Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Коцюбинский михаил михайлович. Интересные факты о Михайло Коцюбинском

Коцюбинский михаил михайлович. Интересные факты о Михайло Коцюбинском

Появился на свет 17 сентября 1864г . в городе Винница, в семье мелкого чиновника. Детство и юность будущего писателя прошли в небольших городах и селах Подолья, куда переводили его отца по службе. Образование Михаил Михайлович получил в Барской начальной школе (1875- 1876) и в Шаргородском духовном училище (1876- 1880) .

Коцюбинский очень рано начал пробовать свои силы в литературе, сначала он брался за поэзию, потом пошли переводы, наброски, но главным место его деятельности, можно даже сказать призванием, стала художественная проза. Первыми его попытками были рассказы «Андрей Соловейко, или Учение свет, а не учение - тьма» (1884) , «21-го декабря на введение» (1885) , «Дядька и тетка» (1885) .

Понятное дело, что М. Коцюбинский начал печататься не сразу. Лишь в 1890 г. в львовском журнале «Звонок» впервые был опубликовано его стихотворение «Наш домик». В этом же году он побывал во Львове, установив полезные контакты с местными издателями и литераторами, естественно, что самым важным знакомством было знакомство с Франком. Благодаря этой поездке Михаил Михайлович Коцюбинский начал сотрудничать с западно-украинскими изданиями. В 1891г . он едет в с. Лопатинцы (Винницкая об.), где одновременно работает домашним учителем в семье местного служащего и занимается серьезной литературной деятельностью. В этот год с под его руки выходят рассказы «Харытя», «Елочка», «Пятизлотник», повесть «На веру», сказка в виде стихотворения «Завидующий брат». Эти произведения заинтересовали литературные круги, доказали, что в украинскую прозу пришел талантливый творец.

В начале 90-х часть молодой украинской интеллигенции, создало организацию «Братство тарасовцев». С ее участниками Коцюбинский некоторое время поддерживал связь. Естественно, что это отразилось на его творчестве. В сказке «Хо» (1894г .) М. Коцюбинский возносит значение либерально - просветительской деятельности.

Годы пребывания Михаила Михайловича Коцюбинского на государственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений «Для общего добра» (1895) , «Пе-коптьор» (1896г .), «Посол от черного царя» (1897г .), «Ведьма» (1898г .), «В путах Шайтана» (1899г .), «Дорогой ценой» (1901г .), «На камне» (1902г .), «В грешный мир», «Под минаретами» (1904г .).

Богатая творческими достижениями пятилетняя служба в филоксерной комиссии стала периодом интенсивногоповышения писателя. Покинув работу в комиссии. Он после безуспешных попыток устроиться на работу в Чернигове, где жила семья, едет в Житомир и получает разные должности в редакции газеты «Волынь». В начале 1898г . Коцюбинский наконец-то получает работу в черниговском земстве. Важным моментом развития Коцюбинского был рассказ «Лялечка» (1901г .).В этом произведении М.М. Коцюбинский показывает себя как хорошего мастера психологического анализа.

В 1905- 1907г г. Коцюбинский написал и выдал рассказ “Fata morgana” (Киевская старина, 1904г .), в котором уловил те сдвиги в мировозрении селянства и новые тенденции в эволюции, которые вылились в революцию в последующих годах.
В 1910г . была опубликована вторая часть повести «Fata morgana».

У 1906 — 1912 гг. кроме второй части “Fata morgana” М. Коцюбинский создает новеллы «Смех», «Он идет» (1906г .), «Неизвестный», «Intermezzo», «В дороге» (1907г .), «Persona grata», «Как мы ездили в Криницы» (1908г .), «Дебют» (1909г .), «Сон», «Лист» (1911г .), «Подарок на именины», «Кони не виноватые», «Хвала жизни!», «На острове» (1912г .), а также повесть “Тени забытых предков” (1911г .).



Во время поездок на Кипр писатель часто встречался с Горьким, 1911- 1912г г. зимой даже жил у него и написал там «Кони не виноваты» и «Подарок на именины».

Художественные наброски «Хвала жизни!» и «На острове», написанные летом 1912г . оказались последними произведениями М. Коцюбинского.12 апреля 1913г . М.М. Коцюбинский умер в Чернигове.

(1876 - 1880). Здесь произошло событие, о котором писатель вспоминал с некоторым юмором. 12-летним подростком он влюбился в 16-летнюю девушку, а чтобы привлечь ее внимание, решил стать "большим человеком" и набросился на книги. Произведения Т. Шевченко , Марка Вовчка оказали на Михаила такое сильное впечатление, что он и сам захотел стать писателем. После окончания Шаргородского семинарию Михаил Коцюбинский поехал в Каменец-Подольский , намереваясь учиться в университете, но эта мечта не осуществилась. семья Коцюбинских, которая некоторое время переезжала с места на место, вернулась в Винницу. Через тяжелое материальное положение семьи юноше не удалось продолжить образование: мать ослепла, а впоследствии ( года) умер отец. Ответственность за достаточно большую семью (4 человека) легла на плечи Михаила. В 1886-1889 он дает частные уроки и продолжает учиться самостоятельно, а 1891-го, сдав экзамен экстерном при Винницком реальном училище на народного учителя, работает репетитором.

В эти годы будущий писатель увлекается освободительным, народным движением, которое охватило тогда всю империю, занимает активную гражданскую позицию, пропагандирует революционные освободительное идеи. Времени Подольское жандармское управление приняло Коцюбинского на учет. На квартире Коцюбинских было сделано несколько обысков, а за Михаилом установлено тайное наблюдение.

Литературная карьера Михаила началась с полного провала. В 1884 г. он написал рассказ "Андрей Соловко, или Вчение мир, а невчение тьма". Эту первую попытку молодого автора были оценены весьма скептически. Один из критиков советовал начинающему оставить это дело. Однако приговор критиков не остановил творческого запала Коцюбинского, он пишет и дальше, но произведения к печати не подает. Коцюбинский начал печататься в 1890 г. - львовский детский журнал "Звонок" опубликовал его стихотворение "Наш домик".

Важную роль в формировании мировоззрения Коцюбинского сыграла его поездка во Львов того же 1890 Здесь он знакомится с И. Франко, налаживает контакты с редакциями журналов "Правда", "Заря", "Звонок" и др.. Поездка положила начало постоянному сотрудничеству писателя с западно украинскими изданиями.

В 1892-1896 Коцюбинский был в составе Одесской филоксерной комиссии, которая боролась с вредителем винограда - филлоксерой . Работа в селах Бессарабии дала ему материал для написания цикла молдавских рассказов: "Для общего добра", "Пе-коптьор", "Дорогой ценой". Затем писатель работал в Крыму , который зажигал творческое воображение чувствительного к экзотике Коцюбинского. Впоследствии (1898 г.) Михаил Михайлович переехал в Чернигов , прикипев душой к этому придеснянских уголка. Сначала занимал должность делопроизводителя при земской управе, временно заведовал столом народного образования и редактировал "Земский сборник Черниговской губернии". В сентябре 1900 поступил в городской статистического бюро, где работал до 1911. В Чернигове встретил Веру Устиновна Дейша, влюбился, и она стала его женой - верным другом и помощником. Здесь выросли его дети - Юрий , Оксана, Ирина, Роман. Еженедельно в доме писателя собиралась литературная молодежь города. Сюда приходили такие известные в будущем писатели и поэты, как Василий Голубой , Николай Вороной , Павло Тычина . Впоследствии Коцюбинский начал путешествовать. Он объездил почти всю Европу . К сожалению, это был не только состав его души, но и потребность лечиться.

Жизнь отца описала дочь Ирина Коцюбинская. Желая лучше изобразить образ отца она использует не только собственные наблюдения, картины его семейного, гражданского и творческой жизни, но и рассказы родных, близких, отрывки из произведений писателя, переписка, давно забытые воспоминания его современников, которые были опубликованы давно или совсем не оглашались, а также материалы жандармских управлений и другие архивные материалы, хранящиеся в Москве , Киеве , Чернигове , Виннице, Одессе , Харькове , Житомире , Крыму и т.д..

В другом аспекте рассказывает о выдающемся волшебнике украинского слова Леонид Смелянский в повести "Михаил Коцюбинский" (К.: Молодь, 1968. - 157 с.). Выдающийся писатель предстает перед читателем во всей своей духовной и творческой величия. Автору удалось подчеркнуть необычный талант Коцюбинского, его человечность, интеллигентность, народность, безграничную влюбленность в свой родной край. В этой повести, как в любом художественном произведении, есть место фантазии. С надеждой отдохнуть, поправить здоровье Коцюбинский оставляет Чернигов и поселяется в пустом деревенском доме доброго знакомого, вдали от шумных дорог и трактов. Его окружает родная многоцветная природа, которую он так любил и так умело воспроизводил искусным писательским словом. И покой и отдых вскоре были нарушены приездом Бориса Дмитриевича Гринченко , фольклориста, этнографа, литератора. Было в жизни такое, на чем скрещивали мечи "эти знаменитости". Их спорам было хотя пятнадцать лет. Не обошлось без дискуссии и на этот раз. А в результате - снова дало о себе знать больное сердце . Постоянно чувствовал усталость.

Постоянные материальные лишения, конфликты с властью и еще "... сестры. И снова в воображении возникает прибита своим горем Лидия, погружена в себя, в свою тяжкую муку. И Ольга - за тюремной решеткой...". К тому же - постоянная печаль судьбой любимой женщины, Александры Ивановны Аплаксиной (1880-1973), младшей его на 16 лет (более 300 писем Коцюбинского к Аплаксиной издан в 1938 г. Институтом украинской литературы АН УССР; издание изобиловало купюрами морального и политического характера. Так, вычеркнуто все упоминания о людях, в то время считались в СССР "Врагами народа"). Ежедневные встречи как радовали, так и подавляли. Выход был один - разлука, ведь у него семья, дети. В 1907 г. из анонимного письма жена узнала об отношениях мужчины с Аплаксиной и заставила его дать слово не бросать семью.

И среди этих нелегких повседневных забот - работа. Уже давно зрел план воспроизвести свои глубокие и противоречивые впечатления от путешествия Прикарпатьем: Гуцульщина навсегда оставила в его памяти образ погибшего охотника Маки, большого ребенка гор, танки и пьянство у гроба покойника (обычай, оставшийся еще со времен язычества), мизерные кресты на могилах, беспомощное писка несчастного ребенка, которого мать считает подменена. Где-то приблизительно так рождался замысел напоенного ароматами поэзии, народными легендами озаренной солнечной красотой Гуцулии непревзойденного произведения "Тени забытых предков" . По сюжету Сергей Параджанов создал одноименный фильм, ставший одним из мировых шедевров.

Время отсчитывали последние дни пламенного жизни. В больнице Коцюбинский узнает о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко (об их дружбе подробно рассказывает Н. Шурова в книге "Я был весь, как песня"). Известие о том, что где-то в селе от голода и болезней, замученный мироедами, погиб талант, певец горя и крестьянских горьких слез Архип Тесленко , мучается болезнью Иван Франко , а в южных краях гибнет, не в силах победить недуг, трагическое сердце мужественного Леси Украинские глубоко его потрясла.

Весной 1913 Михаила Михайловича Коцюбинского не стало. Похоронили писателя на Болдиной горе в Чернигове , любимом месте его ежедневных прогулок.


2. Творчество

Коцюбинский был и остается одним из самых оригинальных украинских прозаиков. М. Коцюбинский одним из первых в украинской литературе осознал потребность ее реформаторства в направлении модерной европейской прозы. Его творчество всегда было предметом споров литературных критиков. Еще и до сих пор некоторые исследователи о модернизме М. Коцюбинского говорят осторожно, называя его импрессионистом в литературе. Современник писателя, критик С. Ефремов так сказал о нем: "Человек культурен, до мельчайших подробностей, европеец с головы до пят... был настоящим аристократом Духа без всякого принуждения со своей стороны...". Был очень аккуратный, благородный, внутренне дисциплинированный.

Знал девять иностранных языков, среди которых греческий , крымская , цыганский . Его называли Солнцепоклонником и подсолнечника, потому больше всего любил солнце , цветы и детей . Служил обычным клерком в статистическом отделе Черниговской управы, на работу ходил с непременным цветком в бутоньерке. В своих известных на весь мир произведениях он воспевал цвет яблони , песня жаворонка, детские глаза, рисовал словом человеческую беду и красоту .

Памятник Михаилу Коцюбинскому в Виннице

Коцюбинский начал пробовать свои силы в литературе рано, брался за поэзию, песни, очерки, и быстро главным полем его писательской деятельности, настоящим призванием становится художественная проза. С первых попыток Коцюбинского-прозаика до нас дошли рассказы "Андрей Соловейко, или Вчение мир, а невчение тьма" (1884), "21-го декабря, на введение" (1885), "Дядя и тетя" (1885).

Печататься Коцюбинский начал в 1890 г. - львовский детский журнал "Звонок" опубликовал его стихотворение "Наш домик". В этом же году он побывал во Львове, установив творческие контакты с местными литераторами и издателями, в частности Франко. Поездка положила начало постоянному сотрудничеству Коцюбинского в западноукраинских изданиях. В начале 1891 г. он уезжает в с. Лопатинци на Винниччине, где совмещает работу домашнего учителя в семье местного служащего (бухгалтера сахарозавода) с углубленным изучением жизни села, народного языка, культуры и начинает серьезную литературную работу. За один 1891 из-под его пера выходят рассказы "Харитя", "Елочка", "Пятизлотник", повесть "На веру", стихотворная сказка "Завистливый брат". Произведения привлекли внимание литературной общественности, показали, что в украинскую прозу пришел талантливый писатель.

В начале 90-х гг часть молодой украинской интеллигенции, проникнутой либерально-просветительскими идеями, образует организацию "Братство тарасовцев" , с участниками которой Коцюбинский некоторое время поддерживал связь. Эта связь отразилась на его творчестве. В сказке "Хо" (1894) Коцюбинский поднимает значение либерально-просветительской деятельности.

Годы пребывания Коцюбинского на правительственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений "Для общего добра" (1895), "Пе-коптьор" (1896), "Посол от черного царя" (1897), "Ведьма" (1898), "В путах шайтана" (1899) , "Дорогой ценой" (1901), "На камне" (1902), "В грешный мир", "Под минаретами" (1904). Одним из свидетельств того, что Коцюбинский своими произведениями молдавско-крымского цикла выходил за пределы локальных проблем, является то, что его повесть "Для общего добра" была напечатана в переводе на русский язык в журнале "Жизнь" (1899, кн. 12).

Богатая творческими достижениями пятилетняя служба в филоксерной комиссии стала периодом интенсивного роста писателя Оставив работу в комиссии, он после безуспешной попытки устроиться на работу в Чернигове , где жила семья, едет в Житомира и занимает различные должности в редакции местной газеты "Волынь". В начале 1898 г. Коцюбинский наконец получает работу в черниговском земстве.

Важным моментом мировоззренчески-писательской эволюции Коцюбинского был рассказ "Куколка" (1901). В "Куколке" Коцюбинский предстает выдающимся мастером психологического анализа. Сосредоточение внимания на психологических коллизиях становится определяющей чертой творчества Коцюбинского.

Несколько особняком в наследии Коцюбинского стоят произведения на темы из прошлого украинского народа - "На крыльях песни" (1895) и "Дорогой ценой" (1901). Их объединяет романтически-приподнятая, героическая тональность.

Новелла "Цвет яблони" была в украинской литературе новаторской по теме: нарушалась проблема отношения писателя к действительности, говорилось, что художник при любых обстоятельствах не может забывать о своем гражданско-профессиональный долг, должен болеть чужим горем, как собственным.

К теме "Цвет яблони" Коцюбинский возвращается еще раз (цикл миниатюр "Из глубины", поэзия в прозе "Память души", незаконченное произведение "Паутина", новеллы "Intermezzo" и "Сон"). Выраженное в этих произведениях идейно-художественное кредо декларируется и в письме-воззвании М. Коцюбинского и М. Чернявского 1903 г. по украинских писателей. Последующее развитие украинской литературы Коцюбинский видел в расширении ее тематических и идейных горизонтов, поиску новых художественных форм.

В пятилетие перед революцией - гг Коцюбинский написал и опубликовал рассказ "Fata Morgana" (Киевская старина , 1904), в котором уловил те главные сдвиги в сознании крестьянства и новые тенденции в эволюции социальной психологии села, которые на полную силу проявились во время революции. Революция окончательно открыла миру новое село, а Коцюбинский без какого-либо вмешательства в текст рассказа продолжил его как вторую часть повести. Вторая часть повести "Fata morgana" (опубликована в апрельском номере "Литературно-научного вестника" за 1910 г.) принадлежит к выдающимся творческим достижениям Коцюбинского, связанных с событиями первой русской революции (1905-1907).

Ведущим жанром малой прозы Коцюбинского после 1901 г. становится социально-психологическая новелла.

В 1906 - 1912 гг кроме второй части "Fata morgana" М. Коцюбинский создает новеллы "Смех", "Он идет" (1906), "Неизвестный", "Intermezzo" , "В дороге" (1907), "Persona grata" , "Как мы ездили в Криницу" (1908), "Дебют" (1909), "Сон", "Письмо" (1911), "Подарок на именины", "Кони не виноваты" , образки-этюды "Хвала жизни!", "На острове" (1912), а также повесть "Тени забытых предков" (1911).

Во время поездок на остров Капри писатель часто встречался с Горьким , зимой 1911 - 1912 гг даже жил у него и написал там "Кони не виноваты" и "Подарок на именины".

Художественные очерки "Хвала жизни!" и "На острове", написанные летом 1912 г., - последние произведения М. Коцюбинского. Пафосом торжества жизни над смертью проникнут очерк "Хвала жизни!?. Лейтмотивом очерка "На острове" также идея непрерывности, вечности человеческого бытия.

Коцюбинский побывал во многих экзотических местах - в Крыму , Бессарабії , на Гуцульщині та в Італії , його листи переповнені враженнями від природи цих країв. Коцюбинський вражав своїх сучасників знанням природничих наук. Він проникав у таємниці природи через наукову літературу і власні спостереження. Це допомагало йому глибше, по-філософськи сприймати навколишній світ, краще збагнути і точніше відтворити життя людини в органічному зв"язку з усім світом. Природа і людина зливаються у нього в одне ціле, стоять в одному поетично-філософському ряду.

Мовна практика Коцюбинського - один з яскравих прикладів широкого підходу до розвитку літературної мови. Не заперечуючи ваги різних стилів української літературної мови, слів-новотворів, оригінальних виразів, конструкцій, він головним джерелом збагачення мови літератури вважав загальнонародну розмову.

Творчість Коцюбинського служить художнім прикладом уже не одному поколінню українських письменників.


3. Журналістика в творчості Коцюбинського

Простежити журналістські опуси М. Коцюбинського дає змогу передусім політична, літературна і громадська газета "Волынь", у редакції якої письменник працював майже півроку. Влаштуватися сюди його змусили обставини: залишивши роботу у філоксерній комісії в 1897 р., сподівався одержати посаду завідуючого книжковим складом у Чернігівській губернській земській управі, однак губернатор не допустив його до цієї праці, тож письменник змушений був тимчасово виїхати до Житомира. Тут він працював із листопада 1897 до березня 1898 р. спершу на посаді адміністратора, потім завідував рубрикою "Свет и тени русской жизни" газети "Волынь". Про життя М. Коцюбинського в Житомирі є лише поодинокі згадки, але вони цінні як свідчення інтелектуального зростання письменника, розширення обріїв його мистецьких зацікавлень.

Умови праці у газеті були складні: видавець не дбав про сприятливі умови, погано фінансував редакцію, співробітники часто бідували. Михайло Михайлович був украй невдоволений перебігом редакційних подій. Нарікаючи, що доводиться дуже важко працювати, "розриватися на 100 частин", він добросовісно виконував щоденні журналістські обов"язки, інколи самотужки випускав у світ новий номер, продавав у свіжий номер, оформляв передплату.

Напрям часопису, байдужість керівництва, нефаховість співробітників провінційного часопису часто обурювали письменника. Основною працею М. Коцюбинського в газеті "Волынь" була рубрика "Свет и тени русской жизни". Але різні незгоди із редактором, боротьба з цензурою, тривали майже кожного разу, коли доводилося подавати матеріали в номер і відстоювати власну позицію. М. Коцюбинський уважно перечитував тогочасну російську пресу, "викроював" із неї більші чи менші шматки, організовував, опрацьовував ці матеріали, підпорядковував їх висвітленню тих чи інших питань. То була своєрідна праця. Намагаючись приспати увагу цензури, журналіст свідомо обмежував себе як коментатор, часто не висловлювався з приводу певної інформації, коли факти говорили самі за себе. Жартома письменник називав себе "закрійником". Скомпонувавши відповідним чином виписки зі статей, надрукованих у російській періодиці, йому вдавалося донести сміливі думки до громадськості.

Окремі свої статті в газеті "Волынь" письменник не позначав повним іменем, залишаючи під матеріалом криптонім. Про те, що вони належать саме Коцюбинському, свідчать листи до дружини. Так, рубрику "Свет и тени русской жизни" письменник підписував М. К. Про цю публікацію він повідомляв Вірі Устинівні 22 грудня 1897 року: "? Вибравши вільну годину, взявся за?Свет и тени? і дав для завтрашнього випуску статтю. Отож редактор не згоджується з моїми поглядами на справу - і нам довелось дуже сперечатися та лаятися. Хоч я й відстояв половину статті, та цікавіша половина пропала, бо Фідлер викреслив її, опираючись на свої права відповідального редактора".

Справжньою удачею вважав письменник публікацію в житомирській газеті матеріалів про українські справи: рецензії на галицькі журнали, огляди шкільної освіти, відродження національних традицій, поширення фольклору, вшанування видатних письменників, обговорення проблем розвитку рідної мови (він також вів рубрику "К полемике о самостоятельности малороссийского язика") тощо. Впродовж трьох номерів (№ 22 - 24) за 28-30 січня "Волынь" презентувала статтю "Организация общественных развлечений" - перероблений матеріал відомого українського фольклориста, етнографа і літературознавця М. Ф. Сумцова (оригінально ця публікація з"явилася в січневій книзі журналу "Образование" за 1898 р.), де простежуються європейські шляхи розвитку української культури, проаналізовані вистави малоросійського театру, літературні вечори, поширення народних читань у Харкові, Одесі, попит на екскурсії і подорожі рідним краєм.

За оцінками дослідників української періодики, саме завдяки Коцюбинському газета "Волынь" набула широкої популярності. Інколи навіть не вистачало примірників і доводилось збільшувати наклад. На їх думку, саме таких журналістів, котрі б, незважаючи на цензурні примхи, не покладаючи рук, просували українознавчі матеріали, відстоювали свою принципову думку, потребувала в той час Волинь і весь український край.


4. Произведения



5. У кіно

Життю письменника присвячено стрічку "Родина Коцюбинських" Т. Левчука (1970, образ Коцюбинського відтворив О. Гай).

За мотивами творів письменника зняли фільми: "Навздогін за долею" М. Терещенка (1927), "Фата моргана" Б. Тягна (1937), "Кривавий світанок" О. Швачка (1956), "Пекоптьор!" В. Карасьова (1956), "Коні не винні" С. Комара (1956), "Дорогою ціною" М. Донського (1957), "Тіні забутих предків" С.Параджанова (1964), "Тіні забутих предків" Ю. Суярка (1990, відео), "Подарунок на іменини" Л. Осики (1991), "Тіні забутих предків" К. Костюкова (1990). М. Коцюбинського показано у фільмі "Правда" (1957, його зіграв В.Черняк) та в науково-популярній стрічці "Михайло Коцюбинський" (1958), Дурочки (1958).


(1913-04-25 ) (48 лет) Место смерти: Род деятельности:

писатель, драматург

Годы творчества: Направление: Жанр:

повесть, новелла

Язык произведений:

украинский

Михаи́л Миха́йлович Коцюби́нский (укр. Миха́йло Миха́йлович Коцюби́нський ; 5 (17) сентября (18640917 ) , Винница - 12 (25) апреля , Чернигов) - украинский писатель , общественный деятель. Классик украинской литературы.

Биография

Михаил Михайлович Коцюбинский родился 17 сентября 1864 в Виннице. Его матерью была Гликерия Максимовна Абаз.

Впоследствии М. Коцюбинский начал путешествовать. Он объездил почти всю Европу. Это был не только зов его души, но и потребность в лечении. Он часто посещал итальянский остров Капри , где проходил лечение. В 1911 году Общество сторонников украинской науки и искусства назначило М. Коцюбинскому пожизненную стипендию в размере 2000 рублей в год, чтобы он мог уволиться со службы. Однако писатель чувствовал себя все хуже. Его мучили астма и туберкулез .

В больнице М. Коцюбинский узнаёт о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко (об их дружбе подробно рассказывает Н. Шурова в книге «Я весь был, как песня»).

Весной 1913 года М. Коцюбинского не стало. Похоронили писателя на Болдиной горе в Чернигове .

Творчество

М. Коцюбинский начал печататься в 1890 году . В своих общественно-политических, философских и эстетических взглядах он прошёл сложный путь от либерального народничества и культурничества к революционно-демократическому мировоззрению, проявляя глубокий интерес к марксизму . Со 2-й половины 90-х годов Коцюбинский выходит в своём творчестве за рамки национально-крестьянского быта, запечатлевая жизнь различных слоёв буржуазного общества. Основные произведения Коцюбинского - повесть «Fata morgana» ( -) и другие произведения, написанные в 1904-1912 годах , - дают широкую панораму событий периода Революции 1905-1907 годов и наступившей затем реакции. Писатель рисует картины народной расправы над угнетателями, рождение новой деревни, собирающей вместе с рабочим классом силы для революционного натиска. Он показал в своих новеллах истерзанную погромами городскую провинцию («Смех», «Он идёт», ), гневное брожение в народе («Как мы ездили в Криницу», ; «Что записано в книгу жизни», ), героев революционного подполья, противопоставленных ренегатам («В дороге», «Неизвестный», ; «Сон», 1911), отвратительные маски реакции («Persona grata», 1908; «Подарок на именины», 1912), страстно изобличал декадентов как «мародёров революции» в искусстве («Intermezzo », ), либералов как пособников реакции («Кони не виноваты», 1912). Торжествующим гимном всепобеждающей правде жизни прозвучала повесть «Тени забытых предков» (1912).

В историю украинской литературы М. Коцюбинский вошёл как художник революции, оказавший большое влияние на развитие украинской советской прозы (А. Головко , А. Довженко , Ю. Яновский , Олесь Гончар и другие). Максим Горький , с которым Коцюбинский был близко знаком, высоко ценил его творчество. Ленин , также хорошо знакомый с Коцюбинским, назвал его ближайшим к большевикам писателем.

Произведения Коцюбинского переведены на многие языки мира. По произведениям Коцюбинского созданы фильмы «Кровавый рассвет» (), «Кони не виноваты» (1957), «Дорогой ценой» (), «Тени забытых предков » ().

Память

  • Михаилу Коцюбинскому посвящены два литературно-мемориальных музея - в Виннице () и в Чернигове ().
  • В честь Коцюбинского названы населённые пункты:
    • пгт Коцюбинское Киево-Святошинского района Киевской области;
    • пгт Михайло-Коцюбинское Черниговского района Черниговской области.

Ссылки

  • Произведения Коцюбинского в электронной библиотеке ukrclassic.com.ua (укр.)
  • Найближчий до більшовиків письменник. Про Михайла Коцюбинського (укр.)
  • Балабко О.В. Синьйор Ніколо й синьйор Мікеле: Рим Гоголя й Капрі Коцюбинського: Есеї. - К.: Факт, 2006. - 248 с.:іл/

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 17 сентября
  • Родившиеся в 1864 году
  • Родившиеся в Виннице
  • Умершие 25 апреля
  • Умершие в 1913 году
  • Умершие в Чернигове
  • Писатели Украины
  • Писатели на украинском языке
  • Похороненные в Чернигове

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Коцюбинский, Михаил Михайлович" в других словарях:

    Выдающийся украинский писатель беллетрист (1864 1913). Произведения Коцюбинского, вместе с трудами его старших и младших современников (И. Франка, О. Кобылянской, Л. Украинки. В. Леонтовича, Н. Чернявского, В. Виниченка) окончательно… … Биографический словарь

    Украинский писатель, общественный деятель, революционный демократ. Родился в семье мелкого чиновника. В 1880 окончил Шаргородское духовное училище. За связь с народовольцами был в 1882 арестован … Большая советская энциклопедия

    - (1864 1913) украинский писатель, мастер лирико психологической новеллы, в которой социальная заостренность сюжета, романтическая поэтизация положительных героев сочетаются с раскрытием национального своеобразия народной жизни. Повесть Fata… … Большой Энциклопедический словарь

    Коцюбинский, Михаил Михайлович - КОЦЮБИНСКИЙ Михаил Михайлович (1864 1913), украинский писатель. В лирико психологических новеллах (Смех, 1906; В дороге, 1907; Кони не виноваты, 1912), повести Тени забытых предков (1912) социальная заостренность сюжета, романтическая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (род. в 1864 г.) малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах "Правда", "Зоря", "Жите и Слово" и "Дзвiнок" появились его первые рассказы. Лучшие из них… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1864 1913), украинский писатель. Мастер лирико психологической новеллы, в которой социальная заострённость сюжета, романтическая поэтизация положительных героев сочетаются с раскрытием национального своеобразия народной жизни. Повесть «Fata… … Энциклопедический словарь

    КОЦЮБИНСКИЙ Михаил Михайлович - (1864—1913), украинский писатель, общественный деятель. Рассказы и повести «Харитя» (1891), «На веру» (1892), «Дорогой ценой» (1902) и др. Пов. «Fata morgana» (ч. 1—2, 1904—10), «Тени забытых предков» (1912); новеллы «Смех», «Он… … Литературный энциклопедический словарь

    - (род. в 1864 г.) малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах Правда, Зоря, Жите и Слово и Дзвiнок появились его первые рассказы. Лучшие из них переведены на русский язык (в журналах Жизнь 1899 г … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Михаил Михайлович (1864 1913) знаменитый украинский писатель. Р. в Виннице в бедной семье мелкого чиновника; детство провел в украинских местечках и селах Подолии, по месту службы своего отца. В 1880 окончил духовное училище бурсу (в Шаргороде, б … Литературная энциклопедия

    Михаил Михайлович – укр. писатель, революц. демократ. Взгляды К. формировались под влиянием революционно демократич. идей Шевченко, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. В 90 х гг. К. познакомился с… … Философская энциклопедия

I Коцюби́нский

Михаил Михайлович , украинский писатель, общественный деятель, революционный демократ. Родился в семье мелкого чиновника. В 1880 окончил Шаргородское духовное училище. За связь с народовольцами был в 1882 арестован, а после освобождения взят под надзор полиции. Учительствовал, работал статистиком. Печататься начал в 1890. В своих общественно-политических, философских и эстетических взглядах К. прошёл сложный путь от либерального народничества и культурничества к революционно-демократическому мировоззрению, проявляя глубокий интерес к марксизму. Со 2-й половины 90-х гг. К. выходит в своём творчестве за рамки национально-крестьянского быта, запечатлевая жизнь различных слоев буржуазного общества. Основные произведения К. - повесть «Fata morgana» (ч. 1-2, 1904-10) и др. произведения, написанные в 1904-1912, - дают широкую панораму событий периода Революции 1905-07 и наступившей затем реакции. Писатель рисует картины народной расправы над угнетателями, рождение новой деревни, собирающей вместе с рабочим классом силы для революционного натиска. Он показал в своих новеллах истерзанную погромами городскую провинцию («Смех», «Он идёт», обе - 1906), гневное брожение в народе («Как мы ездили в Криницу», 1908, «Что записано в книгу жизни», 1911), героев революционного подполья, противопоставленных ренегатам («В дороге», «Неизвестный», 1907, «Сон», 1911), отвратительные маски реакции («Persona grata», 1908, «Подарок на именины», 1912); страстно изобличал декадентов как «мародёров революции» в искусстве («Intermezzo», 1909), либералов как пособников реакции («Кони не виноваты», 1912). Торжествующим гимном всепобеждающей правде жизни прозвучала повесть «Тени забытых предков» (1912).

В историю украинской литературы К. вошёл как художник революции, оказавший большое влияние на развитие украинской советской прозы (А. Головко, А. Довженко, Ю. Яновский, О. Гончар и др.). М. Горький, с которым К. был близко знаком, высоко ценил его творчество. Произведения К. переведены на многие языки мира. По произведениям К. созданы фильмы «Кровавый рассвет» (1957), «Кони не виноваты» (1957), «Дорогой ценой» (1958), «Тени забытых предков» (1965). К. посвящены два литературно-мемориальных музея - в Виннице (1927) и в Чернигове (1935).

Соч.: Твори, т. 1-6, К., 1961-62; в рус. пер. - Сочинения, т. 1-4, М., 1965.

Лит.: Горький М., М. М. Коцюбинский, Собр. соч., т. 14, М., 1951; Иванов Л., Михаил Коцюбинский. Критико-биографический очерк, М., 1956; Коцюбинская-Ефименко З., М. М. Коцюбинский. Мастерство писателя, М., 1959; Колесник П., Коцюбинський - художник слова, К., 1964; Калениченко Н., Великий сонцепоклонник, К., 1967; Франко I., З останнix десятилiть XIX в. Лiтературнокритичнi статтi, К., 1950; Костенко М., Художня майстернicть М. М. Коцюбинського, К., 1961; Грицюта М., М. Коцюбинський i народна творчicть, К., 1958; М. Коцюбинський. Бiблioграфiчний покажчик. К., 1964.

П. И. Колесник.

II Коцюби́нский

Юрий Михайлович , советский государственный и партийный деятель. Сын М. М. Коцюбинского (См. Коцюбинский). Родился в Виннице. Член Коммунистической партии с 1913. С 1914 член Черниговского комитета РСДРП. Во время 1-й мировой войны 1914-18 был мобилизован (в 1916) в армию; окончил Одесское военное училище, прапорщик. Служил в Петрограде, вёл революционную агитацию среди солдат. Участник Февральской революции 1917. Член Военной организации большевиков. За антивоенную пропаганду арестовывался Временным правительством. С 20 октября (2 ноября) 1917 член ВРК, комиссар гвардейского Семёновского полка. Участник штурма Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917. Присутствовал на 1-м и 2-м съездах Советов. Комендант Московско-Нарвского района. Возглавлял сводный красногвардейский отряд в боях с войсками Керенского - Краснова. На 1-м съезде Советов Украины (декабрь 1917) избран в состав первого Советского правительства - заместитель народного секретаря по военным делам. С января 1918 главнокомандующий советскими войсками на Украине; руководил операцией по разгрому националистических войск и освобождению Киева от Центральной рады; член Всеукраинского ВРК. После оккупации Украины немецкими войсками член повстанческого Украинского правительства и областного комитета партии. В 1919 член Военно-революционного совета Украинского фронта; председатель Черниговского губкома КП (б) Украины. В 1920 член Полтавского губкома КП (б) Украины. В 1921-22 дипломатический представитель Украины в Вене. С 1925 советник посольства СССР в Австрии, в Польше. С 1930 заместитель наркома земледелия УССР; заместитель председателя СНК и одновременно председатель Госплана УССР. Неоднократно избирался членом ЦК КП (б) Украины, член Оргбюро ЦК КП (б) Украины.

  • - Михаил Михайлович – укр. писатель, революц. демократ. Взгляды К. формировались под влиянием революционно-демократич. идей Шевченко, Белинского, Добролюбова, Чернышевского...

    Философская энциклопедия

  • - Журналист; родился 19 января 1965 г.; окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена в 1989 г.; работал редактором отдела истории газеты "Смена"...
  • - сотр. журнал., украинский беллетр., черниговский статистик, р. 1864...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах "Правда", "Зоря", "Жите и Слово" и "Дзвiнок" появились его первые рассказы...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выдающийся украинский писатель-беллетрист...

    Биографический словарь

  • - малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах "Правда", "Зоря", "Жите и Слово" и "Дзвiнок" появились его первые рассказы. Лучшие из них переведены на русский язык...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Коцюби́нский Михаил Михайлович, украинский писатель, общественный деятель, революционный демократ. Родился в семье мелкого чиновника. В 1880 окончил Шаргородское духовное училище...

Коцюбинський Михайло Михайлович - знаменитый украинский писатель. Родился в Виннице в бедной семье мелкого чиновника; детство провел в украинских местечках и селах Подолии, по месту службы своего отца. В 1880 окончил духовное училище - бурсу (в Шаргороде, бывшей Каменец-Подольской губернии); продолжать образование ему не удалось, т. к. он должен был заботиться о своей большой семье (отец к этому времени лишился работы, мать ослепла). Это принудило будущего писателя заняться после переезда семьи в Винницу частными уроками, а знания свои усиленно пополнять самообразованием.

Еще в детстве Коцюбинский увлекался украинской, а также и русской народнической литературой, кроме того читал и увлекался Фурье, Фейербахом и др. Живя в Виннице, Коцюбинский установил связи с народнически настроенной молодежью; это обратило на себя внимание полиции, которая рано начала его преследовать (произвела у него обыск, взяла подписку о невыезде и лишила его права поступить на службу, так что Коцюбинский занимался преимущественно частными уроками). В 80-х гг. Коцюбинский участвовал в «хождении в народ». К этому времени относятся его первые лит-ые опыты: «Андрий Соловейко, або вчення світ, а невчення тьма» и позднейшие - «21 грудня, на введення», «Дядько та тітка». Они написаны под сильным влиянием украинских писателей: Марко Вовчка, в особенности Иван Нечуй-Левыцкого и др. В этих - еще ученических - произведениях Коцюбинского проводит свои народнически-просветительские взгляды. В конце 90-х гг. Коцюбинский решает вплотную заняться литературной работой, совершает поездку в Западную Украину (Галицию). Здесь он сходится близко, минуя радикально-демократическое и революционное течения (Иван Франко, М. Павлик и др.), с представителями и печатью так наз. народовцев (националистическое и оппортунистически-соглашательское, лойяльное по отношению к австрийской монархии направление, отражающее идеологию западно-украинской буржуазной интеллигенции). Коцюбинский начал сотрудничать в их журналах «Дзвінок», «Зоря» и др., где помещал рассказы и стихи для детей и основные произведения первого периода своей литературной деятельности (на Украине, в условиях Российской империи, украинские печатные органы были запрещены).

Литературные выступления дали возможность Коцюбинскому связаться с некоторыми деятелями национально-культурного движения (М. Комаровым и др.); последние и помогли ему устроиться на службу. С 1892-1897 Коцюбинский работает в комиссии по борьбе с филоксерой, сначала в Бессарабии, а потом в Крыму. Занимаясь в этот период литературой, он одновременно принимает участие в нелегальной националистически-культурнической организации (так наз. «Братство Тарасівців»), не проявившей впрочем себя ни общественной активностью, ни четкостью платформы и вскоре развалившейся. В идеализированном виде задачи этого братства представлены в сказке Коцюбинского «Хо».

Оставив по болезни филоксерную комиссию, Коцюбинский переходит на газетную работу в качестве заведывающего конторой издательства и ответственного лит-ого сотрудника газеты «Волынь» (в Житомире). Беспринципная и материально необеспеченная провинциальная газета не удовлетворяет Коцюбинского, он скоро ее бросает и переезжает на постоянное жительство в Чернигов, где с трудом получает место статистика в губернской земской управе. Там он и служит почти до самой своей смерти.