Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Африканский орнамент: стилевые особенности, символика. Орнамент первобытных народов

Африканский орнамент: стилевые особенности, символика. Орнамент первобытных народов

Искусство народов Африки имеет долгую и сложную, почти еще не изученную историю.

Африканское искусство -- объединённое название культурной деятельности различных этносов, проживающих на африканском континенте.

Собственно африканское изобразительное искусство, преимущественно скульптура, -- есть искусство Западной и Центральной Африки. Главные центры развития искусства народов Африки находятся в западной ее части: Верхней Гвинее, бассейне реки Нигер, в Конго и в Анголе. Именно здесь достигло наивысшего расцвета художественное творчество народов Африки: скульптура, живопись и архитектура.

По мнению некоторых исследователей, для большинства продуктов "африканской культуры" свойственны общие черты:

Ш в центре внимания находится человеческая фигура.

Ш абстракция доминирует над реалистичностью.

Ш главная форма -- скульптура. Из этого следует еще одна особенность: доминирование трёхмерного пространства над двумерным.

Ш сильный, драматический экспрессионизм, отсутствие натурализма и острые, угловатые формы.

Распространённость своего рода акционизма, в котором используются предметы искусства. Тем самым предметы искусства из статичных превращаются в "движущиеся" (таковой может выступать маска, используемая во время церемонии).

Нелинейное масштабирование (искажённые пропорции), которое Леопольд Седар Сенгор называл "динамической симметрией".

Африканская пластика включает в себя маски и статуэтки, используемые в ритуальных целях. В целом маски можно разделить на две основные группы:

Маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты. Они изображали умерших родственников и их использовали в погребальных обрядах или во время празднеств.

Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя. Их надевали члены тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Так человек в маске давал временное пристанище духу, которого эта маска изображала.

Африканские статуэтки, в большинстве случаев, изображают умершего человека, являясь вместилищем его души, или животное, которое было связанно с тотемным предком этноса, как например, распространенная статуэтка антилопы у народа бамана в Мали.

Культуры Африканского континента внесли значительный вклад в копилку мировой культуры. Прежде всего в контекст европейской культуры органически вошел джаз, рожденный на основе африканских традиций.

Появление в Европе африканской пластики имело наибольшее значение для мировой художественной пластики. Эхо культуры Черной Африки можно обнаружить в творчестве таких крупных художников XX в., как М. Вламинк, А. Дерен, Г. Матисс и прежде всего П. Инкассо. Последнему удалось сочетать двухмерную перспективу, принятую в западной живописи, с третьим измерением, представленным в формах африканской скульптуры.

Именно это сочетание привело к кубизму. Кубистскими формами африканской скульптуры прониклись художники наиболее авангардистских группировок и кубизм вошел в историю мировой культуры как одно из интереснейших художественных направлений.

Африканская скульптура явилась также источником вдохновения для творчества представителей немецкого экспрессионизма -- Э. Нольде, Э. Хирх-нера и др. Способность к синтезу, которая характеризует искусство Черной Африки, до сих пор является одним из направлений художественных поисков мировой культуры.

Часто говоря об искусстве Африки имеют в виду лишь красочные и колоритные африканские маски. Однако африканское искусство - это не только маски, а нечто гораздо большее. И сегодня речь пойдет о памятной скульптуре.

На протяжении веков к югу от Сахары художники Африки увековечили для потомков многих выдающихся личностей своего общества в удивительно разнообразном репертуаре региональных скульптурных идиом натуралистичных и абстрактных. Изначально такие скульптурные изображения (скульптурные портреты) служили социальными ориентирами для следующих поколений и чтобы те помнили о своих предках. Однако африканское искусство вместе с тем нельзя рассматривать как временную абстракцию архетипов общества. На чисто формальном уровне функция архетипа вовсе не очевидна. Вместо этого мы вполне можем проследить связь африканского творчества с реальными историческими событиями, которые имели место быть в свое время на континенте. На этом уровне африканское искусство имеет особую значимость.

Маска "Королевы-матери". Нигерия, Бенин. Слоновая кость, железо, медь.

Эта маска из слоновой кости является одной из двух идентичных работ, одна из которых находится в Британском музее. Хотя образы женщин редко встречаются в художественной традиции Бенина, эти две маски стали символом наследия династии, которая продолжается и по сей день. Маску изготовили, как полагают, в начале 16 века для короля в честь его матери.

В Бенине слоновая кость связана с белым цветом и богом моря Олокуном, служит символом ритуальной чистоты.

Маска является чувственным идеализированным портретом. Работа учитывает изображаемый предмет и потому мы видим мягко смоделированные особенности лица и многочисленные детали, такие как полосы на лбу и коралловые бусы ниже подбородка, где мы видим ряд стилизованных змееголовов.

Голова Оба. Нигерия, Бенин. Бронза.

Лидеры королевства Бенин в современной Нигерии ведут свое происхождение от правящей династии, которая началась в 14 веке. Звание "Оба", или король, передается на первенца каждого последующего короля. Первая обязанность каждого нового короля - отлить в бронзе портрет своего отца и поставить на алтарь во дворце. Алтарь занимает важное место в дворцовых ритуалах и понимается как соединение дел нынешнего короля с делами своих предков.

Идеализированный натурализм этой работы изображает короля в расцвете сил. Головной убор - это стилизация расшитого бисером наряда, как и воротник.

Погребальная голова. Гана. Культура Акан. Терракота.

Начиная со второй половины 16 века традиции терракотовой портретной скульптуры играли важную роль в погребальных обрядах и увековечивали память о мертвых. В то время это было прерогативой лишь знати и королевской семьи. Подобные погребальные головы имеют очень большое стилистическое многообразие. Их размеры варьируются от семи сантиметров до натуральной величины, а также бывают как полыми, так и цельными, округлыми и угловатыми.

Оба с жертвенными животными из алтаря Эзомо. Нигерия, Бенин. Бронза.

Предметы такого рода делались из терракоты, дерева или бронзы в зависимости от статуса человека, которому они посвящены. Скульптура является частью композиции. Обычно они однотипные и рассказ об одной похожей работе в описании следующего изображения.

Алтарь Эзомо Эхенуа. Нигерия, Бенин. Бронза.

Алтарь изображает важный исторический момент, связанный с правлением Акензуа Первого. В начале 18 века мятежный военначальник бросил вызов правлению Акензуа и угрожал стабильности и единству королевства. Эхенуа и несколько его военначальников играли центральную роль в наведении порядка. В знак признательности, в честь героических заслуг Эхенуа была создана эта скульптурная композиция. Художник здесь использовал разномасштабные фигуры для обозначения относительного статуса людей, изображенных на фризе. На вершине сам Эхенуа в боевых доспехах, держащий в руках военные трофеи. Вокруг него группа миниатюрных солдат, слуги и священники. На фризе изображены два ряда солдат, среди которых можно заметить и португальцев, что явно свидетельствует о степени, с которой европейские державы были заняты поддержкой правительства Бенина в то время.

Памятная фигурка придворого музыканта. Кот-д"Ивуар. Терракота.

Эта глиняная фигурка придворного музыканта была создана, чтобы сопровождать погребальный скульптурный портрет правителя Акан. Когда правитель умер, его портрет был привезен на кладбище и остался там среди портретов предыдущих поколений вождей и правителей. Скульптуры придворных, подобные этой, также оставлялись возле захоронения, чтобы утешить и поддержать умершего в загробной жизни. Необычного вида головной убор указывает на особый статус придворного музыканта. Полосатая шея предполагает здоровье и благополучие, в то время как следы на щеках, на лбу и на висках указывают на этническую принадлежность. Руки фигурки прижимают к губам флейту. Работа несмотря на достаточно примитивный вид весьма выразительна, в чем можно убедиться по специфическому наклону головы и прищуренным глазам: все говорит о том, что музыкант полностью поглощен игрой на флейте.

Памятная голова. Гана. Терракота с фрагментами кварца.

Эта элегантная терракотовая голова является памятным портретом. Идеализированное представление, спокойное выражение, сбалансированная композиция призвана воплощать положительные качества правителей. Созданные посмертно, изображения королей, подобные этому, размещались на кладбищах среди портретов предыдущих правителей. Как правило каждый портрет сопровождали изображения его слуг, которые утешали покойного после смерти. Вместе они создавали целые скульптурные комплексы, хранящие память об уважаемых людях. Традиция изготовления таких скульптур восходит по крайней мере к 17 веку. и имеет множество стилистических особенностей. Данная скульптура, к примеру, имеет более натуралистические черты лица, тогда как некоторые другие используют сильно стилизованные формы. Хотя основное внимание в подобной скульптуре уделяется только голове и шее, есть множество других портретов, которые изображают человека в полный рост и даже в динамике.

Тэг: Изобразительное искусство

Традиции и древние царства

Искусство Тропической Африки состоит из множества само­стоятельных художественных куль­тур племен и общин. Как правило, племена и народы Африки не пере­секались друг с другом, а потому их культуры развивались обособ­ленно. В силу географических, кли­матических и исторических усло­вий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся ан­тичным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным. Европейцы познакомились с искусством Тро­пической Африки сравнительно поздно, в конце XIX в. Многие от­крытия были сделаны лишь за по­следние годы. Однако и сейчас не­возможно полностью воссоздать историю африканского искусства: в пей слишком много пробелов и загадок.

Исследователи Африки и раньше знали о существовании доисториче­ских росписей в Сахаре, но широкую известность они получили только после экспедиции французского уче­ного А. Лота, который в 1957 г. при­вез в Париж свыше 800 цветных ко­пий, выполненных с подлинных дои­сторических фресок, находящихся и одном из горных массивов Цен­тральной Сахары - Тассилин-Аджере. В настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Первые большие африканские го­рода возникли в Западной Африке. Царства Гана, Мали, Сонгай и Бенин торговали золотом с мусульма­нами, завоевавшими Северную Аф­рику. Восточнее находилось царст­во Мэроэ (ныне Судан), южнее вы­сились мощные каменные стены крепости Большого Зимбабве. Ле­гендарные царства, отделенные от остального мира огромной и бес­плодной пустыней Сахара, возника­ли и исчезали, оставляя после себя уникальные памятники культуры. В ходе многочисленных археологи­ческих исследований стало ясно, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Особого упоминания заслуживает открытие культуры нок (Нигерия), известной своими терракотовыми статуэтками, бронзовой цивилиза­ции народа сао в районе озера Чад.

Исключительное значение имело открытие на территории, населен­ной народностью йоруба культуры ифе , восходящей к XI1-XIV вв. и создавшей необычайно высокое по своему уровню искусство, а также исследование удивительного искус­ства лесного царства Бенин.

АРАБСКИЕ КУПЦЫ И ИСЛАМ

Привлеченные несметными богатст­вами - золотом, медью, слоновой ко­стью - арабские купцы установили торговые связи с Восточной Афри­кой, способствуя процветанию горо­дов, располагавшихся на современ­ном побережье Кении и Танзании. Арабы принесли с собой ислам, ко­торый был воспринят племенами, говорящими на языке банту. Слияние двух культур породило третью - суахили.

Ислам пользовался большим влиянием и на территории современных Судана и Нигерии. Правители Мали, империи сложившейся примерно в VIII в. в верховьях рек Сенегал и Нигер, объявили его государственно религией. Большая мечеть в Дженне, главном городе Мали, свидетельствует об авторитете новой религии. Построенная из глины, она мало напоминает мечети Каира и Багдада. Это подтверждает тот факт, что заимствованные формы культуры изменялись под влиянием местных традиций.

ЕВРОПЕЙЦЫ В АФРИКЕ

В XV в. португальцы открыли западное побережье Африки и установилиторговые связи с племенами Нигерии и Гвинеи. Путешествие Васко да Гамы, обогнувшего Мыс Доброй На­дежды в поисках пути на Восток, расширило представление европей­це» об Африканском континенте. Но так же как арабские купцы, купцы Старого Света вели торговлю лишь с прибрежными городами. Только в XIX в., когда Промышленная рево­люция кардинально изменила мир и Европа нуждалась в сырье, евро­пейцы стали осваивать внутренние районы Африки. К 1914 г. весь кон­тинент, кроме Либерии и Эфиопии, был под контролем Европы.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ КУЛЬТУР

Обычно изучение регионального аф­риканского искусства ограничивалось произведениями, завезенными в Европу колонизаторами или тор­говцами и отвечавшими эстетиче­ским вкусам западного зрителя. До недавнего времени не возникало ин­тереса к историческим, культурным, эстетическим особенностям этих произведений: они воспринимались скорее как экзотические диковинки, чем как образцы художественной культуры. Европейцы долго не цени­ли основное качество африканского искусства - его приверженность тра­диции. Настенная живопись или росписи по дереву, рисунки на тка­нях, вышивки, изготовление поясов как особый вид художественного промысла, всякого рода орнаменты - разные по форме и назначению, объединены использованием одних и тех же материалов: дерева, слоновой кости, глины, бронзы, золота и орга­нических волокон.

БОЛЬШОЙ ЗИМБАБВЕ

Примерно в IX в. народы, жившие на широком плато между реками Замбези и Лимпопо и занимавшиеся земледелием и скотоводством, на­учились добывать золото в рудни­ках. Они начали продавать его ближайшим соседям, а к XIII в. стали вывозить золото и медь через Ин­дийский океан в Азию в обмен на разные товары. Правители, разбога­тевшие на торговле, создали процве­тающее сильное государство. В 1100-е гг. они стали возводить огороженные каменные комплексы. Около 1450 г. Большой Зимбабве достиг вершины могущества. В это время вокруг главного поселения были построены мощные стены, ко­торые наводят на мысль о фортифи­кационном характере этого комплек­са. Однако ряд деталей, особенно две глухие конические башни внутри ог­рады, фигуры птиц из мыльного камня на высоких пьедесталах, каменные монолиты, стоявшие на сте­нах, и, наконец, вся планировка по­зволяют думать о ритуальном назначении этого сооружения. Позднее люди покинули этот город, возмож­но, из-за истощения земли, которая не могла прокормить его жителей.

КУЛЬТУРА НОК

Древнейшая из известных африкан­ских культур была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были случайно найдены скульптурные портреты и фрагмен­ты фигур из обожженной глины, выполненные почти в натуральную величину. С тех пор удалось найти множество предметов культуры нок, как ее вскоре назвали. Их возраст довольно точно определили с помо­щью метода радиоуглеродного дати­рования: 1-е тысячелетие до н. э. - II в. н. э. Культура нок возникла в оседлом, земледельческом обществе. Высокий уровень художественного мастерства и техника обжига «на от­крытом огне», традиционная для создания изделий больших разме­ров, позволяют строить предположе­ния о существовании предшествующих этапом развития этой культуры, до сих пор, к сожалению, неизвестных.

Терракоты нок отличаются удиви­тельным богатством и разнообрази­ем художественных приемов, кото­рыми пользуется скульптор для при­дания максимальной выразительно­сти своему произведению. Но если звери - слоны, обезьяны, змеи - изо­бражались художниками нок в сугу­бо реалистической манере, то чело­веческие лица, возможно, из суеве­рия, были стилизованы под основ­ные геометрические фигуры (шар, цилиндр, конус). У некоторых, терракотовых голов сложные прически, что, вероятно, отражало социальную принадлежность персонажей, и глаза с глубоко высверленными зрачками. Любопытно, что уши часто расположены на затылке. Представители культуры нок были также искусны в изготовлении браслетов, ожерелий и поясов из растительных волокон с вплетением осколков кварца. По­добные изделия, вместе с инстру­ментами для их обработки, были найдены в больших количествах. Культура нок дала толчок последую­щим культурам, в том числе ифе (1100-1897), культуре бенин (1400-1897), дзоэде (1200-1300) и йоруба (1700-1900), отчасти связанным между собой, тогда как другие, такие как сао, развивались изолированно.

МАСКА. Ритуальные африканские маски - не простое про­изведение искусства. Они воплощают духов, героев или умерших предков и являются частью магического обряда с плясками и заклинаниями. Существуют мас­ки - обереги, сохраняющие силы и здоровье. В маске художник передает суть и внутреннюю энер­гию изображенного персонажа, в которого, по пове­рью, с помощью магии перевоплощается тот, кто на­девает маску. Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавли­вались долго и тщательно, безжалостно уничтожа­ются. Формы африканских ритуальных масок разнооб­разны - от крайне натуралистичных до фантастиче­ских, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями. Оригинальны устрашающие маски с встав­ными зубами, рогами, обтянутые кожей животных и с длинными волосами. Отдельные маски необычай­но выразительны из-за гротескных пропорций и пре­увеличенных деталей - огромные глаза, длинные но­сы или уши. Нередко маски украшены загадочными орнаментами. Для культуры нок характерно сочета­ние предельно геометризованных объемов масок с натурализмом отдельных деталей. Ритуальные маски изготовляются из однородных материалов - дерева, кости, металлов - или их ком­бинаций с добавлением кожи, волос, шерсти, перьев, растительных волокон, зубов, рогов, раковин, бус. Большую роль играет раскраска, чаще всего полихромная. Начало XX в. ознаменовалось внезапным и все воз­растающим интересом к африканской культуре. Ху­дожники авангарда часто обращались к образу афри­канской маски.

КУЛЬТУРА САО

До наших дней дошли легенды о за­гадочном народе сао, жившем в районе озера Чад, - гигантах, одной рукой перегораживавших реки, делав­ших луки из стволов пальм и легко переносивших на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру. И хотя археологические находки свидетельствуют, что сао обрабаты­вали и металл и глину, среди многих тысяч предметов, которые были найдены в развалинах средневеко­вых городов сао, обнаруженных в середине XX в., первое место зани­мают изделия из обожженной гли­ны. Они представлены в таком изо­билии и многообразии, что культуру сао справедливо называют «глиня­ной культурой». В городах сао из глины сооружались зернохранили­ща, строились печи, изготовлялась кухонная утварь, делались катушки и веретена для пряжи, грузила для рыбной ловли, детские игрушки и украшения. Даже мертвых хоронили в огромных глиняных урнах, самых больших из известных ныне сосудов. Бесконечно многообразная скульптура сао не поддается строгой систематизации. Все, что можно сде­лать, - это разделить ее на две груп­пы: человеческие изображения и изображения животных. Однако ли­шь такое деление не будет достаточ­но четким, так как большая часть скульптуры - это либо зооморфные человеческие изображения, либо ан­тропоморфные изображения животных. Есть и такие, в которых черты животного и человека образуют столь монолитный сплав, что их не­возможно отделить друг от друга. Кроме того, независимо от характе­ра изображения вся скульптура де­лится на головы и статуэтки, кото­рые, вероятно, почитались как изо­бражения обожествленных предков.

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ИФЕ

В начале XX в. немецкий археолог и этнограф Лео Фробениус обнаружил близ города Ифе на западе Нигерии, следы высокой материальной куль­туры многомиллионного народа йоруба. Найденные здесь бронзовые и терракотовые скульптуры не усту­пали лучшим образцам античного искусства. Время их исполнения до сих пор точно не установлено, одна ко предполагают, что расцвет искус­ства ифе относится к ХП-XIV вв. На следующем этапе, который про­должался до XVIII в., усилился от­ход от классических образцов искус­ства ифе. На смену им пришли абст­рактные формы, типичные для со­временных скульптур йоруба.

Согласно преданиям йоруба, город-государство Ифе возник на том месте, где боги спустились с небес, дабы создать землю и населить ее. Один из них, Одудува, бог моря и благополучия, был первым они (царем), и его дети создали дина­стию царей-жрецов, которые и сего­дня считаются полубогами.

Портретные скульптуры из Ифе, исполненные почти в натуральную величину, отличаются необычайном

пропорциональностью и гармонией. В них воплотился идеал человече­ской красоты, существовавший в то время. Совершенство скульптурных форм и тонкость бронзовой отливки были настолько высоки, что долгое время ученые приписывали искусст­во ифе то португальцам, то финикийцам, то этрускам, отказываясь признать его местное происхожде­ние, что позже было неоспоримо до­казано. В скульптуре ифе очень ред­ко встречается изображение челове­ка в полный рост. По большей части среди находок были головы из терракоты или металлических сплавов. К голове приставляли деревянное тело, прикрепляли бороду и усы из настоящих человеческих волос, о чем свидетельствуют специалисты проделанные отверстия вокруг губ и на подбородке. Изображение они и его приближенных было одной из самых распространенных тем в ис­кусстве ифе. Но встречаются также изображения жертвенных животных, баранов, леопардов, слонов (симво­лов власти), часто украшенных цар­ской символикой.

БРОНЗЫ ДЗОЭДЕ

Так называется группа из девяти статуэток, которые хронологически вписываются между художествен­ной традицией ифе и более поздней культурой Бенина. Они были найде­ны в двух деревнях - Джебба и Тада, но о месте их происхождения строи­лись всевозможные догадки. По ле­генде, беглый раб Дзоэде из Идаха, будто бы поднялся по течению Ни­гера, чтобы основать новое царство. Он нес с собой эти статуэтки и знаки царской власти. В Таде было найде­но семь статуэток, и среди них уди­вительная медная фигурка сидящего человека, приближающаяся по сти­листике к произведениям классиче­ского периода ифе, - вероятно, са­мая реалистическая статуэтка из всех, найденных до сих пор в Тропи­ческой Африке. Остальные скульп­туры, включая и те две, что были найдены в Джеббе, изображают вои­нов, лучников и персонажей, относи­тельно которых существуют самые различные толкования. Выполнены они в ином стиле, но совершенно очевидна их связь с характерными особенностями скульптур йоруба.

БЕНИН

Согласно легенде, искусство бронзо­вого литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило ца­рям - оба. Искусство Бенина было придворным в полном смысле этого слова. Художники обслуживали только царский двор, мастера-литей­щики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья. Во время англий­ской карательной экспедиции 1897 г. город был уничтожен и многие про­изведения искусства погибли в огне. Но и то, что сохранилось, дает яркое представление о замечательном ис­кусстве Бенина. Однако как кажет­ся, культура ифе не имела влияния на культуру Бенина, где к 15-му сто­летию сложилась своя традиция обработки дерева, глины и слоновой кости. Скорее обе культуры развива­лись параллельно и прошли схожие этапы, пока не слились воедино в на­ше время, создав традицию абст­рактной скульптуры йоруба. Кроме многочисленных скульптурных про­изведений в виде голов царей и при­торных в высоких воротниках сохранились также бронзовые релье­фы, украшавшие некогда столбы и стены дворцовых галерей. Здесь можно встретить самые разнообраз­ные сюжеты и образы - придворных в церемониальных одеждах, воору­женных воинов, сцены охоты, изо­бражения португальцев в европей­ских костюмах. Кроме бронзовой скульптуры бенинские мастера соз­давали также произведения из сло­новой кости и дерева: маски-подвес­ки, жезлы, солонки и т. д.

Культуру Бенина принято делить на три больших периода: начальный с XIV по XVI в., средний, с XVI по XVII в., и поздний, с 18-го столетия до 1897 г., когда оба был смещен анг­личанами. Эти периоды вмещают историю политического развития и упадка целой империи. Идеализиро­ванные изображения оба и царицы-матери характерны для начального периода. Для следующего периода характерны бронзовые статуэтки воинов, животных, а также металли­ческие барельефные украшения цар­ского дворца. Третий период - упадка - отмечен тенденцией к декоративности и небрежностью в испол­нении.

В целом по сравнению с искусст­вом культуры ифе искусство Бенина отличается большей условностью и меньшим мастерством пластики. Очень высок и сам ремесленный уровень обработки металла, литья, резьбы и т. д. В какой-то мере искус­ство Бенина схематичностью объе­мов, условностью пропорций, обили­ем орнамента напоминает по своему типу памятники раннего Средневе­ковья Западной Европы, в то время как произведения мастеров ифе вы­зывают скорее ассоциации с памят­никами ранней античности.

Наряду с изготовлением изделий из бронзы во всех районах Тропиче­ской Африки процветала резьба по дереву. По-видимому, деревянная скульптура существовала в Тропиче­ской Африке издавна, хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не более 150 - 200 лет (во влажном тропическом климате дерево быстро разрушается).

Деревянная скульптура может быть разделена на две большие груп­пы: скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой - это изображения различных духов, предков, иногда вождей. На домашних алтарях знатных и простых лю­дей устанавливали поминальные го­ловы предков, вырезанные из дерева. Сохранились также деревянные скульптуры, изображающие тотеми­стических предков - покровителей рода. Маски использовали во время обрядов посвящения юношей и де­вушек в члены общины, а также во время различных церемоний, празд­ников, маскарадов и т. д. У каждого африканского народа был свой ори­гинальный стиль скульптуры. Стре­мясь выделить главное, африканские мастера сильно преувеличивали раз­меры головы, в то время как осталь­ные части фигуры оставались непро­порционально маленькими. В масках нередко самым неожиданным обра­зом соединялись черты человека и животного. Во многих районах кон­тинентальной Африки искусство де­ревянной скульптуры существует и сейчас, хотя по своим художествен­ным достоинствам современная скульптура уступает работам, соз­данным в XVIII - XIX вв.

Искусство Африки внесло неоце­нимый вклад в историю мирового искусства. Отголоски культуры Черной Африки можно обнаружить в творчестве таких крупных художников XX в., как Матисс и П. Пикассо. Последнему удалось сочетать двух­мерную перспективу, принятую в западной живописи, с третьим измерением, представленным в формах африканской скульптуры. Именно это сочетание привело к кубизму.



Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Тропической и Южной Африки

Древний буйвол.
Петроглиф, горы Ксур.
Северная Сахара.
8-е тысячелетие до н. э.

Изобразительное искусство.

Древнейшими памятниками изобразительного искусства на территории Тропической Африки являются наскальные изображения - петроглифы и росписи, выполненные красками из местных минералов и растений, создавались разными народами приблизительно с 8-го тысячелетия до н. э. Открыты и изучаются со 2-й половины XIX века. Наибольшее количество наскальных изображений найдено в различных районах Сахары - Тассилин-Аджере, Тибести, Феццане, Ахаггаре, Ахенете, Эннеди, Борку, Аире, Адрар-Ифорасе. Комплексы изображений были обнаружены также на территории Анголы, Заира, Замбии, Зимбабве, Мали, Мозамбика, Намибии, Судана, Танзании, Эфиопии, ЮАР (Драконовы горы). Приблизительные датировки основываются на стилистическом и тематическом изучении перекрывающих друг друга слоев изображений, данных фауны, флоры, климата. Наиболее древние петроглифы открыты в Сахаре и Сахарском Атласе и относятся к так называемому охотничьему периоду (8-6-е тысячелетие до н. э), когда пустыня была покрыта влажными тропическими лесами (встречаются изображения слонов, носорогов, крокодилов, жирафов, достигающие огромных размеров). Рисунки животных (контурные или выбитые целиком в камне) отличаются анатомической точностью, лаконичностью рисунка, умением немногими штрихами передать их характерные черты. Особый интерес представляют глубоко высеченные монументальные контурные изображения Древнего буйвола, вымершего в начале неолитического периода. Массивная фигура животного изображается в профиль, рога в фас, передние и задние конечности сдвоены (петроглифы в горах Ксур, Северная Сахара). Кроме отдельных фигур изредка встречаются рисунки, содержащие элементы композиционного построения (ритмически уравновешенные вереницы животных одного вида - слонов, носорогов, бегемотов, жирафов, антилоп), парные изображения, объединённые не только формально, но и имеющие смысловую связь: дерущиеся буйволы (петроглиф в Эль-Гише, Северная Африка), самец и самка, самка с детёнышем, а также изображения человека (петроглифы в Ксар-Амаре, в Тиуте, Северная Африка). Несколько иной характер носят петроглифы Южной Африки (возможно относящиеся к более позднему периоду), между реками Вааль и Оранжевой и в прилегающих районах. Это небольшие по размеру изображения отдельных животных, в которых поверхность внутри выбитого или вырезанного контурного рисунка заполнена параллельными штрихами или густой сутью мелких выбоин, что позволяет передать фактуру, а иногда даже и тоновую окраску предмета.

Наиболее древняя живопись представлена монохромными контурными рисунками. Позднее вводится дополнительный цвет, появляется полихромия (до 10 цветов), создаются многофигурные сцены с элементами перспективы. Примерно к концу охотничьего периода, 6-му тысячелетию до н. э. (датировка спорна), относится большинство произведений живописи Южной Африки, в частности бушменов (см. ).

С началом в Сахаре так называемого скотоводческого (пастушеского) периода (примерно 6-2-е тысячелетие до н. э.) отмечено постепенное исчезновение изображений диких животных. От западной границы Сахары до Эфиопии и Танзании многочисленные скалы покрыты большими, тщательно выполненными изображениями быков с подвесками и другими признаками доместикации, близкими по стилю петроглифам позднего охотничьего периода. Наивысшего расцвета наскальное искусство Сахары достигло около середины 4-го тысячелетия до н. э., когда её центральные районы населяли как средиземноморские, так и негроидные племена (росписи Тассилин-Аджера, Эннеди). В живописи преобладают многофигурные, полихромные композиции, разнообразные повествовательные сюжеты (перегон стада, сцены охоты, танцы, сражения, бытовые сценки). Чёткое композиционное построение, конкретность и детализированность росписей, блестящее мастерство в передаче движения особенно ярко проявляются в сценах сражений и танцев. Техника контурного рисунка окончательно уступает место силуэтной живописи, создаваемой наложением плотного красочного слоя, заполняющего всю поверхность рисунка, а также мягкому и объёмному изображению отдельными точками или волнистыми линиями. В более поздних рисунках появляется схематизация и условность художественных приёмов (например, люди изображаются в виде двух соединённых вершинами треугольников). Петроглифы пастушеского периода более детализированы, тонки и легки по исполнению, конструктивная точная линия сменяется плавной, изящной. Поверхность внутри контура тщательно обрабатывается: выбитые участки имитируют пятна на шкуре животных, другие силуэтные изображения полностью отшлифованы, некоторые вырублены так глубоко, что близки рельефу.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. (так называемый период лошади) в живописи появляются новые сюжеты: лошади, запряжённые в колесницы, фигуры людей в туниках, всадники с копьями и щитами, в головных уборах, украшенных перьями. Усиливается условность и схематизм, цельность и непосредственность видения постепенно утрачиваются, рисунок становится менее чётким. В петроглифах также наблюдается ярко выраженное стремление к схематизму. Техника обработки камня усложняется, однако художественный уровень снижается.

Поздние слои наскального искусства (так называемый период верблюда; первые века н. э.) представлены главным образом схематическими изображениями верблюдов, быков, антилоп, страусов, муфлонов, многочисленными и разнообразными человеческими фигурами - от полунатуралистических изображений к символическим формам (рисунки на территории Эфиопии, Заира, Танзании). Наскальные изображения догон (в скалах Бандиагары, Мали) состоят из простейших геометрических форм (прямоугольников, овалов) и стилизованных наверший маски «канага» («лотарингский крест» с отогнутыми перекладинами).

Наскальное искусство существовало несколько тысячелетий, а в некоторых районах (например, у бушменов) исчезло только с появлением европейцев. Его традиции сохраняются в росписях стен народного жилища, в декоративно-прикладном искусстве, а также в работах современных африканских художников.

Основным видом традиционной скульптуры Тропической Африки является деревянная пластика. Она плохо сохраняется в условиях тропиков, поэтому самые древние произведения относятся к концу XVIII-XIX вв. Попытки изучения истории скульптуры Тропической Африки основаны на анализе отдельных сохранившихся древних ансамблей (а иногда и одиночных памятников) костяной, каменной, терракотовой и бронзовой пластики, свидетельствующих об устойчивости художественных стилистических форм, а также оси элементов традиционной деревянной скульптуры, сложившейся в глубокой древности и на протяжении многих веков передававшейся из поколения в поколение.

Древнейшие известные в настоящее время памятники скульптуры на территории Западной Африки, обнаруженные в 1930-х - 1940-х гг., относятся к культуре (Нигерия), расцвет которой приходится на V-IV вв. до н. э. - II в. н. э. Особое место среди находок занимают терракотовые головы ярко выраженного африканского антропологического типа, составляющие единую стилистическую группу. Разнообразная пластическая трактовка образов (от реалистической до крайне схематичной, почти абстрактной), идентичность найденных украшений и ряд других черт позволяют сравнить культуру Нок с деревянной традиционной скульптурой. Другой значительный и сложный комплекс - скульптура - обнаружен в середине 1920-х гг. в районе озера Чад (современная территория Чада и северного Камеруна). Существовавшая на протяжении длительного периода она сохраняла почти в неизменившемся виде очень древние формы ныне утраченной культовой пластики. Этим, по-видимому, объясняются её примитивные, но необычайно экспрессивные формы, в которых тесно переплетаются антропоморфные и зооморфные черты. Хотя культуру Сао называют «глиняной» (большинство найденных скульптур выполнено из обожжённой глины), здесь представлены также изделия из бронзы, железа, кости, рога и перламутра. Терракотовая скульптура встречается также на территории Мали (Дженне, Мопти; датируется приблизительно XII в. и сходна как со скульптурой Нок, так и Сао), Заира (районы Кисале и Уэле), в северном Камеруне (Джимон). В 1934 в 65 км к северу от г. Ифе (Нигерия), около деревни Эзие, найдено более 800 стеатитовых голов и статуэток, близких культуре Ифе. Их датировка и происхождение не установлены. Памятники каменной скульптуры, датируемые примерно XVI в., найдены и в других районах Тропической Африки Это - фигуры людей и животных в Гвинее, и в Сьерра-Леоне, в Заире, на границе Нигерии и Камеруна.

В X - начале XIX вв. в разных частях Западного Судана, побережья Гвинейского залива, в Центральной Африке существовали обширные государственные образования, о художественной культуре которых имеются лишь отрывочные сведения. По отдельным разрозненным памятникам можно судить об искусстве государств Ашанти (например, миниатюрные золотые стилизованные маски из сокровищ правителя Кофи Калкали, бронзовые и золотые сосуды - «кудуо», терракотовые посмертные маски), Бауле, Куба (деревянные мемориальные скульптурные портреты правителей; см. статью ), Конго (керамические изделия, украшения), Мали (предметы обихода). Более полное представление мы имеем о придворном искусстве государства Дагомеи (Бенин), где сохранились рельефы из раскрашенной глины, многочисленные аппликации, повествующие о важнейших исторических событиях страны. Но только произведения искусства Ифе и особенно Бенина (оба - на территории Нигерии) дают обширный материал для анализа и понимания искусства раннеклассовых африканских государств, создававшегося при дворах правителей мастерами-ремесленниками (ещё не индивидуальное, но уже профессиональное художественное творчество). Скульптуры изготовлялись, как правило, из прочных и дорогостоящих материалов (бронза, золото, слоновая кость) и были предназначены поддерживать престиж царской и религиозной власти, устрашать подданных, демонстрировать мощь и богатство двора. В них наблюдается стремление к индивидуализации образов при сохранении помпезной декоративности. Высокое художественное качество, совершенство технического исполнения терракотовых и бронзовых голов Ифе, создававшихся при дворах правителей городов-государств йоруба (открыты в начале XX в.), послужили основанием для приписывания их этрусским, греческим, индийским, португальским и другим мастерам. Однако ярко выраженный антропологический тип, стилистическое сходство с культурой Нок, скарификация, которые встречаются у ряда африканских народов, отверстия вокруг рта и лба для украшения натуральными волосами, характерные для африканских деревянной скульптуры и масок, свидетельствуют об автохтонных истоках этого искусства. Наряду с идеализированными головами-портретами, связанными с персонификацией власти, создавались большие бронзовые статуи, роскошные ритуальные сосуды, служившие одновременно предметами культа и декоративными элементами дворцов.

Преемником художественной традиции Ифе можно считать искусство Бенина в Нигерии (конец XIII - конец XIX вв.). Предполагается, что первый мастер, обучивший бенинцев искусству бронзового литья и последующей обработки бронзы, был прислан к бенинскому двору правителем Ифе. Однако бенинская бронзовая скульптура (головы умерших правителей и правительниц, декоративные рельефы, фигуры животных) изначально отличалась большей условностью и стереотипностью художественных приёмов, стилизацией отдельных деталей, жёсткостью моделировки. К середине XVIII в. скульптура полностью канонизировалась в соответствии с требованиями могущественного двора. В заупокойном парадном портрете (ухув-элао) преобладает декоративное начало, портретное сходство заменяется специфический для каждого царя набором символических изображений и тщательной проработкой головных уборов, ювелирных украшений, высоких воротников (стилизованное изображение царских регалий). Бронзовые рельефы, резные слоновые бивни являются настоящими летописями деяний каждого правителя. Выразительны изображения царя и его сановников в церемониальных одеждах, сцены охоты, но изображение человека в этих рельефах является лишь одной из деталей, подчиненных общему символическому декоративному решению.

Если бронзовая и терракотовая скульптура была сосредоточена преимущественно при дворах правителей, то традиционная деревянная пластика (в основном связанная с религиозными культами различных народов) существовала почти повсеместно, даже в районах, испытавших влияние ислама (почти не встречается лишь у народов, ведущих кочевой образ жизни, - фульбе, туарегов и других кочевников-скотоводов - жителей полупустыни и саванны).

Традиционное искусство играло огромную роль в жизни африканских народов. Оно служило универсальным каналом связи между личностью и обществом, между родами внутри этнических групп, между отдельными этническими группами. Наиболее существенная черта традиционного искусства - его слитность с мифологией, религией, обрядами, колдовством, народной медициной. Зооморфные и зооантропоморфные маски изображают различных духов и мифических персонажей, антропоморфные деревянные статуи служат местом обитания душ умерших предков; фетиши, небольшие фигурки людей и животных используются как инструменты колдовства, рельефы на дверях жилищ и хозяйственных построек, на домашней утвари, так же как и различного рода украшения, амулеты, имеют магическое значение. Сохранившиеся в небольшом количестве древние памятники деревянной скульптуры свидетельствуют о постепенном изменении стиля традиционной скульптуры, на основе которой возникает придворное искусство: деревянные рельефы с историческими сюжетами у сенуфо и бауле (см. , Бауле искусство), статуи вождей бамилеке (см. ), образующие декоративные галереи, скульптуры йоруба, конго, мангбету (см. , ), статуи правителей куба. По стилистическим признакам могут быть выделены 4 больших региона традиционной скульптуры: Западный Судан, Гвинейское побережье, Конголезский бассейн, Восточная Африка. Внутри каждого из них выявляется несколько основных художественных школ, вокруг которых группируются менее значительные. В Западном Судане ярче всего представлено художественное творчество народов бамбара, бобо, догон, сенуфо (см. Бамбара искусство, Бобо искусство, ). Художественные культуры Гвинейского побережья условно делятся на 3 группы: «западная» (от Сенегала до западной части Берега Слоновой Кости) включает искусство народов бага, бидього, менде (см. , Менде искусство), киси, дан, гере и др.; «центральная» (от восточной части Берега Слоновой Кости до дельты Нигера) - искусство народов бауле, гуро, ашанти (см. ), йоруба, «восточная» (от дельты Нигера до Габона) - искусство народов игбо, иджо, ибибио, экой, бамум (см. , Экой искусство, ), бамилеке и др. Основные группы Конголезского бассейна (Заир, Габон, Конго, северные районы Анголы) включают традиционное искусство народов фанг, кота (см. , Кота искусство), квеле, теке (см. ), конго, куба, луба (см. ), мангбету, азанде, яка, ленде, бена-лулуа, чокве, сонге, рега (см. , ) и др. В восточном регионе (Сомали, Замбия, Зимбабве, Танзания, Мозамбик) традиционное искусство представлено главным образом различными видами художественных ремёсел - плетением, ткачеством, гончарством. Скульптура встречается у шиллук, ротсе, шона, зарамо, ньямвези. Особое место занимает творчество народа маконде (см. ).

Повсеместно существуют круглая скульптура (отдельные статуэтки и парные фигурки) и маски, которые можно разделить на 3 основные типа (личина, шлем, наголовник) и 3 вида (зооморфные, зооантропоморсрные, антропоморфные). Отличаясь исключительным разнообразием форм, произведения пластики имеют общие художественные черты. Одна из главных своеобразных особенностей деревянной африканской скульптуры - нарушение пропорциональных отношений отдельных частей фигуры человека: соотношение размеров головы, туловища и ног не соответствует реальной человеческой фигуре Большая голова, считающаяся вместилищем магических сил, как правило, тщательно отработана, при условной трактовке туловища подчёркнуты признаки пола, а также татуировка, свидетельствующая о принадлежности к определенному роду, народу или рангу. Ноги чаще всего толстые, короткие и почти всегда согнутые в коленях, что придаёт видимость тяжести и крепости. Одежда и украшения изображаются редко. При внешней статичности всем фигуркам присуща внутренняя динамика образа. Окраска статуэток сдержанная и монохромная (чёрная, коричневая, красноватая), обогащённая втиранием, задымлением, полировкой, использованием стекла, металла, раковин, растительных волокон, перьев и кусочков ткани и т. д. Исключительно разнообразны маски. У одного и того же народа наряду с достоверными, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные; существует и множество промежуточных форм. Некоторые маски отличаются огромной жизненной убедительностью (маски чокве), другие - крайней лаконичностью форм (рега), третьи - выразительными геометризованными решениями, выявляющими анатомическую структуру лица (сонге). Примером формы, достигшей предела лаконичности и колеблющейся между художественным образом и знаком, является «канага» у догон.

С торговцами, путешественниками, миссионерами в Тропической Африке проникали новые идеи и представления, новые художественные формы, которые переосмысливались и приспосабливались к местным вкусам. Североафриканские купцы были не только носителями ближневосточной культуры, но и посредниками между очагами средиземноморской цивилизации и наиболее развитыми в культурном отношении народами западной Тропической Африки. С XV в. распространилось и влияние западноевропейского искусства. Ввоз декоративных тканей, украшений, оружия отразился на развитии техники ремесла, на эволюции художественной культуры. Многие местные памятники представляют собой своеобразный сплав восточного, европейского и африканского искусства: некоторые виды масок (например, в Судане) восприняли восточный декор, появились статуэтки, изображающие купцов, врачей и миссионеров, в районах влияния католической церкви распространились надгробия в виде натуралистически раскрашенных статуй, деревянные и медные распятия с фигурой Христа, не отличающейся от традиционных изображений предков, образ богоматери слился с традиционным образом материнства и плодородия. Экспансия колониальных держав эпохи капитализма осложнила самостоятельное развитие африканских народов и их культуры.

В. Б. Мириманов.

Новый этап в развитии африканской культуры и искусства начался с подъёмом национально-освободительного движения народов. Формируется новая культура, возникают новые виды искусства. Многие народы Африки, вступившие на путь самостоятельного развития, продолжают традиции древних африканских цивилизаций. Разложение традиционного синкретического комплекса, процессы десакрализации искусства сопровождаются дифференциацией различных видов пластических искусств, преодолением внутривидовой и жанровой аморфности. Однако говорить об угасании традиционного искусства можно только как об общей тенденции исторического развития. Отдельные его очаги существуют в ряде районов, где 70-80% населения живёт в деревнях и сохраняются традиционные верования и обряды. Современное традиционное искусство является своеобразным пережитком фольклорной стадии развития и поэтому не вполне идентично классическому варианту, известному по памятникам XVIII-XIX вв. Художественное качество произведений заметно снизилось уже в конце XIX - начале XX вв. Высокий уровень традиционного искусства классического периода объясняется не только личной одарённостью мастера, но и самой традицией, её устоявшимися, отточенными многовековым развитием формами. Разложение традиционного культурного комплекса разрушило это устойчивое состояние. В искусстве на первый план выдвинулась индивидуальность художника.

На этом переломном историческом этапе появляются многочисленные переходные и промежуточные формы искусства. Они располагаются в широком диапазоне между фольклорным и профессиональным искусством и могут рассматриваться как стихийно возникший механизм преемственности, который создаёт необходимые предпосылки для преодоления глубокого разрыва между традиционным и современным искусством. Африканскому искусству приходится проходить несколько исторических этапов, преодолевая стадиальную отсталость как бы в сжатом, уплотнённом виде. Характерными примерами промежуточных форм являются росписи хижин стран Гвинейского побережья, раскрашенная скульптура из необожжённой глины («дома мбари» у игбо), деревянная скульптура маконде (Мозамбик и Танзания), представляющая собой редкий образец органичного перехода от традиционных форм к современным. Появляются также произведения сувенирного искусства, ориентирующегося на туристский рынок. Первоначально создаваемое отдельными ремесленниками, оно вскоре превращается в отрасль художественной промышленности, приобретает характер поточного производства, стандартизируется и почти утрачивает художественное значение.

На почве современной урбанистической культуры возникают и другие переходные формы, например произведения своеобразного городского фольклора (всевозможные вывески, росписи грузовиков, самодеятельная реклама передвижных музыкальных и театральных групп, живопись на стенах баров, кафе и т. д.). Его отличает наивный реализм и непосредственность, иногда стремление к повествовательности и подчёркнутому иллюзионизму, которые, однако, уступают место шаблонности, как только африканцы начинают сознательно работать под традиционные формы, стараясь угодить вкусам европейских и американских туристов.

От этого направления неотделимо искусство самоучек, самодеятельных и полупрофессиональных художников. Некоторые из них получили начальную подготовку в различных любительских кружках при художественных галереях и клубах («клубы Мбари» в ряде городов Нигерии), а также в школах, открытых европейцами («летние школы» в Ошогбо, Нигерия). Некоторые художники становятся профессионалами, однако и здесь, как и в случае с традиционным искусством, между теми и другими невозможно провести чёткую грань.

Первые профессиональные африканские художники (А. Онаболу, О. Ампофо, Б. Энвонву и др.) учились в Западной Европе. В странах Африки система профессионального художественного образования начала складываться лишь в середине XX в. Ей предшествовали небольшие частные школы и студии, такие, как «Ангар» П. Р. Дефоссе (Заир), М. Троуэлл (Уганда), школа П. Лодса (Конго) и др., которые создавали прогрессивно настроенные европейцы. Некоторые из них стали той базой, на которой в дальнейшем возникли отделения искусства при африканских университетах и колледжах. Такие же отделения открывались и при вновь организованных высших учебных заведениях (например, при университете в Зарии, Северная Нигерия). Почти все они ориентируются на подготовку учителей рисования для начальной и средней школ. Поэтому многие художники стремятся завершить профессиональное образование в Европе и Америке.

Центральной проблемой развития современного африканского искусства является сформирование национальных художественных школ. Этот процесс, начавшийся в середине XX в., сталкивается со многими трудностями, прежде всего с незавершённостью национальных процессов. Поэтому на современном этапе говорить о существовании сложившихся национальных школ было бы преждевременно. Этот процесс представляется лишь как ведущая тенденция.

Современное африканское искусство переживает длительную и трудную переходную стадию, отмеченную чертами эклектизма, хотя некоторые художники получили широкое признание в других странах (Кофи Антубам, А. Тэкле, Б. Энвонву и др.). Его будущее связано с развитием национальных школ искусства, способных отразить новую действительность Африки в полнокровных художественных формах.

Н. Е. Григорович.

Художественные ремёсла.

Художественная культура Африки находит своё выражение в многообразных ремёслах, широко распространённых у всех народов. Среди них одно из первых мест занимает резьба по дереву, которую подчас невозможно дифференцировать с традиционной скульптурой. На косяках и балках дверей, опорных столбах внутри хижин в Камеруне, Нигерии и др. вырезаются орнаментальные изображения масок, человеческих голов, жанровых, религиозных и военных сцен, расположенные сплошными горизонтальными или вертикальными рядами. Хитросплетённые узорные композиции из фигурок людей, животных и птиц украшают мебель (Ангола, Заир, Нигерия), носы лодок (Камерун), всевозможную домашнюю утварь (сосуды, ступки, чаши, кубки, тарелки, части сёдел, древки копий), музыкальные инструменты, детские игрушки, подголовники, женские украшения. Шедеврами резьбы по дереву являются кубки в виде экспрессивных, тонко проработанных человеческих голов из Заира, детали ткацких станков из Берега Слоновой Кости, сосуды для хранения краски из Камеруна, чаши из Зимбабве. У некоторых народов (Нигерия, Гамбия) распространена резьба по слоновой кости (солонки, кубки, ложки, браслеты), по скорлупе кокосового ореха. Повсеместно изготовляют сосуды из тыквы - калебасы. Украшающий их резной или выжженный геометрии, орнамент имеет аллегорическое или магическое значение. Среди лепных керамических изделий наиболее интересны глиняные трубки в виде выразительных человеческих голов из Камеруна, сосуды затейливой формы, изготовленные без гончарного круга, из Нигерии и Ганы, сосуды, украшенные фигурками людей и животных, из Замбии и Бенина, сильно вытянутые в длину глазурованные сосуды из белой глины, а также горшки и плоские сковороды из красной глины из Сомали, тонкие бокалы из Уганды.

Во многих странах культивируется плетение из волокон пальмы рафии (циновки, сумки в Заире, ширмы, ковры, маты в Руанде), листьев пальмы (корзины в Заире), соломы (сумки, веера, циновки, корзины в Гвинее, Анголе, Танзании, Уганде и других странах), реже - травы, прутьев. Плетёные изделия украшаются геометрическим узором, причём каждая страна и даже район имеют свою излюбленную цветовую палитру и символические узоры, значение которых часто утрачено для самих исполнителей и повторяются ими как традиционный мотив. Иногда в геометрический узор вплетаются схематизированные изображения животных и птиц.

Не меньшее развитие получило и ткачество. Народные мастера создают бесчисленные варианты узорчатой ткани, из которой делаются покрывала или декоративные драпировки для внутреннего убранства жилища, одежда, в том числе национальная одежда «бу-бу», сшитая из отдельных тонких лент синего цвета, украшенных вышивкой (страны Западной Африки), «кенте» из нарядной ткани с вытканным орнаментом (Гана), расшитая цветами или фигурками животных, одежда в виде тоги (Камерун) и др. Изготовляются также изделия из шкур животных (меховые плащи «кароссы» в Гане, круглые коврики в Лесото и Гвинее), из кожи, в том числе сёдла, сбруи, щиты, сумки, украшенные раковинами каури (Сомали), аппликацией (Нигерия), росписью (Кения), выпуклым узором из кожи другого цвета (Сомали). Из золота, серебра, бронзы, меди изготовляют различные ювелирные изделия, среди которых наиболее интересны украшения из серебра в сочетании с сердоликом, скорлупой страусовых яиц (Чад), из золота со слоновой костью (Гамбия), филигранные золотые украшения (Сенегал).

Литература :
Искусство стран и народов мира, т. 1-5, М., 1962-81;
Всеобщая история архитектуры, т. 8, 10-11, М., 1969-73;
Искусство народов Африки, М., 1975;
Каптерева Т. П., К вопросу об искусстве развивающихся стран (современный Магриб), в сб.: Советское искусствознание 77, в. 2, М., 1978;
её же, Искусство стран Магриба. Древний мир, М., 1980;
Сидорова Н. А., Чубова А. П., Искусство Римской Африки, М., 1979;
Марков В. (В. И. Матвей), Искусство негров, П., 1919;
Ольдерогге Д. А., Искусство Западной Африки в музеях СССР, Л.-М., 1958;
Алиман А., Доисторическая Африка, пер. с франц., М., 1960;
Искусство Тропической Африки в собраниях СССР. [Альбом]. Авт.-сост. Г. Чернова, М., 1967;
Искусство Африки, под ред. Н. Е. Григоровича, М., 1967;
Мириманов В. Б., Африка. Искусство, М., 1967;
его же, Основные тенденции развития изобразительного искусства эпохи классообразования, в сб.: Советское искусствознание’79, в. 1, М., 1980;
Воронина В. Л., Современная архитектура стран Тропической Африки, М., 1973;
Громыко Ан. А., Маски и скульптура Тропической Африки, М., 1984;
Schweinfurth G., Artes africanae, Lpz.-L, 1975;
Einstein C., Negerplastik, 2 Aufl., Munch., 1920;
Flamand G.-B.-M., Les ecerres ecrites (Hadjrat-Mektoubat), P., 1921;
Griaule M., Arts de l’Afrique noire, P., ;
Wingert P., The sculpture of Negro Africa, N. Y., 1951;
Lavachery H., Statuaire de l’Afrique noire, Brux., 1954;
Paulme D., Les sculptures de l’Afrique noire, P., 1956;
Segy L., African sculpture, N. Y., 1958;
Maquet J., Les civilisation noires, ;
Fagg W., Merveilles de l’art nigerien, P., 1963;
его же, Sculptures africaines, v. 1-2, P., ;
Korabiewicz W., L’art de l’Afrique noire dans les collections polonaises, Varsovie, 1966;
L’art Negre, P., 1966;
Laude J., Les arts de l’Afrique noire, P., 1979;
Delange J., Arts et peuples de l’Afrique noire, P., 1967;
Gabus J., Art Negre. Recherche de ses fonctions et dimensions, ;
Leiris M., Delange J., Afrique noire. La creation plastique, P., 1967;
Meauze P., L’art negre, sculpture, P., 1967;
Beier U., Contemporary art in Africa, L., 1968;
Bodrogi T., Art in Africa, N. Y., ;
Wassing R. S., L’art de l’Afrique noire, P., 1969;
Leuzinger E., Die Kunst von Schwarz-Afrika, Z., 1970;
Mount M. W., African art. The years since 1920, Newton Abbot, 1973;
Mveng E., L’art de l’Afrique noire. Yaounde, 1974;
Frobenius L., Und Afrika sprach, Bd 1-3, В., 1912-13;
его же, Das unbekannte Afrika, Munch., 1923;
L’urbanisme aux colonies et dans les pays tropicaux, pt 1, , 1932;
Foyle A. M., Architecture in West Africa, «Africa South», 1959, v. 3, № 3;
Gutkind E. A., How other peoples dwell and build. 4 - Indigenous houses of Africa, «Architectural Design», 1953, v. 23, № 5;
Gluck J. K., Afrikanische Architektur. Tribus…, Bd 6. 1956, ;
Engeström T., Notes sur les modes de construction du Soudan, Stockh., 1957;
его же, Origin of pre-islamic architecture in West Africa, «Ethnos», 1969, v. 24, p. 64-69;
Kultermann U., Neues Bauen in Afrika, Tubingen. 1963;
его же, Der Schlussel zur Architektur von Heute, W., 1963;
Mauny R., Tableau Geographique de l’Ouest Africain au moyen Sge…, Dakar, 1961;
Lawrens A. W., Trade Castles and forts of West Africa, Stanford, 1964;
Garlake P. S., The early Islamic architecture of East African coast, Nairobi-L., 1966;
Andersen K. Bl., African traditional architecture, Nairobi, , 1977;
Picard G. Ch., Civilisation de l’Afrique romaine, P., 1959;
Hill D., Golvin L., Islamic architecture in North Africa, L., 1976


Священный баран.
Петроглиф.
Сахара.
4-е тысячелетие до н. э.


Мужские и женские фигуры.
Живопись бушменов.
Южная Африка.


«Белая дама».
Наскальная роспись в пещере Маак, горы Брандберг.
Середина 2-го тысячелетия до н. э.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ АФРИКИ
Современные формы искусства в странах Тропической Африки – в процессе становления. Современная африканская культура – это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества – формирующегося индустриально-урбанистического. Приблизиться к уяснению того, что представляет собой современный художественный процесс в странах Тропической Африки, можно только в широком контексте проблем современного культурного строительства и тесно связанных с ними проблем аккультурации и модернизации личности.

В странах третьего мира, особенно там, где сохраняются родоплеменные уклады, общий кризис индустриализации, государственного и национального строительства усугубляется специфическими сложностями: большой этнической разнородностью, обособленностью отдельных этнических групп, отсутствием общего языка, религии, мировоззрения и других факторов консолидации. Общими здесь являются экономическая отсталость и стремление к модернизации, так же как связанное с ними ожидание улучшения жизненных условий – увеличения жизненных благ. Общим является быстрый рост национального самосознания и правосознания, нередко подогреваемый демагогией, и опережающий рост обыкновенной грамотности и реальных экономических возможностей, что в конечном счете ведет ко все более распространенным явлениям декультурации – пессимистическому отношению к своей национальной культуре.

В развивающихся странах Африки, как и повсюду в современном мире, сложность социальной стратификации порождает соответствующую дифференциацию в сфере культуры. Если духовным запросам тонкого слоя городской элиты соответствуют динамичные формы современной урбанистической художественной культуры, то значительная часть сельских жителей еще сохраняет приверженность к традиционному религиозно-художественному комплексу. Однако чистые «урбанисты», как и чистые «традиционалисты», представляют меньшинство. Большинство – это те, кто перерос идеи, образы, ритуалы, стереотипы, которыми жили их предки, и в то же время не вполне подготовлен к восприятию развитых форм современной культуры. Каковы же формы культуры, отвечающие этому переходному – транслиминальному состоянию?

За исключением откровенно коммерческих отраслей художественной промышленности («аэропортное искусство»), современную художественную культуру представляют различные виды традиционного, самодеятельного и профессионального искусства, в общих параметрах соответствующие трем различным пластам общественного сознания.

В традиционном искусстве различаются чистые, архаические формы, а также – маргинальные, переходные, которые в силу их местного происхождения, тесной связи с местной художественной спецификой можно назвать специфическими.

Там, где до наших дней сохраняются архаические пласты традиционной культуры, бытует синкретическое единство изобразительных, музыкальных, танцевальных, словесных художественных форм. Секретный язык мифологических текстов, архаический рисунок танца, полисемантичность изобразительных символов, специфический характер ритмов и самих музыкальных инструментов выражают сакральное начало, поддерживают строгую атмосферу ритуала.

Появление в религиозных церемониях развлекательных элементов – один из первых шагов на пути десакрализации традиционных обрядов. Следующий этап – все большая профессионализация художественной деятельности, постепенное превращение ее в городские ремесла.

Формы художественной деятельности, которые не принадлежат ни собственно родоплеменной культуре, ни индустриально-урбанистической цивилизации, то есть являются маргинальными, возникают на базе отдельных видов традиционного и современного профессионального искусства, трансформируя их применительно к новым условиям.

Сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно: художественная жизнь в странах Тропической Африки представляет единовременно сложный спектр соединительных, порождающих друг друга форм. Самодеятельные формы художественной культуры образуют своеобразный каскад, заполняющий лакуну между сакральным традиционным и профессиональным урбанистическим искусством, функционируя как своеобразный мост между традиционной культурой и индустриально-урбанистической цивилизацией. Маргинальные формы оказываются наиболее динамичными и жизнестойкими в условиях ломки традиционных стереотипов, нарастания и спада различных религиозных, идеологических, политических течений. В неоформленной стихии в большей степени, нежели в традиционном или урбанистическом искусстве, возрастает возможность появления адекватных форм современной африканской художественной культуры.

В живописи это разнообразные росписи, украшающие внешние и внутренние стены жилищ, кафе, кинотеатров и т. д., различного рода вывески, транспаранты и рекламные щиты, символические изображения и художественно оформленные надписи на автомобилях, популярная живопись на стекле; различные рисунки, примитивные сюжеты, сопровождаемые короткими текстами, картины разнообразного содержания: от «лагунных» пейзажей до портретов популярных политических деятелей и рисованных рассказов (своеобразных комиксов).

Современная массовая народная культура с трудом поддается систематизации, ее проявления могут быть совершенно неожиданными. Уникальные художественные явления возникают и исчезают в пределах порождающей их среды – пестрого и неимущего населения окраин больших городов. Это силы, не имеющие определенных границ, очертаний, – стихия, несущая в себе меру хаоса, необходимую для возникновения Нового. В обычном, стабильном, состоянии социума они сохраняют качества субкультуры.

Исключая реликты традиционной культуры и «международные» урбанистические формы, современное искусство, адресованное африканскому зрителю, эволюционирует от примитивного натурализма (самодеятельное искусство) к более или менее обобщенным полупрофессиональным формам.

Постепенное превращение, в ходе которого собственно традиционные виды художественной деятельности эволюционируют в направлении различных жанров современного профессионального искусства, наблюдается во всех без исключения областях художественного творчества (ср. роль фольклора в становлении литературных жанров, постепенный переход от традиционной к современной музыкальной культуре и т.д.). В то же время сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно.

Широкий спектр стадиально-детерминированных направлений в художественной культуре африканских стран соответствует в каждом случае конкретной культурно-исторической ситуации. Каждое из этих явлений отражает особенности и степень продвинутости соответствующей группы населения.

В то время как сфера влияния традиционной культуры постепенно сокращается, а урбанистическая воспринимается как «своя» пока еще весьма ограниченным кругом коренных горожан, переходные (маргинальные) виды художественной деятельности образуют субстрат, на основе которого складываются со всей возможной мерой локальной специфики местные урбанистические виды современного профессионального искусства.

Интерес к африканскому искусству на Западе

После окончания первой Мировой Войны, в которой принимали участие отряды колониальных войск африканского происхождения, привычно презрительная манера европейцев начала меняться на все более растущее любопытство и интерес к так называемым "примитивным" культурам. Интерес к африканскому наследию развивался с такой скоростью, что уже в интервале между двумя мировыми войнами первые международные экспозиции в Нью-Йорке, Антверпене и Париже привлекли внимание к художественным достоинствам этих памятников. В этот период становится модным коллекционировать предметы африканского искусства, а это позволило им выйти за пределы круга, которым они изначально ограничивались, и завоевать бoльшую известность среди культурной и социальной элиты западного мира.

До 1980-х гг. были довольно редки экспозиции, которые концентрировались бы только на одной категории предметов или же вокруг художественного производства одного племени. Их назначение было энциклопедическим, поскольку они объединяли памятники, происходящие из самых разных областей. Лишь недавно частные институты, наподобие музея Даппе (musee Dapper) в Париже, начали открывать экспозиции, посвященные отдельному племени - фанг или догон, или же какой-то определенной теме, например, нательным орнаментам.

Коллекционеры Западной Европы и Северной Америки ссылаются на искусство Африки в связи с такими художественными направлениями, как кубизм и абстракционизм. И действительно, оно позволило европейским и американским художникам освободиться от стереотипов, связанных с традиционным взглядом на композицию и колористику полотен. Прежде чем говорить об африканском искусстве, его специфике и основных видах, необходимо договориться о содержании самого понятия "памятник африканского искусства". Понимаемый буквально, этот термин должен был бы объединить все предметы, созданные африканскими мастерами. Тем не менее, собиратели и коллекционеры Запада предпочитают более узкое определение, с учетом исторического аспекта: предмет можно рассматривать как подлинный памятник африканского искусства только в том случае, если он выполнен мастером-африканцем и использовался в племенных ритуалах. Такая концепция исключает большинство поздних примеров африканского искусства, включая предметы, созданные для рынка туризма, а также современные произведения, созданные в Зимбабве и Кении.

Памятник африканского искусства - это не только и не сколько эстетический объект, сколько предмет, обладающий религиозной, социальной или магической функцией. Как правило, в процессе создания каждого из подобных артефактов были задействованы нескольких людей: вождь, колдун деревни и непосредственно резчик. Африканская идея "красоты" любого материального объекта тесно связывается с его утилитарной функцией. Предмет искусства должен быть действенным, т.е. быть в состоянии вылечить, проклясть, научить или защитить отдельного человека или сообщество. Именно из-за столь тесной близости эстетического и культурологического аспектов, коллекционирование предметов африканского искусства невозможно без знания их назначения и истории создания. Будучи вырваны из своего оригинального контекста, эти предметы утрачивают функциональность и начинают восприниматься как покинутые раковины, сохраняемые исключительно ради их этнографического и эстетического аспекта.

С того момента, когда в 1920-х гг. сформировался рынок африканского искусства, предметы высокого качества стали втречаться все реже. Первым источником массовых поступлений стали возвращенцы в Европу, после долгих лет пребывания в колониальной Африке. В 1912 г. Поль Гийом поместил в прессе рекламу с целью приобретения памятников искусства у этих бывших военных или чиновников. Между 1950-1970 гг., когда стало очевидно, что данный источник иссяк, новое поколение торговцев устремилось в Западную Африку за масками и статуями. К началу 1980-х гг. усиление законодательства по защите культурного достояния, а также оскудение Западной Африки вынудило торговцев обратить свои взгляды к новым территориям, таким как Танзания и Зимбабве. Статуэтки из обожженной земли, происходящие из Нигерии и долины Нигера, по сей день пополняют рынок предметов африканского искусства.

Часто это нелегально вывезенные предметы, в связи с чем возникают сложные вопросы о защите культурного наследия африканских областей. Например, серьезные разногласия возникли по поводу погребальных скульптур с Мадагаскара и статуй из обожженной земли из зоны Западной Африки. Из-за грабежей и тайных раскопок утеряна бoльшая часть ценной научной информации об этих предметах. Международное сообщество справедливо осудило подобную практику. Тем не менее, нельзя забывать, что именно с их появлением на художественном рынке археологические находки из Африки привлекли внимание Запада к богатству и красоте традиций африканского искусства.