Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » А катаевой. Краткая биография катаева валентина для детей самое главное

А катаевой. Краткая биография катаева валентина для детей самое главное

Краткая биография Валентина Катаева

Катаев Валентин Петрович – советско-русский писатель, драматург, поэт, мемуарист, с 1974 года Герой Социалистического Труда. Наиболее известен по повестям «Белеет парус одинокий» и «Сын полка». Писатель родился 16 (28) января 1897 года в Одессе, в семье преподавателя училища. Писать стихи мальчик начал довольно рано, с девяти лет. Некоторые его работы стали печатать в одесских газетах, а в 1914 году – даже в петербургском журнале «Весь мир». Катаев получал образование в Одесской гимназии, но так и не доучился из-за вспыхнувших военных событий Первой мировой и Гражданской войн. Он добровольцем вступил в действующую армию, где дослужился до прапорщика. В 1917 году вследствие серьезного ранения был возвращен в Одесский госпиталь.

Литературный язык Катаева называли Одесским. Этот город был не только фоном многих его произведений, но и полноправным героем. Несмотря на то, что 64 года своей жизни он проживет в Москве и Подмосковье, в душе он так и останется одесситом. Названия произведений Катаева или имена героев зачастую носили символический характер. Так, например именем своего отца и фамилией матери он окрестил главного героя автобиографической повести «Белеет парус одинокий» – Петю Бачея. Строки стихотворений известных авторов он использовал в качестве названий своих прозаических произведений. Например, «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Несмотря на то, что у писателя было немало своих стихотворений, ни одного сборника он не выпустил.

Первые попытки писать прозу делались после его демобилизации. Своим кумиром из современников он считал И. А. Бунина. В 1919 году Катаева призвали в Красную Армию, однако вскоре он был отозван и назначен заведующим в окна сатиры РОСТА. Там он писал тексты для лозунгов, листовок, частушек, антиплакатов. Аналогичную работу он выполнял и в Харькове. С 1922 года он работал в Москве. Фельетоны Катаева публиковались в газетах «Труд», «Гудок». Его повесть «Растратчики» (1925) была замечена не только читателями, но и критиками. Через несколько лет эту повесть успешно инсценировали на сцене МХАТа. Вскоре он написал еще одну успешную работу – комедию «Квадратура круга» (1928). После этого он писал в основном для театра.

Важной вехой в творчестве писателя стал роман «Время, вперед!» (1932). Его он написал после поездки на строительство Магнитогорска. В период Отечественной войны Катаев работал военным корреспондентом для газет «Правда», «Красная звезда». Именно в этот период появились рассказы «Флаг», «Третий танк», повесть «Сын полка». С 1955 года В. П. Катаев был главным редактором вновь созданного журнала «Юность». Умер писатель 12 апреля 1986 года в Москве. Последней его книгой был сборник мемуаров «Сухой лиман» (1986).

Вариант 2

Валентин Петрович Катаев - советско-русский писатель и прозаик. Наиболее известные повести: «Белеет парус одинокий», «Сын полка». Родился 16 (28) января 1897 года в Одессе в семье преподавателя епархиального училища. Мать будущего писателя происходила из дворянской семьи, дед по отцовской линии был священнослужителем. Младший брат был известным писателем и писал под псевдонимом Евгений Петров. Он наиболее известен по совместным работам с Ильей Ильфом. Катаев начал писать стихи еще гимназистом. Впервые его работу напечатали в 1910-м году.

В 1915-м году он оставил гимназию и поступил добровольцем в армию. Из рядовых был произведен в прапорщики, неоднократно бывал ранен. Лето 1917 года провел в одесском госпитале. За храбрость он был награжден двумя орденами. Во время службы он все время занимался литературным творчеством. Постепенно в печати стали появляться его рассказы и очерки. В столичной печати впервые был напечатан рассказ «Немчик». Своим идейным наставником и учителем он считал И. А. Бунина, с которым был лично знаком. Излечившись от ранений, Катаев снова примкнул к вооруженным отрядам. С 1919 года он в чине подпоручика служил в армии А. И. Деникина.

В 1922 году он переехал в Москву. Его фельетоны активно печатались в таких газетах как «Труд», «Гудок», и т.д. Одновременно он продолжал работать над прозой. Повесть «Растратчики» (1925) привлекла к автору внимание, как читателей, так и критиков. Вскоре, на сцене МХАТа появилась постановка по мотивам данной повести. С тех пор, писатель увлекся и драматургией. Одним из самых важных произведений в творчестве писателя стал роман «Время, вперед!» (1932), экранизированный в 1965 году. Однако широкое признание пришло к автору с появлением повести «Белеет парус одинокий» (1937). Через год появилась повесть «Я сын трудового народа».

В то же время Катаев все время работал для газет «Правда», «Красная звезда», был их военным корреспондентом за границей и оттуда печатал свои очерки. К этому периоду относится появление многих рассказов, пьес и повестей автора. Среди них «Сын полка», «Третий танк», «Синий платочек». В 1955 году писатель был назначен главным редактором журнала «Юность». В этом издательстве он смог опубликовать свой роман «Хуторок в степи» (1956) и многие последующие произведения. В. П. Катаев умер 12 апреля 1986 года.

Катаев Валентин Петрович родился 28 января (по новому стилю) 1897 года в Одессе в семье учителя. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал еще гимназистом в 1910 году в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне.

В 1919 Катаев был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.

С 1922 жил в Москве, являлся постоянным сотрудником газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне («Опыт Кранца», 1919; «Золотое перо», 1920; «Записки о Гражданской войне», 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев). В этот период были написаны авантюрно-утопические романы о мировой революции («Остров Эрендорф» , «Повелитель железа» , оба 1924) .

Катаев был увлечен экспериментами в области формы, в его прозе появились странные персонажи - загадочный оксфордский студент сэр Генри, черт в темном пиджаке и белых манжетах и другие фигуры, заставляющие вспомнить об Э. Т. А. Гофмане и Э. По («Сэр Генри и черт», 1920; «Железное кольцо», 1923).

Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов «Бородатый малютка», 1924; «Самое смешное», 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть «Растратчики» (1926). Это фантасмагорическая история бухгалтера Прохорова и кассира Ванечки, которые, соря казенными деньгами, колесят по России в поисках красивой жизни. Действие происходит в период НЭПа, и перед персонажами предстает безотрадная картина убогого советского быта и наглого нэпманства. Повесть была переведена за рубежом, стала бестселлером в США.

Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечена комедия «Квадратура круга» (1928). После поездки в Магнитогорск Катаев написал роман-хронику «Время, вперед!» (1932), название которого подсказал ему В. Маяковский. Книга проникнута верой Маяковского в то, что начало первой пятилетки может быть воспринято как заря новой эры. Главные герои романа - инженер Маргулиес, Загиров, бригадир бетонщиков Саенко - видят смысл своей жизни в труде, опережающем время и преображающем жизнь.

В повести «Белеет парус одинокий» (1936) , главными героями которой стали одесские мальчишки, которые оказываются в водовороте революционных событий 1905. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего - суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг.

Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева «Я, сын трудового народа» (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи - бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи.
Катаев о Великой Отечественной войне

В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы. Огромную популярность принесла писателю повесть «Сын полка» (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса «День отдыха» (1947).
Катаев и журнал «Юность»

В 1957-1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине «Маленькая железная дверь в стене». В цикле мемуарных произведений Катаева (повести «Святой колодец», 1965; «Трава забвения», 1967; «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона», 1972; «Алмазный мой венец», 1975; «Сухой Лиман», 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открылись новые грани таланта писателя: глубина проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства.

В повести «Уже написан Вертер» (1979) Катаев показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах.

В «Юношеском романе» (1982) Катаев рассказал историю, похожую на старинный романс: о любви молодого солдата Пчелкина к генеральской дочке. Это роман в письмах, строительным материалом которого стали архивные находки.
Последние годы жизни Катаева

Последняя книга Катаева «Сухой Лиман» (1986) почти не была замечена критикой. Это своего рода эпилог его многотомного романа: в последний раз сошлись вместе герои, объединились сюжеты многих книг. Жизнь пропущена сквозь призму далеких воспоминаний в соединении с поэтической фантазией.

Валентин Петрович Катаев (16 (28) января 1897, Одесса - 12 апреля 1986, Москва) - русский советский писатель, драматург, поэт; брат писателя Е. П. Петрова

Родился в семье учителя. Ещё гимназистом начал писать; в печати дебютировал в 1910. Во время Первой мировой войны, не окончив гимназию, в 1915 добровольцем вступил в действующую армию и до 1917 был на фронте. Служил в артиллерии.

Нет такого горя, которое бы не отступило перед жизнью. И это - великое счастье... Иначе как бы мы все стали жить?

Катаев Валентин Петрович

Во время Гражданской войны был мобилизован в Красную армию участвовал в боях против войск А. И. Деникина, работал в ЮгРОСТА (Российское телеграфное агентство).

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.

Основатель и в 1955-1961 гг. главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда (1974). Награждён двумя орденами Ленина, другими орденами, медалями. В 1958 вступил в КПСС.

Между поэтами дружба - это не что иное как вражда, вывернутая наизнанку.

Катаев Валентин Петрович

Валентин Катаев вернулся в родную Одессу книгами, мемориальной доской на фасаде дома № 4 по улице Базарной (б. Кирова), где родился, переулком его имени и посвященной ему музейной экспозицией.

Зять В. П. Катаева - известный еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Алтерович Вергелис.

Творчество
Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932, экранизированного в 1965 г.). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936); по ней поставлен одноимённый фильм - 1937 г.

Небольшая по объему повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

За повесть «Сын полка» (1945) получил Сталинскую премию 2-й степени (1946; одноимённый фильм - 1946).

Нас окружает больше предметов, чем это необходимо для существования.
(Цитаты из книги "Алмазный мой венец", 1978)

Катаев Валентин Петрович

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм - 1970), «Зимний ветер» (1960–1961), «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм - 1956), образующих тетралогию с идеей преемственности революционных традиций.

Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы.

У всех у нас в душе была украденная Джоконда.
(Цитаты из книги "Алмазный мой венец", 1978)

Катаев Валентин Петрович

В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имен и псевдонимов.

«Здесь уместно объяснить читателю, почему я избегаю собственных имён и даже не придумываю вымышленных, как это принято в романах. Ну, во-первых, это не роман. Роман - это компот. Я же предпочитаю есть фрукты свежими, прямо с дерева, разумеется выплевывая косточки. А, во-вторых, сошлюсь на Пушкина:

„Те, которые пожурили меня, что никак не назвал моего Финна, не нашел ни одного имени собственного, конечно, почтут это за непростительную дерзость - правда, что большей части моих читателей никакой нужды нет до имен и что я не боюсь никакой запутанности в своём рассказе“ (письмо Гнедичу от 29 апреля 1822 года; из ранних редакций).

Я тоже не боюсь никаких запутанностей…»

Сокрытые под псевдонимами, писатели и поэты, тем не менее, легко опознаются: королевич - это Сергей Есенин, птицелов - Эдуард Багрицкий, ключик - Юрий Олеша, синеглазый - Михаил Булгаков, Командор - Владимир Маяковский, мулат - Борис Пастернак, брат - Евгений Петров, друг - Илья Ильф, штабс-капитан - Михаил Зощенко, конармеец - Исаак Бабель, колченогий - Владимир Нарбут, щелкунчик - Осип Мандельштам

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.

Постановки произведений
* 1928 г. - «Квадратура круга» - Московский художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко.
* 1957 г. - «Квадратура круга», Московский академический театр Сатиры, постановка Г. Зелинского.
* 2008 г., 25 сентября - «Квадратура круга», Пермский академический театр, постановка В. Гурфинкеля.
* 1940 г., 23 июня - «Семен Котко» (1939), опера С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. Катаева и С. Прокофьева, Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, под упр. М. Жукова.

Сочинения
* Сэр Генри и черт, Berlin, 1923
* Растрат­чики, 1927
* Квадратура круга, 1928
* Время, вперед!, 1932
* Белеет парус одинокий, 1936
* Я - сын трудового народа, 1937
* Жена, 1944
* Сын полка, 1945
* За власть Советов, 1949, новая ред. - 1951, 2-я ред. и под назв. «Катакомбы» как 4-я часть тетралогии «Волны Черного моря», 1961
* Хуторок в степи, 1956
* Зимний ветер, 1960
* Волны Черного моря. Тетралогия, 1961
* Святой колодец, 1965 («от хронологически после­довательного повествования автор переходит к новой манере, возвращается к своим соб­ственным прошлым экспериментам в области формы („Сэр Генри и черт“, 1920; „Железное кольцо“, 1923); здесь, повествуя о своих аме­риканских впечатлениях, он пользуется ассоциа­тивными переходами от полуреального к по­лусказочному; при этом Катаев отчасти стремит­ся к передаче непоследовательного потока сознания, отчасти демонстрирует читателю собственную игру художественными приёмами»)
* Трава забвения, 1967
* Кубик, 1969
* Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона, 1972 («запись примерно 250 дет­ских воспоминаний; сами сюжеты выглядят почти вторичными по сравнению с процес­сом воспоминания»)
* Фиалка. Пьеса, 1974
* Кладбище в Скулянах, 1975
* Алмазный мой венец, 1979
* Уже написан Вертер, 1980
* Сухой лиман, 1986

Валентин Петрович Катаев - фото

Что касается Катаева, то тут случай совсем другой. Понимаете, падение ведь только тогда как-то влияет на качество текста, когда оно отрефлексировано. У него была простая позиция: он должен выжить, выжить и кормить семью, и спасти талант, и писать, поэтому множество мелких личных предательств (известно, что он перед Зощенко на коленях стоял и молил о прощении) не воспринималось им как недопустимая плата за выживание, это была плата допустимая. К тому же он побывал очень рано на войне, ещё в 1914 году вольноопределяющимся, понюхал там фосгена и всю жизнь кашлял из-за этого; побывал и на фронтах Гражданской войны в агитпоезде. Он знал, что такое смерть. Побывал под бомбёжкой в 40-е, по-моему, в 1942 году, и тоже чуть не погиб там, сжимаясь в землю (в «Кладбище в Скулянах» об этом подробно написано). Он знал, что такое смерть. И знал, что жизнь очень драгоценна, и с нею не шутил.
К тому же, больших подлостей того масштаба, не знаю, как за Лесючевским (доносчиком) или как за Зелинским, зарезавшим книгу Цветаевой, - такого за ним нет. Он помогал Мандельштаму, в том числе деньгами, он вывел очень многих замечательных авторов на сцену, когда он редактировал «Юность». Я бы не назвал Катаева человеком аморальным.
Причины его творческого взлёта, который начался с 1957 года, с повести «Маленькая железная дверь в стене», довольно просты: он не то чтобы вернулся к своей авангардной юности, но он почувствовал ужас старости, а это может быть очень сильным стимулом. Ведь весь Катаев - это эксперименты со временем, это ужас стремительно проходящего времени, это попытки его удержать с помощью слова, создать реальность бессмертную, более убедительную, чем реальность физическая, физически ощутимая. Это эксперимент с пластикой, с художественным временем, с длиной фразы (помните, в «Кубике» есть предложение страницы на две), прустовские попытки. И, конечно, это попытка вернуть время начала 20-х - лучшее время его молодости, - таких персонажей, как Ингулов, который хотя и был главой одесской ЧК, насколько я помню, но и был замечательным фельетонистом и вообще человеком интересным. Попытка разобраться в том, что это всё-таки было, переписать свой старый рассказ «Отец», назвав его «Уже написан Вертер». Попытка разобраться в гениальном поколении, которое дало всю одесскую, южную школу.
Я Катаева очень люблю. И неслучайно, скажем, то, что Ирка Лукьянова сейчас дописывает книгу о нём. Неслучайно потому, что нас очень сближает любовь к этому автору и горячее сострадание к нему. Мы вместе ходили по одесским местам его молодости, вместе работали в литературном музее в Одессе. Мне Катаев очень симпатичен, и симпатичен именно своим ужасом перед временем, бунинским ужасом. Он настоящий ученик Бунина, и очень хороший ученик.
У него есть фальшивые ноты в книгах, но я ничего не знаю лучше, чем «Трава забвения». Я всегда плачу над этой книгой. И потом, я не забываю о том, что огромное количество забытых стихов (Нарбут, Кесельман) вошли в нашу жизнь благодаря Катаеву. Это он, цитируя их (причём цитируя в строчку, потому что «стихи для меня, - он говорит, - имеют протяжённость во времени, а не только в пространстве»), этими своими цитатами вернул в обиход огромное количество авторов. Я очень люблю «Разбитую жизнь, или Волшебный рог Оберона», но больше всего - конечно, «Траву забвения», которая для меня одна из самых важных книг…

Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) – советский писатель, известный своими работами в журналистике, прозе, поэзии, драматургии. Имеет звание Героя Социалистического Труда.

Детство

Будущий писатель родился 28 января в Одессе. Его семья была интеллигентной и очень образованной. Отец происходил из семьи священника, получил прекрасное образование и в дальнейшем преподавал в нескольких местных училищах. Мать происходила из древнего казацкого рода, была дочерью высокопоставленного генерала.

Спустя шесть лет у Валентина появился младший братик. Но вскоре случилось несчастье: мать заболела воспалением легких и умерла. К счастью, заботу о детях взяла на себя ее сестра, которая очень их любила и во многом сумела заменить мальчикам утерянного родного человека.

В доме Катаевых всегда царил культ книги. Одним из самых любимых способов времяпрепровождения семьи были ежевечерние чтения вслух. Наличие в доме огромной библиотеки открывало подрастающим мальчикам пути во множество миров, заключенных на страницах десятков и сотен томов.

Первые свои стихи Валентин написал в десять лет. По его собственным воспоминаниям, он постоянно пребывал в творческом возбуждении, пытался выплеснуть на бумагу мысли и чувства, которые теснились в голове. Со свойственной детству убежденностью в собственной уникальности маленький Катаев ни секунды не сомневался, что его творения достойны того, чтобы быть прочитанными широкой публикой. Поэтому практически с каждым стихотворением он отправлялся в поход по всем имеющимся в городе редакциям. Творения у ребенка принимали, но не печатали.

Однажды один из редакторов, видящий, что у мальчика есть талант, которому необходима шлифовка, посоветовал отправить стихи не в газету, а какому-нибудь писателю, который смог бы дать ему советы и направить по верному пути. Так Катаев познакомился с Александром Федоровым, взявшим его под свое крыло. Именно он впервые открыл мальчику творчество Бунина, от которого тот пришел в неподдельный восторг.

Очень скоро Валентин встретился со своим кумиром лично. Бунин оценил талант своего поклонника и согласился учить его. Именно он привил ему замечательную привычку каждый день заниматься творчеством, даже если совершенно нет желания это делать.

Первая мировая

Первая мировая война ворвалась в жизнь молодого Катаева настоящим разрушительным ураганом. На момент отправки на фронт он еще учился в гимназии и был страстно влюблен в свою соседку Ирину Алексину. Именно с ней он переписывался в годы сражений и получал моральную поддержку, в которой так нуждалась его юная душа,попавшая в настоящий ад.

Все годы, проведенные в окопах и переходах, Катаев не переставал писать. Творчество было той важной ниточкой, которая связывала его с нормальным миром, в котором не было массовых смертей и разрывающихся снарядов. Писатель был дважды ранен и получил множество наград, одной из которых было дворянское звание.

Но самым главным итогом войны для Катаева стали его произведения, написанные как в тяжелые годы, так и последующие, на которых явственно ощущался отпечаток кровавых событий.

После революции

Одесса после революции напоминала растревоженный улей, который не просто не мог наладить внутренний порядок, но еще и постоянно переходил из рук в руки. Люди попросту не понимали, на каком свете они находятся, кто им сегодня друг, кто враг, а кто придет им на смену завтра.

Катаев был членом литературного объединения «Зеленая лампа», но в те годы ему редко удавалось получать удовольствие от собственного творчества и общения с талантливыми коллегами. Вместо этого он принимал участие в непрекращающихся боевых действиях.

В 1920 году Катаев с сыпным тифом был отправлен в госпиталь, а затем вернулся домой в Одессу. На то время в городе уже господствовала советская власть. С ее точки зрения молодой человек выглядел очень неблагонадежным, поэтому его заключили под стражу. К счастью, его не расстреляли сходу, как это случалось сплошь и рядом. А потом помог случай. Один из чекистов признал в нем талантливого поэта. Так Катаев оказался на свободе и теперь уже в составе Красной армии. Спустя некоторое время его отозвали обратно в город и направили на работу в одну из местных газет.

Вскоре Катаев оказался в Харькове, а затем отправился в Москву, поскольку именно там видел много возможностей для своего творческого развития.

Москва

В столице Катаев полностью посвятил себя литературе. Он написал несколько пьес, которые были поставлены на сцене и имели успех у зрителей.

В 1931 году уже достаточно известный писатель женился на девушке, которая была младше его на целых 16 лет. Звали ее Эстер Бреннер. Восемнадцатилетняя красавица покорила его не только своей внешностью, но и образованностью, способностью тонко чувствовать и, конечно же, тем восхищением, которое читалось в ее глазах при взгляде на мужа.

Великая Отечественная

Годы Второй мировой Катаев снова провел на полях сражений. На этот раз он был военным корреспондентом.

Именно под влиянием этих событий и знакомств была написана повесть «Сын полка», за которую писатель получил «Сталинскую премию».

Мирная жизнь

В послевоенные годы Катаев продолжал сотрудничать со многими печатными изданиями. В частности, настоящим его детищем стал знаменитый журнал «Юность», главным редактором которого он был на протяжении 20 лет.

В 1978 году Катаев написал книгу «Алмазный мой венец». Это были своеобразные воспоминания, большинство участников которых предстали под вымышленными прозвищами. Это позволило писателю вывести множество образов, не подвергаясь при этом репрессиям, которых Катаеву всю жизнь удавалось счастливо избегать, несмотря на то, что, казалось, он делал все, чтобы сгинуть в сибирских лагерях. Ничего не боящийся писатель, рубящий правду-матку и сыплющий направо и налево ехидные шуточки, почему-то не раздражал советскую власть, обычно не терпящую подобное поведение.

Можно предположить, что это стало возможным благодаря огромным заслугам писателя, создавшего множество повестей, романов, стихов, пьес и сценариев для кинофильмов.

Умер Катаев 12 апреля 1986 года. Последний приют прославленный писатель обрел на Новодевьичем кладбище.