Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Произведения художественной литературы начала хх века как исторический источник. II

Произведения художественной литературы начала хх века как исторический источник. II

Содержание
стр.
Введение 2
1.1.Характеристика поэм Гомера как исторического источника8
1.2.Разработка урока по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»» 13
Заключение 17
Список источников и исследований 19
Приложение
Введение
В настоящее время, в отечественном источниковедении активно поднимается вопрос о роли и месте художественной литературы в историческом аспекте. Однако художественная литература - спорный исторический источник. Вопрос нашёл широкое распространение в статьях отечественных учёных. А.Г. Болебрух в своей работе «Художественная литература в историческом аспекте» рассматривает систему факторов, которые способствуют связи художественной литературы с историей и использованием творений писателей, как источниковедческой базы И.А. Манкевич же в статье «Литературно-художественное наследие как источник культурологической информации» выделяет общность целей обоих аспектов к воспроизведению действительности. Автор считает, что художественная литература является документированным выражением духовной истории страны.
К художественной литературе относят произведения письменности, имеющие общественное значение, эстетически выражающие и формирующие общественное сознание.
Предметом самостоятельного исторического исследования могут быть не только сами произведения художественной литературы, но и их социальное бытование, популярность литературных жанров и востребованность авторов, что отражает вкусы читательской аудитории и нравственный климат в обществе в целом.
Ценность художественной литературы (под которой понимается литература с вымышленным героем, вымышленными обстоятельствами, которые воспринимаются читателем в качестве таковых) как источника заключается в способности отражать ментальность своего времени, способствовать реконструкции определенных исторических типов поведения, мышления, восприятия, т.е. воспроизводить субъективные аспекты социальной реальности. Это роднит произведения художественной литературы с мемуарными и фольклорными источниками.
Впервые метод использования художественной литературы, как исторического источника датируется 1887 г. Это была работа корифея отечественной науки В.О. Ключевского «Недоросль» Фонвизина: опыт исторического объяснения учебной пьесы» . Автор показывает нам, что герои произведение не вымысел, они взяты непосредственно из окружающей его действительности. Рассуждая об этом, Ключевский делает вывод, что историческое объяснение пьесы может способствовать превращению его в важный источник. Так же свои работы в этом ключе оформляли такие отечественные историки как Костомаров Н.И., Данилов В.П., Миронец И.И.
Извлекая информацию из источника, нужно помнить о его специфике – субъективности. Здесь возникает необходимость в его научной критике, анализе, извлечении истинной и определении ложной информации. Чтобы извлечь нужную информацию из источника, субъективно отражающего объективный мир, приходится соблюдать ряд условий и правил. Прежде всего, нужно определить подлинность источников. Несомненно, это требует чрезвычайно высокой квалификации. Необходимо знать очень многое: характер письма, писчего материала, особенности языка, его лексики и грамматических форм, специфику датировки событий и употребления метрических единиц, если говорить о письменных источниках. Но даже доказательство подлинности источника не означает, что можно без опаски пользоваться содержащейся в нем информацией. Подлинность источника не гарантирует его достоверности.
Однако, достоверность информации, хоть и является важной составляющей специфики исторического источника, но не исчерпывает ее. Сюда же можно отнести и то, что отдельные свидетельства, имеющие для науки огромное значение, вообще не сохранились. Часть из них содержалась в источниках, по разным причинам до нас не дошедшим. Но проблема состоит не только в том, что значительное число важных материалов безвозвратно утрачено. Мышление людей прошедших эпох существенно отличалось от мировосприятия и мировоззрения современного человека. То, что представляется нам случайным, не имевшим серьезных последствий, привлекало их внимание. Многие же стороны общественной жизни, кажущиеся нам чрезвычайно существенными, не нашли достойного отражения в источниках.
Исследуемые в таком контексте художественные произведения имеют свою специфику. Справедливым является вопрос - имеет ли право на научность в исторических исследованиях использование художественной литературы? Вопрос достаточно не праздный и имеет полное право быть заданным, ибо в современной истории расширились рамки научной проблематики, особенно той, что затрагивает социокультурные аспекты развития общества, отдельных слоев и групп населения страны и даже отдельной личности. Многие исследователи убеждены, что несколько прямолинейный подход к художественной литературе далеко не исчерпывает возможностей использования ее в качестве источника исторического познания. Своеобразие литературы состоит в признании за ней способности отразить нематериальные, иногда трудноуловимые, но от этого не менее действенные факторы исторического процесса. Именно эта черта художественной литературы видится многим ученым приоритетной при обращении к ней как источнику понимания прошлого, она особенно важна при выяснении внутренней правды эпох, отличающихся, к примеру, особым трагизмом. Переплетение литературоведческих и источниковедческих приемов при анализе произведений позволяет показать их глубинный, нравственный смысл. Достоверность деталей быта, одежды, манер, речи позволяет исследователю делать четкие выводы об эпохе, что только подчеркивает важность художественной литературы в историческом исследовании.
Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы произведений: а) литературные памятники изучаемой эпохи и б) историческую беллетристику.
К литературным памятникам относятся произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т. е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий общественной жизни.
Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом.
Разумеется, литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора как представителя определенного класса своего времени. Необходим поэтому критический поход к художественному произведению, как, впрочем, и к любому историческому документу.
Иное дело - произведения исторической беллетристики - исторический роман, повесть на историческую тему, - т.е. художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями позднейшего времени. Такие произведения не являются ни литературными памятниками изображаемой эпохи, ни живым свидетельством ее современников и потому не могут служить историческим источником. Они сами основаны на изучении автором исторических источников, мемуаров и документов, научных исследований и монографий об эпохе и представляют собой более менее удачную попытку воссоздать в художественной форме прошлое.
Однако, не являясь документальным источником для исторической науки, хороший исторический роман служит прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в конкретных образах, увлекательных сюжетах и выразительных характерах - в художественной форме, т.е. наиболее доступно и интересно. Известно, что у многих школьников интерес к истории пробуждается впервые в результате чтения исторических романов и повестей. Разграничение указанных двух видов художественных произведений имеет существенное значение не только для исторической науки, но и для школьного преподавания истории.
Литературные памятники изучаемой эпохи чаще всего используются на уроках истории в качестве основы для выводов и обобщений. Что касается произведений, относящихся к исторической беллетристике, то они дают учителю средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого материала, помогают картинности самого изложения.
Необходимо вырабатывать у учащихся различное отношение к указанным двум группам художественных произведений и умение различать их.
В отборе художественной литературы для уроков истории учитель руководствуется двумя основными моментами. Прежде всего, познавательно-воспитательной ценностью материала, состоящей в правдивом изложении и освещении исторических явлений в соответствии с исторической действительностью и законами ее развития.
Вторым определяющим моментом в отборе материала является его высокая художественная ценность.
Учитель отберет для использования на уроках истории отрывки, содержащие:
1) живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой и учебником;
2) образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображение самих масс;
3) картинное описание той конкретной обстановки, в которой развертывались события прошлого.
Наибольшую сложность для учителя истории представляет воссоздание особенностей психического склада людей определенной эпохи, их мыслей, чувств, стремлений. Художественная литература чрезвычайно облегчает решение этой задачи на уроках истории. Этот материал представлен в художественных произведениях в форме высказываний литературных персонажей, выражающих типичные стремления, идеи своего класса и своего времени. Их высказывания могут быть включены в изложение учителя.
Основными приемами работы с художественной литературой являются:
- включение образов художественной литературы в изложение учителя, в котором материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения;
- краткий пересказ художественного произведения;
- краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются;
- чтение отрывков из исторических романов. Это не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов развития познавательного интереса «пропаганды» книги.
Таким образом, анализируя определенную историческую эпоху и изучая художественную литературу этой эпохи, можно увидеть гораздо больше интересных фактов и деталей.
Характеристика поэм Гомера как исторического источника
«Одиссея» и «Илиада» относятся к важнейшим и долгое время единственным источникам информации о периоде, который последовал в греческой истории за микенской эпохой. Однако кроме самого содержания этих произведений ученых уже продолжительный период волнует вопрос о происхождении поэм, о личности их автора или авторов, о времени создания. Согласно древней традиции автором обеих поэм считался Гомер. Его именем открывалась и открывается история литературы и не только эллинской, но и прочих европейских. Уже со времен Платона «Илиада» и «Одиссея» были выделены из множества эпических произведений как единые достойные имени Гомера.
Несмотря на отсутствие какой-либо достоверной информации о Гомере как реальной личности, его существование не ставилось под сомнение. Шли лишь споры о месте его рождения, о годах жизни. По наиболее распространенной версии он был уроженцем острова Хиос. Однако уже в древности шли ожесточенные споры между греческими городами за право называться родиной великого поэта. Свидетельством значимости подобного спора может служить также двустишие, сложенное в древности: «Спорило семь городов о рождении мудром Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины». Отсутствие биографических сведений о Гомере (кроме абсолютно мифических, что он был сыном бога реки Мелета и нимфы Крифеиды) позволило некоторым исследователям древнегреческой истории и литературы усомниться в исторической реальности личности поэта. Однако это случилось уже в XVIII в., до этого времени античная традиция оставалась незыблемой, в научной литературе господствовало убеждение, что именно эта реальная личность, силой необыкновенного таланта и всестороннего опыта, задумала и чудесно исполнила две бессмертные поэмы. Однако с развитием исторической науки в XVIII в. вновь поднимается вопрос о происхождении гомеровских поэм (так называемый гомеровский вопрос), и до сих пор он относится к числу еще не решенных научных проблем. Но ожесточенная полемика не была бесплодной. Ученым удалось установить хотя бы приблизительно время и место их создания. Судя по ряду признаков, обе поэмы, приписываемые Гомеру, были созданы в VIII в. до и. э. «Илиада» примерно на полвека раньше «Одиссеи». Время жизни Гомера датировалось по-разному - от XI до начала VIII в. до н. э. Древние историки все же предполагали, что Гомер жил приблизительно в середине IX в. до н. э. и был уроженцем одного из греческих городов Эгейского побережья Малой Азии.
За последние два столетия так называемый гомеровский вопрос был предметом изучения специалистов различного направления: литература по этому вопросу насчитывает тысячи названий. Действительно, история гомеровского вопроса представляет собой длинную вереницу гипотез, сомнений и построений. В истории критики «Одиссеи» главное место занимают немецкие исследователи Кирхгоф и Вольф. Под влиянием этих двух ученых и сложились все последующие гипотезы. Так, школа Вольфа придерживалась мнения, что «Илиада» и «Одиссея» являются механическим соединением многих песен, совершенным постепенно различными аэдами. Для разрешения научных дискуссий историков и филологов проводились многочисленные исследования языка поэм, анализировалась их композиция, тщательному рассмотрению подверглась чуть ли не каждая строка произведений. Данные этих исследований затем сравнивались с эпосами других народов, археологическими памятниками микенского и следующих за ним периодами греческой истории. Однако некоторую безнадежность всем этим поискам придает тот факт, что многие ученые, рассматривая поэмы, исходят с позиций и понятий другого времени и другого общества. Они требуют от них композиционной, логической стройности. Нельзя забывать, что «Илиада» и «Одиссея» были подготовлены в свою очередь многочисленными предыдущими опытами певцов, типичными представителями которых являются в гомеровских поэмах образы Фамириса, Демидока, Фемия. Имя Гомера, таким образом, завершает продолжительный период творчества, в котором складываются образы богов и героев, песни о современных и прошлых событиях и личностях, разрабатывается язык для литературных целей, устанавливается стихотворный размер и разнообразные так называемые принадлежности эпического вида поэзии.
Поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы на основе популярного цикла произведений о войне союзных вождей греческих (ахейских) племен против Трои. Название этих эпических произведений напрямую связано с содержанием поэм. Так название первой «Илиада» происходит от греческого названия Трои-Илион. В «Илиаде» описываются события последнего, десятого, года осады Трои. Это был один из самых тяжелых периодов осады. Поэма начинается описанием ссоры Ахилла с предводителем греческого войска - Агамемноном из-за дележа добычи. Ахилл отказался от участия в сражениях, что привело к победам троянцев. И лишь после гибели своего друга Патрокла, который был убит в бою с Гектором, могучим сыном царя Приама, Ахилл решает вновь принять участие в битвах. «Илиада» заканчивает свое повествование описанием погребения сильнейшего защитника Трои - Гектора, который был убит Ахиллом. Но «Илиада» не рассказывает о событиях как предшествующих войн, так и о первых годах войны с Троей. Она также не доводит рассказ до победы греков - взятия Трои.
«Одиссея» описывает десятилетние скитания одного из вождей ахейцев в Троянской войне - хитроумного Одиссея, царя небольшого острова Итака. Вызвав гнев Посейдона, он не может вернуться и вынужден искать спасения на чужбине. После целого ряда фантастических приключений, преодолев множество опасностей Одиссей возвращается на родину. Здесь он вынужден бороться за свое имущество. С помощью сына Телемаха и верных ему рабов он убивает многочисленных женихов, из знатнейших семей острова, которые добивались руки его жены Пенелопы; таким образом он восстанавливает свои права на правление Итакой. В ней также сообщаются сведения о дальнейшей судьбе ряда героев «Илиады». Таким образом, сюжеты поэм тесно связаны друг с другом одинаковыми героями и единством темы. Однако «Одиссея» не является логическим продолжением «Илиады». К тому же они резко отличаются друг от друга и по характеру изложения. Если в «Илиаде» ярко отображен быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны, то в «Одиссее» поэт рисует главным образом картины мирной жизни древнегреческих племен. Прочие эпизоды троянского цикла излагались в так называемых киклических поэмах, которые оформились в виде песен не ранее 8 века до н. э. и дошли до нас лишь в виде кратких пересказов, упоминаний в произведениях авторов более позднего периода. По всей вероятности, в их основе так же, как и в основе «Илиады» и «Одиссеи», лежали героические песни, сказания, связанные с Троянской войной. Они исполнялись аэдами (певцами), бродившими по земле Древней Эллады, и были очень популярны. Они передавались из поколения в поколение, подобно легендам и мифам, преданиям других народов древности, и со временем были восполнены сказаниями о реальных исторических событиях, своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой они возникали. Поэмы передавались устно и лишь в VI в. до н. э. они были записаны в Афинах и превратились в литературные произведения. И Гомер, который, возможно, являлся аэдом, только собрал и переработал все те сказания, создав на их основе две эпические поэмы исключительного масштаба и выдающихся художественных достоинств.
Исторический материал, вошедший в гомеровское повествование, - отличается большой сложностью. В нем, несомненно, есть элементы, восходящие к микенской эпохе, возможно, даже ко времени более раннему, чем сама Троянская война. Одновременно поэмы являются и произведениями народного творчества: богатый, насыщенный образами и сравнениями язык, великолепные характеристики действующих лиц, сложная композиция являются яркими свидетельствами длительного пути развития греческого героического эпоса. Древние обороты эпического языка, сам образ мира, в котором герои сражаются бронзовым оружием, уводят нас в эпоху ахейских царей микенского периода. Всеми своими корнями эпическая традиция уходила в микенскую культуру. Однако несмотря на то, что влияние традиционного материала очень велико, поэмы не погружены целиком в прошлое, а обращены и к современной эпохе.
При всех условиях и оговорках гомеровский эпос представляет собой важнейший источник, отражающий историческую жизнь Греции не столько микенской, сколько после-микенского периода с характерным для нее преобладанием черт еще родового строя. Для исследователя произведения Гомера являются неоценимыми источниками о жизни и быте эллинов в конце II и начале I тысячелетия до н. э.
Разработка урока по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»»
Цель урока.
Формировать у учащихся навык работы с историческими источниками, учить отличать фактический материал от вымысла; расширять знания о культуре Древней Греции, приобщать к изучению мировой культуры. Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы.
Задачи:
определить, как связаны между собой события, описываемые в поэмах;
выяснить, какую информацию о развитии духовной и экономической сфер содержат поэмы;
выяснить, какие религиозные верования существовали у древних греков;
выявить, какие обычаи были свойственны жителям Итаки;
выяснить, насколько подробно можно изучить религию древних греков, познакомившись с содержанием поэм «Илиада» и «Одиссея».
Тип урока: урок обобщение.
Оборудование:
§26-27 учебного пособия «История древнего мира» А. Вигасина, В. Свенцицкой М., «Просвещение» 2013г.;
карта «Древняя Греция»;
карточки с именами героев мифов и названий городов Древней Греции для распределения по группам для активных и интерактивных форм работы;
План урока.
1.Организационный момент.
2.Мотивация на урок.
3.Работа по теме урока:
а) распределение на группы;
б) индивидуальная работа с текстом §26-27
в) подведение итогов индивидуальной работы;
г) изучение материала для работы в группах;
4. подведение итогов работы.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация на урок.
Слово учителя:
Период XI–IX вв. до н.э. в истории древней Греции традиционно носит название «гомеровского», так как основными источниками для этой эпохи являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» - первые дошедшие до нас литературные памятники античности. Другие источники, прежде всего археологические, чрезвычайно скудны, поэтому те исследователи, которые отрицают возможность использования гомеровских поэм как исторического источника, называют эту эпоху «Темными веками». Применительно к этому периоду в науке все чаще употребляется также термин «предполисный период», акцентирующий внимание на условиях, которые привели к формированию главного феномена вновь нарождающейся цивилизации - полиса.
Запись на доске темы урока. Предложение учащимся определить цель урока. Коррекция ответов учащихся.
Распределение среди учащихся карточек с именами героев мифов.
Эгей,Ариадна, Тесей, Дедал, Афины, Микены, Тиринф, Пилос, Гера, Афродита, Парис, Менелай, Эвбея, Крит, Итака, Фера. Размещение на доске табличек с классифицирующими признаками:
острова Древней Греции
герои мифа о Минотавре
герои мифа о начале Троянской войны
города Древней Греции
Работа по теме урока.
Разделение учащихся на группы. (учащиеся с сентября поделены на три группы, с учетом их когнитивных возможностей, 1 группа с высоким уровнем (6 человек), 2 группа со средним уровнем (10 человек) и 3 группа с низким уровнем (5 человек)).
Работа по группам (15 мин)
1 группа 2 группа 3 группа
Инсценировать любой отрывок поэмы.
Найти сведения о достоверной и вымышленной информации. Оценить поступки героев. Что вас в них привлекает? Что вы осуждаете? Почему? Прочитать, сделать выводы о нравах и традициях древних греков. Что ценили в людях древние греки? Пересказать
Один отрывок из поэмы. Какие события отразил в своих поэмах древнегреческий поэт Гомер?
Подведение итогов работы в группах
3 группа должна при ответе на вопрос перечислить следующее: В поэмах «Илиада» и «Одиссея» древнегреческий поэт Гомер рассказывает о Троянской войне и об одном уцелевшем герое – Одиссее.
2 группа должна сделать следующие выводы: сами цари воевали и были примером для простых воинов; Были случаи обмана; главное для войны – храбрость и мужество; надеялись на богов, а боги постоянно вмешивались в жизнь людей; мертвых сжигали на погребальном костре. Они ценят силу, храбрость, дружбу, сострадание.
3 группа: показывает сценку на выбранный отрывок, оценивает поступки героев, высказываю свое мнение о том, что их привлекло, а что они осудили в них. Достоверная информация – у греков существовало рабовладельческое государство, греческие цари ведут войны, рабами становились пленные, воины облачались в специальные доспехи, которые были сделаны из металла: голову защищал шлем, грудь – специальный панцирь.
Подведение итогов урока.
Можно ли назвать поэмы Гомера историческим источником?
В каких случаях используются крылатые выражения: «между Сциллой и Харибдой», «ахиллесова пята», «яблоко раздора», «Троянский конь».
Домашнее задание: Познакомиться с мифами древней Греции, подготовить пересказ одного мифа.
Заключение
Решение поставленных на уроке целей и задач помогли учащимся сделать вывод о том, что произведения Гомера представляют не только художественную ценность, но и историческую. Описанные Гомером конкретные исторические события дали учащимся представления о жизни, религии, обычаях древних греков. Расширили знания о культуре Древней Греции, увидели действенные факторы исторического процесса.
Исходя из этого, можно смело констатировать, что использование художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать,сочувствовать, восхищаться, ненавидеть. Формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.
Художественная литература является важнейшим средством познания общественно-исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное.
Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. Являясь богатейшим источником информации, художественная литература содержит ценный материал для утверждения в сознании учащихся высоких моральных принципов, выработанных человечеством.
Однако, существует проблема детского чтения, она является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Литературное образование подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. По этой причине дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Однако следует отметить, что эти же новейшие технологии могут помочь учителю в преподавании истории, разнообразить уроки, сделать их более привлекательными для детей.
Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановые и разнообразные. Отрывки художественных текстов вводятся для помощи в познании исторического прошлого, для решения образовательных и воспитательных задач урока, повышают интерес к предмету.
Таким образом, очень важным является использование межпредметных, межкурсовых и внутрипредметных связей. При этом происходит интеграция различных школьных предметов: литературы, истории, музыки, изобразительного искусства и так далее.
Можно сделать вывод о необходимости оптимального использования художественных произведений на всех типах уроков истории в средней школе для достижения высоких результатов и наиболее эффективного усвоения знаний учениками.
Список источников и исследований
Шмидт С.О. Художественная литература и искусство как источник формирования исторических представлений // Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. – М., 1997. – С.113–115. [Электронный ресурс]
Блюм А.В. Художественная литература как историко-книговедческий

Литературные источники – письменные источники прошлого, созданные не для удовлетворения эстетических потребностей. В каждом источнике есть 4 слоя: буквальный, символический, аллегорический и нравственный. В древнерусскую литературу входит христианская литература, фольклор, народные верования. Есть деление на светскую и духовную литературу. Наблюдается тесная связь литературы с христианством, первоначальные текст – перевод с греческого языка. С 11 века развивается национальная литература. Сложность изучения: тяжело без лингвиста понять текст, проблема сличения перевода с оригиналом, понимание семантического набора слов.

Семантика (от др.-греч. σημαντικός - обозначающий) - разделязыкознания , литературоведения, изучающийзначение единиц языка , терминов и понятий в их историческом развитии.

Типы произведений:

Канонические и Апокрифические (тайные и отреченные)

Канон - "мера длины", отсюда греч. kanes, лат. canna - "тростник, камыш, палка". Палка, служившая линейкой (локоть), отвес - нить с гирькой для определения вертикали. Это - правило, норма, закон, образец, общепринятый, освященный. Канон – образец, критерий оценки произведений, созданных мера по его образцу.

Апокриф (от др.-греч. ἀπόκρῠφος - скрытый, сокровенный, тайный) - духовные произведения не вошедшие в канон и не отвечающие образцу, часто запрещенные к употреблению. гностицизма...

Канонические произведения имеют жанры:

    Скриптурный – Ветхий и Новый Завет

    Литургический – богослужебный (часословы, минеи, требники, паремейники)

Часословы - богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга. Получила своё название от службы часов, которую она содержит.

Минеи иличетьи-минеи , (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца...

Требник -богослужебная книга, содержащая чинопоследования Таинств и других священнодействий, совершаемых церковью

Паремейники – книга отрывков из священного писания (цитатник).

Сюда входят переводы Библии, Псалтырь, Евангелие и т.д.

    Вероучительный жанр - символы и изложение веры, поучения огласительные (катехизисы), полемические сочинения, толкования. Пример - «Уверие или Слово о правой вере Иоанна Дамаскина», Лествица Иоанна Лествичника.

    Проповеднический жанр – проповеди. Трактаты Мефодия Патарского, Изборник Святослава 1703 г., Измарагда.

    Агиографический жанр – жития, биографии, похвальные слова святым и сказания о чудесах.

    Патерик – сборник повестей о монахах-подвижниках.

    Минеи – житийные повести по месяцам, сокращенная редакция.

Переводы светской хроники.

Византийские хроники – основа русского летописания. Через хроники происходило знакомство с античной литературой. “Повесть об Акире Премудром”, “Повесть о Варлааме и Иосафае”.

Оригинальная древнерусская литература.

Поучения и послания. “Слово о законе и благодати”, ”Поучении к братии”, “Поучении Владимира Мономаха”, “Моление” Даниила Заточника.

Житейная литература

Самым ранним считается “Служба святым мученикам Борису и Глебу’ (около 1021 г.), “Житие князя Владимира”, Киево – Печерский патерик (о первых монахах монастыря), “Житие Антония Римлянина”, Житийные повести о Стефане Пермском, Сергии Радонежском, Дмитрии Прилуцком, митрополите Алексии.

Ключевский В. Древнерусские о житиях святых как исторических источниках.

…житие - это не биография светских лиц, это особая отлившаяся в сознании народа форма для выражения идеального образа святого человека как образца (примера) для подражания. Есть имена, которые выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений, постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. ... Таково имя преподобного Сергия [Радонежского]: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания».

Хождения – описания паломничества в Святую землю. Самое раннее – Хождение в Иерусалим игумена Даниила (1115 г.). Хождение за три моря Афанасия Никитина.

Воинские повести – выделились из летописей. Слово о Полку Игореве. Повесть о разорении Рязани Батыем 14 в. Задонщина. Сказание о Мамаевом побоище.

Художественная литература как исторический источник

К художественной литературе относят произведения письменности, имеющие общественное значение, эстетически выражающие и формирующие общественное сознание.

Общепризнано, что исторические представления человека не формируются под воздействием работ профессиональных историков, а опираются на произведения художественной литературы и фольклорные источники. По мнению С. О. Шмидта, "влияние науки истории на общество определяется в большей мере не непосредственно исследовательскими (или учебными) трудами историков (рассчитанными, как правило, на узкий круг читателей - преимущественно специалистов), а их публицистическими по форме сочинениями или же их концепциями, выводами и наблюдениями, выраженными в сочинениях других публицистов и мастеров художественной литературы".

В традиционном источниковедении в качестве исторического источника рассматривались только древнейшие литературные тексты. Одна из причин недостаточного внимания со стороны профессиональных историков Нового и Новейшего времени к художественной литературе кроется в убеждении, что последняя представляет крайне субъективную, нередко ангажированную, а потому искаженную картину жизни, не отвечающую источниковедческим критериям достоверности.

Сторонники так называемой "новой интеллектуальной истории", направления, возникшего в 1970-х гг. в зарубежной историографии, поставили под вопрос привычное понимание исторической истины, предположив, что историк создаст текст так же, как поэт или писатель. По их мнению, текст историка есть повествовательный дискурс, нарратив, подчиняющийся тем же правилам риторики, которые присутствуют в художественной литературе. Е. С. Сенявская справедливо отмечает также, что ни один историк, как и писатель, не способен полностью воссоздать прошлое (даже следуя принципу "вживания" в него), поскольку на него неизбежно давит груз знаний и представлений своего времени.

В отечественной историографии вопрос о возможностях использования художественной литературы в качестве исторического источника ставился и раньше. Еще в 1899 г. В. О. Ключевский в речи по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве назвал все написанное великим поэтом "историческим документом": "Без Пушкина нельзя вообразить себе эпохи 20-х и 30-х годов, как нельзя без его произведений написать историю первой половины нашего столетия". По его мнению, фактическим материалом для историка не могут служить одни лишь происшествия: "...идеи, взгляды, чувства, впечатления людей известного времени - те же факты и очень важные..."

Автор одного из первых советских учебников по источниковедению Г. П. Саар включал в число исторических источников беллетристику и поэзию, но отдавал предпочтение "социальным романам", созданным современниками описываемых событий. В последующие годы возобладала точка зрения, что художественные произведения могут быть использованы при изучении общественных отношений только тех исторических эпох, от которых не сохранилось достаточного количества иных свидетельств.

В ходе дискуссий, проходивших в 1962-1963 гг. на страницах журналов "Новая и новейшая история" и "Вопросы истории КПСС", высказывались самые разные мнения по поводу источниковедческой перспективы художественной литературы: от категорических возражений до призыва не пренебрегать источниками, отражающими "многогранную деятельность партии и идейную жизнь общества".

· Исторические источники

· Источники по истории литературы. (Литературные произведения как исторические источники). Это все памятники письменного и повествовательного характера. Мы подразумеваем под этим понятием художественную литературу.

Это произведения литературы, где художественная форма не менее существенна, чем само содержание как и памятник публицистики. «Тихий Дон», Шолофох, роман «Петр Первый» автор ….. Они занимают особое место, но не столько документально фиксируют событие, сколько отражают эмоции, ощущения, размышления авторов определенных событий и явлений. Конечно же они будут иметь первостепенное значение для изучения истории идеологии. Они могут быть интересны для самой эпохи. Например, Куликовская битва 1380 год, сражение Донского с Мамаем. После этого события возникают литературные произведения «Задонщина» , которое наполнено гордостью за свой народ, восхищение автора. Это можно просмотреть, как передается это событие для следующих поколений. Обращались к историческим произведением лишь с 12 по 18 века. Но между тем, на смену античной литературы пришла иная. В средневековой литературе искали не наслаждение, а мудрость. На Руси чтение книги было уже мудрым. Например, Ярослав Мудрый получил свое прозвище, потому что много читал. Учеными такого времени были книжники - читающие книги. Литература приобрела немногословный характер, другая важнейшая черта – преимущественно религиозное содержание и характер. Если говорить о литературных произведениях 14 веков, то наряду с памятниками светского характера можно заметить преобладание духовной литературы. (вероучительные, проповеднические, житийные и т.д.). Было огромное количество произведений оригинальных канонических произведений. Литература должна была обеспечить передачу знаний, и этим объяснялось огромное количество поучений и посланий. Владимир Мономах и Мстислав Великий оставляли завещание и говорили в них о том, как должны были жить их сыновья после их смерти. Это были духовные самих князей.

· Литература путешествий – «хожения». Относятся к 16 веку- А. Никитин. Был автором «Хождение за три моря». Литература средневековья основывалась на фундаменте античной литературе. Этот жанр оформился в середине 2 столетия н.э. Это было не только поучение, но и занимательно чтение. Это были первые повести о муках христиан «Страсти», которые рассказывали о муках, ранениях и как они взлетали на небо; рассказы о жизни святых людей. Только потом уже в эволюции, эти элементы занимательности и повествовательности исчезают из этого жанра. Наоборот, возникает разновидность - прагматичности, схематичности, персонажи приобретают обобщенный характер, трансформируются в наставления. Тексты становятся каноническими. Иная совсем ситуация возникает в новом времени. Здесь многоликость литературных произведений, разнообразие жанров. Персонажи индивидуализируются, характеризуются эмоциональностью, психологичностью. В связи с ростом количества источников, литературные произведения стали препятствием для обращения к ним. Художественная литература не может показать образ мышления разных социальных слоев, поколений, представления об идеалах, о моральных ценностях. Начиная с западной Европы, восточной и затем доходит до нас. Если говорить о советской литературе: Шолохов, Толстой. Если человек пишет о своей эпохи, то это одно, а если о далекой, то необходимо знать, насколько профессионально он относился к этому, и как был подготовлен к написанию той эпохи, которой он интересуется. Дело в том, что сама ценность в том, что она помогает установить побудительные мотив. Создается человек определенной эпохи, герой времени. При этом всегда ценны все жанры литературы.

Даже фантастика отражает степень технического развития общества и представления о будущем. Хотя фантастический жанр существует давно. Томас Мор- его фантазия о будущей жизни. Это не только техническое развитие, это и социальные идеалы, которые человек проецирует в будущее, то, как они должны развиваться. В советской литературе «антиутопия» фактически не существовала. Этот мир был создан лишь в произведениях Замятина, в повести «Мы».

· Публицистические произведения. Связаны и с литературными, и с другими видами. Характерно высшее стремление использовать эпистолярную форму различного рода посланий и т.д. Публицистика получила свое развития с 12 века, а наивысшее позднее средневековье и Возрождение. Появляется такой жанр как эссе. Эссеисты излагают свое мнение, выступая не от имени социальной группы, а от своего собственного имени. Публицистика - вид исторических источников, возникающих в общественной сфере, призвана выражать мнение какой-либо социальной группы об общественно значимой проблеме. Сам автор может обращаться, выражая общее мнение. Литература средневековья связана с религиозными спорами. Если говорить о периоде новой и новейшей истории, то тут выступают в качестве публицистики проекты конституции и т.д. Здесь возникают новые формы, появляется литературно-художественная публицистика, научная, общественно – политическая. Бывает она и официальная, правительственная, оппозиционная. Ярким примером служит публицистика середины 19 века. Катков, Чернышевский, Герцен, Белинский. Публицистика в 20 веке становится партийной пропагандой как форма. Появляются программы и документы различных партий, прокламации, листовки и т.д. в 20 веке листовки становятся массовым источником, сопровождаются рисунками. Это приближало их уже к плакатам.

· Периодическая печать. В западной Европе становление периодической печати началось с 16 века, в России с 18 века. Периодическая печать – представляет собой не отдельный вид источников, а специфическую систему передачи и сохранение информации, где коммуникативная функция является определяющей. С рождения печати развито понятие средства массовой информации. В массовом характере состоит значимость данных средств, говорят о ней как о 4-й власти. Любое явление, если оно отражается в периодике, то оно оказывает влияние. Это существенно осложняет контроль со стороны власти и определяет возникновение новых форм. В странах, где демократия отсутствует, Интернета вообще нет. Появляется понятие цензура. Со временем она оформляется в виде государственного института. При Елизавете 1 возникает такой контроль в Англии в 16 веке, во Франции в 17 веке, в России в начале 19 века. Сложность изучения определяется многообразием форм изложения материала. Все-таки это комплекс источников самых разнообразных по жанру, характеру и происхождению. Все многообразие жанров исследователи выделяют в 3 группы: 1- материалы аналитические; 2- информационные; 3- художественно – публицистические. Классификация требует систематизации самих изданий. По периодичности подразделяется на ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные. Динами событий, то мы привлекаем ежедневные или еженедельные. Цензоры соответственно выходили. В ежедневных изданиях больше материалов информационных. Журнал – особая форма периодики. Важно обращать внимание на территориальный охват, тираж и на издателей. У нас были официальные издания «Омско -губернские ведомости». Такие ведомости были в Тобольске, Красноярске, Иркутске и т.д. Были и частные издания, но над ними велась жесткая цензура. (Они были часто основаны на слухах и быстро издавались по сравнению с первыми).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Литературные и публицистические произведения.:

  1. 24.Основные этапы изучения литературных произведений в школе.
  2. 10. Особенности правовой охраны некоторых видов литературных произведений
  3. Различные варианты разнообразной подготовки к восприятию нового произведения па уроке литературного чтения И.А. Бунин «Листопад»
  4. Разработать различные варианты разнообразной подготовки к восприятию нового произведения па уроке литературного чтения (И.А. Бунин Стихотворение «Листопад»). Дать теоретическое обоснование.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • специфику использования произведений художественной литературы как исторического источника;
  • особенности передачи устной традиции;
  • современные методологические принципы источниковедческого исследования фольклорных источников;

уметь

  • определять принадлежность фольклорного источника к конкретному жанру;
  • выделять псевдофольклорную составляющую в корпусе источников;
  • характеризовать особенности современного городского фольклора;

владеть

Инструментарием и методикой анализа произведений индивидуального и коллективного творчества.

Ключевые термины и понятия: художественная литература, фольклор, жанры фольклора, устные источники.

Художественная литература как исторический источник

К художественной литературе относят произведения письменности, имеющие общественное значение, эстетически выражающие и формирующие общественное сознание.

Общепризнано, что исторические представления человека не формируются под воздействием работ профессиональных историков, а опираются на произведения художественной литературы и фольклорные источники. По мнению С. О. Шмидта, "влияние науки истории на общество определяется в большей мере не непосредственно исследовательскими (или учебными) трудами историков (рассчитанными, как правило, на узкий круг читателей – преимущественно специалистов), а их публицистическими по форме сочинениями или же их концепциями, выводами и наблюдениями, выраженными в сочинениях других публицистов и мастеров художественной литературы".

В традиционном источниковедении в качестве исторического источника рассматривались только древнейшие литературные тексты. Одна из причин недостаточного внимания со стороны профессиональных историков Нового и Новейшего времени к художественной литературе кроется в убеждении, что последняя представляет крайне субъективную, нередко ангажированную, а потому искаженную картину жизни, не отвечающую источниковедческим критериям достоверности.

Сторонники так называемой "новой интеллектуальной истории", направления, возникшего в 1970-х гг. в зарубежной историографии, поставили под вопрос привычное понимание исторической истины, предположив, что историк создаст текст так же, как поэт или писатель. По их мнению, текст историка есть повествовательный дискурс, нарратив, подчиняющийся тем же правилам риторики, которые присутствуют в художественной литературе. Е. С. Сенявская справедливо отмечает также, что ни один историк, как и писатель, не способен полностью воссоздать прошлое (даже следуя принципу "вживания" в него), поскольку на него неизбежно давит груз знаний и представлений своего времени.

В отечественной историографии вопрос о возможностях использования художественной литературы в качестве исторического источника ставился и раньше. Еще в 1899 г. В. О. Ключевский в речи по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве назвал все написанное великим поэтом "историческим документом": "Без Пушкина нельзя вообразить себе эпохи 20-х и 30-х годов, как нельзя без его произведений написать историю первой половины нашего столетия". По его мнению, фактическим материалом для историка не могут служить одни лишь происшествия: "...идеи, взгляды, чувства, впечатления людей известного времени – те же факты и очень важные..."

Автор одного из первых советских учебников по источниковедению Г. П. Саар включал в число исторических источников беллетристику и поэзию, но отдавал предпочтение "социальным романам", созданным современниками описываемых событий. В последующие годы возобладала точка зрения, что художественные произведения могут быть использованы при изучении общественных отношений только тех исторических эпох, от которых не сохранилось достаточного количества иных свидетельств.

В ходе дискуссий, проходивших в 1962–1963 гг. на страницах журналов "Новая и новейшая история" и "Вопросы истории КПСС", высказывались самые разные мнения по поводу источниковедческой перспективы художественной литературы: от категорических возражений до призыва не пренебрегать источниками, отражающими "многогранную деятельность партии и идейную жизнь общества".

Обычно для историка художественная литература как источник представляла интерес, если содержала уникальную информацию, не получившую отражения в иных документах; если автор художественного произведения являлся непосредственным свидетелем описываемых событий; если достоверность содержащихся в произведении сведений могла быть верифицируема, т.е. подтверждена источниками иного рода. Н. И. Миронец в статье 1976 г. отметила, что художественная литература – в первую очередь источник по истории культурной жизни страны.

Л. Н. Гумилев сформулировал принципиально иной подход к проблеме, высказав мнение, что "каждое великое и даже малое произведение литературы может быть историческим источником, но не в смысле буквального восприятия его фабулы, а само по себе, как факт, знаменующий идеи и мотивы эпохи".

Сегодня все больше историков признают, что произведения художественной литературы и искусства – важный источник для понимания духа времени, знания обстоятельств, сопутствовавших тем или иным историческим событиям. Особенно перспективным представляется использование художественной литературы в междисциплинарных исследованиях, находящихся на стыке истории, философии, психологии, лингвистики, а также в работах по социальной истории и истории повседневности. При этом каждое литературное произведение в качестве источника должно изучаться с учетом его исторической обусловленности, массового сознания современного ему общества, авторского мировоззрения, стилевых и языковых особенностей изложения.

По замечанию А. К. Соколова, литература и искусство имеют свойство "нащупывать" реальность, фиксировать возникающее бытие, предвосхищая то, что лишь потом найдет отражение в историографии. Так, В. Данэм выдвинула концепцию "большой сделки" в середине 1930-х гг. сталинского режима и среднего класса советского общества. Сегодня эта концепция считается общепризнанной в социальной истории, хотя основная работа В. Данэм ("In Stalin"s Time: Middleclass in Soviet Fiction") базируется на анализе производственных романов эпохи индустриализации.

Произведение художественной литературы может послужить толчком для исторического исследования, поиска и проверки фактов, изложенных автором. Известно, например, об обстоятельствах написания А. А. Фадеевым романа "Молодая гвардия". Писателю предстояло в сжатые сроки создать эпохальное произведение. После разгромной рецензии в "Правде", в которой говорилось о недопустимо слабом отражении в романе руководящей роли партии в деле создания подпольной организации и недопустимо красочном описании отступления советских войск, автор был вынужден подготовить второй вариант романа (как сетовал он писательнице Л. Б. Либединской – переделать "молодую гвардию на старую"). Родственники многих молодогвардейцев обращались к А. А. Фадееву и И. В. Сталину с жалобами на "неверное освещение" деятельности молодежного подполья, одни участники которого оказались "канонизированы" как герои, другие заклеймены позором как предатели. Сам А. А. Фадеев в одном из писем признал, что в "Молодой гвардии", как в любом "романе на историческую тему", вымысел и история настолько переплетены, что трудно отделить одно от другого. Однако для большинства современников и не было необходимости выявлять это соотношение правды и вымысла. Роман получил признание, потому что в нем шла речь о великой победе, подлинных героях и общечеловеческих проблемах. В этом смысле произведение явилось документом эпохи. Даже сегодня далеко не все архивные материалы рассекречены, и споры исследователей о "Молодой гвардии" продолжаются до сих пор. Сама же история появления романа А. А. Фадеева чрезвычайно показательна в плане механизма создания мифа.

Предметом самостоятельного исторического исследования могут быть не только сами произведения художественной литературы, но и их социальное бытование, популярность литературных жанров и востребованность авторов, что отражает вкусы читательской аудитории и нравственный климат в обществе в целом.

Ценность художественной литературы (под которой понимается литература с вымышленным героем, вымышленными обстоятельствами, которые воспринимаются читателем в качестве таковых) как источника заключается в способности отражать ментальность своего времени, способствовать реконструкции определенных исторических типов поведения, мышления, восприятия, т.е. воспроизводить субъективные аспекты социальной реальности. Это роднит произведения художественной литературы с мемуарными и фольклорными источниками.

Известны две точки зрения на взаимосвязь художественной литературы и фольклора. Согласно первой художественная литература (искусство) противостоит фольклору (форме духовной деятельности народа, служащей предметом изучения для этнографов). По определению выдающегося ученого-фольклориста В. Я. Проппа, фольклор – это "доистория литературы".

Другая крайность – отождествление фольклора и литературы ввиду признания единого "творческого акта" в обоих случаях. Сторонники такого подхода выделяли в фольклоре те же художественные стили, что и в литературе, включая социалистический реализм. Поскольку фольклор считался искусством необразованного (преимущественно деревенского) населения, высказывалась точка зрения, что он будет вытеснен литературой по мере распространения грамотности и превращения сказителей в писателей. Этого не происходит, поскольку литература и фольклор – родственные художественные системы, но в их основе лежат разные способы образного мышления – индивидуального и коллективного.

Произведения художественной литературы роднит с фольклорными источниками то, что они доносят до нас не столько достоверную информацию о прошлом, сколько определенные матрицы общественного сознания.

И литература, и фольклор выполняют функции символического регулятора социальных и культурных практик, закрепляя за определенными текстами как определенную аудиторию, так и формы социальной коммуникации, которые служат опытом социализации субъекта, т.е. превращают индивида в члена данной культурной и исторической общности. Исследование такого опыта вкупе с изучением читателей и слушателей (как потребителей текстов) способно существенно обогатить историческое знание.