Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Юрий Башмет: биография, личная жизнь и карьера в музыке. Факты из биографии

Юрий Башмет: биография, личная жизнь и карьера в музыке. Факты из биографии


Его всю жизнь окружают поклонницы, по нему вздыхают его студентки в консерватории. Не отказывая себе в праве на влюбленность, Юрий Башмет неизменно заявляет, что в его жизни существует лишь одна женщина, его Наталья, вот уже больше сорока лет.

Детство гения


Он родился в 1953 году в Ростове-на-Дону, но с пяти лет жил во Львове. Именно в этом старинном и красивом городе состоялось его первое знакомство с музыкой. Родители будущего гения никакого отношения к музыке не имели: отец трудился инженером на железной дороге. А мама была филологом.

Именно мама привела своего сына во львовскую музыкальную школу. Она совершенно справедливо считала, что занятость ребенка в разных сферах деятельности не только поможет определиться со своим призванием, но еще и оградит его от непредсказуемого влияния улицы.


Ему подарили самую дешевую скрипку за 9 рублей 25 копеек, а внутри будущего музыканта все протестовало: музыка может совсем не оставить времени на футбол, велосипед и прогулки с друзьями. Однако открыто пойти против желания мамы он не мог и покорно стал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. В четвертом классе его перевели в десятилетнюю музыкальную школу имени С. Крушельницкой.

Наверное, к счастью, в скрипичном классе не было мест, и его приняли в класс альта. Для него же смена музыкального инструмента означала только одно: останется больше времени на обожаемую гитару. Ведь скрипка в его жизни была только ради мамы, для себя же самого юный Башмет изучал гитару. Именно она занимала все мечты и надежды.


Позже именно гитара позволила ему стать любимцем всего класса. В эпоху увлечения битлами мальчик, виртуозно исполняющий произведения знаменитой четверки, пользовался непререкаемым авторитетом.

Впрочем, занятия в музыкальной школе тоже не проходили даром. В девятом классе Юрий Башмет уже играл в симфоническом оркестре политехнического института под руководством Семена Арбита. К этому моменту сам музыкант уже переосмыслил свое отношение к музыке, открыв в классике всю ее глубину и бесконечность и, наконец, услышав, насколько потрясающим звучанием обладает его альт.

Московская консерватория


На гастролях симфонического оркестра в Москве ректор Львовской консерватории Зенон Дашак, сам превосходно владевший альтом, познакомил юного Юру Башмета с основоположником русской школы игры на альте, профессором кафедры альта и арфы Московской консерватории Вадимом Васильевичем Борисовским. И определил его брать частные уроки у гения альта.


Позже именно к нему Юрий Башмет поступил в Московскую консерваторию. Написавший из рук вон плохо сочинение, Юрий уже не надеялся стать студентом. Найдя себя в списках поступивших, он был уверен, что этому поспособствовал сам Борисовский, потому что великий маэстро сразу после сдачи экзамена по специальности, поспешил поздравить своего ученика с поступлением. Однако через год Борисовский скончался, а Башмет перешел в класс Федора Дружинина.

В 1972 году студент Юрий Башмет приобрел за 1500 рублей уникальный инструмент – старинный альт, изготовленный итальянским мастером Паоло Тесторе в Милане, в 1758 году. Именно на этом альте Башмет продолжает играть до сих пор.

Наташа Мельник


На первом курсе во время какой-то студенческой вечеринки, Юрий заметил красавицу Наташу. Она была скрипачкой, приехала из украинского города Сумы и сразу же привлекла музыканта. Но оказалось, что он совершенно не в ее вкусе.

Однако от Юрия не так легко было избавиться, он привык добиваться своей цели. Даже сейчас Наталья не понимает, как она стала встречаться с Юрой. Наверное, просто это была судьба.
Как-то так вышло, что они стали неразлучны уже со второго курса. А на пятом Юрий Башмет пришел к своему педагогу посоветоваться. Он любил музыку и любил Наташу. И в силу собственной молодости никак не мог определиться, нужно ли ему жениться, не помешает ли это его становлению, как музыканту. Однако Федор Дружинин определенно сказал, что жениться надо, если есть чувства. А если Юрий станет честно трудиться, то остальное ему приложится от Бога.

Четыре свадьбы


На пятом курсе играли шумную, веселую студенческую свадьбу Натальи и Юрия Башмет в общежитии, где им выделил специальную комнату проректор консерватории по хозяйственной части, Владимир Карпович Частных. Тамадой на свадьбе бы единственный взрослый человек – Федор Дружинин. Но эта веселая, задорная молодежная свадьба оказалась первой в череде праздников новорожденной семьи.


После московской свадьбы последовала свадьба киевская. Молодоженов почти насильно сняли с поезда друзья родителей Юрия, чтобы поздравить юных влюбленных с таким важным событием. У родителей Юрия Башмета во Львове сыграли еще одну свадьбу. А потом было бы уже нечестно не отметить бракосочетание у родителей Наташи в Сумах.

Семья – это навсегда


Юрий Башмет, как любой творческий человек, является натурой творческой и увлекающейся. Он легко влюбляется и с большим уважением относится ко всем влюбленным. Но в то же время он всегда умел держать себя в руках и не переходить границы приличия. Он сам говорит, что в его жизни есть только одна-единственная женщина – его любимая Наташа.

Благодаря ей он обрел тот самый надежный тыл, который и позволил ему состояться, как звездной величине музыкального Олимпа. Довольно талантливая скрипачка пожертвовала собственной карьерой, чтобы мог полностью отдаваться творчеству ее гениальный супруг.


Долгое время у мировой знаменитости не было даже собственной квартиры. Чтобы получить возможность вложить деньги в квартирный кооператив, уже знаменитому во всем мире альтисту пришлось обращаться за помощью к высокопоставленному чиновнику Министерства культуры СССР.
Сейчас, когда у пары выросли уже дети Ксения и Александр, когда подрастает внук Грант, Юрий Башмет признается, что ему очень повезло с супругой. Он понимает, что любить так, как любит его Наталья, дано далеко не каждому. Она не просто любит. Она является не только верной женой, но еще и прекрасным другом и советчиком своего именитого супруга.


Быть женой такого человека совсем не просто. Но разве могут сравниться все трудности с настоящей любовью, которая сопровождает эту пару вот уже больше сорока лет?

Говорят, что все счастливые семьи похожи одна на другую. Семья Юрия и Натальи Башмет напоминает своим спокойным счастьем семью композитора

Народный артист СССР, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, лауреат премии «Grammy», художественный руководитель, дирижер и солист камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, профессор

Есть музыканты, которым Богом и Судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать Личностью в музыкальном искусстве и тем самым открыть новые горизонты для будущих поколений. Таким музыкантом, несомненно, является Юрий Башмет, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства. Он - первый в истории альтист, который начал выступать с сольными концертами, а также самый гастролирующий классический музыкант в мире.

Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Отец - Башмет Абрам Борисович, инженер железнодорожного транспорта. Мать - Кричевер Майя Зиновьевна, филолог. Супруга - Башмет Наталья Тимофеевна, скрипачка. Дочь - Башмет Ксения Юрьевна, пианистка. Сын - Башмет Александр Юрьевич, экономист. Брат - Башмет Евгений Абрамович, музыкант. Внуки: Грант, Майя, Филипп.

Как говорил педагог, народный артист Украинской ССР П.С. Столярский: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы». Именно таким человеком была мать Юрия Башмета, Майя Зиновьевна, о которой сам он говорил: «Моя мама - божественный проводник. Через материнскую любовь она внушала мне уверенность в будущем».

Отец, Абрам Борисович, обладал прекрасным слухом, голосом красивого тембра, любил петь. Он, так же как и мать, сделал все, чтобы приобщить сына к музыке. А потом до глубокой старости занимался архивом Юрия Башмета, который пополнял с 1970 года. Помимо этого, он читал лекции в русском и еврейском обществах, писал газетные статьи. Постоянно посещал концерты, не пропускал ни одной театральной премьеры.

Юрий Башмет вырос во Львове, куда в 1958 году перевели работать его отца из Ростова-на-Дону. Неподалеку от дома находилась консерватория, в учебный отдел которой устроилась работать мать Юрия, Майя Зиновьевна. По воспоминаниям Абрама Борисовича, именно благодаря маме Юрий с малых лет находился в музыкальном окружении. Музыку в семье Башметов очень любили, и дома всегда звучали пластинки. Юрий рассказывал, что у его матери был безупречный музыкальный вкус, и вспоминал, как она точно оценивала его выступления.

Юрий Абрамович считает себя «человеком львовской национальности, потому что во Львове были первые звуки музыки, первый концерт, первый бокал и первый поцелуй». Именно там он получил музыкальное образование и сделал первый шаг к будущей всемирной славе. Сначала Юрий самостоятельно освоил игру на гитаре, а потом ему подарили небольшую скрипку. Абрам Борисович вспоминал, что поначалу сын даже испугался этого инструмента, поскольку на уме у него была исключительно гитара и он всеми силами старался играть под популярных в то время «битлов».

Мать Юрия настояла на том, чтобы сын поступил в музыкальную школу, но случился невиданный парадокс - мальчику сказали, что у него нет слуха! Однако следующая попытка поступления оказалась удачной, и Юрий сразу же стал выделяться среди других учеников. Юрий Башмет с благодарностью вспоминает своего первого педагога - Нину Леонидовну Вишневскую. Его отец всю жизнь хранил у себя школьное сочинение сына о смысле жизни, в котором тот писал, что в будущем представляет себя не кем иным, как музыкантом, причем солистом.

Интересен тот факт, что родители, отдавая сына обучаться игре на скрипке, изначально руководствовались соображениями экономии, поскольку купить, например, фортепиано им было просто не по карману, а скрипка с нотами, футляром и смычком обходилась всего в 10 рублей.

Играя на скрипке, маленький Юрий с завистью поглядывал в окно на ребят, гонявших во дворе футбольный мяч. Сам он позже объяснял это так: «Мама, стремясь защитить сына от влияния улицы, заняла меня музыкой». Надо отметить, что мать никогда насильно не принуждала Юрия к занятиям скрипкой. Когда ему было 10 лет, она достала билеты на концерт знаменитого скрипача - американца Иегуди Менухина. После этого концерта Юрий пришел домой окрыленный - в нем родилось желание играть по-настоящему. Этот ключевой эпизод своей творческой судьбы Юрий Абрамович нередко приводит в многочисленных интервью.

Учась в 8-м классе, Юрий впервые сыграл на альте - этот инструмент требовал от музыканта особенных физических данных: длинных пальцев, твердой руки, сильной растяжки. Юрий был единственным альтистом, попавшим на киевский конкурс струнников музыкальных десятилеток, и более того - он занял первое место, играя на альте в конкурсе скрипачей. Во время учебы в музыкальной школе у юноши проявлялись феноменальные способности: он за полчала успевал выучить материал, на который его коллегам по специальности требовалось целых четыре.

Отец Юрия Абрам Борисович вспоминал: «Если преподаватели видели, что из ученика не получится хорошего скрипача, его переводили учиться на альт. Этот инструмент тогда называли «золушкой». Забегая наперед, без хвастовства могу сказать: историческая миссия Юрия в том, что именно он вывел альт на мировую сцену, сделал его сольным, поставил наравне со скрипкой, фортепиано и виолончелью. А в то время мы не знали, что такое альт, колебались, соглашаться ли вообще на это предложение. И тогда один из студентов консерватории, который бывал у нас дома и немного учил Юру играть на гитаре, сказал ему: «Хочешь, чтобы у тебя было время для игры на гитаре, иди на альт, появится больше свободного времени, потому что альт - значительно проще скрипки».

Если раньше альт характеризовали как нечто промежуточное между скрипкой и виолончелью, то Юрий Башмет в середине 1970-х годов назовет альт тем центром, к которому тянутся и скрипка, и виолончель.

Во время учебы в Львовской средней специальной музыкальной школе-десятилетке мать возила Юрия в Москву на прослушивания, а параллельно организовала дополнительные занятия с репетитором по сольфеджио и гармонии. Все это принесло плоды, когда Башмет блестяще сдал специальность на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию. На поступлении именно в это учебное заведение настояла мать Юрия, и дело было не только в первоклассных московских педагогах, но и в возможности регулярно бывать на концертах выдающихся музыкантов, набираться опыта, оттачивать свое исполнительское мастерство.

В Московской консерватории Юрий проучился с 1971 по 1976 год, где познакомился со своей будущей супругой Натальей, которая была его однокурсницей. Любопытно, что на брак Башмета благословил Мстислав Ростропович, человек, с которым его свяжет многолетняя творческая дружба. Общение с гениальным музыкантом Ростроповичем, как на сцене, так и в жизни, станет для Юрия Абрамовича огромной радостью, а оба его оркестра станут непременными участниками фестивалей Ростроповича.

Первым преподавателем Юрия по классу альта в Московской консерватории был профессор Вадим Борисовский, а после его смерти, с 1972 года, - профессор Фёдор Дружинин. Под его руководством Башмет проходил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории в 1976–1978 годах.

В 1972 году Юрий Башмет приобрел альт работы миланского мастера Паоло Тесторе 1758 года, на котором играет и по сей день. Еще в студенческие годы музыкант был удостоен второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов, проводимом ARD в Мюнхене (1976). Уже тогда о Башмете заговорили как о феноменально одаренном артисте.

Конец 1970-х - начало 1980-х годов стали этапом стремительного восхождения солиста на вершину музыкального Олимпа. Гастроли по Германии 1976 года в составе Московского камерного оркестра, основанного Р. Баршаем, открыли дорогу активной концертной деятельности Юрия Башмета. География выступлений артиста охватывает весь земной шар - это лучшие концертные залы Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии.

С 1980 года Юрий Башмет начал проводить мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподавать на летних курсах в Академиях Киджана (г. Сиена, Италия) и в г. Туре (Франция). Его ученики, среди которых немало лауреатов международных конкурсов, играют в крупнейших оркестрах мира.

Своей дирижерской деятельностью, начавшейся в 1985 году по совету Святослава Рихтера, маэстро подтвердил блистательную репутацию харизматичного современного художника с безупречным вкусом и чувством стиля.

В 1986 году Юрий Абрамович создал камерный оркестр «Солисты Москвы». В 1991 году, находясь на гастролях за рубежом, Башмет как художественный руководитель оркестра подписал временный контракт на работу коллектива с мэрией города Монпелье (Франция).

Однако впоследствии музыканты оркестра приняли решение остаться во Франции, что было абсолютно неприемлемо для Башмета, поскольку, подписывая контракт, он не собирался уезжать из России, которая была и остается его домом. Юрий Абрамович отказался от руководства оркестром и оставил коллектив, предоставив музыкантам право выбора либо остаться, либо вернуться с ним в Россию. Вскоре ансамбль прекратил существование, а в настоящее время его музыканты работают в различных творческих коллективах за рубежом.

В 1992 году Юрий Башмет сформировал камерный ансамбль, дав ему прежнее название «Солисты Москвы», участниками которого стали талантливые молодые музыканты - выпускники и аспиранты Московской консерватории. Без этого коллектива невозможно представить полнокровную художественную жизнь не только России, но и многих стран и континентов, в которых ансамбль провел множество концертов. Его выступления записаны крупнейшими радиокомпаниями, такими как Би-Би-Си, Баварское радио, Радио Франс, Радио Люксембург. Ансамбль записал несколько компакт-дисков, среди которых особое место занимает премьерная запись Тройного концерта А. Шнитке, сделанная для фирмы «EMI Records», где солистами выступили Г. Кремер, Ю. Башмет и М. Ростропович. А компакт-диск с записью Тринадцатого квартета Д. Шостаковича (переложение для камерного оркестра и солирующего альта А. Чайковского) и квинтета И. Брамса (солист Юрий Башмет), сделанной для фирмы «Sony Classics», отмечен критиками крупнейшего музыкального журнала STRAD как «лучшая запись 1998 года».

В качестве солиста и дирижера Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами: Berlin Philharmonic, Berlin Symphony, New York Philharmonic, Bayrische Rundfunk, San Francisco Symphony, Chicago Symphony, Boston Symphony, Wiener Philharmonic, Orchestra Radio France, Оркестр de Paris и др. С этими оркестрами он с успехом исполнял симфонические произведения Брамса, Гайдна, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Бетховена. А исполнение под его руководством Симфонии №13 Шостаковича в Большом театре России стало значительным и ярким событием в культурной жизни страны.

Юрий Башмет - уникальная, яркая личность в современном музыкальном мире. Благодаря неповторимому, Богом данному таланту, огромной эрудиции, благороднейшему артистизму и неуемной энергии, во всем, к чему он прикасается, чувствуется рука Мастера.

Его сольные концерты, а также выступления с выдающимися музыкантами-исполнителями, такими как С. Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А.-С. Муттер, Г. Кремер, М. Аргерих, М. Майский, М. Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М.-Ж. Пиреш, неизменно собирали полные залы, вызывая жгучий интерес публики.

С 1978 года Юрий Башмет преподает в Московской консерватории, являясь с 1988 года ее доцентом, а с 1996 года - профессором. В 1996 году Юрий Абрамович создал и возглавил Экспериментальную кафедру альта в Московской консерватории, на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углубленное изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Созданный музыкантом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию им. Д.Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.

Юрий Башмет - участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения: в Карнеги-холле (с участием Элтона Джона и Стиви Уандера), Лондоне (памяти принцессы Дианы); концертах, сборы от которых направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям с ограниченными возможностями.

Юрий Абрамович ведет широкую просветительскую работу, являясь автором и ведущим телевизионной программы «Вокзал мечты», ставшей лауреатом ТЭФИ-2005 и ТЭФИ-2007 в номинации «Музыкальная программа». Выпуск «Вокзал мечты. Мстислав Ростропович» получил Гран-при VIII Международного телекинофорума «Вместе» 2007 года.

С 2002 года Юрий Башмет является художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Стиль Маэстро, при внешней мягкости жеста, отличается строгой манерой ведения музыки, в которой нет ничего нарочито-театрального, но за которой безоговорочно следуют солисты и оркестранты, отзываясь на малейший внутренний импульс дирижера. Выступления оркестра за рубежом неизменно вызывают всплеск восторженных отзывов.

Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о творчестве Юрия Башмета, а его компакт-диски неоднократно становились обладателями таких престижных европейских наград, как «Золотой диапазон» и «Шок».

В 2008 году Юрий Башмет вместе с ансамблем «Солисты Москвы» стал лауреатом премии «Grammy». Впервые за всю 50-летнюю историю этой престижной премии ее был удостоен российский камерный ансамбль.

В программах Юрия Башмета - музыка разных эпох и стилей. Современными композиторами специально для него написаны и ему посвящены свыше 50 произведений для альта. В огромном репертуаре музыканта есть произведения, интерпретация которых признана непревзойденной в истории исполнительского искусства. Среди них - «Чакона» И.С. Баха, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта, Концертная симфония для скрипки и альта В. Моцарта, Альтовая соната Д. Шостаковича, Концерт для альта с оркестром А. Шнитке, Концерт С. Губайдулиной и «Styx» Г. Канчели.

Юрий Башмет участвовал во многих фестивалях по всему миру: Танглвуд (США), Бордо, Биарриц, Ментон (Франция), Брюссель (Бельгия), Кухмо, Миккели (Финляндия), Кройт (Германия), Сиена, Камерино, Сорренто, Сгреза (Италия), «Мартовские музыкальные дни» (Русе, Болгария). Он - регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия).

Его вклад в миротворческую деятельность трудно переоценить. Высокая гражданская позиция Юрия Башмета в сочетании с его выдающейся творческой деятельностью ставят его в ряд самых великих имен XX века и начала третьего тысячелетия.

Высочайшей оценкой таланта стало назначение Юрия Абрамовича Башмета художественным руководителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», который на протяжении 17 лет проходил под руководством гениального Святослава Рихтера в Москве. Содружество исполнителей разных поколений, но тождественных художественных взглядов обрело высший смысл.

Их совместные выступления на знаменитом фестивале «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее Москвы и в мировых турне создавали незабываемую атмосферу сотворчества двух великих музыкантов.

После смерти Святослава Рихтера Юрий Башмет стал его преемником в руководстве фестивалем. Помимо этого, маэстро с 1997 года возглавляет один из крупнейших музыкальных фестивалей «Эльба - музыкальный остров Европы» (Италия), а также Зимний международный фестиваль искусств в Сочи, Музыкальные фестивали Юрия Башмета в Минске (Беларусь), Ярославле, Хабаровске и Пензе.

За 10 лет своего существования Зимний международный фестиваль искусств в Сочи обрел узнаваемое лицо и стал важным культурным событием не только для города, но и для страны в целом - событием, заметным уже во всем мире. С 2011 года фестиваль в Сочи вошел в Европейскую ассоциацию фестивалей.

Международный музыкальный фестиваль в Ярославле, артистическим директором которого является Юрий Башмет, привлекает к участию ведущих российских и зарубежных музыкантов. Среди них - Сэр Джеймс Гелвей (Великобритания), Кристоф Барати (Венгрия), Клаудио Ванделли (Италия), секстет солистов Берлинской филармонии, Майю Кишима (Япония), Вадим Репин (Россия), Елизавета Леонская (Австрия). Постоянные участники фестиваля: Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Концерты фестиваля проходят не только в Ярославле, но и в Мышкине, Рыбинске и Гаврилов-Яме.

Именем Юрия Башмета названа Детская музыкальная школа №1 в Новокуйбышевске. Он руководит Детской музыкальной академией стран СНГ, которая впервые проводилась летом 2011 года в Самаре и городах Самарской области. В работе академии приняли участие 47 детей из стран СНГ, с которыми занимались ведущие европейские педагоги. Занятия в рамках детской академии проводятся по следующим специальностям: скрипка, альт, виолончель, кларнет, фортепиано, гитара и флейта.

Молодежная музыкальная академия в Минске - еще один ежегодный проект, проводящийся при активном участии всемирно известного музыканта. Созданная в 2009 году минская академия проходит в форме индивидуальных занятий ведущих европейских педагогов с лучшими студентами высших учебных заведений стран СНГ, мастер-классов и совместных концертов. Среди педагогов - ведущие профессора российских и европейских консерваторий, и, кроме того, сам Юрий Башмет также делится опытом с подрастающими музыкантами.

С 2011 года под творческим руководством Юрия Абрамовича проводится Международный музыкальный фестиваль классической музыки в Хабаровске. Высокая посещаемость концертов фестиваля показывает огромное желание публики прикоснуться к высокому искусству.

Помимо концертов в рамках фестиваля ежегодно проводятся творческие встречи и мастер-классы именитых музыкантов.

Другая яркая страница в книге фестивалей, проводимых Юрием Башметом, - Международный музыкальный фестиваль классической музыки в Республике Сейшельские Острова. Большой успех концерта Башмета и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» на Сейшелах продемонстрировал огромный интерес, который есть во всем мире к русскому исполнительскому искусству, вновь доказав, что именно лучшие образцы русской культуры и искусства показывают истинное лицо России за рубежом.

Юрий Башмет также - основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, президент Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса в Англии, член жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и «Мориса Вье» в Париже.

Симфонические абонементы Юрия Башмета в центральных залах Москвы раскрывают масштаб творческих пристрастий артиста. Русская музыка - Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Прокофьев, Шостакович; европейская классика - Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт; современное творчество - Шнитке, Губайдулина, Канчели - все эти шедевры предстают перед многотысячной аудиторией в совершенном исполнении мастера, глубоко познавшего тайны музыкального языка и артистической свободы. Гастрольные туры маэстро с оркестром «Новая Россия» по городам Сибири и Урала, Поволжья, Золотого кольца явились прекрасной демонстрацией огромного интереса соотечественников к творчеству великого артиста.

В 2012 году под артистическим руководством Юрия Башмета впервые был создан Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Финалистов конкурса, которые вошли в состав оркестра, отбирали в течение семи месяцев по всей стране. В прослушиваниях приняли участие более 400 учащихся детских музыкальных школ, детских школ искусств и музыкальных училищ со всей России. «Путевку в жизнь» от экспертного жюри получили 79 юных музыкантов в возрасте от 9 до 21 года из 28 городов России.

В 2014 году под руководством Ю.А. Башмета, который с 2009 года являлся первым послом XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи, была записана и исполнена вся музыкальная программа торжественной церемонии открытия Игр, и параллельно были даны 10 фестивальных концертов в Сочи.

Летом 2015 года в регионе Просекко (Италия) с успехом прошел III Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.\

Компания «Красный квадрат» сняла документальный телефильм под названием «Круговорот Башмета», премьера которого состоялась в сентябре 2015 года на «Первом канале». Съемочная группа побывала вместе с великим альтистом на концертах, гастролях, репетициях, пообщалась с его семьей, друзьями и коллегами.

Исполнительское искусство Юрия Абрамовича Башмета постоянно находится в центре внимания отечественной и мировой общественности. Его творчество нашло свое признание в самых различных наградах и регалиях у себя на Родине и за рубежом.

Юрий Абрамович Башмет - народный артист СССР, народный артист России, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, четырехкратный лауреат Государственной премии Российской Федерации, обладатель званий «Человек года», «Ревнитель просвещения».

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Почёта, орденом Святого преподобного Серафима Саровского, орденом «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию», орденом Изящных искусств и словесности и орденом Почётного легиона (Франция), орденом Великого князя Литовского Гядиминаса (высший орден Литовской Республики), орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой», орденом «За заслуги» III степени (Украина), орденом Франциска Скорины (Беларусь), орденом Почёта (Армения), памятной медалью «Патриот России» и другими наградами.

Музыкант является лауреатом многочисленных премий: первая премия на конкурсе альтистов в Мюнхене, премия «Award-1993» - «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (титул сродни кинематографическому «Оскару»), вторая премия на Международном конкурсе альтистов в Будапеште, премия «Sonnings Musikfond» (Копенгаген) - одна из самых престижных в мире; премия Американской академии звукозаписи «Grammy» вместе с ансамблем «Солисты Москвы» за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля», премия «Овация» вместе с ансамблем «Солисты Москвы», Общенациональная премия «Олимп».

Юрий Абрамович Башмет - член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (заведующий кафедрой альта), почетный академик Лондонской академии искусств, почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, почетный профессор Музыкальной академии Киджана (Италия), член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».

Ю.А. Башмет - создатель, художественный руководитель и главный дирижер камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».

С 1994 года он является учредителем ежегодной Международной премии имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства. Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве, артистический директор Международных музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, «Эльба - музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи; фестивалей Юрия Башмета в Ярославле, Минске (Беларусь), Хабаровске и Пензе; руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в городе Новокуйбышевске (Самарская область) и Юношеской музыкальной академии стран СНГ в Минске (Республика Беларусь).

По выражению известного британского издания «The Times», «Юрий Башмет, без сомнения, - один из величайших ныне живущих музыкантов».

Юрий Абрамович Башмет. Родился 24 января 1953 года в Ростове-на-Дону. Советский и российский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1993, 1995, 2000, 2013).

Отец - Абрам Борисович Башмет (1926-2011), инженер железнодорожного транспорта.

Мать - Майя Зиновьевна Кричевер, филолог, работала в учебном отделе Львовской консерватории.

Старший брат - Башмет Евгений Абрамович, музыкант.

Юрий появился на свет вопреки запретам врачей. Однако мать решилась рожать. С ранних лет он боготворил свою мать и не раз отмечал, что она всегда оставалась для него главным жизненным ориентиром.

Когда Юрию исполнилось пять лет семья переехала в западноукраинский город Львов (туда перевели отца в управление Львовской железной дороги). Там он впервые и познакомился с музыкой: мама отвела его во Львовскую музыкальную школу. Тогда же Юрию подарили его первую в жизни скрипку - самую дешевую - за 9 рублей 25 копеек.

И хотя мальчика тянуло на улицу к друзьям - играть в футбол, кататься на велосипеде, но против воли мамы он пойти не мог. И покорно стал заниматься в музыкальной школе по классу скрипки. В четвертом классе его перевели в десятилетнюю музыкальную школу имени С. Крушельницкой.

Юрий Башмет (слева) в детстве с братом

Однако в скрипичном классе не было мест, поэтому Юрия приняли в класс альта.

Параллельно он очень полюбил гитару и добился очень высоких результатов в искусстве игры на этом инструменте. К слову, гитара позволила ему стать любимцем всего класса: он великолепно исполнял на ней композиции группы «Битлз».

В девятом классе Юрий Башмет уже играл в симфоническом оркестре политехнического института под руководством Семена Арбита. К этому моменту он уже твердо решил, что музыка станет главным занятием его жизни.

В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу. Подрабатывал, играя в вокально-инструментальном ансамбле на гитаре - чему очень противились родители и педагоги. В 1974 году даже принял участие в записи пластинки рок-группы «Цветы».

В 1972 году приобрёл альт миланского мастера Паоло Тесторе (1758) , на котором играл всю свою творческую жизнь. Он рассказывал историю покупки этого уникального инструмента: "Это очень хороший инструмент, но не Страдивари и не Гварнери, а Паоло Антонио Тесторе. Миланская школа. Он попал ко мне на первом курсе консерватории. Стоил тогда неимоверных денег - 1,5 тыс. рублей («Запорожец» в тот год стоил 3,5 тыс.). У меня была треть суммы - благодаря тому, что я играл в группе на гитаре. Родители об этом не знали, я не мог признаться маме. Она была против работы: «Что хочешь делай, но чтобы это не было твоей обязанностью, чтобы ты не получал за это деньги». Поэтому я не демонстрировал свои доходы - так и скопил треть суммы. А две другие части дали дедушка и папа. Папа даже в долги влез - больше года отдавал. Он спокойно мог стоить еще дороже - 3–4 тыс. Но просто его владельцы должны были за семь дней уехать за рубеж на ПМЖ и не могли ничего взять с собой. И передали альт из Одессы через знакомого музыканта. И вот мне позвонил мой профессор Борисовский, он картавил: «Пгиезжай. Твой итальяшка тебя ждет»".

А значительно позже, в Зальцбурге, к нему в руки попал альт Моцарта. "На панихиде по своей маме Моцарт играл вторую часть знаменитой Концертной симфонии как раз на этом альте. И этот инструмент оказался «родным братом» моего альта! Тот же мастер его сделал, всего три года разницы. Невероятно!", - рассказывал Башмет.

В 1976 году окончил Московскую консерваторию (класс В. В. Борисовского, затем Ф. С. Дружинина).

С 1976 по 1978 год проходил в консерватории ассистентуру-стажировку (руководитель Ф. С. Дружинин).

С 1976 года ведёт активную концертную деятельность как альтист.

С 1978 года - солист Московской филармонии. Владеет практически всем альтовым репертуаром. В репертуаре произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, оригинальные сочинения для альта В. А. Моцарта, Н. Паганини, Р. Шумана, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Онеггера, Д. Мийо, Б. Бартока, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др. Первый исполнитель посвящённых ему концертов для альта с оркестром A. И. Головина, А. В. Чайковского, M. Г. Ермолаева, B. Баркаускаса, сонат Б. X. Парсаданяна, А. И. Головина и др.

Выступал в лучших концертных залах Европы, США, Канады, Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Впервые в мировой исполнительской практике дал сольные альтовые концерты (Recital, Viola Abend) в таких залах, как Карнеги-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Барбикан (Лондон), Берлинская филармония, Ла Скала (Милан), Сантори-холл (Токио), Тиволи (Копенгаген), Берлинская филармония, Musikverein (Вена), Академия Санта-Чечилия (Рим), Большой зал Московской консерватории и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии.

Он рассказывал: "У меня особая ситуация. Не сочтите за самовосхваление, но так получилось, что я первым среди альтистов сыграл сольный концерт в миланском La Scala, в нью-йоркском Carnegie Hall, в Большом зале Московской консерватории... Как бы ни был хорош сейчас какой-либо альтист, он не сыграет первый концерт в этих залах, потому что это уже сделал я".

С 1976 года ведет преподавательскую деятельность - преподавал в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, с 1978 года - Московской консерватории (с 1988 года - доцент, с 1996 - профессор). С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира (Япония, Европа, Америка и Гонконг), преподаёт на летних курсах в Академии Киджи (Сиена, Италия) и в Туре (Франция). В 1996 году создал и возглавил в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углублённое изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности.

Принимал участие во различных фестивалях во многих странах: США (Танглвуд), Франции (Бордо, Биарриц, Ментона), Бельгии (Брюссель), Германии (Кройт), Италии (Сиена, Сорренто, Камерино, Стреза), Финляндии (Кухмо, Миккели), Болгарии («Мартовские музыкальные дни», Русе). Регулярный участник Променад-концертов в Альберт-холле (Лондон, Англия).

В 1985 году начал дирижёрскую деятельность. В 1986 году создал камерный ансамбль «Солисты Москвы», став художественным руководителем, дирижёром и солистом ансамбля. В 1992 году создал новый оркестр, участниками которого становятся самые талантливые молодые музыканты России, выпускники и аспиранты Московской консерватории.

С 2002 года - художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (Москва). С 2002 года оркестр дал более 500 концертов в России и за рубежом.

В качестве солиста и дирижёра выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира. С этими оркестрами с успехом исполнял симфонические произведения И. Брамса, Й. Гайдна, Ф. Шуберта, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена.

С 1994 года - основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.

Президент Международного конкурса альтистов им. Л. Тертиса в Англии, член жюри конкурсов альтистов в Мюнхене и «Мориса Вье» в Париже. Учредитель музыкального фестиваля в Туре (Франция) и президент музыкального фестиваля на острове Эльба.

С 1994 года - основатель и президент Международного благотворительного фонда, присуждающего ежегодные премии имени Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.

С 1998 года - художественный руководитель фестиваля музыки и живописи «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», ежегодно проводимого в ГМИИ им. Пушкина (Москва).

С 2006 года совместно с белорусским пианистом Р. Кримером проводит ежегодный Международный фестиваль Юрия Башмета в Минске (Беларусь). С 2009 года проводит международный музыкальный фестиваль в Ярославской области, в ходе которого выступает не только в самом Ярославле, но и в районных центрах.

Является артистическим директором Молодежной музыкальной академии стран СНГ, созданной в 2009 году. Академия проходит в форме индивидуальных занятий ведущих европейских педагогов с лучшими студентами музыкальных высших учебных заведений стран СНГ, мастер-классов, камерного музицирования и совместных концертов.

Общественно-политическая позиция Юрия Башмета

С 2002 года - член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации.

Член Попечительского совета благотворительного фонда О. Дерипаски «Вольное дело».

1 марта 2014 года подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента РФ по Украине и Крыму. 12 марта 2014 года за этот поступок Львовская национальная музыкальная академия лишила Ю. Башмета звания почётного профессора академии.

Юрий Башмет в программе "Наедине со всеми"

Рост Юрия Башмета: 170 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Башмета:

Женат. Супруга - Наталья Тимофеевна Башмет (в девичестве Мельник), скрипачка. Он познакомился с ней, когда учился на первом курсе во время студенческой вечеринки. Наталья родом из украинского города Сумы. Она сразу же привлекла внимание Юрия, но ей он сначала не понравился. Башмет продолжал добиваться своей цели и они стали неразлучны уже со второго курса.

Свадьбу сыграли на пятом курсе в студенческом общежитии, где им выделили специальную комнату. Но это была только первая свадьба. Далее последовала киевская - молодоженов почти насильно сняли с поезда друзья родителей Юрия, чтобы поздравить юных влюбленных с таким важным событием. У родителей Юрия Башмета во Львове сыграли третью свадьбу. А потом они отметили бракосочетание у родителей Натальи в Сумах.

В браке родилось двое детей. Дочь - Ксения, пианистка. Сын - Александр, экономист.

Юрий Башмет с детьми

Фильмография Юрия Башмета:

1994 - Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden) (документальный)
2008 - 2-Асса-2
2009 - Анна Каренина - дирижер (нет в титрах)
2009 - Эдисон Денисов. Преодоление жизни (документальный)
2010 - Я всегда хотел играть в квартете (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Библиография Юрия Башмета:

2003 - Вокзал мечты

Награды и звания Юрия Башмета:

2-я премия Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975);
Гран-при конкурса альтистов, проводимым ARD в Мюнхене (1976);
Медаль «За трудовую доблесть» (14 ноября 1980 года) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады;
Заслуженный артист РСФСР (1983);
Народный артист РСФСР (1989);
Народный артист СССР (1991);
Государственная премия СССР (1986);
Государственные премии России (1993, 1995, 2000, 2013);
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002) - за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства;
Орден Почёта (2008) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден Дружбы (2014) - за большой вклад в организацию подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в Сочи и обеспечение успешного выступления сборных команд России;
Офицер ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва, 1999);
Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия 2000);
Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 2000);
Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2003);
Орден «За заслуги» III степени (Украина, 2004) - за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 2008) - за значительный личный вклад в развитие белорусско-российских культурных связей, пропаганду классического музыкального искусства;
Орден Почёта (Армения, 2013) - за большой вклад в развитие и укрепление армяно-российских культурных связей и большие заслуги в области мирового музыкального искусства;
Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (РПЦ, 2013);
Орден святого преподобного Серафима Саровского (РПЦ);
Орден «За профессиональную честь, достоинство и почетную деловую репутацию» 3-й степени (Российская геральдическая палата, 2004);
Премия Award-1993 - «Лучшему музыканту-инструменталисту года»;
Премия «Sonnings Musikfond» (1995, Копенгаген);
Премия «Грэмми» (вместе с оркестром «Солисты Москвы», Американская академия звукозаписи, Лос-Анджелес, 2008) - за исполнение произведений И. Стравинского и С. Прокофьева в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля»;
Премия «Овация» (вместе с оркестром «Солисты Москвы», 2008);
Национальная премия «Россиянин года» (2013);
Почётный титул «Человек года-2000» (Российское биографическое общество, 2000);
Почётный профессор МГУ им. М. Ломоносова (2004);
Почётный профессор Музыкальной академии Киджи (Италия);
Почётный академик Лондонской академии музыкального и драматического искусства;
Почётный гражданин Русе (Болгария, 2005);
Премия «Скрипач на крыше» (Федерация еврейских общин в России, 2016)



Юрий Башмет - один из наиболее талантливых и неординарных музыкантов современности, уникальный педагог, выдающийся общественный деятель, родился 24.01.1953 года в Ростове-на-Дону.

Детство

Родители мальчика были людьми интеллигентных профессий. Отец трудился инженером на железной дороге, мать, филолог по образованию, преподавала во Львовской консерватории, куда вскоре после рождения сына перебралась семья. Именно она начала с раннего детства прививать мальчику любовь к классической музыке и хорошей литературе.

Юрий в детстве

Когда Юре исполнилось 5 лет, мать настояла на том, чтобы ребенок занимался музыкой, хотя сам он такого желания не испытывал. Впрочем, зайдя в музыкальный магазин и впервые взяв в руки настоящую скрипку, мальчик захотел научиться извлекать из инструмента красивые звуки и даже согласился пройти прослушивании в студии при консерватории.

К удивлению самого ребенка и величайшему счастью матери, педагоги обнаружили у Юры прекрасный слух и отличную музыкальную память. Но скрипичные классы были уже полностью укомплектованы. Мальчику предложили заниматься на альте.

Родители были разочарованы, зато Юрий быстренько согласился, поскольку кто-то из друзей подсказал, что для освоения альт значительно легче скрипки. Сам же Юра к тому времени уже пробовал играть на гитаре.

Музыкальная карьера

Талантливый ученик очень быстро стал одним из лучших в музыкальной школе и без его выступления не обходился ни один отчетный концерт. Родители не могли нарадоваться успехам своей маленькой звездочки, а в старших классах Юрий уже сам пробовал писать музыку и осваивал один музыкальный инструмент за другим.

После окончания музыкальной школы он автоматически стал студентом Львовской консерватории. Его приняли без вступительных экзаменов, так как педагоги прекрасно знали, на что он способен. Будучи второкурсником, он вышел со своим альтом на сцену Большого зала Консерватории. Дебют прошел замечательно, и о юном даровании заговорил весь город.

Одновременно он подрабатывал, играя на гитаре в ресторанах и работая «квартирники» с небольшой группой единомышленников. К 1972 году ему удалось собрать таким образом немыслимую по тем временам для студента сумму в 1500 рублей. За такие деньги в 1972 году можно было приобрести подержанный, но вполне приличный автомобиль.

Но Юрий потратил их на уникальный антикварный музыкальный инструмент, с которым не расстается и по сей день - альт работы известного мастера Паоло Тесторе, изготовленный в середине 18 века.

С 1976 года, сразу же после окончания консерватории, Юрий начинает активную концертную деятельность, причем гастролирует не только по России, но и по дальнему зарубежью. Ему рукоплескали лучшие концертные площадки мира: Карнеги-холл, Ла Скала, Берлинская филармония, Сантори-холл. В австрийском Зальцбугре он удостоился величайшей чести сыграть на альте, принадлежавшим Моцарту.

Спустя почти 10 лет, будучи уже мировой знаменитостью, Юрий Башмет впервые попробовал себя в качестве режиссера. Первый опыт работы с симфоническим оркестром оказался удачным, и спустя всего год Юрий собирает из лучших московский музыкантов собственный коллектив.

Благодаря оригинальной и узнаваемой манере исполнения классических и современных произведений, оркестр «Солисты Москвы» быстро приобретает популярность и тоже начинает выезжать за границу.

Но и сольную карьеру Юрий Башмет на завершил. Правда, в качестве солиста он выступает теперь крайне редко и покупать билеты на его концерт надо за полгода вперед. Для популяризации альта он организовал международный конкурс альтистов и является бессменным председателем его жюри.

На его мастер-классы собираются не только начинающие, но и опытные музыканты со всего мира. Башмет имеет множество музыкальных премий и правительственных наград, главной из которых считает звание Народного артиста СССР.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Натальей Юрий познакомился еще на первом курсе консерватории. Девушка целый год не обращала на него никакого внимания. Во-первых, он не был писаным красавцем, за которыми бегали девушки, а во-вторых, совершенно не умел ухаживать. Но когда Наталья услышала, как он играет, он просто покорил ее сердце тончайшим чувствованием музыки.

С женой Натальей

Вскоре пара поженилась, и с тех пор они не расставались. В семье выросло двое прекрасных детей. Причем сын и дочка унаследовали от родителей великолепные музыкальные способности. Оба с раннего детства занимались музыкой, хотя профессиональной музыкальной карьеры для детей Башметы не хотели.

Сын послушался отца и получил экономическое образование, а вот Ксения стала довольно известной пианисткой, профессионально занимается музыкой.

Герой нашей статьи сегодня - Юрий Башмет - музыкант с мировым именем, о котором не слышал разве что ленивый. Почетный академик Лондонской академии искусств, кавалер нескольких орденов - он всегда носит черное и очень любит слово «амбиции». Любит жизнь и любит дело, которым занимается. Как складывался его творческий путь, кто он и о чем мечтает - об этом наш рассказ.

Кто он?

Юрий Башмет - личность, которая в особенном представлении не нуждается. Известный всему миру музыкант и дирижер - невероятно талантливый, живой, многогранный - этот человек навсегда вписал свое имя в историю классической музыки XX века. Башмет - Народный артист СССР; СССР и четырёх Государственных премий РФ; а еще он России. И это вдвойне приятно, когда такие одаренные люди не меняют свои принципы на деньги, а стараются сделать многое (что в их силах) для своей страны; страны, в которой будут жить их потомки. Ведь кто-то же должен это делать.

Он любит черный цвет в одежде и считает, что нужно быть последовательным во всем. Утверждает, что предательство и невыполнение обязательств, данных кому-либо - чистой воды преступление.

Про него можно долго и увлекательно рассказывать. Биография Башмета многогранна, а жизнь настолько наполнена и разнообразна, что охватить все сферы его деятельности весьма непросто. Мы только прикоснемся к фактам из его личной истории.

Факты из биографии

Родился Башмет Юрий Абрамович в России, в городе Ростове на Дону, в январе 1953 года. Его родители - представители еврейской нации. В 1958 году семья переехала во Львов. Дело в том, что отец будущего музыканта - Башмет Абрам Борисович - инженер железнодорожного транспорта, был переведен на территорию Украинской ССР по долгу службы.

Надо сказать, что в семье не было профессиональных музыкантов, однако музыка там всегда приветствовалась, была главным гостем при любом застолье. Юра с детства увлекался этой сферой искусства, а отец, наряду с бабушками и дедушками, всегда поддерживал данное увлечение.

Музыка стала неотъемлемой частью еженедельного времяпрепровождения юного Юрия Башмета благодаря его маме - Кричевер Майе Зиновьевне. Женщина, из-за боязни, что ее сын в трудном подростковом возрасте может связаться с дурной компанией и пойти по неправильному пути, отдала мальчика в музыкальную школу. По мнению Майи Зиновьевны, постоянное занятие в музыкальной школе должно было как-то организовать подростка, чтобы у него не было времени на всякие глупости.

Почему альт?

Если бы обстоятельства сложились иначе, миру был бы известен скрипач Юрий Башмет. Однако когда Юра вместе с мамой пришел во Львовскую среднюю специальную музыкальную школу, мест для обучения по классу скрипки не было. Майе Зиновьевне предложили отдать ребенка на альт.

Конечно, в то время альт не имел такой популярности и известности, как скрипка. Многие считали, что по классу альта обучаются лишь неудачники, которых отсеяли с уроков игры на скрипке. Кроме того, музыкальный инструмент гораздо крупнее своей родственницы, и для того чтобы извлекать из него звуки, нужны крепкие выносливые руки.

Родителей Юрия Башмета этот факт весьма всполошил, однако самого парня, наоборот, обрадовал. Дело в том, что друг юноши напел своему приятелю о том, что альт не требует такой огромной отдачи в тренировках, как скрипка. А это прекрасный шанс уделять больше времени игре на гитаре. В то время Юра, как и многие его современники, заслушивался кумирами тогдашней молодежи - группой "Битлз", участники которой были музыкальными богами - им подражали, на них равнялись.

Но следует сказать, что этот факт в биографии юного Башмета оказался судьбоносным. Ему так понравилось звучание альта, что занятия на этом музыкальном инструменте увлекли молодого человека всерьез. Спустя некоторое время он стал призером республиканского музыкального конкурса в Киеве.

Первые шаги к успеху

Надо сказать, что вообще, только благодаря Башмету альт стал так популярен и известен. Этот музыкант вывел инструмент на новый уровень и навсегда вписал свое имя в историю классической музыки. Однако мировой известности Юрия Башмета предшествовала тяжелая работа - над техникой, над исполнением и над самим собой.

После музыкальной школы Башмет поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1976 году. С этого времени началась его активная музыкальная деятельность, параллельно с которой была стажировка и обучение в ассистентуре все той же Московской консерватории.

Знаковым в карьере музыканта считается именно 1976 год - Башмет выиграл Международный конкурс альтистов в Германии. Выиграл конкурс и отправился в гастрольный тур по городам страны. К слову, конкурс был организован при поддержке радио и телевидения Баварии, и это, несомненно, сыграло ведущую роль в том, что музыкант мгновенно прославился.

В биографии маэстро есть весьма интересный факт: инструмент Юрия Башмета, на котором он играет начиная с 1972 года по сегодняшний день - работа известного мастера Паоло Тесторе, созданная еще в середине XVIII века. И именно Башмет был первым альтистом за более чем 200 лет, кому доверили играть Моцарта в немецком Зальцбурге именно на альте.

Дирижерская деятельность

Помимо мирового признания в качестве музыканта, Башмет добился известности и как дирижер оркестра. Его дебют в этой роли состоялся в 1985 году чисто случайно. Во французском городе Туре проходил музыкальный фестиваль, и по непреодолимым причинам на нем не смог присутствовать близкий друг Башмета - Валерий Гергиев. Юрия Абрамовича попросили помощи в решении данной ситуации - его уговорили встать за дирижерский пульт. Оказалось - не зря. Башмету так понравилось, что он, по его собственным словам, просто заболел этим делом.

В том же 1985 году Юрий Абрамович создал свой камерный оркестр под названием «Солисты Москвы». Однако первый состав этого музыкального организма просуществовал недолго - до 1991 года. Так случилось, что в Москву с гастрольного тура по Франции маэстро вернулся один - оркестр Юрия Башмета развалился. Все оркестранты решили покинуть Родину и остаться за рубежом. Это была непростая ситуация для музыканта - жизнь испытывала его на прочность. Однако он выстоял и год спустя собрал новый состав «Солистов Москвы».

Творческая биография

По сегодняшний день дирижер Юрий Башмет гастролирует с оркестром «Солисты Москвы» по всему земному шару. За годы концертной деятельности музыканты обогнули земной шар не менее 30 раз.

В 1996 году Юрий Башмет организовал и возглавил «Экспериментальную кафедру альта». В эту авантюрную идею поначалу было страшно кидаться с головой. Кафедра задумывалась для тех студентов, кто отличался от классического выпускника консерватории. Может быть, с чуть более слабой техникой игры, зато с не меньшей харизмой и индивидуальностью. Однако все получилось.

Сегодня Юрий Абрамович является доцентом и преподает в Московской консерватории. Также он проводит мастер-классы в различных городах России и зарубежья.

Помимо этого, под руководством Башмета находится Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Маэстро - художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Параллельно руководящей деятельности, Юрий Абрамович занимается сольной карьерой, участвует в камерных программах.

И еще у него хватает времени на то, чтобы принимать непосредственное участие в организации фестивалей во французской Туре и итальянской Эльбе.

Кроме всего прочего, с 1998 года по сей день маэстро является художественным руководителем фестиваля «Декабрьские вечера». Всеми творческими и организационными вопросами занимается именно Юрий Башмет.

Семья

Башмет женат. Его супруга - Наталья Тимофеевна - коллега по музыкальному цеху. Много лет назад молодые люди вместе учились на скрипичном отделении в Московской консерватории и познакомились на вечеринке в общежитии.

Юрий сразу обратил внимание на миловидную девушку, а вот Наталья не торопилась проявлять свои чувства. Однако позже поняла, что молодой человек - настоящий мужчина, на которого можно положиться, и приняла от Юрия предложение руки и сердца. Молодые люди решили объединить свои судьбы, будучи студентами пятого курса.

У Юрия Абрамовича Башмета с женой Натальей Тимофеевной двое детей - сын Александр и дочь Ксения.

Ксения пошла по стопам родителей и стала хорошей пианисткой, ее заинтересовала классическая музыка. Башмет признается, что гордится успехами своей дочери. Однако изначально он и не думал прививать своим детям данную профессию. По его мнению, это очень тяжелая специальность.

Все решилось случайно. Когда девочке было пять лет, ее на лето отправили во Львов к бабушке, которая, вместе со старшим братом Юрия Башмета, привила Ксюше слух. Домой она вернулась с багажом знаний.

Сын Башмета не пошел по музыкальной стезе отца. Он хорошо играет на флейте и рояле, талантливо рисует, ему близка классическая музыка, однако учится парень на экономическом факультете.

О человеке Юрии Башмете

Юрий Башмет, биография творческой деятельности которого поражает своими масштабами, любит не только работать, но и хорошо отдыхать. Лучшим отдыхом для души считает чтение - обожает много читать. Юрий Абрамович признается, что книга может его так увлечь, что он порой забывает про сон и пищу телесную.

Физическое наслаждение Башмету приносит игра в бильярд. Не против маэстро и подразнить фортуну - он частый гость в казино.

Башмет - достаточно компанейский человек, общение доставляет ему истинное удовольствие. Двери дома семейства Башмет всегда открыты для гостей. Кстати, один из любимых праздников Юрия Абрамовича - Новый год. Музыкант предпочитает отмечать его не в ресторане и не в шумном городе в принципе, а в уединенной тишине в кругу близких и родных - на даче. Среди его друзей больше представителей актерской среды. Музыкант откровенно говорит, что в своей стихии ему труднее общаться с людьми.

Башмет любит свою Родину. Он не изменяет России. И хоть по долгу службы ему приходится путешествовать по различным странам, в которых у него есть полюбившиеся города, сердце все равно рвется сюда, домой. Маэстро откровенно заявляет, что только в залах российских городов царит особая атмосфера, которой больше нет нигде.

Благотворительность

Башмет Юрий Абрамович - цельный человек. Как уже отмечалось ранее, он старается быть последовательным во всем, не признает предательства. Музыкант делом, по-настоящему помогает тем, кому необходима помощь и кому он действительно может помочь. И не всегда это материальные средства.

В 1994 году маэстро основал и возглавил Международный благотворительный фонд Юрия Башмета. Спустя некоторое время фонд учредил Международную премию им. Д. Шостаковича «за выдающиеся достижения в области мирового искусства».

По мнению Юрия Абрамовича, помочь всем, конечно, невозможно. Но адресно - под силу, главное, было бы желание.

Вот такой он, Юрий Башмет, великий и невероятно талантливый, далекий и такой близкий, свой и настоящий.