Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самые страшные уродцы выступающие в цирке. Обезьянки, одетые как люди

Самые страшные уродцы выступающие в цирке. Обезьянки, одетые как люди

В 1932 году знаменитый американский режиссёр Тод Браунинг снял художественный фильм «Уроды». Будучи в какой-то мере трагикомедией, в какой-то - мелодрамой, фильм практически сразу после окончания съёмок был жесточайшим образом урезан цензурой (примерно на 45 минут), а затем и вовсе запрещён. В национальный реестр кинофильмов США он вошёл спустя более чем полвека, в 1994 году.

А всё дело в том, что Браунинг не побоялся снять картину на запретную к тому времени тему. Фильм о вымирающем жанре фрик-шоу, о людях, у которых не было другого пути, кроме как зарабатывать на жизнь демонстрацией собственного уродства…

Сегодня шоу уродов как такового не существует. Медицина за последнюю сотню лет шагнула вперёд, да и этика человеческих отношений претерпела серьёзные изменения. Инвалидов в большинстве своём излечивают либо обеспечивают им нормальные условия существования - и это правильно. В XIX веке отношение было совсем другое. Для огромного количества людей, которые сегодня могли бы вести полноценную жизнь, дорога была только одна - в цирк уродов.

Но у этой дороги были и положительные стороны. Многие уроды зарабатывали огромные деньги и могли обеспечить себя лучше иных здоровых людей. Например, легендарная девочка-верблюд Элла Харпер в расцвете своей карьеры (1885-1886 гг.) получала в цирке Харриса $200 в неделю! С учётом инфляции на сегодняшний день это равноценно зарплате в $25000 в месяц. Немало, правда?

Зарождение жанра

Демонстрация различных отклонений человеческого тела была популярна испокон веков. С точки зрения психологии это беспроигрышный вариант ведения дела: даже сегодня нас тянет оглянуться на проходящего мимо инвалида, и объяснить этот порыв с точки зрения логики мы не можем. Но оглядываться на прохожих - некрасиво и неудобно. А цирки уродов предоставляли легальную возможность посмотреть на аномалии, собранные в одном месте и красиво оформленные. Поэтому практически в каждом цирке, начиная с древнеримских времён, обязательно присутствовали люди с физическими недостатками - у них были свои номера наряду с силачами и акробатами.

В XVI веке Европа начала переходить к рыночной системе отношений. Передвижные цирки перестали быть сборищем скоморохов, зарабатывавших в основном милостыней и подачками. Уже в XVII веке за входы во многие балаганы бралась фиксированная плата, а цирки, останавливаясь на ярмарке, платили деньги за аренду. Цирковое дело начало становиться действительно прибыльным. Если в XV веке циркачи в основе своей были нищими, а цирк вмещался в один-единственный вагончик, то два века спустя цирковое дело стало бизнесом.

Это не настоящий фрик, а Чарльз Лафтон в фильме «Горбун из Нотр- Дама» (1939). Блестящий грим делал лучший специалист Голливуда 1930-х Перк Уэстмор.

И в рамках этого бизнеса начало активно развиваться странное и неприятное направление - шоу уродов. Если во времена Квазимодо участью инвалида были тычки и тухлые яйца, то Новое время начало приносить фрикам барыши. Именно эти три века - с XVIII по начало XX - стали золотой эрой цирков уродов: прибыль уже была существенной, а общественная мораль допускала сколь угодно жестокое отношение к необычным людям.

В XVII веке появились первые известные уроды, сколотившие на своей внешности состояние. Знаменитейшими фриками того времени были сиамские близнецы Лазарус и Иоанн Баптист Коллоредо, родом из Генуи. Иоанн был не столько человеком, сколько недоразвитым отростком, растущим примерно из области груди брата. Глаза он всегда держал закрытыми, а рот - открытым, разговаривать не умел. Тем не менее он жил, шевелился и даже принимал пищу (судя по всему, пищеварительные системы братьев были раздельными).

Лазарус, будучи вполне мобильным и стройным мужчиной (не считая половины брата, растущего из передней его части), объехал в первой половине XVI века всю Европу - Данию, Германию, Италию, Англию - и везде имел успех. Более того, впоследствии он женился и имел нормальных детей.

Россия тоже не чуралась всяких диковинок. Например, кунсткамера Петра Великого стала одним из крупнейших мировых собраний заспиртованных уродов. Это, конечно, не совсем фрик-шоу, но жанр весьма близкий.

В начале XVIII века жанр фрик-шоу отпочковался от обычного цирка. Предприимчивые дельцы подбирали на улицах различных увечных, больных, недоразвитых - и составляли из них нечто вроде зоопарка. Официально первым выступлением классического фрик-шоу считается демонстрация вывезенной из Гвинеи женщины «с обезьяньей головой» в 1738 году. Правда, современные исследователи склоняются к тому, что женщина была совершенно нормальной. Просто африканцы экзотических племён казались Европе того времени чем-то совершенно диковинным, и обычная африканка (может быть, больная чем-либо) вполне сходила за урода. Но это лишь предположения.

Тем не менее в Европе фрик-шоу оставалось довольно редким зрелищем. Фрики по-прежнему прибивались и к обычным циркам, а за уродов часто выдавали людей нормальных, просто грамотно загримированных. Но в начале 1800-х годов идея фрик-шоу доползла и до США. И начался страшный, страшный золотой век.

Американская идиллия Барнума и Бейли

Вплоть до 1840-х годов американские фрик-шоу не слишком отличались от европейских. Это были группы вагончиков, которые колесили по стране, разворачивая балаган в каждом городе и демонстрируя своих фриков. В отличие от Европы, американские антрепренеры подходили к вопросу грамотно. Уроды получали достаточно высокие зарплаты, подписывали контракты на выступления - и вообще жили как нормальные люди. Единственным местом, где им приходилось терпеть позор, демонстрируя свою неполноценность, была сцена. Но искусство требует жертв.

А в 1840-х годах начала бурно развиваться фотография. Владельцы фрик-шоу тут же взяли её на вооружение: почти все рекламы фрик-шоу с того времени снабжались многочисленными фотоиллюстрациями. Посещаемость представлений буквально за несколько лет возросла в десятки раз, как и прибыли.

Сара Бартман (до 1790-1815) по прозвищу «Сартжи», уроженка Южной Африки, была известным фриком начала XIX века, «Готтентотской Венерой». На самом деле у неё просто была стеатопигия, излишние жировые отложения на ягодицах.

В 1880-х - 1930-х годах в Европе и США действовали несколько сотен цирков, специализирующихся на демонстрации человеческих аномалий. Наиболее известными среди них были W. H. Harris’s Nickel Plate Circus, шоу Congress of Living Freaks и, конечно, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth. О последнем и стоит рассказать отдельно, потому что именно Пи-Ти Барнум сделал свой цирк квинтэссенцией всех фрик-шоу в мире.

Родившийся в 1810 году Финеас Тэйлор Барнум был бизнесменом от природы и постоянно основывал компании и фирмы, впоследствии перепродавая их или раздавая за долги. Он успел побывать и издателем газеты, и организатором лотереи, и лавочником, пока не пришёл к выводу, что народ можно обманывать и более простыми способами. В 1835 году он приобрёл старую негритянку-рабыню Джойс Хет и начал возить её по городам, утверждая, что ей 161 год и что она была нянечкой самого Вашингтона. Когда интерес к нянечке стал спадать, Барнум пустил слух, что старуха - не живая, а механическая, и на второй волне популярности собрал ещё вдвое больший куш. Правда, потом Джойс умерла. А Барнум нашёл своё призвание.

С 1841 года Барнум начал заниматься организованной демонстрацией уродов - лилипута Чарльза Страттона по прозвищу «Генерал Мальчик-с- Пальчик», сиамских близнецов Чанга и Энга Банкеров, а также ряда африканок и индианок непривычной для белого человека внешности. Страттон был необыкновенно популярен в Европе и США - ему тоннами посылали любовные письма, его приглашали в общество, и даже свадьбу его с лилипутшей Лавинией Уоррен Барнум обставил как грандиозное фрик-шоу.

«Генерал Мальчик-с-Пальчик» и его супруга лилипутша Лавиния Уоррен.

Свой самый знаменитый цирк Барнум основал в Нью-Йорке в 1871 году; десятью годами спустя к названию цирка прибавилась фамилия Джеймса Бейли, соорганизатора шоу. Для каждого урода придумывалась уникальная история и уникальный номер. Например, костромской мальчик Фёдор Евтищев, страдающий повышенным ростом волос (гипертрихозом), на сцене только лаял и рычал, делая вид, что не умеет говорить. Платил Барнум очень хорошо - люди специально калечили себя, чтобы попасть на работу в его цирк. Выступавшие в его цирке длинноволосые сёстры Сазерленд (в среднем 1,8 метра волос у каждой из семи сестёр) сделали в конце XIX века состояние в 3 миллиона долларов!

Барнум задал новое веяние развитию бизнеса - он использовал многие методы, тогда неизвестные. Распространял слухи, вирусную рекламу, придумал спам (бумажный) и так далее. Именем Барнума назван психологический эффект, когда люди доверительно относятся к описаниям их личности, созданным якобы индивидуально для них, а на самом деле являющихся пустым общим набором слов (например, газетные гороскопы).

Стандартные фрики

В «золотой век» американских фрик-шоу (1850-1930 годы) существовала чёткая классификация различных отклонений. Каждый уважающий себя цирк обязан был иметь стандартный набор уродов плюс несколько необычных, уникальных экземпляров. Последние обычно получали самые большие гонорары; цирки перекупали их друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков.

Бородатые женщины

Как ни странно, многие женщины имеют способность к отращиванию усов и бороды. Аномальный рост этих сугубо мужских признаков обусловлен переизбытком андрогенных гормонов в женском организме. В XIX веке бородатая женщина обязательно должна была присутствовать в каждом цирке - подобных фриков было так много, что зрители «клевали» только на тех, кто имел какие-то дополнительные уродства. Например, седую бороду или отсутствие рук. Обычная чёрная борода (99% бородатых женщин - черноволосые) никого уже не интересовала. Большинство бородатых женщин выходили замуж по многу раз и рожали детей - их особенность только придавала им пикантности.

Наиболее известными бородатыми женщинами в истории была мексиканка Юлия Пастрана, вывезенная в Европу ребёнком в 1840-х годах и в 1858-1860 годах жившая в Санкт-Петербурге. Необыкновенно уродливая индианка, она тем не менее не знала отбоя от поклонников-дворян. Умерла она от неудачных родов. Известными «сотрудницами» цирков уродов были Джейн Барнелли (леди Ольга) и Анни Джонс, а француженка Клементина Делейт даже содержала кафе «У бородатой женщины». Как уже говорилось, это самый распространённый вид «обязательного» для каждого цирка XIX века фрика.

Люди-волки

Люди, страдающие гипертрихозом, - повышенным ростом волос по всему телу. Самым известным мальчиком-волком был Фёдор Евтищев, унаследовавший «пёсье лицо» от своего отца Адриана. Евтищев прославился, выступая в американском шоу Барнума в конце XIX века. Сегодня подобные больные ведут вполне нормальный образ жизни. Рост волос подавляется гормонально, да и средства эпиляции заметно усовершенствовались с течением времени.

Люди с кожными аномалиями

Сегодня генетические заболевания, связанные с кожей, или излечивают, или оставляют в покое, если те не приносят неудобств своему носителю. Наиболее распространённой группой фриков с кожными проблемами были люди с «крокодильей» или «слоновьей» кожей - страдающие тяжёлыми формами ихтиоза. Эта болезнь выражается в нарушении роговых, верхних покровов - кожа становится разноцветной, ороговевшей, действительно напоминающей крокодилью. Известным фриком-аллигатором первой половины XX века была Сьюзи, девочка-крокодил; в XIX веке своими крокодильими ороговевшими ногами блистал Ральф Крунер.

Второй крупной группой были фрики с эластичной кожей - больные синдромом Элерса - Данлоса. При этом синдроме нарушается синтез коллагена - фибриллярного белка, являющегося основой соединительной ткани организма. В результате кожа становится гиперэластичной, а суставы - сверхподвижными (вплоть до изгибания пальцев в обратную сторону). Сегодня широко известен занесённый в Книгу рекордов Гиннесса британец Гэри Тёрнер по кличке «Эластик», а в XIX веке на сцене блистал «резиновый человек» Джеймс Моррис.

Скелеты и толстяки

Необыкновенно худые и чудовищно толстые люди чаще всего выступали в совместных номерах. Но если с толстяками всё понятно - чаще всего это были люди с тяжёлой формой ожирения, то «люди- скелеты» обычно являлись носителями генетических заболеваний. «Скелеты» чаще были мужчинами, чем женщинами, и верхней границей их допустимого веса (при нормальном росте) было 35 килограммов. Болезни, вызывающие аномальную худобу, могли быть разными - от различных видов дистрофий до привычной нам анорексии.

Наиболее известной парочкой были муж и жена - скелет Пит Робинсон (26 килограммов) и толстуха Банни Смит (212 килограммов), поженившиеся в 1924-м и бывшие звёздами фрик-шоу в течение 20 лет. Как и многие «скелеты», Пит имел классическое театральное образование и, кстати, великолепно играл на губной гармошке. «Скелеты» часто были образованными людьми, впоследствии делавшими карьеру на других поприщах, - их уродство легко пряталось под одеждой.

Лишенные конечностей

В отличие от прочих фриков, просто демонстрировавших своё тело, лишённые конечностей уроды вынуждены были учиться и работать. Потому что зрителей интересовало в первую очередь не отсутствие рук, а умение бриться ногами.

Наибольшей популярностью пользовались «живые торсы». Мегазвездой XIX-XX века был Принц Рэндиан, «человек-змея». От рождения лишённый рук и ног, он самостоятельно доставал сигарету из пачки и прикуривал, рисовал, писал, двигался, а также дважды был женат и имел шестерых детей. Из женщин известностью пользовалась Виолетта (Алоизия Вагнер), умевшая самостоятельно одеваться и даже краситься.

Также известностью пользовался безрукий фотограф Чарльз Трипп, демонстрировавший умение снимать ногами (это при камерах XIX века!), и «полумальчик» Джонни Эк, лишённый всей нижней половины туловища из-за крестцового агенеза.

Искусственные уроды

Неотъемлемыми участниками фрикшоу были удивительные люди без каких-либо физических недостатков. Например, высоко ценились женщины со сверхдлинными волосами (весьма популярны были семь сестёр Сазерленд, имевшие общую длину волос порядка 14 метров на семерых), силачи, умеющие завязать подкову узлом, шпагоглотатели. В XIX веке уродами считались также альбиносы и вывезенные из Африки представители реликтовых племён (особенно женщины с крупными… хм… ягодицами).

Была особая группа искусственных гермафродитов - людей, гримирующих одну половину тела под мужчину, вторую - под женщину. Особо известен в XX веке был персонаж по имени Джозефина Джозеф. Конечно, его «гермафродитизм» представлял собой не более чем маскарад.

Уникальные фрики

Конечно, каждый цирк должен был поразить публику чем-то уж совсем невероятным. Бородатые женщины, люди-скелеты и безногие встречались часто. Но звёздами паноптикумов становились фрики с уникальными аномалиями, встречающимися раз на миллион.

Девочка-верблюд

Элла Харпер (1873-?) бесследно исчезла из фрик-шоу в 1886 году. Фотография ориентировочно 1884 года.

Знаменитейшим фриком конца XIX века была девочка-верблюд Элла Харпер, страдавшая от congenital genu recurvatum, синдрома обратного изгиба коленного сустава. Она родилась в 1873 году и, если бы её колени гнулись в обычном направлении, выглядела бы нормальным симпатичным ребёнком. Звёздным годом Эллы стал 1886 год, когда она, выступая в цирке W. H. Harris’s Nickel Plate Circus, зарабатывала до $200 в неделю. В своём номере Элла выходила на сцену одновременно с верблюдом и повторяла все его повадки и движения. В конце года Элла ушла из цирка, будучи обладательницей неплохого состояния, и больше о ней ничего не известно.

История знает и другого фрика с таким же заболеванием - «мальчика- пони» Роберта Хаддлстона. Он родился в 1895 году, вырос на ферме, затем попал в Tom Mix Circus и в течение 36 лет демонстрировал свои странные колени. По уходу из цирка открыл автомастерскую, был женат.

Женщина-младенец

Медуза ван Аллен по прозвищу «Маленькая мисс Солнышко» родилась в 1908 году и страдала от уникального генетического заболевания костей, в результате которого росла только её голова. Стоять или сидеть она не могла - и всегда лежала. Во фрик-шоу она обычно и играла роли младенцев - её, 70-сантиметровую, выносили на сцену на руках, баюкали, качали, а потом она внезапно начинала говорить, рассуждать о философии и литературе, повергая зрителей в восторг. Медуза была звездой цирка Ripley’s human oddities.

Люди с деформациями позвоночника

Самым известным фриком подобного плана был некий Леонард Траск, родившийся в Англии в 1805 году. В возрасте 28 лет Траск упал с лошади и заработал искривление позвоночника. Ещё 7 лет спустя он выпал из экипажа и получил ряд переломов. В течении следующих 18 лет его позвоночник самопроизвольно изгибался: в итоге нос Траска уткнулся в его грудь. Он уже ничего не видел перед собой и зарабатывал на жизнь демонстрацией уродства. Исследователи утверждают, что причиной изгибания стал анкилозирующий спондилоартрит - системное заболевание суставов, но в этом нет твёрдой уверенности.

Другим странным фриком был немец Мартин Лорелло, способный поворачивать голову на 180° и пребывать в таком состоянии довольно долго. Он много гастролировал по Европе и США, выступал у Барнума, был женат и даже написал сатирический памфлет «Как повернуть вашу голову на 180 градусов: подробная инструкция».

Люди-пингвины

Высоким спросом пользовались фрики, больные фокомелией. При этой болезни кисти и/или стопы прикреплены прямо к туловищу - без плеч, предплечий, голеней… Человек и в самом деле напоминает пингвина или тюленя. Небольшое количество фриков-пингвинов было обусловлено высокой детской смертностью страдающих врождённой фокомелией. В принципе, подобная аномалия в природе столь же часта, как и отсутствие какой-либо конечности от рождения - но до 5 лет доживают от силы 3% больных фокомелией.

К этому же «подтипу» можно отнести и довольно распространённых «людей-лобстеров» - больных эктродактилией. При этой болезни количество и форма пальцев на руках, а также форма стоп, по сути, произвольны. Чаще всего у эктродактилистов по два «пальца» на каждой руке, они образованы сросшимися тканями нормальных пальцев. Руки при этом напоминают клешни. Известными фриками подобного типа были Фред Уилсон (род.1866), Бобби Джексон (начало 1910-х), Грэди Стайлс-младший (уникальный «лобстер» в третьем поколении!).

Слава и закат

Вплоть до Второй мировой войны этика человеческих отношений позволяла фрик-шоу процветать.

Знаменитый фильм Тода Браунинга «Уроды» 1932 года демонстрирует типичное фрик-шоу - со стандартным набором уродов плюс несколько необычных фриков. Правда, этика этого фильма повергла общественность в шок даже в те годы, Браунинг впал в немилость и из знаменитого режиссёра превратился в голливудского изгоя - снимать он продолжал, но провал следовал за провалом.

В «Уродах» играют самые что ни на есть настоящие цирковые фрики. Человек-червь Принц Рэндиан, родившийся без рук и ног и снискавший славу во всём мире благодаря своим умениям. Полумальчик Джонни Эк, лишённый нижней половины тела. Сиамские близнецы Дэйзи и Вайолет Хилтон, сросшиеся боками (к слову, сегодня таких близнецов разделяют; но даже уродство не помешало сёстрам несколько раз выйти замуж и развестись). Марта Моррис, «безрукое чудо» и Фрэнсис О’Коннор (о, как она в фильме пьёт вино с помощью ног!).

Перечисленные фрики были по крайней мере полноценны умственно и играли в фильме как актёры. Проблемы с законом вызвало использование умственно отсталых фриков - микроцефалов Зипа и Пипа, «женщину-птицу» Ку-ку (страдающую от синдрома Секеля и слепую) и так далее. Вопрос был вовсе не в этике, а в том, что большинство людей и в самом деле не знали о существовании уродов. Точнее, знали, но делали вид, что не знают. А тут - ай-ай-ай! - показали всем, смотрите, в США есть фрик-шоу.

После Второй мировой войны фрик-шоу резко потеряли популярность. Общество стало более жёстким в этическом плане, в моду вошла борьба за различные права, в том числе и за права инвалидов. И многие фрики, которые до войны зарабатывали огромные деньги и, в общем-то, были счастливы, после войны прозябали в нищете и безвестности (в том числе и упомянутый «полумальчик» Джонни Эк).

К 1955 году запрет на фрик-шоу как явление приняли все европейские государства и большинство штатов США. Фрики могли выставлять себя по собственному желанию в качестве отдельных номеров, но афиши со словами «удивительное уродство», «человек-ящерица» или «лучшие уроды у нас» пропали раз и навсегда.

Фрик-шоу сегодня

Другой аналог старинных фрик-шоу - цирк лилипутов. Подобных цирков в мире очень мало, они являются закрытыми сообществами и редко допускают обычных людей в свою внутреннюю жизнь. Отдельные уроды демонстрируют себя в различных телевизионных шоу и на клубных представлениях. Например, в США широко известен «мальчик-лобстер» по прозвищу «Чёрный скорпион» (настоящее имя он скрывает) - человек со сросшимися пальцами; его руки напоминают клешни лобстера.

***

Сложный вопрос, кто счастливее - фрики XIX века, зарабатывавшие своим уродством приличные деньги, или современные инвалиды. Если последние отдадут все свои льготы за право снова обрести здоровье, то первые даже и не помышляли о таком. Их изувеченные тела были их хлебом, и ни о какой этике речи не шло.

Но, глядя на старинные фотографии, помните о том, что в сравнении с этими людьми у вас нет вообще никаких проблем. Даже если вас уволили с работы, от вас ушла жена и вы должны крупному мафиозному боссу, у вас всё равно нет никаких проблем.

Прикольные картинки и юмор" url="https://bipbap.ru/jest/201-cirk-urodov-10-samyh-strannyh-lyudey-2.html">

Не сомневаюсь, вы уже видели или слышали о таких вот людях.
Цирки уродов, так называемые «Фрик шоу», или выставки восковых фигур.
Странные люди, можно даже подумать, что эти люди из других вселенных.
Меня лично слегка передергивает от этих фото.
Итак, 10 самых странных людей из цирка уродов.
Глататели мечей

Классно и всегда впечатляет!


Принц Рандиан (Prince Randian)

Известен как человек-гусеница, человек-сигара или человек-подушка.
Родился в 1871 году и умер в 1934 году. От рождения не имел ни рук, ни ног. Зато любил курить


Руди Сантос (Rudy Santos)

У руди 4 руки и 3 ноги. Родилась в 1953 году и живет и здравствует по сей день. Выступала в цирке уродов в 1979 — 1980 годах.



Музыкант — акробат (The Musical Contortionist)

Играл на банджо, и одновременно с эти мог закрутить свое тело в невиданные позы.


Эрик Спраг (Erik Sprague)

Более известен как человек — ящерица.


Полу женщина (The Half Lady)

Мадмуазель Габриэлль родилась в Швейцарии в 1884 году. Была очень красивой девушкой. Выступала в цирке братьев Ринглинг (Ringling Brothers Circus), а также в шоу Кони Айленда (the Coney Island’s Dreamland sideshow).


Шлитзи Булавка (Schlitzie the Pinhead)

Родился в 1901 году в Бронксе. Настоящее имя Саймон Метц (Simon Metz). Имел редкое генетическое заболевание, из-за которого так и остался на уровне трехлетнего ребенка.
Ростом был 123 сантиметра. А из-за недержания мочи всегда носил платье.
Был очень любим публикой. Умер в 1971 году.

Люди всегда по-особенному относились к тем, кто как-то отличается от них. И хотя сейчас во всем мире говорят, что люди с физическими недостатками такие же как и мы, многие всё равно украдкой или открыто, смотрят на них как на диковинку.

Но сегодня мы не будем говорить на такую сложную морально-этическую тему, а поговорим об отношении к инвалидам в прошлом. А именно – об истории цирка уродов или фрик-шоу. Такие зрелища были популярны в Европе и Америке в XVIII-XIX веках. Фрик-шоу представляли собой бродячие цирки, где циркачами были инвалиды или люди с разнообразными физическими недостатками или аномалиями. Тут вам и бородатые женщины, и излишне худые или толстые, и люди с недостающими конечностями и многое другое.

История цирка уродов

Всё началось с перехода к рыночным отношениям. Казалось бы, при чем здесь цирк? Если вы не знаете, как выглядели цирки в 18 веке, то представьте себе ярмарку. Вокруг огромного пестрого шатра стояли палатки с едой, карусели и качели. Всё это занимало большие площади. Поэтому владельцы земли стали требовать плату за размещение таких шатров, причем, иногда плата была непомерно высока. Также, переезд бродячего цирка с места на место был очень дорог для транспортировки. Таким образом, цирки были довольно-таки дорогим бизнесом, и должны были приносить своим владельцам немалый доход. Сегодня можно подумать, если ты – стройная акробатка или высокий силач, то твоя жизнь удалась. Но не все так просто. Публика в те времена была пресытившаяся и весьма требовательная к чувственным удовольствиям. Никого не удивляли акробатические номера и клоуны. Знаменитые силачи и фокусники также не вызывали у публики восторг.

И однажды кому-то пришла в голову идея удивить публику глубокими, на грани отвращения, эмоциями от взгляда на несовершенства человеческого тела.

Так появились цирки уродов, где вместо акробатов и клоунов были «фрики». Это было шоу, построенное на самых низменных и некрасивых человеческих эмоциях. Публике нравилось смотреть на деформированные человеческие тела и другие физические уродства. Интерес и любопытство – вот чем руководствовались создатели первых фрик-шоу. Этические нормы того времени поощряли насмешки и издевательства над такими людьми. Так что публика в цирк уродов текла рекой. Они ходили и платили, потом уходили и приходили в другой раз, к уже другой труппе. Таким образом, на фрик-шоу можно было сколотить огромное состояние.

Но не все деньги шли в прибыль директорам цирков, часть отдавалась самим фрикам, и можем сказать, что это была неплохая часть. Многие циркачи обеспечивали себе спокойную старость и большое состояние, которому мог бы позавидовать среднестатистический «нормальный» человек.

Но с причинами мы разобрались. Вернемся к истории.

Какое-то время фрики были обычным явлением в обычных цирках. Карлики, люди с какими-то отклонениями могли присутствовать если не в каждом, то хотя бы в каждом третьем бродячем цирке. Никто специально не ходил по улицам в поисках больных и изувеченных, ведь их вид не очень эстетичен. А эстетика была для циркачей важна. Но в начале XVIII века появились первые цирки уродов. Они как бы отделились от стандартных цирков и стали путешествовать по миру и давать представления самостоятельно. Однако в консервативной и нравственной Европе не прижились. Не то чтоб людям было противно на это смотреть, но и большими поклонниками таких зрелищ европейцы не были. Тем более, большинство фриков, всё же, предпочитали работать с обычным цирком. Но вот весть о таких цирках доходит до Америки. Тут-то и начинается «золотой век».

Примерно до середины 1800-х годов американские фрик-шоу не сильно отличались от европейских. Разве что, были более гуманными. Так, например, фриков нанимали и платили им большие деньги за выступления, подписывали с ними контракты, и свободы у циркачей было гораздо больше.

А затем начала развиваться фотография, а вместе с ней и реклама. Люди решили, что будет лучше, если прежде чем прийти в цирк, зритель увидит часть того, что его ожидает. Фотографии «уродцев» заполонили города. Это стало толчком к тому, что появились другие фрик-шоу, этот «жанр» стал безумно популярен.

В конце 1800-х начале 1900-х годов и в Европе, и в США были сотни цирков, каждый из которых представлял своих фриков. Неожиданно грянула война. Во время Второй Мировой все цирки уродов, как и обычные, были в упадке. Людям некогда было ходить на представления. Да и не было особого желания смеяться, когда в мире массово гибнут люди. Однако, после окончания войны, для фрик-шоу всё стало еще хуже: ценность человеческой жизни возросла. Человека стали больше уважать и люди перестали смеяться над физическими уродцами. А значит — перестали ходить и платить. В итоге цирки уродов перестали существовать. На данный момент их нет вообще. А если бы появились, то вызвали бы такое осуждение со стороны общества, что не продержались бы на плаву и недели.

Знаменитые цирки уродов

На самом деле, цирков было так много, что всех и не узнаешь. Однако два из них заслуживают вашего внимания. Первый – Congress Of Living Freaks (Съезд живых фриков), с которого вы можете на сегодняшний день найти множество фотографий, а информации – ноль. Известно лишь, что в их «арсенале» были карлики, люди с необычно развитыми ногами и некоторые другие аномалии.

О втором, Barnum & Bailey Greatest Show on Earth (Величайшем шоу Барнума и Бэйли на Земле) можно рассказать больше. Этот цирк знаменит в первую очередь из-за Финеаса Барнума, одного из основателей. Этот человек наверняка был бизнесменом от Бога, ведь он не только сделал свой цирк самым знаменитым, а еще и вывел рекламу саму по себе на новый уровень. Хотя за то, что он придумал некое подобие спама, благодарить его не хочется.

Началось всё с того, что Барнум решил подзаработать. Купив на часть своего нечестно заработанного состояния пожилую афроамериканку, он возил её по городам и говорил, что она была няней самого Вашингтона и ей больше ста лет. Люди верили, отдавали ему деньги лишь бы посмотреть на это чудо. Однако скоро интерес спал, и Барнум пустил слух, что старуха даже не живая, а робот. Популярность вернулась и возросла вдвое! Но женщина вскоре умерла, а Барнум пригласил врачей на вскрытие и по городу поползи слухи, что он заменил робота живым человеком, чтоб не раскрыть личность изобретателя. Подобные занятия пришлись Финеасу по вкусу, и он нашел своё призвание.

Первыми его фрик-шоу была небольшая труппа, состоящая из лилипута Чарльза Страттона (Генерал Том-Там), Чанга и Энга Банкеров (сиамские близнецы, которые родились в Сиаме. Понимаете в честь кого теперь называют сросшихся людей), а также женщины с нетипичной для общества белых внешностью: индианки и афроамериканки. Кстати, Страттон стал так популярен, что его стали приглашать на вечеринки высшего общества, а потом и вовсе нашли ему жену-карлицу.

Но настоящую популярность Барнум получил, когда создал цирк вместе с Джеймсом Бэйли. Из своего цирка он сделал целый мирок с его обитателями, где у каждого была своя история и свои особенности. Дошло до того, что люди специально наносили себе увечья, лишь бы попасть к нему в труппу, ведь Барнум и Бэйли платили очень даже неплохо. Но все мы смертны. И после смерти Финеаса цирк был продан за 400 тысяч долларов (с Бэйли Барнум, к тому времени, прекратил работать).

Знаменитые фрики

Разные люди населяли цирки уродов: инвалиды, больные, недоразвитые, покалеченные и фрики в современном значении этого слова. Ниже мы представим вам небольшой перечень из тех, кто мог блистать на фрик-шоу.

1. Бородатые женщины

Бородатые женщины — королевы фрик-шоу. Без бородатой женщины ваш цирк уродов был бы неполноценным. В своё время было множество знаменитых женщин с бородой, и их совсем не волновала эта растительность на лице. Это была скорее изюминка. У кого-то родинка, у кого-то нос велик, у кого-то волосы необычного цвета, а у них — бороды. Эти женщины были такими же популярными среди мужского пола, как и другие. Многие вышли замуж, родили детей и счастливо закончили свою жизнь.

На сегодняшний день эта аномалия изучена воль и поперек. У бородатых женщин — гирсутизм, болезнь, из-за которой в женском организме вырабатывается слишком много мужских гормонов. На сегодняшний день лечится.

2. Кожные аномалии

К этим аномалиям относятся различные кожные заболевания, из-за которых кожа человека имеет необычный цвет или структуру. Так же были популярны люди с синдромом Элерса-Данлоса, из-за чего их кожа становилась тягучей (как на картинке), а суставы такими гибкими, что человек мог выгнуть пальцы в обратную сторону (наверное, из них получались хорошие акробаты).

3. Карлики и великаны

Обычный рост был неинтересен – людям лилипутов и гигантов подавай! Слишком высокие или слишком низкие люди были неотъемлемой частью любого уважающего себя фрик-шоу. Зачастую они работали в парах, что смотрелось очень контрастно и усиливало эффект зрелища. Бывало, что лилипутов кутали как новорожденных, а потом они начинали рассуждать на философские темы в пеленках. Это очень веселило публику.

Подобные аномалии происходит из-за недостатка или избытка гормона роста. Но такие люди вполне свободно живут в современном мире, некоторые даже становятся знаменитыми. Хотя, как показывает история, продолжительность их жизни не велика.

4. Люди-волки

Возвращаясь к теме растительности на лице. Такие «оборотни» были очень популярны и должны были присутствовать в каждом приличном цирке уродов. В цирке Барнума, кстати, тоже был такой человек. Финеас заставил парня лаять и рычать на сцене, как будто он собака. А между тем, Фёдор Евтищев свободно говорил на трех языках: русском, немецком и английском. Причина такой аномалии в гипертрихозе, из-за чего волосы росли не только по всему лицу, но и по всему телу.

5. Люди без конечностей

Конечно, полное отсутствие конечностей было экзотичнее, но чаще всего встречались люди, у которых не было или ног, или рук.

Причин для появления такой аномалии масса: от неправильных родов до ампутации из-за, например, сильной травмы.

6. Сиамские близнецы

Очень толстые и очень худые люди обычно выступали в паре для усиления эффекта. Чаще всего: невероятно полная женщина и невероятно худой мужчина.

Да, несмотря на то, что в моде были «пышные формы», избыточная полнота всё равно была уродлива, и люди так же над ней смеялись. Но в цирке это было более-менее уместно.

8. Люди-лобстеры, пингвины и тюлени

Люди-лобстеры, пингвины и тюлени – это аномалии с деформацией конечностей. Когда кисти рук сросшиеся и напоминают клешни, иногда стопы или предплечья были прикреплены прямо к туловищу. Чаще всего это врожденные аномалии с отклонениями на генетическом уровне. Таких людей было довольно много.

Есть ещё множество «фриков»: люди с деформациями костей, микроцефалы, обладающие наростами на теле или дополнительными конечностями (вид сиамских близнецов). Обо всех рассказать, к сожалению, невозможно.

Кстати, отдельного упоминания заслуживает фильм Тода Браунинга «Уродцы», который был снят в 30-х годах. Цирки уродов тогда еще существовали (фрики в фильме были настоящие), но публика восприняла фильм плохо. Возможно, из-за сцен насилия, коими изобилует картина. Но называть его «аморальным» и «неправильным», и при этом по собственному желанию посещать шоу уродов как-то нечестно.

Глядя на всех этих людей, свои проблемы кажутся менее значительными. В конце концов, мы «нормальные», чем не могут похвастаться фрики. Особенно в наше время.

Человеческое чувство прекрасного и эстетическое удовлетворение - совокупность сложных и, зачастую, парадоксальных черт и качеств, объяснить которые довольно тяжело. Откройте самый прекрасный розарий, а напротив него - кунсткамеру, и понаблюдайте за толпой: посмотреть на уродства и несовершенства соберется куда больше людей, чем насладиться ароматом цветущих бутонов.

Сложно сказать, кто первым понял, что «неожиданное изувеченное» куда привлекательнее «ожидаемого прекрасного», однако совершенно точно можно утверждать, что первой нацией, сделавшей из этого шоу, стали американцы. Их цирки уродов славились на весь мир как качующие таборы бродяг-изгоев, которые умели лишь позировать и учились не реагировать на крики обескураженной толпы. Ввиду того, что этому культурному феномену Райан Мерфи и Брэд Фэлчак посвятили четвертый сезон своего сериала «Американская история ужасов», мы вспомнили историю появления и исчезновения в Европе и США бродячих шоу-уродов.

Еще до создания цирков, в Европе были кочевники-одиночки, выступавшие на площадях за еду и мизерное вознаграждение. Одними из самых известных «артистов» первой половины XVII столетия были братья Лазарь и Йоханнес Баптиста Коллоредо. Родившиеся в 1617 году в итальянской Генуе, сиамские близнецы, из тела одного из которых торчала грудь и голова другого, странствовали по тогда еще нищей, болезненной Европе. Историки считают, что братья были умственно отсталыми, немыми и плохо слышали. Прославились они, главным образом, благодаря визиту ко двору Карла I - король Англии, как и все монархи того времени, любил коллекционировать диковинки, однако эта при его дворе прижилась ненадолго.

Если феномен человека можно было как-то активно использовать, - например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, - за это взималась дополнительная плата.

С XVI столетия физические аномалии при рождении перестали считаться предзнаменованием появления дьявольских отродий, злых духов и нечисти. В XIX веке, когда среди населения Европы фриков всех мастей хватило бы на создание, к примеру, национального или культурного меньшинства, с ними начали работать «менеджеры» - люди, которые гарантировали бродяжкам защиту в обмен на солидный процент их заработка, а также предоставляли артистам кров и еду. В США цирки уродов стали прибыльным бизнесом.

Цирковых программ при участии людей с теми или иными аномалиями было довольно много. Если феномен человека можно было как-то активно использовать, - например, организовать поднятие тяжестей для силачей, дать подержать кому-то из аудитории шпагу, которую затем проглотят, или позволить расчесать мохнатое лицо артиста ребенку из толпы, - за это взималась дополнительная плата. Остальных артистов выставляли на помост, превращая на время шоу в музейные экспонаты. Обычно их было десять, отсюда и название - Ten in One. Аналогом отечественной кунсткамеры, помимо Египетского зала аномалий на Пикадилли в Великобритании, была американская выставка «pickled punks» («маринованная дрянь») - мероприятие, в рамках которого на полках стройными рядами стояли банки с заспиртованными изувеченными животными или детьми, эмбрионами или частями человеческого тела, включая татуированную кожу.

Первое «пробное» американское фрик-шоу появилось в 1829 году - главным экспонатом в нем были сиамские близнецы Чан и Эн. В 1844 году американский пионер цирка и менеджер П.Т. Барнум, путешествовал по Англии со своим компаньоном Томом Тамбом (прозвище, анологичное «мальчик-с-пальчик»). Крошечный человечек тешил публику смешными выступлениями и пародиями на военных того времени, за что позже получил прозвище Генерал Том Тамб. Год спустя Барнум и Том Тамб добрались до двора Королевы Виктории - с ними прибыла русалка, которую Барнум выдавал за странное существо, приобретенное у купцов с Фиджи - практически неизвестного тогда американцам и Европейцам государства. На самом деле «русалкой» был экспонат, сделанный из маленькой обезьянки с пришитой к ней хвостовой частью крупной рыбины и покрытый панцирем из папье-маше.

Вообще Барнум был тем еще шарлатаном - в 1860 году его табор пополнил Уильям Генри Джонсон, которого в разное время предприимчивый менеджер называл то «человеком-обезьянкой», то гномом. Джонсон был темнокожим микроцефалом, который бессвязно разговаривал на таинственном языке, придуманном самим Барнумом. Во время гражданской войны Барнум укрывал искалеченных диверсантов, придумывая им различные легенды.

Английским коллегой Барнума, выступавшим в Лондоне и молодой Америке, был Том Норман. В его цирке были «женщина-скелет», «шароголовый» ребенок, дама, откусывавшая головы живым крысам, толстухи, великаны и гномы, которых перед каждым выступлениям старательно гримировали и заставляли говорить на языке «таинственных зулусов».

Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы.

Помимо добровольного прихода в труппу шоу уродов, были случаи, когда актеров забирали туда без их согласия. Самый известный из них произошел с китайцем Ху Лу, который прибыл в Англию для операции по удалению 25-килограммовой опухоли мошонки. На вокзале его встретил один из менеджеров цирка, предложив работу, но тот кое-как через переводчика объяснил, что приехал в Англию оперироваться. Менеджер проследил за тем, в какой госпиталь его отправят, и записался в зрители операции, которая завершилась неудачно. После процедуры он тайком от начальства клиники приобрел труп китайца, и возил его заспиртованные гениталии по стране добрый десяток лет.

Важнейшую роль в паноптикуме играл шоумен-ведущий, зачастую сам с каким-то незначительным уродством, вроде шестого пальца или заячьей губы. Его приглашали комментировать выставки, в качестве площадок для которых использовались захудалые продуктовые или любые другие магазины, снимаемые в аренду на время. Вопреки расхожему мнению, подобные шоу чаще всего проводили по вечерам, чтобы избежать проблем с полицией. Беспорядков на таких мероприятиях не было: с подпитыми гостями мероприятий обычно разговаривали вышибалы, а вот интеллигенцию на шоу часто не пускали купленные полицейские: дело в том, что менеджеры представлений боялись, что среди них окажется врач, который вместо восхищения поделится с толпой своими суждениями о том, как низко и подло использовать людей с различными медицинскими патологиями для заработка.


Шоу уродов начали исчерпывать себя с 1890 года, когда наука в США и Европе постепенно стала давать отпор мракобесию и религиозной оголтелости, падкой на чудеса. Почти полным исчезновением цирка диковинок ознаменовался 1950 год: с одной стороны, люди потеряли интерес к уродствам, с другой - среди общественно-политических деятелей США и Великобритании возрастало моральное давление на менеджеров подобных развлечений. В двадцатые годы законники впервые заговорили о правах инвалидов, которых после Первой мировой войны хватало, строительство железных дорог и рост числа водного транспорта позволил людям путешествовать самим, понимая, что за океаном нет никаких таинственных племен гномов и русалок. Большинство экспонатов цирка уродов были обследованы медиками; патологиями перестали восхищаться - их стали лечить.

В настоящее время современные, адаптированные цирки уродов, человеческие зоопарки, кунсткамеры и прочие диковинные места остаются в качестве развлекательных рудиментов, не имеющих коммерческого успеха. Лишившись былой массовости, они превратились в единичные случаи, не имеющие глобального культурного влияния.

Фрик-шоу или "цирк уродов" - популярная забава, зародившаяся в 16 веке в Англии. Люди с физическими дефектами, такие как карлики и великаны, гермафродиты и люди имеющие другие странные заболевания, стали рассматриваться, как объект развлечения и вызывали интерес сотен людей. В то время, людям имеющим физические недостатки, было сложно заработать себе на жизнь и они были вынуждены развлекать толпу зевак, демонстрируя свои дефекты. Участники фрик-шоу колесили по Европе и США вплоть до 1940 года.

Фрик шоу: артисты

Исаак В. Спрэг (Isaac W. Sprague), Живой Скелет

Этот мужчина, родившийся в 1841 году в Восточном Бриджуотере, штат Массачусетс, был известен из-за своей невероятной худобы. Он рос нормальным ребёнком до 12 лет, когда мальчик резко начал худеть.

К 44 годам его рост составлял 168 см, а весил он при этом 43 кг. Его наблюдали многие именитые специалисты того времени, но никто не мог поставить никакой другой диагноз, кроме как общий синдром потери веса.

Он регулярно съедал в два раза больше еды, чем обычный здоровый мужчина, а также всегда носил с собой флягу подслащённого молока на случай, если внезапно проголодается.

Мужчина был дважды женат, вырастил троих сыновей среднего роста и веса.

Умер Исаак в возрасте 46 лет, проработав на шоу фриков более 24 лет.

Стефан Бибровски (Stephan Bibrowski), Лайонел - человек с львиным лицом



Стефан (1891-1932) был известным актёром шоу фриков. Всё тело человека с львиным лицом было покрыто длинной шерстью, отчего он и получил своё прозвище. Стефан страдал от редкого состояния под названием «гипертрихоз».

Бибровски родился недалеко от Варшавы в Польше в 1891 году, а всё его тело при рождении покрывали волосы размером примерно в 2 см. Его мать обвинила отца мальчика в этой проблеме, которая появилась, якобы после того, как она во время беременности стала свидетелем общения мужа со львами.

После рождения она долго не могла смириться с особенностью сына и в возрасте 4 лет отдала его в руки немецкого импресарио по имени Мейер, который дав Стефану сценический псевдоним, стал путешествовать с ним по Европе.

К тому моменту, когда мальчик стал объектом таких зрелищ, волосы Лайонела выросли до 20 см на лице и до 10 см на всём теле. Волосяной покров был везде, за исключением лишь ладоней и подошв стоп.

В 1901 году Стефан стал выступать в американском цирке Barnum & Bailey. Однако, к концу 1920 года мужчина отказался от своей карьеры в шоу фриков и вернулся в Германию. Лайонел умер в Берлине в 1932 году от сердечного приступа в возрасте 41 года.

Отис Джордан (Otis Jordan), мальчик – лягушка

Отис Джордан был афроамериканцем, обладавшим телом 4-летнего ребёнка, головой нормальных размеров и очень умным лицом.

Начиная с 1963 года он выступал в своём шоу "Отис – мальчик-лягушка", во время которого он перекатывался, выкуривал сигарету, используя только губы, и проделывал другие различные трюки.

В 1984 году ему запретили заниматься "своим делом" после того, как поступила жалоба от одной женщины, посчитавшая неэтичным "выставку инвалидов". Тогда он переехал в Кони-Айленд, где продолжил свою работу, придумав выступлениям более политкорректное название – "The Human Cigarette Factory".

Рут Дэвис (Ruth Davis), девушка – пингвин

Цирковая артистка Миньон родилась в 1910 году с дефектом "фокомелия", который затрагивает все конечности человека, делая его похожим на пингвина.

Настоящее имя Миньон было Рут Дэвис. На маленьких и толстых ножках переваливающейся походкой девушка начала работать в начале 1930-х годов под псевдонимом Миньон, что с французского – "милая".

Она играла на музыкальном инструменте под названием маримба. Также помимо шоу фриков, она часто выступала и на обычных ярмарках, которые проводились в Нью-Йорке и Чикаго в 1930-х годах.

Рут дважды была замужем. Со вторым мужем Эрлом Дэвисом (Earl Davis) она последнее десятилетие своей карьеры выступала на шоу фриков. В 1965 году женщина решила оставить эту деятельность.

Люди с физическими уродствами

Милли и Кристина Маккой (Millie and Christine McCoy), двуглавый соловей


Эти девочки (1851-1912) были рождены в рабстве. Они и их мать были проданы шоумену Джозефу Смиту (Joseph Smith). Смит и его жена взялись за воспитание девочек. В конечном счёте, сиамские близнецы научились говорить на пяти языках, а также петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

Люди знали их как "двуглавый соловей". В 1880-х годах "девочки" вышли на пенсию и купили себе небольшую ферму. Милли умерла от туберкулёза в 61 год, несколько часов спустя умерла и Кристина.

Они – одни из первых сиамских близнецов, которым удалось прожить так долго.

Феликс Верле (Felix Wehrle), человек – суперэластичная кожа

Этот мужчина (1858) умел растягивать свою кожу с любой части тела до немыслимых размеров, а пальцы его загибались как вперёд, так и назад.

Феликс страдал от синдрома Элерса-Данло, при котором кожа человека делается невероятно эластичной. Он выступал во многих шоу Barnum & Bailey.

Луиза (Louise), девушка – леопард

Эта девушка была афроамериканкой, которая страдала от «витилиго», заболевания кожи, провоцирующее появление пятнистости.

Луиза была далеко не уникальна в своём роде. В течение более 200 лет философы, учёные и шоумены выставляли тела афроамериканцев с белой или частично белой кожей в тавернах, музеях, а также в качестве циркового аттракциона.

Термин "белый негр" тогда был очень популярен. Им называли людей, родившихся с альбинизмом или с витилиго.

Сюзи (Susi), девушка со слоновьей кожей



Шарлотта Линда Фогель (Charlotte Linda Vogel), родившаяся в Берлине 26 февраля 1908 года, была единственной в своей семье с таким особенным состоянием кожи. Её ихтиоз был другого типа в отличие от того ("крокодиловая кожа"), от которого страдали многие её современники.

Кожа Шарлотты не шелушилась, она была серой, толстой и формировала глубокие складки. Более вероятный диагноз – это эпидермолитический гиперкератоз.

Девушка сначала гастролировала по Европе, но в 1927 году переехала в США. Там она стала выступать в цирке Dreamland Circus Sideshow под руководством Карла Лотера (Carl J. Lauther), взяв псевдоним "Сюзи, девушка с кожей слона".

Одетая либо в купальник – бикини, либо просто "задрапированная" в вуаль, Сюзи рассказывала историю своей жизни, чем завораживала толпу.

В 1933 году Сюзи покинула Кони Айленд и стала работать на Ripley"s Believe it or Not?!, чикагской выставке-ярмарке, где её выступление не менее 80 раз посмотрели более миллиона любопытных зрителей.

Когда шоу стали слишком изнурительными для Сюзи, она отправилась в Нью-Йорк и устроилась на работу, уровень стресса которой был минимальным. Всего лишь один час в день она посвящала цирку, выступая вместе со слоном по имени Лу.

В 1960-х годах Сюзи создала собственное шоу. Умерла она не дожив несколько дней до своего 68-летия в Нью-Йорке.

Леопольд, Адмирал Дот


В 1870 году Финес Тейлор Барнум (Phineas Taylor Barnum) путешествовал вместе со своими друзьями на поезде по западной части Соединённых Штатов. В Сан-Франциско он встретил немца по имени Габриэль Кан (Gabriel Kahn), который предложил шоумену своего сына-карлика Леопольда.

Барнум с удовольствием купил мальчика. Леопольд тут же получил псевдоним "Адмирад Дот", также его знали как "Эльф Эль Дорадо", потому что он был, как выражался сам Барнум, "очень ценным самородком".

Адмирал Дот занял своё место среди других артистов музейной экспозиции Барнума. В 1872 году Финес назвал своё шоу "величайшим на земле".

Карьера Адмирала Дота длилась около 20 лет, несмотря на то, что нашлись "актёры", которые затмили его по росту. Часто он выступал вместе с Майором Атомом, который был ещё ниже. После "отставки" вместо того, чтобы потчевать на лаврах, Дот разработал себе сценический образ и заслужил репутацию как "самый маленький характерный актёр в мире".

Смит, музыкальный акробат


Смит был акробатом, который играл на банджо, закручивая своё тело в невероятные узлы. Выступал мужчина в 1910-х годах.