Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Программа курса "история итальянского искусства" во флоренции. Итальянское и античное искусство

Программа курса "история итальянского искусства" во флоренции. Итальянское и античное искусство

Период Высокого Ренессанса представляет собой зенит эпохи Возрождения, кульминацию всей этой великой культуры. Хронологическая его протяженность невелика и охватывает всего лишь около трех десятилетий. Однако даже в количественном отношении – в смысле обилия и крупных масштабов созданных в это время памятников искусства, не говоря уже об их высочайшем художественном уровне и колоссальном историческом значении, об этих десятилетиях можно было бы сказать, что они стоят иных веков.

С изменением масштабов мира изменилось и представление о масштабах самого человека: его реальные деяния и смелые подвиги подтвердили, если не превзошли, многие из предвидений гуманистов, их оценку его возможностей. Правда, Италия могла только духовно содействовать этому «открытию мира» – само практическое выполнение данной задачи, так же как и передел этого мира, выпали уже на долю других государств. Более того, быть может, ни для одной другой европейской страны результаты Великих географических открытий не явились по своим последствиям столь трагическими, как для Италии. Но в то же время именно Италия из всех стран Европы оказалась наиболее подготовленной для выражения всей сложности и гигантской масштабности исторического бытия данной эпохи. Итальянское искусство Высокого Возрождения было прежде всего художественным выражением исторической действительности самой Италии, но, как высшее воплощение культуры своего времени, оно было также выражением исторической действительности в более широком, мировом охвате. Для того чтобы решить задачи, выдвинутые наступившей эпохой, должен был прежде всего измениться сам тип художника, ибо кругозор художника 15 столетия, по своему социальному положению и общественному мировоззрению еще во многом связанного с сословием ремесленников, был слишком ограниченным для этого. Великие мастера 16 века дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних мелочных цеховых ограничений, обладающей полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это люди огромных знаний, владеющие всей полнотой завоеваний культуры своего времени.

Совокупность сложных условий данного исторического периода оказала свое воздействие на сложение основ итальянского Высокого Возрождения, на формирование образного восприятия его художников, на изобразительный строй их произведений. От предшествующего периода – искусства кватроченто – образы их отличаются прежде всего своим более крупным масштабом. Внешне это проявляется в том, что наряду с несравненно большим, нежели в 15 веке, распространением в архитектуре, живописи и скульптуре произведений крупных форм появляются также образы сверхобычных масштабов, примерами которых могут служить «Давид» Микеланджело и его же огромные фигуры пророков и сивилл в росписи плафона Сикстинской капеллы. Укрупняются и масштабы самих архитектурных и художественных ансамблей (наиболее известные среди них – Бельведер Браманте, ватиканские станцы Рафаэля, сикстинский плафон Микеланджело) и размеры отдельных живописных композиций, фресковых и станковых, в особенности алтарных образов. Но новое понимание масштабности связано не только с размерами – даже небольшие полотна Леонардо и Рафаэля отличаются иным, более «крупным» видением, когда каждый образ несет на себе отпечаток особого величия. Это качество неразрывно связано с другой важной особенностью искусства Высокого Возрождения – обобщенностью художественного языка. Умение увидеть во всем главное, основное, не подчиняясь при этом частностям, сказывается и в выборе темы, и в сюжетном построении, и в четкой и ясной группировке фигур, в обобщенной внешней и внутренней обрисовке героев. Добросовестный эмпиризм, свойственный многим кватрочентистам, был окончательно преодолен; их пафос аналитического исследования натуры во всех ее подробностях уступил место мощному синтетическому порыву, извлекающему из явлений действительности самое их существо. Стремление к синтезу, к обобщению сказывается уже в том, что в произведениях мастеров Высокого Возрождения, в отличие от кватроченто, основное место занимает собирательный образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно. Но ренессансные мастера менее всего были склонны к отвлеченной нормативности, к противопоставлению своих созданий реальной действительности. Напротив, идеальность образов в их понимании означала максимально концентрированное выражение качеств самой действительности. Не говоря уже о героях ярко драматического склада, – даже в образах, исполненных гармонической ясности, ощущается огромная внутренняя сила человека, спокойное сознание своей значительности. В сочетании с крупным масштабом эти качества сообщают образам Высокого Возрождения подлинно титанический характер, ту степень героической действенности, которой никогда не достигало искусство ни раннего, ни позднего Ренессанса.

Охватывая всего лишь около трех десятилетий, искусство Высокого Возрождения проходит тем не менее очень большой путь. Именно особой концентрированностью его эволюции, связанной с насыщенностью этого исторического этапа событиями решающего значения, объясняется контраст между несколько более камерными гармоническими образами в начале рассматриваемого периода и монументальными драматическими образами, уже отмеченными печатью неразрешимых конфликтов, в его конце. Необычайная «уплотненность» искусства Высокого Ренессанса сказывается уже в том, что вряд ли во всей истории искусства можно найти другой пример, когда на протяжении краткого исторического периода в одной стране одновременно работало такое число гениальных художников. Достаточно назвать таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело во Флоренции и Риме, как Джованни Беллини, Джорджоне и Тициан в Венеции. Среди мастеров меньшего масштаба мы находим такие прославленные имена, как пармский живописец Корреджо, флорентинцы фра Бартоломео и Андреа дель Сарто, венецианцы Пальма Веккьо и Лоренцо Лотто, работавшие в Брешии Савольдо и Моретто, не говоря уже о множестве менее значительных живописцев. Творчество большинства из названных мастеров раскрылось целиком или в главной своей части в рассматриваемый период; некоторые же из них, и прежде всего Микеланджело и Тициан, прожившие очень долгую жизнь, захватывают и последующий художественный этап – искусство позднего Возрождения.

Как и само искусство Высокого Возрождения, теория искусства этого времени представляет собой суммирование на новой основе достижений 15 столетия и в то же время – новый качественный скачок. Центральное место здесь занимает Леонардо да Винчи. Его идеи, изложенные в знаменитом «Трактате о живописи» (материал для которого был подготовлен в основном к 1498 году и вскоре получил распространение в списках), а также во многих других его записях, явились подлинной энциклопедией теоретических представлений и практических знаний своего времени. Как и для его предшественников, искусство и наука для Леонардо нерасторжимы– это две стороны общего процесса познания природы. «И поистине, – говорит он, – живопись – наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой». Природа есть «учительница учителей», и живописец должен быть ее сыном. Предмет живописи – красота творений природы. Самое совершенное создание природы – это человек, и в заметках Леонардо ряд разделов посвящен изучению человеческого тела, учению о пропорциях, сведениям по анатомии, в области которой знания Леонардо были поразительно глубокими. Он устанавливает затем зависимость между движениями тела, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много внимания Леонардо уделяет проблеме светотени, объемной моделировке, линейной и воздушной перспективе. В области скульптуры глубокие идеи относительно соотношения художественного образа и материала высказал Микеланджело. Им же выдвинута мысль о рисунке как о формообразующей основе всех трех видов пластических искусств – скульптуры, живописи и архитектуры. Как и прежде, вопросы теории искусств оставались тесно связанными с гуманистическими идеями. В первых десятилетиях 16 столетия особое внимание в сфере гуманистической мысли уделялось проблеме совершенного человека. Тема эта рассматривалась, с одной стороны, в плане формирования типа человека, разносторонне развитого физически и духовно (так ее разрабатывал Бальдассаре Кастильоне в своем трактате об идеальном придворном), с другой стороны – в плане анализа норм прекрасного в применении к физической красоте человека (эту сторону развил Фиренцуола в «Трактате о красоте женщин»).

Высокий Ренессанс вызвал важные перемены в соотношении локальных художественных школ Италии. Колыбелью этого искусства, местом его возникновения и сложения его основ была Флоренция. Здесь начали свой путь или сформировались как художники Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Это было вполне закономерно, ибо искусство нового этапа могло зародиться только на почве самой передовой из итальянских республик. Но на рубеже 15 и 16 веков в качестве другого ведущего центра страны выдвигается Рим. Тот факт, что в Риме оказались сосредоточенными лучшие мастера Италии, и то, что искусство этих мастеров именно здесь предстало в некоем новом качестве, имело свои определенные причины. Выше указывалось, что в своей политике правители Папской области мало отличались от светских правителей итальянских тираний и княжеств. Но одновременно Рим был духовной столицей всего католического мира. Нужно помнить, что границы этого мира были в ту пору много шире, нежели впоследствии, и распространялись почти на всю Западную и Центральную Европу, так как реформация к концу 15 века затронула пока что лишь немногие страны. Расчет на иной, более широкий отклик должен был вносить в создания работавших в Риме художников более крупный масштаб, нежели масштаб памятников в коммунальных центрах Италии. Поэтому, как ни монументальны муниципальные постройки и дворцы богатейших семейств во Флоренции или в Венеции, как ни величественны соборы в этих городах – папский дворец в Ватикане и главный храм католического мира – собор святого Петра – должны были стать еще грандиознее. Речь идет не столько о самих размерах отдельных сооружений и художественных ансамблей, сколько об укрупнении самого стиля, о новом «внутреннем масштабе» произведений римского Ренессанса. Это изменение стиля происходило в Риме тем органичнее, что здесь, как нигде более в Италии, сохраняла свою действенность античная традиция. Руины древних сооружений заполняли территорию города; раскопки открывали миру памятники древней скульптуры. Нечего и говорить о том, что при обостренной чуткости ренессансных художников ко всему античному всякая их значительная работа в Вечном городе создавалась во внутреннем сопоставлении с памятниками античного искусства. Сам замысел такого сооружения, как собор св. Петра, мог возникнуть только в городе, где сохранились Пантеон и Колизей.

Но, хотя Рим был центром мирового католицизма, художественные произведения, созданные здесь в период Высокого Возрождения, менее всего были носителями религиозной идеи. Свобода художников от религиозного гнета объяснялась кроме других, общих для всей ренессансной эпохе факторов также и тем, что общественная роль искусства была в Италии исключительно велика, и само меценатство поэтому было для того времени одной из очень действенных форм политической борьбы папского двора за усиление своего авторитета. По существу, именно папский Рим дал первый пример широкого государственного «освоения» новой культуры в условиях авторитарного государства, предвосхищая в некоторых отношениях художественную политику монархов крупных европейских держав. Так сложилось своеобразное, почти парадоксальное явление: именно папство предоставило свои колоссальные финансовые и организационные возможности для выражения прогрессивных гуманистических идей, по существу, несущих в себе отрицание реакционного клерикализма. Такое положение не могло быть длительным. Сила нарастающего протеста демократических слоев в самой Италии, реформационное движение в других странах заставили духовных правителей Европы более четко определить свои идеологические позиции, и к концу 20–х годов 16 столетия папский Рим оказался во главе политической и духовной реакции. Соответственно была перестроена его художественная политика, отныне все решительнее выступавшая против светлых идеалов Ренессанса. Поэтому, отмечая всю важность вклада Рима в искусство Высокого Возрождения, нужно еще раз подчеркнуть, что не менее важным источником для формирования прогрессивных общественных идей, наиболее благоприятной средой для их возникновения оставалась по-прежнему Флоренция, сохранившая это положение вплоть до 1530 года – года трагической гибели Флорентийской республики. Только в двуединстве Флоренции и Рима, в объективном осознании действительной роли каждого из этих центров может быть понят сложный и противоречивый характер культуры Высокого Возрождения в Средней Италии.

Пришедший на смену Высокому Ренессансу период позднего Возрождения нес в себе ряд важных качественных отличий от предшествующего этапа. Середина и вторая половина 16 века были временем нарастающей общественной реакции. Дальнейший упадок экономики Италии в условиях иноземного господства, распространившегося на большую часть страны, сопровождался ликвидацией прежних социальных завоеваний. На реформационное движение, развернувшееся во многих странах Европы, римский католицизм ответил контрреформацией, означавшей резкое усиление церковного гнета. Длительный кризис охватил не только государства Средней Италии, стонавшие под пятой итальянских и иноземных деспотов, – он затронул и Венецию, которая, будучи сильно ослабленной, сохранила все же государственную независимость, немалую часть своих огромных богатств и блеск своей культуры. Кризис этот тяжело отразился также и на искусстве. Прогрессивная гуманистическая идеология, возникшая на демократической основе городских республик, была во многих центрах страны вытеснена придворной культурой, очагами для формирования которой явились дворы мелких абсолютистских правителей. Но даже в этих тяжелых условиях прогрессивные художественные силы, представлявшие линию реалистического ренессансного искусства данного периода, отнюдь не были сокрушены. Их главной опорой стала Венеция. Те же причины, которые продлили здесь период Высокого Ренессанса до конца 1530–х годов, содействовали плодотворному развитию венецианского искусства позднего Возрождения. Имена Тициана (в поздний период его деятельности), Веронезе, Тинторетто, Бассано и живописцев Бергамо и Брешии свидетельствуют о новом подъеме искусства этой части Северной Италии. Напротив, Тоскана и Папская область (куда входила, в частности, Парма) явились главными очагами другой, по существу своему антиренессансной линии, которую представляло искусство маньеризма. Утрата гуманистических идеалов, уход от реальной действительности в мир субъективных переживаний, зависимость от реакционных придворных кругов привели к тому, что в маньеристическом искусстве на первый план выступили ощущение дисгармонии, внутреннего смятения, черты субъективистского произвола – качества, которые вскоре вырождаются в бесплодную пустоту вычурных и манерных образов. Над общей массой задавленных художественной реакцией мастеров Средней Италии возвышается только одна титаническая фигура – Микеланджело Буонарроти, пронесшего через всю свою жизнь верность возвышенным этическим идеалам. Сохранив всю полноту своей творческой активности, он сумел в иных исторических условиях наметить новые пути в различных видах пластических искусств – в архитектуре, скульптуре, живописи и графике. Его позднее творчество наряду с искусством венецианских мастеров составляет другой важный пласт художественной культуры позднего Возрождения.

Залогом творческого успеха прогрессивных мастеров позднего Возрождения было не покорное следование принципам, выработанным на протяжении предшествующего периода ренессансного искусства, а глубоко творческое претворение их в соответствии с требованиями нового исторического этапа. Сохранив основу ренессансного мировосприятия – веру в человека, в его значительность и красоту, они смело вторглись в его духовный мир, раскрыв его во всей его сложности и подчас противоречивости. От образа отдельной личности они перешли к образу человеческого коллектива; более широко и развернуто показали они активную взаимосвязь между героями и реальной средой, в которой они действуют. Сама реальная действительность получила в их произведениях более конкретное воплощение, нежели в идеально обобщенных образах мастеров Высокого Возрождения. Соответственно данным задачам они выработали новые художественные средства, новые изобразительные решения.

Как раз именно эти качества искусства позднего Возрождения были особенно исторически перспективными, так как они содержали первоначальную формулировку многих важных принципов искусства последующего –17 столетия. Искусство поздней фазы Возрождения несет в себе, таким образом, черты переходного этапа между двумя великими художественными эпохами – Ренессансом и 17 веком. В этой переходности заключена одна из причин того, что термин «позднее Возрождение» не является в науке таким распространенным, как термины «раннее» и «Высокое Возрождение». К тому же в хронологическом плане конец всей эпохи Ренессанса не может быть определен с достаточной четкостью. Одна из причин этого заключена в том, что во второй половине 16 столетия во взаимной борьбе развивается ряд направлений. Еще до того как в последние десятилетия" 16 века завершили свой творческий путь крупнейшие представители позднего Возрождения – в архитектуре Палладио, а в живописи Тинторетто, – в Италии были созданы первые законченные образцы произведений нового стиля, по своим особенностям находившиеся уже в русле главных направлений 17 столетия. Уже к 1575 году относится сооружение барочного фасада церкви Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта), а к 1590-м годам сложилось искусство основателей Болонской Академии братьев Карраччи. Следует помнить, что в те же десятилетия продолжали свою деятельность художники-маньеристы. Но при всей сложности периода позднего Возрождения, начинающегося в 1530–х годах, а завершающегося к концу столетия, все же совершенно очевидно, что сводить его только к переходной, промежуточной стадии невозможно. Бесспорно, итальянское искусство позднего Возрождения не обладало той общей направленностью, какой при всей многочисленности и разветвленности локальных школ отличалось искусство раннего и Высокого Ренессанса. Именно в данный период впервые в мировом искусстве в столь крупных масштабах обозначился резкий антагонизм между прогрессивными и реакционными направлениями в искусстве. Но ни долголетнее засилье маньеризма, ни раннее сложение основ барокко и академизма не должны заслонять того, что на протяжении поздней фазы Возрождения ведущая роль оставалась за прогрессивной линией, представленной именами Микеланджело, Палладио и великих венецианцев и составляющей самую ценную часть художественного наследия данного Этапа. В их искусстве достаточно явственно выражена как ренессансная гуманистическая подоснова,– даже там, где она выступает в трагическом преломлении, – так и преемственная связь с Высоким Возрождением. Период позднего Ренессанса в Италии есть закономерный и неотделимый от предшествующих этапов грандиозный эпилог всей великой эпохи Возрождения.

Италия – самая настоящая сокровищница культурных достижений человечества. Невозможно представить эту страну без знаменитого Колизея, падающей Пизанской башни, величественных соборов и церквей, уникальных музеев, галерей, монументов, фонтанов и пр. Культура Италии многогранна и разнообразна, ее история началась много веков назад, и с каждым годом эта сфера жизни государства становится еще шире и интереснее.

Страницы истории

Территория современной Италии в различные периоды истории служила местом поселения многих народов. Так, много веков до нашей эры на территории современной Тосканы проживали этруски, а солнечная южная часть Апеннин была облюбована греческой цивилизацией. Несомненно, разносортный этнический состав итальянских жителей наложил свой отпечаток на культуру страны.

Становлением итальянской культуры принято считать период появления цивилизации Древнего Рима. Этруски оставили после себя немало культурных и исторических памятников: некрополи, руины городов, предметы быта, статуэтки, фрески и многое другое. В царский период (VIII-VI века до н.э.) были созданы известные на весь мир «Законы двенадцати таблиц» и построены Великая клоака (сточный канал, действующий до сих пор), храм на Капитолий, первый цирк. В период Республики (V-I века до н.э.) были основаны Фламиниева и Аппиева дороги, возведены многочисленные форумы, термы, храмы, административные здания (их руины можно встретить во многих городах Италии). Однако большая часть исторических памятников культуры Древнего Рима была создана в период Империи. К ним относятся римский Колизей, храм Пантеон, большое количество акведуков, триумфальных арок, терм, амфитеатров, вилл, колонн, дворцов и пр. Помимо архитектуры культура древних римлян включала в себя прозу и поэзию, традиционную музыку, театральное мастерство, различные виды художеств (от простеньких орнаментов до скульптурного портрета).

Исчезновение империи Древнего Рима (476 год) принято считать временем упадка культуры Италии. Признаки духовного возрождения появились спустя шесть столетий, а его расцвет датирован историками XIII-XIV веками. Кроме того, искусствоведы выделяют так называемую «Эпоху Италии». Она относится к итальянской эпохе Возрождения и делится на три периода:

  • Проторенессанс, который в свою очередь делится на две составляющие:
  1. Дученто, который считается основоположником Ренессанса. Этот период датирован XIII-началом XIV века.
  2. Треченто – наследник Проторенессанса. Этот исторический промежуток датирован XIV веком.
  • Кватроченто, он же Ранний Ренессанс, появившийся в XV веке.
  • Чинквеченто – знаменитая эпоха Ренессанса. Она делится на два периода:
    1. Высокое Возрождение – считается классическим периодом Ренессанса и датирован концом XV – первой четвертью XVI века.
    2. Позднее Возрождение – то же Высокое Возрождение, ключевым стилем которого является маньеризм. Этот период характерен для Венеции и завершается в конце XVI века.

    Каждый исторический период истории итальянской культуры имеет свои особенности.

    Дученто тесно связан с периодом Средневековья, для которого характерны византийские, готические и романские традиции. В искусстве проторенессанса четко прослеживаются зачатки тенденций к наглядному и чувственному изображению реальности, возникновение интереса к античной эпохе, светскость. В живописи описанного периода возникает материальная убедительность форм, осязательность предметов. Для архитектуры характерны спокойствие и размеренность, а для скульптуры пластическая мощь. Самыми яркими представителями проторенессанса являются архитектор Арнольфо ди Камио, скульпторы Николло и Джованни Пизано, художники Джотто, Амброджо Лоренцетти, Пьетро Каваллини, поэт Данте Агильери.

    Это интересно! Период проторенессанса характерен только для Италии. Это течение существовало только в Риме и Тоскане.

    Период кватроченто совпал с бурным экономическим подъемом Италии. Торговая, промышленная и ростовщическая деятельность требовала наличия знаний, поэтому в это время развивались точные науки, математика, естествознание. Получая немалую прибыль, богатые и знатные люди строили пышные дворцы и загородные резиденции, украшали их наилучшими произведениями искусства. Формирование новой идеологии привело к увеличению числа образованных и творческих людей: нотариусов, врачей, историков, философов, музыкантов, архитекторов, художников и пр. Человек стал рассматриваться как индивидуальность, состоявшаяся личность с набором индивидуальных качеств. В период кватроченто появились идеи гуманизма, человеческая душа и тело были признаны гармоничными и едиными. Центром искусства Раннего Ренессанса признаны Венеция и Флоренция. Самыми яркими представителями кватроченто являются литераторы Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, скульптор Донателло, художники Мазаччо и Сандро Боттичелли, архитекторы Леон Батиста Альберти, Филиппо Брунуллески, Леонардо да Винчи, Микеланждело, Рафаэль и др.

    Это интересно! Период кватроченто считается временем расцвета итальянской живописи, архитектуры и скульптуры.

    Чинквеченто, или период Ренессанса, совмещает в себе сразу несколько составляющих, к которым относятся гуманизм, вера в разумное устройство реальности, творческие силы человека, возвышение героического подвига и гражданского долга. В то же время происходит гармоничный вид синтеза нескольких разновидностей искусства, в котором четко прослеживается равноправие живописи и скульптуры по отношению к ранее доминирующей архитектуре. Снятие этого подчинения привело к возникновению новых жанров, таких как пейзаж, портрет, историческая живопись. В различные периоды времени центром культуры Италии считались разные города: в конце XV века – Флоренция, в первом десятилетии XVI века – Рим, позже – Венеция. Самыми известными мастерами периода чинквеченто относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Веронезе, Тициан, Тинторетто и др.

    Это интересно! В переводе с итальянского Чинквеченто означает пятьсот.

    XVI век в истории искусства Италии связан с эпохой маньеризма. Искусствоведы называют его антиклассическим течением, которое сложилось в 20-х-90-х годах XVI столетия. Маньеризм отказывается от гармонии между человеческим телом и разумом. Новый стиль представляет мир шатким, распадающимся и неустойчивым. Образы, созданные творцами-маньеристами, содержат в себе обеспокоенность, тревогу, напряженность, а также особый художественный прием или манеру, делающую творение чем-то сказочным и нереальным. Мастер отходит от реалистичных принципов искусства и внедряет в создаваемый образ свою «изюминку». Например, использует яркие или холодные цвета красок, добавляет необычные ромбовидные или змеевидные ритмы, произвольно вытягивает формы, подчеркивает фантастичность света и пространства, вводит ассиметричные компоненты. В начале маньеризм встречался только в живописи, а в 40-х годах XVI века появляется также в архитектуре и скульптуре. Самыми известными творцами-маньеристами являются Якопо Понтормо, Пармиджано, Аньоло Бронзино.

    Это интересно! Изначально маньеризм считался придворно-аристократическим течением в искусстве. Его родиной являются герцогства Феррары, Пармы, Модены и Мантуи. Основная часть произведений искусства в стиле маньеризм находилась во владении светской и церковной аристократии. Спустя несколько лет это течение утвердилось в Риме и Флоренции.

    Знаменитый стиль барокко родился и развивался в Италии. Художественными центрами этого течения в искусстве считают Мантую, Рим, Флоренцию и Венецию. Именно здесь появились первые барочные работы в скульптуре, архитектуре и живописи. Специалисты считают барокко кризисным стилем, появившимся из-за рождения маньеризма и постепенного отхождения от принципов гуманизма. Несмотря на мрачные и нереалистичные образы творцов-маньеристов, люди не перестали наслаждаться дарами природы, искусства и жизни в целом. Эпохе барочного искусства сопутствовали не самые радостные периоды европейской жизни: засилье инквизиции, Контрреформация, работорговля, вездесущее насилие и пр. Тем не менее, вычурность, пышность и элегантность всех разновидностей искусства выдавало истинные желания людей и аристократии.

    Барочная эпоха началась в конце XVI века, однако «отцом» этого стиля считают Микеланджело Буонарроти, творившего еще в период Возрождения (чинквеченто). Для его творений характерны сверхчеловеческий размер, усиление зданий исполинским орденом, удвоение колонн и пилястр, широкое применение карнизов. Барочные произведения искусства (в том числе архитектура) отличаются контрастностью, буйством красок, великолепием, экстравагантностью орнамента, контрастами объемов, изумительными эффектами цвета и светотени, ассиметрией созданных конструкций.

    Это интересно! В эпоху барокко появилась известнейшее музыкальное течение опера.

    В начале XVIII века искусство Италии находилось во власти позднего барокко. Только в этой стране оно смогло продержаться так долго. Стиль уже начал терять свою правдивость, в творениях мастеров этого времени можно увидеть усталость, бравурность, накопление кризисных черт, неискреннюю патетику. Тем не менее в работах некоторых провинциальных художников и декоративных живописцев имеются некоторые обновления, где образы рассказывают о чувствах человека, истории и природе. Самыми яркими творцами эпохи позднего барокко являются Карло Маратта, Витторе Гисланди, Джованни Батиста Тьеполо, Креспи.

    Это интересно! Эпоха позднего барокко ознаменовалась переходом центра духовной жизни Европы во Францию.

    Следующий этап истории культуры Италии связан со стилем рококо. Итальянцы принимали активное участие в зарождении и развитии этого течения. Для рококо характерны роскошь и желание испытывать наслаждения каждый миг. Поэтому дворцы этого периода имели роскошные интерьеры, дамы одевались в пышные платья, стали использовать большое количество косметики. Именно в это время стало модным «носить» мушки на лице. Помимо создания великолепных интерьеров, течение рококо внедрилось и в тематическую живопись, портрет, архитектуру, скульптуру. Большая часть зданий была украшена скульптурными композициями и орнаментами в форме раковины. Также ему сопутствовало развитие ювелирного дела, рисования гобеленов, ткачества и производства мебели. Художники названного течения изображали на полотнах различные увеселительные мероприятия: театральные представления, праздники, влюбленные пары, персонажей из мифологии, а на портретах все лица представлены улыбающимися и счастливыми.

    Это интересно! Несмотря на праздное настроение, бытующее в искусстве Италии в эпоху рококо, в обществе существовало немало проблем, главными из которых были бедность, высокая заболеваемость жителей сифилисом и туберкулезом, а также смертность.

    После непродолжительного культурного спада Италия вновь возвращает себе статус центра культуры Европы. Это событие произошло в первой четверти XVI века и имеет прямое отношение к развитию стиля классицизм. В это время наблюдается уменьшение ценности истории – она становится обычным теоретическим идеалом и научным объектом, на первое место выходят бытовые проблемы общества. Из-за переезда многих талантливых архитекторов в европейские государства в Италии резко сократились строительные работы. Уже в конце периода позднего барокко наблюдается отхождение от чрезмерного количества пышных форм и декора в архитектуре зданий, и проскальзывает новый стиль, имеющий ряд сходств с классицизмом – неоклассицизм.

    Лучшими мастерами эпохи классицизма признаны живописцы Андреа Аппиани, Помпео Батони, Винченцо Камуччини, скульптор Антонио Канова, архитектор Луиджи Ванвителли.

    Это интересно! По сравнению с другими европейскими государствами в Италии находится не так много образцов классицизма.

    Середина XIX века для Италии ознаменовалась возникновением конфликта с Австрийской империей. Не меньшие изменения претерпело и искусство страны. Период с 1789 по 1870 год называется Рисорджименто, что в переводе означает «обновление». Возникли такие стили как Арте повера, футуризм, трансавангард, маккьяйоли, академизм, новеченто. После объединения Италии мастера из Флоренции решили создать новое творческое объединение, которое не было похоже на стили классицизм, академизм, романтизм. Так возникла новая эпоха итальянской культуры, которую относят к течению реализма и импрессионизма. Художники из флорентийского общества поставили себе цель обновить живопись, сделать ее более современной и реалистичной. Творения мастеров этого времени не содержат сюжеты из литературных произведений и мифологических рассказов.

    Не менее интересны работы скульпторов XIX века. Основная часть скульптур посвящена королю Виктору Эммануилу, известным личностям Италии: литераторам, ученым, архитекторам, живописцам (Джотто, Джузеппе Гарибальди, Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль и пр.). По мнению специалистов, большая часть работ была помпезной и маловыразительной.

    В XX веке культура Италии вновь подверглась влиянию трагических событий государственной и мировой истории, что повлекло за собой распространение разрушительных и авангардных тенденций. Культурным центром, в котором преобладал стиль авангард, являлся Париж. Также здесь творили мастера символисты, сюрреалисты, кубисты и пр. Через некоторое время все эти стили появились и в Италии. Среди самых известных итальянцев-авангардистов находятся Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра.

    В дальнейшем искусство обратилось к эпигонским и абстракционистским направлениям. В то же время возникает немало мелких художественных направлений, которые поддержали аристократы, аукционеры, буржуазные дельцы и пр. Для них такое творчество стало одним из способов получения неплохой прибыли. Мировые войны, происходившие в XX веке, стали причиной переноса культурного центра из Франции в США и Англию.

    Также хочется отметить период правления Бенито Муссолини. В 60-х годах прошлого века в городах появилось много сооружений, которые имеют разную степень ценности. Благодаря новому правительству, состоявшему из высококультурных и образованных политиков, в Италии удалось сохранить большое количество исторических и культурных памятников прошлого страны.

    Это интересно! В XX веке итальянские скульпторы продолжали творить в стиле реализм. К ярчайшим представителям этого направления относятся Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо, Эмилио Греко, Аугусто Мурер и др.

    Итальянское искусство

    Расцветом художественного величия страны считается XIV век. Именно в это время творил величайший ученик флорентийской школы искусств Джотто ди Бондоне. Он отказался от утвердившейся византийской манеры живописи и стал создавать свои шедевры в своеобразной натуралистической манере. На созданных им фресках в Ассизи, Флоренции, Равенне можно увидеть эмоциональность и естественное тепло изображенных фигур. Не менее великими последователями Джотто являются флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти и живописец Фра Анжелико.

    Следующий период итальянского искусства тесно связан с Флоренцией, т.к. именно этот город стал средоточием культуры государства. В этот период творил великий Донателло, создавший стоящую обнаженную скульптуру впервые со времени древних римлян. Архитектор Филиппо Бренеллески отличился тем, что перенес стиль Ренессанса в облик зданий, мастера Фра Филлипино Липпи и его наследник создавали картины, связанные с религиозными сюжетами. Искусство графики было развито благодаря таким мастерам как Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо.

    XV-XVI века связаны с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти. Первый мастер связал свою жизнь со многими видами деятельности, в том числе с изобразительным искусством. Его великолепные работы Мона Лиза и Тайная вечеря входят в число шедевров мировой живописи. Микеладжело Буонаротти известен как архитектор, живописец и скульптор. Именно он является автором проекта купола римского собора св. Петра, росписей потолка в Сикстинской капелле и скульптур Моисей, Давид, Пьета. Рафаэль прославился как истинный живописец эпохи Возрождения. К лучшим работам итальянского мастера относятся св. Георгий и дракон, Сикстинская Мадонна.

    В Венеции культурный «бум» наступил позже и имел другое воплощение. Мастера из этого итальянского города писали яркие полотна, на которых прослеживается кипение жизни, буйство красок и эмоциональная насыщенность. Великий венецианец Тициан первым использовал свободное творчество тонким красочным хроматизмом и открытым мазком. Вместе с Тицианом в это время творили Тинторетто, Джорджоне, Паоло Веронезе и Пальма Веккио.

    В XVII веке самым известным мастером был Джованни Лоренцо Бернини – архитектор и скульптор, создавший большое количество римских статуй и проект колоннад на площади перед римским собором св. Петра. Живопись этого времени обогатилась новыми направлениями благодаря инициативе Каррачи и Карваджо.

    В XVIII-XIX веках в Италии творили многие известные мастера, внесшие свой вклад в развитие искусства государства на Апеннинах. К ним относятся пейзажист Каналетто, художник Джованни Батиста Тьеполо, гравер Джованни Батиста Пиранези, скульптор Антонио Канова и др.

    XX век в искусстве Италии связан с творчеством сюрреалистов, футуристов, кубистов и пр. Например, художник Амадео Модильяни представил миру свое меланхоличное творение, на котором изображены обнаженные люди с интересными миндалевидными глазами и овальными вытянутыми лицами. Также искусство прошлого века тесно связано с живописцами Филиппо де Писис, Джорджо де Кирико, Карло Карра, Умберто Боччони и др. После Второй мировой войны в Италии появились художники, пишущие свои картины в стиле абстракционизм. Эмилио Ведова, Альберто Бурри и Лучо Фонтано стали родоначальниками стиля, называемого «искусством нищеты».
    Все составляющие итальянского искусства — будь то архитектура, живопись или скульптура, являются беспрецедентными творениями, вызывающими восхищение у жителей и гостей страны не одно столетие.

    Итальянская литература

    Литераторы из Италии являлись малоизвестными личностями в Европе. Дело в том, что итальянцы использовали латынь в качестве литературного языка до XIII века. Разговорный язык государства постепенно и очень медленно внедрялся в литературу. В XIII веке в Умбрии слагались стихотворения, связанные с религией, а в Палермо при дворе Фридриха II сочинялась поэзия в лучших традициях придворной любовной лирики. Основы итальянского литературного языка были заложены в Тоскане. Выдающимся поэтом того времени был Данте Агильери – флорентинец, написавший известную всему миру «Божественную комедию». Его не менее известным последователем стал Франческо Петрарка – создатель лирических сонетов и стихотворений, а также Джованни Боккаччо – автор новелл Декамерон.

    Это интересно! Латинский язык использовался в Италии вплоть до XVI века.

    В XVI веке выдающимися итальянскими поэтами были Торквато Тассо, написавший поэму «Освобожденный Иерусалим», и Лудовико Ариосто – автор поэмы «Неистовый Роланд». В XVIII веке итальянская литература вновь встретилась с жанром классическая трагедия, ярким представителем которой стал Витторио Альфьери, с течением комедия в лице Карло Гольдони и поэзией Джузеппе Парини. XIX век для Италии связан с реформами, борьбой за освобождение, изменением настроений народа. Такое состояние социума отразилось и на литературе. Поэт Джакомо Леопарди, романист и поэт Алессандро Мандзони стали основными рассказчиками этого времени. После них, уже в объединенной Италии, творил известный поэт Джозуэ Кардуччи.

    Это интересно! Джозуэ Кардуччи получил Нобелевскую премию за научную работу в изучении итальянской истории, а также за свои талантливые поэмы и стихотворения.

    В XX веке литература Италии обогатилась новыми стилями. Литераторы стали писать в традициях реализма и неореализма, авангардизма и неоавангардизма. Многие писатели создавали юмористические сатиры, исторические романы, повести о Родине и др. Наиболее известными итальянскими литераторами XX века были Луиджи Пиранделло, Джованни Гуарески, Карло Кассола, Итало Кальвино, Джузеппе Томази ди Лампедуза, Джорджо Басани, Диего Фаббри, поэт Филиппо Томмазо Маринетти и др.

    Итальянская музыка

    Музыка в Италии всегда была на высоте. Уже в IV веке, когда в церковном пении был распространен церковный стиль, итальянские музыканты были лидерами в создании и дальнейшем развитии новых разновидностей вокала. Именно в Италии был рожден мадригал – его создал друг поэта Данте Пьетро Казеллы. Не менее развитой была церковная музыка. В эпоху Возрождения творил великолепный композитор Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, создавший мотеты и мессы, используемые в соборах, храмах и церквях до сих пор.

    Кроме того, в XI веке была изобретена система нотного письма, которая предшествовала современной грамоте в музыке. В XVII веке Антонио Вивальди и Арканджело Корелли создали новый музыкальный стиль под названием кончерто гроссо.

    Также Италия подарила миру оперу. Ярчайшими представителями этого музыкального направления стали Якопо Пери и Клаудио Монтеверди. Опера являлась доминирующей формой музыки в Европе на протяжении всего столетия.

    Это интересно! Первая опера – Дафна Якопо Пери, была создана в 1594 году.

    XIX век стал для итальянской оперы периодом расцвета. В это время творили великие композиторы Винченцо Беллини, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти. Популярность оперных произведений не угасала. В лучших театрах страны («Ла Скала в Милане, «Театро дель Опера» в Риме) проходили наилучшие оперные спектакли. Великолепные сезоны оперы проводились во многих итальянских мегаполисах: Неаполе, Венеции, Турине, Палермо, Болонье, Флоренции.

    В Италии работало много талантливых оперных певцов, среди которых всем известный Лучано Паваротти, Рената Тибальди, Тито Скипа, Энрико Карузо, Джузеппе Таддеи и др.

    Итальянский кинематограф

    Стабильное развитие кинематографа в Италии началось после окончания Второй мировой войны. Именно в это время итальянское кино получило всемирное признание и возникло национальное направление под названием неореализм.

    Первыми известными кинокартинами итальянских режиссеров стали «Рим – открытый город», снятый в 1945 году Роберто Росселини, «Дорога», показанный зрителям в 1954 году и снятый режиссером Федерико Феллини. В 50-х-60-х годах прошлого века итальянское кино ощутило на себе серьезное влияние обновленного кинематографа Франции. К новым фильмам итальянских режиссеров относятся «Приключение» (1961) -режиссер Микеланджело Антониони, «Сладкая жизнь» (1960 год) режиссера Феллини и «Генерал делла Ровере», снятый в 1959 году Роберто Росселини.

    Позже в кинематографе Италии появляются жанры сатиристичекая комедия, фантастика, историческое кино. На всем протяжении XX века итальянские режиссеры, сценаристы и актеры не переставали радовать шедеврами киноискусства зрителей не только своей страны, но и всего мира.

    Помимо перечисленных выше составляющих культура Италии также включает в себя национальные традиции, религию, футбол, моду и др. Итальянцы свято чтут и оберегают свои исторические памятники, произведения искусства, культурные и семейные ценности, уважительно относятся к церкви. Побывав в Италии, вы заметите, что жители этой страны образованные и культурные люди, которым хорошо известна не только история их государства, но и самые заковыристые правила этикета.

    Опубликовано: Август 30, 2014

    Итальянское искусство и живопись

    История итальянского искусства - это искусство самой Италии во времени и пространстве. После этрусской цивилизации и особенно после Римской республики и империи, которая занимала господствующее положение в этой части мира в течение многих столетий, Италия заняла центральное место в европейском искусстве в эпоху Возрождения. Италия также демонстрировала европейское художественное господство в XVI и XVII веках благодаря художественному направлению барокко. Она восстановила свое мощное присутствие на международной художественной сцене начиная с середины XIX века благодаря таким направлениям, как маккьяйоли, футуризм, метафизика, Новеченто, спациализм, арте повера и трансавангард.

    Итальянское искусство влияло на некоторые крупные направления на протяжении столетий, благодаря ему появились многие великие творцы, в том числе художники и скульпторы. Сегодня Италия занимает важное место на международной художественной сцене, здесь расположены несколько крупных художественных галерей, музеев и выставок; значимые центры искусства этой страны включают в себя ее столицу - Рим, а также Флоренцию, Венецию, Милан, Неаполь, Турин и другие города.

    «Триумф Галатеи» Рафаэля

    Этрусское искусство

    Этрусские бронзовые фигуры и терракотовые погребальные рельефы являются примерами мощных традиций Центральной Италии, которая ослабла к тому времени, как Рим начал строительство своей империи на этом полуострове. Этрусские картины, сохранившиеся до нашего времени, - это в основном настенные фрески из захоронений, главным образом из Тарквинии. Это наиболее важный пример доримского изобразительного искусства Италии, известный ученым.

    Фрески исполнены в технике живописи поверх свежей штукатурки, это делалось для того чтобы, когда штукатурка высохнет, картина становилась частью штукатурки и неотъемлемой частью стены, помогающей ей сохраниться так хорошо (и действительно, почти вся сохранившаяся этрусская и римская живопись представлена только фресками). Цвета создавались из камней и минералов разного цвета, которые размалывали и смешивали друг с другом, мелкие кисти были сделаны из шерсти животных (даже лучшие кисти изготавливались из шерсти волов). С середины IV века до н.э. началось использование светотени для изображения глубины и объема. Иногда изображаются сцены из повседневной жизни, но чаще всего это традиционные мифологические сцены. Понятие пропорции не появляется ни в одной из сохранившихся фресок, и мы часто находим изображения животных или людей с некоторыми несоразмерными частями тела. Одна из самых известных этрусских фресок - это роспись Гробницы Львиц в Тарквинии.

    Римское искусство

    Рим при императоре Константине, фото: Campus Martius, общественное достояние

    Этруски отвечали за строительство ранних монументальных зданий Рима. Римские храмы и дома с большой точностью повторяли этрусские модели. Элементы этрусского влияния на римские храмы включали в себя подиум и акцент на фасад в ущерб остальным трем сторонам здания. Большие этрусские дома были сгруппированы вокруг центрального зала во многом так же, как и римские большие городские дома позже строились вокруг атриума. Влияние этрусской архитектуры постепенно ослабевало во времена республики из-за воздействий (особенно греческих) из других частей мира. Сама архитектура этрусков попала под влияние греков, поэтому, когда римляне переняли греческие стили, они не стали чужеродными для их культуры. Во времена республики, вероятно, происходило постоянное освоение архитектурных веяний в основном из эллинистического мира, но после падения Сиракуз в 211 г. до н.э. греческие произведения искусства хлынули в Рим. Во II веке до нашей эры поток этих работ и, что более важно, греческих мастеров, продолжил поступать в Рим, оказав решающее влияние на развитие римской архитектуры. К концу республики, когда Витрувий написал свой ​​научный труд по архитектуре, греческая теория архитектуры и примеры архитектурных работ преобладали над всем остальным.

    По мере расширения империи римская архитектура распространилась на большие площади, она использовалась при создании как общественных зданий, так и некоторых крупных частных построек. Во многих областях элементы стиля, особенно украшения, попали под влияние местных вкусов, но архитектура оставалась узнаваемо римской. Стили местной архитектуры в той или иной степени попали под влияние римской архитектуры, и во многих регионах римские и местные элементы обнаруживаются в сочетании в одном здании.

    К I веку нашей эры Рим стал крупнейшим и самым развитым городом во всем мире. Древние римляне придумали новые технологии для улучшения систем санитарного контроля города, дорог и зданий. Они разработали систему акведуков, доставлявших в город по трубам пресную воду, и построили канализацию, удалявшую отходы города. Самые богатые римляне жили в больших домах с садами. Большая часть населения, однако, жила в многоквартирных домах из камня, бетона или известняка. Римляне разработали новые технологии и использовали такие материалы, как, например, вулканическую почву из Поццуоли - деревни недалеко от Неаполя, - чтобы сделать свой цемент крепче и прочнее. Этот цемент позволил им строить большие бетонные многоквартирные дома, называемые инсулами.

    Статуя, известная как «Август из Прима-Порта, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

    Настенные рисунки украшали дома богачей. На картинах часто изображались садовые пейзажи, события из греческой и римской мифологии, исторические сцены или сцены из повседневной жизни. Римляне украшали полы мозаикой - рисунками или узорами, созданными из небольших цветных плиток. Богато расцвеченные картины и мозаики помогали сделать комнаты римских домов визуально больше и ярче, а также выставить напоказ богатство владельца.

    В христианскую эпоху поздней империи, в 350-500 гг. н.э., процветала настенная роспись, мозаичные украшения потолков и полов и погребальные скульптуры, в то время как полноразмерная скульптура для кругового обзора и живописные панно постепенно исчезали, скорее всего, по религиозным причинам. Когда Константин перенес столицу империи в Византию (переименованную в Константинополь), на римское искусство начали оказывать влияние восточные веяния, дав рождение византийскому стилю поздней империи. Когда в V веке Рим был разорен, ремесленники переехали в и нашли работу в Восточной столице. Над созданием церкви Святой Софии в Константинополе трудились почти 10 000 рабочих и ремесленников, это был финальный аккорд римского искусства при императоре Юстиниане I, который также распорядился создать знаменитые мозаики Равенны.

    Средневековое искусство

    На протяжении всего средневековья итальянское искусство главным образом включало в себя архитектурные украшения (фрески и мозаики). Византийское искусство в Италии представляло собой очень формальное и изысканное декорирование со стандартизированной каллиграфией и поражающим использованием цвета и золота. До XIII века искусство в Италии было почти полностью региональным, оно попадало под влияние внешних европейских и восточных течений. После прим. 1250 г. искусство различных регионов выработало общие характеристики, поэтому наблюдалось определенное единство и глубокая оригинальность.

    Византийское искусство


    После падения своей западной столицы Римская империя просуществовала еще 1000 лет под руководством Константинополя. Византийские мастера были задействованы в важных проектах по всей Италии, и византийские стили в живописи наблюдаются вплоть до XIV века.

    Готическое искусство

    Готический период знаменует собой переход от средневекового искусства к Возрождению, он характеризуется стилями и взглядами, развивавшимися под влиянием доминиканского и францисканского монашеских орденов, основанных святым Домиником и святым Франциском Ассизским соответственно.

    Это было время религиозных споров внутри церкви. Ордена францисканцев и доминиканцев были основаны как попытка решить эти споры и вернуть католическую церковь обратно к основам. Ранние годы францисканцев особенно запомнились милосердием святого Франциска, а доминиканцев помнят как орден, на котором лежит наибольшая ответственность за возникновение инквизиции.

    Готическая архитектура зародилась в северной Европе и распространилась на юг в Италию.

    Искусство эпохи Возрождения

    В средние века художники и скульпторы пытались придать своим работам религиозный характер. Они хотели, чтобы зрители сосредоточились на глубоком религиозном смысле их картин и скульптур. Но художники и скульпторы эпохи Возрождения, как и писатели этой эпохи, стремились изображать людей и природу реалистично. Средневековые архитекторы проектировали огромные соборы для того, чтобы подчеркнуть величие Бога и смирить дух человеческий. Архитекторы эпохи Возрождения проектировали здания, пропорции которых были основаны на пропорциях человеческого тела, а их украшения имитировали древние узоры.

    Искусство 1300-х и начала 1400-х годов

    В начале 1300-х годов флорентийский художник Джотто стал первым художником, изобразившим природу реалистично. Он создал великолепные фрески (живопись по сырой штукатурке) для церквей в Ассизи, Флоренции, Падуе и Риме. Джотто предпринял попытку создать реалистичные фигуры, демонстрирующие реальные эмоции. Он изображал многих своих персонажей в реальных условиях.

    Замечательная группа флорентийских архитекторов, художников и скульпторов создавала свои работы в начале 1400-х годов. Среди них были художник Мазаччо, скульптор Донателло и архитектор Филиппо Брунеллески.

    Лучшей работой Мазаччо была серия фресок, которую он создал приблизительно в 1427 г. в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Эти фрески реалистично демонстрируют библейские сцены эмоциональной напряженности. В этих работах Мазаччо использовал систему Брунеллески для создания линейной перспективы.

    Донателло в своих скульптурах пытался изобразить достоинство человеческого тела с реалистичными и часто драматическими подробностями. Его шедевры включают в себя три статуи библейского героя Давида. В версии, завершенной в 1430-е гг., Давид Донателло изображен как изящный, обнаженной юноша, показанный через мгновения после того, как он убил великана Голиафа. Работа, высота которой составляет около 5 футов (1,5 метров), была первой крупной свободно стоящей скульптурой обнаженного человека, созданной в западном искусстве со времен античности.

    Брунеллески был первым архитектором эпохи Возрождения, возродившим древний римский стиль архитектуры. В своих проектах он использовал арки, колонны и другие элементы классической архитектуры. Одним из его самых известных зданий является красиво и гармонично выстроенная капелла Пацци во Флоренции. Эта часовня, строительство которой началось в 1442 г. и завершилось около 1465 г., была одним из первых зданий, построенных в новом стиле эпохи Возрождения. Брунеллески был также первым творцом эпохи Возрождения, освоившим линейную перспективу - математическую систему, с помощью которой художники могли демонстрировать пространство и глубину на плоской поверхности.

    Искусство конца 1400-х и начала 1500-х годов

    Выдающимися представителями искусства конца 1400-х и начала 1500-х годов были три мастера. Это были Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи.

    Микеланджело был выдающимся живописцем, архитектором и поэтом. Кроме того, он был назван величайшим скульптором в истории. Микеланджело был мастером изображения человеческого тела. Например, его знаменитая статуя вождя израильского народа Моисея (1516 г.) производит чрезвычайное впечатление физической и духовной мощи. Эти качества также проявляются во фресках на библейские и классические сюжеты, которые Микеланджело написал на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Эти фрески, написанные с 1508 по 1512 годы, принадлежат к числу величайших произведений искусства эпохи Возрождения.

    «Давид» Микеланджело

    Палаццо Питти

    Галерея Академии изящных искусств

    Национальный музей Барджелло

    Национальный музей Сан Марко

    Национальный археологический музей Флоренции

    Музей Опера-дель-Дуомо

    Палаццо Веккьо

    Музей Орсанмикеле

    Мастерская обработки самоцветов

    Палаццо Россо

    Палаццо Бьянко

    Палаццо Реале

    Пинакотека Брера

    Музей Польди-Пеццоли

    Замок Сфорца

    Пинакотека Амброзиана

    Национальный археологический музей Неаполя

    Городской музей Падуи

    Г. Палермо

    Палаццо Абателлис

    Национальная галерея Пармы

    Фонд Маньяни-Рокка

    Г. Перуджа

    Национальный музей Умбрии

    Национальный музей Сан Маттео

    Городской музей Прато

    Музей Кафедрального собора

    Г. Реджо-ди-Калабрия

    Национальный музей Великой Греции

    Капитолийские музеи

    Центр Монтемартини

    Национальный римский музей

    Галерея Дориа-Памфили

    Палаццо Барберини

    Палаццо Корсини

    Национальный музей этрусков

    Замок Святого Ангела (Кастель Сант-Анджело)

    Галерея Спада

    Национальная пинакотека Сиены

    Палаццо Публико

    Музей Сиенского собора (Музей произведений Дуомо)

    Галерея Сабауда

    Палаццо Реале (Королевский дворец)

    Палаццо Мадама

    Г. Урбино

    Национальная галерея Марке

    Г. Венеция

    Галерея Академии

    Ка" д"Оро

    Скуола Сан-Рокко

    Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони

    Некоторые жемчужины итальянского искусства

    «Буря» Джорджоне

    Собрание итальянской живописи — один из наиболее значимых разделов картинной галереи музея: оно насчитывает свыше пятисот пятидесяти произведений и хронологически охватывает весь период развития одной из ведущих европейских школ живописи. Из них в постоянной экспозиции представлено не более двухсот, а те, что хранятся в запасниках музея, остаются мало известными, как широкой публике, так и специалистам.

    Итальянской живописи принадлежит особое место в истории Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поскольку именно с нее начиналось формирование его картинной галереи. Основатель музея Иван Владимирович Цветаев, задумавший создать при Московском университете музей слепков с произведений классической скульптуры, еще до его открытия пришел к выводу о необходимости включения в экспозицию оригиналов, в первую очередь живописи. Окончательный перелом в его взглядах произошел в конце 1900-х годов, когда музею были предложены ценные собрания подлинных произведений. Среди них состоящая из уникальных памятников итальянской живописи XIV-XV веков коллекция дипломата М.С. Щекина, положившая начало собранию живописи. В 1924 году картинная галерея музея обрела статус самостоятельного раздела.

    Раннеитальянская живопись, VIII-XIV вв.

    В эпоху Средневековья живопись Италии развивалась в тесном контакте с искусством Византии, однако постепенно, со второй половины XIII века, здесь формируется искусство нового типа, по отношению к которому нередко используют термин «проторенессанс», то есть «предвозрождение».

    С византийскими традициями связаны три фрагмента мозаик, некогда украшавших старую базилику Св. Петра в Риме, а также две монументальные иконы второй половины XIII века, выполненные в мастерских Флоренции и Пизы.

    В XIV столетии происходил процесс формирования итальянской живописи как глубоко национального по своей природе художественного явления. Формируются основные местные школы, прежде всего флорентийская и венецианская, которые сохранят за собой лидирующее положение и в последующие века. Сиенская школа - одна из ведущих в XIV веке, представлена в собрании музея особенно разнообразно. Подписное «Распятие» Сеньи ди Бонавентуры, помощника великого Дуччо, принадлежит к числу выдающихся памятников, как и створки с изображением Марии Магдалины и Св. Августина, части не сохранившейся алтарной композиции, исполненные Симоне Мартини, выдающимся мастером первой половины XIV века.

    Итальянская живопись эпохи Возрождения, XV-XVI вв.

    Живопись Италии XV - начала XVI века знакомит с эпохой становления и расцвета искусства Возрождения. Идейной основой итальянской культуры эпохи Возрождения был гуманизм, а одной из его важнейших составляющих - открытие и глубокое творческое освоение античного наследия. Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. В своих произведениях художники отображали окружающий мир, опираясь на научные достижения, они разрабатывали основы линейной перспективы, изучали анатомию человека и законы освещения.

    Ведущим культурным центром в период Раннего Возрождения (XV век) была Флоренция. Сандро Боттичелли, одному из видных мастеров того времени, принадлежит полное внутренней взволнованности «Благовещение», относящееся к позднему периоду его творчества.

    Высокое представление о человеке нашло воплощение в картине «Портрет юноши в образе святого Себастьяна» Больтраффио, одного из миланских учеников Леонардо да Винчи.

    В эпоху Возрождения блестящий расцвет переживает венецианская школа, представленная в собрании музея работами Якопо Пальмы Старшего, Тициана, Париса Бордоне, Савольдо, Веронезе, Якопо Пальмы Младшего и других.

    Итальянская живопись XVII-XVIII веков

    Около 1600 года в Риме сформировались два направления - караваджизм и академизм, во многом определившие дальнейшее развитие не только итальянской, но и всей европейской живописи последующего времени. Караваджо и его последователи в качестве главного принципа провозгласили обращение к реальной действительности, в то время, как представители болонского академизма во главе с братьями Карраччи утверждали незыблемость канонов классического искусства, обогащенного практикой натурного рисунка.

    Ярким примером караваджизма может служить картина «Коронование терниями» Томмазо Салини, а также «Продавец фруктов» круга Бартоломео Манфреди.

    Болонский академизм представлен в собрании музея работами ведущих представителей этого направления - Гвидо Рени, Симоне Кантарини, Гверчино, Луки Феррари и других мастеров.

    В Северной Италии, где живопись развивалась своим путем, работали Бернардо Строцци и Доменико Фетти.

    XVII столетие в искусстве Италии принято называть эпохой барокко. Ее яркими выразителями были римлянин Пьетро да Кортона и неаполитанец Лука Джордано. Стиль барокко дал мощный импульс для расцвета пейзажа, натюрморта, жанровой картины.

    Новаторские тенденции в живописи рубежа XVII-XVIII веков особенно ярко выразили Джузеппе Мария Креспи и Алессандро Маньяско.

    Последний яккий период в развитии итальянского искусства связан с Венецией, выдвинувшей в XVIII веке целую плеяду блестящих живописцев, таких, как Джамбаттиста Тьеполо, Себастьяно Риччи, Крозато, Питтони, Каналетто, Беллотто, Франческо Гварди.

    Итальянская живопись XIX-XX веков

    В этот период Италия утратила свое лидирующее положение в европейском изобразительном искусстве и архитектуре, которое она сохраняла на протяжении четырех столетий.

    Открывает данный раздел картина «Наполеон на троне» знаменитого миланского неоклассициста Андреа Аппиани. В жанре городского пейзажа работали Джованни Мильяра и Ипполито Каффи. Большой интерес представляет группа картин Джачинто Джиганте, известного мастера неаполитанского пейзажа, приобретенных музеем, начиная с середины 1980-х годов.

    Программа курса "История итальянского искусства" во Флоренции

    • Введение;
    • Хронология основных исторических этапов, Римский период;
    • XIII век:
      Архитектура: французская готика в Италии;
      Итальянская готика;
      Скульптура, от Никола Пизано до Арнольфо ди Камбио;
    • Архитектурные и городские изменения в период между XIII и XIV веками;
    • Флоренция и Сиена в XIV веке:
      Чимабуэ и Дуччо;
      Джотто;
      Симоне Мартини и братья Лоренцетти;
    • Флоренция во второй половине века;
      Следы международной готики.
    • Брунеллески и революция перспективы:
      Три отца итальянского Возрождения: Брунеллески, Донателло, Мазаччо;
    • Раннее Возрождение:
      Флоренция в первой половине XV века;
    • Флоренция во второй половине XV века:
      Люди искусства при дворе Лоренцо Великолепного, Боттичелли;
    • Леонардо да Винчи
    • Рафаэлло и Микеланджело

    Программа курса "История итальянского искусства" в Милане

    Программа курса "История итальянского искусства" в Милане

    Программа курса состоит из двух частей:

    • Теоретические уроки, знакомящие студентов с историей Италии и историей итальянского искусства, с акцентом на периодах, относящихся к истории Милана;
    • Уроки на открытом воздухе, организуемые в финальной части курса. Цель этих уроков - углубленное изучение разделов курса, особенно заинтересовавших студентов; посещение культурных достопримечательностей Милана

    Во время уроков используются аудио- и видеоматериалы. Периоды искусства, основные характеристики и ключевые произведения искусства (живопись, скульптура, архитектурные сооружения и т.д.). Учебные материалы дополняют иллюстрации, видеоролики, аудиозаписи и другие материалы.

    Пример программы :

    • От кельтских племен до Римской империи: первые культские поселение и приход римлян. Археологические находки эпохи Древнего Рима; анализ первых городских центров. Анализ трех архитектурных стилей на примере базилики Сан Лоренцо;
    • От раннехристианского Милана до основания муниципалитета: святой Амвросий, христианская культуры и нашествие лонгобардов. Базилика святого Симпличиано и святого Амвросия: анализ и характеристика романского стиля;
    • Средневековый Милан и синьория Висконти: хронология генеалогического дерева династии Висконти;
    • Милан и его средневековые достопримечательности, такие как Пьяцца дей Мерканти и базилика святого Эусторджио;
    • Общие характеристики готической архитектуры и готические памятники Милана, такие как Пьяцца Сан Марко и Дуомо;
    • Династия Сфорца и Возрождение: двор Сфорца и замок Сфорца.
      Анализ и характеристики начала эпохи Возрождения во Флоренции. Возрождение в Милане на примере анализа творчества миланских архитекторов, скульптуров, художников, среди которых - Филарете и Браманте, а также архитектурных достопримечательностей, таких церковь Санта Мария делле Грацие, Санта Мария и Сан Сатиро;
    • Леонардо да Винчи: его жизнь и работы, период жизни в Милане: история и анализ картины "Тайная вечеря", уникального шедевра великого мастера;
    • Испанское влияние: период маньеризма, художники Караваджио, Карраччи и Рубенс.
      Анализ и характеристика архитектуры барокко: церковь святого Алессандро, Палаццо Парино, Палаццо дель Сенато, дом Оменони и Палаццо Дурини;
    • Французское и австрийское влияние: Мария Тереза Австрийская и реформа Наполеона Бонапарта;
    • Неоклассическая архитектура: Палаццо ди Брера, Палаццо Реале, театр Ла Скала, Форо Бонапарте, парк Семпионе, вилла Реале, Арка Мира;
    • Восстановление, Возрождение, Королевство Италия: австрийское восстановление и война за независимости Италии, эпоха Гарибальди;
    • Индустриальная революция. Анализ эклектики: Монументальное кладбище, галерея Виктора Эммануила;
    • Фашизм и рационализм: Муссолини и фашистская архитектура в Милане (Пьячентини). Стиль либерти.
      Анализ основных характеристик рационализма. Муцио и Джо Понти: Стационе Чентрале (центральный вокзал), Пьяцца Сан Бабила, Палаццо ди Джустиция (Дворец Правосудия)

    Программа курса "История итальянского искусства" в Риме

    Программа курса "История итальянского искусства" в Риме

    Знакомство с Римом, Вечным городом:

    Древний Рим:
    - Римский форум (Foro Romano);
    - Палатин (Palatino);
    - Императорские форумы;
    - Колизей;
    - Капитолий

    Средневековый Рим:
    - Трастевере;
    - Санта Мария ин Трастевере;
    - Базилика Санта Чечилия;
    - Санта Мария ин Космедин и "Уста Истины";
    - Сан Клементе

    Ватикан:
    - Сан Пьетро;
    - Пьяцца Сан Пьетро;
    - Ватиканские музеи

    Барокко:
    - Джан Лоренцо Бернини - Пьяцца Навона, Обелиск слон, Санта Мария сопра Минерва;
    - Франческо Борромини - Св. Иво алла Сапиенца;
    - Микеланджело Меризи да Караваджо - Сан Луиджи дей Франчези, Сант Агостино и Санта Мария дель Пополо;
    - Галерея Боргезе

    Рационализм римского квартала:
    - EUR

    Современный Рим:
    - Ara Pacis;
    - Аудиториум

    Каникулы в Риме - это увлекательное знакомство с историей и искусством Вечного города, огромное разнообразие культурных достопримечательностей и интересных мест.

    Наш курс истории искусства в Риме - это отличная возможность узнать город, делая множество исторических и культурных открытий. Программа курса начинается обзором классической эпохи, изучая творчество античных писателей и достопримечательности, дошедшие до нашего времени.
    Следующий этап - христианство, первый период интенсивного развития города: изучение произведений религиозного искусства в местных церквях и при монастырях.
    Участники курса смогут оценить выдающиеся шедевры эпохи барокко и рококо, украшающие городские площади и улицы.
    Финальная часть курса будет посвещена произведениям искусства и архитектуры после 1870 года, когда Рим стал столицей Италии.

    Курс по истории искусства в Риме включает уроки в классе, а также экскурсии по городу. Программа составлена как целая серия увлекательных путешествий с главной целью - знакомство с чудесами и достопримечательностями Рима.

    Первая часть курса проводится в классе: занятия с использованием текстов, иллюстраций и карт, знакомящие с историей Рима.

    Рим, Имперское прошлое: в этой части курса рассматриваются достопримечательности классического периода, такие как Римский форум, Колизей и Пантеон, иллюстритирующие политическую и культурную эволюцию Рима от периода Империи до Республики.

    Раннехристианский и средневековый Рим (IV - III века): церкви и монастыри, ставшие визуальным воплощением христианской религии, архитектура, мозаики, фрески и росписи алтарной части, сделанные такими художниками как Каваллини, Торрити, Русути и другие.

    Рим эпохи Возрождения (XV и XVI века): шедевры Микеланджело, Рафаэлло и Браманте, посещение церквей и дворцов, где они хранятся (например, базилика Ватикана и вилла Фарнезина, а также новых городских районов той эпохи, таких как пьяцца Кампидольо и виа Джулия.

    Рим эпохи барокко (XVII и XVIII века): триумф фантазии фонтанов, дворцы и церкви, возведенные Бернини и Борромини и их последователей, пьяцца Навона, пьяцца Квиринале и пьяцца ди Спанья (площадь Испании).

    Рим - столица (1870) и Рим при фашизме: анализ периода, когда Рим преобразился в современную столицу с просторными улицами и площадями. Позже, при Муссолини, Рим снова вернул свою центральную роль символа классической культуры: подтверждение этому вы найдете при изучении района EUR и Форо Италико.

    Программа курса "История итальянского искусства" в Сиене

    Программа курса "История итальянского искусства" в Сиене

    Студентов ждет увлекательное путешествие в мир классического искусства и знакомство с творчеством выдающихся итальянских художников, скульпторов, архитекторов, которые жили и творили в Сиене, жемчужине Тосканы, где и сегодня бережно хранят многочисленные шедевры.
    Уроки в классе дополняются прогулками по городу и экскурсиями

    Программа курса:

    Средние века
    Романтическая и готическая культура. Влияние Франции и Северной Европы. Архитектура религиозная и светская: Флоренция, Сиена, Пиза, Венеция.
    Церкви и здания муниципалитетов. Местные примеры аббатств, таких как Св. Антимо и Св. Гальгано.
    Никола и Джованни Пизано, кафедры проповедников в Пизе, Сиене, Пистойя: от античности до готики. Чимабуэ, Джотто, Дуччо и техника фрески. Базилика святого Франческо в Ассизи.

    Сиенская живопись XVI века
    Период после Дуччо: Симоне Мартини, братья Лоренцетти и период флорентийского Возрождения.
    Важность сиенской школы живописи в Италии.

    Возрождение
    Флоренция, XV век. Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, браться делла Роббья. Грандиозные сооружения Баптистерия и Дуомо. Освоение перспективы и артистическая жизнь в городах Европы. . La padronanza della prospettiva e la direzione artistica della città in Europa. Итальянские суды.

    Примеры произведений искусства эпохи Возрождения
    Италия: Мантова, Урбино, Милан, Пьенца
    Влияние на исскусство римского папы и меценатов. Растущая известность художников, скульпторов, архитекторов.
    Новые техники: холст, масло, оттиск. Гении Микеланджело, Рафаэлло, Леогнардо, Тициана.
    Античность и природа как источник вдохновения.

    Маньеризм
    Кризис XVII века в архитектуре, скульптуре и живописи. Джорджио Вазари, Понтормо, Доменико Беккафуми, Джамболонья.