Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Живопись европы в средние века. Средневековое искусство западной европы

Живопись европы в средние века. Средневековое искусство западной европы

Ольга Чертова
Конспект занятия кружка «Снег, лёд и их свойства»

На занятиях кружка "Юный эколог" мы с детьми старшей группы продолжаем экспериментировать. На этот раз опытным путём изучаем свойства снега и льда .

ЦЕЛЬ : Формировать представление о снеге , льде и их свойствах .

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда .

ЗАДАЧИ :

Образовательная. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег и лёд изменяют свои свойства .

Закрепить знания о свойствах снега и льда .

Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивающая. Развивать мышление, умение выражать свои мысли последовательно, интерес к зимним явлениям природы.

Воспитательная. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

Предварительная работа : Наблюдение за снегом , рассматривание снежинок, характеристики снега : сухой (мокрый, рыхлый (плотный, холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый, игры со снегом , опыты, чтение рассказа “Первый снег” Е . Трутневой.

Материалы и оборудование : одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег , лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета , наглядные модели снежинок и льдинок с обозначением свойств снега и льда , салфетки и полотенце.

Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке :

Снег на полях ,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой)

А в следующих загадках говорится о явлениях неживой природы зимы. Отгадайте их.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег )

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки?

Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель

В. Архангельский. (Детям зачитывается о том, как образуются снежинки) .

Каким бывает снег ? Оказывается, снег бывает разный . В очень морозные дни он хрустящий и рассыпается. А вот если немного потеплеет на улице и наступит легкий, небольшой морозец, то снег станет липким , и мы сможем тогда и вылепить снежную бабу, построить снежную крепость, и поиграть в снежки.

А когда бывает снег и лёд (Ответы) .

Раз снег и лёд бывают только зимой, то они наверное чем-то похожи между собой. Как вы думаете? (Ответы) . Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.

Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств .

Я вчера набрала снег и лед и разложила его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос "Где живет снежинка?")

Теперь мы с вами ученые-исследователи, будем выяснять, какие они снег и лёд и каковы их свойства . А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) .

Ребята, а что же стало со снегом ? (растаял) Почему?

Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза и тают в тепле.

(на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства , на снежинке нарисована капелька воды : снег тает в тепле ).

Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег . Что вы видите? (вода грязная) . Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег . Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь ? (холодный) . Можно ли есть снег ? (нет, снег холодный и может быть грязным) .

Опыт №1. «Определение цвета» .

Сравним : какого цвета вода, снег и лёд (снег белый , вода и лёд бесцветные) А что еще бывает белым? (крепится 2 снежинка : снег белый - в центре снежинки вата, лёд бесцветный).

Какого цвета снег ? (белый)

Какого цвета лёд? (бесцветный)

Опыт №2. «Определение прозрачности» .

Проведем эксперимент. У вас под тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег , другой опустите в воду, третий круг положим под льдинку. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 3 снежинка : снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз, лёд прозрачный – открытый глаз).

Опыт № 3. «Определение запаха» .

Ребята, а как узнать, снег и лёд пахнут ? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег снега нет запаха ) (крепится 4 снежинка : снег и лёд не имеют запаха - на снежинке нарисован нос).

Давайте попробуем воткнуть в снег палочку , что произошло? А можно ли воткнуть палочку в лёд? Можно сделать вывод, что снег рыхлый , а лед твёрдый.

Взять горсть снега и высыпать её . Как можно назвать это свойство снега ? (Сыпучий) . А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий) .

Физкульминутка :

Снег пушистый все летает , (поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело , (показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем (имитируют действия)

И в снежки играть пойдем. (шагают)

Снег сегодня белый , белый, (поднимают руки вверх и опускают)

От него кругом светло.

Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)

и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)

Каждый пальчик мы оденем,

Будет вы шубах нам тепло.

Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите : у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная) . Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала : горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно . Где снег растаял быстрее , а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег , быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладают снег и лёд ? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега и льда ). Обращается внимание детей на то, что снег и лёд - это замерзшая вода.

Давайте теперь объединим всё, что мы узнали о снеге и льде .

Снег – белый , непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.

А лёд – бесцветный, прозрачный, твёрдый, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

А теперь, когда мы с вами познакомились со свойствами снега , давайте попробуем сами вырезать снежинки и посмотрим, какие они у нас получатся. (Дети вырезают снежинки) .

Подведение итогов занятия : Как много мы сегодня узнали о снеге , пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие ? Что запомнилось больше всего?

Посвящается всем девочкам,
девушкам, женщинам и бабушкам!

Художники 15 века стали покрывать свои полотна плотным ковром растений, имитируя гобелены. Перед собой вы видите бургундский гобелен с изображением плененного единорога.


Традиция изображать различные растения, наделяя их символическим значением, появилась еще в античности. Так, листья аканта считались символом смерти.



На гобеленах растения изображены с удивительно "ботанической" точностью, но, похоже, пока служат только украшением.


В сцене охоты на единорога в нижнем правом углу изображено апельсиновое дерево . Это было экзотическое растение, оно считалось символом райских кущ.

Путешествия в дальние страны позволили европейцам знакомиться с новыми растениями - финиковыми пальмами , например.


Нередко разные виды растений украшали маргиналии манускриптов.


Очень популярной была легенда о магических свойствах корня мандрагоры .


Пальмы представлялись как-то так.


Шишка пинии (сосны) была символом древа жизни.


Сразу несколько цветов считались символами Богородицы.


Символическое значение некоторые растения имели для разных религий. На картинке - лист из старинной иудейской книги с изображением меноры и оливковых деревьев , символа мира. (Испания, 12 век)



В буквице средневекового манускрипта мы видим Смерть, любующуюся собой в зеркале, а вокруг - барвинки , символ молодости и красоты. Ирония, видимо, такая.


Античные мифы были популярны в эпоху Возрождения. На картине Козимо Тура (1465) - муза Каллиопа, покровительница поэзии. В ее руке ветвь черешни - символ плодовитости, здесь - творческой, видимо.


Рафаэль Санти "Сон рыцаря" (1504).
Ясное дело, что скрытый символизм буквально просился на полотна-аллегории. На этой картине "зашифрован" сложный выбор между мудростью и телесными удовольствиями. Слева - богиня Минерва, протягивающая спящему рыцарю книгу, символ знаний, справа - Венера, предлагающая цветы яблони - символ чувственных наслеждений.


Много символизма и в ветхозаветных сюжетах. На картине Альбрехта Альтдорфера (1526) "Сусанна и Старцы" героиня идет на суд (справа), неся в руках лилию - символ невинности. Если помните, похотливые старцы домогались ее, подглядев, как она купается, а когда благочестивая женщина отказала им, ложно обвинили ее в прелюбодеянии. Мудрый царь Давид совершил праведный суд, выведя развратников на чистую воду. Видите, Сусанна идет мимо высокого стебля коровяка , называемого еще "царский скипетр" - символ власти и правосудия.



Еще один прерасный южнофламандский гобелен "Убийство единорога". Теперь уже с символами.


В левом нижнем углу виден куст лещины - это символ богатства и изобилия. Белка - символ трудолюбия.

И, конечно, очень много тайных символов в религиозной живописи 15-16 веков. Травянистый покров у ног святых, особено на картинах Сверного возрождения, - настоящий ботанический справочник. Похоже, знание бтаники было обязательным навыком художников того времени. Интересно, что практически каждое растение имело свой смысл.


Я когда-то вам очень подробно рассказывала про Гентский алтарь Яна ван Эйка. Напомню, здесь очень много символов, растительных в том числе.


Например, Ева держит в руке плод Древа познания, но здесь это не яблоко, а "адамово яблоко" или не съедобный иберийский цитрон .



Яблоко, как и лимон - символ первородного греха.


На этом чудесном полотне Маттиаса Грюневальда "Штуппахская Мадонна" (1517) мы видим в вазе символы Марии - белая лилия - невинность и чистота, роза - материнская скорбь и раны Христовы, ноготки (или бархотцы) - "золото Марии", дар утешения Богородицы неимущим и убогим. Мария подает малышу грецкий орех - символ Христа (невзрачная скорлупа - человеческое тело, вкусное ядро - божественная сущность).


На все том же Гентском алтаре тоже можно видеть цветы Богородицы: роза - скорби, лилия - чистота, аквилегия и ландыш - слезы.



Ландыш можно видеть и у ног святой Вероники с картины Робера Камрпена. И еще одуванчик : милый цветочек - младенец Христос, пикообразные листья - копье Лонгина, страсти Христовы.



Жак Даре, "Мадонна с младенцем и святыми в Запретном саду" (1425). У ног Марии - морозник , символ Христа и вечной жизни. Слева в углу - ирис , символ материнского горя и мук.


Ангелы преподносят Мадонне с младенцем жасмин . Козимо Россини (1440-1507)
Жасмин - символ чистоты.


"Рождество" Хуго ван дер Гуса - прародитель натюрмортов. Фрагмент:


На переднем плане картины мы видим уже знакомые нам лилии, ирисы (белый символизирует чистоту, синий - материнскую скорбь), аквилегии . А еще гвоздику - кровь Христа и материнскую любовь, и фиалки - символ смирения. Колоски пшеницы - хлеб, плоть Господня.


Венецианская копия картины Леонардо да Винчи "Леда и лебедь". В античном мифологическом сюжете цветы имеют совсем другое значение: анемона - ветреность, аквилегия - символ плодородия, барвинок в руках Леды - природная сила, страсть, молодость, лютик едкий ("куриная слепота") - беспечность. Дуб над головой Леды - символ Зевса.Такую тщательную детализацию, обычно ительянцам не свойственную, художники нередко "заимствовали" у северных живописцев.


Мария подает младенцу гвоздику - символ родительской любви. (Леонардо да Винчи "Мадонна с гвоздикой").


Герард Давид "Рождество с донаторами, святыми Иеронимом и Леонардом" (1510-15).

Здесь символичен одуванчик , его значение вы уже знаете:


Джероламо ди Лабри "Мадонна с младенцем и святыми" (1520). Лавровое дерево - слава, бессмертие. Павлин - символ вечной жизни (его плоть почему-то считалась нетленной)


Мартин Шонгауер "Мадонна в розовых зарослях".
Вообще-то, роза - символ страданий и жертвы Христа и Марии, "божьи раны". Интересно, что здесь изображены не розы, а древовидные пеоны . Считалось, что розы в раю не имеют шипов, так что пеон вполне подходил на эту роль.


А это наброски Шонгауэра (1495). Пеон же!


Стефан Лохнер. Еще одни розовые заросли. У ног Богоматери фиалки , символ смирения.


Йос ван Клеве (1513-15). Нередко мадонну с младенцем изображали с фруктами. В руках Христос держит апельсин (плод райского дерева) или персик - противопоставление яблоку, плоду-символу первородного греха; персик - символ Троицы. Гранат на подносе - символ Вселенской церкви, виноград - вино - кровь Христова, орех - вы уже знаете, вишня - кровь Иисуса, груша - сладость добродетели.


Филиппо Липпи (кон 15 века). Тоже гранат .


Джованни Беллини (1480), здесь у нас груша .


Йос ван Клеве (1525). В руке явно персик . Лимон лежит демонстративно в стороне - это символ земных страстей: красивый снаружи, невозможно кислый внутри. Он явно противопоставляется грецкому ореху, символу Христа.


Карло Кривелли (1480). Младенец держит в руке щегла , символ страстей Христовых. Слева сидит муха - недремлющий дьявол, символ смерти, распада. Иногда яблоко трактовалось как символ искупления, а огурец - чистота и воскрешение.


Лукас Кранах. Виноград - евхаристический символ Христа, кровь Христова.


Мартин Шонгауэр "Святое семейство". Виноград , а в корзине - ежевика , символ чистоты Девы Марии.


Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда, 1510-15

Святые в створках стоят на постаментах, увитых плющом - символом воскрешения, вечной жизни, преданности.
Теперь у нас святые пошли.


Адриан Изенбрандт "Мария Магдалина с пейзажем". Позади святой - подснежник , символ надежды и очищения.


Лукас Кранах. "Святая Доротея". Когда святую вели на казнь, охранник, издеваясь, предложил ей совершить чудо - раздобыть розы среди зимы. Тут же к святой подошел мальчик с корзиной роз. Теперь это символ святой Доротеи.


Антонио Корреджо "Святая Катерина". Ветвь пальмы - символ мученичества.


Альбрехт Дюрер "Максимильян Первый". Гранат - вы уже знаете.
Всякие светские люди пошли.


Ханс Зюсс ван Кульбах. Девушка плетет венок из незабудок - символ преданности любимому. Это подтверждает и надпись на ленте.


"Молодой Рыцарь на фоне пейзажа" (герцог Урбино?). Витторе Карпаччо. По всей видимости портрет посмертный. На цаплю в небе нападае ястреб возле воды он ее уже доедает. Собака - верность, лилия - чистота, ирис - скорбь, горностай - символ ордена, к которому принадлежал рыцарь.


Портрет леди. В корзиночке цветы, которые говорят о том, что это - скорей всего невеста: фиалка - смирение, жасмин - чистота, гвоздика - любовь.


Андреа Соларио "Портрет мужчины с гвоздикой". Такие парадные "жениховские" портреты были очень популярны. Они показывали, что герой влюблен и собирается жениться. Либо молодой муж преподносил такой портрет супруге в знак любви.

Еще много:

Неизв. 1480.


1490



Лукас Кранах. Портрет доктора Иоганна Куспиниана и его невесты (уже жены?) Анны Куспиниан.


Ганс Гольбейн. Портрет Георга Гиссе.


Ганс Мемлинг


Дирк Яакобс. Портрет Помпеуса Окко (1534)


Михаэль Вольгемут "Портрет Урсулы Тюхер" (1478)


Мастерская Яна ван Эйка


Пизанелло, Портрет графини Гиневеры дЭсте (1447)
А это портрет девушки, которая к моменту его создания была уже мертва. Она умерла в 21 год, в его смерти обвинили мужа (вторая его жена тоже странно умерла). На картине - цветы-символы: аквилегия - слезы, гвоздика - любовь (возможно, родительская, мы не знаем кто заказал картину), бабочки и веточка хвои - бессмертие в памяти близких.


Доменико Герландайо "Портрет дамы". Видимо, она невеста, еще один символ чистоты - цветок апельсина


Альбрехт Дюрер, автопортрет в 22 года.
Портрет предназначался юной жене, остролист в руках - символ супружеской верности. Картина вдохновила меня на создание этого поста.


Нейзв. Дама из семьи Хофер. Незабудка - верность, преданность. Возможно, супруг дамы умер - об этом может говорит муха на головном уборе, здесь - символ смерти, бренности бытия.


Леди Филиппа Кингсби. Вишня - плодородие, изобилие


Портрет леди (1576). Здесь лютик в руках - богатство, первоцвет - замужество.Свезло, видать, тетке!


Мирабелло Кавалори "Мальчик с гиацинтом и персиком". Гиацинт символизировал смелость, ловкость, игривость. Иногда - мудрость, но здесь - вряд ли. А еще гиацинты хорошо пахнут - мне сегодня подарили.


И напоследок портрет Николая Коперника работы Тобиаса Стимера. Ландыш - символ горечи и слез. Этого добра у ученого, как известно, было навалом!

А вам желаю не испытывать горечи, а слезы лить только от радости!

Живопись Средневековья

Культура Средневековья

Общая характеристика культуры

В IV столетии началось Великое переселение народов – вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи. Западная Римская империя пала; другой ее части – Византии – предстояло просуществовать еще некоторое время. Наступило Средневековье – историческая эпоха, следующая за Древним миром и предшествующая Возрождению.

Истоки средневековой культуры во многом берут начало в эпохе античности. Кроме христианства, Средневековье восприняло от античности некоторые художественные формы, а также ремесленные навыки.

Образование и наука

В VII–VIII вв. существовали школы при монастырях, где учителями были монахи, а учениками, которых было очень немного, – дети рыцарей. Здесь обучали богословию и «семи свободным искусствам», а также письму и счету. Позже образование было расширено (но не для всех, а только для знати) – изучали латынь, право, медицину, арабский язык.

Из этих школ возникли университеты (от слова universum – «сообщество»):

1) в Болонье (Италия, 1088);

2) Кордове (Испания, IX);

3) Оксфорде (1209 г.);

4) Сорбонна в Париже (1215 г.);

5) Вене (1348 г.) и т. д.

Университеты пользовались внутренним самоуправлением (избирали ректора и т. д.). Обучались здесь широкие слои населения. Формы обучения – лекция (чтение специализированного текста и комментарий к нему) или диспут (открытый спор участников семинара), по окончании учебы выдавалась грамота. Существовали и учебники.

Науку Средневековья открыли богословы IV–V вв. – так называемые «отцы церкви»:

2) Амвросий;

3) философ Боэций;

4) историки Иордан и Беда Достопочтенный.

Центром «каролингского ренессанса» стала так называемая академия – ученый кружок при дворе Карла Великого, созданный в 794 г. по образцу античной школы. Лидером академии стал богослов и поэт Алкуин.

В XII–XIII вв. наука продолжает активно развиваться. Основой ее становится схоластика – учение, при котором действительность постигалась с помощью логики разума. При этом схоласты часто увлекались словесной формой, за которой плохо угадывалось содержание, т. е. писали и говорили тяжелым малопонятным языком.

Выдающимся ученым Средневековья был Фома Аквинский (1225–1247), преподаватель, автор 18 трудов по богословию и философии.

Другим знаменитым ученым был Роджер Бэкон (1214–1294) – естествоиспытатель, преподаватель математики и философии.

Мировосприятие. Литература. Театр

Варвары поклонялись силам природы; громную роль в их жизни играли магические обряды. С возникновением и развитием в Европе государств, стержнем жизни и мировосприятия человека становится христианская религия. Вся жизнь рассматривается только как короткий отрезок, полный опасностей для человеческой души. Идеалом становится жизнь без излишеств и порочных радостей, искренняя вера в Бога, соблюдение ритуалов, а также такие качества натуры, как смирение, терпение, добродетель, вера, надежда и т. д. Неограниченную власть, – как духовную, так и материальную и политическую, – приобретают церковь и духовенство.

Если трактаты раннего Средневековья не были обращены к конкретным слоям населения, то литература Средневековья была сословной. Исследователи выделяют:

1) крестьянскую;

2) городскую;

3) рыцарскую литературу.

Основные жанры:

1) романы;

4) эпос (дворянский);

5) повести;

6) жизнеописания;

7) рассказы;

9) воспитательные сочинения и др.

Выдающиеся произведения:

1) эпос «Песнь о Роланде»;

2) «Песнь о нибелунгах»;

3) «Песнь о Сиде»;

4) роман «Тристан и Изольда»;

5) цикл романов о короле Артуре и рыцаре Ланселоте;

6) серия романов о Лисе Ренаре;

8) новеллы.

Резко увеличилось число увеселительных и образовательных мероприятий. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты. Устраивались и театрализованные религиозные представления. Соборы строились городскими мастерами (а не монастырскими, как прежде). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.

Живопись Средневековья

Так как племена варваров постоянно кочевали, их раннее искусство представлено в основном:

1) оружием;

2) ювелирными изделиями;

3) различной утварью.

Варварские мастера предпочитали яркие краски и дорогие материалы, при этом больше ценилась не красота изделия, а материал, из которого оно было выполнено.

Образцом для миниатюристов служила римская живопись. Автор средневековой миниатюры – не просто иллюстратор; он талантливый рассказчик, который в одной сцене сумел передать и легенду, и ее символическое значение.

«Каролингский ренессанс» (франц. renaissance «возрождение») – так назвали исследователи искусство этой эпохи. Многие франкские монастыри имели скриптории (книгописные мастерские), в которых монахи переписывали древние рукописи и составляли новые, как церковного, так и светского содержания. Рукописи помещали в оклады из слоновой кости или благородных металлов со вставками из драгоценных камней. В оформлении книг, помимо сложного орнамента, часто использовали мотивы христианского искусства – венки, кресты, фигурки ангелов и птиц.

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку пришел пергамент; вместо стиля (палочки для письма) стали пользоваться птичьими перьями.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры – книжной иллюстрации. Школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях (например, книгописная мастерская в Ахене).

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато внутри блистали настенными росписями – фресками. Многие исследователи отмечали огромное значение изобразительного искусства в варварском мире, где большинство людей не умело читать. Например, в церкви св. Иоанна Крестителя (VIII в.) в городе Мюстере (современная Швейцария) находятся старейшие из известных фресок. Искусство империи Отгонов сыграло огромную роль в становлении романского стиля.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер; движения, жесты и лица персонажей были выразительными; изображения – плоскостными. Как правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сюжеты. На западной стене располагались сцены Страшного суда.



В XIII–XIV вв. наряду с церковными книгами, богато иллюстрированными изображениями святых и сценами из Священной истории, получили распространение:

1) часословы (сборники молитв);

2) романы;

3) исторические хроники.

Архитектура

После возникновения в V–VIII вв. государств германских племен произошло их обращение в христианство. Стали возводиться каменные христианские храмы. Храмы складывали из массивных камней, для перекрытий использовали дерево. Церкви строили по образцу римских базилик. Колонны в большинстве случаев заимствовали из античных храмов: руины служили своеобразными карьерами для добычи нового стройматериала.

Культурными центрами, начиная с X в., оставались монастыри и церкви. Храм, имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. В X в. распространилась вера в чудодейственную силу реликвий – предметов, связанных с жизнью Христа, Богоматери, святых. Все больше паломников стремилось посетить святые места.

Король остготов Теодорих был осторожным и умным политиком, покровительствовал римской знати и церкви, науке и искусствам. Ему хотелось прослыть великим, и поэтому в его столице Равенне прокладывали дороги, возводили мосты, водопроводы, военные укрепления, дворцы и храмы, восстанавливали разрушенные здания. Кроме этого, до наших дней дошла замечательная гробница Теодориха.

А вот Карл Великий сделал столицей небольшой городок Ахен (современная Германия). Здесь были построены королевский дворец и административные здания. До наших дней сохранилась Ахенская капелла (часовня) и ворота монастыря в Лорше (современная Германия, ок. 800 г.).

С X в. архитекторы постепенно изменяли конструкцию храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106 гг.), один из самых болыпихв Западной Европе.

В романском искусстве ведущее положение заняла монастырская архитектура. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. В романский период изменилась светская архитектура.

Типичные примеры французской романской архитектуры:

1) церковь св. Петра;

2) церковь св. Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг.).

Сохранились только небольшие фрагменты этой постройки, ее описания и рисунки. В XI–XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени – феодальные замки и крепости.

Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых культурных традиций.

В Испании шла реконкиста – война за освобождение территории страны, захваченной арабами. Тогда в Испании развернулось строительство замков-крепостей. Страной замков стало королевство Кастилия. Один из самых ранних образцов архитектуры романского периода – королевский дворец Алькасар (IX в.). Он сохранился до нашего времени.

В эпоху средневековья живопись стала одним из главнейших видов искусств. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве.

На закате романской эпохи живописи отводилась второстепенная роль малярства. Но с приходом XIII столетия началось стремительное развитие европейской цивилизации, открывшее перед художниками новые перспективы. Дворцы и замки высшей знати украшались с невиданным ранее великолепием, бурно разрастались Париж, Прага, Лондон, города Италии и Фландрии. Все новых полотен - поначалу лишь на религиозные сюжеты - жаждали не только аристократы и служители церкви, но и зажиточные горожане. С распространением грамотности возрастал и спрос на литературу светского содержания. Лучшие образцы книжного искусства, богато оформленные миниатюрами, предназначались для королей и князей и создавались не только в монастырях, но и профессиональными художниками, имевшими собственные мастерские. Несмотря на довольно низкое общественное положение при жизни, имена многих художников и их биографии стали достоянием истории.

Новые возможности

Новому отношению к живописи содействовал и целый ряд религиозных нововведений. В начале XIII века церковные алтари украсил запрестольный образ, на фоне которого велись богослужения. Он нередко состоял из двух (диптих), трех (триптих) и более створок, но описывал единую группу персонажей или сцену. Особой популярностью пользовалось изображение донатора (особы, оплатившей изготовление алтарного образа и пожертвовавшей его церкви), которого его святой покровитель представляет Мадонне. Ставя перед художником сложные творческие задачи, алтарный образ в то же время открывал новые широкие возможности для самовыражения при оформлении алтарного пространства, которому надлежало стать предметом главного внимания и религиозных чувств паствы.

Наступил и расцвет настенной живописи - отчасти в результате усиления основанного св. Франциском Ассизским ордена францисканцев, для которого строилось все большее количество церквей. Наиболее подходящим способом их украшения оказалась живопись, так как создание мозаики либо требовало много времени, либо считалось непозволительной роскошью для ордена, исповедовавшего бедность и смирение.

Сильное влияние на дальнейшую судьбу живописи оказала жизнь и деятельность самого св. Франциска Ассизского (1182-1226). Искренняя любовь святого к миру живой природы помогла его современникам осознать красоту земного бытия, и с XIII века в средневековой живописи доминировал новый взгляд на мир. Отныне художники, не отказываясь от религиозной тематики, с явным удовольствием изображали материальный мир и творили в новой реалистичной и гуманистической манере.

Мадонна в беседке из роз.1440 г.Стефан Лохнер., Кельн, музей Вальраф

Поклонение глубоко человечному образу Мадонны также оказало мощное гуманистическое влияние на религию, а через нее и на искусство, где эти сюжеты постоянно использовались.

Итальянские мастера

Многие из тенденций гораздо раньше зародились в Италии, нежели в других странах Европы. Двое мастеров конца XIII века - Чимабуэ и Дуччо - считаются обще признанными основателями традиции зримого реализма в живописи, которой было суждено доминировать в европейском искусстве вплоть до XX столетия. Оба оставили потомкам знаменитые алтарные образы, где главными персонажами выступают Мадонна с младенцем.

В скором времени обоих живописцев затмил их младший современник Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337). Он первым из великих флорентийских мастеров снискал прижизненную славу, добившись почета и богатства. Однако он настолько опередил свое время, что многие его новации были поняты и приняты собратьями по кисти лишь спустя добрую сотню лет. Его герои из плоти и крови твердо стоят на земле, но при этом как бы способны двигаться и существовать в своем природном или архитектурном окружении и пространстве с некоторым намеком на глубину. Но прежде всего перед нами живые люди, обладающие глубокими чувствами и эмоциями. Удивительное мастерство передачи всех оттенков человеческих переживаний сделало Джотто великим драматическим художником.

Фрески

Создавая свои панно, Джотто применял изобретенную к тому времени итальянцами технику фресковой живописи. Сегодня мы называем фресками как созданные в этой технике картины, так и вообще любую настенную живопись. Но подлинная фреска - это всегда роспись поверх свежей, еще влажной штукатурки, служащей грунтом для слоя краски. Само итальянское слово "fresco" означает "свежий". За один сеанс расписывался красками лишь тот участок стены, который мастер успевал заполнить по еще не подсохшей штукатурке. Здесь решающую роль играл фактор времени, ибо пигменты, нанесенные на влажный слой штукатурки, вступали с ней в химическую реакцию, образуя стойкие соединения. Высохшая фреска не шелушилась и не осыпалась, сохраняя на долгие века первозданную красоту и яркость красок. Благодаря этому колоссальному техническому прорыву спустя годы были созданы величайшие шедевры фресковой живописи, в том числе росписи Сикстинской капеллы в Ватикане кисти Микеланджело.

Придание глубины

Мастерам, впервые столкнувшимся с этой задачей, было непросто создать иллюзию реальности изображаемой сцены. Здесь требовались не только точная передача внешних очертаний, но и придание фигурам объемности реальных тел, а плоской поверхности картины - ощущения глубины, чтобы пейзаж как бы терялся вдали (речь идет об искусстве перспективы). Не одно поколение итальянских художников оттачивало эту технику, нередко отвлекаясь на решение таких задач, как создание декоративных орнаментов. Ту же проблему приходилось решать и мастерам остальной Европы, в разное время испытывавшим мощное влияние итальянского искусства.

К концу XIV века живописцы, работавшие при дворах европейских владык, создали более или менее единый стиль живописи, который часто называют международной готикой. Отражая утонченную, далекую от реальной жизни атмосферу придворного быта, их произведения отличались скорее изысканностью и утонченностью, нежели внутренней силой. Персонажам придавались изящные позы, и хотя перспектива зачастую обозначалась лишь намеком, мельчайшие детали антуража выписывались с ювелирной точностью.

Все эти черты с особой яркостью проявлялись в украшенных миниатюрами манускриптах, изготовленных по заказу владетельных семейств. Известнейшими мастерами этого жанра были Поль Лимбург и двое его братьев, которые, проработав всего 16 лет (1400-16), внезапно исчезли с исторической сцены. Их покровителем и заказчиком был выдающийся коллекционер и ценитель произведений искусства той эпохи герцог Жан Беррийский, младший брат французского короля Карла V. Его имя прославила книга, вошедшая в историю под названием "Великолепный часослов герцога Беррийского".

Лимбурги, братья (Поль, Эрманн и Жеаннекен). "Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского. Месяц январь. Фрагмент"

"Часослов" обязан своей славой превосходным миниатюрам, созданным для него братьями Лимбургами. Данное произведение, ставшее подлинным венцом их творчества, осталось в 1416 г. незавершенным, но до нас дошли 12 знаменитых миниатюр на тему времен года. На них изображены сцены сева, жатвы или охоты, приуроченные к тому или иному сезону.

Появление масляных красок

В 1430-х гг. в тогдашней Фландрии, принадлежавшей герцогу Бургундскому (нынешние Бельгия и Нидерланды), начал развиваться совершенно новый стиль живописи. Подобно Италии, Фландрия была краем процветающих городов. Именно этому факту многие приписывают реалистичный, лишенный подчеркнутого аристократизма стиль местного искусства. И так же, как в Италии, расцвету фламандской живописи способствовало важнейшее техническое нововведение - масляные краски. Растертые с растительным маслом пигменты значительно превосходили по яркости преобладавшую тогда в живописи темперу, основой которой служил быстро сохнущий яичный желток. И если писать темперой и создавать фрески надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов. С тех пор любой художник, стремившийся к совершенству, неизменно отдавал предпочтение масляной живописи.

Фламандская школа

Основателем фламандской живописной школы был Робер Кампен, но самые известные ее представители принадлежат к следующему поколению. Первым из великих мастеров европейской масляной живописи стал непревзойденный портретист Ян ван Эйк (ок. 1390-1441). С помощью масляных красок он добивался великолепной передачи игры света и тени на различных предметах.

Портрет четы Арнольфини, Ян Ван Эйк

Необычайно одаренным художником был и его младший современник Рогир ван дер Вейден (ок. 1399-1464). Не столь заботясь о деталях, как ван Эйк, он предпочитал богатые яркие цвета, четкие контуры и тонкое моделирование объемов, создав собственный неповторимый стиль, способный передавать широкий спектр эмоций - от безмятежного спокойствия до безграничной скорби.

Изабелла Бургундская, Рогиг ван Дер Вейден

Фламандская школа дала искусству не одно поколение блестящих мастеров живописи, и в течение всего XV века многие присущие ей черты перенимались художниками всей Европы. Только с 1500 года на смену им пришло новое течение, исподволь набиравшее силу за Альпийскими хребтами - итальянское Возрождение.