Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Подвиды культуры. Формы культуры

Подвиды культуры. Формы культуры

Сущность культуры может изучаться с разных позиций, что будет, соответственно, сказываться на её определении. Если рассматривать как социальное явление, то здесь есть несколько базовых подходов.

Ценностный делает акцент на реализации общих ценностей разными способами, на создании или появлении возможностей для этой реализации.

Технологический рассматривает культуру как некую совокупность достижений из духовной и материальной жизни общества. И, наконец, выделяют ещё и деятельностный. С этой точки зрения культура рассматривается как некий творческий процесс, касающийся материальной и духовной сфер.

Но если поискать материал по теме «понятие культуры формы и разновидности культуры», то можно увидеть, что этим всё не ограничивается. Например, сам термин понимается в широком и в более узком смысле. Первый вариант рассматривает культуру в качестве динамично развивающегося комплекса способов, форм, подходов, принципов творческой деятельности социума. Причём он неразрывно связан с историческими процессами. В более узком смысле культура понимается как творческий процесс, направленный на создание, перераспределение и потребление ценностей, имеющих духовное значение.

И если говорить о том, какие виды культуры обществознание рассматривает, то встречается ещё деление на материальную и духовную. Отметим, что само по себе такое разграничение весьма условно, а найти, где именно у него рамки, трудно. Одно и то же явление может относиться и к тому, и к другому. Итак, концепция первой разновидности тесно связана с предметами материального мира, вторая имеет больше отношение, соответственно, к нематериальному.

Типология культур предполагает деление по самым разным вариантам. Например, восточная противопоставляется западной. Или же национальная – мировой. Однако интеграционные процессы и здесь размывают рамки. Рассматривают также городские и сельские формы культуры, общие и специализированные, традиционную, а также индустриальную и, соответственно, постиндустриальную.

Обсуждая то, какие формы и разновидности культуры различают специалисты, нельзя не отметить такое популярное деление как на массовую, элитарную и народную. Впрочем, здесь нужны пояснения, поскольку эти определения настолько часто все слышали, к примеру, в СМИ, что далеко не все понимают, а что именно учёные в них вкладывают. Итак, массовая, её ещё называют поп-культурой (поп – это сокращённо от слова «популярная») или китчем. Тут существуют свои стандарты, реклама, ярким явлением стал шоу-бизнес. Занимаются профессиональные исполнители. Неотделима от СМИ. Уровень сложности в массе своей не очень высокий.

Поп-культура ориентирована на массового потребителя. Она часто существует вне рамок контекста, например, что отличает её от народной, которую просто невозможно себе представить без отсылок на традиции и обычаи отдельно взятого этноса. Для понимания большинства продуктов достаточно просто школьного базового образования, причём его качество часто не имеет значения. Потребителю необязательно быть подготовленным, чтобы осознать произведение, что необходимо для оперы или классической литературы.

Позитивной стороной массовой культуры стала её возможность влиять сразу на большое количество людей. Она в доступной форме иллюстрирует вечные ценности, играет часто вдохновляющую роль. Может выполнять функцию воспитания. Китч объединяет людей из разных стран, потому что практически всё человечество посмотрело в своё время «Матрицу» и «Титаник», следовательно, огромное количество людей с разных континентов узнаёт определённые символы, связанные с этими фильмами, сцены из фильмов и даже пародию на них. Так рождаются понятные шутки, появляется свой контекст.

В то же время нельзя отрицать, что поп-культура в основном направлена на то, чтобы развлекать. Она удовлетворяет духовные потребности человека очень поверхности, создавая иллюзию пищи. В связи с чем развитие многих останавливается или идёт крайне медленно. Китч направлен на зрелищность, но при этом действительно глубокие темы он редко раскрывает. Или же подаёт через далеко не всегда удачно подобранную призму.

Народная культура тоже нацелена на широкую аудиторию, но здесь важен контекст. Уровень может быть самым разным, многое зависит от манеры подачи, от конкретного исполнителя. В большей степени неконтролируемая, потому что не зависит от СМИ. Распространение творчества происходит стихийно, в связи с чем что-то может затеряться навсегда.

И, наконец, элитарная. Для её понимания требуется определённый уровень подготовки, что сразу же сужает аудиторию. Нередко для того, чтобы в полной мере осознать смысл произведения, его нужно несколько раз прочитать. Уровень сложности высокий. Авторы здесь – профессионалы в большей степени, которые работают над созданием канонов культуры.

Стоит отметить, что все эти три разновидности отличаются взаимопроникновением. Исполнители народных песен становились поп-музыкантами. И наоборот – китч проявляет интерес к творчеству отдельных этносов, черпает оттуда вдохновение. Певцы, которые являются яркими во всех смыслах представителями поп-культуры, могут создавать произведения элитарного уровня.

Существуют и другие разновидности культуры. Например, экранная. К ней относится всё, что так или иначе демонстрируется на экранах, начиная от фильмов и клипов и заканчивая видеоиграми, шоу и так далее. Отличается акцентированной зрелищностью, спецэффектами, превалированием визуального над всем остальным. Привела к появлению так называемого клипового мышления. Подвергается критике за негативное воздействие на интеллект молодого поколения.

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

1.10 Понятие культуры. . Богбаз10, §8; Богпроф10, §18; Богпроф11, §28. Богст10, 151-153.
Культура от латинского colo, который означает «обрабатывать », «возделывать почву ».

В широком значении культура

В узком значении понятие культуры !!!

Культурный лаг , в частности, технологией. Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь.

Социальные функции культуры :

Формы и разновидности культуры .
по связи с религией : религиозная и светская;
по региональному признаку : культура Востока и Запада;
по национальному признаку

по связи с территорией


1) Народная культура
Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная описывает сегодняшний быт, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
2) Элитарная культура (от франц литература : Джойс, Пруст, Кафка; живопись : Шагал, Пикассо; кинематограф музыка : Шнитке, Губайдуллина).
Признаки элитарной культуры
3) Массовая культура
Основой массовой культуры является массовое общество
4) «Экранная культура » складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план

ПОДРОБНО

12.1. Значения понятия «культура».
12.2. Основные подходы к пониманию культуры.
12.3. Социальные функции культуры.
12.4. Формы и разновидности культуры.
12.5. Духовная жизнь общества. Духовное производство и духовное потребление.
12.6. Многообразие культур.
12.6.1. Субкультура и контркультура.
12.6.2. Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность мировой культуры).
12.6.3. Взаимодействие культур.
12.6.4. Николай Данилевский о взаимодействии культур.
12.6.5. Культурный шок.
12.6.6. Вестернизация и модернизация.
12.6.7. Смерть Запада (Патрик Бьюкенен).
12.6.8. Возможен ли синтез культур, возможно ли создание общечеловеческой культуры?

12.1 . Значения понятия «культура» .
12.1.1. Слово культура происходит от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать », «возделывать почву ». Позднее появилось и другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура».
В современном языке понятие культура употребляется в 1) широком (совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания) и 2) узком (сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности) значениях.

В широком значении культура - 1) совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также 2) результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя.

В узком значении понятие культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. !!! Культура = духовная жизнь общества.
12.1.2. Из чего состоит культура? Культурные универсалии .
Культурные универсалии – типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.
Разработанная Дж. П. Мердок ом классификация культурных универсалий, содержит 88 общих поведенческих категорий.
Список культурных универсалий : 1) спорт, 2) украшения тела, 3) совместный труд, 4) танцы, 5) образование, 6) похоронные ритуалы, 7) обычай дарить подарки, 8) гостеприимство, 9) запрет кровосмешения, 10) язык, 11) религиозные обряды, 12) изготовление орудий труда и т. д.
Слагаемые человеческой культуры – экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.
12.1.3. Культурный лаг .
Лаг (от англ . lag – запаздывание) (временной лаг) – показатель, отражающий отставание или опережение во времени одного явления по сравнению с другими (напр., в экономике время от момента вложения средств до получения отдачи).
Культурный лаг – относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например, запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной , в частности, технологией. Ценностный мир человека не успевает приспосабливаться к слишком быстрым изменениям в материальной сфере, особенно страдает молодежь. Культурный лаг описывает такую ситуацию, когда в обществе уже появились технологические изобретения, а культурной и социальной адаптации к ним населения не произошло.
Закон культурного отставания (англ . law of cultural lag) – закон, согласно которому изменения в области материальной культуры происходят более быстрыми темпами, чем в области нематериальной культуры (У. Огборн ). Нарушение равновесия в развитии культуры приводит к социальной дезорганизации, конфликтам, разрушению экологической среды и т. д.
12.2 . Основные подходы к пониманию культуры .
12.2.1. Все известные определения культуры (их около 300) подразделяются на несколько основных типов.
1) Описательные определения .
Э. Тэйлор : «Культура , или цивилизация, - это знания, искусства, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества».
2) Исторические определения .
Культура есть продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению.
3) Нормативные определения .
Культура – ценности и нормы человеческого существования.

Ценности – характеристика идей, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества.

Виды ценностей : 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота)
Признаки культурных ценностей :

1) устойчивость данной культурной ценности (она должна существовать на протяжении нескольких поколений);

2) признание на разных уровнях человеческого общества (уровень конкретной личности; уровень социальной группы; уровень общенациональный; уровень цивилизационный; уровень общечеловеческий);

3) культурная ценность может быть выражена только при помощи знаков и символов.
Проблемы данного подхода :
1) Существуют ли общечеловеческие ценности ?
По поводу существования общечеловеческих культурных ценностей идут нескончаемые дискуссии. В настоящее время под ними чаще всего понимаются ценности европейской цивилизации. Однако из-за конфессиональных и национальных различий говорить о единых культурных общечеловеческих ценностях пока вряд ли возможно.
2) Культура: благо или зло ?
Часть философов считала культуру средством закабаления людей. Ницше и Лев Толстой провозгласили тезис о том, что человек по своей природе – существо антикультурное, а сама культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другие учёные (Гердер и др.), наоборот, называли культуру средством облагораживания человека.

4) Деятельностные (антропологические) определения .
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты (вторая природа).
Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям.
Артефакт культуры (от лат . аrte – искусственный + factus – сделанный) – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание.

Артефактами культуры являются: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.
Однако этот подход страдает существенным недостатком : получается, что !!! любая деятельность человека подпадает под определение.

5) Семиотические определения .
Культура – система знаков и символов, используемая в данном социуме.
Семиотика (от греческого semeion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
6) Социологические определения .
Культура есть организующий фактор общественной жизни.
!!! Вывод : Ситуация здесь аналогична попыткам определения, например, человека. Существуют десятки определений понятия «человек», но нет единственно верного и применимого во всех обстоятельствах определения данного понятия.
12.3 . Социальные функции культуры :
1) функция приспособления к окружающей среде (одежда, огонь); 2) функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей; 3) функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека; 4) функция социализации (даёт возможность человеку усваивать определённую систему норм, ценностей и знаний); 5) коммуникативная функция (обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями).
12.4 . Формы и разновидности культуры .
12.4.1. по связи с религией : религиозная и светская;
12.4.2. по региональному признаку : культура Востока и Запада;
12.4.3. по национальному признаку : русская, французская и т.д.;
12.4.4. по принадлежности к историческому типу общества : культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
12.4.5. по связи с территорией : сельская и городская культура;
12.4.6. по сфере общества или виду деятельности : культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
12.4.7. по уровню мастерства и типу аудитории : элитарная (высокая), народная, массовая.
1) В эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры особенно остро стоит вопрос сохранения национальных культур.

Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна.
Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
2) Элитарная культура (от франц . elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература : Джойс, Пруст, Кафка; живопись : Шагал, Пикассо; кинематограф : Куросава, Бергман, Тарковский; музыка : Шнитке, Губайдуллина).
Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры : 1) высокий уровень (сложность содержания); 2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; 3) подготовленность аудитории к восприятию; 4) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.
3) Массовая культура (поп-культура): 1) общедоступность; 2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); 3) серийность, тиражируемость; 4) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.
Основой массовой культуры является массовое общество.
Что такое массовое общество ?
Массовое общество – общество, характеризующееся: 1) стандартизацией производства и массовым потреблением; 2) возрастанием численности и роли среднего класса; 3) бюрократизацией общественной жизни; 4) распространением средств массовой коммуникации и массовой культуры; 5) конформизмом; 6) снижением роли первичных групп; 7) атомизацией; 8) деперсонализацией отношений.
4) «Экранная культура » складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.
12.4.8. Поляков, 59 – 60.
1) Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.
2) Духовная культура – вся совокупность продуктов и явлений творчества, познания и понимания мира, вообще, образов мира, существующих в той или иной культуре.
3) Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.
12.4.9. по характеру удовлетворяемых потребностей : материальная и духовная.
Различают материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
12.5 . Духовная жизнь общества (духовная сфера общества) – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
12.5.1. Структура духовной жизни общества .
Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
Духовная деятельность = духовно-теоретическая (её продуктом являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы) + духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление созданных духовных ценностей).
Духовно-теоретическая деятельность – это духовное производство (созидание) духовных ценностей.
12.5.2. Особенности духовного потребления :

1) взаимосвязь духовных потребностей и духовных ценностей (духовные потребности в познании, красоте, общении вызывают к жизни соответствующие виды деятельности);

2) духовные ценности не исчезают в процессе потребления;

3) духовное потребление одновременно является и духовным производством.
12.5.3. Традиции и новаторство .
Развитие культуры – процесс двуединый = 1) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создания традиций + 2) преодоление этих же традиций путём приращения культурного богатства, т.е. новаторства.
Традиция (от латинског о traditio – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Накопление (пути приращения) культурных ценностей :
1) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий);
2) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).
Культурная аккумуляция (от латинского accumulatio – собирание в кучу, накопление) – накопление культурного потенциала, наследия.

Культурная аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении .
12.6 . Многообразие культур .
12.6.1. Субкультура и контркультура .
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе.
Контркультура – 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.).
В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард .
12.6.2. Сравнительный вклад отдельных культур в мировое культурное богатство (иерархичность мировой культуры).
Некоторые исследователи отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. Другие полагают, что значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы.
Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.
Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка.
Востокоцентризм (негритюд, панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой именно Восток, а не Европа является центром мировой культуры и цивилизации.
Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.
Негритюд (франц . negritude – принадлежность к негритянской, чернокожей расе) – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.
Леопольд Сенгор :
« ...Пусть мы ответим: "Здесь!” – когда нас позовёт Возрождение мира.
Пусть мы станем дрожжами, - без них не взойти белому тесту,
Ибо кто внесёт оживляющий ритм в этот мертвенный мир машин и орудий?..»
12.6.3. Взаимодействие культур .
1) Диалог культур – 1) преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; 2) то же, что аккультурация.
Аккультурация (англ . acculturation, от лат . ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле : процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле : процесс взаимодействия культур, культурный синтез.
Контакт культурный – предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурный контакт является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Процесс взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности культурного контакта.
Культурная диффузия (от латинского diffusio – распространение, растекание, рассеивание) – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте).

Каналы культурной диффузии : миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации.
Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны.
Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.
12.6.4. Николай Данилевский о взаимодействии культур :
1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 2) «прививка черенка на чужое дерево » (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 3) взаимныйравноправный диалог (обмен ценностями).
12.6.5. Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью.
Уровни (субъекты) культурного шока : 1) индивид (ситуация индивидуальной эмиграции или туризма); 2) социальная группа (ситуация массовой эмиграции, беженцев, принудительной высылки по национальному или религиозному признаку); 3) общество в целом (ситуация культурной диффузии – попытка радикального преобразования социальной системы по образцу «чужой» культуры в результате внутреннего культурного кризиса или внешней культурной экспансии).
Способы преодоления культурного шока .
1) Колонизация : агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей «местной» культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства.
2) Гетто(т)изация : создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто).
Гетто (итальянское ghetto) – 1) район города, в котором селятся национальные меньшинства.
В данном случае культурный шок смягчается при помощи выделения как «сильному», так и «слабому» участнику конфликта собственной сферы влияния.
Примеры : китайские кварталы – Чайнатауны в США, районы проживания религиозных ортодоксов в Израиле и т.п.
3) Ассимиляция : крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре. Последним «бастионом» в борьбе с иноземной культурой выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура.
4) Диффузия : совмещение элементов «своей» и «чужой» культур.
Толерантность (от лат . tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Формы толерантности : 1) личная (социальные взаимодействия отдельных индивидов); 2) общественная (общественная психология, сознание, моральные нормы и нравы); 3) государственная (законодательство, политическая практика).

12.6.6. Вестернизация и модернизация .
Модернизация (франц . moderisatio, от moderne новейший, современный) – 1) обновление, изменение применительно к новым, современным требованиям; 2) переход от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному.

Вестернизация – (англ . western, от west – запад) – разновидность модернизации, заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни, моделей поведения, духовных ценностей.
Возможные ответы на влияние Запада (Хантингтон ):
1) Отторжение (отказ от модернизации и вестернизации).
Япония следовала этому курсу до середины XIX века. В отличие от Японии в Китае политика отторжения обуславливалась тем, что эта страна воспринимала себя как Срединное царство и твердо была уверена в превосходстве китайской культуры над культурами всех других народов. Китайской изоляции, как и японской, конец положило западное оружие, поставленное в Китай британцами во время опиумных войн 1839 – 1842 годов.
2) Япония (1868 – ???) Модернизация без вестернизации .
В Китае в последние годы правления династии Цинь девизом стал Ti-Yong – «китайская мудрость для фундаментальных принципов, западная мудрость для практического использования». В Японии таким девизом стал Wakon Yosei – « "японский дух” и западная техника».
3) Кемализм = вестернизация + модернизация.
Мустафа Кемаль Ататюрк (1881-1938), первый президент турецкой республики, отказавшись от исламского прошлого, сделал Турцию «оторванной страной» - обществом, которое было мусульманским по своей религии, наследию, обычаям и институтам, но которым правила элита, желавшая сделать его современным, западным и объединить его с Западом.
4) Современная Россия: вестернизация без модернизации!!!

12.6.7. Смерть Запада (Патрик Бьюкенен ).
Долгое время США – страна, которая сама создавалась эмигрантами, - поощряли и приветствовали иммиграцию. В XX в. там господствовала теория «плавильного котла », согласно которой в результате жизни в Америке все иммигранты утрачивают свою первоначальную национальную идентификацию и «переплавляются» в «американцев»; в результате возникает относительно однородная американская нация.
Но уже в конце XX в. была принята теория мультикультурализма.
Мультикультурализм стал признанием того факта, что Америка больше не может объединить в одну нацию «белых», «черных» (политкорректно их именуют афроамериканцами), «латинос» (латиноамериканцев) и др. Этот процесс распада американской нации на отдельные этнокультурные группы и объединения разных групп небелого населения против «белых» был назван «культурной войной». Некоторые политики и социологи считают, что этот процесс приведет к ослаблению и распаду США, и это будет означать «смерть Запада».
Мультикультурализм – признание культурного плюрализма и содействие ему.
Патрик Бьюкенен (1938 –). «Смерть Запада» (2002):
«Среди наших сограждан крепнет ощущение, что страна распадается на этнические группы. Кроме того, мы совсем недавно пережили культурную революцию, в результате которой господствующие высоты заняла новая элита. Через овладение средствами внушения идей, образов, мнений и ценностей – телевидение, искусство, индустрию развлечений, образование - эта элита исподволь создает новую нацию...
Миллионы людей ощущают себя чужаками в собственной стране... Они наблюдают исчезновение старинных праздников и увядание прежних героев... книги, запомнившиеся им с раннего детства, покидают школьную программу, уступая новым авторам, о которых большинство никогда не слышало;... низвергаются привычные, унаследованные от поколений предков моральные ценности; ... умирает взрастившая этих людей культура вместе со страной, в которой они росли.
На протяжении жизни одного поколения многим американцам довелось увидеть, как развенчивают их Бога, ниспровергают их героев, оскверняют культуру, извращают моральные ценности, фактически вытесняют из страны, а самих называют экстремистами и лжецами за Приверженность идеалам предков…
Немало таких людей, которые больше не чувствуют Америку своей. Не мы покидаем Америку, говорят они, это она нас покидает. Невольно вспоминаются слова Еврипида: "Нет большей горести на свете, нежели утратить родину”».
12.6.8. Возможен ли синтез культур, создание общечеловеческой культуры ?

1) Швейцер Альберт (1875-1965) – немецко-французский мыслитель, протестантский теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. В 1913 организовал больницу в Ламбарене (Габон), которая стала главным делом его жизни. Исходный принцип мировоззрения – благоговение перед жизнью, ее сохранение и совершенствование как основы нравственного обновления человечества, выработки универсальной космической этики.

2) Махатма Ганди (1869-1948) – духовный основатель независимой Индии. Пытаясь противостоять дискриминации индийцев, он в 1906 впервые провел кампанию ненасильственного сопротивления, или гражданского неповиновения. Эту тактику он разработал под влиянием произведений Генри Торо, Льва Толстого, Евангелия и индусских священных книг.

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, жи­вописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусст­во и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фольклором. Можно выделить две харак­терные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демо­кратичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых техно­логий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в от­влеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкаль­ные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифици­руется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще приме­няется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую оче­редь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм

поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общест­ва.

Субкультура - это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предпола­гает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это - своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная ак­тивность молодежи зависит от ряда факторов:

    уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она за­метно выше, чем у студентов вузов);

    от возраста (пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она существенно понижается);

    места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформиро­ваться в контр культуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии откры­того конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей, норм, образцов поведения: дописьменные письменные

В зависимости от особенностей сфер общества и видов деятельности: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, городская, сельская и т. д.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализо­вать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтерна­тивных форм жизни.

Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.

Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура - это все, созданные человеком вещи. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура - это нормы, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания - в книгах, научные теории - в экспериментальных моделях и так далее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти - время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные (Связанные с категориями добра и зла - долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба). Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
  • Эстетические (Красота, высокие ценности);
  • Религиозные (Любовь, вера, смирение).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

  • народная

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

  • элитарная

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

  • массовая

Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.