Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сборник идеальных эссе по обществознанию. Основные литературные направления

Сборник идеальных эссе по обществознанию. Основные литературные направления

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства.

    При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького).

    Выделяются четыре основных литературных направления: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, МОДЕРНИЗМ .

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ - более мелкое деление по сравнению с направлением; течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).

    ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ

    1. КЛАССИЦИЗМ

    Основное литературное направление в России XVIII века.

    Главные черты

    1. Подражание образцам античной культуры.
    2. Строгие правила построения художественных произведений.Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9
    3. Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия).
    4. Жесткие границы между родами и жанрами.
    5. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).

    Основные жанры в поэзии

    Ода, сатира, историческая поэма .

    Главные правила построения драматических произведений

    1. Правило "трех единств": места, времени, действия.
    2. Деление на положительных и отрицательных персонажей.
    3. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию).
    4. Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и т. д.
    5. Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока.
    6. Пять действий.
    7. Говорящие фамилии.
    8. Длинные нравоучительные монологи.

    Главные представители

    Европа - писатель и мыслитель Вольтер; драматурги Корнель, Расин, Мольер; баснописец Лафонтен; поэт Парни (Франция).

    Россия - поэты Ломоносов, Державин, драматург Фонвизин (комедии "Бригадир", 1769 и «Недоросль», 1782).

    Традиции классицизма в литературе ХІХ века

    Крылов . Жанровые традиции классицизма в баснях.

    Грибоедов . Черты классицизма в комедии "Горе от ума".

    Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века.

    Главные черты

    1. Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей.
    2. В центре изображения - человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности.
    3. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
    4. Отрицание всех правил классицизма.
    5. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.

    Основные жанры

    Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман.

    Основные жанры в русской поэзии

    Элегия, послание, песня, баллада, поэма.

    Главные представители

    Европа - Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).

    Россия - Жуковский.

    Традиции романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков

    Грибоедов . Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии "Горе от ума".

    Пушкин . Романтический период творчества (1813--1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах "Евгений Онегин"; неоконченный роман "Дубровский".

    Лермонтов . Романтический период творчества (1828-І836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах "Песня про... купца Калашникова", "Мцыри", "Демон", в романе "Герой нашего времени"; образ поэта романтика Ленского в стихотворении "Смерть Поэта".

    Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века.

    Главные черты

    1. Создание типических (закономерных) характеров.
    2. Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке.
    3. Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом).

    В России становление реализма начинается в 1820-х годах:

    Крылов . Басни.

    Грибоедов . Комедия «Горе от ума» (1822 -1824).

    Пушкин . Михайловский (1824-1826) и поздний (1826--1836) периоды творчества: роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831), трагедия "Борис Годунов" (1825), "Повести Белкина" (1830), поэма "Медный всадник" (1833), повесть "Капитанская дочка" (1833-1836); поздняя лирика.

    Лермонтов . Период зрелого творчества (1837-1841): роман "Герой нашего времени" (1839-1841), поздняя лирика.

    Гоголь . "Петербургские повести" (1835-1842; "Шинель", 1842), комедия "Ревизор" (1835), поэма "Мертвые души" (1-й том: 1835-1842).

    Тютчев, Фет . Черты реализма в лирике.

    В 1839-1847 годах русский реализм формируется в особое литературное течение, получившее названия "натуральная школа" или "гоголевское направление". Натуральная школа стала первым этапом развития нового течения в реализме - русского критического реализма.

    Программные произведения писателей критического реализма

    Проза

    Гончаров . Роман "Обломов" (1848-1858).

    Тургенев . Повесть "Ася" (1858), роман "Отцы и дети" (1861).

    Достоевский . Роман "Преступление и наказание" (1866).

    Лев Толстой . Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869).

    Салтыков-Щедрин . "История одного города" (1869--1870), "Сказки" (1869-1886).

    Лесков . Повесть "Очарованный странник" (1879), рассказ "Левша" (1881).

    Драматургия

    Островский . Драма «Гроза» (1859), комедия «Лес» (1870).

    Поэзия

    Некрасов . Лирика, поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Кому на Руси жить хорошо» (1863- 1877).

    Развитие критического реализма завершается в конце ХІХ - начале ХХ века:

    Чехов . Рассказы "Смерть чиновника" (1883), "Хамелеон" (1884), "Студент" (1894), "Дом с мезонином" (1896), "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Душечка" (все 1898), "Дама с собачкой" (1899), комедия "Вишневый сад" (1904).

    Горький . Очерк "Бывшие люди" (1897), рассказ "Ледоход" (1912), пьеса "На дне" (1902).

    Бунин . Рассказы "Антоновекие яблоки" (1900), "Господин из Сан-Франциско" (1915).

    Куприн . Повести "Олеся" (1898), "Гранатовый браслет" (1910).

    После Октябрьской революции появляется термин "социалистический реализм". Однако творчество лучших писателей послереволюционного периода не укладывается в узкие рамки этого течения и сохраняет традиционные черты русского реализма:

    Шолохов . Роман "Тихий Дон" (1925-1940), рассказ "Судьба человека" (1956).

    Булгаков . Повесть "Собачье сердце" (1925), романы "Белая гвардия" (1922-1924), "Мастер и Маргарита" (1929-1940), пьеса "Дни Турбиных" (1925-1926).

    Замятин . Роман-антиутопия "Мы" (1929).

    Платонов . Повесть "Котлован" (1930).

    Твардовский . Стихотворения, поэма "Василий Теркин" (1941-1945).

    Пастернак . Поздняя лирика, роман "Доктор Живаго" (1945--1955).

    Солженицын . Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ "Матренин двор" (1959).

    Шаламов . Цикл "Колымские рассказы" (1954--1973).

    Астафьев . Повесть "Пастух и пастушка" (1967-1989).

    Трифонов . Повесть "Старик" (1978).

    Шукшин . Рассказы.

    Распутин . Повесть "Прощание с Матерой" (1976).

    5. МОДЕРНИЗМ

    Модернизм - литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века, занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.).

    ИМАЖИНИЗМ (imago - образ) -литературное течение в русской поэзии І919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Создатель течения - Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин.

    ПОСТМОДЕРНИЗМ - разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ- начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом "Метрополь", 1979; наиболее известные авторы альманаха: В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А. Искандёр.


    Литература, как никакой другой вид творческой деятельности человека, связана с общественной и исторической жизнью людей, являясь ярким и образным источником ее отражения. Художественная литература развивается вместе с обществом, в определенной исторической последовательности и можно сказать, что она является непосредственным примером художественного развития цивилизации. Каждая историческая эпоха характеризуется определенными настроениями, взглядами, мироощущением и мировоззрением, что неизбежно проявляется в художественных литературных произведениях.

    Общность мировоззрения, подкрепленная едиными художественными принципами создания литературного произведения у отдельных групп писателей, формирует различные литературные направления. Стоит сказать, что классификация и выделение таких направлений в истории литературы весьма условно. Писатели, создавая свои произведения в разные исторические эпохи, даже и не подозревали о том, что литературоведы по прошествии лет причислят их к какому-либо литературному направлению. Тем не менее, для удобства исторического анализа в литературоведческой деятельности такая классификация необходима. Она помогает более четко и структурировано разобраться в сложных процессах развития литературы и искусства.

    Основные литературные направления

    Каждое из них характеризуется наличием ряда известных писателей, которых объединяет ясная идейно-эстетическая концепция, изложенная в теоретических трудах, и общий взгляд на принципы создания художественного произведения или художественный метод, который, в свою очередь, приобретает исторические и социальные черты, присущие определенному направлению.

    В истории литературы принято выделять следующие основные литературные направления:

    Классицизм. Он сформировался как художественный стиль и мировоззрение к XVII веку. В его основе лежит увлечение античным искусством, которое было взято за образец для подражания. Стремясь достигнуть простоты совершенства, подобной античным образцам, классицисты выработали строгие каноны искусства, такие, как единство времени, места и действия в драматургии, которым неукоснительно нужно было следовать. Литературное произведение было подчеркнуто искусственным, разумно и логически организованным, рационально выстроенным.

    Все жанры подразделялись на высокие (трагедия, ода, эпопея), которые воспевали героические события и мифологические сюжеты, и низкие - изображающие обыденную жизнь людей низших сословий (комедия, сатира, басня). Классицисты предпочитали драматургию и много создавали произведений специально для театральных подмостков, используя для выражения идей не только слово, но и зрительные образы, определенным образом выстроенный сюжет, мимику и жесты, декорации и костюмы. Весь семнадцатый и начало восемнадцатого века прошли под сенью классицизма, которому на смену после разрушительной мощи французской пришло другое направление.

    Романтизм - всеобъемлющее которое мощно проявило себя не только в литературе, но и в живописи, философии и музыке, причем в каждой европейской стране оно имело свои специфические особенности. Объединял писателей-романтиков субъективный взгляд на действительность и неудовлетворенность окружающей реальностью, что заставляло их конструировать иные картины мира, уводящие от действительности. Герои романтических произведений - могучие неординарные личности, бунтари, бросающие вызов несовершенству мира, вселенскому злу и гибнущие в борьбе за счастье и всеобщую гармонию. Необычные герои и необычные жизненные обстоятельства, фантастические миры и нереально сильные глубокие переживания писатели передавали с помощью определенных язык их произведений очень эмоциональный, возвышенный.

    Реализм. Пафос и приподнятость романтизма сменило данное направление, основным принципом которого стало изображение жизни во всех ее земных проявлениях, весьма реальные типичные герои в реальных типичных обстоятельствах. Литература, по мнению писателей-реалистов, должна была стать учебником жизни, поэтому герои изображались во всех аспектах проявления личности - социальном, психологическом, историческом. Главным источником, воздействующим на человека, формирующим его характер и мировоззрение, становится окружающая среда, реальные жизненные обстоятельства, с которыми герои из-за глубинных противоречий постоянно вступают в конфликт. Жизнь и образы в даются в развитии, показывая определенную тенденцию.

    Литературные направления отражают самые общие параметры и черты художественного творчества в определенный исторический период развития общества. В свою очередь, в рамках любого направления можно выделить несколько течений, которые представлены писателями с близкими идейно-художественными установками, морально-этическими взглядами и художественно-эстетическими приемами. Так, в рамках романтизма существовали такие течения, как гражданский романтизм. Писатели-реалисты также были приверженцами различных течений. В русском реализме принято выделять философское и социологическое течение.

    Литературные направления и течения - классификация, созданная в рамках литературоведческих теорий. В ее основе - философские, политические и эстетические взгляды эпох и поколений людей на определенном историческом этапе развития общества. Однако литературные направления могут выходить за рамки одной исторической эпохи, поэтому часто их отождествляют с художественным методом, общим для группы писателей, живших в разные времена, но выражающих похожие духовно-этические принципы.

    13.1. Барокко

    13.2. Классицизм

    13.4. Романтизм

    13.5. Реализм

    13.6. Натурализм

    13.7. Модернизм и его стилевые течения

    13.8. Авангардизм и его стилевые течения

    13.9. Социалистический реализм

    13.10. Постмодернизм

    Литературное направление - не конкретно-историческое воплощение художественного метода. Направление объединяет художников на основе метода и подобных стилевых особенностей. Авторы "литературоведческих словаря-справочника" называют такие факторы литературного направления:

    1. Концептуальный... фундамент, который порождает определенную концепцию действительности, определенный способ ее познания, понимания общественно-исторических закономерностей, места человека в обществе и Вселенной. Сюда же относятся идейные убеждения, направленные па смену имеющихся общественных отношений, общественные и нравственные идеалы, согласно которым оценивается современность, а также взгляды на роль и значение литературного творчества в жизни общества, исторической эпохи, человеческой культуры в целом.

    2. Поэтика как система более или менее нормативных правил... Собственно поэтика сосредотачивает в себе все специфические художественные особенности литературного направления (на уровне стиля, композиции и т. Д.), Определяет его литературную суть.

    3. Общность мотивов, тем, идей, образов, сюжетных схем, которые преобладают в определенном литературном направлении...

    4. Совокупность художественных средств, регулируемых поэтикой литературного направления. Это определенные стилевые, композиционные особенности, определенные жанровые формы, во данном литературном направлении, характерные для творчества его представителей ".

    Изменение направлений выражает закономерности литературного процесса. Творчество многих писателей выходит за пределы направлений. В. Гюго начинал свое творчество как классицист, а впоследствии перешел на позиции романтизма. А. Пушкин, Т. Шевченко были и романтиками, и реалистами. Литературные направления имеют национальные особенности.

    Следуя периодичности литературного процесса, предложенной Д. Ч (ижевским, рассмотрим развитие художественной литературы в эстетико-стилевой системе координат.

    Отдельное место в литературном процессе занимает фольклор - первая стадия художественной словесности. На основе фольклора сформировалась письменная литература. М. Грушевский писал: "Хоть наша писаная литература не лишена произведений высоко ценных..., но все-таки по сравнению с богатой устной словесностью наша писаная традиция до последнего возрождения XIX века является сорозмирно небольшим сегментом".

    Фольклор по типу творчества имеет романтический характер, он появился как противоположность мифологии с ее практическим реалистичным содержанием. Писаная литература, началась как антитеза к фольклору, имела реалистичный содержание. К тому же в фольклоре доминирует коллективное созидание, а литература - индивидуальное творчество. Фольклорные образцы, распространяясь в устной форме, приобретали вариантности, у них исчезали индивидуальные особенности, связанные с местом и временем действия, оставалось общее, характерное для разных мест и времен, и всей нации. В писаной литературе отображалось индивидуальное мировосприятие и миропонимание, а в фольклоре - душа нации.

    "Из-за совершенствования, распространения письменной литературы (более общее цивилизации), - отмечает В. Пахаренко, - фольклор постоянно слабеет, угасает (сначала на уровне создания, а потом и па уровне распространения), его остатки деградируют, переходят в т. Н. массовую культуру, китч. Этот печальный, хотя и неизбежен, процесс угасания фольклора наблюдаем сейчас, в частности, и в Украине ".

    В литературе украинского средневековья Д. Чижевский выделяет монументальной (X) в.) И орнаментальный (XII-XIII вв.) Стиле. Монументальный стиль появился в тот период, когда Киев был политическим, церковным и художественным центром Востока Европы. В то время в литературно-религиозном мировоззрении утвердилась философия христианского оптимизма. Монументальный стиль или ранняя готика характеризуются следующими особенностями: сосредоточение внимания на содержании, простота композиции и синтаксиса, ограниченность прикрашальних средств. Особенности монументального стиля явственно возникают из "Повести временных лет": короткие афористические предложения, ритмизация языка, использование устоявшихся средств при описании событий, утверждение мысли о самостоятельном историческое и политическое жизни Руси. осуждение распрей и здирници ва князей, призыв к единству всех русских земель, отказ от язычества, утверждения христианского мировоззрения. По типу творчества монументальный стиль - реалистичный. Отдельные особенности монументального стиля является в литературе классицизма, барокко, соцреализма.

    Орнаментальный (лат. Ornamentum - украшение) стиль приходится па XII-XIII вв. Его особенности: многотемность произведений, мозаичность композиции, наличие исторических экскурсов, лирических отступлений. В "Слове о полку Игореве" рассказ о современных событиях сочетается с воспоминаниями о прошлом. Орнаментальный стиль использует символические образы, постоянные эпитеты, гиперболы, сложные синтаксические конструкции. О поражении Игоря автор говорит символами: "Упали флаги Игорю... Здесь не хватило кровавого вина, здесь смелые русичи закончили пир: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую". Битва изображена как "пир", "посев", "жатва": "Черная земля под копытами костьми была засеяна, кровью полита, печалью сошла на русскую землю". Используя гиперболу, автор создает напинфантастичну картину: князь Святослав, победивший половцев, напоминает космическую стихийную силу: "наступил на землю половецкую, притоптал могилы и овраги, замутил реки и озера, высушил потоки и болота, а плохого Кобяка с лукоморья от железных больших полков половецких, как вихрь вырвал ". Язык "Слова о полку Игореве" мелодичная, богатая па ассонансы и аллитерации («уже Сула НЕ течет cеребренимы струями»). Автор произведения удачно воспроизвел настроения и переживания героев.

    По типу творчества монументальный стиль - реалистичный, а орнаментальный - романтический.

    Переходов сутки (XlV-XVcm.) Не дала оригинальных произведений. Причиной были сложные исторические условия нашего народа.

    Ренессанс и реформация (XVI-XVH в).

    Ренессанс (франц. Renaissance, лат. Renascor - видроджуюсь) возобновил античный идеал красоты, поставил в центр внимания всесторонне развитую личность. На место свойственного эпохе средневековья геоцентризма пришел антропоцентризм. Определяющее место в искусстве занял реалистический тип творчества. Для стиля эпохи Возрождения характерны гуманизм, подражания античного искусства, обращения к жизни простых людей, эгоцентричный индивидуализм, критика средневековья.

    Родиной Ренессанса стала Италия, впоследствии он распространился в Англии, Франции, Германии, Испании. С Возрождением связано творчество Франческо Петрарки (1304-1374 pp.), Джованни Боккаччо (1313-1375 pp.), Данте Алигьери (1265-1320 pp.), Леонардо да Винчи (1452-1519 pp.), Франсуа Рабле (1494-1553 pp.), Мигеля де Сервантеса (1547-1616 pp.), Уильяма Шекспира (1564-1616рр.).

    Своего рода вызовом Ренессанса с его рационализмом, эгоцентричным индивидуализмом, антропоцентризм стала реформация с теоцентризмом, идеологией христианства. Единственное, шо объединяло Ренессанс и реформацию - это критика средневековья и католической церкви.

    Идеи Возрождения в Украине начали утверждаться в конце XV в. теми украинском, которые учились в европейских вузах и приняли католическую веру. Они выбирали себе призвиша-Геон типа Русин, Роксолянин, декларируя таким образом свое украинство. Выдающимися поэтами эпохи Возрождения в Украине Юрий Дрогобыч (1450-1494 pp.), Павел Русин из Красная (1470-1517 pp.), Станислав Роксолянин Ореховский (1513-1566 pp.). Заметный след в украинской литературе эпохи Возрождения оставили произведения Ивана Вышенского.

    На смену Ренессанса в XVII в. пришла эпоха барокко.

    литературные направления и течения

    XVII -Х1Х ВЕКА

    Классицизм - направление в литературе XVII - начала XIX века, ориен­тирующееся на эстетические эталоны античного искусства. Основная идея - утверждение приоритета разума. В основе эстетики - принцип рационализма: произведение искусства должно быть разумно построено, логически выверено, должно запечатлевать непреходящие, сущностные свойства вещей. Для произведений классицизма характерны высокая граж­данская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, тяготеющих к всеобще­му образцу (Г. Державин, И. Крылов, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин).

    Сентиментализм - литературное течение второй половины XVIII века, утвердившее в качестве доминанты человеческой личности чувство, а не разум. Герой сентиментализма - «человек чувствующий», его эмоциональ­ный мир разнообразен и подвижен, причем богатство внутреннего мира при­знается за каждым человеком, независимо от его сословной принадлежности (Я. М. Карамзин. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза») .

    Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтичес­кого двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, пре­даний и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя харак­терно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощуще­ние и в то же время бунтарство и мятежность духа (А. С. Пушкин. «Кав­ казский пленник», «Цыганы »; М. Ю. Лермонтов. «Мцыри »; М. Горький. «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль»).

    Реализм - литературное направление, утвердившееся в русской литера­туре в начале XIX века и прошедшее через весь XX век. Реализм утвер­ждает приоритет познавательных возможностей литературы, ее способ­ность исследовать действительность. Важнейшим предметом художествен­ного исследования становится взаимосвязь между характером и обстоятельствами, формирование характеров под воздействием среды. Поведение человека, по мысли писателей-реалистов, зависит от внешних обстоятельств, что, однако, не отменяет его способности противопоставить им свою волю. Это и определило центральный конф­ликт - конфликт личности и обстоятельств. Писатели-реалисты изображают действительность в развитии, в дина­мике, представляя устойчивые, типичные явления в их неповторимо-инди­видуальном воплощении (А. С. Пушкин. «Евгений Оне­гин»; романы И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­ стого, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, рассказы И. А. Бунина, А. И. Куприна; Н. А. Некрасови и др.).

    Критический Реализм - литературное направление, которое является дочерним предыдущему, просуществовало с начала XIX века до его конца. Несёт основные признаки реализма, но отличается более глубоким, критичным, иногда саркастичным авторским взглядом (Н. В. Гоголь «Мертвые души»; Салтыков-Щедрин)

    XX ВЕК

    Модернизм - литературное направление первой половины XX века, проти­вопоставившее себя реализму и объединившее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Вместо жест­кой связи характеров и обстоятельств модернизм утверждает самоцен­ность и самодостаточность человеческой личности, ее несводимость к утомительному ряду причин и следствий.

    Авангардизм - направление в литературе и искусстве XX века, объединяю­щее разнообразные течения, единые в своем эстетическом радикализме (сюрреализм, драма абсурда, «новый роман», в русской литературе - футуризм). Генетически связан с модернизмом, но абсолютизирует и дово­дит до крайности его стремление к художественному обновлению.

    Декадентство (декаданс) - определенное умонастроение, кризисный тип сознания, выражающийся в чувстве отчаяния, бессилия, душевной уста­лости с обязательными элементами самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. В декадентских по настроению произведениях эстетизируются угасание, разрыв с традиционной моралью, воля к смерти. Декадентское мироощущение нашло отражение в творчестве писателей конца XIX - начала XX в. Ф. Сологуба, 3. Гиппиус, Л. Андреева, и др.

    Символизм - общеевропейское, а в русской литературе - первое и са­мое значительное модернистское течение. Корнями символизм связан с романтизмом, с идеей двоемирия. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Смысл творчества - подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Глав­ным средством передачи рационально не познаваемых тайных смыслов становится символ (знаков) («старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб; «младосимволисты»: А. Блок, А. Белый, В. Иванов, драмы Л. Андреева).

    Акмеизм - течение русского модернизма, возникшее как реакция на крайности символизма с его настойчивой тенденцией к восприятию ре­альности как искаженного подобия высших сущностей. Главное значение в творчестве акмеистов приобретает художественное освоение многообразно­го и яркого земного мира, передача внутреннего мира человека, утвержде­ние культуры как высшей ценности. Для акмеистической поэзии харак­терны стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно выверенная композиция, отточенность деталей (Н. Гумилев, С. Городец­ кий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут).

    Футуризм - авангардистское течение, возникшее почти одновременно в Италии и России. Основная черта - проповедь свержения прошлых тра­диций, сокрушения старой эстетики, стремление создать новое искусство, искусство будущего, способное преобразить мир. Главный технический принцип - принцип «сдвига», проявившийся в лексическом обновлении поэтического языка за счет введения в него вульгаризмов, технических терминов, неологизмов, в нарушении законов лексической сочетаемости слов, в смелых экспериментах в области синтаксиса и словообразования (В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин и др.).

    Экспрессионизм - модернистское течение, сформировавшееся в 1910 - 1920-е годы в Германии. Экспрессионисты стремились не столько изобразить мир, сколько выразить свою мысль о неблагополучии мира и о подав­лении человеческой личности. Стилистика экспрессионизма определяется рационализмом конструкций, тяготением к абстрактности, острой эмоци­ональностью высказываний автора и персонажей, обильным исполь­зованием фантастики и гротеска. В русской литературе влияние экс­прессионизма проявилось в творчестве Л. Андреева, Е. Замятина, А. Пла тонова и др.

    Постмодернизм - сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций в эпоху идеологического и эстетического плюрализ­ма (конец XX века). Постмодернистское мышление принципиально анти-иерархично, противостоит идее мировоззренческой цельности, отвергает возможность овладения реальностью при помощи единого метода или языка описания. Писатели - постмодернисты считают литературу, прежде всего, фактом языка, а поэтому не скрывают, а подчеркивают «литературность» своих произведений, сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох (А. Битов, Саша Соколов, Д. А. Пригов, В. Пе­ левин, Вен. Ерофеев и др.).