Стихотворение Татьяны Осень о Чернобыле начинается так: «На забытом погосте давно почернели кресты…». В понимании современных людей погост - это сельское кладбище. Старое слово, которое редко употребляется. Да и вспоминают о нем лишь литераторы. Так ли было раньше?
У славян были заведены ежегодные объезды своих земель князьями с дружиной. По пути следования князь останавливался в обговоренных заранее селениях или укрепленных местах, куда свозили дань. Здесь ставили крепкие дворы для возможности отбить нападение и оставляли управителя, часто называемого «скотником», регулирующего сбор товаров и решавшего административные вопросы в отсутствие господина. Путешествовать по стране летом можно было по рекам, а зимой - на санях. Поэтому удобные для остановок места назывались погосты. Это в древней Руси и само их название определяет. На гостьбу, то есть торговлю, съезжались купцы. С приездом князя оживлялась общественная жизнь: вершился суд, набирались дружинники.
С 946 года изменяется порядок выплаты дани, называемый полюдье. Княгиня Ольга устанавливает налоговую систему, упорядочив сроки и количество натурального налога, называемого уроком. С этого момента "погосты" и "уроки" - это термины, обозначающие территориально-административные единицы Руси и уставы. Урок —фиксированный размер налога с определенного места. На погостах назначаются дружинники-тиуны, сборщики дани. Тиун считает количество очагов или черных сох и передает в Киев. Так устанавливается количество налога «с дыма» или «с сохи». Дань собирают старосты общин. Вместо скота денежным эквивалентом становится гривна - металлическая отливка из серебра или золота, служащая мерой веса и платежа. На Руси не чеканили монету, но использовали имевшую хождение иностранную валюту, часто динарии, переплавляя их в слитки. Название «гривна» происходит от старославянского «грива», то есть шея. Из гривен могло состоять ожерелье.
На погосте в отсутствие княгини суд вершил тиун по показаниям свидетелей. За неимением оных тиун обращался к языческим жрецам. Виновный платил виру, то есть штраф. За убийство полагалась смертная казнь.
Тиун в случае отказа выплачивать дань вызывал ополчение. Сама Ольга могла внезапно появиться на погосте и проконтролировать тиуна.
Ольга определила охотничьи угодья и княжеские села. Это повлекло за собой появление смердов - зависимых от князя простолюдинов со своей землей (вотчиной), которую передавали по наследству. При отсутствии наследников земля отходила князю. Правда, князь имел право отобрать землю у смерда, наказав его за провинность. Тогда тот становился холопом вместе со своей семьей. Это практически рабство.
Первоначально это слово означало гостевой дом или место, где останавливается князь с дружиной. Со временем термин «погосты» означает деление территории на податные округа с центром, где был пункт приема дани и жил тиун, ответственный за сбор дани дружинник. С X века это уже торговые селения с базарами, которые привлекают купцов и мастеровой люд. Центр сбора налогов становится оживленным местом общественной жизни. Постепенно на Руси распространялось христианство, и в местах сбора дани, как наиболее посещаемых, стали строить церкви. Они привлекали дополнительные денежные потоки, занимаясь крещением, отпеванием и венчанием. Кладбище устраивалось на освященной земле, вблизи церкви. Название у погоста было двойное - по селению и по церкви.
В Псковской, Новгородской губерниях погост - это несколько сел, от десяти до ста по описям тех лет. В центральных российских губерниях, где велико было число частных владений, общественная жизнь вращалась вокруг села, где стояла усадьба помещика. Церковь и кладбище располагались поодаль.
С XVIII в. это название стоящей отдельно от села церкви с кладбищем, жилищем причта или домиком священника. К XIX-XX векам это просто сельское кладбище.
Сейчас термин «погост» даже не напоминает о месте, где останавливается высокопоставленная особа или ответственный чиновник. Пожалуй, однокоренное слово «гостиница» больше скажет об этом. Осталась лишь ассоциация с кладбищем, особенно сельским. Именно так его употребляют поэты.
У Михаила Щербакова:
У Ивана Бунина:
На Руси не всегда хоронили на участках земли, расположенных возле храма. Или капища, если углубляться совсем уж в старину. Для знатных людей возводили курган. Помните - «князь Игорь и Ольга на холме сидят»? Этот холм - курган, где погребен Олег. Обычно вместе с господином хоронили и лошадей, и ценности. Еще известны поля погребений. Они были за пределами городища.
Захоронения у погостов в дохристианское время имело языческих идолов. В период распространения христианства их сносили, а на том месте строили храмы. Землю освящали и хоронили на ней христиан. Остальные кладбища оставались неосвященными, приходя постепенно в упадок. Позже слово приобретает смысл церковно-приходского центра. Поэтому погост - это кладбище с церковью.
Материалы по теме:
м сбора народа, для уплаты дани представителям княжеской власти.
1) Погост - - первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
2) Погост - - первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.
3) Погост - - центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.
4) Погост - - в Киевской Руси специальный пункт сбора дани.
5) Погост - распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово "погост" употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. С. Ш.
6) Погост - - первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.
7) Погост - - 1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.
Погост
Первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
Первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.
Центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.
В Киевской Руси специальный пункт сбора дани.
распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово "погост" употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. С. Ш.
Первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.
1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.
1) Погост - - первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
2) Погост - - первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.
3) Погост - - центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.
4) Погост - - в Киевской Руси специальный пункт сбора дани.
5) Погост - распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово "погост" употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. С. Ш.
6) Погост - - первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.
7) Погост - - 1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.
Погост
Первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
Первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.
Центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.
В Киевской Руси специальный пункт сбора дани.
распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово "погост" употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. С. Ш.
Первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.
1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.