Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Латиноамериканский «плавильный котел. Плавильный котёл

Латиноамериканский «плавильный котел. Плавильный котёл

Выберите правильный ответ: 1. В каких годах происходила Гражданская война в США? А) , Б) , В) В каком году было отменено рабство в США? 2. В каком году было отменено рабство в США? А) 1776, Б) 1890, В) 1863, Г) Исторические личности. Авраам Линкольн – это 3. Исторические личности. Авраам Линкольн – это А) Президент США Б) Человек, который отменил рабство в США В) Человек, который был убит актером Бутом, сторонником рабства Г) Президент США, который сохранил целостность страны Д) Все ответы верны.


План урока: 1. Встреча миров. 2. Создание колониальной системы управления. 3. Латиноамериканское общество. 4. Время освободителей. Симон Боливар. 5. Итоги и значение освободительных войн. 6. Век каудильо. 7. Медленное развитие экономики. 8. Латиноамериканский «плавильный котел».


Встреча миров Что мы знаем о Южной Америке? 1492 г.- открытие Колумбом Америки г.- открытие Колумбом Америки. XV-XVI вв.- колонизация Южной Америки (Испания, Португалия). XV-XVI вв.- колонизация Южной Америки (Испания, Португалия). XVII в.- колонизация Северной Америки (Англия и Франция). XVII в.- колонизация Северной Америки (Англия и Франция).












1. Белые уроженцы метрополии: представители родовитого дворянства и богатые купцы (высшие административные, военные и церковные должности). 2. Креолы- родившиеся в колониях «чистокровные» потомки европейцев: крупные и средние землевладельцы, средний слой чиновничества. 3. Метисы (потомки от смешанных браков белых и индейцев) ; мулаты (белых и негров); самбо (индейцев и негров)- были лишены гражданских прав: не могли участвовать в выборах местных органов власти, не могли занимать должности чиновников и офицеров; ремесло, торговля свободные профессии. ремесло, торговля свободные профессии. Социальная структура колониального общества


КОНЕЦ XVIII-НАЧ. XIX ВВ.- Усиление освободительной борьбы в Латинской Америки. Обострение противоречий между населением колоний и метрополией (усиление финансового и административного контроля; произвол колониальной администрации; увеличение налогов). Обострение противоречий между населением колоний и метрополией (усиление финансового и административного контроля; произвол колониальной администрации; увеличение налогов). 22 августа 1791 Г. – восстание на острове Гаити (фр. Сан-Доминго). Во главе восстания Туссен-Лувертюр. Завоевание свободы в 1804 г. Время освободителей



Основные периоды борьбы за независимость I период(гг.) Провозглашение независимости Большинства колоний, создание республик. Креольские революционеры не смогли привлечь народные массы на свою сторону г.- массовые крестьянские восстания в Мексике под руководством Мигеля Идальго г.- была провозглашена независимость Мексики г.- Аргентина г.- Чили обрела независимость. II период(гг.) Освобождение территории Центральной и Южной Америк; образование независимых республик на всей территории испанских колоний, кроме Кубы и Пуэрто Рико г.- Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор г.- Перу г.- создание Великой Колумбии (Венесуэла, Панама, Эквадор) г.- Мексика г.- Верхнее Перу - Боливия




Независимые республики в Южной Америке: Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Аргентина. В Центральной Америке: Гватемала, Гондурас, Коста–Рика, Никарагуа, Гондурас, Коста–Рика, Никарагуа, Сальвадор. Сальвадор. Бразилия отделилась от Португалии в 1822 г., но республикой стала с 1889 г.; 1844 г.- Доминиканская республика; 1898 г г.- Доминиканская республика; 1898 г.- Куба; 1903 г.- Республика Куба. Т.о. в XIXв. Вместе с Мексиканской республикой и Республикой Гаити образовалось 20 Латиноамериканских государств.




Государственное устройство новых стран Конституции: президент, две палаты, узкий круг избирателей. Господствующее положение: крупные землевладельцы. Сохранение рабства негров и индейцев, пеонажа крестьянства (отмена рабства с 1811 г.(Чили) до 1888 г. (Бразилия)) г.(Чили) до 1888 г. (Бразилия)).


Каудильо форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Каудильо - форма правления, режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный в ходе военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу. Век каудильо




Многоукладность экономики (XVI-XVIII вв.) Натуральное патриархальное хозяйство индейских племен Натуральное патриархальное хозяйство индейских племен Феодальный уклад Феодальный уклад Рабовладельческий уклад (плантационное рабство) Рабовладельческий уклад (плантационное рабство) Мелкотоварное хозяйство (городское ремесло, хозяйства крестьян-колонистов). Мелкотоварное хозяйство (городское ремесло, хозяйства крестьян-колонистов). Элементы капиталистического хозяйства. Элементы капиталистического хозяйства.


XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. В Латинской Америке проживало 60 млн человек. Существовало 20 независимых государств. Существовало 20 независимых государств. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском. В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Гаити на французском. Латиноамериканский «плавильный котёл»


Домашнее задание § 26, вопросы стр Заполнить таблицу с. 241, задание 4.

Мы часто слышим, что какая-то там последняя империя на Земле (США, Россия в зависимости от источника информации) должна быть разрушена (вот должна и все без пояснения, а чем им состояние империи не угодило). Давайте разберемся, а что такое Империя (имперское сознание) и чем оно так не угодило современным «высоким кабинетам».

А потом рассмотрим эту проблему через призму сегодняшних проблем в Евразии и мире (материал рассчитан не для научных дебатов, а для широкой общественности, потому претензии мол «мелко мыслите автор» не принимаются).

Для начала рассмотрим старинные империи. Например - Римскую. В Риме переход в это состояние начался на стыке Эр (до Р.Х и после Р.Х). В чем это проявилось. Римский народ, который и построил Римскую империю был велик, могуч, но этого было явно недостаточно для надежного контроля территорий. По этому в состав «римских граждан» начали инкорпорировать сначала италиков, а затем и другие народы территорий, давая им равные права … и равные обязанности. Собственно в этом и есть главная сущность империй. Национализм (римский, китайский, русский и т.д.) глубоко закапывается, а население территорий государства встраивается (на более менее равных правах) в процесс его строительства и защиты. То есть ранее завоеванному населению прививается т.н. имперское самосознание (это наша общая страна и все проблемы этой страны это наши общие проблемы) . Пока это самосознание работает империя развивается и живет.

А вот когда по тем или иным причинам это перестает работать … Римскую империю развалило так называемое «варваров». Но если присмотреться, то это только внешний кокон проблемы. Варваров было мало, и они заняли территории уже по сути распавшейся империи. Рим был уничтожен изнутри. Плавильный котел Римской империи перестал работать уже к концу второго века н.э., а в третьем страна фактически рухнула. Разные народы некогда единой империи захватывая Рим формально восстанавливали былое единство, но народы меняли народы, а страна уже не могла жить как единый организм. Потому что появились СВОИ и ЧУЖИЕ.

Тогда не было понятия национализм (это выдумка нового времени), но суть процесса была именно такой. Народы империи стали себя выделять из общей массы и через выяснение отношений (кто сильнее и у кого копье длиннее) разрушили эту многовековую империю.

Время течет, а людские нравы не меняются. Именно так были в свое время созданы и разрушены многие империи.

Но вернемся в современность. На Земле до сих пор существуют империи. Я их вижу ТРИ. Британская, Американская и Русская

Каждая из них находится в разной стадии своей жизни. Чтобы понять в какой именно … надо посмотреть как работает «плавильный котел империи». Это самый верный индикатор. Если стабильно и непрерывно, значит империя жива и у нее есть будущее. Если нет … у этой империи нет будущего, и ее ждет развал.

Современное состояние Британской империи говорит мне о том, что ее крах (как имперского образования) очень близок. Следует учесть, что темпы развития общества ускорились и соответственно ускорился цикл жизни империй. Теперь не нужны сотни лет на их создания и уничтожение. Счет идет на десятилетия. Британия уже давно перестала быть плавильным котлом. Единственное, что их объединяет пока это язык. Но посмотрите на Лондон. Он «нарезан» на этнические, культурные районы. Этот город не может быть столицей империи. Как и Британия уже не может быть ее костяком. Движение по инерции неумолимо приведет Британию (как империю) к краху. Симптомами этого краха является «национализм», который поразил не только Шотландию, но и анклавы Большого Лондона.

Пока находится в более благоприятной ситуации. Но работа «большого американского плавильного котла» уже не прослеживается. Все новые эмигранты не становятся «американцами». Я уже молчу о китайцах и пуэрториканцах (и не только их). Европейские эмигранты например не растворяются в этом плавильном котле. И даже после 20 лет проживания там русские остаются русскими, а итальянцы итальянцами. Нарезка на национальные анклавы американских мегаполисов говорит о том, что закат этой империи не за горами. В США уже нет имперского мышления.

Что общего между этими двумя дряхлеющими империями

Почему они не имеют будущего. Это лично мое мнение. Никому его не навязываю. Просто примите как информацию к размышлению.

ЭНДШПИЛЬ. ПРОЕКТ ГЛОБАЛЬНОГО ПОРАБОЩЕНИЯ

В период роста Британской и Североамериканской империй люди ехали (инкорпорировались) туда с надеждой. С надеждой, что их инкорпорация сделает их жизнь лучше и полноценнее. И для этого было не жаль сбросить узы национализма, и влиться в общую группу людей одержимых целью (покорения Дикого Запада, Индии и т.д.). Это и есть имперское мышление. Причем народы, уже покоренные также включались в жизнь империй на тех же правах, что и имперское ядро. Зачастую эти народы и становились костяком империи на завоеванной территории (например буры). Но … этого уже нет. Я уже молчу о «покоренных» народах. Общество внутри имперского ядра потеряло единство и общность целей. Почему? Я вижу причину в насаждении идеологии «индивидуализма», которая является основой этих образований вот уже 40 лет (это раковая опухоль обеих империй). Многие скажут, что американский, английский индивидуализм имеет корни не менее 100 лет. Это ошибка. Достаточно изучить архаичные общественные институты этих образований (устройство их местных общин), чтобы понять изначально это были именно коллективистские организации. Да иначе они бы и не смогли построить свои империи. Империя это труд многих поколений. Причем труд именно коллективный. А тот старый «индивидуализм» не имеет ничего общего с новым, насаждаемым глобалистами. Это был индивидуализм как элемент подражания успешному соседу (что делало общину сильнее), а не как противопоставление ему своего ЭГО. Где надо вырвать ресурс у соседа, а не попытаться повторить его успех. Именно потому и нарезаются анклавы (черные, желтые и т.д.). Такими анклавами проще вырывать кусок для его жителей у …. соседнего анклава. То есть это есть форма приспособления к глобальному миру.

Своего рода борьба за ресурсы в отдельно взятом городе, которая копирует себя по всей стране. А это … смерть империи.

Теперь вернемся к проблемам Евразии

Почему Евразии, а не России. Россия, как вы понимаете, благодаря своим размерам и разнообразию не может существовать как национальный осколок империи. Она может быть ТОЛЬКО ИМПЕРИЕЙ. ИЛИ НЕ БЫТЬ ВООБЩЕ. Отсюда мое отношение к «русскому национализму» и вообще национализму на этой территории (говорю это как бывший националист). Для того чтобы разрушить это образование (Евразию) нужно его нарезать по национальному признаку. И тут даже вопрос не в Украине (все любят цитировать слова Бисмарка, но проблема национализма для евразийского имперского образования не заканчивается Украиной). ЛОБОЙ НАЦИОНАЛИЗМ НА ЭТОМ ПРОСТРАНСТВЕ РАБОТАЕТ ПРОТИВ РОССИИ-ЕВРАЗИИ. По определению. Соответственно задача врагов России-Евразии создавать национализм разных мастей, а задача имперского центра его разрушать. Но для того, чтобы разрушить национализм надо создать имперскую идею, в которую можно инкорпорировать народы территорий. Пока я вижу успешное решение этой проблемы внутри России. Инкорпорация кавказских народов на примере России (в целом) и Москвы в частности хороший пример исправно работающего «имперского плавильного котла». На очереди инкорпорация среднеазиатских «переселенцев». Но … я не вижу Таджик-таунов и Киргиз-таунов. Не путать временные скопища нелегалов на стройках, которые со временем станут легалами, потому что учат русский язык и всеми силами пытаются стать русскими (потому что это для них ВЫГОДНО). Да другими русскими, но все же русскими. Я это вижу в их глазах, когда еду в метро. А значит эта проблема тоже будет решена. Сейчас в России модная фраза: «Не русские (чеченцы, армяне и т.д.) России более русские нежели сами русские». Не удивлюсь, если через 20 лет такое можно будет сказать и о киргизах и таджиках (по примеру ранее инкорпорированных народов). Это и есть признание того, что «котел» работает. И работает так как надо. Это и есть имперское мышление. Им в России жить хорошо и они готовы за это бороться. А значит империя жива.

Спускаюсь еще ниже

Для чего собственно все что выше и написано. Как решить не на год или десять лет, а хотя бы на сто. Только создав идею Империи на евразийском пространстве в которой населению Украины будет предоставлено равное место. Такая идея есть. Теперь поясню почему я «путинист» и что я вкладываю в это понятие. Я не идолопоклонник. И для меня Путин не идол. Но именно он предложил идею Евразийской империи, которая должна стать мостом («хребтом») между Европой и дальним востоком. В этом ее смысл, нужность и залог процветания народов проживающих на этой территории. Я это вижу. Многие мои земляки этого не видят. Пока не видят. Но они увидят, и я для этого будут делать все что смогу. Думаю теперь понятно почему я, мягко говоря, не люблю не только украинский национализм, но и русский. Причем русский даже больше. Потому, что он опасен на порядок. Это ключ к уничтожению России, а значит и Евразии, а значит и Украины, как части Евразии.

Вывод. Украинская проблема должна решаться не через призму уничтожения украинского (и не только) (что верно по сути но не верно в методах). Если попытаться искоренить силой - это борьба с ветряной мельницей, вечная и бесперспективная, потому, что сама борьба с национализмом и будет порождать этот национализм. Она должна решаться через призму инкорпорации украинского населения в имперский проект под названием Евразия.

И тут даже дело не в границах, которые являются официальными (у России и Белоруссии тоже есть граница), а в границах эмоциональных, поведенческих, духовных. Убрав эти границы можно добиться победы над идеей национализма. А посему надо прекращать «крошить укроп» (в прямом и переносном смысле слова) на поле брани и в соцсетях, а строить мосты, которые со временем и превратят Российскую империю в Евразийскую. Я другого пути долгого и устойчивого развития не вижу.

К началу XIX века испанская колониальная империя в Америке имела территорию более 10 млн. квадратных километров и простиралась от Сан-Франциско до мыса Горн. Огромные просторы тропических лесов, цепи гор, безбрежные равнины, пампа, большие реки, такие, как Амазонка, составляли богатства этого континента.

Чтобы иметь возможность управлять этими землями, испанская корона разделила их на четыре вице-королевства: Новую Испанию, Новую Гранаду, королевство Ла-Плата и Перу.

В начале XIX века в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись «Декларация прав человека и гражданина» и другие документы французской революции.

Разгром наполеоновской армией монархии Бурбонов в Испании создал благоприятные условия для подъема освободительного движения в испанских колониях.

«Война до смерти»

В 1811 году была провозглашена независимая республика в Венесуэле. Освободительное движение возглавило «Патриотическое общество», в котором ведущую роль играли богатые креолы. Среди них выделялся молодой офицер Симон Боливар. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал к тому же незаурядным полководческим талантом.

На первых порах лидеры освободительного движения видели свою задачу лишь в изгнании колонизаторов и не стремились менять существующие порядки. Негры и индейцы их не поддержали. Учитывая это, Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, крестьянам — землю. На помощь повстанцам из европейских стран прибыли 5 тысяч добровольцев.

Однако Боливар понимал, что в одиночку Венесуэле не отстоять свою независимость. Он повел свою армию на помощь соседней стране — Новой Гранаде.

Это был легендарный переход через Анды. С каждым днем становилось все холоднее. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь.

Погибли все лошади, солдаты теряли сознание от нехватки кислорода, срывались в пропасти. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500.

Испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гранада объединились в единое государство — Великую Колумбию.

Стремясь укрепить независимость молодых латиноамериканских государств, Боливар выступил за их объединение в конфедерацию. Он постоянно боролся за создание демократической республики, где цвет кожи не имел бы никакого значения. Но тщетно пытался Боливар объединить новые независимые государства, имевшие общие язык и религию. Установление его личной диктатуры, хоть и вызванное желанием предотвратить распад Великой Колумбии, вызвало сопротивление. Рост недовольства выразился в многочисленных заговорах и восстаниях. Власть Боливара была свергнута в Перу и Боливии, затем от Колумбии отделились Венесуэла и Эквадор.

25 сентября 1829 года заговорщики проникли в Президентский дворец в Боготе с целью убить «Освободителя», однако ему удалось спастись. Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 года он ушел в отставку. Больной и разочаровавшийся Боливар написал незадолго до смерти в 1830 году: «Тот, кто служит революции, пашет море!»

Лишь много лет спустя заслуги его получили всеобщее признание. Память о нем сохраняется в названии одной из южноамериканских республик — Боливии.

Буржуазная революция 1820 года в Португалии привела к новому подъему движения за независимость Бразилии. Бразилия была объявлена независимой империей.

В 1868 году началось массовое восстание против испанских колонизаторов на Кубе. А в следующем году была провозглашена независимая Кубинская республика. Десять лет армия, вооруженная пиками и мачете, вела борьбу с испанцами, но сопротивление повстанцев было сломлено. И только в самом конце XIX века кубинский народ освободился от колониальной зависимости.

Итоги и значение освободительной войны

Национально-освободительное движение в Латинской Америке завершилось победой. Во всех независимых странах, кроме Бразилии, установился республиканский строй. Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались. Политическая независимость покончила с многочисленными ограничениями, сковывавшими экономическое развитие колоний. Создались более благоприятные условия для развития капиталистического уклада и вхождения в мировой рынок.

В независимых государствах уничтожили рабство, правда, не сразу. В Венесуэле, Колумбии и Перу оно сохранилось до 50-х годов, а в Бразилии — до 80-х годов XIX века. Были отменены подушная подать и принудительная трудовая повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви. В течение XIX века во всех вновь возникших государствах был установлен парламентарный строй и приняты конституции. Немаловажное значение имело и уничтожение инквизиции, сословного строя, упразднение дворянских титулов.

Окрепло и национальное самосознание латиноамериканцев, они стали понимать свою принадлежность к определенной нации, имеющей право на создание независимого государства.

Ряд ученых считают, что освободительные войны носили характер буржуазной революции. Но есть и другая точка зрения, отрицающая революционное значение этих событий. Тем более что создание республик не привело к власти новые классы. Крестьяне землю не получили, а владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть. Развитие капитализма в странах Латинской Америки пошло долгим и мучительным путем.

Век каудильо

После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территории. Это сопровождалось бешеной борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. Как правило, власть попадала в руки военных или гражданских вождей времен войны за независимость, захватывавших ее при помощи оружия. Такой вождь — каудильо — опирался либо на народ, либо на землевладельцев.

В латиноамериканской цивилизации много черт цивилизации традиционной, когда господствуют «клановые» связи между «патроном» (хозяином), «вождем» и подчиненной ему массой («клиентелой» — от слова «клиент»). Обычно клановые связи сильнее связей классовых.

Суть этого явления состоит в том, что вокруг «сильной» личности сплачивается круг людей, рассчитывающих решить свои проблемы при помощи «патрона». В политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение управлять толпой, завоевав ее доверие. В данных условиях дружеские связи становятся важнее закона. Эти отношения выражает принцип: «Все для друзей, а для врагов — закон». Часто за маской «любимца толпы» скрывались честолюбие и ожесточенное соперничество отдельных семейств.

В XIX веке начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны. Пожалуй, не было в XIX в. ни одной страны в Латинской Америке, которой удалось бы избежать «каудильизма».

Медленное развитие экономики

Десятилетия междуусобных войн гибельно отразились на экономическом развитии латиноамериканских стран. Хозяйство в них ориентировалось главным образом на производство и вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов или полезных ископаемых — меди и серебра. Тем не менее в середине XIX века ряд стран втягивается в мировой рынок.

В Чили в 1832 году были открыты богатые залежи серебра, потребность в котором в Европе возрастала; после захвата США Калифорнии туда активно вывозилось чилийское зерно. К концу XIX века в Чили освоили добычу селитры и начался экспорт ее на мировой рынок. Между 1880 и 1910 годами объем промышленного производства страны ежегодно возрастал на 2%.

В Аргентине во второй половине XIX века набирал силу лагерь сторонников свободной торговли, так как для этого появились благоприятные обстоятельства. Промышленная революция на европейском континенте увеличила потребности в продовольствии и сырье. Внутри страны тоже расширялся спрос на товары, чему способствовал большой приток иммигрантов, обеспечивающих страну рабочими руками.

К концу XIX века экономика Аргентины покоилась на двух прочных столбах — животноводстве и земледелии. Животноводство было связано с выращиванием скота и экспортом мороженого мяса, 2/3 которого поставлялось в Лондон.

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии. Основной статьей дохода к началу XX века оставался экспорт кофе, золота, серебра и тропических фруктов. Из Мексики экспортировали золото и серебро, из Колумбии — кофе и индиго (красящее вещество). Строящиеся промышленные предприятия и железные дороги оказались в руках иностранного капитала.

Страны латиноамериканского региона к началу XX века по уровню капиталистического развития выглядели следующим образом: группу наиболее развитых стран составляли Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили; значительно более отсталыми были Боливия, Мексика и Перу, где сохранялись огромные массы безземельного, закабаленного крестьянства. Фактически здесь господствовала экономическая система колониального времени, основанная на господстве крупного землевладения.

Латиноамериканский «плавильный котел»

XIX век явился временем складывания латиноамериканских наций. Они формировались из представителей разных народов, живших в границах одного государства. Как и в США, здесь действовал «плавильный котел», в котором смешивались различные расы и нации: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.

Общество в латиноамериканских странах формировалось под влиянием испанских и португальских обычаев, в системе отношений между людьми здесь всегда соблюдалась иерархия. Каждый должен был здесь знать свое место, свой клан, связывать свое благополучие с «большим» или «маленьким» покровителем, каудильо. Отсюда и склонность к установлению авторитарных режимов.

Особенности верований у католиков в Латинской Америке

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия. В Мексике, например, еще в XVI веке сформировался культ Святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери. Постепенно из местного он превратился в культ, охвативший население всей страны, объединил жителей Мексики. Каждый, кто поклонялся Святой Марии Гуаделупской, считался принадлежащим к мексиканской нации.

Вообще католическая религия и католическая церковь играли очень большую роль в жизни латиноамериканцев. Католическая церковь через свои приходы влияла на 90% населения Латинской Америки.

Но поскольку традиции католичества утверждались на континенте, где коренным населением были индейцы, католическая религия в Латинской Америке имеет ряд особенностей. Прежде всего это огромное количество святых, скульптурным изображениям которых ревностно поклонялось население, домашние часовни. Ученые считают, что индейцы после уничтожения их идолов колонизаторами перенесли в католичество свое стремление поклоняться «божественным силам», боготворить их и даже превращать в простой амулет. Среди различных слоев населения всегда ходили рассказы о «чудесах», о «явлениях» святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах еще с доколумбовых времен принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения.

В Латинской Америке сформировалась особая цивилизация, отличная от европейской и от североамериканской. Войны за независимость, обретение этой независимости, а затем десятилетия кровавых междоусобных войн, медленное развитие капитализма, разрешение конфликтов не столько путем реформ, сколько путем революций и установления авторитарных режимов, слабость демократии сделали историю латиноамериканцев трагической.

Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история

Модель "плавильный котел"

В 20-х годах ХХ столетия англоконформизм уступил место новой модели этнического развития "плавильного котла" или "плавильного тигля". В истории американской общественной мысли эта модель занимает особое место, ибо основной социальный идеал, который сводился к тому, что в подлинно свободном, демократическом обществе люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей, существовала в США долгое время." "Эта теория представляет собой вариант возникшей сразу после американской революции теории "амальгамации", т.е. свободного слияния представителей различных европейских народов и культур. "Плавильный котел" наряду с теорией англоконформизма составили теоретическое ядро классической школы этничности в Соединенных Штатах Америки. Как писал М.Гордон, "хотя англокон-формизм в различных своих проявлениях был преобладающей идеологией ассимиляции, в американской исторической практике существовала и конкурирующая модель с более общими и идеалистическими тонами, имевшая своих приверженцев с XVIII столетия, а затем и продолжателей".

Кстати, о термине. Он связан с названием пьесы британского журналиста и драматурга И. Зангуилла, который часто приезжал в США и знал жизнь этой страны. Суть пьесы "Плавильный котел" заключалась в том, что в Соединенных Штатах Америки происходило слияние различных народов и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация. Главный герой пьесы - молодой иммигрант из России Горас Элджер, глядя с корабля, прибывшего в порт Нью-Йорк, воскликнул: "Америка - это созданный богом величайший плавильный котел, в котором сплавляются все народы Европы... Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские - все в этот тигль. Так господь создает нацию американцев".

И в будущем И. Зангуилл представлял Соединенные Штаты Америки неким гигантским "котлом", способным переварить и сделать гомогенной всю разноязычную и пеструю во многих отношениях массу пришлого населения. Американский исследователь Г.Морган констатировал в работе "Америка без этничности", что это "было надеждой для Америки, единственный путь превращения миллионов людей с различными жизненными установками, ценностями и образом жизни в гомогенную группу с целью мирного сосуществования вне зависимости от их истории".

Пьеса была поставлена на сцене Колумбийского театра в Вашингтоне в октябре 1908 г. и имела большой успех. Высокую оценку пьесе дал присутствовавший на спектакле президент Т.Рузвельт. Пьесу поддержал и один из политических деятелей того времени У.Брайан, которому понравилась мысль, высказанная И. Зангуиллом. Он, в частности, отметил: "Великими были грек, славянин, кельт, тевтонец и саксонец; но более великими по сравнению с ними являются американцы, сочетающие в себе достоинство каждого из них". После Вашингтона пьеса в течение 6 месяцев шла в Чикаго, 136 представлений было показано в Нью-Йорке. Ее ставили во многих городах страны, а в 1914 г. - в Лондоне. Как отмечалось в печати тех лет, автор "Плавильного котла" подчеркивал, что подлинный, настоящий американец должен быть американцем смешанного происхождения.

В то время, когда пьеса ставилась во многих театрах страны, в кругу общественности и специалистов остро дебатировался вопрос об иммиграции. В 1916 г. правительственным издательским учреждением был опубликован доклад специальной комиссии под председательством У.П.Диллингэма по вопросам иммиграции в количестве 42 томов. Центральная идея доклада состояла в том, что иммигранты из Южной и Восточной Европы угрожали американскому обществу и ядру американской нации, являясь источником преступности, различных заболеваний и социальных конфликтов. По поводу этого доклада ряд специалистов в области межэтнических отношений отмечали, "сорокадвухтомное издание, содержащее статистические данные, было собрано для доказательства недостойности иммигрантов из Южной и Восточной Европы стать амери-канцами". И. Зангуилл же уверял своих читателей в том, что прибытие "новых" иммигрантов не представляло не только угрозы, но и причин для беспокойства.

Несколько лет спустя "Литературный Дайджест" написал о Зангуилле следующее: "Он использовал фразу, которая надолго отложит ограничение иммиграции в Америку".

И хотя в научном мире не всем пришлась по душе концепция Зангуилла о смешанной американской нации (она активно отвергалась такими авторитетными учеными, как Е.Росс и Ф.Стаймер), эта теория нашла и многих почитателей. Например, в статье, опубликованной в одном из журналов под названием "Пьесы, заставляющие людей думать", была вынесена благодарность Зангуиллу за привлечение внимания к социальной проблеме, реально существовавшей в Америке, к вопросу об иммиграции. В статье, в частности, отмечалось: "Ни один здравомыслящий человек не будет отрицать, что социальное будущее страны зависит в основном от ответа на этот вопрос. Пьеса Зангуилла имела успех во многом из-за постановки проблемы".

Так или иначе, термин "плавильный котел" получил свое гражданство с 20-х годов ХХ в., обретая все большее распространение как в общественной жизни, так и научной. "Плавильным котлом" была названа одна из главных парадигм этнического развития США в ХХ веке. По словам американского исследователя А.Манна, "сама фраза "плавильный котел" стала национальным символом этого столетия". В соответствии с данной парадигмой, формирование американской национальной идентичности должно было идти по формуле "сплавления", "смешивания" всех народов, при этом предполагалось, как их культурное, так и биологическое смеше-ние. Сформулированная теоретическая концепция имела апологетический характер в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе - социальных или этнических.

Вообще же явление этнического смешения выходцев из самых различных стран и народов было отмечено и зафиксировано в литературе еще в XVIII в. Так, Том Пейн в своем памфлете под названием "Общее чувство", написанном в 1776 г., отмечал, что "американцы - это не трансплантированные англичане. Они представляют собой смешение многих европейских народов, это - нация иммигрантов". Образ американского народа как единой нации, обладающей особой культурой и традициями, развивался литераторами, публицистами, поэтами, писателями и после Пейна. Идею Т.Пейна активно поддержал американский писатель французского происхождения Дж. Кревкер в "Письмах американского фермера", опубликованных в Европе еще в 1782 г., где он обратил внимание на то, что в Америке наблюдается такое смешение крови, какое нельзя найти ни в какой другой стране. Он, в частности, писал: "Здесь представители всех наций смешиваются в новую расу людей". И основной путь к этому он видел в межэтнических браках. "Кто он, Американец, этот новый человек? - задавался вопросом

Дж. Кревкер. - Он - не европеец или потомок европейца, следовательно, это странное смешение крови, которое вы не найдете ни в какой другой стране. Я могу указать вам на семью, где дед был англичанин, а его жена - датчанка, их сын женат на француженке, у них четверо сыновей, у которых жены - представительницы различных наций. Он - Американец...".

Процитированный отрывок - показатель традиционного подхода к рассмотрению проблемы американской нации. Хотя Кревкер не использовал термин "плавильный котел", он тем не менее говорил о представителях различных наций, сплавляющихся в процессе модернизации в новую общность людей и создающих новую американскую культуру. При этом, как отмечается в литературе, Кревкер и его последователи почти ничего не говорили о том, какие традиции, обычаи и привычки составят эту новую американскую культуру.

Миф американизации, созданный Кревкером, по мнению Г. Герстла, состоял из четырех основных положений: во-первых, европейские иммигранты хотели непременно расстаться с образом жизни Старого Света и стать американцами; во-вторых, американизация была быстрой и легкой, так как у иммигрантов не было значительных препятствий на ее пути; в-третьих, американизация "сплавляла" иммигрантов в единую расу, культуру, нацию, вне зависимости от пространства и времени; и в-четвертых, иммигранты воспринимали американизацию как освобождение от рабства, бедности и принуждения Старого Света.

Жизнь в дальнейшем показала насколько сложным оказался путь вживания иммигрантов в американское общество, а многие положения Кревкера не были реализованы на практике и оказались мифом. Тем не менее, оптимистическая и прогрессивная концепция "плавильного котла" находила своих сторонников и в XIX в. Так, она была поддержана одним из влиятельнейших интеллектуалов того времени, американцем английского происхождения Р. Эмерсоном. Большую популярность в конце XIX в. получило и четырехтомное издание Т.Рузвельта (в то время историка и писателя) под названием "Победа над Западом", где автор писал о границе, воспевал усиление американской мощи и колонизацию Запада, планировал использование силы вне континентальных границ США для расширения сферы их влияния. Книгой восхищались, на нее писали хвалебные отзывы ученые Гарварда. Как отметил Н.Глейзер в статье "Американская эпическая поэма: тогда и сейчас", напечатанной в журнале "Паблик Интерест" в 1998 г., при колонизации Запада Т.Рузвельт "возвеличивал роль только одного элемента американского населения, а именно, англоговорящих людей и не замечал другие, что, несомненно, свидетельствует об отсутствии политической корректности".

Однако, свое настоящее теоретическое оформление идея "плавильного котла" получила в трудах ведущего американского историка Ф.Дж.Тернера. Американский исследователь Дж.Беннетт, изучавший научную деятельность Ф.Тернера, отмечал, что Тернер не был первым, кто обратил внимание на фактор границы, как уникальную движущую силу в становлении и развитии американской нации. Еще Б.Франклин и Т. Джефферсон полагали, что постоянное продвижение иммигрантов на Запад способствовало росту городов и развитию американской демократии. Ряд историков также указывали, что американская демократия формировалась по мере продвижения границы на Запад. Однако, все эти взгляды, продолжал Дж.Беннетт, мало влияли на американское общественное мнение тех лет, страна не готова была принять гипотезу о границе. Интеллектуальный климат в США относительно ее изменился позже и в большей степени благодаря Ф.Тернеру.

Перу Ф.Тернера принадлежат четыре книги: "Подъем нового Запада", "Значимость секций в американской истории", "Соединенные Штаты 1830 - 1850: нация и ее секции", "Граница в американской истории". Последняя представляет собой сборник статей, наиболее известной из которых является статья под названием "Значимость границы в американской истории", где изложено кредо ученого по американской этничности. В основу статьи был положен доклад Ф.Тернера, с которым он в 1893 г. выступил на заседании Американской исторической ассоциации и который стал событием в истории американской научной мысли. В докладе подчеркивалось, что эволюция сложной национальной идентичности была главным для понимания американской истории, и что одним из наиболее важных факторов, без которого нельзя понять американской общество - это фактор границы. "В тигле границы иммигранты американизировались, освобождались и смешивались в американскую расу, отличную от англосаксонской, как по национальным, так и по другим характеристикам". Тем самым ученый отвергал выводы, доминировавшие в то время в США англосаксонской школы, рассматривавшую США как перенесенную в Новый Свет европейскую цивилизацию.

Многие американские историки конца XIX в., получившие образование в немецких университетах, безоговорочно приняли идею о том, что американские институты в своей основе заимствованы из англосаксонских и в конечном счете тевтонских источников. Ярким представителем англосаксонской школы был влиятельный американский историк Герберт Адамс, чьи лекции посещал Ф.Тернер. Тернер не разделил точку зрения своего учителя, что американские институты - это институты европейские.

Оценивая роль европейцев в формировании американского общества, Тернер считал, что американские институты в своей основе имеют много общего с европейскими, при этом особый акцент делал на их различиях. По его мнению, европеец, чтобы выжить в новых условиях, должен был адаптироваться к этим условиям. Постепенно он одерживал победу над дикостью, покорял пустыню и трансформировал ее. Таким образом, по мере продвижения границы на Запад уменьшалось европейское влияние, цивилизация становилась американской. Осваиваемые поселенцами западные районы континента являлись для Тернера плавильным котлом (хотя этим термином не пользовался историк), где смешивались различные европейские народы, преодолевая локализм, разобщенность и вражду. Американский исследователь Р.Биллингтон в книге, посвященной Ф.Тернеру, писал следующее: "Граница для Тернера являлась основной силой в создании американской нации и воспитании лояльности среди ее народов".

В течение многих лет под влиянием теории Тернера находилось значительное число американских и европейских обществове-дов. Секрет популярности состоял в том, что Тернер не просто обратил внимание, в отличие от предшествовавшей историографии, на значение географического и экономического факторов, а предложил историческое объяснение американского общественного развития, исходя прежде всего из своеобразных условий образования США. Ф.Тернер выдвинул тезис об особой "созидательной" роли колонизации "свободных" западных земель в создании американского общества и "неповторимых" идеалов американской демократии". До последних дней, - писал Ф.Тернер, - американская история в большей степени была историей колонизации Великого Запада. Наличие свободной земли и непрерывное продвижение поселений на

Запад объясняют развитие Америки". Вначале "границей" было Атлантическое побережье; это была "граница" Европы. Движение "границы" на Запад означало постепенное удаление от влияния Европы и неуклонный рост движения по американскому пути. "Изучать движение, этих людей, воспитывавшихся под влиянием новых условий, их политические, экономические и социальные результаты - значит изучать американскую историю", - писал Ф.Тернер.

Тернер и его последователи исходили в своем анализе из первичной роли географической среды, "окружения". Это означало, что основной детерминантой исторического процесса объявлялся географический фактор. Данная методология была положена в основу теории секций, которой Тернер дополнил свою концепцию. Суть ее он определил тем, что при переселении иммигрантов перед ними возникали различные географические регионы. Происходило взаимодействие иммиграционных потоков и новых географических регионов. В итоге возникала комбинация двух факторов, земли и людей, создание различных обществ в различных секциях.

По Тернеру Соединенные Штаты представлялись как федерация различных секций (регионов): Запад, Средний Запад, Юго-Запад, Северо-Запад, Восток, секция Атлантического побережья, Новая Англия, Юг и многие другие. Основными стратегиями в их взаимосвязи были договоренность и компромисс. В секционном различии он видел источник будущего развития американского общества, в котором сохранится разнообразие, и оно будет проявляться в социально-экономических контрастах и конкуренций различных регионов. "Важность секций в американской истории такова, -писал Ф. Тернер, - что... нам следует пересмотреть нашу историю с точки зрения этого фактора". Давая оценку теории Тернера, Дж. Хайем отмечал следующее: "Он рассматривал Запад как огромный плавильный котел европейских народов и весь его подход к американской истории может быть понят как способ утверждения первенства географического фактора над расовым и культурным. Плюрализм Тернера - это утверждение секционного (регионального) многообразия как динамичного принципа в американской жизни".

"Секционизм" Тернера широко обсуждался среди специалистов. Одни соглашались с взглядами Тернера, другие опровергали.

Интерпретация концепции "плавильного котла" Ф.Тернера несколько отличалась от интерпретации И.Зангуилла. Если последний считал, что действию "котла" поддаются все без исключения иммигранты, национальные меньшинства - англичане, немцы, французы, славяне, греки, сирийцы, евреи, представители черной и желтой расы, то Ф.Тернер же, говоря о смешении представителей разных народов, подразумевал прежде всего "старую" иммиграцию.

В конце XIX в., когда переселенческие движения в США в основном завершились, "переселенческий плавильный котел" Тернера уступил место "городскому плавильному котлу". Было совершенно очевидно, что главной сценой, на которой развертывалось этническое развитие Америки, становились ее города, их значение бурно росло всю вторую половину XIX в. и продолжалось еще более ускоренно в ХХ в. К примеру, в конце XIX в. - начале ХХ в. в городах США селилось до 80% вновь прибывших иммигрантов. Здесь были наиболее благоприятные объективные условия для ассимиляции иммигрантов. Однако, большие скопления иммигрантов одной национальности в городах, их расселение отдельными кварталами стимулировали одновременно и этническое сплочение, деятельность этнических организаций и т. п. Последнее ускорялось тем, что этнические организации переходили на английский язык и уподоблялись в своей деятельности обычным американским организациям. Таким образом, этноцентристские течения, развивающиеся в городской обстановке, оставаясь внутренне противоречивыми, в целом способствовали ассимиляции.

Эффективность действия "городского плавильного котла" усиливали иммиграционная политика правящих кругов США и иммиграционное законодательство. По словам авторитетного американского социолога М.Гордона "некоторые исследователи интерпретировали политику "открытых дверей" первой трети XIX в. как отражение лежащей в основе веры в эффективность американского "плавильного котла", веры, "что все могут быть поглощены и все могут внести свой вклад в становление национального характера".

Теория "городского плавильного котла" нашла свое развитие в работах социолога Чикагского университета, основателя чикагской школы в области теории расовых отношений Р.Парка. Под его руководством, а также активной помощи ведущего американского историка Л.Вирта в Чикагском университете в конце 20-х годов ХХ в. был впервые создан курс по проблемам расовых и этнических отношений, начато научное контрнаступление против англосаксонских расистов и сторонников 100-процентной американизации. В широко известной работе "Раса и культура" Р.Парк пытался рассмотреть проблему иммигрантов и негров в контексте глобального процесса ассимиляции, затрагивающего как европейские нации, так и азиатские расы. Как писал Дж.Хайем, "если мы внимательно посмотрим на концептуальную схему Парка, мы обнаружим улучшенную версию классического американского идеала ассимиляции, продолженную им от некоторых радикалов, включавших в этот процесс как черных американцев, так и иммигрантов".

Делая акцент на городском образе жизни, Р.Парк подчеркивал, что именно он собирает людей вместе. Он писал: "... Каждое общество, каждая нация и каждая цивилизация представляют собой кипящий котел и таким образом вносят вклад в слияние рас, в результате чего с неизбежностью возникают новые расы и новые куль-туры". Ученый верил в то, что процесс ассимиляции охватит глобальные масштабы и таким путем возникнет новая мировая цивилизация. Для него "плавильный котел" - это весь мир. Он выдвинул модель четырехступенчатого развития процесса межэтнических взаимодействий в любом полиэтническом государстве: контакты, конфликты, приспособление и ассимиляция. Ассимиляция являлась конечным этапом в цикле межэтнических отношений. Причем, для Р.Парка ассимиляция представлялась таким процессом, в котором не только пришелец ассимилировался, адаптируясь к новым условиям рынка, но и принимающее его общество также менялось.

Пройдя четырехступенчатый путь развития, национальное государство, по мнению Р.Парка, исчерпает себя и мир эволюционизирует в направлении создания всемирного космополитического сообщества. В данной связи он призывал своих коллег преодолеть национальные границы и научиться мыслить "глобальными категориями". Характеризуя ассимиляционистскую концепцию Парка, известный теоретик в области расовых отношений П.Л.Ван ден Берге писал: "Значение плавильного котла и опыта европейских иммигрантских групп в индустриальных городах Северной Америки в конце XIX века дали толчок чикагской школе Парка, которая рассматривала ассимиляцию как финальную фазу "цикла расовых отношений". В силу широкого ряда различных причин, ассимиляционизм казался наиболее приемлемым либеральным путем решения проблем национальных меньшинств для правящих классов централизованных бюрократических государств, как капиталистических, так и социалистических".

Представителями чикагской школы Парка были видные ученые М.Гордон, А.Роуз, Г.Олпорт, Р.Вильямс, О.Клайнберг и др. Именно эта школа заложила так называемую традицию либерального ассимиляционизма, в соответствии с которой основной путь в решении национальных проблем всех государств определялся как путь ассимиляции различных народов, "перемалывание и поглощение их в единое целое". С точки зрения данной концепции, расы и нации дисфункциональны в индустриальных обществах, представляют наследие прежних эпох и в конце концов должны исчезнуть под влиянием урбанизации, индустриализации, модернизации.

Либеральный академический истеблишмент большое значение в достижении гомогенизации общества отводил образовательной системе. Характерно, что в 1927 г. в президентском обращении к Национальной ассоциации по образованию подчеркивалось: "Великая американская школьная система является отправной точкой плавильного котла". Именно система образования должна была быть основным механизмом в проведении политики, направленной на ассимиляцию этнических групп, тем механизмом, который бы дал свои результаты в кратчайший срок. Кроме того, в достижении идеала "плавильного котла" его создатели и последователи основной путь видели в смешанных браках, которые действительно являлись важнейшим каналом процессов естественной ассимиляции. Однако, отношение к факту межэтнических и межрасовых браков со стороны последователей модели "плавильного котла" было различным. Если одна часть приветствовала участие людей вне зависимости от цвета кожи в "плавильном котле", как, например, Р.Эмерсон, которому Америка представлялась государством, где энергией ирландцев, немцев, шведов, поляков, выходцев из всех уголков Европы, а также африканцев, полинезийцев, создается новая нация, религия, литература, то значительная часть не оставляла места в "плавильном котле" черным американцам, индейцам и др.

Существующие данные о динамике численности смешанных браков по стране до начала ХХ в. весьма фрагментарны и неточны, чтобы полно судить об эффективности "плавильного котла". Отсутствие статистических данных по XVIII веку делает невозможным определение степени ассимилированности населения в США в данный период. В последующем в результате проведения эмпирических исследований в одном из американских штатов за 30-летний период XIX в. (1850 - 1880 гг.) был сделан вывод, что "плавильный котел" в целом в эти годы работал медленно.

За более поздние периоды также отсутствовали данные о процессах этнического смешения, что не давало возможности увидеть полную картину результатов интеграции. Это явилось поводом для некоторых исследователей утверждать, что "плавильного котла" никогда не существовало. Однако, по словам социолога А. Манна, "миллионы американцев смешанного происхождения знали другое. Межэтнические браки происходили и происходят, и тот, кто сомневается в этом, следует оглянуться вокруг". Смешанные браки увеличились, например, среди евреев, отличавшихся эндогенностью. Автор статьи "Аккумуляция без ассимиляции?" Е. Розенталь приводит такие цифры: в 30-х годах ХХ века количество межэтнических браков среди евреев составило 6%, в 1957 г. - 7.2%, 1960 г. - 11, 5%. Исследования, проведенные среди евреев в 1953 г. в штате Айова, дали 31% смешанных браков, что послужило причиной беспокойства для некоторых еврейских деятелей о сохранении своей этнической группы. Биологическая ассимиляция охватила ирландцев и другие этнические группы. К 1960 г. более половины мужчин-ирландцев брали себе в спутницы жизни женщину другой национальности. По словам американского социолога Т.Соуэлла, ирландцы стали настолько американизированными, что некоторые из них жалуются на потерю своих отличительных индивидуальных черт. Этнически смешанные браки характерны для итальянцев, поляков, о чем свидетельствуют следующие цифры: в 1930 г. эндогенность составляла среди итальянцев - 71%, поляков - 79%. Картина стала совершенно иной в 1960 г.: эндогенность снизилась соответственно до 27% и 33%. Увеличение удельного веса семей с супругами другой национальности происходило и в среде азиатских народов, в частности, японцев. Если в 1920 г. в Лос-Анджелесе, например, только 2% от всех браков были смешанными, то после Второй мировой войны этот показатель поднялся до 11-12%, а к концу 1950-х гг. составил более 20%. Что же касается динамики численности черно-белых браков по стране за первую половину ХХ в., то точные данные отсутствуют, так как в большинстве штатов такой статистики не сохранилось и не публиковалось. Однако в среднем доля черно-белых браков, по оценке американского социолога Э.Фрэйзиера, даже в крупных городах до 1940 г. не превышала 3%, а в целом по стране была во много раз ниже. Накануне Второй мировой войны в 31 штате (16 - на Юге, 15 - на Севере и Западе) межрасовые браки были все еще запрещены законом.

Наряду с биологической ассимиляцией, захватившей в той или иной степени различные этнические группы и расовые меньшинства, происходила ассимиляция социальная и культурная, но ее развитие также сдерживалось расовой дискриминацией, этническими предрассудками и предубеждениями, что особенно остро проявилось во время экономического кризиса 1929 - 1933 годов. Во многих местах иммигрантов увольняли первыми, иногда раньше, чем черных американцев, что вело к изоляции различных этнических групп и сохранению "иностранных" гетто. От кризиса пострадали и индейцы. Им перестали выдавать пособия, многие из них из резерваций отправлялись в города в поисках работы. В стране усиливался расизм, прошла волна физических расправ над черными и иммигрантами, вызвавшая реакцию этноцентризма со стороны национальных меньшинств и иммигрантских групп. Эта тенденция продолжала сохраняться в годы Второй мировой войны, чему способствовали дискриминационные меры, в частности, ограничения при найме на работу, несмотря на то, что существовала огромная необходимость в использовании труда иммигрантов. В целом же военный период способствовал притоку новых этнических групп, улучшению их положения и т. д. Выше уже говорилось о том, что в годы Второй мировой войны США заключали кратковременные соглашения с Мексикой по использованию мексиканских рабочих, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. И мексиканские иммигранты извлекли свою долю преимуществ в условиях военного бума, но оплата их труда оставалась более низкой, по сравнению с другими рабочими за этот же труд. Об этом писал американский писатель югославского происхождения Л.Адамик в своей книге "Нация наций", опубликованной в 1945 г..

Наиболее трудным в годы Второй мировой войны было положение японского национального меньшинства. Нападение Японии 7 декабря 1941 г. на военно-морскую базу Перл-Харбор вызвало мощную антияпонскую волну, подготовило большинство населения к принятию решения о помещении японцев в лагеря. 19 февраля 1942 г. Ф.Рузвельт подписал чрезвычайный закон, согласно которому лица японской национальности, в том числе и имевшие гражданство США, подлежали выселению с прежних мест проживания (главным образом в Калифорнии) и изоляции. Американские военные власти произвели принудительную эвакуацию японцев и размещение их в концентрационных лагерях в Аризоне, Айдахо, Юте, Вайоминге, Колорадо, Арканзасе (небольшая часть японцев, оставшихся в Калифорнии, была заключена в тюрьмы). С марта по ноябрь 1942 г. было интернировано более 100 тыс. мужчин, женщин и детей. Отселение проводилось под предлогом необходимости обезопасить страну от шпионской деятельности японской агентуры. Финансовые потери японцев, в результате этой в сущности карательной операции, составили около 400.000.000. долларов (с учетом уровня цен 1942 г.). Как считал специалист из Центра военной истории военного министерства США Д.Бэска, в шпиономании было повинно многолетнее нагнетание представлений о растущем экспансионизме Японии и вытекающих из этого соображений национальной безопасности. Принудительная высылка 1942 г. была одним из самых трагических и несправедливых событий национальной истории США. Многие ее мрачные страницы до сих пор не рассказаны.

Операция с устройством концлагерей в годы войны для "неблагонадежных" не всколыхнула американскую общественность, не вызвала массового осуждения. Голоса протеста, хотя и раздавались, были единичными, почти во всех публикациях нагнеталось негативное отношение к японцам, истерия и враждебность. Периодически объявлялось, что японцы представляют потенциальную угрозу американской безопасности.

Каково было отношение японцев к войне? Одна часть меньшинства выдвинула следующий мотив: "Мы... не в состоянии влиять на события, как и германо-американцы на гитлеровский захват Польши или проживавшие в США итальянцы на войну Муссолини в Эфиопии". Другая же часть японцев настаивала на том, что "они -американцы" и доказывали несправедливость особого отношения к ним и даже настаивали на призыве в армию США для доказательства своего патриотизма по отношению к новой родине. Отметим, что в 1942 г. все военнослужащие японской национальности были уволены из армии Соединенных Штатов. И только в январе 1943 г. начался набор нисэй (японские поселенцы второго поколения) в армию и большинство японских солдат стремилось найти любую возможность для доказательства своей лояльности к Соединенным Штатам. В целом же более чем 300.000 японских американцев сражалось в годы войны. Их посылали в самые горячие точки. По мнению Т. Соуэлла, "опыт трагического военного времени явился поворотным пунктом в истории японских американцев".

Президент Ф. Рузвельт, чей приказ в 1942 г. был приведен в исполнение, уже в 1944 г. публично защищал лояльность японцев, проживающих в США. В том же году Верховный Суд США объявил "неконституционным акт интерни 5 р 8 ования японцев, которые являются американскими гражданами".

После освобождения японцев из лагерей, возвращение их к нормальной жизни протекало непросто. Несмотря на то, что многие японцы, воевавшие в армии США, были удостоены высоких наград, несмотря на очень быструю переориентацию американской политики в отношении Японии в сторону стратегического союза -политического, военного, экономического и психологического -наследие войны в форме антияпонских настроений в широких слоях американского населения еще долго продолжало сказываться. Возникло множество проблем с восстановлением экономических позиций японцев, особенно в сельском хозяйстве. Белые поселенцы, захватившие в годы войны японские участки в Калифорнии, в 1944 г. пытались не допустить возвращения прежних хозяев на места их прежнего проживания и предпринимательской деятельности.

Положение немецких и итальянских иммигрантов в начале войны усложнялось их происхождением и их реакция на войну вобрала в себя сложный комплекс этнических связей и настроений. Как отметил Джон Кеннеди в своей книге "Нация иммигрантов", в начале войны только незначительная часть американцев немецкого происхождения присоединились к пронацистскому движению "Германо-американский бунд", многие из них вышли из него, как только обнаружили его подлинную природу. В годы войны они служили храбро в вооруженных силах США и успешно интегрировались в американскую систему. Что же касается большинства итальянских иммигрантов, то среди них в годы войны преобладали сильные интернационалистские, антифашистские настроения. В целом, Вторая мировая война содействовала сближению людей разных рас и национальностей на антифашистской основе, которые вместе воевали, работали на военном производстве и т. д. Примечательным является тот факт, что иммигранты, в мирное время симпатизировавшие своим родным странам, воевали против них в американских войсках. На этом основании некоторые американские ученые в годы войны отстаивали тезис об исчезновении этнических групп и достижении однородности общества. Так, американский исследователь Л.Уорнер писал в 1945 г.: "Будущее американских этнических групп, кажется, становится проблематичным, похоже, что скоро они сольются". Аналогичное мнение находим в книге "Этнические американцы", в предисловии к которой известный теоретик в области межэтнических отношений И.Уингер отмечал, что сразу же после войны многие американцы решили, что все этнические элементы сольются в единое целое. Но были и противоположные оценки развития этнических и расовых отношений в США в то время. Так, например, в работе "Одна Америка", опубликованной в 1945 г., указывалось, что "плавильный котел" - это миф. Америка и в будущем будет нацией гетерогенных людей...". А некоторые современные специалисты по этническим процессам считают, что влияние Второй мировой войны на отношение американцев к этничности следует рассматривать в комплексном взаимоотношении "плюрализма" и "ассимиляции". "Во время войны, - пишут они, - в обществе придавали большое значение воспитанию толерантности у людей, выработке понимания сути этнического разнообразия и дискредитации расизма. В то же время пропаганда военного времени особый упор делала на идеологическом единстве американцев, преданности ими их универсальным демократическим ценностям. Различие могло быть принято исключительно из-за того, что основывалось на предположении, что в основе всего лежит единство".

В целом в американской литературе с 20-х годов ХХ в. доминировало мнение об успешном развитии американской нации по формуле "плавильного котла", "смешения" представителей различных народов, несмотря на их этнические и культурные различия. Некую корректировку в теорию "плавильного котла" внесла социолог Р.Кеннеди. Изучив брачное поведение, а именно этнически смешанные браки в Нью-Хейвене (штат Коннектикут), она пришла к выводу, что определяющим в заключении браков выступает религия: протестанство, католицизм, иудаизм. Ассимиляция происходила в рамках определенной системы: британцы, немцы и скандинавы заключали в основном браки между собой и редко выходили за рамки этих этнических общностей; следующую систему составляли ирландцы, итальянцы и поляки; третью - евреи, заключавшие браки только внутри своей этнической общности. Таким образом, считала Р.Кеннеди, следует отказаться от представлении об одинарном "плавильном котле" и перейти к формуле "тройственного плавильного котла", который будет определять американское общество в буду-щем. "Нам следует констатировать, - писала она, - что в то время, как жесткая эндогамия утрачивается, религиозная эндогамия утверждается и в будущем будет проходить скорее по религиозной линии, чем по национальной, как это было в прошлом. Если это так, то традиционный одинарный плавильный котел должен уступить место новой концепции, которую мы определяем термином "тройственный плавильный котел". Теория американской ассимиляции займет свое место как реальное отражение происходящего с различными национальными группами в Соединенных Штатах".

Интерпретация ассимиляционных процессов Р. Кеннеди была поддержана теологом У.Хербергом в работе "Протестант - католик - иудей", где он также отмечал, что "с исчезновением этнических общностей, религиозные г 6 р 9 уппы станут главными общностями и идентичностями в Америке". В последующем идеи Кеннеди и Херберга нашли свое развитие в книге Р.Ли "Социальные источники религиозного единства".

Однако, приводимые Р.Кеннеди данные о численности смешанных браков, заключенных в рамках трех вышеназванных религий, опровергают ее же собственную концепцию. В 1870 году протестанты (британцы, немцы, скандинавы) заключали браки на 99,11% внутри своей системы, католики (итальянцы, ирландцы, поляки) - на 93,35%, евреи - на 100%, то в 1900 г. эти цифры составляли соответственно - 90,86%, 85,78%, 98,82%; в 1930 г. -78,19%, 82,05%, 97,01%; в 1940 г. - 79,72%, 83,71%, 94,32%, а в 1950 г. - 70,34%, 72,64%, 96,01%.

На уязвимость точки зрения Р.Кеннеди указывали и американские исследователи, в частности, Р.Альба. В статье, посвященной католической общности, он привел следующие данные: 40 процентов католиков, родившихся после Первой мировой войны, заключали браки с протестантами. Сейчас же католики, писал Альба, составляя одну четверть всего населения страны, три четверти из них вступили в браки с представителями других вероисповеданий.

Ученый предложил читателю свой анализ динамики роста количества смешанных браков среди итальянцев, немцев, ирландцев и поляков за период до Первой мировой войны и после Второй мировой войны. Так, согласно его подсчетам, число браков, заключенных вне своей группы, составило: среди итальянцев - 21 и 40%, немцев - 41 и 51%, ирландцев - 18 и 40%, поляков - 20 и 35%. На этом основании Р.Альба приходит к совершенно противоположному Р. Кеннеди выводу, что "увеличивающееся число межрелигиозных браков среди католиков указывает на снижение значимости религиозных границ для большинства католической группы".

Иную оценку характера и масштабов ассимиляции дали Л.Уорнер и его коллега Л. Сроул в книге "Социальные системы американских этнических групп". Взяв за основу фактор различий культурных и физических признаков между иммигрантами и принимающим их обществом, исследователи сконструировали такую иерархию ассимиляции, в соответствии с которой наибольшими возможностями ассимиляции в американское общество имеют представители европеидной расы со светлым типом внешности, в первую очередь выходцы из Северной Европы. За ними следуют представители этой же расы, но с более темным цветом кожи и волос - выходцы из Южной Европы и др. Далее - различные смеси европеидной расы с другими расовыми группами (например, американцы мексиканского происхождения). Еще меньшей возможностью к ассимиляции обладают представители монголоидной расы и меньше всего шансов у лиц, принадлежащих к негроидной расе.

Плавильный котел в США оказался эффективным с точки зрения поглощения большого количества переселенцев из различных стран, говорящих на многих языках, придерживающих различных традиций и обычаев, исповедующих разные религии. Его результаты особенно проявились в духовной жизни отдельных этнических групп и страны в целом. В частности, уменьшилось количество этнических организаций, но и в них были существенные изменения, менялся их характер. Они также подвергались ассимиляции, утрачивали многие этнические черты (во многих случаях - язык и в значительной мере первоначальные этнические функции). Этнические общества, охраняя культурную автономию иммигрантов, в то же время содействовали их сближению с окружающим обществом.

Как уже отмечалось выше, самым показательным, если и не самым существенным, элементом ассимиляционного процесса является языковая ассимиляция. Национальные языки все более вытеснялись английским, их использование уменьшалось, хотя и разными темпами в разных группах. Снижалось значение печатных изданий на национальных языках. Если в 1910 г. в Америке было 70 немецких журналов, то в 1960 г. их осталось только 60. Сократилось издание газет на еврейском, скандинавском и итальянском языках. Снизилось количество итальянских журналов от 12 (столько их было в начале века) до 5 - в 1960 г. За этот же период издание французских журналов сократилось с 9 до 1. Все реже иммигранты пользовались родным языком и в таком важном для них институте, как церковь. Переходу к английскому монолингвизму способствовал рост массовых средств коммуникаций и других факторов. Естественно, что все это в определенной степени консолидировало население США. За период 20 - 60 гг. ХХ столетия тенденция ассимиляции и интеграции являлась господствующей в США. Это констатировал и ведущий американский ученый С.Стайнберг в книге "Этнический миф": "В течение десятилетий доминирующей тенденцией среди этнических групп и расовых меньшинств была тенденция к интеграции в экономическую, политическую и культурную жизнь". Значительное количество недавних иммигрантов и их потомков, особенно находившихся в смешанных браках, утрачивали связи со своей этнической группой и во время проведения опросов и переписей затруднялись определить свое этническое происхождение по народу-предку и называли таковым американское происхождение. Как писал Т.Соуэлл, "социальное отношение к расе и этнично-сти значительно менялось, особенно после Второй мировой войны. Смешанные браки среди ирландцев, немцев и поляков превысили 50%, то же самое можно сказать и о японцах... Миллионы американцев не могут отнести себя ни к какой гр 7 у 9 ппе, так как из поколения в поколение происходило их смешение".

Наряду с процессами ассимиляции и интеграции в американском обществе в 60-х годах происходил рост этнического и культурного самоопределения этнических групп и меньшинств. По мнению ряда американских ученых, что касается черных и других небелых граждан, то они оставались вне "плавильного котла", занимая положение граждан "второго сорта". "Афроамериканцы и коренные американцы, (т. е. индейцы - З. Ч.), - писал Ф.Бурке, - вне зависимости от того, как они одеваются, что едят, какому культу исповедуются, - им закрыт доступ в "плавильный котел" по причине цвета или истории". Борцы за гражданские права стали требовать интеграции черного населения и других национальных меньшинств в американское общество на основе равноправия в социально-экономической и политической жизни. Усиление активности представителей расовых и этнических групп делало необходимым продолжение разработки теории межэтнических отношений, так как ставились под сомнение сложившиеся в американской теоретической науке парадигмы Менялись реалии, и "плавильный котел" был заменен новой парадигмой - "культурным плюрализмом". Как отметил А.Манн, теории могут появляться и исчезать, а этническое разнообразие остается важным фактором в американской жизни. Но объективные условия для "плавильного котла" существуют и сегодня - это вхождение иммигрантов в экономическую и социальную жизнь, оседание вновь прибывающих в городах, миграция населения внутри страны и широкое межэтническое общение. Таким образом, проблема "плавильного котла" в научном плане актуальна и в наши дни.

Урок № 26 Дата 08.12.2016 г. автор Зиновьева Юлия Григорьевна

Урок истории в 8 классе с валеологической направленностью

Тема: Латинская Америка в XIX веке.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Создать представление у учащихся о странах Латинской Америки в XIX веке;

2. Развивать умения выделять в тексте главное, уметь давать характеристику исторической личности, работать с контурной картой, умение составлять план ответа, развивать монологическую речь;

3. Воспитывать чувство взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Оборудования и материалы: учебник, доска, мел, контурные карты: «Латинская Америка в XIX в.», «Политическая карта мира».

Литература:

1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900, 8 класс. – М., 2012.

2. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). – Учебное издание. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991.

3. Latino - america .​ ru (интернет-источник).

План урока:

1. Организационный момент (2-3 минуты)

2. Проверка домашнего задания (10-15 минут)

3. Изложение нового материала (15 минут)

4. Первичное закрепление (4-5 минуты)

5. Постановка домашнего задания (1-2 минуты)

6. Подведение итогов урока (3-4 минуты)

Основные понятия: колония, империя, метрополия, гражданская война, освободительные войны, Латинская Америка, каудильо, каудильизм, латиноамериканский «плавильный котел».

Ход урока

Организационный момент (2-3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих.

Здороваются, с разрешения учителя садятся.

Дежурный встает, называет отсутствующих.

Проверка домашнего задания (10-15 минут)

Вспомните, что было задано на дом?

1) Действительно, мы на прошлом уроке рассматривали США после Гражданской войны.

Несколько человек (4) будут работать индивидуально (карточки с тестовыми заданиями)

В то время, как дети работают индивидуально, идет фронтальный опрос.

1)Расскажите, каковы были условия расцвета США? Благодаря чему Штаты, в столь сжатые сроки совершили «экономическое чудо»? Спрашиваю одного ученика.

2) Работа с понятиями, заданными на дом: спрашиваю по одному человеку:

а) Что такое «Доктрина Монро»? Благодаря кому она была создана? В чем сущность доктрины?

Б) Охарактеризуйте «доктрину открытых дверей». С какой страной она связана?

В) Дайте оценку «дипломатии большой дубинки»? Как она работала на практике?

Г) А что подразумевают под «дипломатией доллара»?

После фронтального опроса ученики с индивидуальным заданием сдают тесты на проверку (оценка будет известна на следующем уроке). Остальным оценка известна после комментирования учителем устных ответов.

Вспоминают, отвечают, что было задано.

Примерный ответ ученика:

В 60-90 гг. 19 века экономическое развитие США удивило мир. Этому способствовал ряд факторов:

1)США имели обширную территорию, которая составляла единый внутренний рынок;

2) у страны не было опасных соседей, угрожавших её безопасности

3)богатые природные ресурсы Америки и плодородные земли подталкивали к усиленному экономическому развитию;

4) за счет мигрантов быстро увеличивалось население страны.

Отвечают по одному человеку.

Изложение нового материала (15 минут)

На прошлых уроках мы начали изучать главу «Две Америки», почему две Америки?

Правильно. И начнем мы с карты.

1. Работа с картой – показать на карте Северную и Южную Америку, обозначьте границы США.

Одну Америку мы с вами изучили. Теперь нам предстоит изучить другую часть Америки – Южную (или Латинскую).

Так какая тема сегодняшнего урока?

Правильно! Только обратимся к параграфу 26 и запишем тему полностью и правильно!

Помимо темы мы также запишем план урока:

План урока

3. Век каудильо.

И прежде чем начать наш с вами урок, поработаем, как всегда, со словарем, так как по ходу урока у вас могут возникнуть затруднения с теми понятиями, которых вы еще не знаете.

1) Каудильо –

2) Каудильизм –

3) Гражданская война –

Хотелось бы начать с того, что когда 500 лет назад великие географические открытия привели европейцев в Новый свет, произошло прямое «столкновение» двух миров – с одной стороны - мира индейцев и, а с другой стороны - мира испанцев и португальцев. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.

Экономически страны Латинской Америки были более отсталые, чем США, к началу XIX века все страны Латинской Америки были колониями других стран. Каких?

Давайте откроем карту, а один человек будет у доски работать.

«Образование независимых государств в Л.А. в начале 19 века» и посмотрим, от каких стран была зависима Л. А.?

К середине XVIIв. к Латинская Америка была колонизирована. Кроме Бразилии, захваченной португальцами,вся Южная Америка принадлежала Испании.

А теперь пользуясь картой, попытайтесь самостоятельно дать определение, Латинской Америке.

Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке).

На территории Л.А. проживали - …. с. учебника 212 , прочитать, выписать, какие народы проживали в Л.А. (различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран).

1. Время освободителей. Симон Боливар.

Но постепенно эта ситуация начала меняться.

Страны Латинской Америки за XIX все получили независимость в ходе освободительной борьбы. Для того, чтобы посмотреть, а какие же территории получили независимость, поработаем с учебником и все той же картой. Ваша задача: прочитать пункты «Время освободителей» и «Независимость – это единственное благо», и на основе прочитанных пунктов выписать страны и тот год, когда эта страна получила независимость в 19 веке (работа на 5-7 минут)

Среди освободительного движения выделился молодой парень. Симон Боливар . Кем же он был? Какими качествами обладал?

Ответить на этот вопрос мы сможем после просмотра видео о нем.

Просмотр видео (3-4 минуты)

Валеопауза – показать на карте по одной стране в Латинской Америке (по одному выходят к карте).

2.Итоги и значение освободительных войн.

Чтение с разбором учебника с. 209 , составление плана ответа «Итоги освободительных войн».

    3.Уничтожено рабство.

    4.Установлены республики.

3. В странах Л.А существовал такой феномен как Каудильо - режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.

4. Медленное развитие экономики.

С конца XIX в. страны Латинской Америки стали испытывать сильное давление со стороны своего северного соседа - США, проявлявшееся в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела. В экономике Л.А. хозяйства ориентировались на производство и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых.

Работа с учебником на с. 211 «Медленное развитие экономики», прочитать, выписать с карты учебника какую продукцию вывозили из стран Латинской Америки.

5. Латиноамериканский «плавильный котел».

XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. На рубеже XIX-XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживало 60 млн человек. Здесь существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония - Куба - добилась независимости в 1898 г. - Итак, на каком же языке говорят латиноамериканцы? В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Примерный ответ: Потому что есть Северная Америка, а есть Южная Америка.

Ученик выходит к доске и показывает.

Южная Америка.

Запись в тетради:

Латинская Америка в 19 – начале 20 века: время перемен.

План урока

1. Время освободителей. Симон Боливар.

2. Итоги и значение освободительных войн.

3. Век каудильо.

4. Медленное развитие экономики.

5. Латиноамериканский «плавильный котел».

Работа со словарем. Запись в тетрадь:

1) Каудильо – вождь, влиятельный политический лидер.

2) Каудильизм – диктаторская, тираническая власть.

3) Гражданская война – война, на территории одной страны, когда воюющие стороны граждане одной страны.

Запись в тетради:

1)Гвиана (колония сразу трех государств – Великобритании, Нидерландов и Франции)

2) Бразилия (У Портуалии)

3) Практически вся Южная Америка под гнетом Испании.

Запись в тетради:

Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке.

На территории Л.А. проживали - различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.

Читают, выписывают.

Так кто же такой, Боливар? Слушаю версии детей. Записываем вместе.

Вывод (с записью в тетрадь): Симон Боливар – это человек, который обладал незаурядным полководческим талантом; возглавил патриотическое движение за свободу Венесуэлы; память о С. Боливаре сохранилась в названии одной из стран Латинской Америки (Боливии).

Выходят к доске и показывают страны.

«Итоги освободительных войн»:

    1.Все страны Л.А. получили независимость.

    2.Создались условия для развития хозяйства.

    3.Уничтожено рабство.

    4.Установлены республики.

Слушают.

Ископаемые: медь, серебро, медная руда, селитра (используется для удобрений)

Аргентина вывозила: мороженое мясо.

Бразилия вывозила: кофе, золото, серебро, каучук, фрукты)

Мексика вывозила: золото, серебро

Колумбия – Индиго, кофе.

В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии - на португальском, в Гаити - на французском.

Первичное закрепление (4-5 минут)

Задаю вопросы – дети отвечают.

1.Почему в Латинской Америке возникло освободительное движение?

2.Почему промышленность столь медленно развивалась в регионе?

3.Что преимущественно экспортировала Латинская Америка?

Составить синквейн, связанный с темой урока. Латинская Америка.

Синквейн – это не простое стихотворение, а творческая работа. Работать будете в парах. Примерный вариант:

Латинская америка – страна

Зависимая, многонациональная.

Освободилась в 19 веке, традиционность, отсталость

Латинская Америка – «плавильный котел»

Л.а. – своеобразная страна.

Думают, отвечают.

Составляют синквейн по теме.

Домашнее задание

Домашнее задание с. 211 учебника, заполнить таблицу: