Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художественная культура древнего рима кратко. Художественная культура древнего рима

Художественная культура древнего рима кратко. Художественная культура древнего рима

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории – Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе – Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения – акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне – греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.

ВВЕДЕНИЕ


В начале I тысячелетия до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К ней принято относить историю и культуру Древней Греции, а также и Древнего Рима.

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким - либо образом способствовать распаду империи? Вот те вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.

Центр будущей великой державы - город Рим - возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Античная притча, переданная римскими историками - Дионисием Галикарнасским, Титом Ливием и поэтом Вергилием, приписывает основание города легендарному Ромулу и относит это событие к 754 - 753 гг. до н.э. в день празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).

Более двенадцати веков (VIII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская культура, которая была явлением более сложным, чем греческая. Рим, позже Греции, появился на арене мировой истории и был столицей необъятной империи, захватившей все территории вокруг Средиземноморья. Само слово «Рим» было синонимом величия, славы и военной доблести, богатства и высокой культуры.

Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру.

Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне создали выдающиеся памятники архитектуры, поражающие совершенством инженерной техники.

История древнеримской цивилизации - сложное явление. Население древней Италии состояло из разноязычных народов, которые постепенно подчинялись власти Рима. Под Древним Римом в целом подразумевается не только город Рим античной эпохи, но и все завоеванные им страны и народы, входившие в состав колоссальной Римской державы - от Британских островов до Египта. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. За большой период (IV в. до н.э. - III в.) Римская республика из небольшого города-государства превратилась в мировую рабовладельческую державу, в основе которой лежала императорская власть.

«Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица, так как со всего света сюда стремились путешественники, торговцы.

Вся система культуры Древнего Рима была посвящена обоснованию превосходства римского политического устройства, воспитанию из римлян хороших граждан, гордых своей принадлежностью к «народу-господину». Основной ценностью для римлян был сам Рим, римский народ, предназначенный покорять другие народы и править ими для их же счастья. Римская империя развивалась на почве крупного рабовладения и земледелия, завоевания обширных территорий, покорения многих народов и культур, что вызывало необходимость создания огромного чиновничьего аппарата и разработки изощрённых политических методов управления.

История древнеримской культуры делится на три основных этапа:

.Ранний или царский период (VIII - VI вв. до н.э.)

.Римская республика (v - I вв. до н.э.)

.Римская империя (I - v вв. н.э.)

Основой римского искусства была древнеиталийская культура, в которой ведущее значение имело искусство этрусков. Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Они начинали создавать то новое, что впоследствии развили древние римляне: инженерные сооружения, настенную монументальную живопись, реалистический скульптурный портрет. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом.

Однако мощное культурное движение начинается в Риме только в конце III в. до н.э. его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Многочисленные деятели римской культуры того времени - прозаики, философы, врачи, архитекторы, художники - в подавляющем большинстве были не римлянами.

Рим оказал своё влияние на покоренные им эллинистические территории. Таким образом, формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ


Для древнейшего периода римской истории особенно характерен культ семейно-родовых духов-покровителей. В первую очередь к ним относились манны - души умерших предков; древние римляне верили в существование загробного мира, куда отправляются души умерших - это Орк и Элизиум. Также почитались пенаты - духи-покровители дома и лары, являвшиеся духами-покровителями с более широкими функциями, известны упоминания о ларах перекрестков, дорог, мореплавания и т.п. Важное место занимал и культ огня домашнего очага, олицетворенный в богине Весте. В древнейших верованиях прослеживаются и следы тотелизма, например, легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема. Имели место и аграрные культы.

Позднее некоторые родовые боги превратились в объекты государственного культа, став богами-покровителями города-государства. К древнейшим богам можно отнести Юпитера, Марса, Квирина (Ромула), которые были для римлян важнейшими. Если первые два имеют соответствия у греков, то богу Квирину в греческом пантеоне аналогов нет.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийски боги считались покровителями римской общины и почитались всем гражданским коллективом. В среде плебеев особенно популярной была божественная троица: Церера, Либера-Прозерпина - богиня растительности и преисподней и Либер - бог вина и веселья.

Одна из наиболее популярных богинь Рима - Веста, богиня домашнего очага и огня, горящего в нем. В храме Весты служили жрицы-весталки, дававшие обет девственности и целомудрия. Отбирали девочек 6 -10 лет очень тщательно, без малейших изъянов. В течении десяти лет они проходили обучение, затем принимали посвящение, получали имя Амата в дополнение к собственному и десять лет служили в храме. За нарушение обета целомудрия наказание было жестоким: грешницу закапывали в землю живой. За меньшие провинности их могли высечь. Весталки пользовались большим почетом и уважением. Оскорбление их каралось смертью. Отслужив десять лет, еще десять они проводили, обучая молодое поколение жриц. После всего этого весталка могла вернуться в семью и даже выйти замуж.

У римлян было много богов плодородия: Флора - богиня распускающихся цветов, Помона - богиня яблонь, Фавн и Фавна - божества лесов, рощ и полей и другие.

Мифология практически отсутствовала, отсутствовали и изображения богов - поклонялись их символам, так символом Весты был огонь, Марса - копьё. Все божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или, что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.

Для римской мифологии характерно одушевление и обожествление абстрактных понятий и ценностей, таких как Свобода, Доблесть, Согласие. Особо выделялась Слава. В честь выдающихся полководцев, императоров и их побед воздвигались арки Триумфа, на которых изображались подвиги триумфатора.

После завоевания Греции происходит некоторая трансформация образа римских богов и их сближение с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Минерва - Афина, Венера - Афродита, Марс - Арес, Нептун - Посейдон, Меркурий - Гермес, Вакх - Дионис, Диана - Артемида, Вулкан - Гефест, Сатурн -Уран, Церера - Деметра. Среди римских богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесла, Венера - богиня любви и плодородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Перед тем как начать войну с каким-либо народом, римляне пытались переманить на свою сторону богов этого народа, обещая этим богам все необходимые жертвоприношения.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что включение новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н.э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии.

Прибывшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Жрецы богов считались должностными лицами, в поздний республиканский период они выбирались. Жрецы наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой. Так же в каждом храме имелись жрецы, специализировавшиеся на гадании: авгуры - предсказатели будущего по полету птиц или по отношению их к корму; гаруспики - предсказывавшие будущее по внутренностям жертвенных животных и по ударам молнии.

Римляне от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал».

В императорский период постепенно утверждается культ гениев императоров - сначала посмертный, а затем прижизненный. Первым был обожествлён (посмертно) Юлий Цезарь. Калигула же при жизни объявил себя богом.

В I в. н.э. в одной из провинций Римской империи зарождается христианство, сыгравшее важнейшую роль в истории мировой культуры.


ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ


В I в.до н.э. в Палестине - на окраине Римской империи - возникает христианство, и уже во времена Нерона (вторая пол. I в. н.э.) в Риме существует христианская община.

В течение I - III вв. христианство распространяется по всей Римской империи и за её пределами. Императорские власти с подозрением относятся к христианам, приписывая им человеконенавистничество, потому что христиане того времени не только ждали, но и призывали Конец света и Страшный Суд, христиане отказывались совершать официальные жертвоприношения перед статуями государственных богов (в том числе императоров). Это привело к многочисленным гонениям христиан, начало которым положил Нерон. С особой силой они проходили при императорах - Доминициане, Трояне, Марке Аврелии, Деции, Диоклетиане.

Но, не взирая на все преследования, христианство продолжало жить и распространяться, и к IV веку становится силой, с которой вынуждены считаться и сами императоры. В 313 году императоры Константин и Лициний издают Миланский эдикт, по которому провозглашается равноправие всех религий - в том числе и христианство, а в 325 г. Император Константин объявляет христианство государственной религией. По указу Феодосия Великого в 395 г. были закрыты все языческие храмы, с этого момента христианство становится единственной официальной религией Римской империи.

Уже в конце I - нач. II в. были записаны на греческом языке Евангелия («Благая весть»), написаны Послания и Деяния апостолов, а также Апокалипсис, т.е. книги, которые составили Новый Завет. Для обсуждения и решения сложных теологических вопросов, и в первую очередь - для борьбы с арианской ересью, горячо обсуждаемых тогда христианами, по указу императора Константина в 325году в городе Никее был создан собор, ставший первым из семи Вселенских соборов христианской церкви.


АРХИТЕКТУРА И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ

древнеримский цивилизация культура живопись

Чтобы понять в целом характер римской архитектуры, причины появлении гигантских парадных площадей, крупных зрелищных зданий и мемориальных ансамблей, необходимо разобраться в социально - экономической жизни Древнего Рима. Развитие торговли, успешные войны и приток рабов благоприятствуют подъему экономики, дальнейшему обогащению родовой знати (патрициев), выдвижению богачей из среды простонародья (плебеев) и формированию новой римской знати - нобилей. Усиливается имущественное неравенство; свободные общинники вытесняются с земель и устремляются в город, где занимаются ремеслом, мелкой торговлей, становятся профессиональными военными. Войны превращаются в одно из главных средств наживы римской знати. Полководцы - победители были кумирами римлян, им воздавались высокие почести. В ознаменование побед устраивались многодневные празднества с торжественными парадами войск, раздачами хлеба и денег, грандиозными представлениями, боями гладиаторов. В соответствии с образом жизни складывалась и архитектура Рима - сложная система общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших десятки тысяч людей.

Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше пользоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства.

Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в.до н.э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранялись пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянными настилом, а позднее и каменным сводом.

Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI-III вв. до н.э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.

В начале IV в до н.э. пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий. После пожара город был обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами. Они состояли из главных наружных стен и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной.

В I в.до н.э. возникают многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона, и даже мрамора. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.

Римляне стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают своими размерами.

Другой особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Арки и своды были заимствованы у этрусков.

В основе арочной конструкции лежат два элемента: столбы и опирающаяся на них арка. Так, горизонтальное перекрытие заменяется выгнутой аркой. Прямоугольная массивная форма столбов менее индивидуализирована, по сравнению с колонной.

Ярчайший пример использования арочной конструкции - триумфальные арки. Эти типично римские мемориальные сооружения возводились уже в республиканский период. Чаще всего они устанавливались в честь побед.

Триумфальная арка Тита была воздвигнута в честь взятия войсками императора Тита Иерусалима (180-е гг. до н.э.). её архитектурный облик складывается из мощного монолита, прорезанного в центре арочным пролетом. Здесь мы сталкиваемся с характерным для римлян использованием ордерной системы в декоративном плане: создание чисто зрительного впечатления о конструктивности ордерной системы путем «наложения» ее на стенной массив. «Фасад» арки четко членится на основание, среднюю часть, состоящую из коринфских полуколонн и антаблемента, и верхнюю - в виде массивного аттика, куда была заключена урна с прахом императора.

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не следуя сухой геометрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и коринфский (самый излюбленный, пышный ордер). Римляне использовали ордера лишь как декоративный, украшающий элемент.

Римляне развили ордерную систему и создали свои собственные ордера, отличающиеся от греческих.

Большое место в общественной жизни римлян занимали зрелища. Театры и амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Последний был всецело римским изобретением. Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. Амфитеатры предназначались для толпы жадных до зрелищ низов столичного населения, перед которой в дни празднеств разыгрывались сражения гладиаторов, морские бои.

После гражданской войны 68 - 69 гг.н.э., пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей. Завершение его строительства пришлось на правление сына Веспасиана - Тита (80 гг. н.э.) в честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры.

В плане Колизей представлял собой замкнутый овал (в окружности 524 метра), расчлененный поперечными и кольцевыми проходами. Его центральная часть, арена, окружена ступенчатыми скамьями для зрителей. Внешний облик, монументальный и величественный, определяется кольцевой стеной, разработанной в виде многоярусной ордерной аркады: внизу - тосканский, выше - ионический, в третьем ярусе - коринфский, над которым размещались коринфские пилястры.

Одним из наиболее совершенных образцов храма с куполом был Пантеон в Риме (ок.120г.), созданный Апполодором Дамасским. Здесь блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания большепролетного купольного пространства. Округлый в плане (тип ротондо), храм имел 8-колонный портик коринфского ордера. Здание имело мощный купольный объем снаружи, единое и целое пространство внутри. В интерьере доминирует купол, в вершине которого оставлен световой проем (сферический свод, представляющий собой монолитную, лишенную каркаса массу, опирается на стену толщиной 6м.). стена расчленена на два яруса: нижний, где глубокие ниши чередуются с массивными колоннами коринфского ордера, и верхний - как промежуточный между опорой и куполом.

Впервые в архитектуре основной акцент переместился на внутреннее пространство, которое своим торжественно- праздничным решением контрастирует с внешним обликом, где господствует пространство монументального объема.

Грандиозные купольные покрытия использовались в термах, представляющих комплекс помещений и дворов, где римляне отдыхали и развлекались. Основу композиции составляли залы для омовения (бани). Наиболее известны термы Каракаллы (206 - 216 гг.).

Римляне создают тип общественной площади, получившей название - форум. Появившись в республиканский период, форумы империи приобрели парадный вид, став еще и грандиозным архитектурным ансамблем, включающим в себя множество зданий различной функциональной принадлежности, прославлявшим того или иного императора.

Знаменитый форум Траяна (пер. пол. II в. н.э.) был создан Апполодором Дамасским. Он включал в себя:

.Главную прямоугольную площадь с триумфальной аркой при входе и колоннадой, за которой располагались полукружия торговых лавок;

.Пятинефную базилику Ульция, развернутую перпендикулярно центральной оси;

.Небольшой перистельный двор с колонной Траяна, покрытой сплошной лентой рельефов, изображавших военные подвиги императора. Она располагалась на центральной оси между двумя симметричными зданиями библиотек;

.Последний перистельный двор, закругленный с той стороны, где стоял храм Траяна.

Весь ансамбль объединялся мотивом колоннад и портиков различных размеров, иногда доходивших до огромных.

Всех этих грандиозных строительств требовал Рим как центр огромной империи. И действительно, застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, город и в III - IV вв. имел внушительный вид. В III в. еще продолжалось большое строительство - воздвигались арки, великолепные термы, дворцы. «Но, по выражению А.Блока, «на теле римской империи уже не было ни одного не наболевшего места», творческий потенциал постепенно угасал». Таким образом, архитектура начинает изживать себя, становиться все более примитивной. Возможно, это связано с тем, что в погоне за нововведениями и роскошью, римская знать слишком быстро исчерпала возможности заимствованных приемов строительства.

В Риме развивается монументальная настенная живопись. Так называемые «помпеянские» фрески принято делить на четыре группы:

.«Инкрустационный стиль» - II в.до н.э. Имитация облицовки стены квадратами разноцветного мрамора - «Дом Фавна».

.«Архитектурно- перспективный» стиль. Между живописно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами размещались большие многофигурные композиции на сюжеты, заимствованные из греческой живописи. Господствует реалистическая трактовка образов - роспись «Виллы Мистерий».

.«Канделябрный» стиль - с конца I в.до н.э. Наиболее строгий и изящный, с разнообразнейшими декоративными мотивами (гирлянды,канделябры, орнаменты), которые обрамляли сюжетные изображения небольших размеров - «Дом наказанного Амура».

.«Пышный» стиль - с середины I в.н.э. Соединяет характерные черты второго стиля (перспективные архитектурные построения) и третьего (богатство орнаментальных украшений) - росписи во дворце Нерона - Золотом доме, дом Веттиев.

СКУЛЬПТУРА


По преданию первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу, построенного им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Бронзовые статуи отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н.э. - греческими скульпторами. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений, да римляне к этому и не стремились. Для них важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного человека и поэтому было важно, чтобы изображение не спутали с кем-нибудь другим.

На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с умершего восковые маски, которые хранились в главной комнате римского дома. При скульптурных работах мастера, видимо, использовали их. На появление римского реалистического портрета оказала влияние этрусская традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на римских заказчиков. В этом искусстве Рим достиг наибольших высот.

При всей сложности развития скульптурного портрета можно выделить главные вехи этого процесса:

.Период жесткого реализма - I в. до н.э. - «Портрет старого патриция», портреты Цезаря (зарождение психологической тенденции)

.Период классики (идеализация образа) - кон. I в.до н.э. - нач. I в. - портретные статуи Августа.

.Период усложненного реализма (психологизация и помпезность) - вторая пол. Iв. - портреты Вителия, Нерона, Флавиев.

.Реминисценция периодов реализма и классики - II в. - портрет Плотины, жены императора Траяна, портреты частных лиц, портрет Антиноя

.Период острого психологизма - III в. - портреты Каракаллы, Филиппа Аравитянина.

.Поздний период - IV в.

В этой области искусства римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали превосходные шедевры, такие как - «Капитолийская волчица», «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона, Цезаря и другие.

С конца III в до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Греческие скульпторы копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры.


ЛИТЕРАТУРА


Римская литература возникает как литература подражательная. Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности. Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы.

Во времена развития гражданского общества литература стала одним из ведущих средств диалога с властью.

В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник , грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» Гомера (III в. до н.э.). Его произведения сыграли важную роль в становлении римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с эпосом и театром. Ливий Андроник положил начало римской художественной литературе.

Младшими современниками Ливия Андроника были римские поэты Гней Невий (ок. 274 - 204 гг. до н.э.) и Энний (239 -169 гг. до н.э.). невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Андроника. Невий составил поэмы о первой Пунической войне (264 - 241 гг. до н.э.) с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в стихах всю историю Рима, расположив события по годам. Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр - более благозвучный стихотворный размер у греков. Ливий Андроник и Гней Невий писали свои произведения архаическим сатурническим стихом.

Крупнейшим римским писателем конца III - начала II в. до н.э. был Тит Макций Плавт (254 - 184 гг. до н.э.), актер по профессии. Он составил 130 комедий, из которых до нас дошло всего 20. Он работал только в комедийном жанре. Сюжеты комедий были самые разнообразные - сцены из семейной жизни, из жизни воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были рабы, - хитрые, находчивые, ловкие и жадные. По сюжету и характеру комедии Плавта являются подражательными. Его герои носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Комедия была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается в греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность. В его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром бал жанр так называемой сатуры. Это смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Как литературный жанр сатура получила в глубокую разработку в творчестве Гая Луцилия (180 - 102 гг. до н.э.). Он написал 30 книг сатур, где обличал пороки современного ему общества: корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность. Сюжеты для сатур Луцилия давала реальная жизнь. Эти сюжеты положили начало реалистическому направлению в римской литературе.

Римская поэзия I в. до н.э. поднялась на новую, более высокую ступень. В это время жили многоие поэты, но среди них более выдающиеся - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н.э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н.э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Эта философская поэма излагает учение эллинистического философа Эпикура о природе богов, о происхождении земли, неба, моря, о развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция. В поэме латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, благодаря искусству Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.

Катулл - крупнейший поэт конца Республики, мастер лирической поэзии. Писал мелкие стихотворения, где он описывал чувства человека: любовь и ревность, дружбу, любовь к природе и т.д. Ряд стихотворений направлен против диктаторских намерений Цезаря, его алчных клевретов. На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, личным переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место. Его поэзию высоко оценивал А.С. Пушкин.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась проза. До II в.до н.э. сочинения в прозе были редким явлением и представляли собой краткие записи исторических событий и норм права. Ранняя римская проза, как и поэзия была подражательной.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Марка Порция Катона Старшего (II в. до н.э.) «О сельском хозяйстве». Катон издал около 150 своих речей, написал римскую историю, сочинение по медицине, ораторскому искусству.

Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили и творили в I в. до н.э. Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) - уникальный писатель, написал около 74 сочинений в 620 книгах. Главное произведение Варрона - «Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге. Сочинения - «О латинском языке», «О латинской речи», «О грамматике», «О комедиях Плавта». Также он писал трактат «О сельском хозяйстве», где вопросы земледелия изложены в изящной литературной форме. «Менипповы сатуры» в 150 книгах - веселое и остроумное поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитии римской литературы были столь велики, что ему, единственному из римских писателей, еще при жизни поставили памятник.

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) - писал в разных прозаических жанрах: философские произведения («О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.), юридические сочинения («О государстве», «Об обязанностях»), речи («против Верреса», «против Катилины», «Филиппики против Антония»), по теории ораторского искусства («Об ораторе», «Брут»), многочисленные письма.

Крупным римским писателем был Юлий Цезарь (100 - 44 гг. до н.э.), автор «Записок о галльской войне» и «записок о гражданской войне». Выступая в роли писателя, Цезарь преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и часто вероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание гражданской войны на своих противников.

В «Золотой век Августа» (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская литература достигла своего высшего расцвета: были созданы шедевры всемирной литературы, обогатившие ее сокровищницу. Этот расцвет связан с творчеством таких поэтов, как Вергилий, Гораций и Овидий.

Публий Вергилий Марон (70 19 гг. до н.э.), ему принадлежат три главных произведения, прославивших его имя, - «Буколики» (42 - 39 гг.до н.э.), поэма о земледелии «Георгики» (37 -30 гг. до н.э.) и историко-мифологическая поэма «Энеида» (29 - 19 гг.до н.э.).

Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э.), способствовал формированию имперской этики, морали верноподданного нового режима, больше чем кто-либо из других поэтов. Был одним из любимых поэтов Августа. Написал несколько известных произведений: небольшой сборник стихотворений сатирического характера, эподов и сатир, четыре книги «Од», или «Песен», лирического характера, две книги «Посланий», или «Писем». По заказу Августа, Гораций написал величественный гимн римскому государству «Песнь столетия». Горацию принадлежит поэтический манифест пророческой миссии поэта - знаменитый «Памятник». Впоследствии по мотивам «Памятника» Горация в русской поэзии создали аналогичные «памятники» великие русские поэты Державин и Пушкин.

Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. - 18 г. н.э.), основной темой творчества была любовь, как одно из важнейших проявлений человеческих взаимоотношений. Написаны два поэтических сборника - «Элегии», или «Песни любви», и «Героиды» (письма известных из мифологии героинь своим возлюбленным). Скандально знаменитый трактат - «Искусство любви», послужил основной причиной ссылки поэта. Во второй период своего творчества Овидий написал две большие историко-мифологические поэмы «Метаморфозы» и «Фасты». Ко времени ссылки относятся произведения - «Письма с Понта» и «Тристии», «Скорбные элегии».

Из произведений прозаической литературы достойное место занимает грандиозный исторический труд Тита Ливия (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) «От основания Рима» в 142 книгах.

Римскую литературу невозможно представить без Плутарха (ок. 46 г. - ок. 126 г.) ему принадлежит 227 произведений, из которых сохранилось свыше 150. Литературное наследие Плутарха можно разделить на две категории: серия трактатов на моральные темы, в том числе религии, философии, политики, литературы и музыки, и биографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сотрясаемая мощными ударами варваров Римская империя шла к своей гибели. Античное искусство завершало свой путь. После смерти Константина (337 г.) в Риме резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. В 395 году Римская держава окончательно разделилась на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.

В 410 и 455 году Рим подвергся страшному разгрому - сначала от готов, а затем от вандалов. В 476 году командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула. Это событие принято считать падением Западной Римской империи.

Восточная Римская империя не погибла под ударами варваров и просуществовала еще почти тысячу лет.

С концом Западной Римской империи погибла и античная культура, которая оказала большое влияние на последующее развитие европейских народов, стала их общим достоянием, основой всей культуры новой Европы. Самые ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течении многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам.

Древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, из которой выросла современная система права, а также оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, зданий, театров, амфитеатров, цирков, дорог, акведуков и мостов, терм и базилик, триумфальных арок и колонн, храмов и портиков, портовых сооружений и военных лагерей, многоэтажных домов и роскошных вилл поражают современного человека не только своим великолепием, хорошей техникой, качеством постройки, рациональной архитектурой, но и эстетической ценностью. Во всем этом - реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее и всей современной цивилизации в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. Учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. - 940 с.

2.История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История»/ В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2001. - 383 с.

.Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и философию культуры: Учебное пособие / В.М. Пивоев. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Гаудеамус; Академический Проспект, 2008. - 564 с.

.Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2008. - 495 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Согласно античным преданиям, Рим был образован в середине 8 века до н. э. Культура которая считалась одной из самых влиятельных в период античности, оказала огромное влияние на европейскую цивилизацию. И это несмотря на то, что живопись и скульптура Древнего Рима основаны на греческих мотивах, а театр и музыка неразрывно связаны с этрусскими древними традициями.

Характеристика древнеримского искусства

В отличие от других античных стран, римляне не присваивали искусству воспитательных или нравственных задач. Напротив, изобразительное искусство Древнего Рима несло больше утилитарный характер, так как считалось всего лишь способом рационально организовать жизненное пространство. Именно поэтому важное место в жизни населения этой античной страны занимала архитектура. Цивилизация Древнего Рима до сих пор напоминает о себе монументальными строениями: храмами, аренами и дворцами.

Кроме великолепных памятников архитектуры, о культуре Рима в эпоху античности можно судить и по многочисленным скульптурам, которые являлись портретами тех, кто жил в то время. Жизнь в Древнем Риме была всегда подчинена строгим правилам, и в некоторые периоды скульптурные портреты создавались исключительно для того, чтобы увековечить в памяти лица правителей или знаменитых людей. Лишь спустя какое-то время римские скульпторы стали наделять свои статуи характерами или особенными чертами. Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов.

Стоит заметить, что особенности заключаются практически в полном отсутствии таких явлений, как театр - в привычном для нас понимании, а также собственная мифология. Используя созданные греками образы для многих великолепных римляне или искажали события в угоду своим властям, или вовсе не придавали им большого значения. Происходило это прежде всего потому, что изобразительное искусство Древнего Рима развивалось под влиянием господствующей идеологии, которой были чужды отвлечённо-философские начала и художественный вымысел.

Отличительные черты искусства Древнего Рима

Несмотря на доказанное существование Рима как отдельной цивилизации, историки долгое время не могли отделить древнегреческое искусство от римского. Однако благодаря тому, что многие произведения художественного и архитектурного наследия Древнего Рима были сохранены до наших дней, удалось определить основные черты, присущие исключительно древнеримским произведениям. Итак, какие достижения и изобретения Древнего Рима в области изобразительного искусства характеризуют его как самостоятельное явление?

  1. Архитектурным достижением римлян стало сочетание в постройках пространственного восприятия и художественных форм. Римские зодчие предпочитали возводить отдельные здания и ансамбли в естественных низинах, а если таковых не было, обносили сооружения небольшими стенами.
  2. В противовес греческим пластичным образам римское искусство ставило аллегорию, символику и иллюзорность пространства. Эти изобретения Древнего Рима в отношении скульптурного и художественного изображения позволяли наделять характером не только скульптурные портреты, но и мозаичные или фресочные изображения.
  3. Древнеримские художники развили зародившуюся в Греции станковую живопись, которая на своей исторической родине практически не была распространена.

Несмотря на обилие тонких и едва заметных глазу обывателя особенностей, существует фактор, который позволяет даже неспециалисту определить принадлежность скульптурного или архитектурного объекта к древнеримской культуре. Это его размер. Цивилизация Древнего Рима известна всему миру своими грандиозными зданиями и скульптурами. Их величина в несколько раз превышает аналоги из Древней Греции и других стран.

Периодизация

Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Обусловлено такое явление тем, что социально-экономические и идеологические факторы играли основополагающую роль в изменении стилистически-художественных форм.

Этапами эволюции искусства в Риме принято считать период римского царства (7-5 века до н. э.), республиканский (5-1 века до н. э.) и период Римской империи (1-2 века н. э.). Настоящий расцвет всех видов искусств, в том числе скульптуры, театра, музыки и художественного и прикладного творчества, наступил в конце 1 века до н. э. и продолжался вплоть до

Искусство царского периода

Становление древнеримского искусства берёт своё начало в 8 веке до н. э., когда основными мотивами в зодчестве становятся этрусские способы планировки строений, каменной кладки и использования строительных материалов. Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Лишь к середине 7 века до н. э., когда римляне колонизировали Грецию, они познакомились с художественными приёмами греков. Стоит заметить, что древнеримские художники уже тогда стремились создавать свои произведения максимально приближенными к оригиналам. Историки связывают это с традицией изготавливать посмертные восковые маски, которые в точности повторяли черты лица человека. Боги Древнего Рима, статуи которых были выполнены в период римского царства, изображались так же, как обычные люди.

Искусство республиканского периода

Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница). В городах распространяется жилая застройка из многоэтажных домов, в то время как обеспеченные слои населения строят загородные террасные дома, украшенные фресками и скульптурными композициями. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты.

Изобразительное искусство основывалось на портретной скульптуре: официальной и частной. Первая служила цели увековечить государственных деятелей, а вторая существовала благодаря заказам на изготовление статуй и бюстов для домов и гробниц. Общественные здания украшались барельефами с изображением исторических сцен или картин повседневной жизни государства. В храмах же чаще всего можно было увидеть картины (в том числе мозаики и фрески), на которых были изображены боги Древнего Рима.

Римская империя: конечный период развития искусства

Период считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. При изготовлении скульптурных портретов меньше внимания уделяется индивидуальным чертам, которые порой выглядят несколько схематично. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д.). Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом.

В отличие от предыдущего периода, становится более сложной из-за внедрения пейзажных и архитектурных фонов. Краски, используемые для фресок, более яркие, а сочетания цветов - более контрастные. Помимо цветной мозаики, широко распространяется чёрно-белая.

Самые известные скульптурные портреты

Римские портреты государственных деятелей, богов и героев представлены бюстами или полноразмерными статуями. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута. В нем чувствуется большое влияние греческого искусства, однако типичные для римлян черты лица и небольшая асимметрия позволяют ещё раз убедиться в том, что древнеримские скульпторы уже тогда, в 3 веке до н. э., придавали своим произведениям максимум реалистичности. Несмотря на отсутствие современных технологий обработки металлов мелкие детали бюста прекрасно выполнены. Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос.

Наиболее реалистичным всё же принято считать скульптурный портрет Веспасиана, римского императора. Мастер не только в мельчайших деталях передал его образ, но и наделил бюст характерными чертами. Особое внимание привлекают глаза: глубоко посаженные и небольшие они излучают природную хитрость и остроумие императора. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Не менее выразительным получился у скульпторов и бюст ростовщика Луция Цецилия Юкунда, жадные глаза и засаленные волосы которого изображены с поразительной точностью.

Великие памятники архитектуры древнеримской эпохи

На сегодняшний день полностью не сохранилось ни одно из зданий, построенных в эпоху Древнего Рима. Самым известным и знаменитым из них считается Колизей - арена, на которой проходили бои гладиаторов и выступления государственных деятелей разного уровня, в том числе и императоров. Не менее яркой историей обладает и храм Сатурна, который неоднократно разрушался и отстраивался вновь. Его в отличие от Колизея увидеть нельзя, так как от великолепного строения осталось лишь несколько колонн. Зато удалось сохранить знаменитый Пантеон, или храм всех богов, который представляет собой достаточно большое здание, увенчанное куполом.

Поэты Древнего Рима и их произведения

Несмотря на позаимствованную у греков мифологию, древние римляне также имели и свои таланты в сфере сложения стихов, песен и басен. Самые известные поэты Рима - Вергилий и Гораций. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Несмотря на менее выразительную поэтическую и художественную составляющую, эта поэма до сих пор считается эталоном исконного латинского языка. Гораций же, напротив, великолепно владел художественным словом, благодаря чему стал придворным поэтом, а строки из его стихов и песен до сих пор появляются в произведениях многих писателей.

Театральное искусство

Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Лишь иногда древнеримские ценители искусства могли насладиться игрой актёров в сопровождении большого хора. Нередко зрителям демонстрировались цирковые номера, театральная пантомима и сольные или групповые танцы. Отличительной особенностью древнеримского театрального представления являлась многочисленность труппы. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров.

Стоит заметить, что костюмам и гриму тогда не уделяли особого внимания. Лишь иногда, играя роль императора или значимого в государстве человека, актёры одевались в более пышные одежды красного цвета. Репертуар состоял в основном из произведений римских поэтов: Горация, Вергилия и Овидия. Нередко неспешные повествования и песнопения в театрах сменяли кровавые бои гладиаторов, на которые зрители шли с не меньшим удовольствием.

Музыка и музыкальные инструменты

Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. При проведении массовых мероприятий и представлений наибольшей популярностью пользовались музыкальные инструменты, способные производить очень громкий звук: трубы, рога и тому подобное. Однако чаще всего во время исполнения предпочитали литавры, арфы, кифары. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров. Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Особой популярностью и любовью римского народа в ту эпоху пользовались певцы и кифареды Апеллес, Терпний, Диодор, Анаксенор, Тигеллий и Месомед. Музыка Древнего Рима жива до сих пор, так как сохранены не только основные мотивы, но и музыкальные инструменты.

Влияние древнеримского искусства на современность

О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде. Конечно, характеристика Древнего Рима, а точнее сказать той его области, которая относится к искусству, до сих пор не представлена в полном объёме. Тем не менее уже сейчас можно утверждать то, что архитектура, скульптура и изобразительное искусство древнеримской эпохи напрямую повлияли на культурную составляющую практически всех европейских государств. Особенно это заметно в архитектуре, когда гармония и величественность зданий заключена в чёткую симметричную форму.

Античная культура Рима, существовавшая в период с 8 в. до н.э. и до распада Священной Римской Империи в 476 год н.э., подарила миру свое собственное видение системы идеалов и ценностей. Для этой цивилизации были первостепенными любовь к Родине, достоинство и честь, почитание богов и вера в свою уникальность. В данной статье представлены основные аспекты , способные описать такое уникальное явление, как культура Древнего Рима, кратко.

Вконтакте

Античная римская культура

Согласно хронологическим данным, история культуры Древнего Рима может быть разделена на три основные периода:

  • царский (8–6 вв. до н.э.);
  • республиканский (6–1 вв. до н.э.);
  • имперский (1 в. до н.э. – 5 в.н.э.).

Царский период Древнего Рима считается наиболее примитивным в плане римской культуры. Однако на тот момент римляне уже имели собственный алфавит . В конце 6 века стали появляться первые античные школы, в которых дети обучались 4–5 лет латинскому и греческому языкам, письменности и арифметике.

Внимание! За тот короткий период античной истории, длившийся с 753 по 509 гг. до н.э., на римский престол успели взойти семь царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Луций Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Луций Тарквиний Гордый.

Республиканский период характеризуется проникновением в жизнь Древнего Рима античной греческой культуры. В это время начинают развиваться философия и право .

Наиболее ярким римским философом того времени стал Лукреций (98–55 гг.), который в своем труде «О природе вещей» призывал людей перестать бояться суеверий и божьей кары.

Он давал вполне логическое объяснение появлению человека и вселенной. Новшеством в системе римского права стало введение понятие «юридическое лицо», благодаря чему укрепляются позиции частных собственников.

В имперский период развития античной культуры происходит отказ от всего греческого. Развивается римская уникальность. Это прекрасно видно в культуре и архитектуре того времени: Колизей и Пантеон. Впервые предпринимаются попытки изучения деятельности и головного мозга. Опыты проводил известный в античные времена врач Гален. Создаются школы для подготовки лекарей . В религии также произошли изменения. В качестве божества теперь признавался римский император, который после смерти возносился на небо.

Древнеримское наследие

Многие достижения Древнего Рима в сфере цивилизации и культуры, созданные в античный период, и сейчас пользуются популярностью во всем мире:

  • Водопровод. Акведуки использовались еще в Вавилоне, однако в Древнем Риме они стали применяться не только для орошения, но и для бытовых нужд. Водопроводы были проведены и к промышленникам: местам, где добывались ресурсы и ремесленным кварталам. Сохранившиеся акведуки, возведенные в период античности, на территории современной Европы можно найти в Германии, Франции и Италии.
  • Канализация. Она стала необходимым элементом крупных римских городов. Дренажные системы использовались как для отвода воды во время дождя, так и нечистот различного характера. Античные клоаки используются и сейчас, правда, только для удаления воды после ливня.
  • Гражданство. Основное наследие Древнего Рима. Именно римляне установили порядки получения гражданства. Законными жителями Империи считались все вольные люди, вне зависимости от того, где они были рождены и на какой территории государства проживают.
  • Республика. Республиканская форма правления, созданная в Риме в античный период, положила начало созданию современного типа власти . Именно римляне начали разделять бразды правления, так как, по их мнению, концентрация ее в руках одного правителя может стать губительной для всех граждан. У римлян длительный промежуток времени получалось сохранять согласие между слоями общества благодаря делегированию. Однако, по иронии судьбы, именно республиканская форма правления и похоронила Римское государство.
  • Памятники культуры Древнего Рима. В это богатейшее наследие входят римские здания, скульптуры, литературные произведения, философские труды.

Искусство

Художественная культура Древнего Рима очень походила на греческую того же периода. Но в этом есть и свои плюсы. Благодаря римлянам удалось сохранить многие произведения античной живописи, которые были скопированы у греческих художников.

Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.

Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция .

Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.

Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.

В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.

Архитектура Древнего Рима

Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.

Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек .

Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику. Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.

Триумфальная арка Тита . Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.

Культурные традиции

Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии .

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Специфика

Несмотря на то, что Древний Рим во многом подражал Греции, он обладал характерными отличительными особенностями в культуре. Если греки оккупировали территории путем распространения своих товаров, то Рим вел военные действия , полностью лишая завоеванную территорию самостоятельности.

Раз в пять лет проводился опрос населения – ценз. Активность населения ценилась как в военное время, так и в мирное.

Национальной одеждой в Риме считалась тога. Именно поэтому римлян называли «тогатус». Вечным спутником Древнего Рима была армия, которая стояла за пределами государства. Особенности культуры Древнего Рима позволили ей стать базой для последующего расцвета Европы.

Музыкальная культура

Музыкальная культура древнего античного периода ничем не отличалась от художественной в том плане, что она также полностью копировала греческую.

Из Греции приглашались, певцы, музыканты, танцоры. Было популярным исполнение од Горация, поэм Овидия, сопровождаемое музыкой кифары и тибии.

Однако позже в Древнем Риме музыкальные представления утратили свой первозданный вид и приобрели исключительно зрелищный характер. Исполнения музыкантов сопровождались театральными представлениями. Даже гладиаторские бои сопровождались звуками труб и рогов.

Во времена античного периода большой популярностью пользовались преподаватели музыки . До наших дней сохранилось письмо поэта Марциала к своему другу, в котором он говорит, что если станет учителем музыки, то карьера ему обеспечена.

Новым течением искусства стала пантомима. Она исполнялась танцором-солистом под звуки хора и большого числа музыкальных инструментов.

Последний император Рима Домициан в конце 1 в. н.э. устроил «капитолийское состязание» между солистами, поэтами и музыкантов. Победители были увенчаны лавровыми венками.

Вклад Древнего Рима в мировую культуру

Вклад Древнего Рима в развитие современной европейской цивилизации неоспорим. Римляне в античный период создали латинский алфавит, на котором писала вся средневековая Европа. В Риме была создана система гражданского права , определены гражданские ценности: патриотизм, вера в собственную идентичность и величие. Там же исторически сложилось христианство, сильно повлиявшее на последующие этапы развития человечества. Римлянами был введен в обиход бетон. Они научили мир строить мосты и водопроводы.

Скульптура и искусство, как часть культуры Древнего Рима

Культура и история Древнего Рима кратко

Вывод

Величайшие люди истории восхваляли античный Рим и его культуру в своих цитатах. Так, Наполеон говорил: «История Рима – история всего мира». Очевидно, что если бы Римская империя смогла противостоять натиску «варварских» племен в 476 году, то Ренессанс явился бы миру гораздо раньше. Вклад Древнего Рима в мировую культуру настолько велик, что изучать его предстоит еще долго.

Древнеримская культура - совокупность достижений в облас-ти духовной и материальной культуры Римской республики (V-I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). По-нятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, а в широком - к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.

Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культур-ные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древ-него Востока. Римская культура стала питательной почвой куль-туры романо-германских народов Европы. Она дала миру клас-сические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных пе-риода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.); республиканский

(510/509 гг. - 30/27 гг. до н.э.); период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Если для греков в духовной жизни главная ценность - чело-век - гражданин, человек - мера всех вещей, то для римлян - это гражданин - патриот, а сам народ имел особое, богом из-бранное предназначение. Гражданин должен обладать муже-ством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время, быть умерен-ным в образе жизни.

В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозрен-ным в «рабских пороках» (таких, как ложь и лесть) или «рабских занятиях», включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, осо-бенно знатного, признавались только политика, война, разработ-ка права.

Науки были приспособлены к практической, политико-право-вой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упре-кал греков за их увлечение умозрительными науками, в частно-сти математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки «надобностями де-нежных расчетов и земельных межеваний».

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, ко-нечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I-II вв. географическим знаниям и истории. Особенно ценный вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) и Клавдий Птолемей (после 83 г.- после 161 г.), историки Тацит (ок. 58 г. - ок. 117 г.), Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) и Аппиан (? - 70-е гг. II в.). К этому времени относится деятельность греческого политического деятеля, писателя и фи-лософа Луция Сенеки (ок. 4 до н.э.- 65 н.э.), автора «Писем к Луцилию», трагедий «Эдип» и «Медея», а также писателя и истори-ка Плутарха (ок. 45 - ок. 127), многочисленные сочинения ко-торого объединены под условным названием «Моралии».

Ключом к пониманию римского искусства служат слова рим-ского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «нельзя сравнивать их каменные громады с бес-полезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя госу-дарства реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам - покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.

Невозможно отрицать цивилизационную миссию Рима. Рим-ляне были не только народом солдат, но и строителей и устрои-телей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима к диким дотоле народам Западной Европы приходил поря-док акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римс-кого права.

В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий (70-19 г.г. до н.э.), ав-тор эпической поэмы «Энеида». Совершенной формой стиха об-ладали Гораций Флакк (65-8 г.г. до н.э.), Овидий Назон (43 г. до н.э.- 18 г. н.э.). Эпоха империи стала поистине золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал (ок. 60 г. -
ок. 127 г.), написавший 16 сатир, писатель Апулей (ок. 124 г. - ?), автор своеобразного фантастического романа «Мета-морфозы, или Золотой осел», не потерявшего интереса и у на-ших современников.

Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римское право. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отноше-ния, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили пра-во на частное, то есть относящееся к «пользе отдельных лиц», и на публичное, относящееся к «состоянию Римского государства».

В непосредственной связи с особенностями политической жиз-ни развивалось ораторское искусство. Владение им считалось важ-ным и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноре-чие достигло своего апогея в лице Цицерона. Интересны мысли Цицерона о культуре. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Под-линная культура заключена для знаменитого оратора в особом строении жизни, где духовное состояние человека и общие инте-ресы государства находятся в противоречивом, но неразрывном единстве. Ради высшей цели, процветания республики, граждане и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граж-дан, - не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республи-ке то, что она - государство культуры.

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре со-здали европейскую цивилизацию, европейца как культурный фено-мен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и прак-тики, гармонии и пользы - вот то драгоценное наследие антич-ности, которое, чем дальше, тем больше привлекает к себе восхищенные взоры.

Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

основы современных наук, хотя их отдельные элементы нача-ли формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль совре-менного западного искусства и архитектуры по сравнению с от-нюдь не похожими на них восточными образцами; основные нор-мы государственности и права, до сих пор составляющие теоре-тический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию - христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.