Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » 4 признака разрушения аграрного общества. Признаки разрушения аграрного общества

4 признака разрушения аграрного общества. Признаки разрушения аграрного общества

В отличие от современных людей, человек древности и средневековья был значитель-но ближе к земле-кормилице, к традициям и обычаям своих предков. Поэтому и тот тип цивилизации, что существовал до Нового времени, принято называть аграрным обществом (от латинского слова «агер» — «земля»), или традиционным обществом .

Признаки аграрного общества

Хозяйство

Чистоту воздуха и рек не отравлял дым завод-ских труб и выхлопы машин. Над бескрайними деревенскими полями очень редко можно было заметить крепостные башни небольших городов. Почти все семьи сами создавали для себя продук-ты, одежду, обувь и необходимые предметы, а не покупали это в магазинах.

Общество

Рожденный простым крестьянином должен был жить в деревне, пахать землю, платить на-логи, носить скромное платье. Рожденный знат-ным человеком был освобожден от налогов, мог занять должность, одеваться в дорогие на-ряды. Жену или мужа для детей выбирали роди-тели. Ослушников пороли розгами.

Политика

В большинстве государств люди считали пра-вителя наместником Бога на Земле. При его по-явлении низко кланялись или даже падали на ко-лени. Как правило, любые действия правителя и его чиновников покорно принимались людьми, а часто и не были известны большинству жителей.

Культура

Рукописные книги были дороги и недоступны большинству людей, а книгопечатание не было изобретено. Многие доживали до старости, так и не научившись читать и писать, так и не узнав, какие города и страны есть на свете. Однако это совершенно не смущало большинство людей, которых не интересовало, что творится за их де-ревенской оградой.

Разрушение аграрного общества

В Новое время челове-ческая цивилизация начала меняться и приобретать современный вид. Черты старого аграрного общества разрушались, и на их месте вырас-тали черты нового общества. Разрушение аграрного общества стало основным содержанием всей эпохи Нового времени.

Разрушение аграрного общества

Преуспевающие бюргеры на рынке. Худ. П. Эрстен
Таблица. Разрушение аграрного общества

Черты аграрного общества

Признаки разрушения аграрного общества

Основой хозяйства является земледелие

Появление и рост машинной промышленности

Подавляющее большинство людей живет в селах, ведет натуральное хозяйство

Рост городов, смена натурального хозяйства рыночным

Общество состоит из отдельных сословий и общин, права и обязанности человека зависят от происхождения Материал с сайта

Разрушение сословных перегородок и борьба за равноправие граждан

На управление государством, как правило, может влиять только землевладельческая знать

Снижение влияния землевладельческой знати, появление в резуль-тате революций или реформ демократических выборов и парламентов

Культура, мировоззрение и общественная жизнь большинства людей под-чинены религии, традициям и обычаям предков

Тема урока: «Россия: хозяйство и сословия» 7 класс

Цели урока по линиям развития личности:

Картина мира в фактах и понятиях . Учить выявлять признаки сохранения и разрушения аграрного общества в России. сравнивать российскую и европейскую жизнь в XVI веке. Закреплять умение использовать исторические понятия: вотчина, поместье, оброк, барщина, Юрьев день

Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение . Дать возможность учащимся оценить правила семейной и бытовой жизни россиян с позиции современного человека и с позиции человека XVI века.

Обязательный минимум содержания: повтор ключевых понятий из курса 6-го класса: вотчина, поместье, оброк, барщина, Юрьев день, бояре, дворяне, посадские люди, духовенство, крестьянство

Ход урока:

Мы начинаем изучать первый раздел нашего учебника. Откройте оглавление на с. 3 и прочитайте его название. /­«Самобытный путь Московского царства». /

    Предположите почему он так называется? О чем здесь пойдет речь? /версии- речь пойдет об особом пути развития России, не схожем с путем Запада/

Создание проблемной ситуации

Запишите тему сегодняшнего урока по первому параграфу учебника.

    По ленте времени перед § 1 определите, какой век нас будет сегодня интересовать. /16 век/

На с. 32 прочитайте, что писали о России того времени иностранцы Ричард Ченслер и Франческо Тьеполо.

Судя по запискам Ченслера, каков был уровень развития торгами в России? Приведите примеры

Торговля в России была развита хорошо: в Новгороде голландские купцы имели свой складочный дом. Вологда торговала льном, воском и салом, Холмогоры - солью и рыбой.

Свидетельствует ли это о сохранении или разрушении аграрного общества?

Развитие торговли в России свидетельствует о разрушении аграрного общества, о замене натурального хозяйства рыночным.

Как отзывался о России итальянец Франческо Тьеполо? Что он говорил о развитии торговли?

Франческо Тьеполо в своих записках отмечал, что в России во многих областях совсем нет денег, а там, где они есть, передаются в пользу государя. Торговля состоит из обмена товарами.

А этот факт свидетельствует о сохранении или разрушении признаков аграрного общества?

В этом тексте приводятся примеры того, что в России сохранялось аграрное общество.

Формулирование проблемы

Какое вы видите противоречие? Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока.

Проблема: В России XVI века началось разрушение аграрного общества или нет.

Нам необходимо вспомнить признаки аграрного общества и признаки его разрушения.

Актуализация знаний - проверочная работа по вариантам

Вариант 1 –Выделите признаки аграрного общества. Допишите недостающие признаки (правильный ответ: 1,3,5, дописать - сохранение натурального хозяйства, сословный строй).

Вариант 2- Выделите признаки, соответствующие разрушению аграрного общества. Допишите не­достающие признаки (правильный ответ: 2,4,6, дописать - уменьшение роли религии, появление демократических выборов и парламента)

Признаки

1. Главное занятие - земледелие.

2. Появление рыночного хозяйства.

3. Большая роль землевладельческой знати в управлении.

4. Разрушение сословий.

5. Ценность традиций и религии.

6. Распространение грамотности и образования.

Этап проверки и коррекции : учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы друг- друга и оценивают (критерии: 1 ошибка- «3», все признаки выделены правильно- «4», дописаны недостающие признаки – «5»)

Открытие нового знания.

Переходим к поиску на поставленный вопрос. Начертите следующую таблицу:

годы

Сохраняется или разрушается аграрное общество

экономика

слои

политика

культура

1 ряд - Прочитайте текст на с. 23- 25, 29. Выполните (устно) задание к иллюстрации на с. 24.

- в хозяйстве России преобладали признаки аграрного общества, но стали появляться приметы его разрушения. Господствовало натуральное хозяйство, крестьяне обеспечивали всем необходимым себя и отдавали оброк (на вотчинных и поместных землях), ходили на барщину. На рынок (для продажи) поставляли часть своих товаров ремесленники, приобретая на областных торгах хлеб и сырье. Часть ремесленных изделий забирало государство. Кроме ремесленников, поставляли часть товаров на областные торги крестьяне черносошных земель, покупая железные изделия и выручая деньги. т.е. постепенно стало развиваться товарное хозяйство. В России появились казенные мануфактуры. выполнявшие заказы государства. Рабочие на мануфактурах получали заказ, сырье и зарплату от государства, но уйти с мануфактуры они не могли.

2ряд - Прочитайте текст на с. 25- 28 (русские села и их владельцы). Выполните (устно) задание к иллюстрации на с. 27.

В России ХУI века началось разрушение аграрного общества или нет?

В России существовал сословный строй, т.е все общество было разделено на сословия, группы людей с определенными правами и обязанностями, передававшиеся по наследству. Основную массу населения составляли крестьяне. Они относились к податным сословиям. Кроме крестьян, к податному слою относились посадские люди. К служилому слою относились служилые горожане, дворяне, бояре и служилые князья. Свободными от государственных обязанностей было духовенство и монахи (вотчинники). С 1497 года владельческие крестьяне могли уходить от своего хозяина только в Юрьев день, ограничивались их права. Такой тип общественного строя характерен для аграрного общества.

3 ряд - Прочитайте текст на с. 29-31. Сравните российский и европейский города ХУI века по следующим критериям: внешний вид, образ жизни и занятия жителей.

Сделайте вывод, какие признаки преобладали в городе: черты аграрного общества или черты разрушения.

Сходства

Отличия российского города

Отличия европейского города

Внешний вид

Образ жизни,

занятия, жителей

Города являлись

центром развития

ремесла и торговли.

Города были похожи на деревни, улицы заросли травой, дома окружены садами, на всех у лицах стояли часовни, люди жили в обычных избах.

Жители российских городов продолжают вести

свое хозяйство, жизнь определяют религия и

традиции. В городах живут по «Домострою».

Появление многоэтажных домов из камня и кирпича, улицы были выложены булыжником,

освещены масляными фонарями.

В городах возникают мануфактуры, банки.

биржи, горожане стремятся открыть свое дело,

появляется новый тип человека - предприниматель.

Представление и обсуждение результатов работы.

По ходу ответов класс заполняет таблицу, которую начертили учащиеся в начале урока

экономика

политика

культура

Сохранение натурального хозяйства, появление казенных мануфактур, Главная ценность - земля, натуральное хозяйство, слабо развита торговля. Сохраняется аграрное общество, но появляются элементы нового.

Сохранение сословий (основная масса - крестьяне), знатность определяли ко­личеством земли с работающими на ней

Ценность обычаев и церковных правил. «Домострой».

    Выберите из таблицы признаки сохранения аграрного общества и назовите их.

    Можно ли говорить о том, что в России не произошло никаких изменений?

    Как бы вы ответили на поставленный вопрос в начале урока?

    Какая сфера осталась без внимания?

О том, как было организовано управление Россией, вы узнаете, прочитав §2 и ответив на вопросы перед ним.

Домашнее задание:

1. §2 и ответить на вопросы перед ним

2. Заполнить таблицу на стр. 32 (расширение территорий) используя пункт 4 (стр. 39-40)

  1. Тест по истории России «Правление Александра ii», 8 класс 1,2 вариант

    Документ

    ... России «Правление Александра II», 8 класс , 1 вариант 1. С именем М.Г. Лорис-Меликова в истории России ... своим инвентарём в хозяйстве феодала. В России широко использовалась до... реформы 1861 г.: А. появилось сословие государственных крестьян; Б. появился...

  2. Составлена в правление Софьи. Вней перечислено до 930 служилых фамилий, которые составили основной корпус московского служилого класса, тот слой, что позднее с

    Документ

    Царский дворец и дворцовое хозяйство . Дворянство - господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XII ... лейтенант соответствовал IX классу . В армии военный чин XII класса , X класса в артиллерии и IX в гвардии...

  3. Первая половина XIX века весьма значительный и своеобразный этап в истории России

    Документ

    Развития сельского хозяйства . § 2. Сельское хозяйство В первой половине XIX в. в России по- ... собой самое большое многочисленное сословие в России первой половины XIX в. ... класса . Вследствие этого в дворянство вливалось немало выходцев из других сословий








Экономика Франции Преобразования Наполеона: защита частной собственности; изменение системы налогообложения (увеличение налога на алкоголь и табак); строительство дорог; развитие торговли; создание Французского банка; выставка изобретений в Париже; оснащение промышленных предприятий техникой. НО! Запретил рабочим объединяться в союзы и принимать участие в стачках.


Внутренняя политика Франции Преобразования Наполеона: выборы местных органов власти отменены; на должности назначались преданные Наполеону люди; запрещен выход большей части печатных изданий; создана Тайная полиция; амнистия эмигрантам, возвращение им конфискованного имущества.


Внешняя политика Франции Преобразования Наполеона: создал Великую армию, при помощи которой захватил часть стран Европы. Под контролем оказались Испания, Австрия, Германия, Италия, Голландия, Португалия. В ходе завоевательных походов Наполеона была создана могущественная армия.






Признаки модернизации Сферы жизни общества Признаки Экономика Развитие рыночных отношений. Разделение труда. Промышленный переворот. Рост городов и сельского населения. Общественная структура Распад сословий и общин. Формирование гражданского равноправия. Политика Вовлечение широких слоев населения в общественную жизнь. Культура Снижение влияния религии на культуру. Постепенное распространение грамотности.

стр.8 Постановка проблемы урока

Сравни, каких перемен ожидали европейцы в 1492 году (рубеж Нового времени) и какие перемены реально произошли в этом году и после. В чём противоречие? Какой возникает вопрос? (Авторский вариант - с. 303.)

Европейцы ожидали «конца света», отказывались планировать будущее, и бросали свои дома и уходили молиться в леса и горы. Реальные перемены, которые произошли в 1492 году: Х. Колумб открывает Америку, первая кругосветная экспедиция доказала, что Земля – не плоский диск, а шар. Рухнули средневековые представления о пространстве и времени.

Возникает вопрос – какие произошедшие перемены дали названия «Новое время»?

Повторение необходимых знаний

С помощью схемы на с. 9 и словаря в конце учебника назови:

1. Какие эпохи всемирной истории ты изучал в 5-м классе? в 6-м классе?

1. Эпохи всемирной истории, ранее изученной в 5-6 классах: первобытный строй, древний мир, средние века.

2. Как при переходе от одной эпохи к другой менялись человеческие общности, ступени развития и их признаки? (Обратись к словарю.)

2. Исторические условия конкретного периода определяют основные черты человека, его образ жизни, нормы и образы его поведения. Для первобытного человека присуще полное подчинение "враждебно противостоящей и непонятной ему окружающей природе", что находит свое отражение в наивных религиозных представлениях первобытной эпохи. Характерные для данного периода неразвитое производство и, следовательно, крайне редкое население на обширном пространстве, поставили человека в условия зависимости от природы и необходимости выживания, в этом смысле, первобытный человек был "полностью погружен в природу" и недалеко ушел от животного мира. Гарантом сохранения жизни в этой ситуации было объединение людей, создание племен. Первобытный человек не мыслил себя вне племени и не отделял себя от других людей. Символом единства людей говорит и тот факт, что первобытные отождествляли себя с каким-нибудь животным, находя в нем определенные черты, присущие их племени. Ассоциация отдельного человека с животным к тому же свидетельствует о растворенности человека в природе. Человек вел борьбу за существование, добиваясь путем невероятного труда некоторой жизненной обеспеченности. Постоянная угроза жизни человека со стороны хищников, различных природных катаклизмов обусловили восприятие смерти как типичного, естественного явления. Человек первобытной эпохи, борясь с природой, одновременно учился у нее выживанию. Человек присматривался ко всему, что его окружало и все это поражало его. Человек на низших стадиях развития делает массу величайших открытий и часто наделяет их сверхъестественными свойствами.

Смена исторических эпох - переход от античности к средневековью - началось по сути еще в хронологических рамках самого античного общества. Симптомом начала разложение системы рабовладельческого хозяйства являлись феодальные элементы, распространение христианства и, наконец, изменение самого человека. Распространение христианства шло параллельно с процессами их феодализации. Феодальная раздробленность уступало место возвышению королевской власти и сложилась феодальная форма идеологии, классическим выражением которой явилась идея сословности. Характерная черта феодального средневековья - неразрывная связь человека с общиной. Вся жизнь человека была регламентирована от рождения до смерти. Средневековый человек был неотделим от своей Среды. Каждый индивид должен был знать свое место в обществе. С момента своего рождения человек оказывался под влиянием не только родителей, но и всей большой семьи. Затем следует период ученичества; став взрослым, индивид автоматически обретал членство в приходе, становился вассалом или гражданином вольного города. Это налагало на человека многочисленные материальные и духовные ограничения, но и одновременно давало определенное положение в обществе и чувство принадлежности, сопричастности.

стр.10

С помощью этого текста и (или) схемы на с. 9 определи по одной самой важной, на твой взгляд, перемене в жизни людей, которая произошла в эпоху первобытности, в эпоху Древнего мира, в эпоху Средних веков. Аргументируй своё мнение.

Перемены в жизни людей:

первобытное общество – жизнь родами в племенах, власть старейшин и вождей;

древний мир – появление городов, деление на слои, государства, письменность;

средние века – появление народов и государств с отличающейся культурой – разные цивилизации.

Используя свои знания по истории за 5-й и 6-й классы, определи по таблице, какие ценности отличают цивилизации Востока от Запада.

Стр. 13

Назовите для каждой средневековой цивилизации:

1. Какие религии определяли ее основы?

2. Территории каких народов и государств составляли её пространство?

3. Какие наиболее важные события определяли её историю?

Основы средневековых цивилизаций определяли следующие религии, территории и события:

Дальневосточная

– буддизм, конфуцианство и даосизм;

Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Монголия;

1206 год - подле истоков реки Онон в Восточной Монголии произошло одно из поворотных событий в мировой истории. Здесь состоялся большой курултай - торжественное собрание степной знати. «Люди, живущие за войлочными стенами» провозгласили своим Ханом ханов, каганом, вождя одного из племен, Темучина, который получил тронное имя-титул Чингисхан.

Индийская

Индуизм, буддизм, ислам;

Индия, Бирма, Таиланд, Индонезия;

Строительство храмов, городов, правление династий;

Исламская

Ближний Восток и Северная Африка, Иран, Центральная Азия;

622 г. персы достигли Босфора и взяли Халкедон, они заняли о.Родос и Анкиру в Малой Азии. Император Ираклий, оставив столицу на попечение своего сына и сената, направился в Каппадокию, где и нанес персам тяжелое поражение.

Православная

Христианство;

Византия, Болгария, Сербия, Румыния, Грузия, Русь;

988 г. Крещение Руси князем Владимиром; 1054 г. Разделение христианской церкви на православную и католическую; 1380 г. Куликовская битва; 1453 г.

Падение Византийской империи.

Католическая

Католичество;

Италия, Испания, Франция, Англия, Германия, Чехия, Польша, Венгрия, Дания, Швеция;

476 г. Власть в Италии захватывает германец Одо-акр; 962 г. Германский король Оттон I провозглашает Священную Римскую империю (Германия и Се­верная Италия); 1337-1453 гг. Столетняя война между Англией и Францией.

Стр. 14 Решение проблемы

Перемены, произошедшие в жизни людей, давшие название эпохи

С помощью таблицы и твоего жизненного опыта выдели, особенности, которые отличают современное общество от древних.

Стр. 16

Назови три самых главных, на твой взгляд, нравственных правила жителя современного общества и жителя аграрного общества. Есть ли существенные отличия в этих перечнях правил? Почему у тебя получился именно такой результат?

Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира.

С помощью фотографий, которые можно найти в Интернете, дома подготовь электронную презентацию на тему: «Современная жизнь в нашем городе (посёлке, селе) - чем она НЕ ПОХОЖА на аграрное общество, а в чём, может быть, ПОХОЖА?»

Презентация на тему: «Современная жизнь в нашем городе – чем она НЕ ПОХОЖА на аграрное общество, а в чем, может быть, ПОХОЖА»

Научная литература содержит множество определений понятия «общество». Так, в узком смысле - это группа людей, объединившихся для выполнения какой-либо деятельности и общения, а также конкретный этап исторического развития страны или народа. В широком - часть материального мира, обособившаяся от природы, но с ней тесно связанная, состоящая из индивидуумов, обладающих сознанием и волей, включающая и способы их взаимодействия.

В 20 веке Р.Арон выдвинул теорию которая затем была усовершенствована американскими социологами и политологами А.Тоффлером, Д.Беллом, З.Бжезинским. В ней описывается поступательный процесс развития отсталого общества к передовому. Всего выделялось 3 этапа: аграрный (доиндустриальный), индустриальный и постиндустриальный.

Аграрное общество - это первая стадия цивилизованного развития. В некоторых источниках его также называют традиционным. Характерно для Древности и Средневековья. Однако присуще некоторым государствам и в настоящее время. В большей степени странам «третьего мира» (Африке, Азии).

Можно выделить следующие признаки аграрного общества:

  • Экономика основана на примитивном ремесле и сельском натуральном хозяйстве. Используются в основном ручные орудия труда. Промышленность либо совсем незначительно развита, либо полностью отсутствует. Большая часть населения проживает на селе, занимаясь сельским хозяйством.
  • Господство государственной, общинной форм собственности; а частная неприкосновенной не является. Материальные блага распределяются в зависимости от занимаемого человеком положения в социальной иерархии.
  • Темпы являются низкими.
  • практически неизменна. Человек рождается в определенном сословии или касте и не меняет своего положения на протяжении всей жизни. Основными социальными ячейками являются община и семья.
  • Консервативность общества. Любые изменения происходят медленно и спонтанно.
  • Поведение человека регулируется верованиями, обычаями, корпоративными принципами и нормами. Самостоятельность и индивидуальность не поощряется. определяет нормы поведения для личности. Человек не анализирует свое положение, он стремится приспособиться к окружающей обстановке. Все происходящее с ним он оценивает с позиции социальной группы, к которой относится.
  • Аграрное общество предполагает сильную власть армии и церкви, обычный человек отстранен от политики.
  • Ограниченное количество образованных людей, преобладание устной информации над письменной.
  • Приоритет над экономической, человеческая жизнь воспринимается как осуществление божественного промысла.

В результате экономического, политического, социального и духовного развития аграрное общество в большинстве стран перешло в индустриальную стадию, для которой характерен рост в сельском хозяйстве и промышленности производительности труда, увеличение объема основного капитала, рост доходов населения.

Возникают новые классы - буржуазия и промышленный пролетариат. Сокращается количество крестьян в составе населения, происходит урбанизация. Возрастает роль государства. Аграрное общество и индустриальное противостояли друг другу по всем направлениям.

Для постиндустриальной стадии характерно развитие сферы услуг, выдвижение их на первый план, повышение роли знаний, науки и информации. Происходит стирание классовых различий, увеличивается доля среднего класса.

Аграрное общество, с европоцентристской точки зрения, - отсталый, закрытый, примитивный социальный организм, которому западной социологией противопоставляются индустриальная и постиндустриальная цивилизации.