Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Виды субкультур великобритании. Взаимосвязь моды и субкультуры

Виды субкультур великобритании. Взаимосвязь моды и субкультуры

Мо?ды (англ. Mods от Modernism, Modism) - британская молодёжная субкультура. Появилась она в конце 50-х годов ХХ века и существовала примерно до конца 60-х. Моды стали своего рода преемниками тедди-бойз. Послевоенное поколение, в отличие от своих предшественников, получило возможность зарабатывать больше денег и, соответственно, больше и тратить на одежду и аксессуары. От teddy boys моды переняли щегольство в одежде и внимание к деталям. Моды носили приталенные костюмы в итальянском стиле (как правило, сшитые на заказ), джемпера, рубашки и узкие галстуки, туфли Челси, девушки - короткие платья, юбки-карандаш, туфли без каблуков. Элегантность, умеренность и аккуратность - вот черты типичного представителя модов. Субкультура модов была довольно замкнутой, они сознательно противопоставляли себя традиционному британскому обществу с его ценностями, слушали американскую музыку (джаз, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл), собирали пластинки, тщательно следили за модой и заботились о том, чтобы выглядеть круто и стильно. По улице моды обычно передвигались на мотороллерах, причем поверх нарядной одежды надевали парки (армейские куртки с обшитым мехом капюшоном и свободным кроем), чтобы защитить ее от грязи и пыли. Модов можно назвать денди ХХ века, даже несмотря на тот факт, что практически все они были выходцами из рабочего класса и часто тратили всю зарплату на костюм и крутой мотороллер со множеством зеркал.
К концу 60-х годов субкультура модов перестала быть таковой за счет продвижения ее в массы с помощью радио и телевидения. Позднее британские панки 70-х годов переняли кое-что у модов.






























Сейчас попытаемся выяснить, как связаны такие разные, а в чем-то даже противоположные понятия. Итак, молодежная субкультура -- это чаще всего результат неудовлетворенности молодого человека тем, что происходит в обществе. Это попытка следовать собственной идеологии, создавать свой мир. Человек выбирает то, что ему ближе, что ему по вкусу, плюс субкультура дает молодым людям столь необходимую возможность для самореализации и самовыражения. Ключевое слово здесь «молодым». Молодежь -- в силу психологических и социальных особенностей является наиболее активной частью населения. Она с легкостью воспринимает все новое. Ей присуща творческая деятельность, инициативность. Молодые люди не боятся перемен, а наоборот стремятся к ним. Именно молодежь является основным потребителем моды. Еще одна особенность молодых людей в том, что критическое мышление у них только начинает формироваться, на них можно оказывать влияние, особенно успешно это делают СМИ. Поэтому сложно сказать спрос рождает предложение, или предложение рождает спрос. Как бы там ни было, основная часть молодежи подвластна влиянию моды. Заметен и тот факт, что молодежь быстрее реагирует на смену моды, чем основная масса населения. Эту тенденцию можно особенно хорошо проследить по внешнему облику молодых людей. Казалось бы, не так давно все поголовно носили расклешоные брюки, а затем плавно переместились в черные и узкие. Как уже было сказано ранее, мода связана с инстинктом подражания. В этом есть одно из противоречий, присущих молодежи -- быть как все и в то же время выделяться.

Это противоречие разрешается, благодаря субкультуре. Например, гот среди «своих» будет как все, а по сравнению с людьми, к данной субкультуре не принадлежащими, он будет «белой вороной». Цель достигнута, его заметят.

Своя мода и стиль есть у каждой субкультуры. Единый стиль объединяет людей, будь то музыка, одежда или стиль жизни.

Как бы субкультуры не пытались отгородиться от общей базовой культуры, абсолютно автономизироваться очень сложно.

Для тинейджера 50-х рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере танцевать, говорить, ходить, во взглядах на мир, на власть, на родителей, а самое главное - переворотом во взглядах человека на самого себя. Так возникала рок культура. И среди молодежи это стало действительно модным.

Битники демонстрировали непохожесть на остальных именно в безразличии к стилю, как к таковому, что тоже есть стиль. К своему внешнему облику они относились весьма пренебрежительно. Юные леди, слушавшие «дикарскую музыку», сами были похожи и на дикарок и на «pin-up girls» одновременно: много яркой косметики, вызывающе открытые облегающие кофточки, узкие юбки с разрезом или пышные «солнце-клеш» и т. д. Подобные силуэты встречаются в современной моде…

В 60-е годы возникла субкультура «Modos» (Моды). Моды подхватывают у «тедди-бойз» (1950) щегольскую манеру одеваться. Их девиз - «умеренность и аккуратность!». Моды носили идеально сидящие костюмы, химическое чудо начала 60-х - белоснежные нейлоновые сорочки с узкими воротничками, тонкие галстуки, ботинки с узкими носами, куртки из искусственной кожи на молнии, аккуратные прически. В 1962 году последователями стиля Modos становятся легендарные «Beatles». Молодежная мода, бурно развивающаяся в это десятилетие, оказывает свое влияние и на классические дома Высокой моды. Своим клиентам такие дома предлагали «облагороженный» вариант молодежной моды: юбки до колена, костюмы, «осовремененные» яркими расцветками и новыми линиями, классические «лодочки» на низком каблуке и др.

Мода конца 1960-х годов испытывает влияние со стороны новой молодежной субкультуры - «хиппи». Диффузорный стиль хиппи привнес в моду яркие этнические мотивы восточных стран, намеренный эффект потрепанности и, кроме всего прочего, джинсы, которые являлись чем-то вроде символа протеста против буржуазной униформы. Своим видом и поведением хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. В поисках индивидуальности молодые бунтари смешивали одежду разных стилей, времен и народов. Они воспевали ценность старой одежды. Отсюда пошел эффект потертости и рваные джинсы.

Современная мода становится все более демократичной, она больше не навязывает жестких правил, позволяя каждому проявить свою индивидуальность. Мода циклична, поэтому популярные раньше вещи зачастую получают вторую жизнь. И если восстановить историю той или иной вещи, то можно найти связь с самыми разнообразными субкультурами.

Известно, что одни субкультуры продолжают жить по сей день, а другие перестают существовать. В этом также прослеживается связь с феноменом моды. Мода оперативно реагирует на изменение потребностей молодежи. А иногда опережает их изменение, создавая новые. Если что-то перестает быть актуальным, оно уходит из повседневной жизни в историю. Пейджеры, например, сейчас можно найти разве что в музее, а когда-то это было модно. Та же ситуация с субкультурами. Давно исчезли Зутизы, рокабилли, битники, хиппи (если и есть, то очень мало). Зато огромную популярность среди молодежи приобрела сейчас такая субкультура, как эмо, например. Такой вывод можно сделать по обилию молодых людей, одетых в этом стиле. Так одеваются и люди, не причисляющие себя к эмо, они просто считают, что это красиво. Прически, которые вошли в моду благодаря этой субкультуре также очень хорошо прижились.

Немало представителей хип-хоп культуры и различных ответвлений рок-культуры. Этот вывод также основан на ежедневных наблюдениях. Своей массовостью подобные субкультуры обязаны моде, которую создают молодежные СМИ.

Субкультура дает жизнь порой совершенно новым вещам и идеям. А по мере развития и взаимодействия с обществом это «новое» явление постепенно проникает в общую культуру и даже может стать классикой в какой-либо области.

Нередко мода порождает субкультуры. Для примера приведем субкультуру «стиляги». Она появилась в СССР и существовала с 1940 по нач. 1960-х годов. В качестве эталона данная субкультура имела западный (преимущественно американский) стиль жизни. Стиляги выделялись яркой одеждой, оригинальной манерой разговора (особый сленг). Им был присущ особый интерес к западной музыке и танцам. Западная мода и сейчас имеет огромное влияние на нашу страну. Это касается к сожалению, не только одежды… Субкультуры - тоже показатель этого. Сложно вспомнить хотя бы одну субкультуру, которая изначально возникла бы в России. В основном все они пришли к нам с Запада.

Еще одна субкультура, непосредственно связанная с модой - хипстеры или инди-киды. Название говорит само за себя. Оно происходит от английского слова hip, что переводится как «быть в теме». Мода, пожалуй, является основной составляющей культуры хипстеров.

Как бы не пытались представители той или иной субкультуры выделиться и отступить от официальной моды, в итоге получается, что чем массовее становится субкультура, тем больше шансов что это будет модно и наоборот, чем более модной среди молодежи будет субкультура, тем она будет массовей.

Таким образом, связь субкультур с модой очевидна, эта связь может выражаться по-разному: субкультуры создают свою моду, в то же время оказывая влияние на развитие моды в целом, они в каком-то смысле рождают новую моду, а иногда мода делает возможным возникновение и развитие субкультур. Это сложная связь касается по большей части внешнего образа, каких-то отдельных элементов. Но, как было сказано ранее, мода - это не только одежда, она затрагивает практически все сферы жизни современного человека. Поэтому связь моды и субкультуры глубже, чем кажется на первый взгляд. Но даже внешних ее проявлений достаточно, чтобы сделать вывод о ее существовании.

Когда расцветшая послевоенная экономика Англии дала молодым людям рабочие места - это создало класс - класс молодых людей, зарабатывавших приличные деньги физическим трудом (это были заводы, ремонтные мастерские - в общем не работа клерков). Но все связано в экономике, и новые предприятия породили немало рабочих мест и для "белых воротничков" - клерков, менеджеров и т.д. Молодые люди, пришедшие на эти места, были лучше образованы и более "современны" - они слушали "прогрессивную" музыку, носили модную одежду, ездили на защищающих их от грязи и не оставляющих масляных пятен на одежде скутерах и т.д. и т.п. Это были, в основном, городские жители, начиная с тинейджеров. Рокеры - все оставалось в силе - эти ребята были "попроще". Кожа - защита от погоды, падений и масла (когда первые японские мотоциклы прошли тесты у английских мотожурналистов, один из них с восторгом написал, что после поездки на его брюках не было ни одного масляного пятна!). Музыка - рок-н-ролл, рокабилли. Разговоры - грубоваты, образование - невысокое. В общем, это были наследники "тедди бойз", тогда как модов можно назвать наследниками "денди". Да и жило большинство рокеров в пригородах, маленьких городках или деревеньках.

Все предпосылки для стычек были под рукой. И главной причиной стали не классовые отличия, но отчасти порожденные ими культурные и эстетические противоречия. Это не было классовым противостоянием - это было противостояние, порожденное конфликтом между новой волной молодежи с новыми ценностями и теми, кто "взбунтовался" раньше на несколько лет. Но ни те ни другие не были "представителями зла". Просто их разделяло слишком много, и это не могло не вызвать противоречий. Рокеры считали Модов снобами и сопляками. Моды считали Рокеров устаревшими и чумазыми. В общем - сосуществовать мирно было трудно. Так родилась (в основном благодаря прессе и кино, но об этом позже) легенда о Модах против Рокеров Рождение Mods (от Modernists).Трудно сказать когда началось это противостояние. Рокеры, как субкультура, существовали еще до начала 60-х. Модов "заметили" в прессе в 1962-м. В этом году экономика Англии переживала второй с послевоенных времен бум. Естественно, этот бум повлек за собой и культурный бум. Новая музыка, новые идеи, новое "молодежное" средство передвижения - Веспа или Ламбретта - все это было идеальной сценой для нового движения. И Моды были на самом гребне этой волны.

Итак, как выглядели и чем жили эти ребята. Основные интересы: Музыка: modern jazz,The Who, Small Faces, The Jam, The Yardbirds. Одежда: модная молодежная одежда (псевдовоенный стиль, пончо, короткие плащи, теннисные рубашки, армейские ботинки, мокасины - все яркое и недешевое). Чрезвычайно популярными были бесформенные армейские куртки-парки. Они прекрасно защищали от непогоды и не стесняли в выборе того, что одевалось под них. Транспорт: итальянские мотороллеры, Веспа или Ламбретта, увешанная иногда десятками хромированными зеркал, дугами, антеннами. Высокие спинки сидений, шины с белыми полосами. Скутер мода обычно был надраен до зеркального блеска, но не отличался функциональным тюнингом.

Группы: Асы - элита, самые передовые, образованные и бесспорно признаваемые лидерами движения Модс. Тикетс - в основном тинейджеры, весьма агрессивные, подогретые амфитаминами, не отличающиеся большой фантазией и практически идущие по следам Асов - как считают сами моды - немного ближе к рабочему классу. Места встреч: у Асов это серьезные музыкальные клубы, где играла интересная и новая музыка прежде всего. У Тикетсов - дэнсинг-холлы и ночные клубы, в основном в Восточном Лондоне. Поведение: Модс были моложе и, как результат - агрессивнее чем Рокеры. Моды в массе были младше (до 20 лет), в то время как рокеры в 60-х были в основном 21-25 лет. Выкидные ножи были довольно популярны у модов. К тому же они нашивали рыболовные крючки на отвороты своих пальто - в драке хватание за отвороты воротника было опасным. Большая часть потасовок инициировалась именно Модс, как это ни парадоксально. Рокеры были больше увлечены тем, как "сделать тон" (100 миль в час, причем исключительно в темное время суток и в плохую погоду), переделкой мотоцикла и гонками от светофора к светофору между кафе. Практически все серьезные стычки происходили "на выезде". По субботам и так называемым "bank holiday" Моды и Рокеры выезжали (не слишком отличаясь от большой части Англии) на побережье - в Маргет, Брайтон или Клэктон. В тех ситуациях, когда такие массовые выезды сталкивались друг с другом - возникала драка. Странно то, что особо крупных стычек все же не происходило. Обычные же жители прибрежных городов в это не вовлекались и в стычках этих не страдали. Страдали в основном навесы и столики на пляжах.

Англия 60-х породила массу молодежных движений. Тем не менее английское общество оставалось в массе своей обществом склонным к традиционализму и неким "моральным устоям". Именно это общество крайне негативно отреагировало на Модов и Рокеров,не различая и не разделяя их. В этих движениях английские обыватели увидели опасность разрушения привычной морали. Пресса сыграла в этом одну из решающих ролей. Описывая рокеров (уже привычно позиционированных как "bad guys") и модов, английские газеты создавали не просто образ непривычного социального явления, но образ угрозы английской морали и жизненным устоям. Это, в свою очередь, эскалировало негативное отношение со стороны обывателей, полиции и правительства. 17 мая 1964 года был одним из "bank holidays". Как всегда многие англичане решили провести этот день на побережье - погода обещала быть хорошей. По странному стечению обстоятельств (это не было никоим образом запланировано)одновременно огромное количество модов и Рокеров решили провести этот день в Брайтоне. Естественно столкновение было неминуемо. Согласно свидетельствам очевидцев и ныне пожилых бывших модов и рокеров - начали все именно Моды. В городе их собралось огромное количество. В какой-то момент (никто уже не может сказать, что было исходной причиной)моды, вооружившись камнями с пляжа бросились "охотиться" на рокеров. Две довольно большие группы модов и рокеров (хотя справедливости ради - надо отметить, что модов было НАМНОГО больше) столкнулись в массовой драке на пляже в Брайтоне. Постепенно беспорядки и драки переместились на улицы Брайтона. Спешно собранные около 100 полицейских были не в состоянии остановить столкновения. В конце концов враждующие стороны были разогнаны, более 50 человек арестованы. Суд над арестованными был публичным процессом, старательно раздутым прессой. Однако никто не был убит, огнестрельное оружие на применялось, и скандал не так долго продержался на первых полосах газет. Но ярлык был приклеен навсегда. Причем без разделения на рокеров и модов.

Судья, который вел процесс, назвал участников этих беспорядков "Опилочными Цезарями" - трудно сказать, что это означает для англичан, но смысл понятен. Термин прижился и прочно засел в мозгах рядового англичанина. Этот инцидент был и остается самым известным эпизодом в истории Модов и Рокеров, причем не из-за серьезности реальных событий, а из-за освещения прессой и, прежде всего, из-за фильма, снятого в 1979 году "Quadrophenia" (напоминает историю с беспорядками в Холлистере, не правда ли?). Этот фильм по сей день является культовым для англичан, и прежде всего, для жителей Брайтона. Для туристов проводятся туры по истории "битвы" в Брайтоне и местам съемок фильма. Удивительно то, что гораздо более серьезный инцидент, имевший место в пасхальное воскресенье того же 1964 года в Клэктоне, привлек меньше внимания. Этот инцидент считается первым официально зафиксированным массовым столкновением Модов и Рокеров. Две изрядные группы, столкнувшиеся "на выезде" устроили массовую драку, используя в качестве оружия пляжные зонты. Пострадало немало окон в ближайших домах, и 97 человек было арестовано. Газеты вышли с заголовками "День террора группы скутеристов" (Дэйли Телеграф) и "Дикари вторглись на побережье - 97 арестов" (Дэйли Миррор). Но об этой истории не сняли фильм - и она канула в лету.

Первыми ушли рокеры. Это был естественный процесс - и Моды тоже продержались недолго. К 1966 году их движение просто стало неинтересным новой молодежи - пришли хиппи. Моды ушли в прошлое, оставив о себе экскурсию по местам "большой Брайтонской битвы", фильм "Quadrophenia" и новый термин "паника морали". Собственно термин появился только в 1987 году - после опубликования исследований социолога Коэна, который строил свою теорию, наблюдая стычки рокеров и модов, а фильм в 1979 - но герои и того и другого были все еще узнаваемы. Странно сложилась судьба тех из Модов, кто в их собственной классификации стоял на нижней ступеньке философии и эстетики движения. Они постепенно трансформировались - появились ботинки Доктор Мартинс, раньше коротко стриженые волосы стали просто сбриваться, к модовским армейским курткам добавились элементы одежды молодежи из рабочих классов. Они сохранили некоторые из базовых аттрибутов модов - музыку, джинсы Levi"s, спортивную одежду Fred Perry - но это пожалуй и все. Так возникли скинхэды.

Но по сей день уже пожилые люди - бывшие Моды и Рокеры устраивают "re-unions" в местах, где прошла их бурная молодость. Оплотом бывших Рокеров было и остается легендарное "Ace Cafe" в Лондоне - это кафе превратилось в исторический центр. Там вы можете не только выпить кофе или пива в аутентичной обстановке, но и купить классическую рокерскую мотоодежду и аксессуары, обменяться технической информацией или найти недостающую деталь к любовно восстанавливаемуму Триумфу или Нортону. Там же проводятся регулярные официальные "re-unions" рокеров и там же начинаются их мотопробеги. Для Модов подобные места сосредоточены по географическому расположению. В Брайтоне можно зайти в магазин Jump the Gun и приобрести аутентичную одежду и аксессуары Модов. Регулярные "re-unions" происходят в основном в тех же кафе, где собирались когда-то, но все это приобрело характер клубов любителей классических скутеров, а не встречи модов.
по данным сайта "Неоформал"


Сегодня мы вспомним историю молодежной субкультуры модов. Эта субкультура во многом определила дух и стиль 1960 годов.

Моды (mod - сокращение от "modernist") появились в Ист-Энде - восточной части Лондона, в которой преимущественно жили представители рабочего класса, - в 1958 году. Закат субкультуры начался в 1966 году. Но за восемь лет они стали самой стильной молодежной субкультурой, которую дизайнеры до сих пор вспоминают с тоской.

История субкультуры модов


К 1956 году подрастало первое поколение британцев, которое не видело войны (благодаря бэби-буму, который прокатился по всем странам-участницам Второй мировой, к концу 1950-х - началу 1960-х в Британии почти 40% населения составляли люди в возрасте до 25 лет). Они жили чуть обеспеченнее, чем их родители. Их образование было немного лучше, чем у старших за счет проведенных реформ.

Эти молодые люди видели жизнь своих родителей серой и скучной, им не хотелось прожить такую же унылую жизнь, как мамы и папы с чрезмерной работой и недостатком развлечений, в серой одежде. Так сформировалось новое протестное поколение, заострившее проблему отцов и детей.

В 1955 году вышла песня Rock Around The Clock. Она привлекла внимание молодежи бойкими ритмами. Примерно в это же время в Британии прошла крупная выставка современного (модернистского) искусства. Набирал популярность итальянский неореализм и французская новая волна в кино. Иной стиль поведения и образ жизни привлекали молодых британцев из рабочего класса, которые работали продавцами или клерками в офисах, то есть выполняли монотонные задания.

Образ жизни модов конца пятидесятых - , - независимых, свободолюбивых, одетых идеально вплоть до мельчайших деталей, завсегдатаев джазовых клубов, разъезжающих на итальянских мотороллерах и нередко употребляющих амфетамин и другие вещества, еще не был хорошо знаком широкой общественности, однако к нему приобщалось все больше и больше молодых людей.

Этому способствовала атмосфера любимых модами кофе-баров, где стало появляться все больше молодежи из рабочей среды, и кроме джаза все чаще звучал ритм-энд-блюз. Плененные зажигательностью музыки и развлечений, юные модернисты, теперь представляющие самые разные слои общества, развивали и совершенствовали чувство стиля.

Изначально моды были исключительно мужской субкультурой. Сначала они подражали тедди-боям, но пошли дальше них в культе одежды. В 1958 году небольшая группа парней стала разгуливать по Лондону в итальянских шелковых костюмах, подогнанных по фигуре (цвета варьировались от серого и черного до красного, коричневого или зеленого).

Узкие лацканы пиджака, узкие галстуки, заостренные кожаные туфли (обычно лоферы, причем для их демонстрации моды предпочитали чуть укороченные брюки), оксофордские рубашки, водолазки из шерсти или кашемира, рубашки-поло с горизонтальными полосками, вязаные свитеры с V-образным вырезом, парка. Образ завершали черные очки и черный котелок.

Понятно, что такой гардероб стоил недешево. Моды могли отказывать себе в продуктах питания, лишь бы отложить деньги на очередную покупку. Но приобрести вещь было полдела. Главным было довести ее до идеального состояния: ни складочки, ни морщиночки, ни пятнышка.

Парни этой субкультуры тратили часы на то, чтобы отутюжить одежду и начистить обувь. И потом столько же времени уходило на прическу: развести в горячей воде сахар, остудить и гладко уложить прическу. Короткая стрижка, волосок к волоску - наконец, мод выходил в люди социализироваться. Стоит добавить, что моды любой сексуальной ориентации не гнушались использовать декоративную косметику для коррекции тона кожи и даже помаду!

Минимум три дня в неделю человек, считавший себя модом, проводил в компаниях. Кофе-бары были местом сбора: в отличие от британских пабов они не закрывались на ночь и там были музыкальные автоматы. Увлечение музыкой - джазом, блюзом и R&B - было другой страстью модов. Чтобы бодрствовать несколько суток подряд, моды употребляли различные стимуляторы и наркотики.

Сначала моды мечтали об открытых кабриолетах, но суровая действительность заставила их пересесть на скутеры. Только представьте – стильно одетый парень проносится мимо на скутере, а у него даже волос на голове не шелохнется. В 1960 году большинство парней мечтало, чтобы их приняло сообщество субкультуры модов.

Субкультура модов и девушки


Запоздало к модам присоединились девушки. Короткие платья А-силуэта, мини-юбки, балетки, одежда бойфренда, короткие стрижки, неброский макияж - вот так надо было выглядеть, чтобы быть принятой в моды. Главным дизайнером для девушек модов стала Мэри Куант.

С увеличением числа модов росло и внимание к ним со стороны музыкальной и модной индустрии, а также телевидения. Развитие стильной субкультуры оказало сильнейшее влияние на моду по всему миру. «Свингующий Лондон», как назвали этот феномен журналисты, включал в себя самые разные проявления культурной и сексуальной революции шестидесятых. В музыке речь шла о самом настоящем «Британском вторжении»: весь мир слушал The Beatles, The Kinks, The Rolling Stones, The Who, The Small Faces и десятки других английских групп.

Постепенно субкультура начала обрастать коммерческой составляющей и стиль ее последователей начал диктоваться извне. Модные бренды решили нажиться на молодежной субкультуре и стали всеми путями навязывать объекты желания.

К 1966 году первые моды повзрослели и обзавелись семьями, поэтому им уже было некогда проводить ночи напролет в кофе-барах и на дискотеках. Кроме того, стали появляться новые и новые субкультуры, которые предлагали большее разнообразие стиля и идеологической составляющей.

Постепенно некоторые моды или перешли в иное движение, а многие просто начали вести обычную жизнь, во многом похожую на жизнь их родителей. Посему, совсем скоро от модов остались лишь воспоминания.









Моды – молодежная субкультура, в основе которой лежит следование моде и музыке. Течение возникло в Лондоне, Великобритании, в конце 1950-х годов и достигла пика в середине 1960-х. Эта субкультура Великобритании 1960-х гг. сменила «тедди бойз». Если последние символизировали попытку возврата к ценностям рабочего парня, то целью «модов» было создание щегольского «хиппового» образа. Моды возникли на базе движения «модернистов», копировали стиль одежды молодых американских негров. Моды были выходцами из семей профессиональных, высоко оплачиваемых рабочих и служащих. Ориентировались на беловоротничковую работу (клерк в банке, магазине и т.д.). Девиз модов – «Умеренность и аккуратность!» Узкие воротнички рубашек, элегантные пиджаки, остроносые туфли, обязательно белые носки и аккуратные короткие прически. Метафорой образа жизни модов была скорость: итальянские мотороллеры, амфетамин (моды – первая английская субкультура с атрибутивным употреблением психостимулирующих препаратов), танцы. Работа для модов не имела значения, тщеславие – положительное качество.

Основные типы модов: "Hard-mod" - в джинсах, грубых рабочих башмаках (агрессивный стиль, впоследствии давший начало стилю бритоголовых). "Scooterist" - владельцы мотороллеров, в джинсах и куртках с капюшонами. Основная группа - в костюмах, аккуратные, в узких брюках, начищенных ботинках, в сопровождении элегантных чинных девушек с короткой стрижкой.

Главное слово в лексиконе мода – одержимый. Одержимость эта была и в музыке – они слушали модерн-джаз, блюз, соул, ямайскую музыку.

Образ «мода» своей массовостью подготовил кратковременное явление, которое в середине шестидесятых назовут «свингующим Лондоном». В 1963-65 годах начинается знаменитое противостояние между рокерами и модами в приморских городах Англии, причем в массовых драках с обеих сторон иногда участвовало до тысячи человек (рокеры были выходцами из бедных слоев общества, и слушали жесткий ритм-энд-блюз, типа «Роллинг Стоунз»).

В 1964г. движение «модов» распалось на «тяжелых модов» (рабочие ботинки, короткие джинсы, короткие волосы, амфетаминовая агрессивность) и стилистически утонченных модов. К концу 60-х г. из «крутых модов» образовалась субкультура «скинхедз» (бритоголовые). В 1968г. движение модов угасло.

Рокеры появились в середине 60-х годов и достигли своего расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов, как в Англии, так и на континенте. Рокеры - выходцы преимущественно из семей неквалифицированных рабочих, без образования и часто из неполных и "проблемных" семей. Одежды рокера - кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Основной элемент субкультуры рокеров – мотоцикл, также украшается надписями, символами и изображениями. Важное место в субкультуре рокеров занимает рок-музыка, прослушивание записей является одним из основных занятий рокеров. Одно из проявлений этого стиля - использование кличек, популярность "физических" способов общения.



Руд бойз, рудиз (двухцветные) – полукриминальная субкультура африканской диаспоры, возникшая в трущобных кварталах Ямайки. В начале 1960-х гг. субкультура «руд бойз» была занесена волной иммиграции в Великобританию. Музыкальный стиль – «регги» (Боб Марли). Рэгги постепенно становится явлением поп-культуры. Отдаленной основой «регги» стали многочисленные африканские мотивы. Первый пик популярности ямайской молодежной культуры в Великобритании приходится на 1969-71 гг. «Рудиз» подарили “бритоголовым” не только музыку, но и манеру одеваться, и жаргон. Отличительные черты: курение марихуаны, почитание Боба Марли, использование комбинации цветов «зелёный-жёлтый-красный», дреды.

Свингующий Лондон, психоделисты – 1966–1967 гг. Во второй половине 1960-х гг. распространилась особая психоделическая культура. Бум употребления психоделиков (ЛСД, галлюциногенов, наркотиков) пришёлся на середину 60-х гг. и связан, прежде всего, с деятельностью Тимоти Лири - профессора психологии Гарвардского университета, широко использовавшего ЛСД в работе со студентами, а так же американского писателя Кена Кизи. С 1966г. впервые начали использовать применительно к молодежной культуре термин “психоделия”. И неожиданно он закрепился в молодежном лексиконе – дизайн плакатов и пластинок, странная одежда и музыка – все стало «психоделическим». Психоделическая культура связана с психоделической музыкой. Включает в себя как музыку, созданную под воздействием психоделиков, так и ту, к которой предрасположены слушатели под их воздействием. Психоделический рок (англ. Psychedelic rock ) - музыкальный жанр, возникший в середине 60-х гг. в Западной Европе и в Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе). Характерной чертой психоделического рока стали продолжительные сольные партии ведущих инструментов. Живые выступления групп в этом жанре обычно сопровождаются ярким визуальным шоу с использованием света, дыма, видео-инсталляций и других эффектов (The Doors, The Jimi Hendrix Experience, Pink Floyd и Сид Баррет, Rolling Stones).



Летом 1964 года писатель Кен Кизи , автор романа “Полет над гнездом кукушки”, основывает в Сан-Франциско коммуну «Веселые Проказники (Merry Pranksters)». Они покупают старый школьный автобус, набивают его пластинками, кинокамерами и тогда еще легальным галлюциногеном ЛСД, с действием которого Кизи познакомился еще в середине пятидесятых (он предложил себя психиатрической клинике в качестве “подопытного кролика” для испытания эффектов воздействия новых галлюциногенных препаратов), и отправляются в путешествие через всю Америку «остановить конец света». Так началась «Психоделическая Революция».

Вождем-теоретиком психоделистов стал профессор Гарвардского университета Тимоти Лири , основавший со своими приверженцами “Лигу духовных открытий ”. Идеи Лири: психоделические вещества являются единственным для западного человека средством просветления, причем им абсолютно игнорировались их отрицательное воздействие на неустойчивую психику, не говоря уже о социальных последствиях их применения.

Хиппи («модный, стильный») - молодёжная субкультура, популярная в США, Великобритании в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны).

В 40-х-50-х годах XX века в США среди представителей «разбитого поколения» (битников) существовал термин хипстеры , обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза.

1. Пассивное сопротивление, ненасилие.

2. Движение, хиппи путешествовали автостопом по Европе, Азии, Латинской Америки. Внутренние путешествия связаны с приемом наркотиков, медитацией, восточной мистикой.

3. Экспрессивность, творческий поиск.

4. Хиппи создавали множество коммун (самая известная ныне коммуна находится в Дании - Свободный город Христиания ).

5. Идентификация через возрастную группу. Молодежь считает себя частью поколения, а не какой-либо организации. Авторитеты и герои не признаются.

6. Стремление к открытости, к постижению всех аспектов чувств, мотивов и фантазий.

Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, и использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «дети цветов». В Британии «поколение цветов» называлось «Новое общество».

В 1970-х годах движение хиппи плавно начало терять популярность.

Скинхэдс – (англ. skinheads , от skin - кожа и head - голова) - название представителей молодёжной субкультуры, сформировавшейся в Лондоне в 1969 году. Скинхэдс копировали стиль «тяжелых модов»: тяжелые ботинки с высокой шнуровкой, широкие штаны на подтяжках или укороченные джинсы, грубые пиджаки, белые майки, бритые наголо головы. Идеи скинхэдс 60-х гг.: защита традиций рабочего сообщества, борьба с выходца из Азии, хиппи. Скинхэдс были поклонниками «черной музыки», регги.

С 1965 по 1968 год в истории “скинхэдс” происходит «инкубационный» период. В 1968г. скинхэдс были ярыми футбольными фанатами. В 1972г. некоторые скинхеды отпускали волосы, надевали черные ветровки, широкополые шляпы и черные зонты («приглаженные скинхеды»). В 1978г. в лагере скинхэдс раскол. Часть скинхедов стала примыкать к националистическим группировкам.

Основные группы скинхэдс:

Традиционные скинхеды (Traditional Skinheads ) - возникли как реакция на появление политических ответвлений от первоначальной субкультуры. Своей целью ставят следование образу первых скинхедов - неофициальным лозунгом можно считать «аполитичность». Тесно связаны с музыкой регги.

«Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как противоположность ультраправым скинхедам, но без политической подоплёки. «Отряды мщения, справедливости и братства».

«Красные» и анархо-скинхеды, идеи социализма, коммунизма, анархизма.

Бонхеды (Boneheads ) - национал-социалистические скинхеды, являются протеже британской партии Национальный фронт. Пропагандируют правые и ультраправые политические взгляды и ценности. Появились в 1982г. в Великобритании. Тогда была впервые заимствована символика Кельтского Креста и сформирован образ арийского скинхеда-крестоносца - уличного солдата «священной расовой войны» против многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, нищих, бездомных, наркоманов, левой и леворадикальной молодежи.

Ийппи – политическое движение, возникло в 1967г в США. Основатель Эбби Хоффман. Исповедовали идеи анархизма, антикапитализма. Йиппи не хотели признавать никаких авторитетов, никаких правил - каждый сам себе авторитет. У йиппи не было лидеров. Конечная цель йиппи - покончить с безволием хиппи и объединиться в борьбе против системы. По утверждению лидеров, йиппи было политическим движением хиппи.

30. Молодежная субкультура США, Великобритании в 1970-е гг. .

В начале 1970-х гг. переходный период в молодежном движении. Рок перестал выполнять главную функцию выражения альтернативности, движение протеста угасло. Существовали рокеры, скинхэдс, движение хиппи угасло, расцвет рудиз, растафари.

В Британии возник прогрессив-рок («Пинк Флойд» и др.) – под прогрессивностью здесь понималось использование нетрадиционных музыкальных форм в построении композиций.

Фанк – направление афро-американской поп-музыки, тесно связано с социальным положением негритянского населения США. Фанк – самостоятельное направление в рамках музыки соул, появляется в 1967г. Уже с 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно, будучи противопоставлены белой гитарной рок-музыке.

Отличительная особенность – подвижные басовые линии, четкая ритмика и короткие мелодические рисунки. Появился в черных гетто Америки. Причины появления: музыка (криминал) являлась единственной возможностью добиться успеха для афроамериканцев. Его играли (главные исполнители – Джордж Клинтон, Слай Стоун, “Фанкаделик” и “Парламент”) поначалу только в черных клубах. Лозунг фанков – "Одна нация, объединенная в едином порыве". Наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк являлся Джеймс Браун.

Глэм – молодежная субкультура 1970-х гг. Глэм-рок – жанр рок-музыки, возникший в Великобритании в начале 1970-х гг. Для его исполнителей были характерны яркий образ, экзотические костюмы, обильное использование макияжа (Дэвид Боуи, Алис Купер, Марк Болан). Они настаивали на том, что улучшение внешнего облика является частью продолжения “культурной революции” шестидесятых. Ключевую роль в этом процессе сыграли популярнейшие исполнители начала семидесятых – Марк Болан и Дэвид Боуи .Последний создал образ “Космических Путешественников”. “Глэм” и “фанк” были похожи в отвержении “хиппи” с их идеей “назад к природе”, которому они выдвинули свою альтернативу – обращение к теме «космоса».

Фанк, глэм: расцвет в середине 70-х гг., исчезновение в связи с появлением панков.

Хэдбэнгерз (металлисты) – это молодёжная субкультура, появившаяся в 1970-е годы. «Металлический» стиль соединял черты движения хиппи (длинные волосы, бахрома, джинсы), «психоделиков» (значки, красочные рисунки) и «рокерской» «кожаной» стилистики.

Панки – субкультура, возникшая в 1976г. в Великобритании, в США, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке и свободе. Основатели панк-движения в Великобритании: Малькольм Макларен (Sex Pistols) и Вивиан Вэствуд.

Члены этой субкультуры нарушали общественные правила. Субкультура панков связана с музыкальным течением «панк-рок». Музыкальные истоки панка восходили к творчеству Джона Кейджа, минимализму, рок-музыке Нью-Йорк Долз, Лу Риду. Панки представляли оппозицию хиппи. Панки – музыкальный протест против официальной рок-музыки, ушедшей от суровой реальности. Выразитель разочаровавшейся молодежи. В музыкальном отношении – наиболее примитивная форма рока за все время его существования, так как внимание уделяется, прежде всего, текстам.

Основные черты субкультуры панков: аполитизм, протест против всего, эпатаж, намеренная грубость, стиль одежды: черные косые кожаные куртки и пиджаки. Девиз: «играют все, кто хочет», «будущего нет». Главная стилевая установка “панков” – безграничные возможности самовыражения. Панки в Великобритании были выходцами низших слоев общества, небольшая часть представляла профессиональный рабочий класс. В Нью-Йорке же панк-культура была альтернативной культурой представителей среднего класса. В США панк-культура не была особенно популярной (в отличие от Великобритании) в силу привлекательности идей хиппи. Причины появления панков в Англии: очередной конфликт между поколениями, осознание несостоятельности большинства идей “хиппи” шестидесятых; рост безработицы и общая экономическая стагнация. С 1977г. панк-культура стала распространяться в США, Японии, Европе.