Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сущность понятия «Социально-культурная деятельность. Что такое социально – культурная деятельность

Сущность понятия «Социально-культурная деятельность. Что такое социально – культурная деятельность

Возникновение понятия «СКД» связано с философским, культурологическим, педагогическим обоснованием термина.

Предшествующие понятия «образование», «просвещение», «политико-просветительная работа», «культурно-массовая работа» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятия «культурно-просветительная работа», которая трактовалась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся. Такая трактовка базировалась на субъект - объектной модели организации досуга населения. Сущность этой модели заключалась в том, что население рассматривалось в качестве объекта, который надо просвещать, воспитывать, направлять в «светлое будущее».

Если говорить об идеологической основе социально - культурной деятельности , то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, самостоятельность людей, так как в основе социально - культурных процессов находится субъект - субъектная модель организации культуры досуга, где народ сам является субъектом социально - культурной деятельности.

Как самостоятельная работа область познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности на активное участие личности в конкретной социальной среде, выбор адекватных форм участия в социально-культурных процессах. Это связано:

С развитием демократических процессов в мире;

С движением за права человека;

С ростом потребности во внутренней свободе;

С возможностями творческого самовыражения и самореализации.

Основные сферы реализации СКД:

Досуг и досуговая деятельность;

Образование и карьера;



Худ. культура и искусство;

Социально-культурная реабилитация и поддержка;

Межкультурное сотрудничество и коммуникация.

Под СКД следует понимать свободное взаимодействие людей по производству, сохранению культурных ценностей, в ходе которого изменяются:

Отношения и связи между людьми;

Сами люди;

- окружающий их мир (по В. Е. Триодину, профессор кафедры СКД СПбГУКИ )

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ства (Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, профессора кафедры СКД МГУКИ).

Понятие «социально-культурная деятельность» отличается от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социальная работа».

Термин «культурно-досуговая деятельность» сосредоточен на любительской, т.е. непрофессиональной культурной деятельности в часы досуга, отдыха, поэтому термин «культурно-досуговая деятельность» рассматривается как обозначение досуговой части социально-культурной деятельности.

Социальная работа определяется как деятельность государственных и общественных учреждений и организаций, незащищенных поддержке слоев населения: забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан и т.д.

Основные направления социальной работы:

а) материальная, финансовая, правовая поддержка (льготы, доплаты, правовые консультации)

б) физиологическая помощь (клиники, реабилитационные центры, уход за немощными, приюты и т.д.)

в) психолого-педагогическая помощь: телефоны доверия, вовлечение в общественную, спортивную, культурную жизнь.

Опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность» , расширяют его значение вводя следующие понятия «социально-культурный менеджмент », «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокова) и др.

Культурная деятельность - деятельность по выявлению, сохране­нию, формированию, распространению и освоению культурных ценно­стей.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художествен­ные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имею­щие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении террито­рии и объекты.

Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организа­циями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник , субъект культурной деятельности - физи­ческое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности, проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживаю­щих на территории Российской Федерации -это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культур­ные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Функции СКД («функция» от лат. – «назначение, роль») – максимальное развитие самодеятельности, инициативы, предприимчивости, социально-культурной активности людей.

Основные функции: развивающая, информационно-просветительная,культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

1. Развивающая – благодаря ей, все остальные функции связаны в единый узел. Подразумевает производство новых знаний, норм, умений, навыков.

2. Информационно-просветительная - подразумевает педагогическую образовательную и самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний, получение необходимой информации. В отличие от школ, вузов информационно - просветительная деятельность СКД:

1) основана на добровольности, инициативе, самостоятельности людей;

2) обеспечивает полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

3) Опирается на более широкий, чем в учебных заведениях арсенал средств, форм, методов, знаний, навыков, умений;

4) Продолжает,дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников

3. Культуротворческая деятельность : компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого Виды культурно-творческой деятельности: социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проект в и инициатив в культурно-досуговой сфере. Это деятельность самоуправления сферой культуры, досуга, спорта, работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ, выполнение эпизодических общественных поручений.

Самодеятельное художественное творчество характеризуется сложными и противоречивыми процессами. Сокращается число коллективов и участников в них (любительские театры, академические хоры, оркестры народных инструментов). Растет престиж современных, в первую очередь молодежных течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

Научно-техническое творчество - это развитие станций юных техников, юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессии, Проблемы, обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

Прикладное творчество это фольклорные различные виды народных промыслов и ремесел.

Это создание в регионе центров и пунктов, мастерских, артелей, кооперативов, работающих на материале культурных местных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность это активное культуротворчество самого населения, которое характеризуется ростом социально активной деятельности детей и подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, -этнические нормы, и оценки укрепление социальных связей и формированием культурного облика самобытного культурного лица своего края, города.

Фольклорное движение охватывает многочисленные слои населения. Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел.

Под художественными ремеслами подразумевают изготовление вещей, которые обладают особыми, час то неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором и традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют органичную часть культурного населения.

4.Рекреативно-оздоровительная функция это разработка и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, устранение производственного напряжения и развивающего воздействия. Эта функция ориентирована па досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный. Общий признак: неформальное общение, игровая деятельность, танцы, проведение зрелищных мероприятий, занятия любительских объединений, реализация программ выходного дня.

Вывод: основные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей сово­купности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых заня­тий.

Социально-культурная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. СКД многообразна, она обладает большим количеством различных вариантов и институтов, отличается исключительной добровольностью и свободой выбора. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функции.

Где и как этому учат

В России более 60 вузов, которые предлагают свои программы по обучению студентов социально-культурной деятельности. Ведущими являются московские вузы, например, Московский государственный университет культуры и искусств, Московский городской педагогический университет и другие. Студенты изучают культуру и искусство во всём их многообразии, их теорию и историческое развитие, прикладные дисциплины и гуманитарные науки, проходят практику в различных культурных и продюсерских центрах.

Выпускники вузов этой специальности работают в и шоу-бизнеса, занимаются преимущественно организационной деятельностью, ведут переговоры с агентствами, договариваются о проведении мероприятий, а также продвижением звёзд по карьерной лестнице. Специалисты работают с актёрами, певцами, цирковыми артистами, организуют выставки в галереях и прочее. Многие студенты этого отделения подчёркивают желание и возможность после выпуска работать по специальности, высокую вероятность получения прибыльного заработка, который растёт вместе с опытом работы и квалифицированностью специалиста, а также целый спектр занятий, которые можно совмещать с учёбой. Это одна из наиболее популярных в современном мире сфер деятельности, при грамотном подходе приносящая реальную пользу обществу и культуре.

2139.66kb.

  • Уважаемые абитуриенты! , 47.81kb.
  • Планирование и прогнозирование экономических процессов учебно-методический комплекс , 1077.94kb.
  • Приказ 2011 г. № Уфа Об утверждении тематики выпускных квалификационных работ по специальности , 114.93kb.
  • «Социально-культурная деятельность» , 507.01kb.
  • Что такое социально – культурная деятельность?

    Это работа, направленная на удовлетворение духовных потребностей в области досуга. Поскольку с каждым годом появляется всё больше и больше разнообразных форм отдыха, социально – культурные работники очень востребованы, и вы можете вполне успешно реализовать себя, свои амбиции, что называется – «выгодно продать свой талант». Но следует учитывать, что эта работа протекает в условиях высокой коммуникативной нагрузки, поэтому идут в эту профессию коммуникабельные, трудолюбивые, креативные люди с крепкими нервами и нестандартным творческим мышлением. Также социально – культурная деятельность требует умения использовать разнообразные технологии в области культуры, искусства, массовых зрелищ и спорта.

    Постановщик театрализованных представлений -

    Представитель одной из интереснейших профессий, связанных со зрелищем неотъемлемой частью народной культуры. Издревле люди требовали «Хлеба и зрелищ!» и всегда находились те, кто зрелищем зарабатывал на хлеб. С Х века на Руси этим занимались прародители театрального искусства – скоморохи. Они собирались небольшими группами (ватагами, как тогда говорили) и колесили по городам и весям, показывая свои представления людям и спасаясь от преследования церкви. В таких ватагах, как правило, не было «главаря» - каждый выступал сам за себя (сам себе режиссёр и исполнитель). С появлением профессиональных театров (в ХVIII веке) группой актёров руководил чаще всего ведущий актёр, выполнявший обязанности режиссёра и художественного руководителя. В начале XX века появилось движение под названием «Синяя блуза». «Синеблузники» были своего рода живой газетой – они переводили на язык театрального действия публикуемую информацию, разыгрывали миниатюры, делали пародии, использовали сатиру, юмор и гротеск. Таким образом, они наглядно «рассказывали» в большинстве своём неграмотному народу о происходящих в стране событиях и давали им свою оценку. И здесь, безусловно, не обходилось без кропотливой работы «массовика – затейника», на которого ложилась ответственность за содержание каждого представления и репетиции. В 30-е годы культпросветработе стали обучать на курсах и в институтах сначала в Москве и Ленинграде, а затем и по всей стране. Со временем культпросветработа трансформировалась в постановку театрализованных представлений. Такое отделение работает и в Карачаево – Черкесском государственном колледже культуры и искусств им. А. А.Даурова. Постановщик театрализованных представлений совмещает в себе две профессии – сценариста и режиссёра. Сценарий – это подробная литературная разработка предстоящего представления, а сценарист, соответственно, - человек, работающий с такой драматургией. Режиссёр – в переводе с французского языка означает «дающий надлежащее направление», т.е. человек, который занимается постановкой спектаклей, фильмов, представлений и т.д. Постановщик театрализованных представлений пишет сценарии концертов, обрядов, вечеров, и т.д., которые потом сам воплощает на сцене, используя все доступные выразительные средства. Эта работа предполагает организацию мероприятий для разного вида аудитории и в различных масштабах (от актовых залов до площадей). «Сфера обитания» постановщика театрализованных представлений: Дома культуры, клубы, филармонии, школы, досуговые и развлекательные центры, дома детского творчества, музыкальные школы и школы искусств.

    Руководитель театрального коллектива.

    Каждый студент отделения «Менеджмент СКС» проходит педагогическую практику в школьном или каком-то другом любительском театральном коллективе, работая над постановкой спектакля. От коллектива театра любители отличаются тем, что они не профессионалы, люди, не имеющие соответствующего образования. Обязанности художника, костюмера, гримёра, бутафора, звукорежиссёра распределяются между участниками, в то время как в театре это делают квалифицированные специалисты.

    Чтобы Вы яснее представили, чем будете заниматься в ходе обучения, добавим несколько слов об основных предметах, которые Вам предстоит изучать. Итак:

    - социально – культурная деятельность (СКД) – эта дисциплина познакомит Вас с социально – культурной сферой нашей страны на сегодняшний день, с основными её составляющими, методиками работы, со всей историей и теорией СКД;

    - народно – художественное творчество (НХТ) – Вы окунётесь в мир русской народной художественной культуры, узнаете исторические корни возникновения основных видов искусства России;

    - актёрское мастерство – на групповых и индивидуальных занятиях Вы пройдёте всю «школу Станиславского» от упражнений, этюдов, миниатюр до полноценной работы над ролью;

    - режиссура театрализованных представлений – Вы познакомитесь с теорией режиссуры разных жанров, основными приёмами воплощения замысла сценария;

    - сценарное мастерство – Вас ждёт овладение навыками работы над созданием сценария. Сначала это будет сценарные игры, рассказы, сказки, сценарные планы, а затем – Ваши собственные авторские работы разных видов;

    - словесное действие – Вы пройдёте полный курс сценической речи, начиная с чтения стихов и заканчивая эстрадным конферансом;

    - техника сцены и сценография – Вас научат «мыслить художественными образами», «символами осваивать пространство», проще говоря – грамотно и выразительно оформлять мероприятия согласно Вашему замыслу;

    - история костюма – в ходе увлекательных занятий Вы ознакомитесь с модой разных времён, что не раз поможет в работе, например, над театрализованным представлением или концертом;

    - музыкальное оформление – Вас научат работать с разнообразным музыкальным материалом, делать тематические подборки песен и композиций, составлять музыкальные партитуры.

    Также в программу входят дисциплины, изучение которых подарит немало интересных часов. Это: грим, игры и развлечения, режиссура эстрадных программ, пластика (танец и сценическое движение), вокал, история театра, зарубежная литература, основы музыкальных знаний и др.

    Настоятельно рекомендуется каждому абитуриенту (а потом и студенту) вести дневник наблюдений , в который следует ежедневно записывать увиденные, услышанные, «подсмотренные» на сцене, экране и в жизни интересные случаи, задумки, «фишки», которые можно будет потом использовать в качестве материалов для этюдов, сценариев и т.д.

    Будьте готовы к тому, что на коллоквиуме Вас попросят рассказать об одном увиденном или самостоятельно проведённом мероприятии. Вы должны описать хотя бы один эпизод с профессиональной точки зрения, т.е. рассказать о сюжете, особенностях сценария, действиях героев, музыкальном оформлении, дать оценку мероприятия с Вашей стороны как режиссёра (например, как бы Вы поставили тот или иной эпизод концерта, обряда и т.д.).

    До встречи в новом учебном году!

    Несколько советов для поступающих на отделение «Менеджмент социально-культурной сферы»

    Как исполнять прозу, басню, стихотворение.

    Когда после долгих мучительных сомнений и размышлений, наконец, подобран репертуар для вступительного экзамена, Вы приступаете к не менее сложному и ответственному этапу – подготовке к самому исполнению выбранных произведений. Прежде, чем мы дадим вам целый ряд ценных указаний по работе с материалом, позвольте сказать несколько слов непосредственно о художественном чтении. Итак, чтец действует от лица рассказчика, повествующего о своих героях и событиях. Он рассказывает о том, что происходило в прошлом и обращается прямо к слушателям, к публике, которая является его партнёром (в данном случае Ваши партнёры – члены приёмной комиссии). Основное средство воздействия чтеца на слушателя звучащее слово, переданное с определённой интонацией.

    В процессе подготовки репертуара полезно включить работу над голосом. К.С.Станиславский говорил, что даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи, тем более – сценической. Ежедневно работайте над дикцией с помощью скороговорок или труднопроизносимых звукосочетаний, например:

    Рли, рло, рла, рлэ, рлу, рлы,

    Лри, лро, лра, лрэ, лру, лры,

    Взби, взбо, взба, взбэ, взбу, взбы,

    Вздри, вздро, вздра, вздрэ, вздру, вздры,

    Взгри, взгро, взгра, взгрэ, взгру, взгры,

    Птки, птко, птка, пткэ, птку, пткы,

    Кпти, кпто, кпта, кптэ, кпту, кпты.

    Работа над прозой.

    В работе над прозой нужно определить, продумать, ощутить произведение во всех деталях, чтобы прийти к пониманию того главного, ради чего оно написано, то есть выяснить его главную мысль – идею. Иначе исполнение произведения расплывчато, лишено стержня. Надо детально проанализировать весь текст, внимательно вчитаться в произведение, понять, как в нём развиваются события, как развивается мысль автора, к какому выводу он, автор, нас подводит. Надо вглядеться не только в развитие событий, но и в действующих лиц, понять их намерения, поступки, изучить характер и главное ощутить личность говорящего, чтобы суметь к нему максимально приблизиться. В этот период предварительной подготовки начинается так называемая «работа вокруг материала» - накопление знаний о самом писателе, о времени, в котором он жил, об эпохе, описанной в произведении. Идея от самой ткани произведения, от фразы к фразе, мы лучше улавливаем, как проявляются черты характеров, чувствуем главную мысль в развитии сюжета.

    Что такое, сюжет произведения? Сюжет – последовательное развитие событий, и развития сюжета лежит конфликт – борьба различных сил. Произведение строится на основании события и имеет несколько частей:

    1. экспозиция
    2. завязка
    3. развитие действия
    4. кульминация (момент наивысшего накала, напряжение борьбы).
    Экспозиция всегда важна в повествовании. Только усвоив в экспозиции что, где, когда происходило, мы можем разобраться в дальнейшем. Не зная чётко контуров завязки, развития действия, кульминации и развязки, исполнители не могут правильно распределить свои выразительные средства – темперамент, голос, внутреннюю целеустремленность, волю. Существует 5 видов исполнения на реальный, присутствующий объект (зритель, слушатель). Самый распространённый род обращения к публике – рассказ (повествование о событии). Признаком рассказа всегда бывает прошедшее время. Цель рассказа – заинтересовать слушателя. Для того, чтобы заинтересовать слушателя, исполнитель сам должен быть заинтересован своим повествованием. Показ (повествование в настоящем времени), беседа, агитация и поучение также являются распространёнными видами обращения к публике.

    Работа над стихотворным произведением.

    Здесь важно не только понять, что хотел выразить автор, но и как , каким способом он это сделал, то есть следует обратить внимание на особенности формы – стихотворного размера. Чтецу необходимо понять, ощутить особенности размера, найти его ритм и характер. Обязательным является отделение одного стиха (строки) от другого небольшой паузой цезурой. В этом отличие стихотворение от прозы. Также цезура нередко ставится в середине стихотворной строки согласно знакам препинания. Очень важно, не нарушая музыкальности, ритма стиха, донести содержание и главную мысль автора. Разбору композиционного построения стихотворения также уделяется внимание, как и при работе над прозой.

    Работа над басней.

    Баснописцы в своих баснях ярко, искренне и непринуждённо рассказывают о событии так, будто сами его наблюдали. Именно в таком разрезе и рассматривается манера исполнения басен. Исполнение басен требует повествовательного тона. Исполнитель басен должен оставаться рассказчиком, который как будто наблюдает поведение персонажей со стороны. Он не должен впадать в банальность, стараясь перевоплотиться в образы – персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Однако, исполнитель не безразличный наблюдатель, и это находит отражение в его интонации. Он должен занять свою позицию по отношению к персонажам басни. В басне требуется пристальное внимание к ритму и рифмовке басни. Финал басен – это всегда «фотоанализ» происходящего, отношения исполнителя к происходящему, вывод, мораль. Итак, при исполнении басни необходимо:

    1. вести повествование,
    2. установить общение со слушателем,
    3. нарисовать образы,
    4. подчеркнуть мораль.
    Удачи Вам!!!

    Как выбрать прозаический отрывок.

    Прозаический отрывок, предназначенный для исполнения на вступительных экзаменах, должен быть не слишком длинным по объёму (это затрудняет заучивание), но и не слишком коротким, чтобы Вы смогли раскрыть свой творческий потенциал. Конечно, в этом плане наиболее выигрышны сказки и рассказы, которые легко сократить, но если Вы всё-таки остановили свой выбор на произведении крупной прозы, лучше брать отдельную главу, которую тоже можно сократить.

    Отрывок по композиционному построению должен быть законченным, «самостоятельным» произведением со своим конфликтом и развитием действия. В таком отрывке не должно быть много действующих лиц и длинных диалогов (это отвлекает, мешает целостному восприятию). Желательно, чтобы события развивались «здесь и сейчас», без постоянного обращения к чему-то уже свершившемуся, к прошлому, неизвестному слушателям. Отрывок должен быть ярким, эмоциональным, с разрешимой конфликтной ситуацией, чтобы приёмная комиссия услышала от Вас связный, логичный рассказ о том или ином случае (ситуации, происшествии).

    Вступительные экзамены.

    Экзамен по специальности является комплексным (включает несколько этапов, которые приведены ниже) и сдается за один день.

    1-й этап – чтецкая программа

    Оценивается : чистота произношения, подача, тембр голоса, диапазон, эмоциональность, темперамент, мимика, жесты.

    Не волнуйтесь, но и не будьте пассивны, постарайтесь с первых слов заинтересовать слушателей, донести идею произведения. Не переживайте, если запнетесь или что-то забудете – Вам разрешат начать сначала. Во время исполнения смотрите педагогам всегда в глазах и не машите руками – лучше отработайте (но не заучивайте!) несколько жестов, которые помогут сакцентировать внимание на наиболее значимых моментах. При выборе репертуара следует руководствоваться собственным вкусом, однако рекомендуется исполнять произведения признанных мастеров слова, будь то классика или современная литература (от Пушкина до Довлатова). Желательно подготовить по два произведения разнопланового характера.

    Выбирайте то, что ближе Вам по темпераменту. Прислушайтесь к мнению окружающих: если в Вас видят неплохого комедианта, не рискуйте читать монолог Гамлета. Проще говоря, выбирайте то, что Вам по силам.

    Читайте громко, но не кричите, четко произносите слова. Не бойтесь делать паузы, особенно если это необходимо для добора дыхания. Не спешите, не тараторьте, не «забалтывайте» текст.

    Если у Вас имеются серьезные дефекты речи, лучше заранее проконсультироваться со специалистами. При незначительных дефектах педагог может предложить Вам комплекс упражнений по развитию дыхания, диапазона, артикуляции.

    Что надеть на экзамен: желательно удобную, не стесняющую движений одежду, не раздражающую пестротой цветов. Девушкам не советуем приходить на очень высоких каблуках, в коротких юбках, джинсах с заниженной талией, коротких топах. Ограничьте бижутерию. Юношам желательно гладко выбриться.

    2-й этап – этюды

    Оценивается: пластичность, фантазия, реакция, эмоциональность, изобретательность.

    Итак, что же такое этюд? Этюд – это небольшое законченное произведение, основанное на беспредметных действиях. Этюды чаще всего бессловесны (разрешается произносить пару «ключевых» слов), они называются этюдами на органическое молчание. То есть Вы должны сыграть небольшую ситуацию, обозначая все предметы так, чтобы зрителю все было понятно. Например, если в этюде Вы пишете письмо, Вы должны открыть воображаемую тетрадь, взять воображаемую ручку и т.д. Все физические действия сначала отрабатываются с настоящими предметами.

    В этюде обязательно должен быть конфликт – событие, которое поменяет ход действий (например, Вы вернулись домой, собирались отдохнуть на диване, увидели горящий утюг и пытаетесь потушить пожар всеми способами). Конфликт создает ситуацию, из которой в этюде Вы ищете выход. Этюд не должен быть затянутым! По времени вполне хватит 1-2 минут.

    Этюд должен носить определенную мысль, т.е. сначала ответьте на вопрос: «Для чего я это показываю? Чего хочу добиться? Что почерпнет зритель из моего этюда?»

    Во время исполнения не волнуйтесь, постарайтесь расслабиться, чтобы не было мышечного зажима. Если умеете, не бойтесь использовать элементы простейшей акробатики: кувырки и т.п. можно грамотно вставить в этюд, и он будет более выигрышным.

    Что надеть на экзамен: удобную одежду (можно взять с собой спортивную форму), ведь Вас могут попросить изобразить животное.

    3-й этап – проверка музыкально-слуховых и хореографических данных

    Вас попросят что-нибудь спеть, станцевать или сыграть на музыкальном инструменте. Выбор за Вами. Желательно спеть песню с легкой напевной мелодией, так как петь придется без аккомпанемента. То же самое относится к произведению для музыкального инструмента – лучше сыграть что-нибудь простое, но без запинок и ошибок.

    Также проверяется слух и чувство ритма. Нужно повторить мелодию, заданную педагогом (или «прохлопать» ее в ладоши)

    4-й этап – собеседование

    Вам будут задавать различные вопросы, цель которых – выявить Ваш культурный уровень, кругозор, начитанность, образность мышления. Советуем заранее почитать о творчестве таких режиссеров, как К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и т.д., ознакомиться с выдающимися произведениями литературы, живописи, музыки, кино.

    Е.Б.Захава «Мастерство актера», «Мастерство режиссера».

    М.А. Чехов «О технике актера»

    К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве», «Искусство представления: Классические этюды актерского тренинга» (2010 г), «Работа актера над собой в творческом процессе переживания»; «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения», «Работа актера над ролью».

    В.И.Немирович-Данченко «Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма» (2009 г.)

    С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».

    М.Кипнис «Актерский тренинг»

    В.Дюпре «Как стать актером»

    И.Б.Шубина «Драматургия и режиссура зрелища: Игра, сопровождающая жизнь»

    И.Б.Шубина «Организация досуга и шоу-программ»

    Проза

    Л.Н.Толстой «Война и мир»

    А.К.Толстой «Петр I»

    К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

    И.Тургенев «Дворянское гнездо»

    Б.Васильев «А зори здесь тихие»

    А.Куприн «Олеся»

    М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

    А.Пушкин «Метель», «Барышня-крестьянка»

    В.Короленко «Слепой музыкант»

    Ф.Достоевский «Идиот», «Девочка со спичками»

    М.Зощенко – рассказы

    И.Бунин – рассказы

    А.Чехов – рассказы

    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Южный почтовый»

    Г. де Мопассан «Ожерелье»

    О Генри – рассказы

    А. С. Пушкин «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама».

    Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «Мёртвые души».

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    Ф. М. Достоевский «Белые ночи», рассказы.

    И. А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов».

    М. Горький – рассказы.

    А.Т. Аверченко – рассказы.

    Н.А. Тэффи – рассказы.

    В.М. Шукшин – рассказы.

    А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

    Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго».

    Сказки

    Г.Андерсен

    М.Салтыков-Щедрин

    А.Пушкин

    Н.Афанасьев

    Басни

    И.Крылов

    С.Михалков

    Лафонтен

    Поэзия

    А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», сказки, лирика. М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Демон», лирика.

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз Красный нос», лирика. А.А.Фет – лирика.

    Ф.И. Тютчев – лирика.

    А.А. Блок «Незнакомка», «Двенадцать», лирика.

    М. И. Цветаева – лирика.

    А. А. Ахматова – лирика.

    Б.Л. Пастернак – лирика.

    О.Э. Мандельштам – лирика.

    С.А. Есенин «Анна Снегина», лирика.

    В.В. Маяковский «Облако в штанах», лирика.

    А.Т. Твардовский «Василий Тёркин», лирика.

    Н.А. Заболоцкий – лирика.

    В.С.Высоцкий – лирика.

    Б.А.Ахмадуллина – лирика.

    Р.Рождественский – лирика.

    Ф.Г.Лорка – лирика.

    Н.Заболоцкий «Осенние этюды»

    Р.Рождественский «Байкальская баллада»; «Все начинается с любви»

    В.Маяковский «Разговор на одесском рейде десантных судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия».

    С.Есенин «Русь Советская»

    Сначала определимся, Что же такое социально-культурная деятельность? По Ариарскому М. А. Социально - культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

    Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры, как на профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

    В своей работе «Социально-культурная деятельность» Красильникова и Чижов подробно рассматривают вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их классификации, который имеет несомненное методологическое значение.

    Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом - «отправление», «деятельность».

    Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность.

    Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Противопоставления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.

    Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и в нерабочее/в неучебное время.

    Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

    Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

    В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.

    Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

    Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных «опорных элементов» - это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурной деятельности.

    Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

    Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных начал, безусловно стимулирующих социально-культурную активность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная трагедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

    Красильникова и Чижов отмечают, что становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий. Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

    В своей книге «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников пишут, что характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является её общественно-политическая направленность. Основной вектор этой направленности связан с необходимостью формирования политической и экономической культуры населения, активизации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в социально-политических и социально-экономических вопросах.

    Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движений и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других разновидностей современного социума.

    Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей отличаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фестивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широкого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

    Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, развлекательные и развивающие социально-культурные проекты и программы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

    Широкими возможностями для утверждения и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объединениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы социальных референтов и лидеров ХХI века, центры и мастерские социально-творческих проектов и многие другие аналогичные формы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

    Интерес к культурному наследию в России заметно активизировался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосударственных и региональных программ реализуются проекты, направленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов

    Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохранения, закрепления и развития традиционных черт культуры своего народа. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каждый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

    В своей работе «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников отмечают, что значение народной художественной культуры и профессионального искусства России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоёв населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

    Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

    С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика организации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали.

    Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.

    По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

    Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки.

    Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства.

    Т.А. Фролова
    Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций
    Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

    Тема 1. СЕРВИС И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

    4. Отраслевая структура социально-культурной сферы

    Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

    Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

    Особенности СКС:

    1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.

    2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.

    3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).

    4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.

    5. Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.

    6. Природный фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.

    7. Труд работников СКС непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании материальных благ.

    8. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.

    9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в промышленности – 83%, в строительстве – 65%).

    Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.

    Нематериальное благо – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в непроизводственной сфере. Блага бывают:

    а) внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);

    б) внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

    В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:

    1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

    Жилищно-коммунальное хозяйство; наука.

    2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:

    Бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;

    Здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.

    3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:

    Управление и планирование народного хозяйства;

    Отрасли, обеспечивающие безопасность государства;

    Обеспечение охраны собственности.

    Существует ещё одна классификация СКСФ:

    1. Государственное управление, социальные услуги.

    2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.

    3. Жилищное хозяйство частного типа.

    4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.

    5. Ремонт техники.

    6. Пассажирский транспорт.

    7. Здравоохранение и соц. обслуживание.

    8. Образование.

    9. Оптовая и розничная торговля.

    10. Природно-хозяйственная деятельность.

    11. Культура, искусство и СМИ.

    12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.

    13. Гостиничный бизнес.

    14. Ресторанный бизнес и общественное питание.

    Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.

    Отраслевая структура СКС включает:

    1. Отрасль культуры идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).

    Функции отрасли культуры:

    а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;

    б) приобщение людей к творениям культуры;

    в) воспитание культурного человека;

    г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;

    д) проведение исследования в области культуры;

    е) духовное обогащение человека.

    2. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).

    Функции отрасли образования:

    · удовлетворение потребностей людей в знаниях;

    · осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;

    · способствование приобретению специальности и овладению профессией;

    · воспитание человека.

    3. Здравоохранение система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).

    Функции отрасли здравоохранения:

    § забота о поддержании здоровья людей;

    § проведение профилактики и лечение болезней;

    § оказание медицинской помощи;

    § обеспечение людей лекарственными средствами;

    § восстановление потерянного здоровья.

    К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

    4. Отрасль бытового обслуживания по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).

    5. ЖКХ отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.

    6. Социальное обеспечение (социальная защита) удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).

    7. Наука сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).