Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Все композиторы 19 века. Тема: Композиторы XIX века

Все композиторы 19 века. Тема: Композиторы XIX века

Мелодичное пение птиц, тихий шепот деревьев и рёв горных ручьев сопровождали род человеческий от начала времён. Люди выросли в гармонии природной музыки и со временем начали музицировать, подражая природе. Эстафету создания музыкальных произведений в 18 веке переняли и добились небывалых высот в создании музыкальных шедевров.

Первые начали появляться с развитием в начале 18 века русской композиторской школы. Описывая этот период, не приходится говорить о собственных композиторских достижениях, поскольку в большинстве своём русские композиторы подражали и копировали достижения западной культуры. Так начался первый этап становления национальной композиторской традиции. Представителем этого периода был Бортнянский, который копировал в своих произведениях творчество Вивальди.

В первой половине 19 века, Глинка внёс неоценимый вклад в развитие русской композиторской школы, за что, и считается первым великим русским композитором, который сумел внедрить в музыкальные произведения русскую национальную традицию. Русские мелодии и интонации умело сочетаются в его гениальных произведениях с современными композиторскими направлениями Европы того времени. Биография русского композитора достойна того, чтобы её увековечили в веках и изучали все поколения русского народа.

На стыке 19 и 20 веков традиционную русскую композиторскую школу представляли Рахманинов, Стравинский и многие другие. Они подхватили русскую традицию и, как подобает новому поколению , внесли свои поправки в музыкальное искусство. Теперь уже русские мелодии не выражались так явно в произведениях, но их дух всё равно отчётливо прослеживался в композициях.

Во времена симфоническая музыка была подвержена влиянию множества объективных факторов. Наблюдалась тенденция к усложнению музыкальных композиций с одновременным поглощением культурных традиций других народностей. Известными представителями этой эпохи являются Щедрин, Денисов и Гаврилин.

Русские композиторы обогатили культурную сокровищницу страны, подарив нам множество гениальных музыкальных произведений. Весь мир заворожено слушает композиции наших соотечественников и по сей день. Этим произведениям и , написавшим такие шедевры, уготована вечная жизнь в сердцах людей.

Варламов Александр - известный композитор, который создал около 200 произведений за свои 47 лет жизни.

Все свои творческие силы он направлял на написание романсов и песен, в которых в полной мере отразилась душа русского человека.

В своих произведениях, основанных на стихотворениях русских классиков, он выражает мятежный дух, который помещен в строчки поэтических стихотворений.

Детство

Родился Александр Егорович в Москве в ноябре15.(27).1801 года. Его отец был мелким чиновником, а своим происхождением он восходил к молдавским дворянам. Уже в юные годы он проявлял интерес к музыкальному искусству. Он мог играть на слух, не зная нотной грамоты, на скрипке и на гитаре.


Гурилёв Александр - великий русский музыкант, чьи лирические романсы стойко пережили два столетия.

Музыка, которая текла в его жилах и отразилась на бумаге, до сих пор поражает своей искренностью и чувственностью. Вокальные произведения, написанные на основе стихотворений великих русских поэтов, выражают национальный дух и богатую душу композитора.

Детство

Мальчик родился в Москве в семье крепостного музыканта в 1803 году 22.08.(3.09.) Поэтому детские годы и отрочество протекали в трудных условиях тяжёлой жизни. Отец Александра занимал должность руководителя оркестра графа В. Орлова. Так что любовь к музыке зародилась еще в душе маленького ребёнка.

Когда ему пошёл седьмой год, отец полностью занялся музыкальным образованием сына.

Цезарь Кюи - одаренный композитор, который создал свое первое музыкальное произведение еще в подростковом возрасте.

Помимо того, что он блистал в культурной сфере, немалый вклад он внес в военное дело. В обеих областях он оставил свой отпечаток.

Детство

Ребёнок родился в 1835 году 6 января на территории современного Вильнюса. Его отец был французом, он остался в России после того как в 1812 году остатки наполеоновского войска, в котором он числился, не стали возвращаться на родину.


Александр Бородин - талантливый человек. Он определённо талантлив во всем, оставил глубокий след в русской культуре XIX века.

Его отпечатки можно обнаружить в совершенно различных областях. Александр участвовал в научной, политической, педагогической и культурной деятельности страны. Однако весь мир знает этого человека как великого композитора.

Ранние годы

Родился Александр 12 ноября 1833 года. Его отцом был князь Гедианов. Мальчик был внебрачным ребёнком. Поэтому его записали под фамилией крепостного, служащего в их доме - Бородин.

Когда ребёнку исполнилось 8 лет, его отец умер, дав перед этим ему вольную. Александр рос в шикарном доме, подаренном Гедиановым.

Антон Григорьевич Рубинштейн - личность мирового масштаба. Композитор, дирижёр, педагог, пианист, общественный деятель.

Его потрясающая энергия заставляла его творить, заниматься благотворительностью, посвящать себя музыкально-просветительской работе.

Детство

16(28).11.1829 г. увидел мир малыш, которого назвали Антоном. Событие произошло в безбедной иудейской семье в селе Выхватинец Подольской губернии (сейчас это Приднепровская Молдавская Республика). Когда ребенку исполнилось три года, Рубинштейны приехали в Москву.

Парнишка рано стал проявлять интерес к музыке. Он внимательно слушал, когда музицировала мама, и напевал понравившиеся мелодии.

Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей.

Музыка - именно та область, где он раскрывал свой талант, а затем дарил миру великие произведения.

Детство

Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.


Сергей Танеев - малоизвестный классик русской музыки. Когда-то его имя было на слуху у образованной публики во всех краях огромной Российской империи. Сегодня о нём знают лишь историки музыки и воспитанники немногочисленных музыкальных школ и училищ, названных в его честь.

Ранние годы Танеева Сергея

Сергей Иванович Танеев родился в губернском городе 13 ноября 1856 года. Его отец Иван Ильич принадлежал к старинному дворянскому роду, который вёл свою историю со времён Ивана Великого. Родители с детства обучали Сергея игре на фортепиано, как это было заведено во многих дворянских семьях. Когда мальчику было десять лет, его родители переехали в Москву и отдали сына в только что открытое учебное заведение - консерваторию.

Детство и юность

Будущий композитор родился в небольшом городе Елец (ныне Липецкая область) 28 мая 1913 года в купеческой семье. Тихон был самым младшим из десяти детей. Очень рано у мальчика проявились способности к музыке. В девять лет он начал заниматься игрой на рояле. Когда Тихону было одиннадцать, у него появился новый учитель - столичный пианист Владимир Агарков.

После того, как Агарков покинул Елец, обучением юного таланта занялась Анна Варгунина. В это время Хренников начал писать музыку. В четырнадцать лет он поехал в Москву, чтобы показать свои первые работы Агаркову. Учитель похвалил одарённого юношу, но посоветовал ему окончить школу-девятилетку в родном городе и только после этого думать о карьере в музыке.


А.П. Бородина знают как выдающегося композитора, автора оперы «Князь Игорь», симфонии «Богатырская» и других музыкальных произведений.

Гораздо меньше он известен как ученый, внесший неоценимый вклад в науку в области органической химии.

Происхождение. Ранние годы

А.П. Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя Л. С. Геневанишвили и А.К. Антоновой. Родился он 31.10.(12.11) 1833 года.

Его записали как сына крепостных слуг князя - супругов Порфирия Ионовича и Татьяны Григорьевны Бородиных. Таким образом, восемь лет мальчик числился в доме отца как крепостной. Но перед смертью (1840) князь выдал на сына вольную, купил ему и его матери Авдотье Константиновне Антоновой четырехэтажный дом, предварительно выдав ее замуж за военврача Клейнеке.

Мальчика, во избежание ненужных слухов, представляли племянником Авдотьи Константиновны. Поскольку происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, он обучался дома всем предметам гимназического курса, кроме того, немецкому и французскому языкам, получив прекрасное домашнее образование.

Второй параграф “Русские композиторы 19 века” реферата по истории , МХК (можно легко оформить как доклад, эссе, контрольную, творческую работу). В нем речь идет о великих русских композиторах Глинке, Даргомыжком и товариществе “Могучая кучка”, в которую входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Материал о Чайковском, третий параграф “Музыкальная культура России начала 20 века” и Заключение смотрите на других страницах. Уникальность текста 80%. Скоро появится полная версия на сайте Автор 24

Михаил Иванович Глинка

Самым ярким представителем, можно сказать основателем, русской композиторской школы первой половины 19 в. века является Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Творчество Глинки является основой русской композиторской школы, его произведения воспринимались современниками как образцовые.

Первые годы жизни Глинки прошли в имении отца в Смоленском крае. Там он полюбил народные песни и сказки. Музыкальное образование он получит в Европе. Глинка сумел осознать особенности русской национальной музыки, и благодаря этому европейские жанры получили в России оригинальную трактовку.

Глубокий след в памяти первого русского композитора оставили события 1812 г., предопределив патриотический характер его творчества. Талант Глинки ярче всего проявилось в двух операх – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы – героико – эпическую оперу и оперу-сказку. Последующее развитие этих жанров связано с постулатами, заложенными Глинкой.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

Даргомыжский – младший современник и последователь Глинки. В историю русской музыки вошел как «великий учитель музыкальной правды», смелый новатор. На его творчество сильно повлиял “золотой век” русской литературы, период 30-40 -х гг. 19 в.

Лучшие образцы его творчества написаны на стихи Пушкина и Лермонтова, к примеру, популярные романсы – «Я вас любил» (на стихи Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно”» (на стихи Лермонтова). Они проникнуты глубоким лиризмом, настроением одиночества. Одним из шедевров Даргомыжского является опера «Русалка» (1855 г.).

Опираясь на незаконченную пьесу А. С. Пушкина, композитор сам написал либретто. «Русалка» – первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, – отражение духовного мира героев, их переживаний и характеров.

В 60 -х гг. Даргомыжский получил широкое признание общественности. С большим успехом прошли премьеры его опер, композитор был избран членом комитета Петербургского отделения Русского музыкального общества.

«Могучая кучка»

Во – второй половина 19 века – пореформенное время, происходят существенные сдвиги в общественном развитии. Либеральные реформы находят отражение в системе духовно-эстетических ценностей, литературе и театре, в живописи и музыке. Музыка отразила все многообразие нравственных исканий русской интеллигенции тех лет, воплотила в музыкальных образах навеянные временем идеалы.

Одни мастера идеализировали русскую историю, чистоту народной жизни, другие верили в самосовершенствование личности на основе законов народной этики, иные же стремились воплотить в творчестве некий прообраз народной культуры, рожденной из вечно живого источника – первозданной природы. Вторая половина XIX века – время возникновения товарищества, получившее с легкой руки критика В.В. Стасова, наименование «Могучая кучка».

В него входили русские композиторы М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. «Могучая кучка» – уникальное явление русской музыки. Она оставила след во многих сферах духовной жизни России. В следующих поколениях музыкантов – вплоть до нашего времени – немало прямых последователей Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева. Объединявшие их идеи, их прогрессивные воззрения явились эталоном для передовых деятелей культуры на долгие десятилетия.

Главой «Могучей кучки» являлся Милий Алексеевич Балакирев (1836/37-1910). Он был одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Дирижером Русского музыкального общества, управляющим Придворной певческой капеллы.

Самые ценные его произведения – это «Увертюра на темы трех русских песен»(1858), симфонические поэмы «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), романсы, обработки русских народных песен и др.

Среди композиторов «Могучей кучки» Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) был наиболее ярким выразителем в музыке революционно-демократических идей 60х. гг. 19в. Мусоргский смог многосторонне раскрыть в музыке правду жизни русского народа, воссоздать, как сказал В.В.Стасов, «весь океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности».

В своих произведениях Мусоргский выступает бескомпромиссным обличителем общественного неравенства. В 1868 г. композитор приступил к сочинению оперы Женитьба» (по комедии Н. В. Гоголя). Работы осталась незаконченной, но подготовила Мусоргского к написанию оперы «Борис Годунов» (1869 г.), ставшей выдающимся явлением в русской музыке. Эта опера близка по духу революционно-народническим настроениям, которыми жило российское общество в 60-70 гг. 19 века.

Мусоргский – композитор подлинно народный, посвятивший все свое творчество рассказу о жизни, горестях и стремлениях русского народа. Его творчество было настолько уникальным и необычным, что до сих пор оказывает большое воздействие на композиторов разных стран.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – неповторимо самобытный композитор. В музыке во многом продолжал традиции Глинки. В своих работах Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве Бородина встречаются лирические, душевные, полные страстей и нежности образы.

Он является одним из основателей русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», 1876, положившая начало героико – эпическому направлению в русской симфонической музыке. Произведение древнерусской литературы 12 века – “Слово о полку Игореве” вдохновило его на создание оперы «Князь Игорь».

Опера была завершена Римским-Корсаковым в 1890 г. «Князь Игорь» – лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. Музыка оперы во многом опирается на мотивы народных песен – русских и восточных. Яркими красками написаны народные сцены, как русские, так и восточные.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908). Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое положение. Как и все «кучкисты», композитор использовал в творчестве события русской истории, картины народного быта, образы Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу.

Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его работ. (Берендеево царство в «Снегурочке», город Леденец в «Сказке о царе Салтане»). Оригинальность стиля и художественного метода композитора с наибольшей глубиной раскрылись в опере.

15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, композиционных, драматургических и стилистических решений. Среди них – сочинения, тяготеющие к номерной структуре («Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста») и к непрерывному развитию («Моцарт и Сальери», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»); оперы с широкими массовыми сценами («Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», «Садко», «Китеж».

Симфоническое творчество Римского-Корсакова в сравнении с оперным не так масштабно. Однако и в эту область он внёс яркий и своеобразный вклад. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному (главным образом, живописному, изобразительному) и жанровому (связанному с народными песнями и танцами) симфонизму.

Римский-Корсаков оставил большое наследие практически во всех жанрах. Его произведения разнообразны по содержанию, но основная черта их – глубокое проникновение в жизнь и быт народа, его думы и чаяния.

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Франц Шуберт писал музыку во время перехода от периода венского классического стиля к романтическому периоду. Его произведения – очень выразительные, эмоциональные, написанные с помощью идиом венского классического стиля. Шуберт только-только перешагнул 30-летний рубеж, когда он умер, но он успел оставить обширное музыкальное наследие для грядущих поколений. Сегодня классическая музыка без произведений Шуберта не представляется возможной. До сих пор неизвестно, почему Шуберт умер – в начале 20 века немецкие врачи были уверены, что он умер от брюшного тифа, болезнь бедных. Сегодня некоторые врачи полагают, что он умер от сифилиса на поздней стадии. Можно утверждать, что Шуберт и сам знал о своей неизлечимой болезни уже в 1823 году. Кроме того, он страдал еще и лихорадкой в последние дни, но сегодня мнение о сифилисе более укрепилось.

Лично мы считаем, что нужно учитывать тот факт, что Шуберт жил в антисанитарных условиях, и что он во время своих последних дней очень мало ел и пил – а это типично для желудочно-кишечных заболеваний.

Фредерик Шопен Интерес, привлекаемый к тому, как и какие композиции писал Шопен, вызывается естественным образом – его творения не только хороши с эстетической точки зрения, но и с точки зрения техничности. Взгляд на ноты, которые писал Шопен, сразу объяснит всю его неординарность - рукописи его произведений кишат перечеркиваниями, вставками и т.д. Редко можно найти несколько вариантов одного произведения, которые были бы идентичны. Ноты, опубликованные «одновременно» в различных странах различаются – даже после того, как произведение было издано, Шопен находил способ исправить его. В целом, Шопен считал, что композиторский труд должен быть творческим, неограниченным ни пределами публикации, ни прочими причинами. Наверное, именно это привело к тому, что музыка Шопена включается в большой перечень, называемый «классическая музыка».

Вольфганг Амадей Моцарт один из самых интересных композиторов, вундеркинд, уникальный ребенок, который проявлял невероятные таланты в музыке. Моцарт уже в 3-4 года неплохо играл на клавесине и придумывал собственные композиции. Многие приписывали ему магические способности – и, по известной истории, его конкурент Сальери, не перенес зависти и отравил Вольфганга. Моцарт обладал совершенным слухом, великолепно чувствовал музыку и с легкостью создавал сложнейшие партитуры. Большинство произведений Моцарт писал для развлечения придворных особ, поэтому они легкие, воздушные, хотя с точки зрения пианиста достаточно серьезные. Пожалуй, Моцарт – это и есть классическая музыка.

Георг Фридрих Гэндель (родился 23 февраля 1685 года в городе Хале, умер 14 апреля 1759 года в Лондоне) был композитором эпохи барокко. Прославился, прежде всего, своими многочисленными операми. К его твочеству относятся примерно 40 опер и 25 ораторий. Гендель оставил композиции во всех музыкальных жанрах, которые существовали в то время. Отец Генделя Георг (1622-1697) был цирюлником и хирургом лютеранского вероисповедания и занимал место придворного хирурга у герцога Вейсенфельса саксонского.



Георг Гендель взял сына с собой, прежде чем ему исполнилось 8 лет, в Вейсенфельс. Таким образом, малыш познакомился с придворными музыкантами и играл в присутствии герцога на органе. Он сразу распознал талант мальчика и серьезно поговорил с отцом, который прислушался его аргументам, хотя он сам не интересовался музыкой.

После возвращения Гендель стал учеником Фридриха Вильгельма Захова, органиста церкви Мадонны. С ним он занимался композицией, учился играть, кроме клавишных инструментов еще на гобое и скрипке. Каждую неделю нужно было сочинять также моттеты. Затем Генделя в возрасте двенадцати лет отправляют ко двору в Берлине, где он производит большое впечатление своими музыкальными способностями. Бранденбургский курфюрст (в последствии прусский король Фридрих I) предлагает послать мальчика в Италию на обучение и определить затем при дворе в Берлине.

В октябре 1712 года Гендель вернулся назад в Лондон, где он провлл остаток своей жизни. Сначала он жил один год у богатого музыкального любителя Барна Элмса, в Суррее. 3 следующих года он жил у Ирла Бурлингтона вблизи Лондона.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Радинге (Raiding), тогда Королевство Венгрии, сегодня - Австрия (Бургенланд). Был одним из самых знаменитых и самых успешных пианистов-виртуозов 19-ого века, а также гениальным композитором. Каждый, кто учился в музыкальной школе, обязательно сталкивался с его фамилией и произведениями. Он родился в первой половине XIX столетия, в октябре. C детства композитор начал писать музыку и давать концерты. Ф. Лист писал этюды, общался с такими композиторами, как Шопен, Сальери и Паганини. Он превратил фортепианные произведения в эстрадные, изменив восприятие фортепиано из камерного, салонного инструмента, в инструмент, рассчитанный на широкую аудиторию. Ференц Лист делал обработки других музыкальных произведений, придавая им новое звучание. Он создавал вариации и фантазии на известные мотивы. Ференц Лист также бывал в России и общался с отечественными композиторами и музыкантами, в частности, с Глинкой.

Он занимался симфоническим творчеством и часто писал пьесы, на исторические или придуманные события. В его произведениях можно найти также образы знаменитых писателей, в частности, Фауста и Мефистофеля.

Ференц Лист сыграл большую роль в развитии музыкального жанра у себя на родине – в Венгрии.

Ф. Лист умер в 1886 году, в возрасте 75 лет. Местом его смерти стал город Байрейт.

Иоганн Себастьян Бах (родился 21 марта 1685 года в Айзенахе, умер 28 июля 1750 в Лейпциге) – немецкий композитор эпохи барокко. Сегодня он считается одним из самых крупных музыкальных творцов всех времен, который существенно повлиял на более позднюю музыку и произведения которого во всём мире исполняются как в оригинале, так и в бесчисленных обработках.

Сразу после своего поступления на церковную службу Бах начал сочинять или переделывать кантаты для соответствующих выступлений. Во время этой систематической работы возникало в течение первых лет в среднем примерно одно произведение в неделю, затем темп замедлялся. В начале 1725 года Бах встретился с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрицем Алиенсом Пикандером, который, наконец, передал текст для произведения “страсти по Матфею“, которое было продемонстрировано впервые в 1727 или 1729 году. В 1729 году Бах перенял управление музыкальной коллегией, основанной Телеманном в 1701 году, которое он возглавлял до 1741 года, вероятно, даже до 1746. Наряду с преподаванием он представлял немецкую и итальянскую инструментальную и вокальную музыку, кроме того, он писал для этого некоторые из его светских кантат, как например, Геркулес на распутье, которое он назвал "Dramma per la Musica" или "Dramma per Musica" и которые являются близкими по структуре опере. В крестьянской и кофейной кантате показано, что он мог писать также и в юмористическом жанре. Последняя, по всей вероятности, была исполнена в "Цимерманском кофейном доме", когда он выступал с концертами с музыкальным коллегиумом.

Людвиг ван Бетховен (родился 16 декабря 1770 года в Бонне, Германия, умер 26 марта 1827 года в Вене), был композитором, венский классик. Он считается композитором, который привел музыку той эпохи к её наивысшему развитию. Людвиг ван Бетховен родился в семье музыканта. Отец Бетховена был поражён маленьким Вольфгангом Моцартом, который выступал как композитор уже в 6 лет и слыл вундеркиндом. С целью, сделать из сына вундеркинда, он начал давать ему уроки игры на фортепьяно. Молодой Бетховен научился играть также на органе и кларнете. Тем не менее, строгое отношение отца препятствовало развитию мальчика, которого поднимали среди ночи из кровати, чтобы продемонстрировать друзьям отца свои способности игры на пианино. Это привело к тому, что Бетховен стал часто уставать в школе и страдать от недостатка концентрации. В 11 лет он вынужден покинуть школу.И в остальном детство Бетховена не было беспроблемным. Отец был алкоголиком, его мать была очень часто больна и из его 6 братьев и сестлр выжили только двое. Да когда и он заболел в 5 лет воспаланием среднего уха, родители этого не заметили, а это считается одной из причин возникшей позже глухоты. В то время как у Бетховена было натянутое и сдержанное отношение к отцу, он очень любил свою мать. Коллеги отца Бетховена в Боннском дворе распознали талант Людвига и позаботились о том, чтобы отец решился, наконец, передать дальнейшее музыкальное образование своего сына в руки других музыкантов. К самым известным покровителям и преподавателям Бетховена в Бонне в течение следующих лет считались Кристиана Готтлоба Нэфе (пианино, орган и композиция) и Франц Антон Рис (скрипка). 9 симфоний, 5 фортепианных концертов, увертюры (Прометей, Кориолан, Элеонора), вокальные произведения, опера Фиделио, произведения для фортепиано, 32 сонаты для пианино, балеты и сценическая музыка, камерная музыка, квартеты, сонаты для виолончели.

Николо Поганини , родившийся 27 октября 1782 года в Генуе, был итальянским скрипачом, гитаристом и композитором. В свол время он был ведущим и самым виртуозным скрипачом. Внешний вид (он был худощавым, имел чёрные, как смола волосы и карие глаза) и его блестящая игровая техника сделали его уже при жизни легендой. Паганини уже в самом раннем детстве получил первое занятие на скрипке, в том числе и от его отца (Антонио Паганини), который принуждал его к регулярным занятиям. Если, по мнению отца, он не был достаточно усердным, маленький Николо не получал никакой еды, также часто имели место побои. Он зарабатывал свои средства к жизни тем, что путешествовал по Италии как скрипач- виртуоз. Между 1805 и 1809 годами у него была стабильная должность у княгини Элизы Бачиотти Люкки, сестры Наполеона. Это было его единственной постоянной должностью. С 1813 года Паганини постоянно был в концертных турах, на которых околдовал своих слушателей "волшебным искусством скрипача". Вена, Лондон, Париж, снова Вена и так бесконца… В Париже в 1833 году он встретился с Гектором Берлиозом, у которого брал уроки композиции. Он умер в 1840 в Ницце во время нахождения на отдыхе.

В· Из его 8 концертов скрипки сегодня остались 6.

В· Сегодня его 24 каприччио принадлежат к стандартному репертуару лучших скрипачей. Они настолько трудные, что удалось лишь через 50 лет после его смерти сыграть их без упрощений.

В· 12 сонат для виолончели и гитары.

В· 6 квартетов для виолончели, скрипки и гитары.

В· 60 этюдов в вариациях для виолончели и гитары.

Мелодии и песни русского народа вдохновляли творчество известных композиторов второй половины XIX века. Среди них были П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка и А.П. Бородин. Их традиции были продолжены целой плеядой выдающихся музыкальных деятелей. Русскиекомпозиторы 20 века по-прежнему популярны .

Александр Николаевич Скрябин

Творчество А.Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.), русского композитора и талантливого пианиста, педагога, новатора никого не может оставить равнодушным. В его самобытной и импульсивной музыке порой слышны мистические моменты. Композитора притягивает и влечет образ огня. Даже в названиях своих произведений Скрябин часто повторяет такие слова, как огонь и свет. Он пытался найти возможность объединения в своих произведениях звука и света.

Отец композитора - Николай Александрович Скрябин, был известным русским дипломатом, действительным статским советником. Мать - Любовь Петровна Скрябина (в девичестве Щетинина), слыла очень талантливой пианисткой. Она с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Ее профессиональная деятельность началась успешно, но вскоре после рождения сына она умерла от чахотки. В 1878 г. Николай Александрович закончил учебу и получил назначение в русское посольство в Константинополе. Воспитание будущего композитора продолжили его близкие родственники - бабушка Елизавета Ивановна, ее сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна.

Несмотря на то, что в пять лет Скрябин освоил игру на пианино, а немного позже начал заниматься музыкальными композициями, согласно семейной традиции, получил военное образование. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Позже он поступил в Московскую консерваторию и закончил ее с малой золотой медалью.

В начале своей творческой деятельности Скрябин сознательно следовал Шопену, выбирал те же жанры. Однако даже в то время уже проявился его собственный талант. В начале XX века он написал три симфонии, затем «Поэму экстаза» (1907 г.) и «Прометей» (1910 г.). Интересно, что партитуру «Прометея» композитор дополнил партией световой клавиатуры. Он первый начал использовать светомузыку, назначение которой характеризуется раскрытием музыки методом зрительного восприятия.

Случайная смерть композитора прервала его работу. Он так и не осуществил свой замысел по созданию «Мистерии» - симфонии звуков, красок, движений, запахов. В этом произведении Скрябин хотел поведать всему человечеству свои сокровенные мысли и вдохновить его на создание нового мира, ознаменовавшегося соединением Вселенского Духа и Материи. Его самые значительные произведения являлись лишь предисловием к этому грандиозному проекту.

Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И. Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова - оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.

С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.

Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.

В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора - поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.

Музыка Стравинского отличается стилистическим разнообразием. В самом начале его творческой деятельности она имеет в своей основе русские музыкальные традиции. А затем в произведениях слышится влияние неоклассицизма, характерного для музыки Франции того периода и додекафонии.

Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в 1882 г. Отец будущего композитора Федор Игнатьевич - известный оперный певец, один из солистов Мариинского театра. Его матерью была пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. С девяти лет учителя преподавали ему уроки игры на фортепиано. После завершения гимназии он, по просьбе родителей, поступает на юридический факультет университета. Два года, с 1904 по 1906, брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, под руководством которого им были написаны первые произведения - скерцо, соната для фортепиано, сюита «Фавн и пастушка». Сергей Дягилев высоко оценил талант композитора и предложил ему сотрудничество. Результатом совместной работы стали три балета (в постановке С. Дягилева) - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Незадолго до Первой мировой войны композитор уезжает в Швейцарию, затем во Францию. В его творчестве наступает новый период. Он изучает музыкальные стили XVIII века, пишет оперу «Царь Эдип», музыку к балету «Аполлон Мусагет». Его авторский почерк со временем несколько раз менялся. Много лет композитор прожил в США. Последнее его знаменитое произведение «Реквием». Особенностью композитора Стравинского считается способность постоянно менять стили, жанры и музыкальные направления.

Композитор Прокофьев родился в 1891 г. в небольшом селе Екатеринославской губернии. Мир музыки для него открыла мать, хорошая пианистка, часто исполнявшая произведения Шопена и Бетховена. Она же стала для сына настоящим музыкальным наставником и, кроме этого, обучала его немецкому и французскому языкам.

В начале 1900 г. юному Прокофьеву удалось побывать на балете «Спящая красавица» и послушать оперы «Фауст» и «Князь Игорь». Впечатление, полученное от представлений Московских театров, выразилось в собственном творчестве. Он пишет оперу «Великан», а затем увертюру к «Пустынным берегам». Родители вскоре понимают, что не могут дальше обучать сына музыке. Вскоре начинающий композитор в возрасте одиннадцати лет был представлен известному русскому композитору и педагогу С.И. Танееву, который лично просил Р.М. Глиэра заняться с Сергеем музыкальной композицией. С. Прокофьев в 13 лет сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. В начале своей карьеры композитор много гастролировал и выступал. Однако его творчество вызывало непонимание у публики. Это было связано с особенностями произведений, которые выражались в следующем:

  • модернистский стиль;
  • разрушение установившихся музыкальных канонов;
  • экстравагантность и изобретательность композиторских приемов

В 1918 г. С. Прокофьев уезжает из и возвращается лишь в 1936 г. Уже в СССР он пишет музыку к кинофильмам, оперы, балеты. Но после того как был обвинен вместе с рядом других композиторов в «формализме», практически переехал жить на дачу, но продолжал писать музыкальные произведения. Его опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» стали достоянием мировой культуры.

Русскиекомпозиторы 20 века,которые жили на рубеже веков, не только сохранили традиции предыдущего поколения творческой интеллигенции, но и создали свое, уникальное искусство, для которого образцами оставались произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.