Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сочинение «Романтические герои Горького.

Сочинение «Романтические герои Горького.

Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX столетия, потрясшие Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекло в романтизме “умение возбудить... мятеж против всякого гнета”. Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передать романтический дух времени перемен. Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий “над седой равниной моря” - всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.
Старый цыган Макар Чудра из одноименного рассказа Горького говорит, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радду на глазах всего табора и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу.
К свободе стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои рассказа “Старуха Изергиль” - Ларра и Данко - противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и вольнолюбие подчеркиваются в Ларре его необычным происхождением (Ларра - сын орла и девушки из могучего племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. Он не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Ларра превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Ощущая свое безграничное одиночество, Ларра становится несчастным. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл.
Настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко - другого романтического героя рассказа “Старуха Изергиль”. Данко тоже стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и далекий. “Усталые и злые”, люди начинают винить героя этой легенды в их несчастье, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого. Разорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освещает им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларры, счастлив, что отдал свою жизнь людям: “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо”. И люди после его смерти обрели надежду. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен по достоинству: “Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло”. Время таких героев, как Данко, еще не настало, - говорит этими строками Горький.
Но в “Песне о Соколе” мы видим, что свободолюбивые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв у окружающих. Так, Сокол, рвущийся к небу, заразит своей страстью “много смелых сердец”, верит писатель. Даже Уж делает попытку взлететь ввысь, но... “рожденный ползать летать не может”. Уж олицетворяет в “Песне о Соколе” серое, однообразное существование, целью которого является лишь забота о собственном спокойствии. А небо доступно только поистине храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержим мечтой о свободе и новой жизни. Храбрость Сокола, гибнущего в ущелье, Горький называет “безумством”. “Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни”, - утверждает Горький.
“Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе” - всеми этими качествами обладает романтический герой Горького Буревестник, Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает ввысь, чтобы “пронзить” мрак, увидеть за тучами солнце. Буря у Горького - это предзнаменование новой, лучшей жизни, протест против жалкого, убогого существования. А Буревестник - герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В “Песне о Буревестнике” Горький создает образ героя-бунтаря, такого, каким является идеал романтического героя писателя - не только свободолюбивого, но и обладающего волей к победе.
Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовавшего социальных перемен. Но какими должны быть эти перемены? По мнению Горького, перемены должны были быть революционными, что требовало именно таких героев. Может быть, их даже еще не было к моменту создания писателем его романтических произведений. Ведь недаром идеал романтического героя Горького воплощен в Буревестнике - в птице, а не в человеке. В русской литературе XX века мы встречаем разное отношение к революции - от восторженного приветствия до полного отрицания. Но как бы то ни было, у романтического героя Горького есть много общепризнанных положительных человеческих качеств. Это прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям.

В своем раннем творчестве М.Горький рисовал не обычных людей (крестьян, рабочих), а натур романтических, возвышенных. Эти персонажи не находили себе места в реальной жизни, постоянно что-то искали, к чему-то стремились. Герои ранних горьковских рассказов – бродяги, цыгане, чабаны или «босяки». Автор пишет про них, потому что сам стремится понять и выразить то, что думают и чувствуют эти герои. Он задается вопросом: почему им нет места в жизни, почему они не могут найти свой путь?

Эти реальные проблемы Горький решает в своих ранних произведениях в романтическом ключе. С помощью такого соединения реального и романтического писателем был создан целый цикл произведений.

Нужно сказать, что романтические начала в раннем творчестве Горького проявлялись не только в слоге, в форме художественного выражения, но и в самом мировосприятии молодого писателя.

Цыгане в «Макаре Чудре», кавказские горцы в рассказе «Месть», молдаване в «Старухе Изергиль»… Все они красивы красотой вольных, гордых, цельных детей природы, живущих естественной жизнью вдали от шумных городов, от цивилизации. Горький рисует народ, перенесенный в романтическую даль истории или в атмосферу легенды, народного фольклора.

Вольную, бродяжью жизнь славит Макар Чудра как высший идеал человеческого развития. Его жизненный принцип таков: «Так нужно жить: иди, иди - и все тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем?» Герой не принимает оседлого уклада жизни вдали от природы: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Презирает Чудра и труд крестьян-землепашцев: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Он раб…»

Цыгане свободны от труда на земле, который порабощает человека, прикрепляет к одному месту. Свободны цыгане и от власти денег, и от собственнических желаний.

Романтические герои Горького не принадлежат ни к одной социальной группе современного автору общества. Их важность и ценность для писателя – в возвышенном духовном облике. Это сильные и цельные натуры, действенные и смелые, способные к благородным и самоотверженным поступкам.

Это горячие и странные люди, готовые пожертвовать жизнью среди дорогих людей. Это исключительные герои. Они оказываются в необычайных, исключительных ситуациях, их захватывают сильные страсти, которые часто приводят к драматическим конфликтам.

Жажда личной свободы так сильна у героев Горького, что даже любовь для них является сковывающей цепью. Именно это приводит к гибели Радды и Зобара – героев рассказа «Макар Чудра».

У романтических героев раннего Горького нет обособлений от своего народа, противопоставления его одной личности. Наоборот, индивидуалисты осуждаются писателем. Резко противопоставлен Ларре истинный герой рассказа «Старуха Изергиль» - Данко. Это сильная личность, цельная натура. Вся сила Данко направлена на благо людей, своего народа.

Данко не противостоит народу, он стоит впереди него, ведет его, готов пожертвовать жизнью. Сердце героя – «факел великой любви к людям». Именно эта любовь подвигает его на жертву, именно она дает ему силы жить и действовать. Данко выводит людей из тьмы и гибнет ради их блага.

В своих романтических произведениях Горький создает образ прекрасного мира и человека, прекрасной природы. Его герои испытывают упоение жизнью, восхищаются всем окружающим.

Горьковские герои – сильные и страстные люди. Все они способны на многое. Эти герои хотят простора, свободы, желают «большого» дела, презирают преклонение перед деньгами: «Горит у меня душа… Хочется ей простора… чтобы я мог развернуться во всю мою силу!»

Всех героев раннего творчества Горького объединяет принадлежность к простому народу. Они добры и искренни, чистосердечно желают всем добра.

Итак, мы видим, что герои раннего творчества Горького – романтические натуры, мятущиеся люди, не находящие себе места в жизни, но страстно желающие блага всему человечеству.


Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекало в романтизме “умение пробудить… мятеж против всякого гнета”. Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передать романтический дух времени перемен. Гордый Сокол, погибает в глубоком ущелье, смельчак Данко, который осветил миром сердца дорогу людям, Буревестник, развевающийся “над седой равниной моря” – всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти. Старый цыган Макар Чудра из одноименного рассказа Горького говорит, что человек, обрекший себя на рабскую долю, не видит главного: ему неизвестна свобода, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радда на глазах всего лагеря и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу. К свободе стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои рассказа “Старуха Изергиль” – Ларри и Данко – противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и свободолюбие подчеркиваются в Ларри его необычным происхождением (Ларри – сын орла и девушки из могучего племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому что он пренебрегает людьми, жестоко обращается с ними. Он не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Ларри превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Чувствуя свое безграничную одиночество, Ларри становится несчастным. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Нынешний герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко. Данко тоже стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и дальний. “Утомленные и злые”, люди начинают винить героя этой легенды в своих несчастьях, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого. Разорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освещает им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларри, счастлив, что отдал свою жизнь людям: “Посмотрел вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко – бросил он радостный взгляд на свободную землю и засмеялся гордо”.
И люди после его смерти нашли надежду. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен людьми: “Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметила это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло”. Время таких героев, как Данко, еще не пришло, – говорит этими строками Горький. Но в “Песне о Соколе” мы видим, что свободолюбивые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв у окружающих. Так, Сокол, рвущийся в небо, заразит своей страстью “много смелых сердец”, верит писатель. Даже Уж пытается взлететь вверх, но… “рожденный ползать летать не может”. Уж олицетворяет в “Песне о Соколе” серое, однообразное существование, целью которого является лишь забота о собственном спокойствии. А небо доступно только поистине храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержимым мечтой о свободе и новой жизни. “Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни”, – утверждает Горький. “Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе” – всеми этими качествами обладает романтический герой Горького Буревестник. Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает вверх, чтобы “проткнуть” мрак, увидеть за тучами солнце. Буря у Горького – это признак новой, лучшей жизни, протест против жалкого, нищенского существования. А Буревестник – герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В “Песне о Буревестнике” Горький создает образ героя-бунтаря, такого, каким является идеал романтического героя писателя – не только свободолюбивого, но и того, что обладает волей к победе. Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовали социальных изменений. Но какими должны быть эти изменения? По мнению Горького, изменения должны были быть революционными, что требовало именно таких героев. Может быть, их даже еще не было к моменту создания писателем его романтических произведений. Ведь недаром идеал романтического героя Горького воплощен в Буревестнике – в птице, а не в человеке. В русской литературе XX века мы встречаем разное отношение к революции – от восторженного приветствия до полного отрицания. Но, как бы то ни было, у романтического героя Горького есть много общепризнанных положительных человеческих качеств. Это, прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной Read More ......
  2. В своих “хождениях по Руси” М. Горький вглядывался в темные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на “дне” жизни что-то светлое, доброе, человеческое, Read More ......
  3. Завязка пьесы – появление Луки. Какие же события “завязываются” в этот момент? Какие струны души героев затрагивает странник своими неожиданными, так человечно звучащими в ночлежке словами? Какие события и реплики персонажей вызывают у Луки ответный отклик? Вопросы, которые Читатель задает Read More ......
  4. Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представил, себе Россию без Волги, так не могу подумать, что в ней нет Горького. К. Паустовский Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого Read More ......
  5. В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и Read More ......
  6. Гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие. Героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая дороже самой жизни. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому, создал ряд Read More ......
  7. Одним из наиболее ярких ранних произведений Горького, в котором он также переосмысливает традиционные представления о добре и зле, красоте и силе, но в несколько другом аспекте, является рассказ “Старуха Изергиль”. Этот рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, рассказа Read More ......
  8. Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: “Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы”. Репину же он утверждал обратное: “Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он Read More ......
РОМАНТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ ГОРЬКОГО

Известен нам как классик проле­тарской литературы. В его творчестве нашли отраже­ние реальные события начала XX столетия, потрясшие Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький во­шел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества обратился к ро­мантизму, благодаря которому создал ряд ярких лите­ратурных образов. Горького привлекло в романтизме "умение возбу­дить... мятеж против всякого гнета». Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передать романтический дух времени перемен. Гордый , гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу лю­дям, Буревестник, реющий "над седой равниной мо­ря» - всех этих героев Горького объединяет стремле­ние к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.

Старый цыган Макар Чудра из одноименного рас­сказа Горького говорит, что человек, обрекший себя на рабскую участь, не видит главного: ему неведома воля, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для примера он рассказывает легенду о люб­ви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радду на глазах всего табора и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лой­ко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу.

К свободе стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои рассказа "Старуха Изергиль» - Ларра и Данко - противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и вольнолюбие подчеркиваются в Ларре его необычным происхождением (Ларра - сын орла и де­вушки из могучего племени). Но хорошие качества это­го героя превращаются в свою противоположность, по­тому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. Он не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одино­чество. Ларра превращается в тень, он обречен на веч­ные страдания, потому что люди теперь отворачивают­ся от него. Ощущая свое безграничное , Ларра становится несчастным. Тем самым Горький го­ворит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве те­ряет смысл.

Настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Дан­ко - другого романтического героя рассказа "Стару­ха Изергиль». Данко тоже стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего пле­мени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и далекий. "Усталые и злые», люди начинают винить героя этой легенды в их несчастье, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого. Ра­зорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освеща­ет им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларры, счастлив, что отдал свою жизнь людям: "Ки­нул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко - кинул он радостный взор на свободную зем­лю и засмеялся гордо». И люди после его смерти об­рели надежду. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен по достоинству: "Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рас­сыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не настало, - говорит этими строками Горький.

Но в "Песне о Соколе» мы видим, что свободолюби­вые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв у окружающих. Так, Сокол, рвущийся к небу, заразит своей страстью "много смелых сердец», верит писатель. Даже Уж делает попытку взлететь ввысь, но... "рожденный ползать летать не может». Уж олице­творяет в "Песне о Соколе» серое, однообразное суще­ствование, целью которого является лишь забота о соб­ственном спокойствии. А небо доступно только поисти­не храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержим мечтой о свободе и новой жизни. Храбрость Сокола, гибнущего в ущелье, Горький называет "безумством». "Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни», - утверждает Горький.

"Сила гнева, пламя страсти и уверенность в побе­де» - всеми этими качествами обладает романтичес­кий герой Горького Буревестник, Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает ввысь, чтобы "пронзить» мрак, увидеть за тучами солнце. Буря у Горького - это предзнаменование новой, лучшей жизни, протест про­тив жалкого, убогого существования. А Буревестник - герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В "Песне о Буревестнике» Горький создает образ ге­роя-бунтаря, такого, каким является идеал романтиче­ского героя писателя - не только свободолюбивого, но и обладающего волей к победе.

Созданные Максимом Горьким образы романтиче­ского героя соответствовали духу своего времени, требовавшего социальных перемен. Но какими долж­ны быть эти перемены? По мнению Горького, переме­ны должны были быть революционными, что требова­ло именно таких героев. Может быть, их даже еще не было к моменту создания писателем его романтичес­ких произведений. Ведь недаром идеал романтическо­го героя Горького воплощен в Буревестнике - в пти­це, а не в человеке. В русской литературе XX века мы встречаем разное отношение к революции - от восторженного приветствия до полного отрицания. Но как бы то ни было, у романтического героя Горько­го есть много общепризнанных положительных человеческих качеств. Это прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям.