Из сказанного выше следует, что хотя ритуальная дисциплина играла важную, даже основополагающую роль в человеческом развитии, она вне всякого сомнения достигала успеха лишь ценой некоторой потери творческого начала. Следовательно, господство ритуала и всех производных от него форм установлений объясняет как раннее развитие человека, так и крайнюю замедленность этого процесса. Долгое время тормоза оставались гораздо мощнее, чем машина, которую они сдерживали.
Где бы мы ни находили архаического человека, мы видим отнюдь не беззаконное существо, вольное делать что ему хочется, когда хочется и как хочется* скорее, перед нами человек, который в каждый момент своей жизни держится осторожно и осмотрительно, подчиняясь обычаям своего рода, воздавая почтение сверхчеловеческим силам - будь это боги-творцы всего сущего, призраки и демоны, связанные с его незабвенными предками, или же тотемы - священные
Животные, растения, насекомые или камни. Можно почти не сомневаться (хотя и это тоже остается догадкой) в том, что древний человек отмечал каждую фазу своего развития подобающими обрядами посвящения, то есть, по сути, универсальными церемониями, которые цивилизованный человек перестал совершать лишь недавно - для того, чтобы поспешно состряпать для них замену вроде книжек «Уход за младенцем и кормление» или «Сексуальные проблемы подростков» .
Благодаря запретам и ограничениям, а также в силу благочестивых соглашений, древний человек пытался соотносить свою деятельность с окружавшими его незримыми силами, стремясь завладеть частью их могущества, оградиться от их коварства и заручиться их поддержкой (а порой путем волшебства и исторгнуть ее у них). И нигде еще такое осмотрительное поведение не нашло более полного отражения, чем в двух древних установлениях, к которым Фрейд относился с большим подозрением и наивной враждебностью: я имею в виду тотем и табу.
Как указывали Рэдклифф-Браун и Леви-Стросс, понятие тотема, если изучить разнообразные сферы его приложения, обнаруживает многочисленные двусмысленности и противоречия. Впрочем, то же самое относится и к другому важнейшему понятию - городу, - охватывающему множество различных городских функций и социальных потребностей, которые объединяет лишь приблизительно сходное устройство. Связующим элементом между всеми формами тотема являются особые отношения зависимости от некоего священного предмета или силы, которую подобает благоговейно чтить. На первый, поверхностный взгляд представляется, что привязанность определенной группы людей к одному предку-тотему явилась попыткой избежать губительных последствий кровосмешения внутри немногочисленной общины. Поэтому внутри тотема браки запрещались, а половая связь с членами своего тотема, возможно, каралась смертью.
К сожалению, такое объяснение не выдерживает критики. в том, что формальные сексуальные отношения под знаком тотема сосуществовали с обычной семейной жизнью, какая наблюдается и среди многих других биологических видов, даже у птиц. Это указывает на специфически человеческую двойственность (или лучше определить ее как взаимодополняемость?), обособляющую биологическую и культурную сторону жизни. Сложные правила, регулировавшие родственные отношения у «примитивных» народов, а также их табу, свидетельствуют о том, что человек весьма рано одержал верх над своими грубыми биологическими инстинктами и наделил их особой человеческой формой, повинуясь суровым и осознанным приказам высших мозговых центров.
Порядок тотемного родства закреплялся с помощью табу; изначально это полинезийское слово, которое буквально означает «то, что запрещено». Под это понятие подпадают многие стороны жизни, помимо половых связей: табу распространяется на разновидности пищи, особенно мясо тотемных животных, на трупы, на женщин в период менструации, на игру вождя - вроде серфинга, или на определенную территорию. Действительно, любая часть окружающей человека среды окружения в силу какой-то случайной связи с добрыми или злыми силами может оказаться табуированной.
Эти запреты настолько чужды здравому смыслу, что можно только поражаться - как это делал Фрейд - их немыслимой прихотливости, их своенравному неразумию, их суровому осуждению невиннейших поступков. Порой даже начинает казаться - как это казалось Фрейду, - что те достижения, которые совершил человек, сделав свое поведение рациональным, находятся в пропорциональной зависимости от его способности отвергнуть или отбросить все табу. Но подобное суждение было бы опасной ошибкой с еще более опасными последствиями Так же, как в своем отрицании религии, Фрейд основывался здесь на странном предположении, будто обычаи, никоим образом не помогавшие человеческому развитию, а в иных случаях и явно противостоявшие ему, - тем не менее сохранялись на протяжении долгих веков, не утрачивая своего влияния. Однако от Фрейда ускользнуло то, о чем напомнил нам другой, более внимательный исследователь - Рэдклифф-Браун, говоря обо всех формах ритуала: необходимость проводить разграничения между самим методом и социальной целью. Взывая к священным силам, предписывая страшные кары за нарушение табу, древний человек формировал привычки абсолютного контроля над собственным поведением. Потерю свободы в данном случае на долгое время компенсировали коллективная солидарность и предсказуемый порядок.
Мнимая цель порой заставляла табу казаться детскими, несправедливыми или извращенными - например, женщинам отказывалось в особых привилегиях, которыми пользовались мужчины, а при деторождении происходило наоборот. Однако привычка строго следовать подобным наказам и запретам была чрезвычайно важна, так как помогала человеку достичь порядка и согласованности в прочих сферах.
Для противодействия беззаконному абсолютизму своего бессознательного человеку требовалась некая законопослушная сила, не менее абсолютная. Вначале для необходимого равновесия было достаточно одного лишь табу: это и был самый ранний «категорический императив» человека. Табу - наряду с ритуалом, с которым оно было тесно связано, - явилось для человека одним из наиболее действенных средств достижения самоконтроля. Такая нравственная дисциплина, укоренившаяся в качестве привычки раньше, нежели ее можно было оправдать как рациональную человеческую необходимость, была основополагающей для человеческого развития.
Проиллюстрируем сказанное примером из быта современного примитивного австралийского народа - эуалайи. По словам Заура, у них существует следующий обычай: когда ребенок только начинает ползать, мать отыскивает сороконожку, опускает в кипяток, а потом, поймав ручки ребенка, принимается легонько ударять по ним мертвым насекомым, напевая при этом такую песенку:
Будь добрым,
Не воруй,
Не трогай того, что принадлежит другим,
Не смотри на чужое.
Будь добрым.
Мать здесь не только воплощает для человеческого детеныша власть, но и связывает ее с потенциально ядовитым существом, соединяя свои внушения с символическим нанесением наказания за непослушание. Эти позитивные наставления лишены произвольности приказаний или разрешений. Так, представления о нравственном порядке и порядке умственном развивались бок о бок.
Сейчас западное общество настолько позабыло о древних табу, запрещавших убийство, воровство и насилие, что мы сталкиваемся с малолетними подростками, которые не задумываясь дерзко нападают на других людей просто «для забавы», в то время как взрослые преступники способны обдуманно готовить уничтожение десятков миллионов человек, следуя - несомненно, тоже «для забавы» - некой математической теории игры. Сегодня наша цивилизация скатывается в состояние гораздо более примитивное, гораздо более иррациональное, чем то, в котором находится любое из известных ныне обществ, скованных понятиями табу, - именно из-за отсутствия каких бы то ни было действенных табу. Если бы западный человек мог создать нерушимое табу на бездумное истребление людей, наше общество смогло бы получить гораздо более надежную защиту как от насилия одиночек, так и от все еще грозящих коллективных атомных ужасов, чем ООН или не всегда исправный механизм самоотключения.
Точно так же, как ритуал (если я правильно истолковал его) стал первым шагом в сторону действенного выражения и общения с помощью языка, - так и табу стало первым шагом в сторону нравственной дисциплины. Не будь того и другого, человечество могло окончить свой жизненный путь гораздо раньше, - как это случилось со
Многими могущественными владыками и народами, не выдержавшими крайне напряженных условий существования.
Человеческое развитие в каждой своей точке покоится на способности выдерживать напряжение и контролировать его облегчение. На самом низком уровне это касается контроля над мочевым пузырем и кишечником; далее следует осознанное направление телесных потребностей и генитальных побуждений в социально приемлемое русло. Итак, мое предположение заключается в том, что строгая дисциплина, присущая ритуалу, и строгие нравственные ограничения, предписываемые табу, оказались чрезвычайно важны для формирования самоконтроля у человека, а потому и способствовали его культурной деятельности во всех областях. Только те, кто соблюдают правила, способны играть в игры; и до определенной степени строгость правил и то, насколько трудно выиграть, не нарушая их, придают особую прелесть самой игре.
Словом, вся сфера существования древнего человека, которую современное научное мышление, уверенное в своем интеллектуальном превосходстве, отвергает, была изначальным истоком целенаправленного превращения человека из животного в собственно человека Ритуал, танец, тотем, табу, религия, магия, - все это послужило прочной основой для дальнейшего развития человека. Даже первая существенная попытка разделения труда, как указывал А. М. Хокарт, возможно, зародилась из ритуала с его четким распределением обязанностей и ролей, и только потом была перенесена в область технологии. И все это берет свое начало в «далеком прошлом, похожем на сон».
В России говорят: "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Знать традиции других народов нужно не только для того, чтобы не нарушить закон, но и чтобы случайно не нарушить один из запретов, которые там до сих пор существуют.
Табу в Сибири
У современных бурятов, эвенков и хакасов сохранилось множество архаичных табу, часто связанных с тотемизмом и старым укладом быта. Так, в Южной Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как он является тотемом группы, то есть – прародителем этого народа. Другие эвенки не трогают медведя, так как в тотемической терминологии он является их «амиканом», то есть, дедом. Если все же медведя приходится убивать, они говорят: «Это не я убил – это вот этот человек, который изображен на дереве», рисуя на дереве схематическое изображение, или попросту «Это не мы убили – это русские».
Нужно отметить, что русское население Сибири тоже часто соблюдают эти же табу эвенков: поедая мясо медведя охотники говорят слово «кук», напоминающее по смыслу русское «чур меня». Табу эвенков часто связаны с боязнью примет, и поэтому яйца не берут с собой в поездку, а свиней и кур до недавних пор не ели – так как те ходят по земле.
У бурятов табу сильно зависит от пространственной магии. Считается, что горы святы, и от этого женщинам запрещено подниматься на самые высокие из них, так как в религиозных поверьях женское олицетворяет земля, а мужское – небо. Аналогично некоторые места становятся табу для посещения бурятскими мужчинами. Символические верх и низ систематизируют и пищевые запреты бурятов. К примеру, мужчине всегда достается верхняя часть туши животного, а женщине – ее низ.
Законы бушменов
Проживающие в Африке племена бушменов считаются одними из самых древних людей в мире – неслучайно именно они по составу ДНК более всего приближаются к изначальному Homo Sapiens.
Современные бушмены продолжают чтить запреты отцов – например, нельзя называть имена умерших людей. Очевидно, что бушмены боялись влияния своего рода симпатической магии – то есть, в данном случае, передачи свойств умершего на произносящего его имя. Той же логике поддается возможное объяснение еще одного табу – на поедание сердца шакала, считавшегося у бушменов трусливым животным.
Еще одно пищевое табу – запрет на выбрасывание еды, связанный с бедностью бушменов. Достаточно обыденным выглядит табу на эндогамные браки – однако инцестуальным считается союз не только между членами одной семьи, но и, к примеру, с женщиной, носящей имя сестры или матери жениха.
Таким образом, носители одного имени отождествляются и символически становятся одним лицом. В Африке, как и в Индии, считается неприличным и даже запретным передавать что-либо левой рукой, так как она мыслится нечистой. При передаче денег левой рукой бушмен может попросить переложить их в правую.
Негласный закон евреев
Не только религия может порождать запреты – одним из важных поводов к возникновению табу может стать война. Именно последствиями Хрустальной ночи, Второй Мировой и Холокоста объясняется негласное правило евреев, запрет на игру музыки Вагнера.
Причин к этому несколько: считается, что Вагнер был антисемитом, а также его музыку очень почитал Гитлер, видя в ней выражение истинного арийского духа. Музыка Вагнера часто играла в концентрационных лагерях. Первая попытка израильского дирижера исполнить музыку Вагнера в 1981 году породила шквал угроз и волнений, и дело кончилось судебным иском. Дальнейшие попытки игры музыки Вагнера в израильских театрах и еврейскими оркестрами приводили к негативной реакции еврейской публики и общественности.
Запрет на поцелуи
Франция известна своими свободолюбивыми законами, большинство из которых были приняты после Великой Французской Революции. Однако даже в самом демократичном обществе могут существовать запреты, и Франция – не исключение.
Странно, но в одной из самых романтичных стран мира запрещено целоваться на перронах вокзалов. История возникновения этого табу такова: в далеком 1910 году пассажиры во Франции часто опаздывали на свои поезда. Во избежание досадных опозданий, зачастую случающихся по причине слишком долгих сентиментальных прощаний, свойственных любвеобильным французам и француженкам, был издан закон, согласно которому поцелуи на вокзалах Франции строго запрещены.
Увы, табу действует до сих пор, но с течением времени буква закона стала немного мягче: целующихся уже не ожидает штраф, и их только вежливо попросят прекратить противоправное действие.
Похожий запрет существует с недавних пор и на вокзале города Уоррингтон в Англии: целующиеся пары могут создавать заторы в движении пассажиров. Для целующихся выделили особые зоны, подобным уже существующим курительным зонам, а в прочих местах повесили знаки, запрещающие поцелуи. В Дубае, Малайзии и Индонезии, как в странах с более строгими нравами, один поцелуй может стать причиной солидного штрафа или даже тюремного срока.
Запрет необычных имен
Недавно православные активисты в России возмутились тем, что некая молодая русская пара назвала своего ребенка Люцифером, и даже предложили лишить их родительских прав. Несмотря на абсурдность ситуации, имя Люцифер попало бы под запрет во многих странах мира на законодательном уровне.
К примеру, в Новой Зеландии это имя входит в список из более чем ста имен-табу, среди которых также Гитлер и имена из цифр. Подобный закон есть и в Испании: вы не найдете в этой стране людей с именем Каин или Иуда. Германские дети должны обладать таким именем, которое обязательно указывает на их пол, а в Китае имена и вовсе ограничены возможностями идентификационной техники: если имя не распознает специальный считывающий сканер, придется задуматься о его смене.
Закон по запрету сложных имен, «состоящих из названий неодушевленных предметов, вымышленных персонажей, географических названий, обозначений флоры и фауны, титулов, болезней», хотят в этом году ввести в Украине, а в Азербайджане существует негласное правило не называть детей Ататюрком, дабы сделать единственным и уникальным имя великого турецкого правителя. Несмотря на это, в стране насчитывается порядка двадцати Ататюрков.
Запреты на продукцию
Табу в современном мире часто регулируются на законодательном уровне – и вполне успешно. Например, в Китае, по соображениям безопасности запрещен импорт игровых приставок. Целью этого закона является ограждение подростков от вредного влияния видеоигр.
Также в Китае после жасминовой революции в Тунисе запрещена символика, использующая этот цветок. Жевательная резинка запрещена в Сингапуре – так как часто застревала в дверях вагонов метро и прилипала к подошвам прохожих. Запрещено не только жевать резинку, если вы не турист, но и просто покупать или продавать ее. С 2004 года в Сингапуре разрешили продавать жевачку в аптеках.
В Иране родители не могут приобрести своим детям куклы Барби – эти несоответствующие традиционному исламскому облачению игрушки недавно запретили к продаже. Несмотря на то, что скоро в магазинах появились Барби в закрытой одежде и платке, кукла утратила былую популярность.
В Азербайджане недавно было введено полуофициальное табу, запрещающее ношение кепок и футболок с надписями имен национальных меньшинств, а также весьма популярных в стране кепок с аббревиатурой FBI, обозначающей Федеральное Бюро Расследований США. По мнению некоторых азербайджанцев, эта продукция может инспирировать национальную дискриминацию. Даже демократические западные страны демонстрируют склонность к табуированию продажи некоторых продуктов: к примеру, во Франции в столовых запрещено подавать блюда с кетчупом, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни и национальную кухню.
Он пробирался сквозь густые заросли, беспокойно озираясь по сторонам. Он чувствовал, как что-то неуклонно приближалось, что-то готовое поглотить его, и унести туда, откуда не возвращаются. Острая боль внезапно пронзила сердце, и он упал замертво. - Обряды и обычаи надо соблюдать - сказал старый шаман, и бросил сломанную фигурку в костёр. - А что он сделал? - полюбопытствовал человек, сидящий рядом с ним. - Произнёс имя нашего погибшего брата...
Вера в табу оказывает очень на человека, в сознании которого прочно закреплена некая установка. Так, например, у некоторых народов под запретом табу - произносить имя умершего человека. Вера в этот запрет, как и во множество других обрядов и обычаев сформировывалась на протяжении многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушителя - ведь он знает, что за ним "явится" дух умершего.
Всемогущие кельтские жрецы и мистики - друиды - также были должны подчиняться определённым законам. К примеру, им запрещалось записывать свои знания на бумаге - ведь друиды обладали Истинным Могуществом, и если бы такие сокровенные знания попали в руки невежд, то это привело бы к глобальной катастрофе.
Для друида власть - это в первую очередь искусство владеть собой. Друиды считали бессмысленной жестокостью причинять страдания живым существам, но, тем не менее, довольно сурово относились к нарушителям табу. Для нарушителя порядка исполнялась "злая песня" - своего рода на друидский манер. В зависимости от тяжести проступка эта "песня" могла иметь различные последствия - от заболевания жертвы до её смерти. У друидов существовал некий кодекс поведения, названный законом трёх требований, он включал в себя следующие непреложные Истины:
Три сущности человека:
Каким он себя считает.
Каким его считают другие.
Каков он на самом деле.
Три духовных правила, направляющих человека:
Владение собой (самоконтроль).
Владение миром.
Владение неведомым (магией).
Три вещи, которые всегда нужно контролировать:
Три признака жестокости:
Пугать без нужды животное.
Обрывать без нужды растения.
Гнаться без нужды за привилегиями и милостями.
Три ключа власти друида:
Обладать знанием
Хранить молчание.
Множество обрядов и обычаев друидов были связаны с натуральной магией. Поэтому "хранители леса" трепетно относились к природе, и человека, причиняющего ей вред, ждало наказание.
Строжайше запрещалось охотиться на тотемных животных. У разных племён были разные тотемы - быки, крокодилы, львы, голубые антилопы. В некоторых случаях запрещалось не только убивать и есть тотемное животное, но даже и смотреть на него. В Африке живёт племя арара, его территория расположена северу от племён аравете и паракана. Мужчины этого племени охотятся только на обезьян. Интересный факт - название каждого из трёх племён можно перевести, как "настоящие люди" или просто "люди", а, следовательно, своих соседей они считают не совсем людьми.
Нубийцы, проживающие в восточной Африке, верят, что они умрут, если войдут в дом королевского священника. Избегнуть этой опасности можно одним способом - для этого нужно обнажить левое плечо при входе, и склонить короля прикоснуться к нему рукой. Отсюда пошло суеверие, что прикосновение королей обладает целебной силой, и . Большинство аналогичных обрядов и обычаев также было сформировано под воздействием суеверных представлений.
Следует отметить, что больше всего дикари опасаются колдовства, поэтому зачастую новоприбывшим европейцам строго запрещается контактировать с местными жителями, вступать с ними в общение. Сначала африканские колдуны должны исполнить все обряды и обычаи, чтобы чужеземцы не смогли принести с собой болезни и бедствия.
У некоторых племён существовали любопытные табу на убийства. В соответствии с ритуалом, они приносили головы убитых на войне врагов в своё поселение. Но чтобы духи убитых не мстили, у голов следовало попросить прощения. При этом произносился примерно следующий текст: "Не обижайся, ведь и наши головы могли сейчас находиться в твоей деревне, будь мы менее удачливы. Зачем ты стал нашим врагом? Нам следовало оставаться друзьями, и тогда твоя кровь не была бы пролита".
Человечество нелегко расстаётся с древними обрядами и обычаями. Одни традиции полностью изживают себя, а другие трансформируются в причудливые . И всё же вера в табу - совершенно неприемлемый пережиток прошлых времён, ограничивающий свободную волю человека.
ПЛАН
1. Табу как социальный феномен.
2. Виды табу 3. Тотемизм как составляющая культуры первобытного общества. Тотемизм и религия.
4. Мифы нерелигиозные и религиозные в жизни первобытного общества.
Литература.
ТАБУ - первобытный социальный институт, представляющий собой запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово «табу» - полинезийского происхождения и означает «запретное» в смысле «священное» и «неприкосновенное». Английский путешественник Джеймс Кук завез это слово в Европу, описав в 1771 г. обычай табуирования на островах Тонга.
Табу - отрицательная сторона «маны», сверхъестественной силы, которой может быть наделен как человек так предмет или дух. Поскольку человек, обладающий маной, или вещь, которой сообщена мана, считаются опасными для окружающих, то прикосновение к ним, а порой даже взгляд на них, превращается в табу. Иногда снять табу можно посредством религиозно-магических обрядов. Страх перед «сверхъестественной силой» табу подкрепляется реальным наказанием (часто смертью) за его нарушение. После обнаружения института табу у полинезийцев, затем у меланезийцев, оказалось, что понятия аналогичные понятию табу существовали во всех обществах:
Дж. Фрейзер показал, что табу существовало у всех первобытных народов. У.Робертсон-Смит использовал слово табу для обозначения запретов, налагаемых на «произвольное использование человеком обычных вещей и подкрепляемых угрозой сверхъестественной кары». Ф. Ратцель, обративший внимание на случаи использования табу «в социально-политических целях», считал табу явлением религиозного происхождения. Согласно Э.Дюркгейму, социальными последствиями соблюдения табу является объединение социальной группы вне обычных ритуалов и чувственных проявлений. Табу является символом членства в группе. 3. Фрейд рассматривал табу как первую в истории нравственную норму. Согласно его концепции, этот моральный запрет стал результатом договора, заключенного сыновьями, убившими своего отца, вожака первобытного человеческого стада, для того чтобы обладать его женами, своими матерями и мачехами. Испытывая жгучее чувство стыда за содеянное, сыновья договорились между собой наложить табу на убийство родственников и брак с матерями (и мачехами), а жен брать вне своего рода. Эти два запрета стали первой социальной нормой, с которой и начинается история человечества. Б. Малиновский, рассматривая табу как регулятивный социальный институт, не сумел обнаружить «эдипов комплекс» у первобытных народов Океании и решил отнести его к более позднему «патриархальному» периоду A.P. Радклифф-Браун считал табу вневременной нравственной нормой, регулирующей поведение членов общества в соответствии с принятыми в нем нормами и ценностями. К.Леви-Стросс определяет табу как сообщение, символическую системы, представляющую собой обмен между природой и культурой, животным миром и обществом. М.Дуглас рассматривает табу в контексте исследования бинарных оппозиций грязное/чистое.
Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива (первоначально - праобщины, позднее - рода) с особями одного определенного вида животных (медведями, волками, оленями и т.п.). Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов. В своей сущности тотемизм был не чем иным, как осознанием реального единства человеческого коллектива, фундаментальной общности всех его членов и одновременно столь же фундаментального их отличия от членов всех других существующих на земле человеческих коллективов. Если иные формы религии, исключая политеизм, были отражением господства над людьми слепой необходимости природы, то тотемизм был отражением господства над человеком сил общественного развития, отражением не природного, а общественного бытия. И это отражение, так же, как и отражение в магии, оменализме и т.п. господства над людьми объективных природных сил, было не адекватным, а иллюзорным, фантастическим. Поэтому тотемизм, как и магия, оменализм, фетишизм и т.п., был верой. Все это и дало основание трактовать тотемизм как одну из форм религии. Однако согласиться с таким пониманием тотемизма нельзя.
Понятия иллюзии и религии далеко не тождественны. Всякая религия есть иллюзорное отражение действительности, но не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. Могут существовать и существуют различного рода нерелигиозные иллюзии. Религией является только такая иллюзия, которая включает в качестве неотъемлемого момента веру в сверхъестественную силу, от которой зависят ход и исход человеческих действий, веру в сверхъестественное влияние на судьбу человека. Если подобного рода вера отсутствует, иллюзия не может быть охарактеризована как религиозная, сколь бы фантастическими ни были составляющие ее представления.
Животные, являвшиеся тотемом, никогда не наделялись в воображении людей способностью сверхъестественным образом влиять на их дела. Поэтому тотемизм в его исходной форме не был религией.
В процессе своего оформления и развития тотемизм оброс значительным числом всевозможных ритуальных действий. В частности, возникли особые празднества, во время которых люди облекались в шкуры тотемных животных и подражали их действиям. Но эти тотемистические пляски не представляли собой религиозного культа. Люди, их совершавшие, не ставили своей целью добиться от тотемных животных благоприятного воздействия на ход и исход их деятельности. Суть тотемистических плясок заключалась в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животных тотемного вида. В последующем некоторые из действий, совершаемых во время такого рода празднеств, приобрели характер магических обрядов. В тотемистическую обрядность вплелись и новые, чисто магические, действия. Тем самым тотемизм оказался связанным с магией, но формой религии он при этом не стал.
Все мы любим путешествовать и узнавать что-то новое о традициях и обычаях других народов. Мы любуемся архитектурными памятниками, природой, совершаем экскурсии и, конечно же, пробуем блюда национальной кухни. Однако мало кто знает о том, чего не стоит делать во время еды. Сейчас мы вас познакомим с табу, о которых должен знать каждый.
Если вы решите поужинать в ресторане и вам покажется, что в заказанное вами блюдо положили недостаточно сыра, то вам лучше не заявлять об этом во всеуслышание. Это будет расцениваться как признак вашего недовольства кулинарными способностями повара, что является величайшим оскорблением.
Также нельзя направлять палочки в сторону ваших сотрапезников.
На этом запреты с палочками не заканчиваются. После окончания трапезы не оставляйте их в пище в вертикальном положении. Сделав это в кафе или другом заведении общественного питания, вы оскорбите хозяина.
Также заказывайте столько, сколько вы сможете скушать. Если вы не доедите пищу, это признак того, что вам попросту не нравится еда.
Если вы идете в кафе или ресторан с компанией, помните, что во Франции не принято делить счет. Вы должны заплатить за всех, или не заплатить вовсе. Другого варианта не существует.