Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Реституция: искусство, освобожденное из плена. Трофеи великой отечественной войны, доставшиеся ссср (7 фото) Русские трофейные картины в музеях российских городов

Реституция: искусство, освобожденное из плена. Трофеи великой отечественной войны, доставшиеся ссср (7 фото) Русские трофейные картины в музеях российских городов

Петербург отмечает "высокохудожественную" годовщину - ровно 95 лет назад в Эрмитаже вновь были открыты залы картинной галереи. Экспонаты, эвакуированные решением Временного правительства, вернулись из Москвы. Это не единственный случай, когда главный музей Петербурга приобретал и терял ценности. Так, в конце 19 века часть своих произведений Эрмитаж передал в только что открытый Русский музей императора Александра Третьего. Всего 80 шедевров, в числе которых «Последний день Помпеи» Брюллова, «Запорожцы» Репина и знаменитый «Девятый вал» Айвазовского. Сейчас эти картины представляют золотой фонд Русского музея, но покупали их специально для Зимнего дворца.

После революции Эрмитаж значительно обогатился за счет частных коллекций и собрания произведений из Академии Художеств - все шедевры, что там хранились были национализированы. Эрмитаж пополнился картинами великих мастеров - Боттичелли, Андреа Дель Сатро, Корреджо, Ван Дейка, Рембрандта и Делакруа. Кроме этого, после октября 1917 года Зимний Дворец перестал быть императорской резиденцией и множество предметов интерьера тоже стали частью коллекции музея. Получил Эрмитаж также дары, которые преподносили императорскому двору. Так, например, 10 октября посол персидского правителя Надир-шах-Афшара преподнес русскому царю так называемые «Сокровища Великих Монголов» - золотые сосуды, драгоценности, усыпанное бриллиантами оружие. По версии историков, богатые дары были присланы неспроста - персидский шах хотел посвататься к цесаревне Елизавете Петровне, но свадьбы не случилось, а «Сокровища Великих Монголов» так и остались в России.

Самый большой музей не только пополнялся шедеврами искусства, но и терял их. Например, знаменитую бриллиантовую комнату перевезли в Москву перед революцией, когда коллекцию спасали от надвигающихся на Петербург вражеских войск. Теперь это основа алмазного фонда Кремля в оружейных палатах. Символы государственной власти - большая и малая корона, скипетр и держава после отречения от престола Николая Второго достались Кремлю. «Бриллиантовая комната» сильно пострадала от распродаж, когда после 1922 года была проведена ревизия, после которой оставили самые ценные экспонаты, а остальные продали на зарубежных аукционах.

В 1929 - 1934 годах советское правительство стало продавать полотна из Эрмитажа на разных аукционах, и 48 шедевров мирового значения навсегда покинули Россию. Две картины из музея попали в национальную галерею искусств в Вашингтоне. Продавали картины и отдельным избранным торговцам. Так, миллиардер и предприниматель Галуст Гюльбенкян за один раз купил сразу 51 эрмитажный экспонат. Полная торговля шедеврами была прекращена в 1933 году. Через год был уволен директор Эрмитажа.

После Великой Отечественной войны коллекция Эрмитажа пополнилась так называемым «Трофейным искусством» - это культурные ценности, перемещенные в Россию из Германии и ее военных союзников. Некоторое время в Эрмитаже гостил Пергамский алтарь и полотно Рафаэля «Сикстинская Мадонна», но потом их вернули в ГДР. Однако множество шедевров все равно остались в России - в частности, сейчас известно о 800 картинах и 200 скульптурах «трофейного искусства» в хранилищах Эрмитажа.

Совсем недавно Петербург и Москва боролись за собрание импрессионистов и постмодернистов. Раньше эти полотна находились в уже несуществующем музее нового западного искусства в Москве. Он был закрыт в 1948 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве, тогда около 400 картин, самая известная из которых «Танец» Матисса, достались Эрмитажу. Несмотря на все потери и приобретения главный музей Петербурга остался в плюсе - на данный момент в нем хранится более 3 миллионов произведений искусства.

На самом верхнем этаже Эрмитажа расположен один из "спецхранов" музея, где находится часть трофейных произведений искусства, вывезенных в Россию из Германии после Второй мировой

На самом верхнем этаже Эрмитажа расположен один из "спецхранов" музея, где находится часть трофейных произведений искусства, вывезенных в Россию из Германии после Второй мировой войны. До недавних пор доступ сюда имели только директор и непосредственный куратор зала.

"За последние 55 лет ни одна из хранящихся там работ не была изучена специалистами" - признался Борис Асварищ, куратор отдела истории западно-европейского искусства. Это печальный факт, ведь в спецкомнате хранится около 800 живописных работ.

Большинство трофейных произведений искусства планируется перевезти в современное хранилище Эрмитажа, когда оно будет закончено. По оценкам специалистов, это займет еще несколько лет, если музей изыщет источник финансирования, чтобы завершить лишь на половину отстроенное здание.

Некоторые из полотен повреждены, но эксперты Эрмитажа утверждают, что это произошло еще во время Второй мировой войны, когда картины хранились в немецких банках.

Самые прекрасные образцы трофейной живописи принадлежат кисти Ван Гога, Матисса, Ренуара и Пикассо. Они выставлены сейчас на всеобщее обозрение в залах Эрмитажа. Кроме того, среди работ находящихся на специальном хранении, есть полотна Эль Греко, работы школ Тициана, Тинторетто и Рубенса. Большинство картин попало в музей из частных коллекций, например, немецких промышленников Отто Герштенберга и Отто Кребса.

Происхождение некоторых полотен до сих пор не установлено, но некоторые их них попали в музей из личных коллекций Адольфа Гитлера и других лидеров третьего рейха.

Этажом ниже, на втором этаже Эрмитажа неподалеку от основных экспозиций, находится еще один спецхран, в котором содержится до 6000 предметов восточного искусства. Большинство из них выставлялись раннее в Музее восточно-азиатского искусства в Берлине. Эти работы также провели последние полвека в полном забвении. Среди вершин коллекции – настенные фрески 8-9 веков из буддистского монастыря, расположенного на западе Китая. Все они до сих пор (!) хранятся в металлических ящиках, которые использовали солдаты для их транспортировки.

Там могут быть фрагменты фресок, вывезенные в 1900-е годы из храма Безеклик немецким археологом Альбертом фон ле Коком. Фон ле Кок обнаружил пещеры неподалеку от города Турфан в провинции Синьдзянь и все их содержимое (а это - ни много ни мало - 24 тонны груза!), вывез в Европу в три этапа. Позднее британский археолог Орэл Штайн также вывез раритеты из Безеклика, сейчас эти сокровища хранятся в Национальном музее Дели. После двух столь "удачных" научных набегов на месте не осталось практически ни одной работы.

Если в ящиках Эрмитажа действительно находятся фрески Безеклика, то повторное их обнаружение может оказать серьезное влияние на дальнейшее изучение азиатских древностей.

Прочие предметы искусства, находящиеся в этом зале – сотни японских картин на шелке, датируемые 18-19 веками, а также различные японские и китайские предметы декоративно-прикладного искусства.

В кладовых Эрмитажа покоятся около 400 предметов из коллекции Шлимана, относящиеся ко временам троянской войны. Из всех 9 000 предметов коллекции Шлимана около 6 000 вновь экспонируются в Берлине, но 300 наиболее ценных золотых артефактов "достались" Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Еще около 2 000 безвозвратно утеряны.

Прочие предметы искусства, хранящиеся в этом отделе, относятся к римской и кельтской цивилизациям и к периоду правления Меровингов. Последние составляют весомую часть большой коллекции из нескольких сотен предметов, которую руководство Эрмитажа планирует разместить вместе со своими коллегами из Берлина, возможно, уже в 2002 году.

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть . Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.


Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.


Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.


Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.


Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.


Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

20 марта президенту и экс-директору ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирине Александровне Антоновой исполняется 94 года.

Это всего на 10 меньше, чем самому зданию Пушкинского музея.
Эти колонны всего на 10 лет старше её, представляете?

Постараемся разобраться в тайне ее долголетия.


Для этого нам придется обратиться к истории выставок и фондов Пушкинского музея.

Как известно, после Второй Мировой войны, наши войска, находившиеся на территории Германии, вывезли большое количество культурных ценностей.

М. Володин. Спасение картин Дрезденской галереи (Центральный музей
Вооруженных сил СССР)
. На переднем плане - Сикстинская мадонна, разумеется; на заднем - Рубенс, "Триумф добродетели".

Картина написана художником Володиным, бывшим очевидцем происходящего. Еще его оперативные зарисовки "спасения"

Лейтенант Рабинович, занимавшийся вывозом, на руинах Дрезденской галереи в 1945 году (фото)

"Специальные трофейные бригады без разбора вывозили культурные ценности из советской зоны оккупации в Москву, Ленинград и Киев. Сталин приказал на всякий случай засекретить «культурную добычу» как возможное политическое оружие на будущее" (Г. Козлов. Реституция: искусство, освобожденное из плена ).

Фото: Американцы из группы Monuments Men
(для аналогии - понятно, что фото советских солдат в аналогичных ситуациях не найдешь)

***

Молодая Ирина Антонова (Артгид)

О том, как трофеи прибывали в ГМИИ, Антонова вспоминает так: " Для меня искусство связано с эмоциями. Когда на нас обрушилась эта лавина шедевров, на меня это произвело громадное впечатление. Каждый раз, когда распаковывалась новая картина, это было как удар".

Антонова присутствовала при том, когда реставраторы распаковывали "Сикстинскую Мадонну". И говорит, что это было похоже на священнодействие. Картина была замотана в белые полотнища, и она до сих пор помнит эту сияющую белизну, из которой появилась картина. ()

1945 год: Разгрузка картин из Дрезденской галереи в ГМИИ (фото музея)

То, что Советский Союз, в отличие от западных союзников (см. документальный фильм The Monuments Men (2014) от National Geographic; а одноименный художественный с Клуни, Дэймоном и Бланшетт смотреть вообще не стоит) не возвращал немцам немецкое, выставляло СССР с невыгодной стороны.

Спустя 10 лет "Молотов и предложил не только «сохранить лицо», но и перехватить политическую инициативу: торжественно вернуть коллекцию Дрезденской галереи, сделав вид, что ее изначально вывозили ради «спасения». Акцию приурочили к созданию Организации Варшавского договора летом 1955 года.

Чтобы придать вес одному из его ключевых членов — ГДР, «социалистическим немцам» постепенно вернули не только произведения из галереи, но и все ценности из музеев Восточной Германии. К 1960 году в СССР остались только произведения из Западной Германии, капиталистических стран вроде Голландии, а также из частных коллекций.

По этой же схеме были возвращены художественные ценности всем странам «народной демократии», включая даже румынские экспонаты, переданные царской России на хранение еще в Первую мировую войну. Немецкий, румынский, польский «возвраты» превратились в большие политические шоу и стали инструментом укрепления соцлагеря, причем «большой брат», подчеркивая не юридический, а политический характер происходящего, упорно называл их не «реституцией», а «возвращением» и «актом доброй воли»". (Козлов)

"Шедевры Дрездена были торжественно показаны в 1955 году Москве в ГМИИ имени Пушкина и толпы потрясенных людей, которые пришли увидеть и одновременно проститься навсегда с «Сикстинской мадонной» Рафаэля, с «Венерой» Джорджоне и «Динарием кесаря» Тициана придали этой гуманной акции святость народной воли.

Мы вернули в Дрезден 1240 произведений искусства (в 1958 году, к празднованию 400-летия основания Дрезденских музеев (1960) состоялся второй этап передачи произведений).

А всего в ГДР было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства, плюс 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел". (РИА Новости)

Выставка возвращаемого в ГМИИ (фото: музей)

Подписание акта передачи

Помимо, как вы уже догадались, рафаэлевской Сикстинской мадонны, мы вернули много всего ценного:

Пергамский алтарь

Дюрер. Портрет молодого человека

И еще кучу шедевров.

В общем, кроме Крыма Хрущев отдал и вот это:












Реституции продолжались еще долго и даже практически до наших дней.
Например,
в 2002 году 111 элементов витражей Мариенкирхе, датируемых XIV веком, которые с 20 августа 1946 года хранились в Эрмитаже, были отправлены во Франкфурт-на-Одере. (Длинный список от РИА Новости) .

Повторимся, всего в ГДР только при Хрущеве было отправлено 1 млн. 850 тыс. предметов искусства.

А теперь представьте, сколько всего НЕ было возвращено, сколько всего осталось в тайных фондах СССР?

Очень долгое время спустя начало вскрываться, что именно оставили себе коварные русские.

В августе 1992 года образовалась специальная Комиссия по реституции во главе с тогдашним министром культуры России Евгением Сидоровым. Она объявила, что начинает серию выставок «трофейных» произведений искусства.

Перечислим эти выставки в Пушкинском музее.
***

Так, в 1996 году на выставке в ГМИИ «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» мировая общественность совершенно ВНЕЗАПНО обнаружила, что золотой клад Приама не погиб полвека назад под бомбами, как это считалось.
А все время был спрятан в подвалах.
Был скандал, немцы орали, чтобы отдали.

фото РИА Новости

Но русские уперлись рогом
(тем более, что в Германию-то, на родину, Шлиман вывез это золото незаконно, по хорошему он должен был отдать его Турции, на территории которой производились раскопки. Не будем упоминать о том, что деньги на раскопки Шлиман заработал именно в России, где он стал миллионером, купцом 1-й гильдии, завел русскую жену и детей. Читайте его ЖЗЛ - настоящий приключенческий роман, на самом деле).

Сегодня у золота Трои в ГМИИ отдельный зал.

Жена археолога (вторая, юная гречанка) в золотом уборе из клада.

Однако это была не первая выставка - переломным был предыдущий, 1995 год, когда состоялась выставка "Дважды спасенные... Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны".

"Демонстрируется 63 произведения западноевропейской живописи и графики XIV-XIX вв. (что составляет одну шестую "секретного фонда", хранящегося в ГМИИ им. Пушкина и ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря). На этикетках большинства из них значится: "Из неизвестного собрания". Часть некогда принадлежала венгерским коллекционерам , репрессированным во время войны, в следствие чего вещи оказались в Германии. У других произведений был вполне определенный адрес — "Шлоссмузеум" в Готе, Городской музей в Висбадене, Картинная галерея Сансуси, Потсдам, Музей Гогенцоллернов, Национальная галерея в Берлине, Кунстхалле Бремена и Дрезденская картинная галерея". ("Коммерсант ").

Там были картины Оноре Домье "Восстание" и "Прачки" (из собрания Герстенберг-Шарфа), более известные по литографиям мастера. Три Дега ("Вытирающаяся женщина", "Обнаженная, вытирающая руку", "Танцовщица, опирающаяся на скамейку"), два Мане ("Портрет Розиты Маури" и "Портрет Мэри Лоран с моськой") и два Ренуара ("Букет хризантем и японский веер" и "Портрет мадам Шоке у окна"), "Мужской портрет" Тинторетто, "Иоанн Креститель" Эль Греко, "Портрет Лолы Хименес" и "Карнавал" Гойи.


Неплохие такие мелочи нашлись в ГМИИ..

В том же 1995 году Пушкинский музей из своих закромов собрал выставку "Пять веков европейского рисунка" из бывшего собрания Франца Кенигса: рисунки работы Тинторетто, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Гольбейна, Дюрера, Ватто, Буше, Гварди, Тьеполо и многих других — 307 работ.

Коллекцию Франца Кенигса просит вернуть Голландия, которая по другим, более отзывчивым странам, уже насобирала ее остатки. (В Германию коллекция попала на хранение в 1941 году, а вскоре после этого Кенигс скоропостижно попал под машину).

Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/571534

Черепок от одной из склееных ваз сохранился в берлинском музее, полвека был о ней, давно опубликованной, напоминанием, и давал повод к оплакиванию. Ваза теперь нашлась, но воссоединение невозможно.

Немцы от выставки вообще очень разгневались. Глава фонда Прусского культурного наследия Клаус-Дитер Леманн заявил, что московская выставка представляет собой "очередную попытку искажения фактов прошлого". Ну и потребовали все назад, рутинно и безответно.

Немного неприятна немцам и экспозиция «Эпоха Меровингов. Европа без границ» (2007). Это как если б мы узнали о выставке артефактов Владимира Святого и княгини Ольги в Германии, которые нам никто возвращать не собирается. Из 1300 экспонатов 700 являются "перемещенными ценностями". Значительная часть экспонатов происходит из собрания прусского Государственного собрания доисторических древностей, позже ставшего берлинским Музеем древней и ранней истории. Покинули они музей, как вы понимаете, в 1945 году. Более 60 лет Германия считала их утраченными.

"В конце Второй мировой войны эти предметы были обнаружены советскими солдатами в бункере Зенитной башни на территории Берлинского зоопарка и по решению Военного Совета 5-й Ударной армии и бригады Комитета по делам искусств СССР были вывезены в Советский Союз. Часть собрания музея в 1958 году была возвращена ГДР, оставшиеся предметы были распределены между тремя музеями - ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажем и Государственным историческим музеем.Сегодня эти разъединенные коллекции впервые за шестьдесят лет соединились. Причем в одной экспозиции не только слиты три российские части - на выставку привезена и «германская» часть коллекции, порядка 200 экспонатов" ().

Также в Москве нашелся Включает в себя 81 предмет (8 чеканных золотых чаш, гривны, слитки и большое количество мотков золотой проволоки) общим весом 2,59 кг. Относится к позднему бронзовому веку — X—IX вв. до н. э.

До 1939 года экспонировался в Берлинском собрании доисторического искусства.

(Путин пригласил на открытие выставки Меркель, что многие сочли настоящим глумлением над этой дамой).

Выставка "Сотканный мир египетских христиан" (2010) собрала коптские экс-коллекции Государственных музеев Берлина и Музея прикладного искусства в Лейпциге.
Этим тряпочкам тысячи лет, буквально.





фото

***
Антонова, разумеется, придерживается весьма жесткой и последовательной позиции о том, что возвращать ничего нельзя.

"Реституция невозможна, и я объясню вам почему, - говорит Антонова, - Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается "мраморов Элгина", которые остаются в Лондоне". Как отмечает директор ГМИИ, все должно остаться так, как есть. Ирина Антонова называет этот факт историей и говорит, что то, что осталось в России, это компенсация, тысячная доля компенсации ()


***

Выставка "Искусство Древнего Кипра" (2014) тоже включала трофейное искусство. "Часть собрания кипрского искусства происходит из Фонда перемещенных ценностей, где хранились вещи преимущественно из Античного собрания Берлина. Она поступила в ГМИИ в 1945 году.

Памятники, находившиеся в бункере во Фридрихсхайне, были взорваны во время боевых действий в городе. Многие предметы из этого Фонда нуждались не просто в реставрации, а в полном восстановлении.

Среди них - ценные скульптуры и терракоты из раскопок известного немецкого археолога Макса Онефальш-Рихтера (1850-1917 гг.) в Идалионе, Лимнити и Китионе" (http://ancient-ru.livejournal.com/272076.html ).

Часть реставрированных древностей уже показывались на "Археологии войны".


Фото "Российская газета"

Число артефактов, показанных на этих выставках, потрясает.
А также их древность и значение для мирового искусства.
Закономерно возникает вопрос - что еще осталось непоказанным?
Что еще таят запасники ГМИИ? Что еще было вывезено из Германии и считается утраченным?

Исследователь истории Третьего Рейха Отто Э. Бернхардт указывает, что остается один важный артефакт, судьба которого до сих пор не выяснена.

НЕ НАДО ТУТ КОММЕНТИРОВАТЬ, ДОЧИТАЙТЕ ПОСТ ПО ССЫЛКЕ "ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ"

Во многих немецких городах проходят выставки, посвященные 50-летию возвращения в Восточную Германию 1,5 млн произведений, захваченных как трофеи в конце войны

Пятьдесят лет назад Советский Союз вернул Восточной Германии 1,5 млн сокровищ мирового искусства, захваченных как трофеи в конце Великой Отечественной войны. Недавно 28 немецких музеев решили еще раз сказать за это спасибо и устроили выставки, где можно увидеть возвращенные в Германию работы.

Безусловно, музеи подтолкнуло к организации этих выставок не только чувство благодарности. Вторая часть их посыла такова: а не можем ли мы получить обратно все остальное?.. Ведь в России все еще находится как минимум миллион украденных произведений…

Немецкие музеи настаивают на возвращении трофейных произведений искусства с момента объединения Восточной и Западной Германии в 1990 году. Но Россия отдает произведения очень неохотно, мотивируя это тем, что захваченных Советской армией «рембрандтов», «караваджо», «рубенсов» следует считать компенсацией за украденные или изуродованные гитлеровцами шедевры из русских музеев. Согласно российским законам, все произведения искусства, вывезенные из Германии под руководством сталинского Трофейного комитета, являются собственностью российского государства.

Внимание российских властей и СМИ сейчас приковано к ситуации в Южной Осетии, поэтому мало кто интересуется выставками в немецких музеях. Недавно открылась первая выставка трофейного искусства (всего их планируется девять). Она называется «Пятьдесят лет потерянного и вновь обретенного искусства» и проходит в Потсдаме, в знаменитом дворце Сан-Суси, который когда-то был летней резиденцией прусского короля Фридриха Великого.

Выставка рассказывает о масштабной реституции 1958 года. Тогда в знак дружбы с Восточной Германией из Москвы и Ленинграда были отправлены 300 вагонов, в которых находились 1,5 млн из 2,5 млн трофейных шедевров, вывезенных из Германии в конце войны. Если бы не эта реституция, многие немецкие музеи навсегда остались бы без своих главных сокровищ. Как можно, например, представить себе Пергамский музей без знаменитого Пергамского алтаря? Или сувенирные магазинчики Дрездена без открыток и ковриков для мышек с изображением херувимчиков с картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля? А ведь все это могло остаться в Советском Союзе…

Наверное, те, кто открывал эти ящики с трофейными произведениями искусства, чувствовали себя как дети в канун Рождества. Музеи Восточной Германии с большим размахом отметили возвращение сокровищ. Но торжества скоро закончились, и ничто не помогло скрыть нелицеприятную правду: почти половина украденных произведений так и не вернулась в Германию.

Директора немецких музеев до сих пор не могут получить ответ на вопрос, какими критериями руководствовались советские власти, когда решали, какие картины и скульптуры вернуть Германии, а какие нет. На открытии выставки в Сан-Суси президент Прусского культурного центра Херманн Парцингер (Hermann Parzinger) высказал предположение, что оставшиеся произведения принадлежат к числу тех, что были похищены отдельными индивидуумами еще до прихода Трофейного комитета.

«Мы думаем, что многие работы осели в частных собраниях», - сказал Парцингер. По его словам, Германия не надеется, что благодаря выставкам Россия решит немедленно вернуть оставшиеся трофеи. Главная задача - наладить взаимодействие с представителями русских музеев, чтобы кураторы знали, какие работы пропали, где они находятся и в каком состоянии.

Представители фонда «Прусские дворцы и парки Берлина-Бранденбурга», под попечительством которого находится Сан-Суси, заявляют, что из опекаемых ими дворцов и замков Восточной Германии бесследно исчезло около 3 тыс. работ. Из 159 картин, которые до войны висели в богато обставленной картинной галерее Фридриха Великого, «с войны вернулись» только 99. Кураторы закрывают образовавшиеся на стенах пустые места другими трофейными произведениями искусства, многие из которых были сняты со стен замков, разрушенных во время войны. В число этих работ входят картины Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), Антониса ван Дейка (Anthony van Dyck), Рембрандта (Rembrandt), Караваджо (Caravaggio), Фердинанда Боля (Ferdinand Bol), Гвидо Рени (Guido Reni) и Яна Ливенса (Jan Lievens), которые почти полностью покрывают стену галереи.

На выставке экспонируются и иллюстрации, на которых можно увидеть, как выглядела галерея Фридриха до войны, а также черно-белые фотографии украденных произведений. Нельзя не заметить, что картины, которые сейчас висят на стенах Сан-Суси, уже не соответствуют вкусовым пристрастиям прусского монарха. Большинство «лакун» было заполнено полотнами на религиозные темы, хотя Фридрих предпочитал мифологическую живопись. Ему нравились картины с изображениями чувственных обнаженных тел и сцен любви. У того, кто грабил его коллекцию в 1945 году, очевидно, был похожий вкус - со стен галереи исчезли пышные Данаи и Венеры, а также ренессансные эротические фантазии Джулио Романо (Giulio Romano). В частности, было украдено полотно, на котором изображены обнаженные юноша и девушка, целующиеся на кровати под присмотром пожилой женщины (предположительно, кормилицы).

Больше всего оплакивают потерю полотна «Тарквиний и Лукреция», незабвенного шедевра Рубенса. Еще до прихода Трофейного комитета один советский офицер вырезал картину из рамы и увез на родину. Полотно пролежало у него на чердаке до самой его смерти в 1999 году. Затем один московский коллекционер купил картину за 3,5 млн долл. и оплатил реставрационные работы, после чего попытался продать ее Германии за 60 млн. Немецкое правительство не захотело выплачивать за картину такую сумму и попыталось вернуть шедевр через суд. Но московский суд отклонил иск, мотивируя это тем, что владелец картины приобрел ее законным путем.

Однако не все заканчивается так печально. В 1993 году один ветеран Великой Отечественной передал немецкому посольству в Москве 101 графическое произведение, включая работы Альбрехта Дюрера (Albrecht Duerer), Эдуара Мане (Edouard Manet), Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec) и Франсиско де Гойи (Francisco de Goya). До войны произведения искусства находились в Музее искусств Бремена, а в 1943 году были спрятаны в замке Карнцов. Там их и нашли офицеры Советской армии. В 2000 году рисунки и гравюры вернулись в бременский музей.

Выставка трофейного искусства в замке Сан-Суси продлится до 31 октября. Похожие выставки пройдут в Аахене, Берлине, Бремене, Дессау, Дрездене, Готе и Шверине.