Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какого цвета крепление звезд кремля. История Кремлевских звезд

Какого цвета крепление звезд кремля. История Кремлевских звезд

August 31st, 2016

В августе 1935 года принимается постановление Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б) о замене старых символов на новые.

До этого исторического момента шпили кремлевских башен украшали геральдические двуглавые орлы. Первого двуглавого орла водрузили на вершине шатра Спасской башни в 50-х годах XVII века. Позднее русские гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля — Никольской, Троицкой, Боровицкой. В октябре 1935 года над Кремлем вместо двуглавых царских орлов появились пятиконечные звезды.

Гербовых орлов предлагали заменить и флажками, как на других башнях, и эмблемами с серпом и молотом, и гербами СССР, но выбрали именно звезды.

Поменять символ Российской империи на символ новой советской власти пытались несколько раз. Еще в годы гражданской войны с этим предложением выступал председатель Совнаркома В.И. Ленин. Однако в условиях тотального экономического развала пожелание вождя революции выполнено не было.

Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда - пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.

Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века. Свастика была изображена на «керенках», свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом. Но почти единогласным решением с подачи Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что «звезда» сильнее «свастики»… Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.

Парад 1935 года. Орлы смотрят как пролетает Максим Горький и портят праздник;)))

И только 23 августа 1935 года принимается постановление Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б) о замене старых символов на новые. Сразу после этого было выпущено сообщение ТАСС, проинформировавшее советский народ: к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящихся на башнях Кремлевской стены, и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на башнях Кремля пятиконечные звезды с серпом и молотом».

Проектирование и изготовление новых кремлевских символов было поручено Центральному аэрогидродинамическому институту им. профессора Н.Е. Жуковского при участии двух московских оборонных заводов. Эскизы утверждал И.В. Сталин.

Подготовку эскизов поручили Е.Е.Лансере. На первом эскизе Сталин написал: Хорошо, но надо бы без круга в центре, при этом «без» было подчеркнуто дважды. Лансере быстро все исправил и отдал новый эскиз на утверждение. Сталин вновь сделал замечание: Хорошо, но надо бы без скрепляющей палки, и слово «без» опять дважды подчеркнул. После этого разработку эскиза звезд передали Ф.Ф.Федоровскому.

Когда эскизы были созданы, изготовили макеты звезд в натуральную величину. Эмблемы серпа и молота временно инкрустировали имитациями драгоценных камней. Каждую звезду-макет осветили двенадцатью прожекторами. Именно так предполагали освещать настоящие звезды на башнях Кремля в ночное время и в пасмурные дни. Когда включили прожекторы, звезды заискрились и засверкали мириадами разноцветных огней.

Осмотреть готовые макеты приехали руководители партии и Советского правительства. Они дали согласие на изготовление звезд с непременным условием — сделать их вращающимися, чтобы москвичи и гости столицы отовсюду могли любоваться ими.

В работе по созданию кремлевских звезд участвовали сотни людей различных специальностей. Для Спасской и Троицкой башен звезды изготовляли в мастерских ЦАГИ под руководством главного инженера института А. А. Архангельского, а для Никольской и Боровицкой — на московских заводах под руководством главного конструктора.

Первые кремлевские звезды были сделаны из красной меди и нержавеющей стали. Для их золочения были построены специальные гальванические цеха. В центре каждой звезды уральскими самоцветами (аметистами, топазами, александритами, горным хрусталем, аквамаринами) был выложен символ СССР — серп и молот, покрытый золотом. Всего потребовалось около 7 тысяч камней величиной от 20 до 200 каратов (один карат равен 0,2гр).

Из докладной Паупера, сотрудника оперативного отдела НКВД: «Каждый камень огранен бриллиантовой гранкой (на 73 грани) и во избежание выпадения заделан в отдельный серебряный каст с серебряным винтом и гайкой. Общий вес всех звезд — 5600кг.»

Рисунок был уникален для каждой звезды. Так Звезду Спасской башни украсили лучи от центра к вершинам, звезду Троицкой башни — колосья. На Боровицкой башне узор звезды повторял ее контур. Звезда Никольской башни была без рисунка.

Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра. Вес стальной несущей рамы, обшитой металлическими листами и украшенной уральскими камнями, достигал тонны.

Конструкция звезд была рассчитана на нагрузку ураганного ветра. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому звезды, несмотря на значительный вес, могли легко вращаться и становиться своей лобовой стороной против ветра.

Звезда для Никольской башни. 1935 год. фот. Б.Вдовенко

Перед установкой звезд на башнях Кремля у инженеров возникли сомнения: выдержат ли башни их тяжесть и штормовые ветровые нагрузки? Ведь каждая звезда весила в среднем тысячу килограммов и имела парусную поверхность в 6,3 квадратных метра. При тщательном исследовании выявилось, что верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Пришлось усилить кирпичную кладку верхних этажей всех башен, на которые предстояло установить звезды. Кроме того, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи.
А шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

Теперь перед специалистами Всесоюзной конторы Стальпроммеханизация Л. Н. Щипаковым, И. В. Кунегиным, Н. Б. Гитманом и И. И. Решетовым встала ответственная задача — поднять и установить звезды на башнях Кремля. Но как это сделать? Ведь самая низкая из них, Боровицкая, имеет высоту 52 метра, а самая высокая, Троицкая,- 77 метров. В то время больших подъемных кранов не было, по специалисты Стальпроммеханизации нашли оригинальное решение. Они спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно встраивали металлическое основание — консоль. На ней-то и собирали подъемный кран.

Наступил день, когда все было готово к подъему пятиконечных звезд. Но прежде решили показать их москвичам. 23 октября 1935 года звезды доставили в Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького и установили на постаментах, обитых кумачом. В свете прожекторов засверкали позолотой лучи, заискрились уральские самоцветы. Осмотреть звезды прибыли секретари городского и районных комитетов ВКП(б), председатель Моссовета. В парк пришли сотни москвичей и гостей столицы. Всем хотелось полюбоваться красотой и величием звезд, которые вскоре должны были вспыхнуть в небе Москвы.

Водрузить тысячекиллограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой - 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских инженеров не существует слова «нет», существует слово «надо».

Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание — консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд.

Звезда для Троицкой башни в Центральном парке культуры и отдыха им. М.Горького

Установка кремлевских звезд стала для Москвы настоящим праздником. Звёзды не стали везти под покровом ночи на Красную площадь. За день до водружения на башни Кремля звёзды выставили на обозрение в Парке им. Горького. Вместе с простыми смертными на звезды приехали посмотреть секретари городского и районных ВКП(б), в свете прожекторов сверкали уральские самоцветы и искрились лучи звёзд. Орлов, снятых с башен, установили здесь же, наглядно демонстрируя ветхость «старого» и красоту «нового» мира.

24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду. Перед подъемом ее тщательно полировали мягкими тряпками. В это время механики проверяли лебедку и мотор подъемного крана.

В 12 часов 40 минут раздалась команда «Вира помалу!» Звезда оторвалась от земли и начала медленно подниматься вверх. Когда она оказалась на высоте 70 метров, лебедка остановилась. Стоявшие на самой вершине башни верхолазы осторожно подхватили звезду и направили на шпиль. В 13 часов 30 минут звезда опустилась точно на опорный штырь. Очевидцы события вспоминают, что в этот день на Красной площади собралось несколько сотен людей, следивших за операцией. В тот момент, когда звезда оказалась на шпиле, вся эта толпа начала аплодировать верхолазам.

На следующий день пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни. 26 и 27 октября звезды засияли над Никольской и Боровицкой башнями. Монтажники настолько отработали технику подъема, что им требовалось на установку каждой звезды не более полутора часов. Исключение составила звезда Троицкой башни, подъем которой из-за сильного ветра продолжался около двух часов. С того момента, как газеты опубликовали постановление об установке звезд, прошло чуть больше двух месяцев. А точнее — всего 65 дней. Газеты писали о трудовом подвиге советских рабочих, которые за такой короткий срок создали настоящие произведения искусства.

Однако новым символам был уготован недолгий век. Уже две первые зимы показали, что из-за агрессивного воздействия московских дождей и снега потускнели и уральские самоцветы, и сусальное золото, покрывавшее металлические детали. Кроме того, звезды оказались непропорционально крупными, что не было выявлено на стадии проектирования. После их установки сразу стало ясно: визуально символы абсолютно не гармонируют со стройными шатрами кремлевских башен.
Звезды буквально подавляли архитектурный ансамбль московского Кремля. И уже в 1936 году в Кремле было принято решение о проектировании новых звезд. Эскизы подготовил известный театральный художник и декоратор, народный художник СССР, академик Ф.Ф. Федоровский. Именно ему принадлежит идея использовать специальное рубиновое стекло вместо металла для декорирования звездных лучей. Он же заново определил форму, размеры и рисунок звезд.

В мае 1937 года в Кремле было принято решение о замене металлических звезд на рубиновые с мощной внутренней подсветкой. Причем Сталин принял решение об установке такой звезды и на пятой кремлевской башне — Водовзводной: с нового Большого Каменного моста открывался потрясающий вид на эту стройную и очень архитектурно гармоничную башню. И она становилась еще одним очень выигрышным элементом «монументальной пропаганды» эпохи.

Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология — «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен — это и дешевле, и цвет глубже.В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер. Им не страшны ржавчина и ураган, поскольку «оправа» звезд выполнена из специальной нержавеющей стали.

Принципиальная разница: флюгера указывают, куда дует ветер, а кремлевские звезды — откуда. Уяснили суть и значение факта? Благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды она всегда упорно становится в лоб против ветра. Причем любого — вплоть до урагана. Даже если вокруг и снесет все подчистую, звезды и шатры останутся целехоньки. Так спроектировано и построено.

Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся… чёрными. Ответ был найден — пятиконечные красавицы нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп. Кстати, тут тоже возникла дилемма — как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.

Главным инженером по разработке и установке звезд был назначен профессор Александр Ланда (Фишелевич). В Самаре до сих пор хранится его проект — пять массивных альбомов чертежей в красных переплетах. Говорят, впечатляют не меньше, чем сами звезды.Но это уже другая история.

А что касается первых звёзд, то одна из них, которая в 1935—1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля, позднее была установлена на шпиле Северного речного вокзала.

Кремлевские звёзды не только вертятся, но и светятся. Чтобы избегать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час. Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе.

Мощность трех — на Спасской, Никольской и Троицкой башнях — 5000 ватт, и 3700 ватт — на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.

За всю историю звезды гасли всего 2 раза. Первый раз, во время Второй Мировой Войны. Именно тогда звёзды были впервые погашены — ведь они были не только символом, но и превосходным маяком-ориентиром. Закрытые мешковиной, они терпеливо пережидали бомбардировки, а когда всё кончилось, выяснилось, что стекло во многих местах повреждено и требует замены. Причём нечаянными вредителями оказались свои же — артиллеристы, защищавшие столицу от налётов фашистской авиации. Второй раз когда Никита Михалков в 1997 году снимал своего «Сибирского цирюльника».

Центральный пульт контроля и управления вентиляцией звезд находится в Троицкой башне Кремля. Там установлено самое современное оборудование. Ежедневно два раза в сутки визуально проверяется работа ламп, а также осуществляется переключение вентиляторов их обдува.
Раз в пять лет стекла звезд моют промышленные альпинисты.

И пара интересных видео о звездах

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!

Осенью 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии — двуглавым орлам, находившимся на верхушках шатров кремлёвских башен с XVII века. Примерно раз в столетие медных позолоченных орлов меняли, как и менялось изображение государственного герба. На момент снятия орлов все они были разного года изготовления: самый старый орёл Троицкой башни - 1870 года, самый новый - Спасской башни - 1912 года.


После Октябрьской революции о необходимости демонтажа двуглавых орлов с кремлёвских башен неоднократно говорил В. И. Ленин. Было несколько предложений по замене гербовых орлов - простыми флажками, как на других башнях, гербами СССР, золочёными эмблемами с серпом и молотом. Но в итоге решили установить звёзды.

20 июня 1930 года управделами СНК СССР Горбунов написал секретарю президиума ЦИК СССР А. С. Енукидзе:

В. И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена - я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма?

C коммунистическим приветом, Горбунов.

В выписке из протокола заседания секретариата ЦИК СССР от 13 декабря 1931 года есть упоминание о предложении включить в смету на 1932 год 95 тыс. рублей на расходы по снятию с кремлёвских башен орлов и замене их гербами СССР. Однако лишь в августе 1935 года выходит постановление Политбюро: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлёвской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом».

Снять двуглавых орлов с башен Кремля и закрепить на них звёзды было делом непростым. Высота самой низкой башни, Боровицкой — 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72 метра. В то время не было больших высотных кранов, которые помогли бы выполнить данную операцию.

Специалистами всесоюзной конторы «Стальпроммеханизация» были разработаны краны, которые устанавливались прямо на верхних ярусах башен. Через башенные окна у основания шатров строились прочные платформы-консоли, на которых и собирали краны. Работы по установке кранов и демонтажу орлов заняли две недели.


Двуглавые орлы, снятые с Никольской и Боровицкой башен, в ЦПКиО им. Горького, 23 октября 1935 года

18 октября 1935 года все 4 двуглавых орла с башен Кремля были сняты. Из-за старой конструкции орла с Троицкой башни его пришлось разбирать прямо на верхушке башни. Работы по снятию орлов и поднятию звёзд проводились опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна. Убедившись, что орлы ценности не представляют, первый заместитель наркома НКВД обратился с письмом к Л. М. Кагановичу: «Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлёвских звёзд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку».

23 октября 1935 года звёзды доставили в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького и установили на постаментах, обитых кумачом. На обзор москвичей и гостей столицы предстали новые символы государственной власти, переливающиеся золотом и уральскими самоцветами. Рядом с искрящимися от света прожекторов золотыми звёздами поставили снятых орлов с содранным золотом, отправленных на следующий день в переплавку.

Новые самоцветные звёзды весили около тонны. Шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен не были рассчитаны на такую нагрузку, поэтому их пришлось изнутри укрепить металлическими опорами и штырями, на которые и планировалось насадить звёзды. Внутри шатра Боровицкой башни установили металлическую пирамиду с опорным штырем для звезды. На вершине Троицкой башни установили прочный металлический стакан. Шатёр Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось полностью разбирать и возводить заново.

24 октября большое количество москвичей собралось на Красной площади, чтобы посмотреть на водружение пятиконечной звезды на Спасскую башню. 25 октября пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября на Никольской и Боровицкой башнях.

Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.

Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года, были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. Для золочения 130 м² листовой меди были специально построены гальванические цеха. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот — символ Советской России, покрытый золотом толщиной 20 мкм.

Рисунок ни на одной из звёзд не повторялся. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к вершинам. Лучи звезды, установленной на Троицкой башне, были выполнены в виде колосьев. На Боровицкой башне узор повторял контур самой пятиконечной звезды. Звезда Никольской башни была гладкой, без рисунка.

Однако очень скоро звёзды потеряли свою первоначальную красоту. Копоть, пыль и грязь московского воздуха, смешиваясь с осадками, заставили самоцветы потускнеть, а золото потеряло свой блеск, несмотря на освещающие их прожекторы. К тому же, они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за своих размеров. Звёзды получились слишком большими и визуально тяжело нависали над башнями. Звезда, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля, позднее была установлена на шпиле Северного речного вокзала.

В мае 1937 года принято решение вместо потерявших блеск самоцветных звёзд установить новые звёзды - светящиеся, изготовленные из рубинового стекла. Рубиновое стекло было сварено по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина на стекольном заводе в Константиновке. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото, которое проигрывало селену в себестоимости и насыщенности цвета.

2 ноября 1937 года новые рубиновые звезды зажглись над Кремлём. К четырём башням со звёздами прибавилась ещё одна, не имевшая ранее окончания в виде орла, - Водовзводная. В отличие от самоцветных звёзд, рубиновые имеют только 3 разных рисунка (Спасская, Троицкая и Боровицкая — одинаковые по рисунку), а каркас каждой звезды — многогранная пирамида. Каждый луч Спасской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной имеет по 8, а Никольской башни — 12 граней.

В основании каждой звезды установлены специальные подшипники, чтобы они, несмотря на свой вес (более 1 тонны), могли вращаться как флюгер. «Оправа» звёзд выполнена из специальной нержавеющей стали производства подмосковного завода «Электросталь».

Каждая из пяти звёзд имеет двойное остекление: внутреннее — из молочного стекла, которое хорошо рассеивает свет, и наружное — из рубинового, толщиной 6-7 мм. Сделано это со следующей целью: на ярком солнечном свете красный цвет звёзд казался бы чёрным. Поэтому внутри звезд поместили слой стекла молочно-белого цвета, которое позволяло звездам смотреться ярко и вдобавок делало незаметными нити накаливания ламп. Звёзды имеют разные размеры: на Водовзводной размах лучей — 3 м, на Боровицкой - 3,2 м, на Троицкой - 3,5 м, на Спасской и Никольской - 3,75 м.

Во время Великой Отечественной войны звёзды потушили и зачехлили брезентом, так как они были очень хорошим ориентиром для вражеской авиации. Когда сняли защитную маскировку, стали видны осколочные повреждения от зенитной батареи ПВО Москвы среднего и малого калибров, располагавшейся в районе Большого сквера Кремля. Звёзды сняли и опустили на землю для ремонта. Полную реставрацию завершили к Новому 1946 году. В марте звёзды снова подняли на башни.

Совершенно по-новому на этот раз остеклили звезды. По специальному рецепту, разработанному Н. С. Шпиговым, было изготовлено трёхслойное рубиновое стекло. Сначала из расплавленного рубинового стекла выдувалась колба, которую покрывали расплавленным хрусталем, а затем молочным стеклом. Сваренный таким образом «слоеный» цилиндр разрезался и выправлялся в листы. Трёхслойное стекло изготовили на стекольном заводе «Красный Май» в Вышнем Волочке. Заново был позолочен стальной каркас. Когда звёзды снова зажгли, они стали ещё ярче и нарядней.


Перед подъемом отреставрированной звезды на Троицкую башню, март 1946 год/kp.ru

Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Изготовлены лампы на Петергофском заводе точных технических камней. В каждой лампе смонтированы две нити накаливания, включённые параллельно, поэтому даже при перегорании одной из них лампа не перестанет светить. а на пульт управления поступит сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут. Мощность электроламп в звёздах на Спасской, Троицкой, Никольской башнях - 5 кВт, на Боровицкой и Водовзводной - 3,7 кВт.

Для предохранения звёзд от перегрева была разработана вентиляционная система, состоящая из фильтра для очистки воздуха и двух вентиляторов, один из которых является резервным. Перебои в электроснабжении не страшны для рубиновых звёзд, так как они имеют автономное питание.

Моют звёзды, как правило, каждые 5 лет. Ежемесячно для поддержания надёжной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы. Более серьёзные работы проводятся каждые 8 лет.

Второй раз за свою историю звёзды были погашены в 1996 году во время съёмок сцены ночной Москвы для фильма «Сибирский цирюльник» по личной просьбе режиссёра Никиты Михалкова.

Использованы материалы:

24.01.2016 0 5978


До 1935 года в самом центре страны победившего социализма еще красовались золоченые символы царизма — двуглавые орлы. Ими три века венчались четыре кремлевские башни — Троицкая, Спасская, Боровицкая и Никольская.

Орлы эти не восседали на шпилях столетиями — их периодически меняли. До сих пор продолжаются споры, из какого они были материала — металла или позолоченного дерева. Есть предположения, что туловища орлов были деревянными, а отдельные детали — металлическими.

Кадр из фильма "Цирк". На Спасской башне и на Историческом музее мы видим двухглавых орлов. В 1936 году, когда фильм вышел в прокат, орлов уже заменили на звезды.

ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

В первые годы советской власти все двуглавые орлы в государстве были уничтожены. Все, кроме четырех — тех, что взлетел и выше всех и поселились на башнях Московского Кремля. Но со временем добрались и до них. В 1930 году власти обратились к художнику и искусствоведу Игорю Грабарю с просьбой оценить художественную и историческую ценность кремлевских орлов.

Тот ответил, что «...ни один из существующих ныне на кремлевских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем».

Оставим это заключение на совести автора. Так или иначе, но в августе 1935 года было опубликовано сообщение ТАСС: «Совет народных комиссаров и ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на башнях кремлевской стены, и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на башнях Кремля пятиконечные звезды с серпом и молотом».

Замена орлов на звезды

18 октября 1935 года все орлы с башен Кремля были сняты. Орла с Троицкой башни из-за его старой конструкции пришлось разбирать прямо на месте. Работы по снятию птиц и установке звезд проводились опытными верхолазами под бдительным контролем НКВД. Проектирование и изготовление первых кремлевских звезд было поручено двум московским заводам и мастерским ЦАГИ.

Эскизы представил известный художник-декоратор академик Федоровский. По его проекту звезды, предназначенные для разных башен, отличались друг от друга размерами и декором. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев, звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанные один в другой.

А лучи звезды Никольской башни рисунка не имели. Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковых размеров. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 м. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были чуть меньше.

Несущая конструкция выполнялась в виде легкого, но прочного каркаса из нержавеющей стали, на который накладывались листы красной меди, покрытые сусальным золотом. На каждой звезде с двух сторон укрепили эмблемы серпа и молота, украшенные драгоценными уральскими камнями — горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами. На изготовление восьми эмблем ушло около 7 тысяч камней.

В итоге каждая звезда весила около 1 000 кг и к тому же имела парусность площадью до 6 м2. При тщательном исследовании выявилось, что верхние перекрытия башен и их шатры пребывают в плачевном состоянии. Пришлось усилить кирпичную кладку верхних этажей и оснастить конструкцию дополнительными металлическими связями.

ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА

По принятым правительством эскизам были изготовлены макеты звезд в натуральную величину. Серп и молот инкрустировали имитациями драгоценных камней. Каждый макет был освещен несколькими прожекторами, в лучах которых звезды засверкали мириадами разноцветных огней. Посмотреть на них и выставленных там же снятых с башен орлов приехали члены правительства, а затем собрались многие тысячи москвичей. Всем хотелось полюбоваться красотой и величием звезд, которые вскоре должны были вспыхнуть в небе Москвы.

24 октября 1935 года на Спасской башне установили первую звезду, предварительно отполировав ее. В 12:40 раздалась команда: «Вира помалу!», и огромная конструкция, оторвавшись от земли, медленно поползла вверх. Когда она оказалась на высоте 70 м, лебедка остановилась.

Стоявшие на самой вершине башни верхолазы осторожно подхватили звезду и направили на шпиль. В 13:00 звезда опустилась точно на опорный штырь. В этот день на Красной площади собрались сотни людей. В тот момент, когда звезда оказалась на шпиле, толпа разразилась аплодисментами.

На следующий день звезда была установлена на шпиле Троицкой башни, а 26 и 27 октября звезды засияли над Никольской и Боровицкой башнями. Монтажники уже так отработали технику подъема, что им требовалось на установку каждой звезды не более полутора часов. Исключение составила звезда Троицкой башни, подъем которой из-за сильного ветра продолжался около двух часов.

Жизнь новых символов оказалась недолгой. Уже через год под воздействием осадков потускнели камни-самоцветы. К тому же звезды не очень вписывались в архитектурный ансамбль из-за своих слишком больших размеров. Поэтому в мае 1937 года было решено заменить их на новые — светящиеся, рубиновые, установив такую же и на Водовзводной башне.

Специальное рубиновое стекло для новых звезд было сварено на Константиновском стеклозаводе. Всего поребовалось изготовить 500 м2 стекла. В основании каждой звезды установили мощные подшипники, чтобы они могли вращаться, как флюгер. Но, в отличие от флюгера, указывающего, куда дует ветер, звезды, благодаря ромбовидному поперечному сечению, всегда располагаются лицом к нему. При этом они способны выдерживать напор даже ураганного ветра.

ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ...

Казалось бы, все прекрасно. Но вдруг обнаружилось, что при солнечном свете рубиновые звезды смотрятся черными! Решение было найдено: стекла следовало сделать двухслойными, причем внутренний слой должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Заодно это обеспечивало более ровное свечение и скрывало нити накаливания ламп.

Чтобы свечение всей поверхности звезды было ровным, использовалось стекло различной толщины и насыщенности окраски, а лампы были заключены в призматические рефракторы. Чтобы защитить стекло от теплового воздействия мощных (до 5 000 Вт) ламп, была организована вентиляция внутренней полости. Через звезды пропускается около 600 м3 воздуха в час, что полностью защищает их от перегрева.

Кремлевским светилам не грозит и отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. В каждой звездной лампе смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной из них лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Интересен механизм смены ламп: к звезде даже не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется до получаса.

За всю историю звезды гасли всего дважды. Первый раз — во время войны, когда они были погашены, чтобы не стать маяком-ориентиром для немецких бомбардировщиков. Закрытые мешковиной, они терпеливо пережидали бомбардировки, но, когда все кончилось, выяснилось, что отдельные стекла повреждены и требуют замены. Причем невольными виновниками оказались наши зенитчики.

Второй раз звезды ненадолго погасли по просьбе Никиты Михалкова в 1997 году, когда он снимал своего «Сибирского цирюльника». С тех пор кремлевские звезды горят непрестанно, став главным символом российской столицы.

Казалось бы, ничто им не угрожает. После распада Советского Союза кремлевские звезды не были демонтированы, в отличие от другой советской символики (серпы и молоты, гербы на дворцах и т. п.). И все же их судьба сегодня не столь безоблачна. Уже четверть века в обществе не утихают дискуссии об уместности советской символики над Кремлем. Будут ли они светить и дальше, покажет время.

Нидриг работал на стекольной фабрике с самого детства, и сколько себя помнил, занимался одним и тем же, - он насыпал в огромный котел отборный песок, а затем подкладывал дрова, и спустя несколько часов в котле уже булькала вязкая смесь – будущее стекло. Потом начиналась смена стеклодувов, которые делали посуду, а Нидриг уходил домой. И так каждый день.
Работать на стекольной фабрике у богатого хозяина считалось в те времена престижным делом у простого люда. Изделия из стекла, а они были не прозрачно белыми, как сейчас, а мутно зелеными, ведь песок был не лучшего качества, ценились дороже серебряных, и купить их могли только самые богатые люди. Но наибольшей ценностью считалось цветное стекло, получить которое было очень непросто. Стекольщики тайно сотрудничали с алхимиками, чтобы добиться стекла редкого цвета, и научились делать матовое стекло, которое можно было получить, добавляя в песок кости животных. Используя песок другого качества, можно было получать более зеленое стекло. А других цветов в ту пору не знали, как алхимики ни старались.

Нидриг шел на работу сквозь дремучий лес по проложенной им же тропинке. Стекольная фабрика находилась в лесу, ведь для того, чтобы нагреть котел с песком до высокой температуры необходимо было очень много дров, а самый выгодный способ был строить фабрику прямо в чаще леса. Утренние сумерки позволяли видеть дорогу, но даже если бы была глубокая ночь, Нидриг бы не заблудился. Он помнил здесь каждое дерево.
Когда он поравнялся со старым раскидистым дубом, из-за ствола вышла нищая старуха с котомкой на плече.
- Подай монетку, добрый человек! – скрипучим голосом обратилась она к юноше.
- Не самое удачное место, чтобы просить милостыню, - сказал Нидриг, доставая из кармана единственную монетку, что была у него. – Иди лучше в город, на главную площадь. Там много богатеев прогуливается, они подадут тебе лучше, чем я.
Он протянул монету старухе.
Нищая повертела ее, разглядывая с разных сторон, и с сожалением произнесла:
- Да, мало ты дал мне, Нидриг!
- Когда бедняк отдает последнее, это больше, чем подношения богатеев, разве не так? – Нидриг чуть было не обиделся, но спохватился, - Откуда ты знаешь меня?
Старуха хрипло засмеялась.
- Как же мне не знать самого богатого человека в нашем городе!
- Ты что-то напутала, я далеко не богат! - теперь уже смеялся Нидриг.
- Ты скоро будешь очень богат, мой мальчик, - зашептала старуха. - И, надеюсь, тогда ты одаришь меня щедрее.
Она схватила его за руку, и внимательно всмотрелась в его ладонь.
- Да, все правильно! Но прежде, ты встретишь свою любовь!
- Какую еще любовь! – Нидриг выдернул руку. – Спасибо за приятное гадание, но мне нужно спешить, иначе хозяин выгонит меня с работы, и мы будем просить милостыню вместе.
Он поспешил от старухи прочь.
- Верь мне! – крикнула ему вслед старуха. – Только будь решительнее, мальчик. Борись за свое счастье!

Нидриг сломя голову спешил на работу. Он так боялся опоздать, что пришел даже несколько раньше. Он сразу же приступил к делу, лихорадочно колол дрова, насыпал песок в огромный котел, но мысли сами собой возвращались к утренней встрече. «Быть богатым, это хорошо», - думал он, – «Любовь встретить – еще лучше. Но старуха, скорее всего, была просто сумасшедшей».

Смена Нидрига подходила к концу, раскаленное стекло уже булькало в котле, и стеклодувы тут же взялись за дело. В этот момент нельзя было медлить, ведь жидкое стекло могло остыть или же перегреться. В первом случае ничего бы не получилось, к тому же пришлось бы менять котел, ведь отскрести затвердевшее стекло было бы уже невозможно, а во втором случае, изделие вышло бы излишне хрупким и ломким.

Хозяин идет! – крикнул кто-то из рабочих, и стеклодувы утроили свои усилия. Нидриг тоже старательно засуетился у своего котла. В общем-то, его работа уже закончилась, но нужно же было показать хозяину, что он прилежный работник.
Хозяин посещал свою фабрику несколько раз в неделю. Он строго следил за работой своих подчиненных, и если ему казалось, что кто-то ненадлежащим образом выполняет свою работу, нерадивый работник тут же рисковал быть уволенным. Благо, желающих получить работу хватало.
В этот раз он пришел не один, а в сопровождении красивой девушки. Нидриг не заметил хозяина, потому что все его внимание было сконцентрировано на прекрасной спутнице фабриканта.
- Кто она? – шепотом спросил Нидриг одного из рабочих.
- Ты что, Нидриг? – удивился тот. – Это ведь Иниталь, дочь хозяина. Как же ты мог забыть ее, ведь когда вы были детьми, вы были так дружны! Хотя, честно говоря, с тех пор она очень изменилась, настоящая красавица!
Нидриг изумленно смотрел на девушку. Неужели эта утонченная красавица и есть та самая озорная девчонка, которую он так любил дергать за косы! А она носилась за ним, и посыпала его песком.
- Она вряд ли помнит меня, - думал Нидриг. – А если и помнит, то даже здороваться не будет. Ведь она богата, а я беден! А ведь в детстве мы совсем не думали, что нас разделяет такая глубокая пропасть.

Когда Нидриг был ребенком, он часто бывал на стекольной фабрике, где работал его отец. Хозяин приходил со своей дочерью, и не обращал внимания на то, как она веселится с Нидригом. Прошло время, девочку отдали в школу при монастыре, и она перестала приходить на фабрику. Нидриг же, повзрослев, занял место своего отца, который к тому времени уже не в состоянии был работать, и стал единственным кормильцем в семье. Денег хватало едва, чтобы прокормить семью, но на большее он и не мог рассчитывать.

Здравствуй, Нидриг, услышал он мелодичный голос Иниталь, и поднял глаза на девушку. – Ты помнишь меня?
- Я не забывал о тебе ни на минуту, - сказал Нидриг, и это была сущая правда. – Ты стала еще прекраснее.
- Спасибо, - она улыбнулась. – Тебя тоже не узнать, - ты просто видный жених теперь!
- Мне некогда думать о невестах, главное работа, - буркнул Нидриг.
- Что за болтовня на рабочем месте! – сурово окрикнул юношу хозяин.
- Отец, это же Нидриг! – вмешалась Иниталь. - Помнишь, я так весело играла с ним, когда мы были детьми?
- Но сейчас вы давно уже не дети, - хмуро сказал хозяин фабрики. – Теперь у вас ничего нет общего, кроме воспоминаний, и давно уже пора позабыть детские глупости. Не отвлекай его от работы.
Он развернулся и пошел прочь, показывая, что разговор закончен.
- Я еще приду! – шепнула Иниталь юноше, и поспешила за отцом.

Последний час своей смены Нидриг провел как во сне. Перед глазами все время стоял образ Иниталь, прекрасной гордой девушки, то вдруг захлестывали воспоминания детства, и Нидриг видел перед собой озорную девчонку, с торчащими в разные сторонами косичками. Как-то он признался ей в любви, и неумело поцеловал в нежную щеку, а она обозвала его глупым, и влепила затрещину. Нидриг тихо рассмеялся, вспоминая, что чувствовал себя тогда полным идиотом. Ведь ему казалось, что все было настолько серьезно! Он обиделся на Иниталь, и даже не разговаривал с ней два дня, а потом, все как-то забылось.
Рабочий день закончился, и Нидриг поспешил домой. Засыпал он с мыслями об Иниталь.

На следующий день девушка пришла на фабрику без отца. Нидриг усердно растапливал котел, стараясь скрыть охватившее его смущение, а Иниталь заворожено глядела, как булькает в котле раскаленное стекло.
- А помнишь, - сказала она, - мы вот так же сидели и смотрели на стекло, а твой отец, точно как ты сейчас, подкладывал дрова в огонь и рассказывал нам интересные истории.
- Я все помню, - сказал Нидриг. – Он говорил, что расплавленное стекло подобно нашей кипящей жизни, а затвердевший бокал – это память о нас. И когда он разбивается, нас забывают. Но все больше и больше появляется новых бокалов. Жаль, что простые люди не могут купить себе посуду из стекла, только лишь глиняную.
- Твой отец говорил, что придет время, и каждый человек на земле будет иметь стеклянную посуду, и стоить она будет совсем недорого. Он говорил, что для этого и работает.
- Да, - вздохнул Нидриг, - он не жалел себя. А ты, правда, веришь, что даже бедняк когда-нибудь сможет купить себе чашку из настоящего стекла?
Девушка пожала плечами.
- Кто знает! Я всегда верила твоему отцу.
- А ты помнишь, как сыпала мне песок за шиворот? – лукаво спросил Нидриг.
- А ты весело фыркал, пытаясь отряхнуться, - рассмеялась Иниталь.
Она зачерпнула песок из огромного ящика в свою ладонь, и он золотой лентой заструился сквозь ее тонкие пальцы обратно в ящик.
- Твой отец говорил, что людей на свете столько же, сколько песчинок в этой куче, - задумчиво произнесла она, разглядывая песчинки. – Неужели так много?
Она резко отряхнула руки.
- Я уж подумал, ты снова осыплешь меня песком! – весело сказал Нидриг.
- Нет уж! Ты снова будешь дергать меня за косы, а ты теперь вон какой сильный!
Они рассмеялись.
- А ты помнишь, как поцеловал меня? – неожиданно спросила Иниталь.
- Я бы и сейчас повторил это, - сказал Нидриг, поражаясь невесть откуда взявшейся смелости.
Иниталь покраснела и убежала.
“Я полный идиот!” – вынес себе приговор Нидриг. – “Я обидел ее, она больше не придет”.

Но, спустя день, Иниталь пришла снова, и приходила каждый день. Они говорили о самых разных вещах, то вспоминали снова детство, то принимались фантазировать о том, каким будет будущее, или просто молчали, глядя как плавится стекло в котле и потрескивает огонь. Им было просто хорошо вместе.
Нидриг с каждым днем ловил себя на мысли, что с нетерпением ждет прихода девушки. Очень скоро у него пропал аппетит, началась бессонница, а мысли в голове сами собой стали слагаться в рифмы. Нидриг понял, что по-настоящему влюбился. “В одном старуха точно была права”, думал он. “Любовь я встретил”.
Он стоял у своего котла, и в перерывах между работой, когда никто не видел, писал на клочке бумаги стихи для своей Иниталь.
“Она самая прекрасная девушка на всей земле!” – думал он. “Но что ей нужно здесь, на фабрике? Она живет в роскоши, у нее много богатых кавалеров. Почему же она приходит сюда? Неужели ей так интересен процесс варки стекла?”
- Глупый, она к тебе приходит!
Нидриг вздрогнул и покраснел, услышав за спиной голос одного из рабочих. Бедный юноша не заметил, как начал рассуждать вслух.
- Еще чего! – недовольно буркнул смущенный Нидриг. – И нечего подслушивать, в конце концов!
- Работать, а не болтать! – осадил всех вошедший в цех хозяин.
Дочери с ним не было.
- Это что такое? – хозяин бесцеремонно выдернул из кармана Нидрига сложенный лист бумаги.
- Отдайте! – крикнул Нидриг.
Хозяин не обратил на него внимания, и стал читать:

Когда города устают,
И улицы тихо пустеют,
Я слышу как гимны поют
Во славу моей королевы.
Неслышимые голоса,
Невидимые почитатели:
То звезды, луна, небеса,
Крупицы от лика Создателя.

Это ты для моей дочери стишки пишешь, нищий?!
Нидриг стоял ни жив, ни мертв, не в силах ответить что-либо.
- С чего вы взяли, ваша милость! – вступился за парня тот самый рабочий. – Он посвятил стихи жене нашего славного монарха. Или ваша дочь за короля уже замуж вышла? Извините, не знал. Примите поздравления!
Стекольщики засмеялись.
- Молчать! – рявкнул на них фабрикант.
Он подошел к Нидригу вплотную и гневно произнес:
- Мне не нравится, что моя дочь проводит здесь слишком много времени!
- А я здесь причем? – обретя дар речи спросил Нидриг.
- А при том, что лишишься работы, если это повторится! С дочерью я уже поговорил. Я не для того отдавал ее обучаться в элитный пансион, чтобы чтобы она потом общалась с необразованным рабочим! Пора осознать свое место, парень. Где ты, а где она! Тебе никогда не стать равным моей дочери, запомни это. Никогда! С завтрашнего дня ты будешь работать в ночную смену, так будет лучше.
Хозяин резко развернулся и вышел. Нидриг стоял не шелохнувшись и тупо глядел на закрывшуюся за фабрикантом дверь. Он чувствовал себя совершенно разбитым и втоптанным в грязь.
- Эй, парень, не бери в голову! – сказал рабочий, и дружески хлопнул его по плечу. – Ты еще покажешь себя, я уверен. А девицу эту забудь, так будет лучше и для нее, и для тебя.
- Посмотрим, - тихо сказал Нидриг.

С тех пор Нидриг стал работать по ночам. Нельзя сказать, будто бы это было тяжело для него, он привык отсыпаться днем. Гораздо сложнее он переживал разлуку с Иниталь. Через несколько дней тоска настолько захлестнула Нидрига, что он решился на отчаянный шаг.
Ранним утром после работы он отправился в город, где без труда нашел роскошный особняк своего хозяина. Он пробрался в сад, и к своей величайшей радости увидил Иниталь. Она поливала цветы и пела грустную песню.

То был июль. Жара и зной.
В пустом саду совсем одна
Роза цвела.
Ее печальной красотой
Пленялись солнце и луна,
Белым бела.
В честь ее аромата
Ветер пел серенады,
Бабочки и стрекозы,
Ласточки и скворцы.
День все длиннее,
Зной все сильнее.
Роза поникла,
Слишком уж сильно
Солнце палило. В такой жаркий день
Розе нужна благодатная тень,
Дождь чтоб ее лепестки оросил.
Роза лишалась сил.

То был июль. Жара и зной.
Смертельный зной
Для розы той.

Нидриг так заслушался, что чуть было не упустил ее, - девушка направилась к дому.
- Иниталь! – окликнул ее Нидриг.
Девушка вздрогнула и обернулась.
- Нидриг?
- Я очень хотел увидеть тебя, - Нидриг вышел из кустов, скрывавших его.
- Я так рада, что ты здесь! – сказала Иниталь. – Я очень скучала по тебе. Отец запретил видеться с тобой, пригрозив, что иначе прогонит тебя с работы.
- Зачем мне работа, если… - Нидриг замолчал.
Он взял девушку за руку, и заглянув в ее глаза, спросил:
- Ты помнишь, когда мы были детьми, я сказал, что люблю тебя?
- Я все помню, - сказала Иниталь, опустив глаза.
- Я люблю тебя.
- Я тоже, - прошептала девушка.
Нидриг глубоко вздохнул, пытаясь сдержать охватившее его ликование. Он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете.
- Я пришел просить твоей руки, - сказал он.
- Но отец никогда не выдаст меня за тебя, - вздохнула Иниталь. – Он прогонит тебя, лучше уходи! Будем встречаться втайне от него.
- Но я не хочу тайны! – воскликнул Нидриг. – Я хочу, чтобы все знали, как сильно я люблю тебя! Я скажу твоему отцу, что буду хорошо работать. Вдруг он все же согласится?
Он решительно направился к дому.
- Ты сошел с ума! – крикнула ему вдогонку Иниталь.

Как и следовало ожидать, хозяин стекольной фабрики был вне себя от бешенства.
- Ты так ничего и не понял? Ты не ровня моей дочери! Тебе даже в этом доме находиться не пристало! Ты чернь, голытьба! Ступай вон! И можешь готовиться к увольнению, пока я не подыщу тебе замену.
- Я так и знала, - печально прошептала Иниталь.
- Если ты, правда, любишь меня, - сказал Нидриг, когда хозяин не мог его слышать, - приходи сегодня ночью к церкви. Мы обвенчаемся тайно.
- Я люблю тебя. Я приду, - серьезно ответила девушка.

На все свои сбережения, скопленные за долгие годы работы, юноша купил два обручальных кольца из чистого золота, и поздней ночью, вдали от посторонних глаз, Нидриг и Иниталь обвенчались.
А потом он привел ее на стекольную фабрику. Котел со стеклом еще не успел остыть, и Нидриг подбросил новых дров в огонь. Стекло забурлило.
- Пусть никто, кроме нас двоих, никогда не узнает, что наша любовь скреплена священными узами, - торжественно сказал Нидриг. – Эту тайну мы доверим только стеклу.
И они сняли свои обручальные кольца, которые были на их руках всего около часа, и бросили их в кипящую смесь, которая с жадностью поглотила их.
- Я буду любить тебя всю жизнь! – сказала Иниталь.
- Я буду любить тебя вечность! – сказал Нидриг, и поцеловал ее.
- Мне пора! – спохватилась девушка. – Отец может заметить мое исчезновение. Прощай!
- Я провожу тебя, - сказал Нидриг. – Ночью лес может быть опасен.

Когда он вернулся, уже начинал брезжить рассвет. Пришли стеклодувы, а вслед за ними и хозяин.
- Я нашел тебе замену. Завтра можешь не приходить, - сказал тот.
Нидриг не успел ответить, как раздался изумленный крик одного из стеклодувов:
- Стекло! Не может быть! Оно стало красным!
Все сбежались смотреть на чудо. Хозяин с трудом протиснулся сквозь толпу рабочих, и, взяв в руки только что отлитый бокал, посмотрел сквозь него на свет. Стекло отливало цветом драгоценного рубина.
- Делать только самые изысканные формы! – хозяин лихорадочно отдавал распоряжения. – Один сервиз я отправлю самому королю! Рубиновое стекло! Никто в мире не производит этот цвет! Я буду сказочно богат! Но как это получилось? А?
Все посмотрели на Нидрига, который залился краской, неотличимой от цвета только что полученного стекла.
- Что ты добавил в стекло? – неестественно ласково спросил его хозяин.
Нидриг пристально посмотрел на него и ответил:
- Это мой секрет!
- Я заплачу тебе. И не уволю, - сказал хозяин, теряя терпение. - Говори!
- Вот мои условия, - спокойно сказал юноша. - Я хочу 60 процентов от прибыли, полученной от продажи рубинового стекла. За это каждый раз я буду делать его для вас. Но секрета не открою.
- Шестьдесят процентов? – хозяин побагровел. - Да ты, парень, рехнулся! Или забыл, с кем разговариваешь?!
- Хорошо, - невозмутимо ответил Нидриг. – Я пойду работать на другую фабрику. Уверен, мне будут очень рады.
- Десять процентов! – крикнул хозяин.
- Мне было очень приятно у вас работать, - сказал Нидриг, собирая свои вещи.
- Тридцать восемь! – выдавил фабрикант.
- До свидания! – через плечо бросил Нидриг, и направился к выходу.
- Согласен! - быстро сказал хозяин, и нехотя протянул ему руку.
- Ну вот и хорошо, - Нидриг улыбнулся, и договор был скреплен крепким рукопожатием, а затем оформлен на бумаге.
Хозяин не скрывал своего ликования. Да, парень оказался не прост, каким казался, но тех сорока процентов, которые ему доставались, хватило бы, чтобы покрыть всю прибыль, получаемую от продажи обычного стекла! Ведь теперь его клиентами станут самые богатые лорды, каждый из которых непременно захочет приобрести редчайшие изделия из рубинового стекла.
Уже спустя пару месяцев Нидриг стал самым богатым человеком в городе.
- Хозяин, - сказал как-то Нидриг, который по привычке называл отца Иниталь хозяином, хотя они давно уже стали равнозначными партнерами, - вы помните наш разговор по поводу вашей дочери?
- Я уж думал, ты забыл, – смутился фабрикант.
- Так что?
- Я почту за честь, если ты возьмешь ее в жены! - честно признался тот.
- Вот и славно! – ответил счастливый Нидриг.
И они сыграли великолепную свадьбу, Иниталь и Нидриг снова обвенчались, на этот раз уже официально. Когда молодожены выходили из церкви, в толпе зевак Нидриг заметил ту самую старуху, которая нагадала ему любовь и богатство. Он отстегнул от пояса свой тугой кошелек, набитый золотом, и протянул его нищей:
- Прости, что усомнился в твоем гадании.
- А я не гадалка, мальчик. Просто хотела, чтобы тебе было приятно. Ты сам сотворил свое счастье, - старуха засмеялась, и исчезла в толпе.

Через год у Иниталь и Нидрига родился замечательный сын, а когда он достиг совершеннолетия, Нидриг передал ему секрет рубинового стекла.
С тех пор, чтобы получить рубиновый цвет, в стекло всегда добавляют немного золота.

Шпили кремлевских башен украшали геральдические двуглавые орлы. Московский Кремль имеет 20 башен и только четыре из них были увенчаны гербом государства. Первого двуглавого орла водрузили на вершине шатра Спасской башни в 50-х годах XVII века. Позднее русские гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля: Никольской, Троицкой, Боровицкой.

Вопрос о замене царских орлов на башнях Кремля на фигуры, символизирующие новый период в жизни страны, неоднократно возникал уже вскоре после революции 1917 года. В 1930 году специалисты реставрационных мастерских под руководством Игоря Грабаря дали заключение, согласно которому фигуры двуглавых орлов исторической ценности не представляли и, следовательно, могли быть заменены. Вместо "символов царизма" решили установить звезды.

23 августа 1935 года было опубликовано решение Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами с серпом и молотом к 7 ноября 1935 года.

24 октября 1935 года при большом скоплении народа на Красной площади на Спасскую башню была водружена пятиконечная звезда. 25 октября звезду установили на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой башнях.

Корпус звезд был выполнен из нержавеющей стали, облицованной медными золочеными листами. В центре них с двух сторон находились серп и молот, украшенные уральскими самоцветами — топазами, аметистами, аквамаринами. Каждый из семи тысяч камней, использованный для декора, был огранен и помещен в оправу.

Рисунок ни на одной из звезд не повторялся. Расстояние между их лучами на Спасской и Никольской башнях составляло 4,5 метра, на Троицкой и Боровицкой — соответственно четыре и 3,5 метра. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к вершинам. Лучи звезды, установленной на Троицкой башне, были выполнены в виде колосьев. На Боровицкой башне узор повторял контур самой пятиконечной звезды. Звезда Никольской башни была гладкой, без рисунка.

Звезды весили около тонны каждая. Шатры кремлевских башен не были рассчитаны на такую нагрузку, поэтому перед установкой звезд их укрепили, а на Никольской — построили заново. Подъем звезд в то время был большой технической проблемой, так как не было высотных башенных кранов. Для каждой башни пришлось изготовить специальные краны, их установили на консолях, укрепленных на верхних кирпичных ярусах.

Освещенные снизу прожекторами, первые звезды украшали Кремль почти два года, но под воздействием атмосферных осадков самоцветы потускнели и потеряли свой праздничный вид. К тому же они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за своих размеров. Звезды получились слишком большими и визуально тяжело нависали над башнями.

В мае 1937 года было решено установить к двадцатилетию Октябрьской революции новые звезды, причем на пяти кремлевских башнях, в том числе на Водовзводной.

2 ноября 1937 года новые звезды зажглись над Кремлем. В их создании участвовали свыше 20 предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты.

Эскизы новых звезд разработал народный художник СССР Федор Федоровский. Он предложил рубиновый цвет стекла, определил форму и рисунок звезд, а также их размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Пропорции и размеры были выбраны настолько удачно, что новые звезды, несмотря на то, что их установили на башнях различной высоты, кажутся с земли одинаковыми. Достичь этого удалось благодаря различной величине самих звезд. Самая маленькая звезда горит на Водовзводной башне, расположенной в низине: расстояние между концами ее лучей три метра. На Боровицкой и Троицкой звезды крупнее — соответственно 3,2 и 3,5 метра. Самые большие звезды установлены на Спасской и Никольской башнях, расположенных на возвышенности: размах их лучей — 3,75 метра.

Основной несущей конструкцией звезды является объемный пятиконечный каркас, опирающийся у основания на трубу, в которой размещаются подшипники для ее вращения. Каждый луч представляет собой многогранную пирамиду: у звезды Никольской башни двенадцатигранную, у остальных звезд — восьмигранную. Основания этих пирамид сварены между собой в центре звезды.

Для равномерного и яркого освещения всей поверхности звезды на Московском электроламповом заводе были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью в 5000 ватт для звезд Спасской, Никольской и Троицкой башен и 3700 ватт для звезд Боровицкой и Водовзводной башен, а для предохранения звезд от перегрева специалисты разработали особую вентиляционную систему.

Для более надежной работы ламп в каждой из них смонтированы две нити (спирали) накаливания, включенные параллельно. Если одна из них перегорает, то лампа продолжает светиться с уменьшенной яркостью, а автоматическое устройство сигнализирует на пульт управления о неисправности. Лампы обладают чрезвычайно высокой световой отдачей, температура нити накаливания достигает 2800°С. Для того чтобы световой поток равномерно распределялся по всей внутренней поверхности звезды, и особенно в концах лучей, каждую лампу заключили в рефрактор (объемную пустотелую пятнадцатигранную фигуру).

Сложной задачей было создание специального рубинового стекла, которое должно было иметь разную плотность, пропускать красные лучи определенной длины волн, быть устойчивым к резким перепадам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Оно было изготовлено под руководством известного специалиста-стекольщика Никанора Курочкина.

Чтобы свет равномерно рассеивался, каждая кремлевская звезда имела двойное остекление: внутреннее, из молочного стекла, толщиной два миллиметра, и наружное, из рубинового стекла, толщиной шесть-семь миллиметров. Между ними предусматривался воздушный зазор в 1-2 миллиметра. Двойное остекление звезд было вызвано особенностями рубинового стекла, которое имеет приятный цвет только при подсвечивании с противоположной стороны, однако при этом отчетливо просматриваются контуры источника света. Без подсвечивания рубиновое стекло выглядит темным даже в яркие солнечные дни. Благодаря внутреннему остеклению звезд молочным стеклом свет лампы хорошо рассеивался, нити накаливания становились незаметными, а рубиновое стекло при этом высвечивалось наиболее ярко.

Освещаются звезды изнутри и днем и ночью. При этом для сохранения сочного рубинового цвета днем они подсвечиваются сильнее, чем ночью.

Несмотря на значительную массу (около одной тонны), звезды на кремлевских башнях сравнительно легко вращаются при изменении направления ветра. Благодаря своей форме они всегда устанавливаются лобовой стороной против ветра.

В отличие от первых несветящихся звезд, рубиновые имеют только три разных рисунка (Спасская, Троицкая и Боровицкая одинаковые по рисунку).

Механизмы для обслуживания кремлевских звезд расположены внутри башен. Управление оборудованием и механизмами сосредоточено на центральном пункте, куда автоматически подаются сведения о режиме работы ламп.

В годы Великой Отечественной войны звезды, как и весь Кремль, были замаскированы. В 1945 году, сняв камуфляж, специалисты обнаружили, что от осколков снарядов зенитной артиллерии на рубиновых стеклах появились трещины и пробоины, которые ухудшили их внешний вид и затруднили эксплуатацию. Реконструкция кремлевских звезд проводилась с 7 сентября 1945 года по 7 февраля 1946 года. Во время нее заменили остекление звезд на трехслойное, состоящее из рубинового стекла, хрусталя и молочного стекла. Рубиновым стеклам на звездах Спасской, Троицкой и Боровицкой башен придали выпуклую форму. Во время реконструкции удалось также улучшить освещенность звезд. Во всех пяти лучах каждой звезды были сделаны смотровые люки.

Были установлены электрические лебедки для замены ламп в звездах и монтажа оборудования, но основные механизмы остались прежними — образца 1937 года.

Моют звезды, как правило, каждые пять лет. Ежемесячно для поддержания надежной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы; более серьезные работы проводятся каждые восемь лет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников