Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Филимоновская роспись: история возникновения филимоновской росписи, специфика материалов и выбор глины, тематика изображений (животные, сюжетные сценки, свистульки). История возникновения и развития филимоновского промысла

Филимоновская роспись: история возникновения филимоновской росписи, специфика материалов и выбор глины, тематика изображений (животные, сюжетные сценки, свистульки). История возникновения и развития филимоновского промысла

Филимоновская игрушка - д.Филимонова, г.Одоев Одоевского района Тульской области.

Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины со­здают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше под­ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины при дали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает - так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.

У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни - высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор - повойник.

Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) - высокие, длинноногие, в характерных костюмах - мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.

В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета - малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу - свой цвет. Из-за того что роспись велась пером (вернее, верхней его час­тью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг - это солнце, треугольник - земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

Попробуйте пополнить коллекцию глиняных кукол барыней из Филимонова. Если не удается купить настоящую, попытайтесь сделать сами, глядя на рисунки и фотографии.

Тульская игрушка

Если их расставить на столе, то получится целая городская сценка. Одежда кукол напоминает городские платья середины XIX в. - с рядом оборок, лент, бантов, кружев. Зонтик крепился на металлический штырек, вделанный в тело фигурки. Размеры фигур достигают 28 см.

Роспись соответствовала характеру одежды и велась по побеленной игрушке тонким слоем, чтобы фон «светился» через красочный слой. Применялись нежные пастельные цвета - розовые, серые, зеленоватые, голубоватые, сиреневые.

В отличие от филимоновских игрушек (они все являются свистульками), тульские игрушки свистка не имели, за исключением игрушки «всадник». Эта скульптурная статуэтка больше предназначалась для украшения, нежели для игры, являлась единственной изысканной среди остальных глиняных игрушек, рассчитанная на любование и рассматривание.

Мастер-класс "Филимоновская игрушка"

Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям, детям старших и средних групп.
Назначение: использование для наглядного пособия и для художественного развития детей.

Цель: изготовление игрушки из глины.
Задачи:
– Научить работать с глиной, лепить из глины игрушки;
– Учить составлять простой узор по образцу, умению детей ориентироваться на плоскости;
– Формировать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки;
– Формировать интерес детей к декоративно – прикладному искусству;
– Развивать мелкую моторику рук, образное мышление;
– Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
Материал:
- Глина (кембрийская);
- Индивидуальные доски для лепки;
- Баночки с водой;
- Стека;
- Салфетки бумажные;
- Грунт (акриловый-художественный);
- Кисти для рисования №1, №3;
- Гуашь(зеленого, желтого, красного цветов);
- Ватные палочки;
- Лак для волос.

С давних времен известна тульская деревня Филимоново. Далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Лепят из неё разные фигурки: петушков, курочек, уточек, барышень, коней, козликов, солдат … Все эти игрушки забавные, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи от удивления вытянули. У барышень свистульки спрятаны в кувшин, у птиц под хвосты или крылья, у животных под лапы. В давние времена всей семьей всю зиму изготавливали игрушки, а весной выходили с ними на праздник «Свистуньи».
Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. А когда игрушки остынут, их расписывают. Украшают игрушки чаще всего цветными полосками, елочками, пятнышками, простыми ягодками, волнистыми линиями. Используют цвета: красный, зеленый, белый, желтый, иногда розовый. Филимоновские узоры означают разное, например: замкнутые полосы – доброе начало; треугольник или полуовал с полосками – солнце; в середине полоса, а по бокам полоски вверх или вниз – дерево.
Есть под Тулой деревенька –
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно.
Детям дошкольного возраста трудно слепить игрушку-свистульку, чтоб она внутри была полая, поэтому я для своих детей упростила филимоновскую игрушку. Сегодня я хочу познакомить вас как лепить из глины уточку и петушка.


Для работы потребуется.

Ход работы:


Чтобы глина была мягкая, на три дня заверните её в мокрую хлопчатобумажную ткань. Для изготовления петушка отрезаем стекой два куска глины: один толщиной примерно 2 см, другой – 1 см.


Катаем два шарика.


Пока работаем с большим шаром, маленький шар положим в мокрую тряпку, чтобы глина не сохла. Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.


Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была немного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв – это голова и клюв.


Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста должна быть 0,5 см.


Делаем гребень и бороду: из глины скатаем два шарика, для гребня немного больше.
Лепим бороду: шар – колбаска – конус.
Лепим гребень: шар – колбаска – плоский овал (толщина 0,3 см) – овал обрезаем: внизу дугой, наверху вырезаем угол.


Для скрепления деталей глину надо смачивать водой. Окунув палец в воду, затем коснитесь им до салфетки (чтобы не было много воды) и только потом до глины.
Так как детали мелкие, мне удобней прикреплять их стекой.


Отложим туловище петуха. Делаем из меньшего шара (который у нас лежит в ткани) ноги–подставку: катаем короткую толстую колбаску, затем конус. Вставляем в середину широкой части конуса палочку (можно кисть обратной стороной), катаем, помогая руками до тех пор, чтобы конус стал полым внутри, толщина стенок 0,5 см. Можно сделать подставку другим способом.


Вот что должно получиться.


Катаем из глины шнурок.


Смачиваем водой верхнюю часть подставки, ставим туловище петуха, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.


Выравниваем место шва влажным пальцем.


Лепить курочку, также как и петуха, только хвост не надо приплющивать.


Слепим для петушка другую подружку – уточку.
Отрезаем стекой кусок глины толщиной примерно 1,5 см. Катаем шар, затем толстую колбаску, один конец колбаски в диаметре меньше другого.


Согнем колбаску, чтобы получилась дуга. Со стороны толстой части колбаски формируем хвост. Со стороны тонкой части – немного вытягиваем предполагаемую шею.


Заостряем шею, сгибаем, формируем клюв.

Игрушки из кембрийской глины не обязательно сушить в муфельной печи, поэтому при комнатной температуре игрушки высохнут за 3 дня.


Покрываем игрушки акриловым грунтом, сушим не менее двух часов.


Наносим гуашь разного цвета, чтобы разделить части тела.


Прорисовываем детали на голове и наносим полосы для будущей росписи.



Расписываем полосками разного цвета.


Рисуем снежинки и ватными палочками круги.


Рисуем зигзаги и волнистые линии.


Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки, закрепляет рисунок.

Петя, Петя, Петушок -
Золоченый гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый – дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;
  • потом их обводят красным;
  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.

Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.



Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который – наша задача.

Игрушка – одно из красочных проявлений народной, массовой культуры, ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Игрушку можно смело назвать фольклорным элементом. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен, такие изделия из глины встречаются во многих странах.

Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. Для русских игрушек характерны сюжеты с изображениями женской фигуры, домашних животных, птиц, всадника и т.д. Такие керамические изделия лепили в основном женщины и дети. Сначала игрушка была предметом культа, затем ее стали делать на забаву, на радость, для ярмарок и праздников.

Лепка игрушки была и своеобразным семейным отдыхом. Игрушки лепили с песнями, шутками и прибаутками. Поэтому игрушки получались такими добрыми и яркими, забавными и красивыми. У керамистов-игрушечников издавна существует правило – не лепить злую игрушку и игрушку с «грустным лицом».

В России наивысшего расцвета производство глиняной игрушки достигло в 18-19-ом вв., когда игрушка стала доступна не только для богатых, но и для простых людей.

Часто символы и орнаменты игрушки или росписи могут без единой буквы рассказать нам много интересного, гораздо больше, чем даже письменные книги. Как же нам не беречь и не хранить эти уникальные произведения искусства?

Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом.

Николай Васильевич Денисов

Творчество

Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.

С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.

Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.

Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново

В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.

При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.

Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анастасов монастырь деревня Филимоново».

Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.

О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

История создания филимоновской игрушки

Филимоновской игрушке более 700 лет.

Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.

Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.

Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.

Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

Владимир Лазарев

О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Но почему она занималась именно игрушкой, потому что она хотела детей позабавить, я так предполагаю, а потом лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.

Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка, потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что начиная с 7 лет уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

Особенность филимоновской игрушки

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.


Филимоновская игрушка – свистулька «Олень с гармошкой». Яркая и очень самобытная филимоновская игрушка всегда отличалась от других русских игрушечных промыслов. Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Роспись филимоновской игрушки

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Символы


Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.

Есть предположение, что в самой композиции филимоновской игрушки, принципах создания «записаны» представления древних славян о мироздании. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, якобы символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица.

В истории человечества искусство создания глиняных фигурок с цветной росписью известно с глубокой древности. Изначально такие фигурки представляли собой воплощение языческих божеств - плодородия (женская фигура), богатства (рогатые животные), солнца (конь, всадник, петух, олень), воды «земной и небесной» (уточки), а также магических покровителей - леса (медведь) или домашнего очага (конь). Цвета росписи тоже имели магическо-символическое значение: красный - солнца, зеленый - жизни, белый - гармонии, синий - небесный. Через столетия древние культовые фигурки трансформировались в бытовые предметы - обереги, игрушки - и стали предметами домашнего ремесла.



Филимоновская игрушка – свистулька «Медведь с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.



Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.



Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.



Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.


Филимоновская игрушка – свистулька «Барыня с коромыслом». Барыня также является самой узнаваемой фигурой филимоновского промысла. Плавные линии фигуры, выразительное лицо, яркие цвета. Кружочки на юбке являются символом солнца.

Работы народных мастеров

Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом» соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения». Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г. Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Одна из мастериц, Елена Кехаида, с любовью рассказывает о филимоновской игрушке

Е.И.: Она такая ярмарочная, добрая игрушка. Многие игрушки пропали с лица земли. Ведь в древности возле каждого глиняного промысла была игрушка. Производство посуды, а возле него глиняная игрушка. А наша игрушка осталась. Она передавалась из руки в руки. Секреты изготовления филимоновской игрушки передавались от бабушек к внучкам, от внучек к правнучкам. Филимоновской игрушке повезло тем, что её изготовление почти не прерывалось. Времена были разные. Но не лепили её только два года, когда была немецкая оккупация Филимоново.

В 70-е, 80-е годы она перебралась в Одоев. Во времена Хрущева были тяжелые времна для игрушки, был запрет на её изготовление.

Инспектора по ночам специально приезжали к мастерам, искали игрушки и конфисковывали.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.

В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомками филимоновских мастериц: Еленой Башкировой и Константином Кехаиди, Александрой Стуковой и Ириной Левитиной, Аллой Гончаровой, Владимиром Першиным и Еленой Орловой под руководством художника и искусствоведа Н.В. Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве - поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. «А дело-то это не столь грязное, сколь доброе, светлое и чистое, - говорит Елена Кехаида. - Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно. Чтоб молодёжь-то нынешняя поменьше нехороших отвлечений имела от дел важных, да кто, может, и игрушку филимоновскую сам смастерит. Душа-то от этой работы чище становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает».

Принцип лепки 700 летней давности. Она лепится определенным образом. Определенные пальцы делают определенную работу, игрушка строится определенной схемой. Лепка осуществляется снизу вверх. Как бы перегоняя глину из тех частичек, которые идут вверх лепится то шейка, то хвостик, то свисточек, то лапка. И всё это так отлажено, лаконично все продумано, что идеальнее не бывает. Это всё веками заточено, отточено. Оттого игрушка лепится именно характерным образом. Это очень великая и удивительная вещь в генетике этого промысла. Передается и для чего-то сохраняется. Мне кажется игрушка нужна и если бы она была плоха, несла бы языческую, какую-то темную сторону, Господь её давно убрал. Потому что ни к чему такая игрушка. А эта игрушка радостная.

Николай Васильевич Денисов

Филимоновская игрушка

Я переехал засеки границу.
Знакомую тропинку нахожу.
Иду к своим любимым мастерицам,
Как в терема, я в их дома вхожу.

Смотрю, как виртуозны, чутки руки,
И в сердце много воли, теплоты.
Они, как тайна, для большой науки,
Игрушки древней в ней живут черты.

Передо мною образы и краски.
А в глине отсвет замыслов труда.
Живут в селе, как мудрецы из сказки,
Волшебных дел России мастера.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку всего несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла.

Школа искусств

В Одоеве работает школа искусств, в которой два класса филимоновской игрушки и керамики ведут народные художники России - супруги Кехаиди. Они уже обучили мастерству лепки около трех сотен ребят.

Фестиваль «Поляна»

С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Проводится мастер-классы, идет обмен мнениями, идеями. «Поляна» по популярности, пожалуй, уже не уступит проводимым в соседнем Арсеньевском районе праздникам «Песни родины Даргомыжского» или «Тургеневскому лету», что проходит в Чернском районе.

Заслуга энтузиаста К. Н. Кехаиди и его добровольных помощников: в первую очередь, жены и соратника Е. И. Кехаиди, а также специалиста комитета культуры Л. Н. Селиверстовой, преподавателей школы искусств С. Е. Ждановой, С. А. Любчиковой - идея проведения фестиваля

На семь дней в палаточный лагерь съезжаются глиняных дел мастера и подмастерья из столицы, Московской, Тульской, Калужской, Рязанской областей. Проводится фестиваль народного творчества уже более десяти лет.

Константин Николаевич Кехаиди стал инициатором проведения традиционных фестивалей под оригинальным названием «Поляна», которые проходят под деревней Филимоново, на берегу реки Упы.

Как говорит К. Н. Кехаиди, вся затея держится на чистом энтузиазме. Людей материально нечем, к сожалению, заинтересовать. Спасибо районной администрации, что выделяет средства на проведение лагеря, были сделаны необходимые хозяйственные приобретения. Но этого недостаточно. Гости делают небольшие взносы, а о проживании и питании должны позаботиться сами.

Удивительно, но этот уникальный фестиваль уже несколько лет живет сам по себе, только благодаря самим мастерам-энтузиастам.

Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.

Музей «Филимоновская игрушка»

Музей «Филимоновская игрушка» - единственный специализированный музей, посвященный одноименной игрушке.

Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А.Г. Зайцевой, А.Г. Карповой, А.И. Дербенёвой, Е.И. Лукьяновой и Е.К. Евдокимовой, а также современных мастеров - В.Н. Масленниковой, Е.А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И.Д. Бежиной, Е.М. Палевской.

В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Ну и конечно в музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Филимоновская игрушка и другие виды искусств

Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, например: Денисова Римма Васильевна о филимоновской игрушке (стихи)

Как сказку недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.

Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.

Пусть символичен будет образ мишки,
И ум и сила, мудрость простоты
Игрушки также святы, что и книжки
Несут в себе познанье красоты.

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Интерес к филимоновской игрушке подтверждает и проводимый каждый год фестиваль «Поляна».

Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».

Эта красочная тетрадь предназначена для ознакомления ребенка с разноцветными орнаментами и историей красочных филимоновских свистулек. Дети получат новые знания по основам народного творчества своей страны. Эти очень веселые, смешные игрушки традиционно изготавливаются из глины. Как правило, на Руси их изготовлением занимались дети, в основном девочки с 7-8 лет.
Для работы вам понадобятся гуашевые краски, кисти и вода. Занятия очень удобно распределены - сначала идут самые простые, в конце самые сложные. Они хорошо развивают творческие способности вашего ребенка.
В процессе изучения дети освоят простейшие элементы филимоновской росписи, орнаментов, научатся сами составлять узоры. Малыши смогут самостоятельно расписать барышню, узнают основные формы филимоновской игрушки и даже научатся украшать женскую и мужскую фигурку росписью.

Маленькая радуга - филимоновская игрушка

Ярче светит солнце. Небо стало глубоким и насыщенным, и по нему, словно сугробы снега, убегают на север облака. Наступает весна. В городе Одоеве открывается ярмарка. Со всех окрестных деревень и сел съезжаются на ярмарку люди: кто купить необходимые вещи, кто продать свои изделия. Чего только не встретить на ярмарке!

А в этом уголке словно радуга упала на землю - такое буйство красок, и во всю поют-заливаются птицы. Неужели прилетели с юга? Нет, это вывезли на ярмарку свои филимоновские мастерицы.

Игрушки – на любой вкус: здесь и люди - солдаты, барыни; и животные - олени, коровы, петухи и наседки; и многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка. И все со свистками! Ну как не купить такую красоту ребенку!

Что же это за чудо такое – филимоновская игрушка?

Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века, а на самом деле еще более древняя.

Мужчины в деревне Филимоново издавна изготовляли на гончарном круге посуду, а женщины, несмотря на обилие забот и хлопот, находили в долгие зимние вечера время и лепили из глины .

Все филимоновские - свистульки, лепятся они из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Любимые цвета филимоновских игрушек - малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают , как и раньше, куриным перышком.

Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. В росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись - это чередование горизонтальных полос по белому или желтому фону. В орнаменте преобладают круги, "розетки", треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Филимоновская игрушка, филимоновские свистки горят всем многоцветьем радуги. Любители называют филимоновскую игрушку "маленькой радугой" или "солнышком". Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров.

Самая популярная форма для глиняной - это птицы. Петушки, курочки, индюки - излюбленные свистульки у мастериц филимоновской . Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму.

Традиционная филимоновская игрушка всегда лепится со свистком. Это свистулька, у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька; филимоновский свисток может быть также частью образа, например, традиционные Барыньки и Солдаты имеют под мышкой птичку-свистульку. Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от "пичужки" - стека для прокалывания отверстий в свистульках. "Пичужку" каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов.

Создание современной традиционной - это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Авторская игрушка, выполненная в русской традиции - это всегда уникальность образа, созданного руками, чаще всего - в единственном экземпляре.

В 2009 году в городе Одоеве открылся музей Филимоновской , в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века и изделия из глины других промыслов.

Примеры работ:

Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок».Самая популярная форма для глиняной филимоновской - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.

Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.

Филимоновская игрушка – свистулька «Медведица с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.

Авторская игрушка, выполненная в русской традиции – это всегда прикосновение к древности, к природной жизни. Дизайн традиционной - это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Игрушка из керамики - это яркое дополнение к домашней коллекции игрушек и особенный, музыкальный подарок ручной работы.

Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.