Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Скачать хрестоматия по зарубежной музыкальной литературе. Учебники по музыкальной литературе

Скачать хрестоматия по зарубежной музыкальной литературе. Учебники по музыкальной литературе

ВВЕДЕНИЕ
В семье мировых музыкальных культур русской музыке принадлежит одно из самых значительных и почетных мест.
Она возникла свыше десяти столетий тому назад из песенного и инструментального искусства древних славян и с тех пор прошла длинный и славный путь, постепенно все более утверждая свое мировое значение. Вершиной этого многовекового развития стало XIX столетие, давшее человечеству Глинку и Даргомыжского, Бородина и Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова, Глазунова и Танеева, а на рубеже XIX и XX веков — Рахманинова и Скрябина.

Выросшее из народной музыкальной практики, русское музыкальное искусство сохранило на все времена нерушимую связь с этим живительным источником. Оно отразило, таким образом, все исторические этапы развития народного сознания и в то же время сберегло и творчески развило ценнейшие музыкальные традиции глубокой древности. Так веками складывалось его национальное своеобразие. Русская музыка чутко впитывала также достижения музыкального искусства других стран и народов и развивалась в тесной взаимосвязи с другими искусствами — русской и зарубежной литературой, поэзией, театром, живописью.
В период наивысшего расцвета русской музыки национальный характер соединился с глубоким и своеобразным преломлением важнейших проблем века, с умением запечатлеть в яркой, неповторимой форме большое общечеловеческое содержание. Эти черты постоянно привлекали к себе пристальное внимание передовых деятелей европейского музыкального искусства. Горячими поклонниками Глинки были Лист и Берлиоз. Творчество Чайковского завоевало еще при жизни композитора любовь и восхищение во многих странах мира. По признанию ряда французских музыкантов во главе с Клодом Дебюсси, в творческих принципах Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина были заложены зерна дальнейшего плодотворного развития и обновления европейской музыки.
Классический XIX век русской музыки явился подготовкой к искусству новой, советской эпохи, открывшейся Великим Октябрем. Творчество советских композиторов Мясковского, Прокофьева, Шостаковича и многих других, уже ставшее в свою очередь классикой, прочными нитями связано с музыкальными традициями великих предшественников.

Лучшим творениям русской музыки всегда присуща глубокая человечность. В сознании их авторов были неразрывно связаны между собой понятия «красота» и «правда», начала эстетическое и этическое. Высшей целью для русских композиторов неизменно было создание правдивого образа человека, выражение его сложных дум и чувств. В произведениях различных жанров, как и в народном творчестве, нашли воплощение не только история и быт народа, его борьба за независимость, гневное обличение социальной несправедливости, но и страстное стремление личности к раскрепощению своих духовных сил, борьба за личное счастье человека. Вот почему русских композиторов, как и русских писателей, с полным правом можно назвать, пользуясь выражением А. Толстого, «каменщиками крепости невидимой, крепости души народной».

Подвиг русских музыкантов становится еще более очевидным, если вспомнить, что они самоотверженно творили в тяжелейших условиях царского строя, крепостничества и в период бурного роста развивавшегося капитализма, когда художники подвергались жестокой травле за выражение свободолюбивых мыслей, а все русское искусство пренебрежительно рассматривалось правящей верхушкой как нечто «низшее» по отношению к модному Западу. Прав был Максим Горький, когда говорил: «В области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейших условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок».
Великий Октябрь освободил «крылья души», открыв небывалые в истории возможности для развития художественного творчества. После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все виды искусства, в том числе музыка, вступили в новый этап своего существования, начали новую жизнь. Вместе с тем возрос в наше время и интерес к историческому прошлому родного искусства.

Чтобы понять и оценить современность, нужно хорошо знать прошлое. Сокровища, создававшиеся на протяжении веков гением народа, передаваемые из поколения в поколение, являются нашим достоянием, нашей национальной гордостью и подлинным фундаментом советской музыки.

  • Глава I. Русская музыка до XVIII века
    • Музыка древней Руси
    • Музыкальная культура Киевской Руси
    • Музыкальная культура Новгорода
    • Музыкальная культура Московской Руси
    • Новые явления русской музыкальной культуры в XVII веке
  • Глава II. Русская музыкальная культура XVIII века
  • Глава III. Русская музыкальная культура в первой половине XIX века
  • Глава IV. Русские композиторы — современники Глинки
    • А. А. Алябьев
    • А. Е. Варламов
    • А. Л. Гурилев
    • А. Н. Верстовский
  • Глава V. М. И. Глинка
    • Жизненный и творческий путь
    • «Иван Сусанин»
    • «Руслан и Людмила»
    • Симфонические произведения
    • Романсы.
  • Глава VI. А. С. Даргомыжский
    • Жизненный и творческий путь
    • Романсы
    • Оперное творчество

(оценок: 3 , среднее: 3,67 из 5)

Название: Музыкальная литература зарубежных стран

О книге «Музыкальная литература зарубежных стран» И. А. Прохорова

Учебник под названием «Музыкальная литература зарубежных стран», составителем которого является И. Прохорова, предназначен для самостоятельного изучения. Это объясняет лаконичность и доступность изложения материала.

Книга «Музыкальная литература зарубежных стран» познакомит учеников с краткими биографиями и лучшими творениями знаменитых композиторов. Дети смогут узнать о жизни и творчестве таких гениев как И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт и Ф. Шопен. И. Прохорова не стала слишком детально описывать истории талантливых композиторов, в учебнике вы найдете основные даты жизни, происхождение, звания и титулы, область деятельности, условия, повлиявшие на выбор профессии. Книга расскажет об основных этапах жизни и деятельности музыкантов, их общественно-политических взглядах.

Издание «Музыкальная литература зарубежных стран» предназначено для учащихся музыкальных школ, впрочем, все, кто неравнодушен к классическим произведениям, найдут в этой книге что-то интересное для себя. Текст И. Прохорова обогатила разъяснениями некоторых музыкальных и внемузыкальных понятий, что делает его менее академичным. Часть, описывающая жизнь музыкантам, подана в контексте исторической и культурной жизни европейских стран того периода. Это дает учащимся возможность более глубокого и масштабного понимания условий, в которых жили и творили легендарные композиторы.

Так как книга «Музыкальная литература зарубежных стран» предназначена для домашнего чтения, все симфонические произведения, присутствующие в ней, предлагаются в четырехручном переложении. Стоит отметить, что рассказ о творчестве Баха, которое, согласно программе, изучается в самом конце года, размещен в начале. На такой шаг автор пошла ради соблюдения хронологии изложения.

Составитель этой книги уверена, что регулярное использование учебника разбудит у учащихся вкус к самостоятельному знакомству с популярной и научной музыкальной литературой. Кроме того, дети смогут развить и укрепить навыки чтения музыкальных произведений с листа, а также привыкнут к исполнению в четыре руки.
Самостоятельное разучивание знаменитых произведений позволит исполнять их во время уроков, в присутствии других детей, что сделает коллективные занятия более активными и значительно улучшит восприятие классической музыки.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Музыкальная литература зарубежных стран» И. А. Прохорова в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

. Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.1. Под ред. Е.М. Царевой . — М.: Музыка, 2002. — 350 с., ил., нот.

Учебное пособие по курсу музыкальной литературы посвящено обзору музыкальной культуры зарубежных стран XVII века, творчеству И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.



ISBN 5-7140-0693-3

Музыкальная литература зарубежных стран . Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.2. Г. Жданова, И. Молчанова , И. Охалова . Ред. Е.М. Царева . — М.: Музыка, 2002. — 414 с., ил., нот.

Второй выпуск учебного пособия по курсу музыкальной литературы зарубежных стран посвящен творчеству К.В. Глюка, Й. Гайдна, В.А. Моцарта. Во Введении дана картина художественного творчества эпохи Просвещения в Европе в середине и во второй половине XVIII века.

Издается впервые.

Предназначается для музыкальных училищ.


Издательство «Музыка», 2002 г.
ISBN 5-7140-0312-8

Музыкальная литература зарубежных стран . Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.3. Под ред. Е.М. Царевой . — М.: Музыка, 2004. — 590 с., ил., нот.

Учебное пособие для музыкальных училищ по курсу музыкальной литературы зарубежных стран посвящено творчеству композиторов XIX века: Бетховена, Шуберта, Россини, Вебера, Мендельсона, Шумана и Шопена.

Первое издание учебного пособия по музыкальной литературе зарубежных стран вышло в 1952 году и было первым в серии учебных пособий по этому предмету. Автором его являлась Вера Семеновна Галацкая (1904-1982) - известный музыкант и педагог, свыше 40 лет проработавший в Музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в качестве преподавателя, а затем - консультанта.

Четвертое издание, переработанное и дополненное, вышло в 1970 году под редакцией Е.М. Царевой и стало уже обобщением накопленного опыта преподавания музыкальной литературы в 1950-1960-х годах.

В настоящее издание титульный редактор счел необходимым внести некоторые изменения, соответствующие современному уровню знаний и практике преподавания предмета.


Издательство «Музыка», 2004 г.
ISBN 5-7140-0099-4

Музыкальная литература зарубежных стран . Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.4. Под ред. Е.М. Царевой . — М.: Музыка, 2006. — 704 с., ил., нот.

Четвертый выпуск учебного пособия создан педагогическим коллективом Академического музыкального училища (колледжа) при Московской консерватории им. П.И. Чайковского взамен давно не переиздававшегося и по объективным причинам во многом устаревшего выпуска 4 (автор - Б. Левик).

В новом учебном пособии, посвященном жизни и творчеству Берлиоза, Мейербера, Листа, Вагнера, Брамса и Верди, обобщен опыт преподавания музыкальной литературы на исполнительских и теоретическом отделениях. Большое место в нем отведено нотным примерам и фрагментам из литературного наследия композиторов.

Издается впервые.

Для студентов музыкальных училищ.


Издательство «Музыка», 2006 г.
ISBN 5-7140-0389-6

Музыкальная литература зарубежных стран . Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.5. Под ред. Е.М. Царевой . — М.: Музыка, 2007. — 640 с., ил., нот.

Пятый выпуск учебного пособия создан одним из преподавателей Академического музыкального училища (колледжа) при Московской консерватории им. П.И. Чайковского взамен давно не переиздававшегося и по объективным причинам во многом устаревшего выпуска 5 (под ред. Б. Левика).

Новое учебное пособие посвящено жизни и творчеству Гуно, Бизе, Сметаны, Дворжака, Грига, Дебюсси и Равеля; в нем также даны обзоры музыкальной культуры Франции и молодых национальных школ во второй половине XIX века.

Большое место в пособии отведено нотным примерам и фрагментам из литературного наследия композиторов.

Издается впервые.

Для студентов музыкальных училищ и колледжей.


Издательство «Музыка», 2007 г.
ISBN 978-5-7140-0741-5

  • РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    В настоящее время преподавателями музыкальной литературы колледжа ведется работа над серией учебников по русской музыкальной литературе. Авторский коллектив — О.И. Аверьянова , О.Б. Хвоина , И.В. Охалова .

    В 2004 году в издательстве «Музыка» вышел III выпуск серии, в ближайшие годы осуществится издание остальных выпусков.

    Рецензия на учебные пособия серии «Музыкальная литература зарубежных стран»:
    Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып. IV. М.: Музыка, 2006. Вып. V. М.: Музыка, 2007.

    Ольга Фадеева

    УЧЕБНИКИ ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ МУЗЫКАНТОВ

    Думаю, не ошибусь, если отмечу, что в наши дни значение музыкальной литературы как предмета не только специального, но и общепрофессионального среднего музыкального образования все более возрастает. Обладая синтезирующим содержанием и объединяя в себе элементы различных типов знаний — как музыкально-исторических, так и музыкально-теоретических — именно музыкальная литература с ее живым художественным материалом, широкими связями с мировой культурой, литературой, историей способна не только наполнить молодого человека определенным запасом умений и навыков — прежде всего, она призвана обогащать его духовно и эстетически. Как никакой другой музыкальный предмет она позволяет проникать в подлинные сокровища культуры, знакомит с величайшими творениями человеческого духа, открывает их для начинающего ценителя прекрасного. Знания, приобретаемые в курсе музыкальной литературы в период обучения в музыкальном училище, оказываются необходимыми на протяжении всего последующего пути музыканта, какую бы специальность он ни получил.

    Учебные пособия — один из важнейших источников этих знаний, поэтому их обновление должно постоянно находиться в поле зрения специалистов. В последние годы издательством «Музыка — осуществлено несколько проектов, связанных с выпуском учебников по музыкальной литературе для разных ступеней и уровней профессионального образования. Уже появились и вошли в практику новые книги для ДМШ и ДШИ. И вот следующий важный шаг — серия пособий для среднего звена, училищ и колледжей. Его необходимость назрела уже давно, ведь первые издания подобных учебников были подготовлены еще в начале 50-х годов прошлого века, и многие из них ныне изрядно устарели. Однако понимание сложности поставленной задачи, объема работы, а также другие объективные причины тормозили ее выполнение. Наконец, желания и надежды издательства, преподавателей и студентов осуществились. За период с 2002 года выпущены пять основных книг серии «Музыкальная литература зарубежных стран», три из которых (II, IV, V выпуски) написаны заново, а две другие (I и III) — ставшие уже классическими пособия, созданные В.С.Галацкой, — серьезно отредактированы. Таким образом, полностью пересмотрен весь корпус учебников, необходимый сегодня для освоения основных разделов предмета в музыкальном училище. Вся эта работа была осуществлена авторским коллективом Академического музыкального училища при МГК имени П.И. Чайковского под руководством доктора искусствоведения, профессора Е.М.Царевой.

    Последние два года оказались наиболее плодотворными для авторов, создавших один за другим заключительные выпуски пособия и таким образом завершивших многолетний труд. Как справедливо указано в предисловии к IV выпуску, в издании обобщен опыт и традиции преподавания музыкальной литературы в одном из старейших учебных заведений России, сложившиеся еще при участии таких мастеров этого предмета, как В.С.Галацкая, Р.А.Пескина, Л.Л.Рыцлин, В.Б.Григорович. Чрезвычайно ценно, что новое поколение авторов (Е.М.Царева, И.М.Молчанова, И.В.Охалова, Д.Р.Петров) сохранило принцип организации курса, привнеся в его содержание то новое, чем он обогатился в практике преподавания последних десятилетий. Наиболее значительные обновления, безусловно, произошли в IV и V выпусках пособия, появившихся совсем недавно, а следовательно, опирающихся на последние «наработки» преподавателей.

    Взгляд на училищный курс музыкальной литературы как на базовый, основополагающий и, вместе с тем, во многом подготавливающий к восприятию вузовского курса истории музыки, сейчас является наиболее распространенным среди педагогов среднего звена.

    Как и в прежних изданиях, в новых пособиях сохранен принцип монографических очерков, позволяющий сочетать представление творческой индивидуальности композитора с описанием культурно-исторических процессов. Но авторы не просто сохранили сложившуюся систему, но в большинстве случаев обогатили и расширили музыкальный материал, дав, таким образом, возможность любознательному читателю познакомиться и с обязательными требованиями курса, и с теми художественными явлениями, которые ему еще предстоит узнать в дальнейшем. Иначе говоря, пособия воспринимаются как своеобразное «руководство к действию», творческая «задача-максимум». Они позволяют найти ответ на конкретное «сегодняшнее» задание, но при этом зовут студента и к новым знаниям.

    Биографические главы («Жизненный и творческий путь...») здесь занимают особое место. Для авторов они стали выражением музыкально-исторической концепции предмета. В них не только сосредоточены сведения о жизни композиторов, но показана творческая атмосфера, в которой происходило становление личности художника, затронуты проблемы его стиля. В некоторых случаях в биографию удачно вплетаются описания музыкальных произведений (например, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, Третья симфония Брамса) или комментарии к литературно-философским трудам (Вагнер). В изложении биографий широко используются документальные материалы, воспоминания современников, высказывания видных исследователей, что придает биографическим страницам историческую достоверность.

    Более основательно, чем прежде, в пособиях разработаны аналитические главы, посвященные отдельным музыкальным произведениям. Так, в «романтическом» IV выпуске в сравнении с прежним учебником дополнены и значительно углублены по своему содержанию страницы, представляющие фортепианное наследие Ф.Листа, оперы и музыкальные драмы Р.Вагнера, а в V включены такие произведения как Третья скрипичная соната Э.Грига, «Ночной Гаспар» М. Равеля и другие. Введены и новые, ранее не фигурировавшие в училищных учебниках, разделы: IV выпуск, например, пополнился материалом о Дж.Мейербере.

    Педагог-практик, многие годы привычно знакомящий своих учеников с одними и теми же сочинениями строго по программе, сопровождающий их уже отработанными комментариями, скептически заметит: а кому нужны эти нововведения, когда времени не хватает даже на основной материал? Между тем, современный студент, как правило, в силу независимости своего характера, скорее обратит внимание именно на те страницы пособия, которые выходят за пределы обязательного курса: ведь «обязательное» он уже слышал на занятиях. Теперь же в обычном учебнике, буквально «под рукой» он находит сведения о произведениях, которые, возможно, сам исполняет или часто слушает в записи. И традиционный учебник вдруг становится для него ценнейшим источником информации, справочником, просто «книгой для чтения», из которой он может узнать многие интересующие его музыкально-исторические факты. Думается, что авторы данного пособия стремились именно к такому восприятию их труда читателями. Так и появление специального очерка о Мейербере и его опере «Гугеноты» в пособии, предназначенном для музыкальных училищ, — словно отклик на требования времени: ныне имеются полные аудиозаписи этого сочинения, и любознательный студент, да и просто любитель музыки, который нередко пользуется учебной литературой для пополнения своего музыкального багажа, найдет здесь необходимый материал. Полезными окажутся эти страницы и для студентов некоторых специальностей вузов.

    Закономерным в связи с таким пониманием учебного пособия показалось и включение в раздел «Рихард Вагнер» (автор И.Молчанова) достаточно развернутого описания оперы «Тристан и Изольда». Прежний учебник во всех его многочисленных переизданиях давал лишь самые общие сведения об этом произведении внутри биографии композитора. В то же время эта опера постоянно «будоражит сознание» и принадлежит к числу наиболее увлекательных страниц творчества Вагнера, всегда воспринимаемых с большим интересом. Юного музыканта не могут не поразить эмоционально насыщенный сюжет, психологически обостренные образы, страстный тон высказывания и необычный музыкальный язык. Вполне естественно, что раздел пособия, знакомящий с этим по-своему уникальным сочинением, наверняка привлечет внимание читателей.

    Новые открытия содержатся и в других разделах IV выпуска. Интересно и увлекательно, в живой литературной манере написан Д.Петровым очерк, посвященный Берлиозу. Композитор предстает в нем без какой бы то ни было ходульности, искусственности, во всей противоречивости своего характера и сложных жизненных перипетий. Автор показывает облик мастера в неразрывной связи с общественной и художественной жизнью Франции, он не только уточняет некоторые сведения о жизни Берлиоза, но и значительно расширяет возможности знакомства с его музыкой. Местом для этого становится глава «Жизненный и творческий путь», где даны необходимые сведения (подтвержденные нотными примерами) о таких произведениях, как «Гарольд в Италии», «Ромео и Джульетта», Реквием и др. Д.Петров не оставил без внимания даже не слишком известное сочинение Берлиоза—священную трилогию «Детство Христа», дав ей краткую, но емкую характеристику и проиллюстрировав небольшим музыкальным примером из увертюры.

    Преподаватели и студенты наверняка с удовольствием заметят изменения, происшедшие в обязательной для учебного пособия главе — «Фортепианное творчество Листа». Дополненная подробным представлением буквально всех основных концертных жанров фортепианной музыки композитора— этюдов, рапсодий (вместе с описанием стиля вербункош), как никогда широко показанными «Годами странствий», некоторыми поздними сочинениями, эта глава стала здесь подлинным центром монографического раздела. Полезным для знакомства с творчеством Листа показалось и обращение к произведениям, обобщающим его важнейшие стилистические принципы — это «фортепианная поэма» «Долина Обермана» из цикла «Годы странствий» и два фортепианных концерта. Автор главы И.Охалова нашла для описания фортепианных сочинений Листа точные и запоминающиеся словесные характеристики, отражающие романтический пафос музыки. Вот как, например, прокомментирован ею знаменитый трансцендентный этюд «Мазепа»; «С картинной рельефностью запечатлены здесь и образ дикой скачки (символ превратностей судьбы, во многом родственный "Лесному царю"), и мужество преодоления, и светлое видение лирического образа...» (с. 179-180); или программное название «Долина Обермана»: «...Слово "долина" использовано здесь не в живописном, но в психологическом ключе, как образ уединенного размышления, погружения в глубины бесконечно сложного душевного мира» (с. 209).

    В разделе, посвященном творчеству Брамса, его автор, Е.Царева, предельно сконцентрировала свое внимание на тех произведениях, которые рекомендуются учебными программами для изучения в среднем звене (IV симфония, Фортепианные интермеццо ор.117). Однако это ни в коей мере не обеднило представление композитора в целом. Знаток его личности и творчества, Е.Царева внесла в изложение биографии Брамса трогательные подробности его жизни (например, подчеркнула страсть к изучению и коллекционированию рукописей композиторов прошлого и др.), чем придала облику мастера живость и человечность. Пожалуй, впервые в учебном пособии образ этого композитора получился столь естественным, лишенным налета холодной рациональности. И конечно, важным дополнением к фактам его биографии стали краткие пояснения к множеству сочинений — от венгерских танцев до Третьей симфонии. Глава же, содержащая собственно разбор последних вершин его музыки, воспринимается как обобщение основных особенностей стиля Брамса.

    Особого внимания заслуживает V выпуск пособия, написанный И.Охаловой. Впервые этот, по сути заключительный, раздел училищного курса приобрел столь фундаментальное основание в виде учебника, в котором монографические главы сочетаются с небольшими музыкально-историческими очерками, поясняющими важнейшие художественные явления второй половины XIX века («Французская музыка второй половины XIX века», «Молодые национальные школы во второй половине XIX века»). Не выходя за пределы исторически сложившегося курса (Гуно, Визе, Сметана, Дворжак, Григ, Дебюсси, Равель), опираясь на наиболее значительные явления музыкальной литературы, автор представил обширную панораму развития музыкальных жанров и образов. Эмоционально и выразительно написаны в пособии разделы, посвященные творчеству Бизе, Дворжака, Грига. Удались в плане разбора музыкального материала очерки о Дебюсси и Равеле. Значительно расширенные, они не только дают убедительное представление о стиле этих композиторов, но многочисленными примерами подтверждают суждения о жанровом многообразии их творчества. Последние два выпуска пособия — замечательные образцы преемственности научно-педагогической мысли. Созданные в наши дни, они представляют органичный синтез лучших достижений учебников прежних лет и новых качеств современной учебной литературы. Однако, дополняя друг друга, эти книги, вместе с тем, представляют абсолютно разные подходы к идее организации современного учебника. IV выпуск, созданный большим авторским коллективом, — это взаимодействие разных творческих принципов при единстве методологического подхода к предмету. Индивидуальность авторских решений проявляется здесь и в отношении к самому материалу, и в манере изложения, и в степени его подробности. Но различия в частных вопросах лишь облегчают восприятие целого, позволяют избежать однообразия и вместе с тем, способствуют объединению, подобно тому, как контрасты музыкальных тем обусловливают единство общей композиции. V выпуск, написанный одним автором, в свою очередь, демонстрирует цельность подхода к решению основных проблем содержания книги.

    Авторы значительно усовершенствовали манеру изложения материала, придав тону пособий литературно-художественный характер. Это облегчает восприятие рецензируемых книг и делает их интересными для читателей разного круга. Текст отличается точностью определений, ясностью и выразительностью. В условиях современного состояния учебного процесса такая особенность новых пособий представляется чрезвычайно ценной. Привлекательна и внутренняя организация текста, выстроенного профессионально, с учетом специфики «учебного чтения». С такими книгами удобно и приятно работать. Всем своим «устройством» они словно приглашают читателя к сотрудничеству. Изложение содержания оперных произведений включено непосредственно в их характеристику и связано с описанием музыки (жаль только, что содержание оперы «Лоэнгрин» при этом подверглось странному усечению, в результате которого часть событий III действия оказалась перемещенной во II). Познавательную функцию выполняют в тексте и пояснения; оформленные в виде постраничных сносок, что прямо указывает на то, что их всегда следует принимать во внимание. Наконец, большие нотные примеры, представляющие относительно законченные и осмысленные построения-темы (в образцах вокальной музыки — с текстом, приведенном на русском языке), дополняя аналитический материал, помогают закрепить прочитанное.

    Нет сомнения, перед нами новая, нужная и перспективная работа московских преподавателей-музыковедов, отражающая современные тенденции в системе преподавания музыкальной литературы и заслуживающая пристального внимания со стороны широкого круга специалистов. Наверное, у некоторых читателей может возникнуть вопрос: кому же адресованы эти книги, кто из современных студентов сумеет полностью освоить представленный в них материал, кто из преподавателей на своих занятиях успеет охватить тот широкий круг явлений, которые предлагают нам новые издания? Ответ здесь один — это пособия нового поколения, включающие многообразные материалы, и главная их привлекательность заключается как раз в возможности выбора из предложенного круга явлений необходимого и интересного именно для вас. Это книги и для педагогов, и для учащихся, каждый может найти в них что-то нужное для себя, но главное — все найдут в них то, что требуется для полноценного курса музыкальной литературы разных профессиональных уровней.

    Итак, обновление пособий музыкальной литературе зарубежных завершено, теперь дело за учебниками по русской музыке!

  •