Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Валерий халилов кто по национальности. Главный военный дирижер

Валерий халилов кто по национальности. Главный военный дирижер

Музыкальный журналист Эдда Забавских в интервью с Валерием Халиловым подробно расспросила его о его биографии, отношении к музыке и карьере. Forbes Life публикует фрагменты этого интервью. Полный текст читайте в ближайших номерах журнала «Gala Биография».

– Кажется просто невероятным - руководить более чем тысячей музыкантов, да еще на таком огромном пространстве! Неужели слышите каждого оркестранта?

Конечно, нет, это невозможно. У меня есть высокопрофессиональные помощники, коллеги-дирижеры, которые обеспечивают чистоту и стройность каждой группы и точно передают мои сигналы.

- Наверное, колоссальное напряжение?

Скорее, возбуждение, сосредоточение и огромная собранность, ответственность. Каждому такому событию предшествует огромная подготовка. Долго готовишься, репетируешь, а само событие проходит быстро. Остается чувство выполненного долга. Или невыполненного – что-то не получилось, хотелось бы лучше…

- А что отличает военного дирижера от его гражданских коллег?

Профессия дирижера требует, кроме музыкального таланта, ярких лидерских качеств и коммуникабельности. Далеко не каждый талантливый музыкант может стать военным музыкантом. Для этого необходим еще целый комплекс особых качеств. Основная наша работа – не в теплых и комфортабельных концертных залах, а на плацу, в лагерях, в строю на улицах и площадях, на ветру и под палящим солнцем, под дождем и в морозы. А стало быть, требуется еще отменное здоровье, физическая подготовка (которой уделяется значительное внимание в период учебы). Кроме того, военному дирижеру необходим незаурядный дар воспитателя – для своего войскового подразделения он еще и командир.

– Но что все-таки привлекает одаренных музыкантов именно в военные оркестры?

Кроме любви к музыке – романтика военной профессии. Здесь при таком мирном занятии, как музыка, чувствуешь себя настоящим мужчиной. Ведь нас воспитывают по законам армии – по уставу, в строевой подготовке. С суворовских времен мы, музыканты, открываем парады. Не помню, чтобы меня обучали стрельбе, но что касается строевой выучки, светского этикета и воинской вежливости, а главное, чувства ответственности – это всегда было на первом плане. Военный дирижер в первую очередь строевик, он стоит перед оркестром, на три шага впереди всех.

- Сложно с музыкантами?

Отгоняют сегодня молодых музыкантов от духовых инструментов. Появились новые, более легкие и модные технократические, электронные инструменты. У нас работа тяжелая, а отдача низкая. К тому же духовик – опасная профессия: губы, дыхание очень уязвимы.

Не каждый может заниматься серьезной музыкой. Это тяжелый труд, требующий постоянного развития. И все же очень многие идут слушать симфонию Чайковского или концерт Рахманинова. Наши концерты носят филармонический характер, мы исполняем музыку популярную, но академическую, классическую. И у нас есть огромная аудитория.

- Ваши концерты востребованы?

Когда я был назначен на должность, я сначала не знал, чем занять коллектив вне строя. А несколько лет спустя уже не знаю, как отбиться от постоянных предложений выступить. Жанр духовой музыки – экологически чистый жанр, и к нему тянется все больше людей.

- Расскажите о своей семье, детстве.

Родился я в Термезе в семье военного – наша семья переезжала с места на место. Основатель нашей военно-музыкальной династии, мой отец Михаил Николаевич Халилов первую профессиональную подготовку прошел в Ташкентской школе военных музыкантов.

Папа в детстве играл на трубе, и ему как очень способному мальчику посоветовали туда поехать, и он сразу поступил. Это была редкая и очень хорошая школа, многие известные военные музыканты там начинали свое профессиональное образование. Потом он учился на факультете военного дирижирования в Москве, по окончании папе предложили оркестр в Германии, но он не захотел ехать в незнакомую страну и сам попросился в Среднюю Азию, которую уже хорошо знал.

Из Термеза меня увезли совсем маленьким, и в моей памяти остался другой город – Джамбул в Казахстане. Летом там стояла необыкновенная жара, и мы, мальчишки, бегали по городу босиком. Кругом были арыки – каналы для орошения полей. Вода в них была настолько чистой, что там водилась рыба. Мы голыми руками ловили пескарей и жарили прямо на раскаленных крышах. Не потому что были голодными - просто было интересно самим практически в центре города взять такую добычу. В Джамбуле отец руководил оркестром, концерты которого в городском были очень популярны. Думаю, уже тогда появилась моя тяга к военной музыке.

А когда отец по болезни демобилизовался, семья вернулась в Москву, на родину матери. Здесь я поступил в музыкальную школу №7 имени Глиэра на Якиманке. Когда перешел в пятый класс, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу в Троице-Лыково (теперь это Суворовское училище в Теплом Стане). Прекрасное место: река, высокий обрывистый берег, два храма. Однако из-за ветхости строений потом школу перевели в Теплый Стан. Думаю, это большая потеря: Троице-Лыково – уникальное место. Это не просто воспитывает патриотизм, сама обстановка способствует особому формированию личности. Счастье, что мне именно там довелось учиться. Особенно обидно, что, когда наша школа оттуда уехала, там так ничего и не построили.

К сожалению, утеряны и сами школы музыкальных воспитанников: во времена моего отца их было в стране восемнадцать, а осталась всего одна - которую я окончил. Учили нас прекрасно, но со строгой дисциплиной. Жили мы на казарменном положении. За мелкие проступки и двойки не давали увольнительную, и очень много выходных я, вместо гулянья и отдыха, упорно работал над исправлением оценок и собственных недостатков.

- И много было двоек?

Случались, и нередко. Были прекрасные педагоги и очень высокие требования - фактически индивидуальное обучение, особенно по музыкальным предметам.

Нас учили не только профессии, заботились о нашем кругозоре, о широком образовании. Мы прекрасно знали немецкий язык, который нам преподавали на высшем уровне – я говорил совершенно свободно. Нас обучали общей культуре, правилам поведения в обществе, хорошим манерам, бальным танцам. Учили нас и бытовой культуре, в общем, готовили настоящих офицеров. Ведь офицер не только защитник Родины – это лицо армии, он должен иметь авторитет, быть примером. Дирижер военного оркестра воспитывает не только своих оркестрантов, но через них весь личный состав и всех слушателей.

- Ну а любовь, девочки? Неужели никаких любовных романов?

Представьте себе, на девочек мы стали смотреть только в старших классах. Мы ведь были на казарменном положении: семь лет казармы в школе, потом три года из пяти учебы на военно-дирижерском факультете в консерватории имени Чайковского – тоже фактически в казарме.

Что-то изменилось, только когда я уже консерваторским четверокурсником познакомился с будущей женой.

- Как же вы познакомились, любовь с первого взгляда?

Познакомились с ее сестрой на отдыхе. Потом меня пригласили в дом новых знакомых, там оказался рояль. Я, естественно, сел за него. Рояль – инструмент чувственный, так что я сразу всех покорил. Еще бы: не просто курсант - как играет! Впрочем, я и как курсант произвел впечатление. Все расспрашивали про стрельбу, военную жизнь. Ну я, конечно, расхвастался: да, говорю, стрелял и гранаты бросал… Военная наука интересная, и, думаю, каждый юноша должен через что-то подобное пройти: понюхать пороху, почувствовать себя настоящим защитником. И на эти темы я разговорился, разоткровенничался о собственных ощущениях – у девчонок глаза стали круглые, рты открылись… Потом все разъехались на учебу, но завязалась переписка с воспоминаниями. А когда сестры приехали в Москву на студенческие зимние каникулы, мы вместе ходили по музеям, театрам, концертам. Вот тут и появился интерес друг к другу. В 1974 году сыграли свадьбу в Киеве.

- А как развивалась ваша карьера после учебы?

По окончании консерватории меня уже в лейтенантских погонах распределили в город Пушкин Ленинградской области руководить оркестром Пушкинского высшего командного училища радиоэлектроники ПВО. Красивейшие исторические места, замечательные культурные традиции, интересные театрализованные действа с участием нашего оркестра – все побуждало к творчеству. Там я начал активно сочинять музыку.

- И по сей день Наташа – ваша единственная любимая жена?

Ну да, единственная - а разве надо две или больше? Мне повезло сразу: столько лет женщина со мной живет, не бросила ни из-за моей ненормированной службы, ни из-за сложного характера. Я ведь капризный, требовательный. Все проблемы с работы несешь домой А жена терпеливо слушает и все твои эмоции берет на себя. И весь дом, дети, внуки – все на ней, а мы на всем готовеньком. Наташа еще и работала по специальности. Даже на моей первой службе в Пушкине ей нашлось место на кафедре в местном инженерно-строительном институте.

- В воспитании внуков участвуете?

Буквально с пеленок беру их на свои концерты, уже с трех-четырех лет они внимательно слушают симфонический оркестр. Им нравится. Даже если ерзают и отвлекаются, подспудно эта музыка в них проникает, гармонизирует, строит личность.

- А как насчет продолжения военно-дирижерской династии?

Пока ее успешно продолжает мой брат Александр, полковник, тоже композитор, преподает дирижирование на кафедре военно-оркестровой службы МВК. Его сын, мой племянник - тоже выпускник Военной консерватории. А у меня ведь девочки. Однако малолетние внуки и даже внучки почти с пеленок любят ходить строем и дирижировать – «как дедушка»…

В субботу, в светлый праздник старого Нового года в московском Богоявленском храме отпели военного дирижера Валерия Халилова, который возглавлял ансамбль им. Александрова. Попрощаться с музыкантом пришли сотни человек - одноклассники по училищу, ученики и поклонники.

Валерий Халилов был очень талантливым композитором. «Это был высочайшего достоинства человек, - тихо рассказывал доцент академии им. Гнесиных Сергей Решетов. «Ведь по музыке человека всегда видно, что он из себя представляет. И в музыке Валеры были видны его благородство, его честь, его возвышенность. Он был настоящим военным дирижером - всегда подтянутый, стройный, до последних дней занимался спортом». «Говорят, что незаменимых людей нет, - помолчав, добавил Сергей Решетов. - Но в случае с Валерой это слишком большая утрата. До сих пор не верится, что его нет. С каждым днем все горше и горше».

Портал Правмир собрал фрагменты из нескольких интервью Валерия Михайловича - о детстве, профессии и вере в Бога.

О КРЕЩЕНИИ И ВЕРЕ

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры - я и вовсе не понимаю!

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет». Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось. Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими - пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь - нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло. Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения - 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

О МУЗЫКЕ ДУХОВНОЙ И ВОЕННОЙ

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер - военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна. Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей - это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки - в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства? Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму - открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам - созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика - никогда. Слушать классику - работа души.

Люди во все времена - одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки. И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями. Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют - все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно! Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее - чистое, светлое.

Наверно, именно в этой плоскости музыка - военная ли или просто классическая - и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства». Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах - куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр - это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр - вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать. Вокруг - раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют - толпа собирается вокруг духового оркестра.

О МОЛИТВЕ В ВОЕННОМ МАРШЕ

Скажем, марш «Генерал Милорадович». Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу «Генерал Милорадович», зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш. И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые - внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал - я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течение, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича. Вот это марш, это русский марш, я его написал.

В нем ничего нет такого предосудительного, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога - такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

О ВОЕННЫХ МУЗЫКАНТАХ РОССИИ

Наша страна - единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование - Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри. Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

ВИДЕОПЕРЕДАЧИ С ВАЛЕРИЕМ ХАЛИЛОВЫМ

Родился в семье военного дирижёра 30 января 1952 года в городе Термез. В 4 года начал сочинять музыку. С 11 лет воспитанник военно-музыкального училища в Москве. 1970 - 1975 г.- военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Г. П. Алявдина).

Первое место службы - дирижер оркестра Пушкинского высшего училища радиоэлектроники ПВО страны.

На конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, оркестр под управление Валерия Халилова занимает первое место (1980 г.).

В 1981 году переведен преподавателем на военно-дирижерский факультет (Москва).

В 1984 году переведён в орган управления военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 года - начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации.

Валерий Халилов организатор многих праздничных театрализованных мероприятий, проводимых в Москве и не только, участие в которых принимают как военные духовые оркестры России, так и коллективы со многих стран мира. Среди этих зрелищных мероприятии надо отметить, международные военно-музыкальные фестивали «Кремлевская Зоря», «Спасская Башня».

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии.

Валерий Халилов - прекрасный композитор. Его перу принадлежат замечательные произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Брат генерал-лейтенанта В.М. Халилова - старший преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, заслуженный артист России (1997 г.), полковник Халилов Александр Михайлович (автор музыки к знаменитой песне "Мы уходим с Востока" ВИА "Каскад" и некоторое время руководитель этого коллектива), а его племянник - выпускник (2011) военного института (военных дирижеров) Военного университета Халилов Михаил Александрович.

ХАЛИЛОВ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА.

Родился (30.01.1952)в семье военного дирижёра в городе Термез, Узбекская ССР.
Отец Халилова по национальности - лакец, родом из села Хуты, Дагестан; мать -
крымская татарка. С 11 лет - воспитанник военно-музыкального училища
в Москве (кларнет). В 1970 -1975 годах обучался на военно-дирижёрском
факультете при Московской государственной консерватории им. П. И.Чайковского.

Первое место службы - дирижёр оркестра Пушкинского высшего военного
командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году оркестр под
управлением Халилова занял 1-е место на конкурсе
военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Халилов
назначен преподавателемна военно-дирижёрский факультет Московской
государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
В 1984 году переведён в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.
С 2002 по 2016 год -начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации -
Главный военный дирижёр.В этой должности неоднократно выступал
в качестве дирижёра сводного военного оркестра,
принимавшего участие в Парадах, посвящённых Дню Победы на Красной площади.
С мая 2015 года - член попечительского совета «Академии праздничной культуры».
В апреле 2016 года назначен на должность Начальника ансамбля -
художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски
Российской армии имен А. В. Александрова.

Валерий Халилов выступил организатором многих праздничных театрализованных мероприятий,
участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы
из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные
фестивали, как «Кремлёвская заря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным
руководителем фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» (Хабаровск) и
«Марш столетия» (Тамбов), а также Международного военно-музыкального
фестиваля в Южно-Сахалинске.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации
в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии,
Франции, Швейцарии, Бельгии.
Перу Халилова принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио»,
«Элегия», марши - «Кадет», «Молодёжный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

НАГРАДЫ: Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени,
орден Почёта, медали СССР, медали РФ.

УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ – доцент.

БРАТ ВАЛЕРИЯ - Александр Михайлович Халилов - старший преподаватель
Военного института
(военных дирижёров) Военного университета Минобороны России, заслуженный а
ртист Российской Федерации (1997), полковник. Он является автором музыки
к песне «Мы уходим с Востока» ВИА «Каскад».

Валерий Михайлович Халилов погиб в Сочи 25 декабря 2016 года в авиационной
катастрофе самолёта Ту-154 Минобороны России, направлявшегося в Сирию.
Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого и
м Ансамбля имени Александрова.

Википедия.


ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО: «КРАСНОЗНАМЁННЫЙ АНСАМБЛЬ ДОЛЖЕН БУДЕТ ЖИТЬ»

Случилась великая трагедия, мимо которой не прошел, думаю, ни один человек.
Постоянные репортажи по телевидению, и миллионы людей не только приникают
к экранам, но искренне плачут, переживая эту тяжелейшую утрату. На лицах россиян
печаль и грусть. Люди, летевшие помочь военнослужащим, все без исключения -
достойные, талантливые, смелые.

Я лично и Кубанский казачий хор хорошо знали Краснознаменный ансамбль
песни и пляски имени Александрова - наш знаменитейший коллектив, гордость страны.
Первые впечатления - из самого раннего детства, когда я впервые услышал
по радио краснознаменцев. Звучали «Вставай, страна огромная»,
«Вечер на рейде» - да любая песня их репертуара поднимала дух.
Сам коллектив воспринимался как знак нашего патриотизма,
безупречного профессионализма и высокой духовности. Мы же знаем и помним,
что его основатель Александр Васильевич Александров -
бывший регент главного храма российского, Храма Христа Спасителя.

У нас немало пересечений с александровцами. Вспомню одно. В 2012 году
отмечалось 200-летие наполеоновского похода. На концерте во Франции ансамбль
Александрова и Кубанский казачий хор выступали как единый коллектив.
Мы сохранили самые добрые чувства об этом партнерстве. Недавно
в Москве я возглавлял жюри конкурса, который проводило возрожденное
Хоровое общество. Слушали российские хоры, и в составе арбитров
был генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов.
Нас связывало знакомство на ходу: при встрече кивали друг другу,
здоровались, но близко не общались. Можно сказать, что конкурс
в Измайловском кремле подарил мне близкого, очень родного человека.
Мы говорили о проблемах развития духовой музыки, с сожалением отмечали,
что сейчас она находится в глубоком упадке. О духовых оркестрах
Валерий Михайлович - первый военный дирижер страны - знал всё.
Я рассказал ему о проводившихся до перестройки марш-парадах
в Краснодаре и во всех казачьих городах. Одной из тем наших бесед был
и Краснознаменный ансамбль. Халилов внимательно слушал меня
и соглашался с тем, что на него возложена большая ответственность
продолжить славный путь коллектива, который не может стоять на месте,
а должен развиваться. Мы оказались единомышленниками.
Разговоры были прекрасные, я в нём почувствовал музыканта, художника,
гражданина, обеспокоенного делом своей жизни.

Валерий Михайлович проявлял какие-то образцовые человеческие качества.
На обсуждения жюри удалялось в небольшую комнатку, где было очень холодно.
Я приехал без теплой одежды и ежился от озноба.
Тогда он принес из раздевалки шубу и накинул мне на плечи.
Я отнекивался, говорил, что не генеральское
это дело - подавать шубу. Военный человек, строгий, немного даже суровый,
Халилов в душе был добрым, теплым и заботливым.

Кубанскому казачьему хору уже 205 лет, и каждый год в день рождения коллектива
мы вспоминаем ушедших и поем «Вечную память». Теперь мы станем поминать
погибших 25 декабря - Валерия Халилова и всех артистов, которых не забудем.
Они - наши братья по искусству, мы скорбим и переживаем горечь утраты.
Царствие небесное. Вечный покой всем безвинно павшим! С нами Бог -
будем об этом помнить…

Очень давно, еще в Новосибирске, откуда я вернулся на свою родину больше
четырех десятилетий назад, я написал песню. Газета «Комсомольская правда»
объявила поэтический конкурс. Геннадий Головатый - молодой, тогда неизвестный
читинский поэт - получил главный приз за стихотворение из двух четверостиший.
Поначалу, по молодости, я испытывал даже возмущение: почему только восемь строк?
Когда же прочитал их, они зазвучали в сердце и душе - и родилась песня.
Она никогда не исполнялась, но я мечтал, что однажды ее споют александровцы.
Видимо, не суждено. Сейчас, в траурные дни, чувствую, что эти удивительные
стихи имеют отношение к судьбе Краснознаменного ансамбля.

* * *
Слепые не могут смотреть гневно.
Немые не могут кричать яростно.
Безрукие не могут держать оружие.
Безногие не могут шагать вперед.

Но - немые могут смотреть гневно.
Но - слепые могут кричать яростно.
Но - безногие могут держать оружие.
Но - безрукие могут шагать вперед.

26.12.2016
Елена ФЕДОРЕНКО
Газета "Культура"

МОЛИТВА ЗА ДУШУ ВАЛЕРИЯ ХАЛИЛОВА,
РУКОВОДИТЕЛЯ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА,
ПОГИБШЕГО ПРИ КРУШЕНИИ САМОЛЁТА ТУ-154
НАД ЧЁРНЫМ МОРЕМ.

Отец наш Небесный! Да святится имя Твое!
Небесная наша Заступница – Пресвятая Богородица!
Иисус Христос – Спаситель Мира! Земля-матушка!
Пророки, Архангелы, Ангелы, Святые!
Упокойте душу Валерия Михайловича Халилова,
художественного руководителя и дирижёра
Ансамбля имени Александрова,
погибшего при крушении самолёта Ту-154.
Пусть светлая скорбь и молитвы родственников,
друзей, поклонников и всех добрых людей
помогают душе Валерия обрести покой небесный.
Пусть смерть этого талантливого музыканта,
умелого руководителя и отважного генерала
послужит установлению мира на Земле.
Пусть на замену Валерию Халилову
найдётся для Ансамбля достойный руководитель.
Пусть в Ансамбль имени Александрова
придут одарённые люди, особенно молодёжь.
Слава и вечная память Валерию Халилову
и всем погибшим вместе с ним.
Слава Отцу Небесному
и всем Божественным силам!
Аминь.

МОЛИТВА ЗА ДУШИ ПОГИБШИХ АРТИСТОВ
ИЗ АНСАМБЛЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРОВА
ПРИ КРУШЕНИИ САМОЛЁТА ТУ-154
НАД ЧЁРНЫМ МОРЕМ

Sputnik, Бадри Есиава.

Домик в Гагре

То, что жизнь главного дирижера Валерия Халилова была тесно связана с Абхазией, а его супруга родом из курортного города Гагра, мало кому было известно в республике. об этом не писали в СМИ и громко никто не заявлял. По рассказу депутата Парламента Абхазии Анзора Кокоскерия, ему посчастливилось быть не только соседом Халилова, но и стать для него "младшим братом".

"Супруга Валерия Халилова, Наталья, родом из Гагры. Она хотела построить небольшой домик недалеко от отцовского участка. Семья Халиловых обратились к моим друзьям, которые занимаются строительством, а те, в свою очередь, ко мне, так как знали, что я сам живу на этой улице", — вспомнил Кокоскерия.

Кокоскерия рассказал, что Халиловы приезжали не часто, где то раз в полгода на две или три недели. Несмотря на кратковременное пребывание в Абхазии, их семьи очень сдружились, проводили много времени за общим столом и всегда старались помогать друг другу.

Валерий Халилов запомнился Анзору Кокосркерия как человек добродушный, отзывчивый, умеющий уважать традиции и культуру той страны, в которой он находился. Кокоскерия отметил, что по своему мировоззрению, поведению и моральным принципам Валерий был очень близок абхазскому народу.

"У меня даже есть фотографии, где Валерий помогает мне делать вино. Он мог сам прийти и предложить помочь порубить дрова, к примеру. Валерий был физически очень крепким мужчиной, любил работать, его двор всегда был в чистоте. Он для меня был не просто другом, а старшим братом", — с горечью утраты рассказал Анзор Кокоскерия.

© Фото: / из личного архива Анзора Кокоскерия

Человечность и отзывчивость Валерия Халилова были безграничными, отметил Кокоскерия. Он был готов помочь, естественно, не только в Абхазии, но и везде, где у него была такая возможность.

Анзор вспомнил, что несколько лет назад у него были проблемы со здоровьем. Он поехал в Москву. Наталья Халилова, супруга Валерия, договорилась устроить его в один из лучших военных госпиталей российской столицы. Когда ее спросили, кто же этот человек, за которого они так просят, она ответила, что это сын Валерия Халилова.

"У них две дочери, сына не было. Наталья называла меня сыном, который построил им дом", — сказал Кокоскерия.

Валерий Халилов познакомился со своей супругой в Гагре еще в советские годы, он был обычным солдатом и покорил молодую Наталью своим умением красиво играть на музыкальных инструментах.

Анзор Кокоскерия поделился тем, что он до сих пор не может поверить в произошедшее и все еще надеется на то, что у Валерия Халилова был шанс выжить.

Нежный "колдун" с дирижерской палочкой

Бывший первый заместитель генерального прокурора Абхазии Беслан Квициния познакомился с Валерием Халиловым в 2009 году в Москве. Умение найти общий язык, душевная простота и искренность Халилова быстро их сблизили. Квициния даже удалось лично увидеть репетицию военного оркестра, дирижером которго был Халилов.

Квициния был удивлен, как ловко Халилов управлял таким количеством музыкантов одним лишь взмахом дирижерской палочки.

"Я спросил, как такой большой оркестр его слушается, особенно, когда играют на улице или на плацу. Валерий засмеялся и сказал, что на День победы в ВОВ ему предстоит вывести 1200 музыкантов, и он сейчас думает и колдует, как это лучше сделать", — вспомнил Беслан Квициния.

И вправду, Валерию Халилову удалось с честью справиться со столь сложной задачей, добавил Квициния. Он с удивлением наблюдал, как во время военного парада в честь 65-ой юбилейной годовщины победы в ВОВ военный оркестр гордо, красиво и слаженно прошел по Красной площади.

А когда Валерий Халилов приехал в Абхазию на один из Дней Победы в Отечественной войне народа Абхазии, его друг Беслан Квициния спросил его, как ему абхазский оркестр. На что дирижер улыбнулся и отметил хорошую игру музыкантов.

"Можно будет в следующий раз пригласить и военный оркестр Южного федерального округа, чтоб устроить настоящий праздник", — сказал тогда Халилов.

По воспоминаниям Квициния, Валерий Халилов был влюблен в Абхазию и очень за нее переживал. Он не мог смириться с тем, что республика никак не может до конца отойти от войны, а люди не могут найти покоя.

"Почему все так должно быть? Здесь люди должны спокойно жить, тут нельзя даже громко разговаривать", — сетовал Халилов.

Валерий Халилов очень любил и природу Абхазии. Когда у него была возможность приезжать в Абхазию, он много времени проводил на море, а все остальное время в огороде, рассказал Беслан.

"Часто мы собирались дома у Халиловых в Гагре, где он виртуозно играл нам на пианино. Это был удивительный человек, очень внимательный. Никогда не обделял вниманием, всегда поздравлял с праздниками", — подчеркнул Беслан.

Солистке Москонцерта (меццо-сопрано), которая не раз выступала в Пицундском органном зале с абхазскими артистами, посчастливилось поработать с мэтром российского военного оркестра Валерием Халиловым в начале 2000-х годов на фестивале духовной музыки. Она запомнила Халилова как спокойного, но очень требовательного в работе человека.

"В начале 2000-х годов мы проводили фестивали Духовной музыки вместе с Халиловым и композитором Борисом Феоктистовым. Несмотря на то, что Валерий Михайлович был военным, он не был жестким. Требовательным был, но мягким", — рассказала Сучкова-Гавриилова.

Минобороны РФ сообщило в воскресенье утром, что в 5.40 мск пропала с радаров отметка самолета Ту-154, который выполнял плановый перелет с аэродрома Адлера.

По уточненным данным министерства, на борту воздушного судна находились 84 пассажира и восемь членов экипажа — военнослужащие, артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые летели поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС РФ на авиабазу Хмеймим в Сирии, девять представителей российских СМИ.