Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художественный метод в литературе. Литературное течение

Художественный метод в литературе. Литературное течение

Метод художественный, или творческий, - одно из важнейших понятий литературоведения. Он определяет наиболее общие особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм, романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению действительности.

Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Мора «Утопия».

Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

Метод художественный складывается в определенных исторических условиях - писателей, приверженцев данного метода, объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает (или не отвечает) этому идеалу, стало быть, о типе героя, выборе соответствующего сюжета. Стиль писателя всегда индивидуален, но он обязательно связан с методом художественным, которого придерживается писатель.

Многообразие исторической жизни общества порождает и многообразие проявлений метода художественного, поэтому в одно и то же время могут существовать и различные методы художественные в зависимости от взгляда художника на задачи искусства.

Реалистическим художественным методам свойственно тяготение к передаче реальных особенностей жизни (хотя возможно и обращение к условным формам, например в сатире) , в романтических резче сказывается субъективная позиция художника, придающая изображению более условный характер. Сравним с этой точки зрения две картины: Э. Делакруа «Свобода на баррикадах» и В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Обе они связаны с реальными историческими событиями, рисуют прежде всего массовые народные сцены. Полотно Делакруа написано под впечатлением событий июльской революции 1830 г. в Париже. Суриков изображает эпизод далекого прошлого - финал стрелецкого бунта против Петра I в 1698 г. Для Делакруа главным является стремление передать свое отношение к происходящему: изображение пронизано контрастами, как бы символизирующими смысл событий. В центре картины - полуобнаженная женская фигура со знаменем, один из цветов которого - красный - особенно контрастирует с темным фоном, где угадывается движение толпы. Крупный план на картине представлен двумя бойцами с оружием, мальчиком, стоящим рядом с женщиной, телами раненых и убитых. На заднем плане - отблески пожара, сквозь который видны выступы домов. Подчеркнуто-условный образ главной героини - женщины, под которой подразумевается сама Свобода, яркие контрасты в изображении движущейся массы людей, их страстного порыва вперед - все это отражает энтузиазм художника, ищущего исключительные обстоятельства и исключительных героев, чтобы передать пафос восстания и тем самым выразить свое отношение к миру.

В центре внимания Сурикова - народная трагедия. На Красной площади, на фоне возвышающегося в центре храма Василия Блаженного, - толпа, при этом каждый человек, а их около пятидесяти, показан как индивидуальность, у каждого свой характер, свое выражение. Справа высится фигура Петра I на коне, грозная и величественная, слева на переднем плане - гневный и перед лицом казни непокорившийся стрелец, в центре - рыдающая женщина с ребенком, в лаптях - стрельчиха, оплакивающая мужа, которого ведут на казнь. Здесь говорит о себе каждая деталь, здесь нет мелочей, которые бы не означали главного: речь идет о трагедии народа на крутом повороте истории. В этом основная историческая мысль художника. В. И. Ленин говорил, что Петр I не останавливался и перед «варварскими средствами борьбы против варварства». Вот этот противоречивый момент русской истории и раскрыт в картине с глубокой скорбью и сочувствием к народу.

В первой картине народ изображен романтиком, во второй - реалистом. Оба художника на стороне народа, но их картины различны по своему художественному методу.

Можно привести другой пример, когда два писателя изображают одно и то же событие, но разными методами. Так, например, знаменитая битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, изображена романтически в романе Гюго «Отверженные» и реалистически в романе Стендаля «Пармская обитель».

Великий исторический переворот, связанный с Октябрьской революцией (включая и период её исторической подготовки), естественно, создал новые условия для развития мирового искусства, и в частности литературы, и тем самым для формирования нового художественного метода - метода социалистического реализма.

Изучение художественного метода имеет большое значение для понимания закономерностей развития искусства и литературы и роли, которую играет в этом развитии индивидуальное творчество писателя. В критике существует ряд понятий, не расходящихся с понятием художественного метода: направление, течение, стиль, литературная школа, литературная группа. Все они в конечном счете имеют в виду общность существенных особенностей в творчестве ряда писателей (иногда в ряде стран), складывающихся в ходе литературного развития в принципе на основе того или иного сходства социальных, идейных и прочих позиций писателей. Точное разграничение этих понятий в критике еще не достигнуто. В данном словаре мы говорим об общем понятии художественного метода, о направлениях и течениях как его конкретных историко-литературных проявлениях, о школах и группах как наиболее частных его формах.

Художественный метод

Проблемы терминологии

Необходимо иметь в виду, что этимология термина используется в других значениях, применительно к иным явлениям. Было бы грубой ошибкой отождествлять диалектический метод с художественным методом. Являясь средством познания закономерностей развития природы и общества, диалектический метод применим к изучению художественной литературы лишь в общем плане, как к определенному общественному явлению. Однако понятие художественного метода связано с особенностями литературы как вида искусства, характеризует его образную специфику. Термин «метод» употребляется в значении способа научного анализа. Мы говорим об «индуктивном» или «дедуктивном» методе анализа (от частного к общему или от общего к частному).

Наконец, следует различать методику как систему приемов изучения или преподавания какой-либо науки в целом или ее разделов и методологию как совокупность общих принципов познания в какой-либо науке, в том числе и литературной.

Нецелесообразно также подменять термин «художественный метод» термином «творческий метод», так как в последнем случае есть опасность сближения понятия «метод» с понятием «акт творчества», т. е. с процессом создания художественного произведения, его лабораторией.

Пути развития и изучения проблемы художественного метода в литературоведении

В 1920-х годах было довольно распространено упрощенное представление о художественном методе как об «оттенке» классового стиля, т. е. как об элементе мировоззрения. В данном случае пути отбора и творческой переработки жизненных впечатлений в литературе классицизма, романтизма и реализма непосредственно связываются с классовыми интересами дворянства или буржуазии. Мировоззрение художника отождествляется с его методом, и такие писатели, как Пушкин, Лермонтов, оказываются всего-навсего «дворянскими писателями». Вся сложность, специфика художественного творчества игнорируется. Некоторые литературоведы 1920-х годов прямо утверждали, что существует два художественных метода, которые определяются материалистическим либо идеалистическим мировоззрением.

При таком определении сущность творчества таких художников, как Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, О. Бальзак, определить вообще невозможно.

В дальнейшем изучение проблемы художественного метода пошло двумя путями. Одни ученые рассматривали художественный метод как явление типологическое. Они сопоставляли литературные явления по наиболее общим признакам.

П.Н. Сакулин говорит о двух «типах стилей» (методах): «реалистическом» и «ирреалистическом».

Г.Н. Поспелов выделяет «реализм» и «схематизм», позднее – «реализм» и «нормативизм». Романтизм, по его мнению, не метод, а направление.

Ранний Л.И. Тимофеев, напротив, утверждает, что методами следует считать «реализм» и «романтизм». Метод чаще всего связывается с уровнем и количеством «жизненной правды» в творчестве. Но в этом случае романтизм придется характеризовать как искусство второсортное, неполноценное, так как в нем неприменим принцип «жизненной правды».

Типологическое изучение метода позволяет выявить общее в способах художественного отражения действительности художников различных эпох и национальностей, но не дает возможности выявить их своеобразие. В самом деле, и Рабле, и Сервантес, и Шекспир, и Л. Толстой в данном (типологическом) аспекте рассматриваются как «реалисты». Но чего больше в творчестве Шекспира и Л. Толстого – сходств или различий? Скорее – различий.

Типологический способ изучения художественного метода все менее удовлетворял исследователей.

Другое направление исследования проблемы художественного метода – взгляд на него как конкретно-историческое (неповторимое) явление. При этом называются уже не два, а несколько методов: классицизм, романтизм, реализм, символизм. Некоторые склонны вообще отказаться от типологического изучения метода, а изучать его только в плане конкретно-историческом.

Ни реализм, ни романтизм в данном случае уже не рассматриваются как художественные методы, так как их нельзя связать с определенным историческим периодом, с конкретными обстоятельствами. Отыскивая в методе различия и сходства характеров, конфликтов, сюжетов, героя, жизненного материала, некоторые исследователи готовы рассматривать в методе категорию индивидуальную, свойственную группе писателей или отдельному художнику. Л.И. Тимофеев выделяет следующие художественные методы в русской литературе начала ХХ в.:

– символизм (Сологуб, Брюсов, Блок);

– Л. Толстой (критический реализм);

– Бунин, Андреев, Куприн (без названия);

– Горький, Серафимович, Бедный (социалистический реализм).

В этом случае метод не различается не только с литературным течением, но даже со стилем. Возникает идея «подвижности» граней между стилем и методом.

Становится очевидным, что необходимо соединить типологические и конкретно-исторические способы исследования проблемы художественного метода.

Опираясь на идеи Белинского, Тимофеев выдвигает понятие «тип творчества» (тип образного мышления).

По мнению Белинского, «идеальная» и «реальная» поэзия различны по методу изначально. «Идеальная» – «пересоздает», реальная – «воспроизводит» жизнь. Для Белинского это различные типы литературно-художественного творчества со времени его возникновения.

Из реального типа мышления критик выводит реалистический метод творчества, из идеального – романтический. Элементы этих двух типов литературного творчества Белинский отмечает и в древней литературе.

Из определений художественного метода представляет интерес формулировка И.Ф. Волкова, в которой подчеркнут принцип исторического сознания. В трактовке И.Ф. Волкова «метод есть объективно-историческая закономерность, преломленная в определенном типе общественного сознания…».

Одна группа ученых, определяя художественный метод, отталкивается от идеи своеобразия мышления (сознания) художника, для других метод – преобладающая тенденция действительности. Ряд исследователей советского периода рассматривают художественный метод как показатель классовой природы мировоззрения (например, буржуазный, пролетарский или революционно-демократический реализм). Эта прямолинейная связь художественного метода с мировоззрением писателя была в конце концов отвергнута большинством исследователей.

У. Фохт и его последователи предложили типологию художественного метода для русского реализма XIX в.: реализм – психологический, социальный и т. п.

Художественный метод (реализм) не связан непосредственно с уровнем развития языка: и романтические, и реалистические произведения появлялись, скажем, в один и тот же период формирования русского национального языка, во времена Пушкина, могли характеризовать как сильные, так и слабые в художественном отношении произведения.

Метод не связан непосредственно и с проблемой качества: в рамках одного метода могут быть различные по своему художественному качеству произведения.

Итак, художественный метод есть система принципов художественного познания, отражения и обобщения действительности в их конкретно-историческом преломлении.

Что же характеризует эти принципы отражения действительности, по которым можно различать методы? Прежде всего это характер отбора явлений для изображения. Для классицизма в таком отборе важен принцип аналогии , нормы; для реализма – принцип детерминизма ; для романтизма характерен отбор необычных , ярких явлений и характеров.

В методе важен также принцип изображения действительности, принцип типологизации , который в сочетании с детерминизмом придает картинам жизни естественность, верность (в реализме) или высокую патетику (в романтизме).

Принцип оценки изображаемого в котором; на первом плане – взгляд приятия или отрицания: позитивное или негативное отношение автора к изображаемому.

Можно определить общее для методов реализма, романтизма, классицизма разных стран и эпох (общее в принципах отражения действительности); можно в то же время трактовать метод как результат развития определенной эпохи и нации (русский и французский классицизм и т. д.).

I. Типологические признаки реалистического метода (объективная сторона):

Детерминизм.

Внешняя мотивация:

а) классовая соотнесенность;

б) историческая соотнесенность.

Внутренняя мотивация:

а) психологизм;

б) верность деталей.

По этим признакам включаются в реалистический тип творчества писатели разных эпох и народов.

II. Конкретно-исторические признаки реалистического метода (субъективная сторона). Например, конкретно-исторические признаки классического русского реализма XIX в. таковы:

а) преломление классовой соотнесенности: защита русского крестьянства, резкая критика дворянства и нарождающейся буржуазии (Гончаров, Тургенев, Щедрин, Достоевский, Л. Толстой);

б) социальная соотнесенность: отрицательное изображение самодержавно-крепостнических и чиновничье-бюрократических порядков в России;

в) изображение психологии дворянства как уходящего класса; хищнической психологии купца и предпринимателя, идущего на смену дворянству; психологии крестьянства и интеллигенции («типические характеры в типических обстоятельствах»).

Метод позволяет изучать литературные явления в единстве общего (типологического) Так, французский и русский классицизм, английский, французский, немецкий и русский романтизм, европейский и русский критический реализм, обладая целым рядом сходных черт, в то же время выступают в конкретном, своеобразном национальном преломлении.

Являясь формой искусства и идеологии, художественная литература, однако, не связана непосредственно с производством и политическим строем общества. В противном случае невозможно было бы объяснить, почему в самодержавно-крепостническую эпоху, например, Николая I могли появиться и творить такие художники слова, как Жуковский и Крылов, Пушкин и Лермонтов, Батюшков и Гоголь. Художественный образ шире идеи, а творчество шире идеологии, философии, экономики.

Художественный метод отражает особенности:

а) мирового литературного процесса (изучение типологии (общности) форм и закономерностей развития художественной литературы, определяемой лишь в конечном счете общностью экономических и социально-политических структур и их развития). Смена общественных формаций от рабовладельческой к феодальной и капиталистической не всегда сопровождалась изменением литературных форм: литература Древней Греции и Древнего Рима, Средних веков и эпохи Возрождения, литературы классицизма, романтизма, критического и социалистического реализма развивались по своим законам;

б) национального процесса литературного развития, определяемого в конечном счете своеобразием культурного, экономического и общественно-политического развития нации.

В данном случае наряду с типологическим применим конкретно-исторический способ изучения.

Литературное направление

Понятие литературного направления признается не всеми . У Л.И. Тимофеева вместо направления присутствует понятие «тип творчества». При этом аргументом выступает опасение отождествить направление с методом, тем более что терминологически они часто совпадают: классицизм, романтизм, реализм. В дореволюционном литературоведении понятия «метод» и «направление» не различались. У Белинского и Чернышевского термин «направление» употреблялся применительно и к направлению, и к методу. В широком смысле употреблялся термин «слог».

Предлагается также заменить термин «направление» термином «литературная школа», хотя для большинства литературоведов последний термин ýже.

С другой стороны, исследователи, отвергающие типологическое значение направления, не считают правомерным определение романтизма как метода, полагая, что романтизм – это только литературное направление. В то же время эти исследователи реализм рассматривают только как метод, а не как направление.

Пути исследования проблемы литературного направления

В 1920-е годы эта проблема еще не ставится, она возникает в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Поначалу направление рассматривалось только в плане конкретно-историческом, как общность основных идейно-художественных тенденций, осознанных писателями и сформулированных ими в литературных программах и манифестах.

Но эстетическая программа или манифест сами по себе не определяют художественного своеобразия, а являются итогом, результатом художественной практики, которая, в свою очередь, обусловлена творческими предпосылками. В данном случае направление – только прикладная теория творчества и ближе к понятию «литературное течение». При этом из литературного процесса выводятся многие писатели: Пушкин оказывается вне направления, так как не разделял никакой программы. Гоголь – вне реалистического направления, так как не примыкал к программе натуральной школы, и т. д. Правильнее рассматривать направление как в типологическом, так и в конкретно-историческом аспекте, но обязательно в связи с методом.

Общее определение: направление – это ведущая идейно-эстетическая тенденция, выражающаяся в художественном творчестве. Направление сопоставимо с пафосом.

Романтизм как направление отражает период перехода от феодализма к капитализму. Основная тенденция: неясность, неопределенность, неустойчивость, зыбкость чувствований, настроений. В структуре – двуплановость образов (мыслимый и являемый). Отличаются два направления романтизма начала XIX в. в России – активное и пассивно-созерцательное: с одной стороны, Пушкин и декабристы, с другой – Жуковский.

Реализм как направление выражает период кризиса феодально-буржуазной системы. Основная тенденция – критически-сатирическое отношение к действительности (критический реализм).

Если метод проявляется в общности принципов отбора, изображения и оценки, то в направлении эти свойства метода дополняются силой его пафосной тенденции. Различная направленность, как основная тенденция, характеризует реализм (критический, просветительский, социалистический) , романтизм (пассивный, активный).

В конкретных национальных условиях эти тенденции воплощались с большей или меньшей силой. Понятие «направление» ýже понятия «метод». Метод конкретизируется в художественных направлениях. С другой стороны, единство (сходство) писателей в литературном направлении обеспечивается их художественной практикой – методом. Направление не существует вне метода: оно в значительной степени является носителем признаков метода и конкретизируется в методе и стиле.

Направленность проявляется, помимо пафоса, в категориях содержания – в тематике, проблематике, идеях.

Литературное течение

Общее понятие литературного течения. Терминология

Понятие литературного течения конкретно-историческое. Оно возникает в литературе классицизма как результат осознания и осмысления художественного метода и направления.

Идейными предпосылками литературных течений являются идейные течения. Но изучаются не течения общественной мысли, а литературные течения.

У некоторых исследователей понятия литературного течения нет (оно отождествлено с литературным направлением). У других нет понятия направления, так как оно покрывается понятием литературного течения: классицизма, сентиментализма и т. д.

Литературное течение объединено единством художественного метода и является внутренней разновидностью литературного направления. Обычно представлено группой писателей.

Чаще всего литературное течение определяется как группа писателей, объединенных некоторым единством жизненного опыта, идеологических позиций, творческих форм.

В романтизме это: 1) гражданский романтизм декабристов; 2) философский романтизм любомудров. В реализме: 1) натуральная школа; 2) сентиментальный реализм; 3) просветительский реализм.

Литературное течение не существует вне направления или вне метода: оно объединено единством метода и направления. И как понятие оно ýже направления, но шире понятия «стиль». Однако индивидуальный стиль (писатель) может быть и вне литературного течения (Пушкин – вне литературных течений романтизма, Гоголь – вне литературных течений реализма).

Литературные течения – понятия конкретно-исторические, имеют отношение лишь к своей эпохе и определенных названий часто не имеют. За пределами литературных течений сходство следует искать в литературном направлении и в методе.

Идейное течение

(признается не всеми)

Идейные течения – идеологические предпосылки литературных течений. Они характеризуют и проясняют общественно-исторические условия, в которых протекает литературный процесс. Идеологические предпосылки могут быть материалистическими и идеалистическими; могут называться по фамилиям основателей (петрашевцы, кружок Герцена, кружок Станкевича), по философской и социальной направленности (западники, славянофилы).

Идейные течения помогают уяснить характер литературной борьбы, но предметом литературоведения не являются. Они непосредственно не соответствуют направлениям и методам (не адекватны им): одно и то же идейное течение может обусловить различные методы и направления. Но в конечном счете идейное течение влияет на метод и направление.

В частом употреблении также термин «литературная школа». Это понятие равнозначно понятию «литературное течение». Но, в отличие от литературного течения, группа писателей в литературной «школе» «значительнее» по содержанию и составу и возглавляется (или ориентируется) на какого-либо руководителя («пушкинская», «щедринская», «гоголевская», натуральная).

Итак, из пяти рассмотренных категорий литературного процесса две характеризуют структурно-специфическую, практическую его сторону (стиль и метод); две – историко-литературные (литературное направление, литературное течение); одна категория – вспомогательная (идейное течение).

М е тод худ о жественный- система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства. Категория М. х. была введена в эстетическую мысль в конце 1920-х гг., став одним из основных понятий марксистской теории художественного творчества. Многообразие художественных методов (классицизм, сентиментализм, романтизм, критический реализм и т.д.) нельзя втиснуть в рамки противоположных политических взглядов (реакционные - прогрессивные), или противоположных философских мировоззрений (материализм-идеализм), или упрощенной историко-художественной оппозиции (реализм - антиреализм). Необходимо рассматривать художественный метод, исходя из его собственной эстетической природы. природе художественного метода идут споры. Одни ученые определяют его как совокупность художественных приемов и средств; другие - как принципы эстетического отношения искусства к действительности, третьи - как систему мировоззренческих направляющих творчества. Ошибочно отождествлять творческий метод с эстетическим отношением искусства к действительности. В рамках одного и того же метода возможны разные принципы этого отношения. Так, для разных теоретиков и практиков романтизма искусство есть или отражение субъективного мира художника, или выражение принципа романтической иронии, или идеализация прошлого, или предугадывание будущего, или изображение желаемого. И, несмотря на столь разное понимание принципов эстетического отношения искусства к действительности, все эти художники пользовались одним и тем же художественным методом - романтизмом. С другой стороны, принципы эстетического отношения к действительности у представителей разных художественных методов порой совпадают. в XX в. существуют романтизм, модернизм, критический реализм, социалистический реализм. Это многообразие объясняется тем, что существуют разные слои и сферы общественной практики, различное мировоззрение у художников и их ориентация на различные традиции в предшествующем искусстве. Художественный метод - результат активного отражения предмета искусства. Мировоззрение и избранная худ традиция выступают как призма между действительностью и способом мышления художника. Мировоззренч позиции и художественно-культурные ориентации на традиции бывают разными у разных школ и групп художников. Отсюда и возникают разные методы в одну и ту же эпоху.

- Метод. Понятие художественного метода.

Метод – совокупность наиболее общих принципов художественного мышления. Вычленяют реалистический художественный метод и нереалистический метод. Формируются разные модели.

1. Отбор фактов действительности для изображения.

2. Оценка.

3. Обобщение – бывают идеальные модели.

4. Художественное воплощение – система художественных приемов.

Метод – это понятие надэпохальное. Реализм – есть всегда, но он разный, разные акценты. Литературные направления – историческое воплощение какого-либо художественного метода. Любое направление имеет теоретическое подспорье, манифест. Состояние философии определяет взгляды писателей. Реализм вырастает из Гегеля. Просветители – французский материализм. Литературное направление – всегда неоднородно. Пример: критический реализм. Борьба внутри направления.

Худ мир автора. Особый раздел С. составляет С. художественной литературы (художественной речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык литературы, став явлением искусства, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художественные функции фактов языка в литературе определяются, в частности, их стилистическими свойствами, то естественно, что С. художественной речи остаётся в пределах С. языка как лингвистической дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетической функции языка в литературе. С. художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства. Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художественной литературе, способы актуализации таких сторон языка, которые в практической речи не существенны, и т.д. Одной из задач исторической С. в этом плане является анализ отношения языка художественной литературы к общелитературному и народно-разговорному языку на разных этапах развития языка и литературы. Это даёт возможность наметить связи между историей литературного языка и историей литературы, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то же время С. художественной речи стремится выявить эстетическую функцию языкового материала в конкретной художественной системе , в его связях с др. элементами этой системы . Поэтому в С. художественной литературы важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отдельные художественные произведения, т. е. на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. художественной речи граничит с поэтикой . Это соприкосновение намечает границы лингво-стилистического анализа; они обусловлены тем, что в понятие художественного стиля литературного произведения входят, по выражению В. М. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет С. в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтического текста, звуковой инструментовки стиха. Большую роль в развитии С., в разработке социологического и историко-литературного изучения языковых стилей сыграли труды В. М. Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С. от поэтики, а внутри С. разграничить разные её разделы: С. языка, С. речи, С. художественной литературы). Заметное место в истории рус. С. занимают труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского и др. ВС. как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистического значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художественной литературы в стилистической системе литературного языка и принципах его изучения, проблема индивидуального стиля, роль статистических методов и др.

2. ГИПЕРБОЛОЙ (от гр. gyperbolē - преувеличение, излишек) называется образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого (Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега). Гипербола и литота имеют общую основу - отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества, - поэтому могут в речи выражаться языковыми единицами различных уровней (словом, словосочетанием, предложением, сложным синтаксическим целым), поэтому отнесение их к лексическим образным средствам отчасти условно. Другая особенность гиперболы и литоты заключается в том, что они могут и не принимать форму тропа, а просто выступать как преувеличение или преуменьшение

ЛИТОТОЙ (от гр. litótēs - простота) назывАается образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого (- Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. - Гр.). Литоту называют еще обратной гиперболой.

ПЕРИФРАЗОЙ (от periphrasis - пересказ) называется описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. (Не раз сгорая дотла и восставая из пепла, Москва, - даже оставшись после Петра Великого «порфироносной вдовой», - не утратила своего значения, она продолжала быть сердцем русской национальности, сокровищницей русского языка и искусства, источником просвещения и свободомыслия даже в самые мрачные времена).

Ч асть I (XVII-XVIII вв.)

Кто о чем – а я всё о литературоведении. :-) Мы уже договорились, что понятие это емкое и входят в него, в частности, и теория, и история литературы. Вот между этими Сциллой и Харибдой я и попробую полавировать. Мне очень хочется хотя бы попытаться дать системный взгляд на литературу как вид искусства, как единый живой процесс, хотя я понимаю, что задача эта в рамках нескольких обзорных статей практически невыполнима. И всё же какие-то основные черты выкристаллизовать и свести в систему можно. Но для этого нужно решить, от каких же главных печек плясать, дабы не пропустить ни одного краеугольного камня.

Есть несколько путей рассмотрения литературы как целого, связанных с ее основными аспектами. Вот эти точки отсчета:

  1. Хронология и культурно-географические особенности . Это самый традиционный путь изучения истории литературы – от фольклора и до сегодняшнего дня, по разным странам, последовательно и параллельно. Он самый полный и неторопливый, и именно поэтому мы по нему не пойдем. :-)
  2. Роды, виды и жанры . В общих чертах мы уже говорили о них, поэтому я буду оперировать этими понятиями без подробных объяснений, хотя в дальнейшем, надеюсь, мы еще к ним вернемся и рассмотрим их эволюцию в разных национальных и временнЫх средах. Вот тогда мы сможем наглядно объединить теорию с историей, но пока нам нужно поговорить еще об одной проблеме, без решения которой нельзя составить себе полного представления о развитии любого вида искусства:
  3. Метод . Вот от этого понятия мы сегодня и будем отталкиваться.

Художественный (творческий) метод – это понятие, обозначающее наиболее общие принципы и способы отбора, оценки и отражения жизни, при условии, что эти принципы и способы повторяются в творчестве ряда писателей, близких по мировосприятию и технике творческого освоения (пересоздания) действительности. До XVII в. попыток теоретического обоснования отдельных методов не существовало: художник должен был только «подражать» жизни, как определил главную функцию литературы еще в IV в. до н.э. Аристотель.

С XVII в. появились теоретические работы, определяющие социально-философскую базу и эстетические рамки литературных методов как способа художественного перевоссоздания жизни , творческого ее преображения. Так, манифестом классицизма стал трактат Н.Буало «Поэтическое искусство» , романтизма – «Философия искусства» Ф.Шеллинга , предисловие к драме «Кромвель» В.Гюго , романтизма и реализма трактат Стендаля «Расин и Шекспир» , реализма предисловие О. де Бальзака к «Человеческой комедии» , и т.д. Свои литературные манифесты были и у отдельных литературных течений.

Итак, первыми литературными методами (шире – методами искусства) были классицизм и барокко , развившиеся в XVII в. Я буду приводить характеристику методов в самом сжатом виде, подчеркивая особенности через сравнения, но потом обязуюсь ответить на любые конкретные вопросы, если таковые возникнут.

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЦИЗМА И БАРОККО ( XVII в .)

КЛАССИЦИЗМ

БАРОККО

Происхождение понятий

Классицизм (от "classicus" – «образцовый») – направление, образцом для которого является классическое античное искусство.

Барокко – от португальского слова, означающего «жемчужина неправильной формы», или от итал. «прихотливый».

Концепция мира

Упорядоченность, монолитность, неизменность, доминанта волевого начала, строгая иерархия. Основа постижения мира разум ("ratio"). Философская база рационализм Декарта . Многообразие изображаемого мира искусственно сужается.

Хаос, власть случая, противоречивость, изменчивость. Основа постижения мира чувства . Философская база неостоицизм . Конструктивное видение мира отсутствует.

Концепция личности

Цельность, преобладание разума над чувствами, долга – над личными интересами, государственного – над индивидуальным. Герой государственное лицо . Главный конфликт – между долгом (разум) и страстью (чувство).

Противоречивость, борьба чувственного и духовного, эмоционального и рационального, изменчивость, индивидуализм. Герой – любой человек (для высокого барокко – представитель знати: роман М.М. де Лафайет «Принцесса Клевская»; для низового – простолюдин: Поль Скаррон, «Комический роман»). Главный конфликт – между человеком и миром (в низовом барокко конфликт более социален, чем в высоком ).

Стиль

Регламентированность, иерархия, цельность, однозначность, гармония, симметрия, обобщенность, красота, монументальность. Основное требование к литературным произведениямтриединство (места, времени, действия ). Выделяются 3 вида стиля (высокий, низкий, смешанный ).

Свобода от регламентированности; наличие контрастов и дисгармонии; сочетание высокого и низкого, прекрасного и уродливого, фантастического и реального; отсутствуют стилистические и жанровые рамки.

Основные жанры

Трагедия (Корнель, Расин); поэма (поэтический трактат Н.Буало «Об искусстве поэзии»); позже – комедия (Мольер).

Роман (Г.Гриммельсгаузен); лирика («поэзия либертенов» – Франция) и др.

Страны преимущественного распространения

Государства, тяготеющие к абсолютной монархии (Франция).

Страны с менее стабильными формами государственного устройства (Германия).

Художественные особенности

Схематичность сюжета и характеров, отражение общего в конкретном , обязательное соблюдение жестких критериев .

Многообразие отражения мира и человека, развитие разных форм , отсутствие регламентации .

Классицизм в архитектуре:

Барокко в архитектуре:


Но жизнь не стояла на месте: менялись политические веяния и социальная структура, развивалась наука и экономика, всё пытливее становился человеческий разум, всё новые цели перед собой ставил. Так, одной из благороднейших идей XVIII века стала идея Просвещения : если люди образованные поделятся своими знаниями с необразованными, то все будут в равной мере обладать самым большим богатством – Знанием, и наступит время равенства, справедливости и процветания… Забегая вперед, нужно сказать, что эта идея не дала тех плодов, на которые была рассчитана, хотя определенную роль сыграла. Что же касается методов и направлений, то классицизм приобретал все больше просветительских черт, пока, наконец, не трансформировался в несколько схематический просветительский реализм , из которого уже в следующем веке разовьется реализм как таковой. С другой стороны, просвещенная Европа, не ставшая моментально счастливой от знаний, ударилась в иную крайность – чувства, что и привело к формированию крайне «чувствительных» направлений – сентиментализма и предромантизма , который вскоре проявит себя уже как истинный романтизм .

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ XVIII в . (эпоха Просвещения)

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

ПРЕДРОМАНТИЗМ

(преромантизм)

Происхождение

От классицизма XVIIв.

От античного реализма , ренессансного реализма , классицизма , барокко. («Realis» – существенный, действительный )

От барокко

От барокко и сентиментализма.

(« Sentiment» – чувство ; «prae» – впереди, перед; слово «романтизм» произошло то ли от «роман», то ли от «романс»)

Черты предыдущих направлений

Социальная тематика, схематичность в изображении мира и человека, преобладание разума над чувствами, преимущественное изображение поступков , а не чувств и не эволюции характеров.

Социальная тематика, попытка изображения мира во всем многообразии , человека в совокупности действий, размышлений и чувств, в связи с обществом; острые конфликты .

Основной объект изображения – человек с его неповторимым внутренним миром; основной конфликт – между миром внутренним и внешним , индивидуумом и социумом , часто – между природой и цивилизацией .

Основной объект изображения – внутренний мир человека, его эмоции , интуиция , столкновение с ирреальными явлениями; внешний мир – хаос , который можно постичь не разумом, а только интуицией. Основной конфликт – между личностью и миром .

Новые черты

Возникли как проявление кризиса идей Просвещения. Культ чувств, распространение идей субъективного идеализма. Обращение к природе, истории. Меньше внимания уделяется общественной жизни.

Философская основа

– французское Просвещение (Вольтер ).

Снимается требование триединства; сочетается социальная и философская тематика ; герой может не быть государственным лицом; понятие долга заменяется понятием разума ; заостряется социальная критика . Образец для формирования личности и принципов существования государства – идеалы античности (красота, гармония рационального и эмоционального, близость к природе, демократизм, свобода духа).

– все направления европейского Просвещения. Объект изображения – развивающееся буржуазное общество с про- или антибуржуазной направленностью и человек в нем; критика феодализма и религии ; сопоставление разума и чувств , цивилизации и природы .

– французское Просвещение (Ж.-Ж. Руссо ), немецкое Просвещение (И.Кант ).

Ценность человека определяется неповторимостью его внутреннего мира, часто развиваются религиозно-мистические мотивы .

немецкое Просвещение (И.Г.Гердер , Ф.Шиллер ), субъективный идеализм Беркли и Юма (Англия).

Отрицание возможности существования идеалов в реальной жизни. Поиски их в сфере мистики, в старине, в экзотических странах. Огромный интерес к фольклору, обращение к необычным ситуациям и характерам.

О сновные жанры

Т рагедии (Вольтер, А.П.Сумароков), реже – комедии (А.П.Сумароков); философские повести (Вольтер), реже – романы (Дж.Свифт); оды (Г.Р.Державин).

Роман (Д.Дефо), реже – повесть (Д.Дидро), комедия (Г.Филдинг, Д.И.Фонвизин).

Роман (Л.Стерн), повесть (Н.М.Карамзин, «Бедная Лиза»), драма (Ф.Шиллер), лирика (элегии ). Герой – «маленький», обычный человек; темы – его внутренний мир и глубина чувств; социальная несправедливость .

Роман , лирика , драма.

Национальные особенности

Характерен, в основном, для Франции (Вольтер). В Германии развивается в форме «веймарского классицизма» (Гете, Шиллер); одна из философских составляющих – работы И.Винкельмана .

Особенно развит в Англии (романы Д.Дефо, Г.Филдинга, Т.Смоллета и др.). В Германии – философско-публицистическая проза (Ф.Шиллер, «Письма об эстетическом воспитании»). В России – «путевой дневник» (А.Н.Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»).

В Англии развивается «кладбищенская лирика» (Э.Юнг, Т.Грей). Во Франции расцветает «руссоизм» (Руссо), противопоставляются человек «природный» и испорченный цивилизацией. В Германии

проявляется в форме «штюрмерства» (или «Бури и натиска» ) и тесно смыкается с предромантизмом (И.В.Гете, Ф.Шиллер).

В Англии развивается в форме «готического» романа (А.Радклиф) и поэтических мистификаций (Дж.Макферсон); в Германии тесно связан со «штюрмерством» и существует, в основном, как историческая драма (Ф.Шиллер) и роман («Страдания молодого Вертера» И.В.Гете).

Но всё это – только подготовка к развитию литературы в XIX и последующих веках, и главное еще впереди.

Метод художественный (творческий метод) (от греч. methodos - путь исследования), категория марксистской эстетики, сложившаяся в советском литературоведении и искусствоведении в 20-х гг. и затем неоднократно переосмыслявшаяся. Наиболее употребительные современные определения метода:

- "способ отражения действительности", "принцип ее типизации";

- "принцип развития и сопоставления образов, выражающих идею произведения, принцип разрешения образных ситуаций";

- " . самый принцип отбора и оценки писателем явлений действительности" .

Следует подчеркнуть, что метод отвлеченно-логический "способ" или "принцип". Метод - общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, т.е. ее пересоздания, и потому он не существует вне конкретно-индивидуального своего претворения. В таком содержании эта категория вызревала издавна, часто под именем "стиля" и иными названиями.

Впервые проблема определения отношения художественного образа к воссоздаваемой реальности предстала в требовании "подражания природе". Аристотель прямо возводит понятие "подражания" (mimesis) во всеобщий закон творчества, полагая, однако, что искусство не просто посильно копирует природу, но, воссоздавая мир, "частью завершает" то, "что природа не в состояния сделать" . Теории "подражания" в своем изначальном смысле непосредственно могут обусловливать лишь метод натурализма. Другие творческие методы складывались, либо развивая ценную основу концепции "подражания" (разные ступени реализма), либо полемизируя с ней (романтизм, разные формы символизма и пр.). Позитивная основа теории "подражания" - утверждение связи художественного образа с правдой воссоздаваемой реальности; общая их слабость - недооценка или игнорирование субъективно-творческой стороны воссоздания. Формы такой творческой субъективности и позволяют говорить о наличии какого-либо метода как пути образного пересоздания жизни.

Упрощенность теории подражания вскрывает И.В. Гёте, споря со взглядами Д. Дидро и, в частности, с его склонностью "смешать природу и искусство". Напротив, полагал Гёте, " . одно из величайших преимуществ искусства заключается в том, что оно может поэтически созидать такие формы, какие природе невозможно осуществить в действительности", "и художник, признательный природе, которая произвела и его самого, привносит ей, таким образом, обратно некую вторую природу, но природу, рожденную из чувства и мысли, природу человечески завершенную" . Писатели-романтики, по сути, подхватывая гетевскую идею "второй природы", склонны были преувеличивать преломляющую возможность искусства.

Закрепившееся в советской критике понятие "творческий метод" на первых порах имело весьма отдаленное отношение к специфике искусства. С опубликованием ряда писем К. Маркса и Ф. Энгельса о литературе за основу принимается энгельсовское определение реализма: " . кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах" , что позволило во многом конкретизировать понятие "метод". Возникли и развились, однако, и упрощенные представления в этой области (признание противоречия между методом и мировоззрением; механистическое представление об истории искусства как о борьбе реалистического начала с "антиреалистическим" или, по иной терминологии, "идеалистическим" .

Метод, претворяясь, "угасает", растворяется в произведениях искусства. Его надо с усилием реконструировать в стиле, всегда помня, что реальная конкретность метода истинного художника неизмеримо богаче и глубже любого общего определения ("реализм", "символизм" и т.д.). Неисчислимы индивидуальные способы пересоздания, и потому до сих пор не сложилась сколько-нибудь систематическая типология метода. Выделяются надындивидуальные методы-типа: классицизм, романтизм, символизм, разные этапы реализма .


«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»
Создание цикла стихов «Персидские мотивы» Есенин задумывал уже давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла вместе с мечтой о Персии. Этот цикл должен был быть необыкновенным – вершиной его творчества. Есенину было ясно что она ещё не достигнута. Персидские стихи нравились Есенину...

Датировка анонимных изданий
Поскольку книги Анонимной типографии не имеют указаний на время, место и имя печатника, то только благодаря тщательному изучению бумаги, шрифтов и гравированных украшений, а главным образом датированных записей на сохранившихся экземплярах стало возможно точно определить время выхода их в свет. Установлено, что четыре книги из семи, на...

Историзм писательского мышления в повествовательной структуре романов
Исторический роман, возникая на стыке научного и эстетического мышления, требует сочетания в авторском лице художественного дарования и пытливости ученого., погружается в архивную пыль, производит анализ и отбор документальных свидетельств, создает свою научно-эстетическую концепцию эпохи и героев, учитывая существующие в науке точки зр...