К.Д. Ушинский (1824-1870) - выдающийся педагог и детский писатель.
Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушинский окончил Московский университет.
Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д. Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педагогической мысли - он справедливо считается создателем русской народной школы - чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практической педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женского образования (несколько лет он служил инспектором Смольного института для благородных девиц). В области народного образования Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриализации он усматривал «грязь» и «разврат». И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести «наш простой народ... в более обширную и свободную сферу».
Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Например, «Детский мир...» открывается занимательным рассказом «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. Однако ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. «А вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еще мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».
Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация - все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах.
На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая - и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.
Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Рассказ «О человеке» начинается словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце - напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой - свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хрестоматии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать - и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».
В «Детском мире...» в разделе «Из русской истории» напечатаны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его «Истории Государства Российского», сделанное Ишимовой.
Особая ценность его рассказов о природе, о животных («Жалобы зайки», «Пчелки на разведке» и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Такие рассказы Ушинского, как «Играющие собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел», по существу, представляют собой басни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел «Басни и рассказы в прозе».
Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. «Четыре желания» - рассказ о другой черте характера - нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.
Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для «понимания народной жизни».
В сказке «Мужик и медведь», обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы - корешки; «с тех пор у медведя с мужиком и дружба врозь». В другой сказке - «Лиса и Козел» - Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: «Там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешь». Козел простодушно прыгает в колодец, а Лиса «вскочила Козлу на спину, со спины - на рога, да и вон из колодца».
Книги К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово» оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых «Азбук».
Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера.
К.Д.Ушинский (1824-1870) - выдающийся педагог и детский писатель.
Отрочество и юность Ушинского прошли в небольшом городе Новгород-Северске, где он и учился в гимназии. Позднее Ушинский окончил Московский университет.
Педагогическая деятельность. В русской и мировой педагогике имя К. Д.Ушинского занимает особое и значительное место. Помимо громадного вклада в развитие отечественной педагогической мысли - он справедливо считается создателем русской народной школы - чрезвычайно важно и сегодня его учение о духовной стороне человеческой жизни, о связи общественного прогресса с состоянием образования. Большую часть своей жизни Ушинский посвятил практической педагогике. Основное его внимание было сосредоточено на создании русской народной школы, а также на вопросах женского образования (несколько лет он служил инспектором Смольного института для благородных девиц). В области народного образования Ушинский ориентировался на традиционные ценности жизни народа. В наступлении эпохи капитализма и индустриализации он усматривал ʼʼгрязьʼʼ и ʼʼразвратʼʼ. И утверждал, что лишь церковь и школа могут вывести ʼʼнаш простой народ... в более обширную и свободную сферуʼʼ.
Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыслил в большом двухтомном труде ʼʼЧеловек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологииʼʼ (1868- 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи ʼʼРодное словоʼʼ (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования личности нравственное воспитание, развитие ʼʼнравственных чувствʼʼ. Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеждений, а пробуждая в нем ʼʼжажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от другихʼʼ.
В предисловии к книге ʼʼДетский мир и хрестоматияʼʼ
(1861) Ушинский писал, что появление этого труда вызвано ʼʼсовременной потребностьюʼʼ. Принципом приобщения детей к основам наук он провозгласил связь между наукой и жизнью. Цель его книги - дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ поможет развитию их мыслительных способностей. Материал располагался по разделам: ʼʼИз природыʼʼ, ʼʼИз географииʼʼ, ʼʼИз русской историиʼʼ, ʼʼПервые уроки логикиʼʼ. В приложении-хрестоматии ученик знакомился с ʼʼобразцами слога лучших писателейʼʼ - как с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, так и с произведениями современных авторов - Некрасова, Тургенева, Гончарова, Никитина, Майкова и др.
Размещено на реф.рф
В хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.
Второй учебной книгой, созданной Ушинским, было ʼʼРодное словоʼʼ для детей младшего возраста. Она, как и первая, имела большой успех. Так же как ʼʼДетский мир...ʼʼ, ʼʼРодное словоʼʼ слово сложено на базе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремится и здесь дать детям систему реальных знаний, сохранить энциклопедическую широту.
Произведения для д е т е й. Ушинский не только обладал педагогическим талантом, но и проявил себя как замечательный детский писатель. Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. К примеру, ʼʼДетский мир...ʼʼ открывается занимательным рассказом ʼʼДети в рощеʼʼ, где говорится о пагубности лени и безответственности. Брат и сестра отправились в школу, но, привлеченные прохладой рощи, устремились в нее, а не в школу. При этом ни муравей, ни белка, ни ручей, ни птичка, к которым обращаются дети, не желают веселиться с ними - все они трудятся. ʼʼА вы что сделали, маленькие ленивцы? - говорит им уставшая малиновка. - В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще да еше мешаете другим дело делать... Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделатьʼʼ.
Рассказы ʼʼЗимаʼʼ, ʼʼВеснаʼʼ, ʼʼЛетоʼʼ и ʼʼОсеньʼʼ дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация - все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах.
На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя-другая - и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.
Ушинский никогда не упускает возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Рассказ ʼʼО человекеʼʼ начинается словами: ʼʼЯ человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людейʼʼ. Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце - напоминание: ʼʼЧеловек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой - свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселеннойʼʼ. В хрестоматии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, ʼʼстали по-прежнему друг на друга работать - и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильнымʼʼ.
В ʼʼДетском мире...ʼʼ в разделе ʼʼИз русской историиʼʼ напечатаны рассказы Ушинского о важных исторических событиях. Свои рассказы из истории Ушинский создавал, опираясь на Карамзина и на переложение его ʼʼИстории Государства Российскогоʼʼ, сделанное Ишимовой.
Особая ценность его рассказов о природе, о животных (ʼʼЖалобы зайкиʼʼ, ʼʼПчелки на разведкеʼʼ и др.) состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн.
Настала весна, солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях распускались и выпускали молоденькие листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Такие рассказы Ушинского, как ʼʼИграющие собакиʼʼ, ʼʼДва козликаʼʼ, ʼʼЛошадь и оселʼʼ, по существу, представляют из себябасни. Согласно басенной традиции автор завершает их моральными сентенциями. Недаром они вошли в единый раздел ʼʼБасни и рассказы в прозеʼʼ.
Произведения Ушинского о детях (к примеру, ʼʼЧетыре желанияʼʼ, ʼʼВместе тесно, а врозь скучноʼʼ, ʼʼТрусливый Ваняʼʼ) отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе нужно избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. Вот Ваня, оставшись дома один, испугался теста в квашне: оно пыхтит на печи и наводит на мысли о домовом. Бросился Ваня бежать, да наступил на кочергу - она его в лоб ударила; а тут еше упал он, запутавшись в оборке от лаптя!.. Едва привели в чувство взрослые трусливого мальчика. ʼʼЧетыре желанияʼʼ - рассказ о другой черте характера - нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.
Ушинский обрабатывал для детей народные сказки. Он отдавал им предпочтение даже перед хорошо написанным литературным произведением. Он высоко ценил поэтический мир народного творчества, считал сказку лучшим средством для ʼʼпонимания народной жизниʼʼ.
В сказке ʼʼМужик и медведьʼʼ, обработанной Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя, что ему лучше брать вершки от репы, а от пшеницы - корешки; ʼʼс тех пор у медведя с мужиком и дружба врозьʼʼ. В другой сказке - ʼʼЛиса и Козелʼʼ - Лиса, упав в колодец, уверяет Козла, что она здесь просто отдыхает: ʼʼТам, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой - сколько хочешьʼʼ. Козел простодушно прыгает в колодец, а Лиса ʼʼвскочила Козлу на спину, со спины - на рога, да и вон из колодцаʼʼ.
Книги К.Д. Ушинского ʼʼДетский мир и хрестоматияʼʼ и ʼʼРодное словоʼʼ оказали очень большое влияние как на позднейшие учебные пособия, так и вообще на литературу для детей. Педагогические принципы Ушинского использовал Лев Толстой при составлении знаменитых ʼʼАзбукʼʼ.
Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя. Произведения о детях, их педагогическое значение. Рассказы К.Д. Ушинского о животных, рассказы познавательного характера." 2017, 2018.
То, что К.Д.Ушинский (1824-1871) рассматривается среди первого ряда русских детских писателей второй половины XIX века, представляется не случайным. Его рассказы и сказки являются классическим образцом литературы для детей.
Многие из них благополучно прошли испытание временем и дожили до наших дней, продолжая издаваться как отдельно, так и в сборниках.
Сборники К.Д.Ушинского “Детский мир”(1861) и “Родное слово”(1864) появились на целое десятилетие раньше, чем “Азбука” и “Русская книга для чтения” Л.Н.Толстого, и, таким образом, представили собой одну из самых первых и смелых попыток составить развивающие художественно-литературные пособия для детей младшего возраста. При их создании использован весь набор средств выражения собственно детской литературы. Этот аспект адресованности детской аудитории наряду с общим композиционным построением и решением нравственных, педагогических и просветительских задач объединяет творчество К.Д.Ушинского с творчеством Л.Н.Толстого.
Если попытаться осмыслить всё, что объединяет произведения для детей Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского, то мы обнаружим гораздо больше сходства, чем различий. Более того, станет очевидным тот факт, что Л.Н.Толстой в своем творчестве для детей во многом шел по пути, уже проложенному К.Д.Ушинским, и более того, едва ли был бы возможен как автор “Азбуки”(1872) и “Русской книги для чтения”(1875), если бы не К.Д.Ушинский, предшествовавший ему своими книгами для начальной школы “Детский мир” (1861) и “Родное слово” (1864). Открыто выраженная мораль нежелательна, однако не исключена специфическая подача материала, подразумевающая, что ребенок самостоятельно, на основе прочитанного сделает требуемые выводы.
Задача литературы для детей - решать и разрабатывать важные нравственные проблемы, сообщать сведения о мире и человеке. В лучших своих образцах, как, в частности, у Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского, они отличаются художественным совершенством формы и лаконизмом языка. Кроме того, произведения К.Д.Ушинского всегда имеют четкий выход на адресата - ребенка. Писатель первым указал на необходимость пристального изучения и наблюдения за психологией ребенка: “Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде тоже узнать его во всех отношениях” (8, 23) .
К.Д.Ушинский, работая над созданием книг-хрестоматий “Детский мир” и “Родное слово”, был не только составителем, но и автором основной массы включаемого в них материала. В связи с этим он вынужден был сам создавать произведения для учебных пособий, в том числе художественного характера: рассказы и сказки, очерки и стихотворения, а также обрабатывать для детского чтения фольклорные и литературные тексты. Все это и составляет ценное наследие К.Д.Ушинского как детского писателя.
Литература для детей в большей степени, чем литература о детях, требует многообразия включенного материала. Сознание жадно впитывает любую новую информацию, вот почему К.Д.Ушинский отмечал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, самом человеке, частях его тела, о домашних и диких животных, птицах, растениях, животных, минералах, воздухе, воде. Эти сведения служат систематизации понятий, уже существующих в детском сознании.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Одним из основоположников научной педагогики в России считается Ушинский. Биография Константина Дмитриевича известна и до сих пор остается на слуху в педагогике. Его взгляды по-прежнему близки в воспитании детей, так же как и труды Сухомлинского В., Амонашвили Ш. и других.
Свое призвание герой статьи понял еще в молодые годы. Он не просто изучал и писал научные труды, он применял свои идеи на практике, работая с детьми. Кем же был Константин Ушинский?
Давайте начнем знакомство. Родился Ушинский, биография которого рассматривается, 19.02.1823 в городе Тула. Его отец был офицером в отставке, участником войны с французами 1812 года. Его семья относилась к мелкопоместным дворянам. Мать Константина умерла очень рано, в 1835 году.
Еще до смерти матери вся семья переселилась в Новгород-Северск (Черниговская губерния), где отец получил должность судьи. Недалеко от города отец приобрел небольшое имение, стоявшее на берегу Десны.
Обучался Ушинский Константин, краткая биография которого рассматривается здесь, сначала на дому, а в 11 лет поступил в 3 класс местной гимназии. Закончил он Новгород-Северское учебное заведение в 17 лет (1840). Далее он поступил на юридический факультет в Москве. В университете на него оказали сильное влияние профессор Т.Н. Грановский и П.Г. Редкин. Благодаря им молодой человек начал задумываться о педагогике.
В 1844 году он блестяще окончил университет и остался для сдачи магистерского экзамена. Ему была присуждена степень кандидата юриспруденции. Спустя два года он стал профессором в Демидовском лицее. В 1849 году из-за конфликта с руководством лицея на почве его либеральных взглядов Ушинскому пришлось уйти с должности. Только через пять лет он сможет вновь заняться педагогической работой в Гатчинском Сиротском институте.
Умер Ушинский Константин Дмитриевич, краткая биография которого приведена в статье, 22.12.1870. Накануне он простудился, направляясь на лечение в Крым, из-за чего заехал в Одессу. Именно здесь его жизнь прервалась. Похоронен он был в Киеве в пределах Выдубицкого монастыря.
Женат Ушинский Константин Дмитриевич, биография которого рассматривается, был на представительнице знатного казацкого рода Надежде Семеновне (в девичестве Дорошенко). Познакомились они еще в Новгород-Северском, а поженились в 1851 году.
От брака у них родилось три сына и две дочери:
Однажды педагог нашел в стенах Гатчинского института старый архив прежнего работника. Многие книги принесли ему новые идеи, которые он изложил в статье «О пользе педагогической литературы».
Многие свои мысли Ушинский, краткая биография которого рассмотрена, публиковал в «Журнале для Воспитания», «Современнике», «Библиотеке для чтения», книгах «Родное слово», «Детский мир».
Основной его идеей в педагогике было демократизация всего образования. Он был приверженцем идеи народного воспитания. За это его часто обвиняли в вольнодумстве.
Попав в Гатчинский институт, Ушинский, биография которого тесно связана с педагогикой, полностью ушел в работу. В этом учебном заведении он смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.
За время своей деятельности он работал в следующих учебных заведениях:
В Смольном институте благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей. После конфликта с руководством института педагог покинул учебное заведение. Предлогом стала поездка за границу для педагогической деятельности.
Он много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике.
Чаще всего упоминается работа А.О. Черняевского, который составил «Родную речь» (1882) на азербайджанском языке. Первую часть книги инспектор Закавказкой учительской семинарии составил сам, а вторую - вместе со своим воспитанником Велибековым. На азербайджанском языке труд стал называться «Вэтэ дили».
Пособие было предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно было разработано по методике, которую когда-то составил Ушинский. Краткая биография не способна полностью раскрыть значимость русского деятеля в отечественной и мировой педагогике. Однако его идеи и методики и сегодня находят своих приверженцев.
Будучи за границей, педагог издал свой самый известный труд - «Родное слово». Он был первым общедоступным российским учебником. Он был рассчитан на обучение детей начальной грамоте. Вместе с книгой он издал пособие для учителей и родителей, которое помогало проводить занятия по «Родному слову».
Его пособие-руководство имело большое влияние на отечественную народную школу. Даже сегодня им пользуются многие преподаватели родной речи. Только до 1917 года его переиздавали 146 раз.
Сегодня в педагогике популярны как труды, так и биография Ушинского. Для детей он писал короткие рассказы. Некоторые из них рассчитаны для детей, которые только научились читать. Они состоят из пяти предложений. Примером может послужить рассказ «Бишка» про собаку, которой незачем уметь читать.
Есть среди его трудов для детей и рассказы научно-познавательные. Например, «Ветер», которое рассчитано на средний школьный возраст.
Список основных рассказов:
Ушинский, биография которого была связана с воспитанием детей, оставил свой след в жизни. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей.
Именем этого человека названы многие учреждения и не только:
Большое количество улиц в разных городах Российской Федерации и Украины носят имя известного педагога. В сфере образования современной России существует медаль Ушинского, которая стала присуждаться с 2004 года.
Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель. Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет.
Константин Ушинский действительно сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике еще с юношества, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек.
Костя появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина - отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.
После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.
Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась - в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.
Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение (об этом он сам писал в своих дневниках).
Самое большое удовольствие писатель получал от литературной работы в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник», куда помещал свои статьи, переводы с английского и обозрения материалов, изданных в иностранных печатных СМИ.
В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.
Под влиянием развития общественно-педагогического движения в 1857-1858 гг. Ушинский пишет в «Журнале для воспитания» несколько своих статей, которые стали поворотными в его судьбе, к нему сразу пришли авторитет и слава.
В 1859 году он получает должность инспектора Смольного В этом известном заведении, тесно связанном с царской семьей, в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.
Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги - методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.
Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.
Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.
В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.
В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал.
Все свое время посвящает этому делу господин Ушинский Константин Дмитриевич. Краткая биография указывает на то, что его труды принесли много пользы обществу. Он пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.
В 1862 году его увольняют из Смольного института. А потом Царское правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования. Ушинский воспринимает эту поездку как ссылку.
Однако он принимается за дело, изучает все с большим интересом и посещает ряд европейских стран. В Швейцарии он особенно скрупулезно изучает постановку начального образования. Свои выводы и обобщения Константин Ушинский представляет в учебнике для классного чтения «Родное слово» и методичке к нему. Потом он готовит два тома «Человек как предмет воспитания» и собирает все материалы к третьему.
В последние свои годы он выступал как У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками.
Один из учителей И. П. Деркачев вспоминал, что летом 1870 года Ушинский по возвращению домой из Крыма в хутор Богданка Глуховского уезда (Черниговская область) хотел было заехать к своему другу Н. А. Корфу на Екатеринославщину, но не смог этого сделать. Одной из причин стала его простуда, а потом и трагическая гибель его старшего сына Павла. После этого Ушинский вместе с семьей переехал жить в Киев и купил дом на Тарасовской. И сразу же с сыновьями он отправляется лечиться в Крым. По дороге Ушинский Константин Дмитриевич сильно простывает и останавливается в Одессе для лечения, но скоро умирает, это было в январе 1871 года (по новому стилю). Его похоронили в Киеве в
Женой К. Д. Ушинского стала Надежда Семеновна Дорошенко. Он познакомился с ней еще в Новгороде-Северском. Она была из древнего казачьего рода. Ушинский женился на ней летом 1851 года во время служебной командировки в этом городе. У них родилось пятеро детей.
Дочь Вера (по мужу Пото) в Киеве на свои средства открыла мужское Городское училище, названное в честь отца. Вторая дочь Надежда на вырученные деньги от трудов отца создала начальную школу в селе Богданка, где жил в свое время Ушинский.