его сторонники течения считали противопоставлением Князя Тьмы. Иисус стал спасителем ангелов. Он напоминает бессмертным душам о духовном и помогает им выбраться из плена материального мира. На картине Иисус предостерегает Адама от соблазнов, символом которых является Ева.

4. Кошка и мышь. Символ души, которая оказалась в тисках материального мира.

Центральная часть – современный Эдем

Линда Харрис считает, что Босх изобразил место, в которое души ангелов перерождаются и готовятся к реинкарнации. Ее оппоненты склонны полагать, что на центральной части художник показал Золотой век – утраченный мир всеобщей чистоты и духовности, в котором человек является гармоничной частичкой природы.

1. Люди. Этот фрагмент воспринимается по-разному. Согласно традиционному представлению плотские утехи беспечных грешников отображают традиционные для того периода истории представления о популярном сюжете «сад любви». Если рассматривать этот элемент под углом восприятия катаров, возникает символ низменных удовольствий в мире, который для грешных душ стал иллюзией рая.

2. Кавалькада всадников. Некоторые эксперты уверены – эта сюжетная линия является отображением круговорота страстей, которые снова и снова проходят через лабиринт земных наслаждений. Линда Харрис считает, что здесь изображен круг перевоплощений душ.

3. Рыба. Символ беспокойства и вожделения.

4. Клубника. В средние века эта ягода была отображением иллюзорных удовольствий.

5. Жемчуг. Согласно учению катаров он символизирует душу. Босх изобразил жемчужины в грязи.


Правая створка – музыкальный Ад

Это одно из самых жутких изображений Ада. Аллегоричность картины и характерная манера Босха усиливают эффект. На правой створке изображена кошмарная действительность, последствия, которые ожидают ангелов, не сумевших разорвать круговорот перерождений и погрязших в материальном мире.

1. Древо смерти. Растение монстр вырастет из замерзшего озера. Это человек-дерево, который безучастно наблюдает за распадом собственной телесной оболочки.

2. Почему на левой створке изображены музыкальные инструменты? Эксперты пришли к выводу, что Босх считал светскую музыку греховной, созданием Князя Тьмы. В Аду они превратятся в орудия пытки.

3. Пожар. Фрагмент в верхней части левой створки отображает бренность материальных благ. Дома не просто горят – они взрываются и превращаются в черный пепел.

4. Мифическое существо на престоле. Искусствоведы склонны считать, что эта чудовищная птица является еще одним изображением Князя Тьмы. Он пожирает души грешников и низвергает безжизненные тела в Преисподнюю. Человек, предававшийся чревоугодию, осужден вечно изрыгать все съеденное, скупец до окончания времен будет испражняться золотыми монетами.

Исследователи творчества Босха до сих пор продолжают изучать и анализировать символы, зашифрованные в триптихе, и на других картинах художника. Споры о смысле его посланий не прекращаются, ведь вся жизнь великого мастера окутана тайной. Смогут ли искусствоведы разгадать эту загадку? Или наследие великого мастера так и останется непонятым?

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, - на самом деле Князь Тьмы, а материя - зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, - тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка - это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.


1 Христос . Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых - первая женщина.


2 Кошка с мышью . Зверек, попавший в зубы к хищнику, - намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.


3 Сова . Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, - это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти . Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера - символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.


5 Люди . Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, - отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.


6 Жемчужина . В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.


7 Музыкальные инструменты . Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди - пленники материального мира.


8 Клубника . Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов - все они означают земные соблазны.


9 Хоровод всадников . Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.


10 Древо смерти . Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, - высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 - родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* - написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 - женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 - вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 - создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 - умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.